Научная статья на тему 'Институциональные аспекты развития бюджетных отношений в условиях дифференциации уровней территориального развития'

Институциональные аспекты развития бюджетных отношений в условиях дифференциации уровней территориального развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
182
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА / БЮДЖЕТНЫЕ ДОХОДЫ / БЮДЖЕТНЫЕ РАСХОДЫ / БЮДЖЕТНАЯ ДОТАЦИОННОСТЬ / КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ / МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ / BUDGET RELATIONS / BUDGET POLICY / BUDGET REVENUES / BUDGET EXPENDITURES / BUDGET SUBSIDIES / CONSOLIDATED BUDGET / INTERGOVERNMENTAL TRANSFERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кумпилова Анжелика Руслановна, Хамирзова Саида Казбековна

В статье проанализированы актуальные на современном этапе экономического развития РФ вопросы бюджетной обеспеченности регионов собственными доходами. Отмечается, что сбалансированность бюджета является базовым условием, позволяющим региональным органам власти выполнять принятые расходные обязательства. Кроме того в статье исследуется проблемы дотационности региональных бюджетов, обозначаются причины их возникновения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Institutional aspects of budget relations development in the conditions of territorial development levels differentiation

The article analyzes current issues of fiscal capacity of regions with their own revenues at present stage of economic development of the Russian Federation. It is noted that the balance of the budget is a basic condition that allows regional authorities to fulfill their expenditure commitments. Besides, the article examines the problems of subsidies to regional budgets, identifies the reasons for their occurrence.

Текст научной работы на тему «Институциональные аспекты развития бюджетных отношений в условиях дифференциации уровней территориального развития»

ББК 65.261.3 К-90

Кумпилова Анжелика Руслановна, кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой маркетинга, сервиса и туризма ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет»; 385000, г. Майкоп, ул. Первомайская, 191; тел.: 8(8772)523242;

Хамирзова Саида Казбековна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры финансов и кредита ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет»; 385000, г. Майкоп, ул. Первомайская, 191; тел.: 8(8772)521155

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ УРОВНЕЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

(рецензирована)

В статье проанализированы актуальные на современном этапе экономического развития РФ вопросы бюджетной обеспеченности регионов собственными доходами. Отмечается, что сбалансированность бюджета является базовым условием, позволяющим региональным органам власти выполнять принятые расходные обязательства. Кроме того в статье исследуется проблемы дотационности региональных бюджетов, обозначаются причины их возникновения.

Ключевые слова: бюджетные отношения, бюджетная политика, бюджетные доходы, бюджетные расходы, бюджетная дотационность, консолидированный бюджет, межбюджетные трансферты.

Kumpilova Anzhelika Ruslanovna, Candidate of Economics, an associate professor, head of the Department of Marketing, Service and Tourism of FSBEI HE "Maikop State Technological University"; 385000, Maikop, 191 Pervomayskaya str.; tel.: 8 (8772) 523242;

Khamirzova Saida Kazbekovna, Candidate of Economics, an associate professor of the Department of Finance and Credit of FSBEI HE "Maikop State Technological University"; 385000, Maikop, 191 Pervomayskaya str.; tel.: 8 (8772) 521155

INSTITUTIONAL ASPECTS OF BUDGET RELATIONS DEVELOPMENT IN THE CONDITIONS OF TERRITORIAL DEVELOPMENT LEVELS

DIFFERENTIATION

(reviewed)

The article analyzes current issues of fiscal capacity of regions with their own revenues at present stage of economic development of the Russian Federation. It is noted that the balance of the budget is a basic condition that allows regional authorities to fulfill their expenditure commitments. Besides, the article examines the problems of subsidies to regional budgets, identifies the reasons for their occurrence.

Keywords: budget relations, budget policy, budget revenues, budget expenditures, budget subsidies, consolidated budget, intergovernmental transfers.

В современных условиях ресурсной ориентированности российской экономики, высокой волатильности рыночной конъюнктуры на мировых рынках, а также роста демографической нагрузки на бюджетную систему стали проявляться явные признаки нестабильности и рецессии экономики.

