ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ АРТ-ПРОЕКТОВ СЕМЕЙНОГО ТВОРЧЕСТВА
Татьяна Юрьевна СЕМАК,
аспирантка кафедры социально-культурной деятельности
факультета государственной культурной политики
Московского государственного института культуры, г. Москва, Россия
e-mail: [email protected]
В статье рассматривается влияние дополнительного образования на гармоничное развитие и становление личности школьника. Выявляется педагогический потенциал современных учреждений дополнительного образования в организации особой формы взаимодействия с семьями - арт-проектов семейного творчества. Признаётся целесообразность применения арт-технологий в процессе организации детского и семейного досуга в современных учреждениях дополнительного образования. Собранный материал статьи обосновывает положительное влияние организованного семейного досуга на качество детско-родительских отношений.
Ключевые слова: дополнительное образование, детский досуг, семейное творчество, арт-технологии.
PEDAGOGICAL POTENTIAL OF THE MODERN INSTITUTIONS OF ADDITIONAL EDUCATION IN THE ORGANIZATION OF ART PROJECTS FAMILY'S CREATIVITY
T. Yu. Semak, doctoral student of Department of social and cultural activities, Faculty of State Cultural Policy, Moscow State Institute of Culture, Moscow, Russia
e-mail:[email protected]
The article examines the impact of additional education in the harmonious development and formation of personality schoolchild. The pedagogical potential of modern institutions of additional education in the organization of a special form of interaction with families is revealed - art projects of family creativity. It recognizes the feasibility of the use of the art technology in the organization of children's and family leisure time in the modern institutions of additional education. The collected material of the article substantiates the positive effect of organized family leisure on the quality of parent-child relationships.
Key words: additional education, children's leisure, family art, art-technology.
В наши дни всё чаще образование осознаётся как одна из сфер культурной жизни. Ведь в нём не только воспроизводятся культурные ценности и идеалы, влияющие на поведение личности, но и формируются необходимые социокультурные навыки, которые помогут в будущем эффективно решать различного рода задачи. Вслед за развитием общества преобра-
зуется и сфера образования, формируются различные институты общественно-государственного воспитания молодого поколения.
К социальным институтам воспитания в Российской Федерации относится упорядоченная в практике и имеющая научный базис система внешкольной работы с детьми и молодёжью. Здесь речь идёт, прежде всего, о внешкольных учреждениях для детей, подростков и юношества, о детских и юношеских общественных любительских объединениях и организациях по интересам, о воспитательной работе образовательных учреждений.
Учреждение дополнительного образования детей и молодёжи представляет собой новый тип образовательного учреждения. Как и любое другое образовательное учреждение, оно имеет свою специфику, цели и задачи в едином образовательном пространстве. Целью учреждения дополнительного образования детей и молодёжи является создание наилучших условий, для развития обучающихся в соответствии с их потенциалом и интересами. Разумеется, в рамках только школьных предметов данную задачу решить не представляется возможным.
В зависимости от поставленной цели дополнительное образование может быть профессиональным и общеобразовательным. Профессиональное дополнительное образование направлено на профессиональную переподготовку лиц, уже имеющих профессиональное образование, способствует развитию их творческих и деловых способностей. В свою очередь, общее дополнительное образование нацелено на развитие личности, повышение её культурного и интеллектуального уровня, на профессиональную ориентацию в соответствии с дополнительными общеобразовательными программами.
Учреждения дополнительного образования детей и молодёжи приоритетными в своей деятельности выдвигают задачи по обеспечению условий для личностного развития, формирования общей культуры и адаптации к жизни в обществе. Кроме того, занимаются организацией содержательного досуга, профессиональным самоопределением, укреплением здоровья.
Из анализа системы дополнительного образования следует, что учебное заведение может организовывать такое дополнительное образование по различным специальностям.
Дополнительное образование детей и молодёжи - «необходимая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и реализуется посредством дополнительных образовательных программ и услуг, как в учреждениях дополнительного образования детей, так и в общеобразовательных учреждениях [4, с. 77-85]». Дополнительное образование, являясь педагогическим явлением, несомненно, несёт ряд преимуществ по сравнению с основным [4].
А. И. Щетинская, суммируя исследования, которые проводили её коллеги (А. П. Асмолова, Н. Л. Буйлова, В. А. Березина), направленные на
осмысление сути образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей и молодёжи, выявляет основные его функции: образовательную; воспитательную (приобщающую к культуре, формирующую нравственные ориентиры); развивающую; функцию психологического сопровождения; социализирующую; самореализующую (самоопределяющую); креативную; компенсационную; профориентационную; рекреационную; интегрирующую.
