Вся деятельность строится на основе нормативно-правовой базы.
Педагоги работают по адаптированным дополнительным образовательным программам и нацелены на разработку авторских программ нового поколения. В учреждении имеется пакет дополнительных образовательных программ, реализуемых через всевозможные творческие объединения. Создаются условия для удовлетворения разнообразных потребностей подростка и его реального самоутверждения.
Г уманистическая, личностно-ориентированная, адаптированная среда комплекса, вариативные учебные планы, индивидуальные образовательные маршруты позволяют создать позитивно окрашенную и богатую эмоциями учебную атмосферу, в которой раскрывается творческая индивидуальность каждого обучающегося. У детей формируется устойчивый интерес к различным направлениям дополнительного образования. Такая организация образования может сделать учреждение одним из культурных центров.
Организуется работа по обобщению и распространению передового педагогического опыта. Организуются курсы повышения квалификации ресурсами УВК.
Интеграционные процессы способствуют созданию единого образовательного пространства, укреплению авторитета и рей-
тинга учреждения среди учреждений данной сферы, решению проблемы набора обучающихся, получению полноценного дополнительного образования одновременно с основным за счёт оптимизации ресурсов образовательной системы.
Стратегическая линия заключается в том, что качественное развитие интеграции включает в себя следующие базовые основания: непрерывность, многоуровневость реализуемых программ, многофункциональная деятельность учреждения и оперативное взаимодействие с рынком труда.
Интеграция профессионального и дополнительного образования даёт положительные результаты для всех субъектов образовательного процесса. «Выигрывают» обучающиеся, педагоги, учреждение.
Работа по созданию описанной модели позволила проанализировать опыт интеграции учреждений профессионального и дополнительного образования, сделать акцент на том, какое влияние оказывает дополнительное образование на развитие учреждений системы НПО (СПО). Анализ показал, что курс интеграции приводит к качественным изменениям в образовательной деятельности профессионального учреждения, которые в будущем обеспечат ее развитие и совершенствование.
Т.Н. Гущина, Н.Г. Иобидзе, Т.М. Талова
МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ЗА СЧЕТ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИНТЕГРАЦИИ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье представлена модель развития учреждения дополнительного образования детей за счёт возможностей интеграции общего и дополнительного образования. Описаны особенности педагогического процесса учреждения дополнительного образования детей, компоненты и уровни развития учреждения, определены их вариативные возможности, показаны средства развития на каждом этапе.
T.N. Guschina, N.G. Iobidze, T.M. Talova
THE MODEL OF THE DEVELOPMENT OF THE INSTITUTION OF THE ADDITIONAL
EDUCATION OF CHILDREN FOR COUNT OF THE POSSIBILITIES OF INTEGRATION OF GENERAL AND ADDITIONAL EDUCATION
In article is presented model of the development of the institution of the additional education of children for count of the possibilities of integration of general and additional education. Described particularities of the pedagogical process of the institution of the additional education of children, components and levels of the development of the institu-
tion, are determined their variant possibilities, are shown facilities of the development on each stage.
Учреждения дополнительного образования детей (УДОД) предназначены для развития мотивации личности к познанию и творчеству, что предполагает реализацию, как минимум, двух целей: помочь ребенку осваивать основные образовательные программы, которые реализуют образовательные учреждения других типов, или предоставить ему дополнительные образовательные услуги в соответствии с индивидуальным заказом ребенка или его семьи. УДОД как никакая другая образовательная система располагает большими возможностями в нахождении ребёнком своей индивидуальности, так как базируется на его познавательных, творческих интересах и потребностях, побуждает личность к собственному развитию и совершенствованию.
Основу педагогического процесса в УДОД составляет педагогика сотрудничества, сотворчества, взаимоуважения детей и взрослых, что создает ситуацию успеха как для ребенка, так и педагога в процессе воспитания и формирует у детей потребность в саморазвитии и самосовершенствовании. В УДОД сохраняют силу и эффективность воздействия такие воспитательные средства, как первичный и общий детские коллективы, строящиеся на основе индивидуального и коллективного творчества, что позволяет каждому ребенку удовлетворить не только потребности в знаниях, умениях и навыках, но и в общении, самовыражении, саморазвитии. Они определяют своей целью социально-педагогическую поддержку личности в развитии, являются приоритетно важным фактором формирования социальных навыков ребёнка, его возможности раскрыть и реализовать свой потенциал.