Указанные негативные тенденции в социально-экономическом развитии страны, обусловленные мировыми кризисными явлениями, геополитическими факторами, а также неблагоприятной динамикой цен на энергоносители, вызывают дисбаланс в сфере бюджетных отношений, а именно в части исполнения доходной и расходной частей бюджетов дотационных регионов.

Современная система бюджетных отношений подвержена воздействию множества факторов, формирующих бюджетные доходы и расходы, в связи с чем усиливаются проявления дисбалансов, негативно влияющих на устойчивость бюджетной системы на всех уровнях государственной власти. Совершенствование институционального контура бюджетных отношений должно осуществляться с учетом социально-экономических задач развития территорий, а также в соответствии с принципами организации бюджетного процесса.

При сложившихся обстоятельствах возникает необходимость формирования эффективной и действенной системы бюджетных отношений, способной нивелировать (смягчить) негативное воздействие дестабилизирующих факторов и глобальных рисков; оказывать прямое стимулирующее воздействие на базовые макроэкономические параметры с целью создания условий для устойчивого развития в долгосрочной перспективе, позволяющих существенно уменьшить дифференциацию уровней территориального развития, а также повысить финансовую устойчивость региональных бюджетов.

Эффективность проводимой бюджетной политики определяется ее результативностью, связанной с укреплением экономического потенциала территорий и страны в целом, с обеспечением финансовой устойчивости их бюджетов, что позволяет уменьшить напряженность бюджета, снизив бюджетный дефицит и размер государственного долга. Кроме того, проведение эффективной бюджетной политики способствует достижению сбалансированности, самостоятельности и платежеспособности бюджетов субъектов РФ и свидетельствует об их способности своевременно и в полном объеме выполнять принятые на себя расходные обязательства.

К настоящему времени сложилась высокая зависимость территориальных бюджетов от межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, однако, учитывая сокращающиеся возможности последнего в их финансировании, весьма актуальными становятся вопросы стимулирования бюджетной самостоятельности регионов и повышения эффективности использования бюджетных средств.

Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о необходимости совершенствования институционального контура бюджетных отношений с целью повышения самостоятельности и ответственности субъектов РФ в вопросах формирования и реализации региональной бюджетной политики.

В сложившихся условиях значительной дифференциации социально-экономического развития территорий РФ проведение эффективной сбалансированной бюджетной политики предполагает необходимость четкой проработанности процесса

аккумуляции бюджетных доходов с целью формирования бюджетных фондов денежных средств на всех уровнях бюджетного процесса.

Базовой основой механизма аккумуляции бюджетных доходов является разграничение доходных источников и расходных полномочий между органами государственной и муниципальной власти, на основе которого осуществляется сбалансированное формирование доходов, нацеленное на максимальное покрытие расходных обязательств как государства, так и субъектов федерации и муниципалитетов.

На федеральном уровне формирование доходов бюджета РФ осуществляется на основе прямого законодательного регулирования, а также бюджетных правил, согласно которым генерируемые доходы находятся в прямой зависимости от цен на нефть, а расходы формируются, исходя из величины доходов. В этой связи бюджетную политику можно назвать производной от доходной части бюджета, в связи с чем при планировании доходов в среднесрочной и долгосрочной перспективе следует максимально учитывать риски, во избежание необходимости корректировки бюджетных расходов в случае непредвиденного существенного снижения бюджетных доходов [1].

На уровне региональных бюджетов наблюдаются следующие особенности формирования их доходов:

- низкая степень зависимости от колебаний цен на нефть и нефтегазовых доходов в целом, ввиду того, что региональные бюджеты лишь косвенно зависят от бюджетных правил, поскольку прямые ориентиры задаются параметрами федерального бюджета;

- высокая зависимость сбалансированности бюджетов от безвозмездных поступлений (трансфертов).

Показатели консолидированных бюджетов разных уровней бюджетной системы РФ в 2014-2017 гг. приведены в таблице 1 [5].

В рассматриваемом периоде доходы федерального бюджета существенно уменьшились в кризисные 2014-2016 гг., что было обусловлено снижением мировых цен на нефть и девальвацией курса национальной валюты. В это же время доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ увеличились и проявили большую устойчивость к негативной внешней конъюнктуре.

Таблица 1. Показатели консолидированных бюджетов разных уровней бюджетной системы РФ в 2014-2017 гг.

