УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ РЕГИОНА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ
ЭКОНОМИКИ
О. Н. БОЧАРОВА, С. А. ПОТОКИНА, О. И. ЛАНИНА
В статье определено, что разработка концепции управления социально-экономической системой региона в контексте современной модернизации является не только актуальным направлением научных исследований, но и отличается практическим значением для российских территорий, способствуя обеспечению устойчивого динамичного и эффективного функционирования экономики региона. Выявлено, что результатом многовекторной модернизации должно стать новое качество жизни населения, основанное на опережающем развитии человеческого капитала. Находит свое обоснование и необходимость дальнейшего совершенствования процессов управления развитием региональных пространств на различных территориях Российской Федерации, прежде всего, предстоит сформировать новые основы пространственного развития, соответствующие требованиям эффективных рыночных отношений.
Ключевые слова: социально-экономическая система, регион, «умная» экономика, модернизация, процессы управления, кластерная политика, бизнес, инновационное развитие, региональное пространство.
Неэффективность рыночной трансформации бывших плановых экономических систем и фи-нализация рыночных преобразований поставили вопрос о поиске наиболее эффективных организационно-экономических отношений, позволяющих системно преодолеть отмеченные тенденции и выйти на траекторию экономической модернизации. В конце первого десятилетия XXI в. перед странами, осуществившими постсо-циалистическую трансформацию, вновь встала необходимость обновления экономической системы на основе ориентации на модернизацию как альтернативу усиления их отставания от развитых стран.
В данном контексте необходимо учитывать императивы и направления всесторонней модернизации, заключающиеся в безусловном избавлении от примитивного сырьевого хозяйства, необходимости создания предпосылок для формирования экономики знаний с освоением новых технологий производства товаров и услуг, повышении ответственности всех категорий работников за рациональное применение производственного потенциала. Результатом многовекторной модернизации должно стать новое качество жизни населения, основанное на опережающем развитии человеческого капитала [5].
Формирование и развитие российского регионального пространства означает новый уро-
вень ответственности за принятие и исполнение решений, в том числе и хозяйственной направленности. Исторически так сложилось, что в России долгое время просуществовала административная подчиненность нижестоящих экономических и административных структур вышестоящим, в результате чего, на местном уровне хозяйствования так и не сформировались правила и навыки рационального использования ограниченных производственных ресурсов в условиях действия рыночных и ценовых критериев.
В то же время последовательно повышается функциональная значимость совершенствования процессов управления развитием региональных пространств по различным территориям Российской Федерации. В процессах модернизации предстоит сформировать новые основы пространственного развития, соответствующие требованиям эффективных рыночных отношений. Теперь на уровень регионального управления переводится значительная часть управленческих полномочий в ответственный для экономики регионов период адаптации к вызовам модернизации.
Поэтому разработка основ концепции управления социально-экономической системой региона в контексте современной модернизации является не только актуальным направлением научных исследований, но и отличается практическим значением для российских территорий и, несо-
мненно, будет способствовать формированию эффективного регионального менеджмента.
В современных условиях перед Российской Федерацией и ее регионами стоит приоритетная задача, заключающаяся в переходе экономики на инновационную социально ориентированную модель развития. В период социально-экономических преобразований, связанных с необходимостью проведения комплексной модернизации, задача обеспечения устойчивого и безопасного развития национальной и региональных социально-экономических систем приобретает особую актуальность [3].
Как известно, необходимость модернизации развития российской экономики и ее регионов поставлена в качестве важнейшего императива на современном этапе. В ходе модернизации предстоит избавиться от таких негативов экономического развития, как преимущественно сырьевая экономика, слабая инновационость производственных, хозяйственных и социальных технологий, недопустима низкая энергоэффективность производства и т. п.
В общепринятом значении модернизация представляется в качестве общественно-исторического процессса трансформации традиционного общества в прогрессивное. Главным отличием является повсеместное распространение рационализации в хозяйственной деятельности и в социальной сфере. При этом важнейшим фактором социального прогресса становится мотивация всех участников производственной и общественной деятельности на широкое применение инновационных инструментов внедрения новых технологий, формирование новых органи-зационно-экономических отношений на всех уровнях региональной социально-экономической системы любой степени локализации.