Особенностью образовательной среды УДОД, ее привлекательностью для ребенка является взаимосвязь познавательной деятельности с различными видами досуга. Органичное сочетание досуга (отдых, развлечения, праздники, самообразование, творчество) с различными формами образовательной деятельности позволяет сокращать пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей.
Дополнительное образование как особый образовательный институт располагает собственными педагогическими технологиями по саморазвитию и самореализации, творческой активизации человека, что не только расширяет или корректирует ограничения стандартного школьного образования, но и меняет контуры сферы образования в целом. УДОД присущ приоритет социально-интегрирующих, практико-деятельностных
технологий, предполагающих освоение ребенком способа деятельности, мышления, поведения, определенного образа жизни через дифференцированные и индивидуализированные образовательные программы.
Именно в УДОД более эффективно внедряются социально-педагогические модели деятельности и развития, поскольку традиции, стиль и методы работы этих учреждений максимально учитывают особенности изменяющегося социума. Следствием этого является накопление детьми опыта осознания самоценности личности, самовоспитания, гражданского поведения, основ демократической культуры, осознанного личностного и профессионального самоопределения; обеспечение духовного и физического развития, что влияет на социальную адаптацию обучающихся к изменяющимся условиям жизни.
Общая цель моделирования - содействовать созданию целостной образовательной гуманистической среды развития ребенка в условиях УДОД.
Конкретная цель моделирования - содействовать качественному сопровождению процессов развития в УДОД.
В структурно-содержательной модели мы выделяем шесть взаимосвязанных компонентов: ценностно-целевой, содержательный, организационный, обеспечивающий, управленческий, аналитико-рефлексивный.
Модель развития УДОД за счёт возможностей интеграции (далее - «модель») позволяет в образовательном пространстве УДОД выделить взаимосвязанные компоненты и уровни развития, определить их вариативные возможности, следовательно, содействовать осмыслению процессов развития и повышению качества дополнительного образования детей.
Ценностно-целевой компонент детерминирован системой побудительных сил субъектов развития, их опредмеченных потребностей, притязаний, намерений, предложений. Данный компонент характеризует социальную позицию субъектов взаимодействия, а также степень интереса субъектов образовательного процесса к развитию УДОД за счёт модернизации дополнительного образования и его возможностей в целом и включает:
- осознание развития субъектами образовательного процесса в УДОД и учредителем как ценности;
- наличие у субъектов мотивации к процессам развития в УДОД;
- проектирование процессов развития;
- подбор средств и методов, адекватных целям развития;
- ценностное отношение к конструированию педагогического процесса в УДОД на уровне целей и задач развития учреждения, осознание ценностей как средства реализации концепции воспитания и обучения, педагогических технологий и методики воспитания;
- ценностное принятие и осмысление инновационных составляющих профессиональной педагогической деятельности;
- планирование деятельности «по точкам роста» учреждения и региональной системы дополнительного образования детей в целом;
- педагогическое взаимодействие, адекватное целям развития.
Данный компонент включает ценностное принятие и осмысление развития в УДОД.
Содержательный компонент модели обусловлен основными функциями дополнительного образования детей и предполагает:
- наличие программы развития УДОД;
- обеспечение преемственности образовательных программ в УДОД (образовательной программы, программы развития учреждения, дополнительных образовательных программ, интегрированных программ, досуговых программ);
- наличие интегрированных образовательных программ (интегрированных дополнительных образовательных программ, «сквозных» программ, программ пред-профильной курсовой подготовки и др.);
— наличие комплексных образовательных программ (комплексных дополнительных образовательных программ, комплексных досуговых программ и др.);
— наличие индивидуальных дополнительных образовательных программ обучающихся (индивидуальных образовательных маршрутов, траекторий личностно-допрофессионального роста, карт развития индивидуальности и др.);
— наличие опытно-экспериментальной (экспериментальной, исследовательской) деятельности в учреждении;
— расширение возможностей по реализации функций обучения, воспитания, оздоровления, развития, коррекции, профориентации, информирования, компенсации, социально-педагогических функций и др.;
— формирование у педагогических работников умений проектировать и конструировать развитие учебно-воспитательного процесса, интегративное содержание образования, а также систему и последовательность собственных действий и действий обучающихся с учетом процессов и результатов модернизации дополнительного образования детей, развития личностных и индивидуальных особенностей участников педагогического процесса;
— формирование знаний и умений по осуществлению интеграции, профилизации, индивидуализации, развитию государственно-общественного характера управления и самоуправления в УДОД.