Наименование показателей 2014 2015 2016 2017 2017/2014

Абс. Отн, %

1. Консолидированный бюджет РФ, млрд. руб. 26 766,1 26 922,0 28181,5 31 047,7 4281,6 116,1

2. Федеральный бюджет РФ, млрд. руб. 14 497,1 13 659, 2 13460,0 15 089,2 592,1 104,1

3. Бюджеты государственных внебюджетных фондов, млрд. руб. 7 979,5 9 242,1 9 899 ,3 10 689,1 2709,7 134,0

4. Консолидированные бюджеты субъектов РФ, млрд. руб. 8 902,2 9 304,8 9923,8 10 758,1 1855,9 120,9

В территориальном разрезе в РФ сохраняется высокая бюджетная неоднородность: в каждом федеральном округе имеются субъекты как с относительно высокими, так и с низкими темпами роста бюджетных доходов. Так, например, в ЮФО относительно высокие темпы роста демонстрирует Краснодарский край, что во многом объясняется эффективным использованием олимпийского наследия в г. Сочи - объектов инфраструктуры, созданных к проведению зимних олимпийских игр в 2014 г. Однако, если оценивать количество регионов, доходы консолидированных бюджетов которых росли быстрее инфляции в общем количестве регионов в округе, то большинство регионов ЮФО относятся к отстающим по данному показателю.

В соответствии с прогнозом параметров консолидированных бюджетов субъектов РФ, представленным в рамках Федерального закона от 05.12.2017 №362-Ф3 «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», тенденция снижения реального объема бюджетных доходов и расходов, имевшая место в период после 2009 года, сохранится на протяжении 2018-2020 годов. При этом сокращение реальных доходов будет связано с уменьшением налоговых и неналоговых доходов и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (0,3% ВВП) [6].

Формирование региональных бюджетов отличается следующими особенностями: экономика большинства регионов отличается низкой доходностью; бюджетные расходы субъектов федерации постоянно растут и покрываются за счет федеральной помощи; продолжается рост затрат на государственное управление; региональные бюджеты несбалансированны и находятся в существенной зависимости от межбюджетных поступлений [2].

Оценивая результативность проводимой в настоящее время бюджетной политики, важно исследовать влияние межбюджетных трансфертов на уровень и динамику социально-экономического развития территорий, а также создание объективных экономических условий для обеспечения самостоятельности территориальных бюджетов в вопросах исполнения доходных и расходных полномочий.

Динамика межбюджетных трансфертов, выделенных из федерального бюджета РФ в 2010-2017 гг., и их влияние на показатели регионального развития приведены в таблице 2 [6].

Таблица 2. Межбюджетные трансферты, исполненные из федерального бюджета РФ и их влияние на показатели развития регионов, млрд. руб.

Наименование показателей 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Межбюджетные поступления в консолидированн ые бюджеты субъектов РФ 1398,9 1644,5 1624,4 1515,0 1670,8 1616,7 1578,1 1690

Доходы консолидированн ых бюджетов субъектов РФ 6537,3 7644,2 8064,5 8165,1 8905,7 9308,2 9923,8 10758,1

Дефицит консолидированн ых бюджетов субъектов РФ -99,6 -34,9 -278,7 -641,5 -447,6 -171,6 -12,6 -51,9

Количество консолидированн ых бюджетов субъектов РФ, исполненных с дефицитом, ед. 63 57 67 77 74 76 76 72

Валовой региональный продукт субъектов РФ 37688 45392 49926 54103 59188 64997 69254 -

Действующая в настоящее время система межбюджетных отношений не способствует созданию объективных экономических условий для роста независимости территориальных бюджетов с точки зрения формирования доходов и исполнения расходных обязательств. В соответствии с данными, приведенными в таблице 2, при изменении объема межбюджетных трансфертов не наблюдается существенных изменений суммы дефицита консолидированных бюджетов субъектов РФ или количества дефицитных консолидированных бюджетов субъектов РФ [3].

Система межбюджетных отношений, сложившаяся в РФ к настоящему времени в большей степени ориентирована не на развитие самостоятельности территориальных бюджетов, а на выравнивание возможностей регионов и муниципалитетов в предоставлении государственных услуг. Основным видом межбюджетных трансфертов из федерального бюджета являются дотации субъектам РФ на выравнивание бюджетной обеспеченности (рис. 1) [6].