Методологической базой учреждений дополнительного образования детей и молодёжи является «парадигма развивающего вариативного образования, способствующая переходу общества от культуры полезности к культуре достоинства. В основе дополнительного образования детей лежат идеи педагогики развития, педагогики свободы [8, с. 58]».
Следует отметить особое место дополнительного образования детей и молодёжи в решении вопроса профессионального самоопределения школьников и их социальной адаптации. Оказание помощи подросткам в выборе профессии также является задачей дополнительного образования.
В организации детского досуга и семейного творчества в последнее время специалисты прибегают к альтернативным формам, например, к таким, как арт-проекты совместного семейного творчества.
Обращаясь к исследованию Н. Ю. Сергеевой, можно выделить основные направления применения арт-технологий в организации детского досуга и семейного творчества на базе современного учреждения дополнительного образования детей и молодёжи:
1. Интегрируя возможности искусства и педагогическую деятельность, удаётся создать качественно новые условия для профессионального самоопределения детей. Являясь не только дополнительным, но и равнозначным источником учебной информации, арт-технологии способствуют ценностно-смысловому обогащению личностных сфер человека, трансформации привычных ракурсов оценки и восприятия, становятся источником самопознания.
2. Являясь источником психолого-педагогической поддержки обучающегося, арт-технологии обладают способностью оптимизировать условия педагогического воздействия за счёт трансформации из логически-вербальной в эмоционально-образную модальность.
3. Использование арт-технологий позволяет создать комфортную образовательную ситуацию, повысить креативность участников, обеспечить их эмоциональную, мотивационную и коммуникативную готовность к восприятию содержания [5, с. 55-58].
Эффективность применения арт-проектов семейного творчества в деятельности современного учреждения дополнительного образования заключается в том, что они способны раскрыть как творческий, так и лич-
ностный потенциал ребёнка, поскольку дети, выражая свои чувства в художественной форме, учатся понимать себя и осознавать свои потребности, мотивы, интересы и ценности. Использование арт-технологий в организации проектов семейного творчества позволяет решить как диагностические, так и коррекционно-психологические задачи. Очевиден пролонгированный эффект после занятий, затрагивающих чувства ребёнка, раскрывающих его мысли. Так, у детей меняются личностные потребности, формируются различные профессиональные и профильные интересы.
Применение арт-технологий охватывает широкий спектр материалов, предполагающих творческое освоение художественных произведений различных видов искусства [6].
В работе С. Н. Краснова были выделены отдельные этапы построения модели социально-педагогической деятельности учреждения дополнительного образования детей и молодёжи. Такая модель представляет собой упорядоченный набор функций, среди которых социально-воспитательная; образовательная; рекреативно-оздоровительная; профори-ентационная; социализации; социальной защиты и адаптации. Данные функции ориентированы на достижение определённых результатов.
Благодаря творческому сотрудничеству создателей социальных, образовательных и культурно-досуговых программ в процессе педагогического эксперимента, алгоритм социально-педагогической деятельности учреждения дополнительного образования преобразуется и усовершенствуется [2].
Безусловным преимуществом является то, что система дополнительного образования обладает уникальными возможностями установления коммуникации, когда между детьми и взрослыми складываются особые социальные отношения. Благодаря гибкости в построении моделей деятельности, педагог дополнительного образования строит индивидуальную работу с каждым ребёнком, учитывая его возможности и особенности. Таким образом, социально-педагогическая направленность обеспечивает доступность для всех категорий детей [1, с. 84-87].
Достижения и успехи детей обеспечиваются благодаря деятельности педагогов по регулярному обновлению целей, методов, содержания программ и планов занятий.
Суть программ дополнительного образования заключается в формировании «Я-концепции» обучающихся и в усвоении ими системы социальных отношении. Безусловно, в основе реализации данных программ лежат личностно-деятельностный и личностно-ориентированный подходы, обеспечивающие развитие у личности познавательной, интеллектуальной, эмоциональной и мотивационно-потребностной сфер.
Кроме прочего, дополнительное образование детей и молодёжи выполняет ещё одну важную функцию - расширяет культурное пространство
образовательного учреждения (школы). При этом в процессе знакомства ребёнка с ценностями культуры должны учитываться его личные интересы, национальные особенности, традиции его микросоциума.