Организационный компонент предполагает практическое владение специалистами учреждения технологиями организации процессов развития в УДОД (технологиями интеграции, опытно-экспериментальной деятельности, социального проектирования, открытого образования и др.) как системой инвариантных умений педагогического взаимодействия; практическое владение алгоритмом конструирования и организации процессов развития в УДОД.
Данный компонент характеризует степень изменений в организации процессов развития УДОД и включает:
— готовность управленцев, педагогов, детей, родителей и учреждения в целом к организации процессов развития;
— объединение усилий субъектов УДОД для его развития;
— продумывание вариантов изменения организационной структуры учреждения: объединение, ликвидация, переименование отделов и т.д.;
— обновление организационной структуры;
— упорядочивание внутриорганизационных процессов: организация функционирует с измененной структурой как слаженный механизм, как система и адаптирована к изменяющимся условиям внешней среды;
— организацию планирования мероприятий развития;
— определение программы, плана интеграции;
— привлечение новых специалистов;
— привлечение нового контингента детей и развитие детских коллективов;
— развивающуюся интеграцию.
Развивающаяся интеграция, в свою
очередь, предполагает:
— корректировку целей, задач, программы, плана интеграции;
— создание условий для развития интеграции;
— усиление процессов внутренней интеграции: взаимодействие структурных подразделений и связей между ними; развитие формальных и неформальных, горизонтальных и вертикальных связей; создание интегрированных программ, проектов, мероприятий; разработку индивидуальных образовательных маршрутов для детей в интегрированном образовательном пространстве; усиление процессов взаимодействия структурных подразделений и связей между ними; продумывание вариантов изменения организационной структуры: объединение, ликвидация, переименование отделов и т.д.;
— высокий уровень внешней интеграции: расширение связей с внешней средой (с образовательными учреждениями, учреждениями культуры и спорта, социальной сферы, администрацией); взаимопроникновение сфер деятельности УДОД и других учреждений; методическое, нормативное, дидактическое сопровождение интеграционных процессов;
— разработку системы управления интеграцией;
— мониторинг результатов интеграции.
Обеспечивающий компонент составляют развитие кадрового, материального,
нормативного и информационно-методического обеспечения.
Кадровое обеспечение в данном формате развития предполагает:
— систематическое повышение квалификации кадров, их подготовку и переподготовку;
— мероприятия по сплочению кадрового состава трудового коллектива и сотрудничеству коллектива с другими организациями;
— мотивацию и координацию деятельности кадров согласно целям развития;
— формирование позитивного морального климата в УДОД.
Развитие материального обеспечения предполагает:
— оснащение производственного и образовательного процессов средствами и материалами исходя из развития содержания деятельности УДОД;
— приобретение материалов и средств за счет организации и стабильного функционирования внебюджетной деятельности;
— поиск новых способов и форм расширения материально-технического обеспечения;
— использование материально-технической базы других учреждений на взаимовыгодных условиях.
Развитие нормативного обеспечения предполагает:
— разработку программы развития УДОД;
— ведение номенклатуры дел учреждения в соответствии с его развитием, процессами внутренней и внешней интеграции;
— разработку новых локальных актов УДОД в соответствии с обновлением нормативных ведомственных документов;
— программное обеспечение образовательного процесса в соответствии с открытием новых образовательных программ.
Развитие информационно-методического
обеспечения предполагает:
— развитие методической функции педагогического персонала;
— обеспечение развивающейся производственной и образовательной деятельности инструктивным, программным материалом;
— создание и развитие методической службы в УДОД;
— развитие аналитической функции педагогического персонала;
— организацию и постоянное пополнение
информационно-методических фондов,
соответствующих новым направлениям и направленностям образовательной деятельности;
— пополнение библиотеки, фонотеки, видеотеки, компьютерных учебных и технологических программ, подборку репертуарных сборников по новым направлениям деятельности;
— создание и методическое сопровождение авторских программ, интегрированных проектов и авторских методических разработок специалистами УДОД;
— привлечение новых информационных технологий для обеспечения образовательного процесса: Интернет, электронная почта, сайт УДОД;
— информационное и методическое обеспечение деятельности по инновационным проектам УДОД;
— создание фондов передового педагогического опыта системы дополнительного образования детей;
— информационное обеспечение региональных, межрегиональных, международных проектов, программ.