Рис. 1. Динамика и виды межбюджетных трансфертов из федерального бюджета субъектам РФ в 2013-2017 гг.

Сложившаяся к настоящему времени проблема дотационности бюджетов большинства субъектов РФ связана с необеспеченностью регионов собственными доходными поступлениями предусмотренных расходных обязательств и возникает в результате несовершенства законодательной системы бюджетного выравнивания, а также разбалансированности бюджетных отношений по вертикали и по горизонтали. В условиях роста бюджетной дотационности бюджетная система подвергается воздействию дополнительных рисков, связанных с неэффективным использованием бюджетных ресурсов, а также ростом пространственной социально-экономической и бюджетной дифференциации.

Дотационность абсолютного большинства регионов РФ (количество регионов-реципиентов составляет 83%) носит затяжной и устойчивый характер, поскольку современная система межбюджетного регулирования характеризуется рядом проблем: неэффективность механизмов выравнивания бюджетной обеспеченности регионов; нерешеннность задачи разграничения на постоянной основе налоговых доходов между региональными и муниципальными уровнями; неэффективное расходование бюджетных средств; усиление проявлений бюджетного «иждивенства» и рост искусственной дотационности бюджетов [4].

Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы и предложения. Основные противоречия бюджетного процесса заключаются в необходимости поиска оптимального баланса при распределении доходных полномочий и расходных обязательств между уровнями бюджетной системы с учетом налогового потенциала и социально-экономических условий развития территорий.

Рост бюджетной дотационности способствует развитию высокого уровня зависимости доходов и расходов региональных бюджетов от федеральных межбюджетных трансфертов, что происходит на фоне усиления централизации национальной бюджетной системы и сопровождается сокращением реальных доходов и увеличением реальных расходов бюджетов регионов.

Повышению эффективности проводимой бюджетной политики и межбюджетных отношений, в частности, могут способствовать следующие мероприятия: содействие сбалансированности региональных и муниципальных бюджетов в системе бюджетного регулирования доходных и расходных финансовых потоков; оптимизация форм межбюджетных трансфертов; развитие финансовой инфраструктуры межбюджетных отношений посредством институтов бюджетного регулирования.

Литература:

1. Сугарова И.В. Управление финансами и бюджетная политика: региональный аспект // Экономика и предпринимательство. 2017. №7(84). С. 160-163.

2. Хамирзова С.К., Кумпилова А.Р. Особенности процессов регионального развития и управления на современном этапе // Новые технологии. 2017. Вып. 3. С. 132-138.

3. Баклаева Н.М. Проблемы реализации экономических интересов регионов как субъектов межбюджетных отношений в кризисных условиях // Региональная экономика: теория и практика. 2017. Т. 15, вып. 1. С. 43-44.

4. Хамирзова С.К. Бюджетное регулирование экономического развития региона // Новые технологии. 2009. Вып. 2. С. 70-72.

5. Консолидированный бюджет Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов [Электронный ресурс] // Федеральное казначейство: информация официального сайта. URL: http://www.roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/konsolidirovannyj - byudzhet/.

6. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.minfin.ru.

Literature:

1. Sugarova I. V. Financial management and budget policy: regional aspect // Economy andEntrepreneurship. 2017. No. 7 (84). P. 160-163.

2. Khamirzova S.K., Kumpilova A.R. Features of the processes of regional development and management at the present stage //New technologies. 2017. Vol. 3. P. 132-138.

3. Baklaeva N.M. Problems of realization of economic interests of the regions as subjects of interbudget relations in crisis conditions // Regional economy: theory and practice. 2017. V. 15, no. 1. P. 43-44.

4. Khamirzova S.K. Budget regulation of economic development of the region // New technologies. 2009. Vol. 2. P. 70-72.

5. The consolidated budget of the Russian Federation and the budgets of state extra-budgetary funds [Electronic resource] // Federal Treasury: official website information. URL: http://www.roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/konsolidirovannyj- byudzhet /.

6. Official website of the Ministry of Finance of the Russian Federation. [Electronic resource]. URL: http://www.minfin.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.