По совокупности критериев модернизация представляет собой создание в стране новой социально-экономической системы посредством последовательного, но активного распростра-нения модернистских форм. Модернизационная парадигма представляет собой концепцию наи-более вероятной направленности посткризисного развития российской экономики, синтезирующую переход на инновационный путь экономического развития с приоритетом повышения конкурентоспособности экономики. В Послании Федеральному собранию Президент РФ Д. А. Медведев отметил, что в течение ближайших десятилетий Россия должна стать страной, благополучие которой обеспечивается не столько сырьевыми, сколько интеллектуальными ресурсами, т. е. «умной» экономикой, создающей уникальные знания экс-
портом новейших технологий и продуктов инновационной деятельности.
Создание же в России национальной инновационной системы и формирование условий для роста значимости науки и инноваций в отечественной экономике, при всей сложности и масштабности данных задач, являются важнейшей целью стратегии развития Российской Федерации и ее субъектов. Именно поэтому на современном этапе необходима выработка приоритетов и перспектив развития модернизационной политики региона как неотъемлемой составной части модерни-зационной политики государства [4].
Сегодня перед Россией и ее регионами стоит стратегическая задача перехода к инновационному типу развития, задача превращения в технологически динамичную страну, способную разрабатывать, производить и применять высокие технологии для крупномасштабного производства конкурентоспособных товаров и услуг. Для этого требуется приступить к осуществлению новой стратегии социально-экономического развития, в первую очередь, за счет эффективной инвестиционной и инновационной деятельности. Инновационное развитие российской экономики невозможно без крупномасштабных инновационных преобразований на региональном уровне.
Отметим, что каждый регион имеет свою специфическую воспроизводственную, отраслевую и технологическую структуру, свою систему приоритетов и должен рассчитывать на собственные силы и ресурсы при реализации мо-дернизационной стратегии. Однако в условиях современной экономики таких сил и ресурсов, как правило, немного или вообще нет, поэтому необходимо государственное вмешательство, нацеленное на оказание стартовой помощи в технологическом преобразовании регионов, что, в свою очередь, будет способствовать развитию их модернизационного потенциала. Полноценное использование инноваций для регионального развития возможно только при условии целенаправленной модернизационной политики, проводимой на государственном и региональном уровнях.
Для России же вопросы инновационного развития актуальны, как никогда. Вопрос находится в постоянном фокусе внимания политического руководства страны. Реализация государственной инновационной политики существенным образом повлияет на то, как и какими темпами будет осуществлен переход России из стран «догоняющих» в разряд стран глобальных инновационных лидеров, хотя бы по нескольким позициям.
Инновационная стратегия позволяет обеспечить комплексный подход к реализации ряда первоочередных мероприятий в целях достижения основной цели - переводу отечественной экономики к 2020 г. на инновационный путь развития [1].
Можно выделить три ключевые задачи, реализация которых призвана серьезно повлиять на траекторию развития России и возможность достижения поставленных целей:
1. Реализация человеческого потенциала - это усиление глобальной конкуренции за человеческий капитал как основной ресурс развития в рамках построения «умной» экономики. Уже очевидно, что уровень конкурентоспособности экономики в значительной степени будет определяться качеством профессиональных кадров.
2. Стимулирование бизнеса. Основным двигателем инновационного развития может и должен быть бизнес. Одним из ключевых положений Стратегии является достижение целей резкого повышения инновационной активности бизнеса как в направлении модернизации технологических процессов, так и вывода на рынок принципиально новых продуктов, конкурентоспособных на мировом рынке.
3. Инновационным должно стать государство. Оно должно обеспечить благоприятную среду для инновационной активности, в том числе за счет последовательной ликвидации существующих административных барьеров и ограничений.
Следует отметить, что разработка стратегии регионального развития начинается с установления цели. Стратегическая цель развития региона представляет собой долгосрочные ориентиры, реализация которых обеспечивает переход всей региональной системы в новое качественное состояние, соответствующее интересам населения, делового сообщества и органов управления. Л. С. Шеховцева определяет стратегические цели региона как стратегические намерения, которые детерминируют новые возможности региона (социально-экономические, конкурентные, экологические и др.) и выступают как девиз, вдохновляющий население, деловое сообщество и сотрудников органов управления на достижение поставленных целей [8]. Они позволяют придать происходящему связанность и единство и обеспечивают здравую ориентацию, интуитивно понятную всему региональному сообществу, ориентацию, которой можно следовать длительное время.
