Институциональные факторы и организационно-экономические предпосылки модернизации социально-экономической системы региона
З. Х. Гергова
Завершение рыночных преобразований в России поставило на повестку дня вопрос определения направления вектора эволюции трансформационных национальных и региональных экономик. В конце первого десятилетия XXI в. перед странами, осуществившими постсоциалистическую трансформацию, вновь встала задача обновления экономической системы на основе ориентации на модернизацию как на альтернативу усилению их отставания от развитых стран. Её решение является единственным возможным способом достижения долгосрочного динамичного развития страны и обеспечения высокого уровня благосостояния населения.
Нарастающая дифференциация регионального развития, чрезмерно затянувшееся осуществление институциональных реформ объективно ставят вопрос о поиске наиболее эффективных организационно -экономических отношений, позволяющих системно преодолеть отмеченные тенденции и выйти на траекторию социально-экономической модернизации. Единство региона как социально-экономической системы обеспечивается управленческой деятельностью, обеспечивающей эффективную взаимосвязь производства и расселения и зависит от ряда тенденций, формирующихся на уровне локалитета, которые интегрируют функционирование трех основных групп факторов - экономических, природных и демографических.
Именно по этим направлениям регионального развития будут воздействовать модернизационные процессы. Как известно, необходимость модернизации развития российской экономики поставлена в качестве важнейшего императива на современном этапе. В ходе модернизации предстоит избавиться от таких негативов экономического развития, как преимущественно сырьевая экономика, всепроникающая коррупция, недопустимо низкая энергоэффективность производства и т.п.
В общепринятом значении модернизация представляется в качестве общественно-исторического процесса трансформации традиционного общества в прогрессивное. Главным отличием является повсеместное распространение рационализации в хозяйственной деятельности и в социальной сфере. При этом, важнейшим фактором социального прогресса становится мотивация всех участников производственной и общественной деятельности на широкое применение инновационных инструментов внедрения новых технологий, формирования новых организационноэкономических отношений на всех уровнях.
Поэтому в данном контексте необходимо тщательно учитывать императивы и направления всесторонней модернизации, заключающиеся в безусловном избавлении от примитивного сырьевого хозяйства, необходимости создания предпосылок для формирования экономики знаний с освоением новых технологий производства товаров и услуг, повышение ответственности всех категорий работников за рациональное применение
производственного потенциала. Результатом многовекторной модернизации должно стать новое качество жизни населения, основанное на опережающем развитии человеческого капитала.
По совокупности критериев модернизация представляет собой создание в стране новой социально-экономической системы посредством последовательного, но активного распространения модернистских форм. Модернизационная парадигма представляет собой концепцию наиболее вероятной направленности посткризисного развития российской экономики, синтезирующую переход на инновационный путь экономического развития с приоритетом повышения конкурентоспособности экономики. В Послании Федеральному собранию Президент РФ Медведев Д.А. отметил, что в течение ближайших десятилетий «Россия должна стать страной, благополучие которой обеспечивается не столько сырьевыми, сколько интеллектуальными ресурсами: «умной» экономикой, создающей
уникальные знания, экспортом новейших технологий и продуктов инновационной деятельности» [1].
Создание в России национальной инновационной системы и формирование условий для роста значимости науки и инноваций в отечественной экономике, при всей сложности и масштабности данных задач, являются важнейшей целью стратегии развития субъектов Российской Федерации. Именно поэтому на современном этапе необходима выработка приоритетов и перспектив развития региональной модернизационной политики как неотъемлемой составной части модернизационной политики государства.
Сегодня перед Россией стоит стратегическая задача перехода к инновационному типу развития, задача превращения в технологически динамичную страну, способную разрабатывать, производить и применять высокие технологии для крупномасштабного производства конкурентоспособных товаров и услуг. Для этого требуется приступить к осуществлению новой стратегии социально-экономического развития, в первую очередь, за счет инвестиционной и инновационной деятельности. Инновационное развитие российской экономики невозможно без крупномасштабных инновационных преобразований на региональном уровне.
В разработке и осуществлении региональной политики, направленной на возрождение и развитие экономики, ориентированной на человека, на учет интересов всех слоев и групп российского общества, способной сыграть весьма существенную роль в социально-экономическом развитии России, также важно грамотно учесть институциональные факторы и организационно-экономические предпосылки, среди которых велико значение обобщенного исторического опыта причин блокировки модернизационных реформ 60-х гг., возникновения механизма торможения 80-х гг., переросшего в экономический кризис 90-х гг. предшествующего столетия.
В прогнозных разработках большим эвристическим потенциалом обладает правильно примененный системно-исторический подход, который способен вооружить исследователей и практиков пониманием сущностных причин несбалансированности развития экономик национальных республик бывшей РСФСР в целях недопущения выбора тупиковых вариантов развития народнохозяйственного комплекса регионов страны.