Управленческий компонент модели
характеризует степень модернизации системы
управления в УДОД и включает:
— осознание субъектами педагогического процесса в УДОД и учредителем управления развития как ценности;
— развитие управления на уровне административного персонала, которое предполагает формирование управленческой команды; подготовку, переподготовку и повышение квалификации управленческого состава; создание творческих команд, проектов, координационных советов;
— развитие управления коллективом, которое предполагает формирование организационной культуры внутри творческих коллективов и в целом в УДОД; обучение кадров; создание творческого коллектива взрослых и детей, объединенных целями и задачами; создание имиджа организации; нововведения в образовательном и обеспечивающем процессах; системное, результативное взаимодействие творческих коллективов взрослых, взрослых и детей в
условиях открытого образовательного пространства;
— развитие управления на уровне руководителя, которое предполагает создание организационной структуры принятия управленческого решения матричного типа (создание советов, комиссий), развитие управленческой культуры руководителя, демократизацию стиля управления, повышение квалификации руководителя, управление организацией в условиях открытой образовательной системы;
— развитие управления спросом и предложением населения, которое предполагает изучение социального заказа на образовательные услуги и виды деятельности организации; формирование спроса на образовательные услуги: изучение запроса населения, развитие специфики УДОД; изучение качественных показателей основной деятельности; расширение возможностей предоставления образовательных услуг: введение инновационных проектов, новых видов деятельности, поиск перспективных программ; обеспечение сопровождения индивидуального маршрута и «портфолио» обучающегося в условиях открытой образовательной системы;
— развитие управления организацией, которое предусматривает определение стратегии развития, программирование результата развития; поиск новых возможностей УДОД в выполнении запросов на образовательные услуги и проектов в учреждении; формирование запроса клиентов исходя из новых технологий; расширение воздействия и участия организации в социуме на различных уровнях: микрорайон, город, область, регион, федерация и т.д.
Аналитико-рефлексивный компонент
составляют умения оценивать результаты развития учреждения за счёт возможностей дополнительного образования детей, осуществлять самооценку, самоанализ и рефлексию собственной педагогической и управленческой деятельности в данном формате развития:
— умение анализировать и обобщать результаты деятельности по развитию УДОД за счёт возможностей дополнительного образования;
— умение анализировать процессы развития, педагогические взаимодействия, педагогическое общение;
— умение специалистами УДОД осуществлять самоанализ деятельности и рефлексию личностного развития и собственных действий, направленных на развитие учреждения за счёт возможностей дополнительного образования.
Данный компонент также предполагает:
— мониторинг профессиональной деятельности специалиста и управленческой команды в условиях развития открытой образовательной системы;
— мониторинг образовательных результатов;
— экспертизу интегрированных и инновационных проектов, программы развития;
— мониторинг совместной деятельности и образовательных результатов творческих коллективов, организаций, команд;
— изучение социально-психологического климата коллективов, развития само-управленческих технологий в коллективах;
— изучение организационной и профессиональной культуры других организаций и учреждений как потенциальных партнеров в образовательном и обеспечивающем процессах в УДОД;
— мониторинг результатов деятельности коллектива в условиях развития открытой образовательной системы;
— оценку результата управления УДОД;
— аккредитацию УДОД, сертификацию отдельных видов деятельности;
— внутреннюю и внешнюю экспертизу инновационных проектов, рецензирование авторских программ;
— оценку расширения и развития образовательных услуг, проведение анализа рекламной деятельности УДОД, изучение удовлетворенности субъектов образовательного процесса в УДОД, знакомство с содержанием или проведением маркетинговых исследований системы дополнительного образования района, города;
— оценку результата финансово-экономического развития УДОД: исполнение
бюджета; привлечение целевых, внебюджетных средств; финансирование грантов, инновационных программ и проектов.
Разработанная модель развития УДОД
за счёт возможностей, в первую очередь,
процессов интеграции раскрывает содержание развития в соответствии с тремя уровнями развития дополнительного образования в учреждении: ситуативным, базовым, высоким. Предназначение каждого уровня - в обеспечении информацией об исходном или текущем состоянии процессов развития дополнительного образования детей в УДОД и определении дальнейших перспектив изменений.