В современной практике получили широкое распространение два основных подхода к построению системы управления региональным развитием: политика выравнивания и теория полюсов роста.
Политика выравнивания предполагает поддержку отдельных территорий в целях ускоренного развития путем перераспределения средств федерального бюджета в их пользу на определенный период времени. Объективными основами для ее проведения являются экологические катастрофы, экономическая депрессия, неблагоприятные условия и др.
Теория полюсов роста объясняет неравномерность социально-экономического развития. Региональный полюс роста - это набор развивающихся отраслей, размещенных на определенной территории и способных вызвать активизацию экономической деятельности во всей зоне своего влияния. Образование полюсов роста происходит только тогда, кода существует ключевая (ведущая) отрасль, относящаяся к наиболее динамичным отраслям (при наличии благоприятных условий для интенсивного внедрения достижений НТП). Необходимость найти такие точки экономического роста и вкладывать в них средства заключается в том, чтобы получить равномерно рассредоточенные центры капитализации страны, что, в свою очередь, приведет к ускорению экономического роста. Именно в таких регионах могут быть реализованы федеральные проекты, эффект которых будет распространяться и на другие регионы.
Неопределенность экономической и региональной политики федерального центра, отсутствие определенного долгосрочного представления о будущем и обоснованных стратегических приоритетов являются существенными источниками неопределенности для развития регионов. Либеральная экономическая политика федерального центра неизбежно приведет к усилению территориальных диспропорций даже в условиях устойчивого экономического роста. В этих условиях федеральный центр вынужден прямо (в виде трансфертов) и косвенно (в виде экономического стимулирования размещения производственных сил на периферийных территориях) перераспределять ресурсы между разными регионами и разными уровнями власти.
Улучшение качества государственного (муниципального) управления в регионах будет происходить, в первую очередь, за счет выбранных приоритетов регионального развития и повышения эффективности использования общественных механизмов [6].
Следовательно, стратегическое управление развитием региона является основой создания динамичной и эффективно функционирующей экономики. В свою очередь, стратегическое управление - это не только совокупность действий, спо-
собствующих адаптации системы к быстро изменяющимся условиям рыночной конъюнктуры и наименьшими затратами и потерями, но и умение предвидеть и предупреждать развитие системных кризисных ситуаций, а также обеспечивать достижение конкурентных преимуществ. Разработка системы стратегического управления основывается на следующих принципах:
- комплексное и системное моделирование направлений социально- экономического развития региона;
- определение необходимости осуществления изменений в сферах и отраслях экономики;
- использование экономико-математических методов в процессе выбора стратегии развития как региональной экономики в целом, так и отдельных ее сфер и отраслей, что позволяет максимально полно учитывать воздействие факторов внутренней и внешней среды [7].
Возрастание роли и значимости регионов, глобализация мировой экономики и развитие интеграционных процессов, повышение рисков функционирования региональной системы предопределяют необходимость применения стратегического подхода при определении направлений социально-экономического развития и достижения конкурентоспособной экономики субфеде-рального образования. В целом, эффективность осуществляемых мероприятий в рамках стратегического управления определяется степенью соответствия потенциальной и реальной конкурентоспособности экономики региона, достигнутыми показателями деятельности субъектов хозяйствования и состояния социальной сферы.
Таким образом, стратегической целью социально-экономического развития региона является обеспечение устойчивого динамичного и эффективного функционирования экономики и повышения уровня жизни населения региона.
Также следует отметить, что в последнее время в России происходит осознание значимости кластерного подхода в решении задач модернизации и технологического развития национальной экономики и в практическом внедрении поддерживающих инновационную деятельность институциональных структур, сетевых и кластерных образований. Данный интерес объясняется широкомасштабным положительным опытом кластеризации экономик многих развитых стран мира, доказавшим не в теории, а на практике эффективность использования сетевых структур в повышении конкурентоспособности экономики как отдельных регионов, так и страны в целом. Преимущества кластерного подхода способны стать
для России «локомотивами» экономического роста. Система кластеров позволяет придать гибкость организации управления инновационным процессом на большой по масштабам территории России. Еще одно несомненное преимущество кластерного подхода состоит в возможности решить проблему ограничения инвестиционных ресурсов в обеспечении инновационной деятельности, поскольку, как показывает зарубежный опыт, они, как магнит, притягивают к себе все новые и новые инвестиции, в том числе иностранные.
