Научная статья на тему 'Возможности правовой информации в формировании правосознания студентов'

Возможности правовой информации в формировании правосознания студентов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
484
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гаджиева Патимат Дайитбеговна

Статья посвящена раскрытию актуальных вопросов в формировании правового сознания, правовой культуры и правомерного поведения современной молодежи; в ней даны методические рекомендации по использованию правовой информации в формировании правосознания студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности правовой информации в формировании правосознания студентов»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№3/2016

ISSN 2410-700Х

хорошего образования.

В ходе проведенного исследования, мы выявили, что в ценностных ориентациях у юношей из приемных и кровных семей нет значимых различий. Для юношей из приемных семей доминирующими терминальными ценностями будут: материально обеспеченная жизнь, здоровье и любовь; инструментальными ценностями: аккуратность, образованность и смелость в отстаивании своих интересов и воспитанность. Для юношей из кровных семей преобладающими терминальными ценностями будут: здоровье, любовь и материальная обеспеченная жизнь; инструментальными ценностями: независимость, образованность и воспитанность.

Таким образом, в юношеском возрасте готовность учащегося к профессиональному и личностному самоопределению включают систему ценностных ориентаций, явно выраженные профессиональную ориентацию и профессиональные интересы, развитые формы теоретического мышления, овладение методами научного познания, умение самовоспитания.

Список использованной литературы

1. Алексеева, В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности /В.Г. Алексеева // Психологический журнал. - 1984. - №20. Т. 5.

2. Спивак, В.А. Организационное поведение и управление персоналом / В.А. Спивак // Пособие для вузов. -М.: Издательство «Питер», 2000. - 580 с.

3. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. - 203 с.

4. Большой психологический словарь. Под редакцией Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко М.: Прайм-Еврознак, 2003 - 672 с.

© Ворожцова Л.А., 2016

УДК 37.01

Гаджиева Патимат Дайитбеговна

канд.пед.наук., доцент ДГПУ E-mail: [email protected] г.Махачкала, РД

ВОЗМОЖНОСТИ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ Аннотация

Статья посвящена раскрытию актуальных вопросов в формировании правового сознания, правовой культуры и правомерного поведения современной молодежи; в ней даны методические рекомендации по использованию правовой информации в формировании правосознания студентов.

Ключевые слова

Правовое сознание, правовая культура, правомерное поведение, правовая информация.

Правовоспитательная деятельность является составляющей процесса формирования правового сознания обучаемых. Правовое воспитание представляет собой целенаправленный и управляемый процесс организационно-идеологического воздействия социальных институтов на сознание и поведение студентов, учитывающих объективное влияние общественной среды и саморазвития личности. Процесс правового воспитания имеет целью превращение правовых идей и требований закона в личные убеждения субъекта, в норму их поведения, формирование их правовой культуры и социально-правовой активности, упрочение и совершенствование общественных отношений на основе принципа законности [3]. Средством правового воспитания в научной литературе рассматривается правовое обучение.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

В настоящее время правовое обучение отождествляется с правовым информированием.Однако следует заметить, что правовая информированность студентов выступает как степень овладения человеком правовой информацией, обусловленной во многом именно образованием, правовым опытом, социальным статусом, интересами и психологической установкой индивида. Она способствует формированию уважения к правовому закону, развивает правовое мышление и не может не оказывать влияние на правовое сознание личности. Правовая информация является важным средством воздействия на правовую культуру и правосознание студентов. В рамках правового образования необходимо обеспечить правовую грамотность студентов педагогических вузов При этом актуализируются и вопросы подготовки преподавателей права, способных в образовательном пространстве самостоятельно познавать право в условиях его динамичности и специализации.

В правовой информации могут быть выделены два круга явлений: информация, заключенная в нормах права о должном и возможном поведении людей или их объединений; при этом правовая норма рассматривается как информация о санкционированной модели поведения; вторым кругом является та правовая информация, которая исходит от информационно-поисковой системы.

Таким образом, по мере повышения уровня правовой информированности студентов педагогических вузов происходит упорядоченность правовых знаний и увеличивается потребность в новой правовой информации. С одной стороны, следует подчеркнуть, что правовая информация - обязательная предпосылка правовой информированности студентов, а с другой - это ее результат [1]. В процессе правового образования важной проблемой становится не простое усиление потока правовой информации, а формирование уважения к праву.