Характеристика уровней развития дополнительного образования в УДОД
1. Уровень ситуативного развития дополнительного образования в УДОД:
— развитие дополнительного образования в УДОД осуществляется ситуативно;
— у субъектов развития отсутствует восприятие образа пространства развития дополнительного образования в учреждении.
2. Базовый уровень развития дополнительного образования в УДОД:
— осуществление процессов развития в УДОД не носит системного характера;
— цели развития дополнительного образования в УДОД определены, оформлены в документах, в учреждении имеется план локальных преобразований;
— определены ответственные за реализацию локальных изменений в учреждении;
— имеется информационный обмен об инновационных процессах в деятельности детских объединений, отдельных педагогов в учреждении в целом;
— изучается эффективность процессов развития в УДОД;
— складывается система управления инновационными процессами в условиях УДОД.
3. Высокий уровень развития дополнительного образования в УДОД:
— субъекты деятельности осознают необходимость процессов развития и мотивированы на участие в них;
— цели развития приняты, сориентированы и осознаны всеми субъектами педагогического процесса;
— разработаны программа и планы развития;
— разработана система информации об инновационной и новаторской деятельности субъектов, о процессах модернизации в учреждении;
— происходит взаиморазвитие субъектов и учреждения в целом, формируются отношения сотрудничества и сотворчества;
— осуществляется мониторинг результатов развития;
— система деятельности, информационного обмена, ресурсного обеспечения в целом способствует развитию в УДОД процессов индивидуализации, профилизации, интеграции, государственно-общественного характера управления и самоуправления;
— разработана система управления процессами развития в учеждении;
— сформировано целостное пространство развития УДОД и его восприятие всеми субъектами развития.
На основании разработанной модели мы выделяем диагностический, содержательно-деятельностный и оценочно-рефлексивный этапы развития дополнительного образования в УДОД. Данные этапы дополняют компоненты модели на уровне ведущих связей.
Диагностический этап призван выявить исходный уровень развития дополнительного образования в УДОД и включает в себя:
— диагностику исходного уровня состояния системы, процессов;
— определение сформированности соответствующих данному уровню ценностных установок у субъектов деятельности (в формате развития).
Средствами, обеспечивающими успешную реализацию целей данного этапа, служат специально разработанные анкеты, психологические тесты и опросники, направленные на выявление исходного уровня развития дополнительного образования в УДОД.
Содержательно-деятельностный этап
призван обеспечить высокий уровень знаний и осведомлённости об особенностях развития дополнительного образования в УДОД. На данном этапе происходит:
— коррекция педагогических целей специалистов;
— изучение и осознание особенностей и возможностей развития дополнительного образования в УДОД;
— устранение у педагогов пробелов в методической (технологической) подготовке;
— формирование у специалистов готовности к осуществлению процессов развития, продуктивной деятельности;
— инновационная, опытно-экспериментальная, экспериментальная, исследовательская деятельность в УДОД.
Средствами, способствующими успешной реализации целей данного этапа, являются: консультирование, диалоги с педагогами; деловые игры с педагогами по проектированию процессов развития, моделирование; индивидуальные задания компенсирующего типа, задания проблемного характера; обращение к источникам, содержащим мотивационно-профессионально-ориентированную информацию; педагогические студии, тренинги, игры, стажёрские площадки, педагогические мастерские, конференции, формы опытно-экспериментальной деятельности:
эксперимент, опытно-экспериментальная работа, исследование; формы самообразования: написание творческих работ, изучение научно-методической литературы и др.
Третий, завершающий этап, - оценочно-рефлексивный. Основная цель этапа -дать объективную оценку уровня развития дополнительного образования в УДОД.
Решению поставленных задач этапа способствует применение соответствующих педагогических средств, к которым мы относим прежде всего мониторинг процессов развития в УДОД, собеседования, заключительное анкетирование и тестирование, написание творческих работ, аттестацию кадров, аккредитацию учреждения, саморефлексивные методики.
Данная модель разработана с учётом опыта развития дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении «Центр внешкольной работы» г. Ярославля, муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Центр ''Лад''» г. Ярославля, муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Дом детского творчества» Фрунзенского района г. Ярославля.
Модель развития учреждения дополнительного образования детей за счёт возможностей дополнительного образования не претендует на унифицированность и открыта для внесения дополнений с учётом опыта работы, вида и профильности УДОД.