Модель развития, характерная для экономической системы России в ХХ в., реализовывалась и в ее подсистемах - национальных территориальноадминистративных образованиях, где преобладал несистемный характер преобразований, именуемых модернизацией. Экономические реформы в автономных республиках России выступали способом реализации особой разновидности модернизационной стратегии «догоняющего развития». Догоняющий сценарий развития в тот период отражал объективную потребность быстро сократить разрыв с ушедшими вперед регионами, и уже тогда имел определенные институциональные ограничения.
Уже тогда закладывалось будущее отставание. Административнокомандная система так и не создала заинтересованности в техническом прогрессе, не вызвала стремления к качественному улучшению технологических процессов и выпускаемой продукции. Она могла дать лишь временный, ограниченный эффект, но, в конечном счете, объективно вела к экономическому застою, и далее - к регрессу. Созданная в этот период и внешне напоминающая модернизацию модель «забегающего развития» национально-региональной экономики, для которой было характерно асимметричное, неравномерное развитие национальных регионов, с надрывом просуществовала до 90-х годов.
В результате государственной индустриальной модернизации в России к середине прошлого века сформировались система инфраструктур, составляющих «каркас» промышленно ориентированной экономики, система расселения, а также административно-государственного деления страны, поддерживающие жесткую технологическую привязку территориальных производственных комплексов и обеспечивающие внутрирегиональный перелив «ресурсов развития». При этом государство не отказалось от своего главного метода регионального развития - компенсации недостатка предприимчивости на территориях.
Но эта компенсация более не могла быть достигнута за счет экзогенного механического перемещения в регионы основных ресурсов и факторов индустриального производства (рабочей силы, капитала, основных фондов). Она должна была опираться на поощрение местных инициатив, стимулирование активности региональных резидентов. В основе такого утверждения лежит институциональный тезис о том, что природноестественные и социо-культурные потенциалы развития являются более значимыми и устойчивыми по сравнению с искусственной привнесенной извне модернизацией.
В России вплоть до конца 1980-х гг. политика регионального развития следовала принципу выравнивания уровня индустриализации территорий за
счет их государственной модернизации. Правда, благодаря государственной модернизации уровень промышленного развития бывших автономных республик РСФСР значительно вырос: индустриализация в национальных регионах проводилась более ускоренными темпами, чем в целом по стране (конечно, необходимо учитывать, что и исходный уровень развития промышленности в национальных регионах был очень незначительный).
В сфере промышленности тогда удалось совершить рывок, создать мощный потенциал. Невероятных успехов добилась, в частности, КабардиноБалкарская АССР, где объем валовой продукции промышленности в 1940 г. по сравнению с 1913 г. вырос в 152 раза. При этом суть проводимого курса составляла практика всемерного развития тяжелой промышленности в ущерб модернизации легкой индустрии. В республике резко возросла цветная металлургия (ее удельный вес в республиканской экономике составил 19,2 %), получили развитие отрасли электротехнической и приборостроительной промышленности, производство деревообрабатывающих станков, оборудования для пищевой промышленности, запасных частей к сельскохозяйственным машинам и автомобилям [2].
Институциональные предпосылки недостаточно высокого уровня индустриального развития республик Юга России накануне рыночной трансформации были обусловлены совокупностью многообразных факторов. К ним относятся: неравномерность размещения природно-сырьевой базы и системы расселения населения, исторические факторы (этапы освоения, влияние войн), длительная специализация ряда регионов на выпуске определенного вида промышленной продукции. Именно в эти годы были посеяны зерна последующих кризисных явлений, серьезных пробелов в экономике национальных регионов, проявившихся в неравномерности, асимметричности их развития, потому что не было обеспечено реальное сочетание отраслевого и территориального подходов к развитию народного хозяйства.
Каждый регион имеет свою специфическую воспроизводственную, отраслевую и технологическую структуру, свою систему приоритетов и должен рассчитывать на собственные силы и ресурсы при реализации модернизационной стратегии. Однако в условиях современной экономики таких сил и ресурсов, как правило, немного или вообще нет, поэтому необходимо государственное вмешательство, нацеленное на оказание стартовой помощи в технологическом преобразовании регионов, что, в свою очередь, будет способствовать развитию их модернизационного потенциала. Полноценное использование инноваций для регионального развития возможно только при условии целенаправленной модернизационной политики, проводимой на государственном и региональном уровнях.