Правовая информация, формируя здоровое правосознание студентов, повышает их социальную активность в решении задач демократизации и укрепления рыночных отношений, поэтому от ее качественности, доходчивости и быстроты поступления к потребителю зависит решение многих задач, поставленных в настоящее время перед нашим обществом.

Перспективным способом использования правовой информации как фактора формирования правосознания является создание в стране единых банков данных, облегчающих ее использование в работе, воспитательной правовой деятельности; создание комплексных программ правового воспитания, профилактики правонарушений и повышения правовой культуры студенческой молодежи [4] .

Важным направлением развития правовой информатизации должно также стать дальнейшее исследование в контексте рассматриваемых проблем Единой государственной системы правовой информации, в рамках которой аккумулируются правовые информационные ресурсы, осуществляется их юридическая обработка на основе информационных технологий, подтверждающих подлинность электронных документов. Данная система должна быть построена на принципах научности, эволюционности, официальности, достоверности, полноты, системности, оперативности распространения и доступности правовой информации как для органов государственной власти и местного самоуправления, так и для граждан и организаций.

На основании вышеизложенного можно полагать, что высшим показателем правовой культуры личности является наличие навыков, умение пользоваться полученной и правильно понятой информацией. Отсюда - правовое обеспечение студенческой молодежи должно осуществляться с учетом современных требований, внедрения активных форм и методов обучения всех категорий студенческой молодежи основам права. Если в процессе информирования не учитываются конкретные установки той или иной личности, то сведения этой личности либо не воспринимаются, либо воспринимаются поверхностно.

Список использованной литературы:

1. Вакуленко В.А., Уколова Е.А. Интерактивные приемы и упражнения на уроках права. - М., 2010.

2. Гриб В.В. Проблемы формирования правосознания молодежи: опыт прошлого, реалии настоящего// Юрист. - 2008. - № 5.

3. Долгова, Е.А.Факторы, влияющие на формирование правосознания молодежи современной России // Право и образование. - 2011. - № 2. - С. 130-138.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

4. Певцова Е.А. Проблемы формирования правового сознания, правового воспитания и правовой культуры // Право и политика. - 2009. - №9. - с. 112- 120.

© Гаджиева П.Д., 2016

УДК 796

Горин Кирилл Юрьевич

старший преподаватель; Рукавишников Алексей Сергеевич старший преподаватель;

Нетбай Сергей Геннадьевич

старший преподаватель;

Дальневосточный юридический институт МВД России, г. Хабаровск, РФ

E-mail: [email protected].

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА УЧАСТКОВЫХ

УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ

Аннотация

В работе представлены социологические материалы по проведению профессионально-прикладной физической подготовке участковых уполномоченных полиции. Определено их отношение к физической культуре, спорту, наличие спортивной базы, направленность учебных занятий, мнение о возможности и целесообразности улучшения процесса физической подготовки.

Ключевые слова

Профессионально-прикладная физическая подготовка, спорт, участковый полиции.

Главной задачей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации является профилактика и борьба с правонарушителями во всех сферах жизнедеятельности человека. Профессиональная деятельность их связана с различными экстремальными ситуациями, в которых необходимо противостоять преступному миру. В связи с этим сотрудник должен иметь высокий уровень физической подготовленности, в совершенстве владеть огнестрельным оружием и боевыми приемами борьбы, быть психологически готовым к различным неожиданным факторам [1,4,5].

На важность профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации указано во многих нормативных правовых документах изданных МВД России за последние годы. Однако уровень физической подготовленности сотрудников во многом зависит от того как осуществляется физическая подготовка в подразделениях, а также от самих сотрудников мотивированных на самостоятельные занятия физической культурой и спортом [2,6,7].

Учитывая вышеизложенное, целью работы было получение социологической информации об отношении участковых уполномоченных полиции к процессу организации и проведению их профессионально-прикладной физической подготовки. Для решения поставленной цели предполагалось определить: отношение участковых к физической культуре, спорту, материально-техническую базу, формы и направленность учебно-тренировочных занятий по профессионально-прикладной физической подготовке, особенности организации и проведения ее в подразделении, рекомендации участковых о возможности и целесообразности улучшения процесса профессионально-прикладной подготовки.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы, социологический опрос (анкетирование), методы математической статистики.

Социологический опрос осуществлялся при помощи специально разработанной анкеты, которая

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.