Курс на формирование кластеров в российской экономике взят в 2005 г. и с этого периода тема создания кластеров становится одним из основных локомотивов как федеральных, так и региональных программ социально-экономического развития [5]. Например, в Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г., в качестве одной из задач модернизации экономики названы стимулирование спроса на инновации и результаты научных исследований, создание условий и предпосылок для формирования устойчивых научно-производственных кооперационных связей, инновационных сетей и кластеров. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. отмечено, что успех реализации инновационного сценария развития страны будет зависеть от способности государственных органов власти обеспечить условия для дальнейшего совершенствования институциональной среды и формирования институциональных структур, присущих постиндустриальному обществу. В число этих условий входит поддержка кластерных инициатив, направленных на достижение результативной кооперации организаций - поставщиков оборудования и комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций в рамках территориально-производственных кластеров.
Развитие российских регионов в перспективе должно приобрести инновационный характер, а пространственная конфигурация - большую гибкость, стать менее привязанной к сложившейся энерго-сырьевой базе и к центрам концентрации финансовых потоков. Возрастет также роль новых центров инновационного экономического роста, где предполагается концентрация кадрового и технологического потенциалов, существенным образом влияющих на изменение территориальной структуры расселения и на распределение трудовых ресурсов.
В настоящий момент необходим документ, который бы не только отражал современные тен-
денции инновационного пути развития постиндустриальной и глобализирующейся экономики, но и включал бы пакет документов программного характера. Таким образом, нормативное закрепление механизмов кластерной политики является на сегодня главным направлением совершенствования правового регулирования инновационной деятельности на уровне субъектов РФ.
Существенной же проблемой для России является отсутствие комплексного государственного целевого выделения средств на развитие кластерной системы. Правительство РФ, конечно, финансирует отдельные проекты, выделяет небольшие деньги на создание технопарков и внедрение инноваций, однако эти действия имеют разрозненный характер.
Еще одна проблема - это неразвитость среднего и малого бизнеса на территории Российской Федерации, хотя на Западе львиная доля генерирования инноваций и технологических прорывов приходится именно на средние и малые предприятия. В кластерах бизнес (малый и средний) начнет функционировать особенно активно, так как создаваемая в них среда требует его массового присутствия.
Несмотря на то, что кластерный подход в России получает все большее признание, кластеризации российской промышленности мешает объективно низкий уровень развития малого предпринимательства в стране. В России государство отдает предпочтение крупному бизнесу, а по отношению к малому предпринимательству все меры исключительно декларативного характера.
Сегодня в России функционирует 1,1 млн предприятий малого бизнеса, на которых трудятся 2,5 млн работников. При этом 60 % из них занято в торговле и сфере услуг, поскольку это гарантирует быстрое получение прибыли. В сфере же инновационного бизнеса доля малых фирм составляет всего лишь 2-2,5 %, в то время как в США - 50 %. В целом, вклад субъектов малого бизнеса в промышленный рост и создание рабочих мест можно охарактеризовать как довольно скромный - всего 12% ВВП [5].
Важное значение приобретает и финансирование инновационной инфраструктуры через систему государственных научно-технических и инновационных программ. Наиболее актуальны из них «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» и «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2012 годы». К инфраструктуре интеллектуального капитала относятся наукограды, государственные научные центры, центры
трансфера технологий, технопарки, бизнес-инкубаторы и т. п. Особая роль принадлежит технопаркам, которые способны составить ядро инновационного кластера. Они создают условия для объединения в кластер на основе взаимовыгодной кооперации малых инновационных предприятий, научного центра, высшего учебного заведения и обеспечивают не спонтанную концентрацию разнообразных научных и технологических изобретений, а определенную систему распространения новых знаний и технологий. При этом важнейшим условием эффективной трансформации результатов научно-технической деятельности в инновации, а инноваций в конкурентные преимущества является формирование сети устойчивых связей между всеми участниками кластера.