Так, современное дополнительное образование - многоуровневая система, которая основана на гуманистических взаимоотношениях участников образовательного и воспитательного процесса, индивидуальном подходе к ребёнку.
Система дополнительного образования детей и молодёжи, будучи лич-ностно ориентированной на каждого обучаемого, может с успехом решать задачу подготовки новых поколений для жизни в современном информационном обществе [7].
В силу специфики деятельности учреждений дополнительного образования детей и молодёжи в них отсутствует жёсткая регламентация образовательного и воспитательного процесса, при этом имеется более широкий спектр возможностей в сравнении с другими социальными образовательными институтами. Тем самым вышеперечисленные факторы создают подходящие условия для реализации социально-педагогических функций через применение арт-проектов совместного семейного творчества. Дополнительное образование выступает как «пространство расширения возможностей личности» и «является путём для личности в культуру через творчество». Не придерживаясь возрастных ограничений, дополнительное образование расширяет перспективы взаимодействия с семейными объединениями, стирает грани между поколениями. В этом заключается его социальная и культурообразующая ценность [3, с. 34].
Таким образом, мы видим, что учреждения дополнительного образования обладают необходимыми условиями для успешной реализации на их базе арт-проектов семейного творчества. Организация самих арт-проек-тов, в свою очередь, расширит культурное пространство школы, откроет перспективы для работы с семейными любительскими коллективами, повлияет на качество семейного досуга. Также можно утверждать, что семейное творчество повышает культуру семейных отношений и обладает значительным воспитательным потенциалом, который может быть реализован при наличии соответствующих организационно-педагогических условий и целесообразных методов совместной творческой деятельности детей и родителей в учреждениях дополнительного образования.
Литература
1. Иванова Т. В. Социально-педагогическая составляющая системы дополнительного образования детей // Педагогика: традиции и инновации : материалы международной заочной научной конференции (г. Челябинск, октябрь 2011 года). Том I. - Челябинск : Два комсомольца, 2011. - С. 84-87.
2. Краснова С. Н. Дополнительное образование в становлении активной жизненной позиции старшеклассников : дис. на соиск. учён. степ. кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Краснова Светлана Николаевна ; Удмуртский государственный университет. - Бирск, 2004. - 191 с.
3. Новичков В. Б. Роль и место дополнительного образования в воспитании юного москвича // Воспитание юного москвича в системе дополнительного образования. - Москва : МИРОС, 1997. - С. 34.
4. Проблемы современного образования : материалы международной научно-практической конференции, Пенза - Ереван - Прага, 5-6 сентября 2010 года / редкол.: Берберян А. С., Кашпарова Е. - Пенза : Социосфера, 2010.
- 486 с.
5. Сергеева Н. Ю. Арт-педагогика: решение педагогических задач средствами искусства // Педагогический потенциал искусства : материалы Международной научно-практической конференции / отв. ред. Н. Ю. Сергеева. - Чебоксары : Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, 2009. - Часть 1. - С. 55-58.
6. Тавстуха О. П, Муратова А. А. Педагогический потенциал искусства в формировании профессионального самоопределения подростка (Оренбургская область) // Профессиональная ориентация в современной России: задачи, содержание, технологии. Материалы Всероссийского совещания «Формирование и развитие системы профессиональной ориентации учащейся молодёжи в рамках региональных программ развития профессионального образования». 23-24 октября 2012, г. Москва / составители: В. И. Блинов, И. С. Сергеев. - Москва, 2012. - Часть II. - С. 22-36.
7. Швецова И. В. Социально-культурный потенциал детской школы искусств в развитии интеллектуально-творческой сферы младших школьников // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. - 2013. - № 3 (16). - С. 80-84.
8. Щетинская А. И. Совершенствование процесса дополнительного образования в современных условиях : научно-методическое пособие. - Оренбург : ОЦДЮТ, 1997. - 100 с.
9. Ярошенко Н. Н. Ценностное содержание образования в сфере культуры и искусств: контекст межкультурного взаимодействия // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2011. - № 5. - С. 27-34.
10.Ярошенко Н. Н. Педагогика и культурология в контексте интеграции и дифференциации научного знания // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2013. - № 4 (54). - С. 76-83.
11. Ярошенко Н. Н. История и методология теории социально-культурной деятельности : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 071800 -«Социально-культурная деятельность».
- Изд. 2-е, испр. и доп. - Москва : МГУКИ, 2013. - 456 с.
12.Ярошенко Н. Н. Культура и образование: векторы научного осмысления // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств.
- 2014. - № 4 (60). - С. 250-255.