Модернизационный потенциал региона - или сбалансированный комплекс природно-ресурсных, организационно-экономических,
социокультурных и правовых условий создания, освоения и распространения эффективных направлений развития инновационной мезосферы - предопределяет потенциальные возможности и горизонты роста
региональной экономической системы как совокупности интегрированных межотраслевых мезокомплексов, а также этапы научно-производственного (инновационного) цикла с учетом инвестиционного риска, институционально характеризующего политическую, социальную, экономическую, экологическую и криминальную ситуации в регионе и отражающего вероятность потери инвестиций и дохода от них, что позволило наметить пути совершенствования институциональной базы инновационного развития экономики региона
В 2010 г. валовой региональный продукт Кабардино-Балкарской Республики увеличился в сопоставимых ценах на 3,5 % к уровню предыдущего года. Рост экономики произошел благодаря развитию, прежде всего, промышленного производства, сельского хозяйства и торговли [3]. В период посткризисного развития задача формирования стратегий инновационного развития межотраслевых мезокомплексов приобретает первостепенное ключевое значение. Для преодоления отставаний необходимо существенно повысить темпы и качество экономического развития в течение периода до 2020 г. за счет концентрации ресурсов и усилий государства, предприятий, бизнеса с учетом корректировки, смещения акцентов на решении критических для инновационного развития проблем.
Отсюда становится ясно, что региональная модернизационная политика, направленная на повышение вклада научно-инновационной сферы, улучшение социально-экономических показателей, превращается в ключевой фактор модернизации региональной экономики. Именно в региональном формате механизма хозяйствования и управления способны вызревать достаточно действенные и гибкие формы поддержки инновационной активности. Регион-субъект Федерации является наиболее оптимальной формой с точки зрения социально-экономического масштаба комплексного решения вопросов инновационного развития. Это обусловлено тем, что практически в каждом регионе имеется самостоятельная производственная база, научно-технический потенциал, а также может быть сосредоточен значительный инновационный потенциал, высоки законодательные и регулирующие возможности региональных органов власти.
Прямая и косвенная государственная поддержка развития инноваций -необходимый фактор и институциональный инструмент социальноэкономического прогресса регионов и становления инновационной экономики в России как рамочных условий формирования и коррекции модернизационной политики региона в период усложнения макроэкономических проблем перехода к инновационному социальноориентированному типу развития. При этом, как видно, необходимо установить наличие исторической преемственности и выявить новаторство в государственном подходе к решению задач роста и развития экономики на основе инновационных преобразований с учетом специфики регионов, выражающееся в компенсации негативного влияния мезоэкономических дестабилизирующих факторов.
Институциональные дефициты как наследство прошлого времени (институциональная незрелость инструментов региональной модернизационной политики; низкие уровни жизни населения, развития инновационной инфраструктуры и бюджетно-налогового потенциала; слабая кадровая оснащенность; распыление ресурсов; моноструктурная конфигурация индустриально-экономического пространства), значительные институциональные резервы (высокая инвестиционная привлекательность вследствие наличия широкого спектра природных ископаемых, а также уникальных природных лечебных ресурсов; близость важнейших евразийских международных транспортных коридоров с налаженными магистральными потоками товаров и услуг; наличие сегментов мезоэкономики с достаточным эндогенным ресурсом развития, в т.ч. цветная металлургия, туризм, рекреация и АПК) и стратегические приоритеты как императивы современного этапа индустриального развития (инновационнопромышленная реструктуризация мезоэкономического комплекса на базе высоких технологий и формирования частно-государственного партнерства для снижения высокого регионального риска) - таковы предпосылки модернизационного прорыва экономики Кабардино-Балкарской Республики на современном этапе.
Модернизационный тип экономического развития является наиболее перспективным с точки зрения реализации как региональных, так и национальных интересов, способным стать тем направлением, которое позволит регионам совершить прорыв в экономическом развитии. Региональная модернизационная политика является важнейшей составляющей экономической политики, с помощью которой КабардиноБалкарская Республика как субъект Федерации будет в состоянии обеспечить структурную перестройку региональной экономики и насытить региональный рынок собственной разнообразной конкурентоспособной продукцией, развить достаточно действенные и гибкие формы поддержки инновационной активности, которая является важным фактором и институциональной предпосылкой эффективной модернизации экономики региона.
Список использованной литературы:
1. ЬИр://’№’№№.т1егГах.т/роНйсв/1х1.авр?1<1=99889.
2. Немгирова С.Н. Индустриализация как важнейший фактор
развития экономики региона: теоретические и практические
аспекты государственного регулирования // Вестник Калмыцкого института социально-экономических и правовых исследований. 2005. №2.
3. Гергова З.Х., Багов А.Ю., Нагоев А.Б. Основные направления модернизации и повышения роли региональной экономической политики. //Фундаментальные исследования. 2011. №8.
4. Стратегия социально-экономического развития СКФО до 2025 года №1485-р от 06.09.10.