Таким образом, анализ российской практики реализации кластерного подхода в решении задач инновационного развития позволяет сделать следующие выводы. Россия сегодня пытается использовать преимущества кластерного подхода в решении задач модернизации и инновационного развития страны. Однако она находится в начале пути, переживая этап адаптации понятия «кластерная политика» к специфике российских условий функционирования государственной власти, науки и образования, бизнеса и общества. Вследствие слабого развития отдельных рыночных институтов особая роль в формировании инновационных кластеров как возможных точек роста, способствующих повышению конкурентоспособности отдельных регионов и экономики России в целом, принадлежит государству. В этой связи на государственном уровне следует сосредоточить внимание на разработке концептуальных и методологических вопросов и соответствующего нормативно-правового обеспечения кластерной политики, а также формирования благоприятной экономической среды для функционирования сетевых структур, посредством механизмов государственно-частного партнерства и создания соответствующих специализированных финансовых институтов.
Проведение же кластерной политики предполагает обеспечение четкой координации деятельности между федеральными органами государственной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, бизнесом и научно-образовательными учреждениями [2].
Необходимым условием для эффективного инновационного развития является наличие соответствующей инновационной инфраструктуры. Россия только недавно приступила к активному формированию сети бизнес-инкубаторов и тех-
нопарков, и пока их эффективность ограничена. В этой связи следует придать динамизм работе по формированию механизмов, обеспечивающих высокие темпы развития сети технопарков, создаваемых на рыночной основе, а также повышение результативности деятельности существующих технопарков.
Для российской экономики является выгодным не только создание «внутренних» кластеров как устойчивых субконтрактных схем, но и построение трансграничных кластеров (в первую очередь, с Финляндией, Норвегией и Китаем), обеспечивающих укрепление конкурентоспособности приграничных территорий России посредством интенсивного обмена ресурсами, технологиями, ноу-хау, реализации оригинальных бизнес-моделей, создания единого информационного пространства и т. п. Участие в подобных осях формирует предпосылки, позволяющие России в дальнейшем занять достойное место в мировой экономической системе.
Учитывая многолетний опыт реализации кластерных стратегий в области решения задач инновационного развития, следует использовать лучшие мировые модели построения инновационных кластеров с учетом российской специфики.
Литература
1. Асаул А. Н. Национальная стратегия инновационного развития // Экономическое возрождение России. 2010. № 1 (23).
2. Бочарова О. Н. Предпринимательство как фактор инновационного развития // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 11.
3. Бурмистрова А. А. Формы проявления и структура межрегиональной диспропорциональности и социально-экономического развития регионов // Социальноэкономические явления и процессы. Тамбов, 2010. № 6.
4. Бухвальд Е. М., Виленский А. В. Роль субъектов Федерации в формировании инновационной модели развития экономики. URL: http:// www.bolero.ru /books
5. Гергова З. Х. Институциональные факторы и организационно-экономические предпосылки модерниза-
ции социально-экономической системы региона // Инженерный вестник Дона. 2011. № 1.
6. Саяпин А. В., Кожевникова Т. М., Бельченко О. А. Региональные аграрно-экономические отношения с позиций системного подхода: некоторые концептуальные понятия и практические выводы // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 12.
7. Татаркин А. И., Лаврикова Ю. Г. Кластерная политика региона // Промышленная политика в Российской Федерации. 2008. № 8.
8. Трубникова В. В. Особенности инвестирования в региональную экономику // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 41 (176).
9. Ханиев Р. Р., Дышекова А. А. Стратегия управления социально-экономическим развитием региона // Экономика управления. 2009. № 3/6 (44).
* * *
MANAGEMENT OF REGION SOCIAL AND ECONOMIC SYSTEM IN THE CONTEXT OF MODERN MODERNIZATION OF ECONOMY
O. N. Bocharova, S. A. Potokina, O. I. Lanina
In article it is defined that working out of the management concept by social and economic system of region in a context of modern modernization is not only an actual direction of scientific researches, but also differs practical value for the Russian territories, promoting maintenance of steady dynamical and effective functioning of region economy. It is revealed that new quality of life of the population, based on advancing development of the human capital should become result of multivector modernization. The substantiation and necessity of the further perfection of managerial processes development of regional spaces on various territories of the Russian Federation find its foundation, first of all, it is necessary to generate the new bases of spatial development corresponding to requirements of effective market relations.
Key words: social and economic system, region, «clever» economy, modernization, managerial processes, cluster policy, business, innovative development, regional space.