Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esi.today 2018, №2, Том 10 / 2018, No 2, Vol 10 https://esj.today/issue-2-2018.html URL статьи: https://esj.today/PDF/58ECVN218.pdf Статья поступила в редакцию 16.04.2018; опубликована 11.06.2018 Ссылка для цитирования этой статьи:
Мазий В.В., Михайленко С.Д. Роль межбюджетных трансфертов в формировании доходов региональных бюджетов на примере Ростовской области // Вестник Евразийской науки, 2018 №2, https://esj.today/PDF/58ECVN218.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Mazy V.V., Mikhailenko S.D. (2018). The role of interbudgetary transfers in the formation of regional budget revenues by the example of the Rostov Region. The Eurasian Scientific Journal, [online] 2(10). Available at: https ://esj. today/PDF/58ECVN218.pdf (in Russian)
УДК 336.2 ГРНТИ 06.61.01
Мазий Валентина Витальевна
ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», Ростов-на-Дону, Россия
Кандидат экономических наук, доцент E-mail: evmazy@rambler.ru
Михайленко Софья Дмитриевна
ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», Ростов-на-Дону, Россия
Студент
E-mail: sofyamikhailenko@gmail.com
Роль межбюджетных трансфертов в формировании доходов региональных бюджетов на примере Ростовской области
Аннотация. Повышение самостоятельности региональных и местных бюджетов-задача, которая наиболее остро стоит в условиях нестабильной экономики. Применение в отношении нашей страны экономических санкций европейскими государствами, ставит вопрос о поиске новых источников пополнения доходной части бюджетов каждого уровня бюджетной системы России. Проблема достаточности собственных ресурсов на региональном и местном уровнях бюджетной системы является одной из наиболее актуальных и требующих скорейшего решения для эффективного функционирования бюджетного процесса на территории страны. На сегодняшний день немногие регионы Российской Федерации отличаются соответствием доходной базы и принятых расходных обязательств, и Ростовская область, к сожалению, не входит в их число. Цель данной статьи - проанализировать зависимость региональных бюджетов от трансфертов, предоставляемых федеральным бюджетом, вычислить долю, которую составляют трансферты, в бюджете Ростовской области. Авторами проведено сравнение количества регионов-доноров и дотационных регионов, изменявшееся в течение 2014-2016 годов, данные по которым являются информационной базой для статьи. В статье рассмотрена роль трансфертов в бюджете как Ростовской области, так и Шолоховского района Ростовской области, что дает возможность дать более полную оценку уровня зависимости бюджетов регионального и местного уровней от предоставляемой поддержки. Авторами также даны некоторые предложения, которые позволять снизить зависимость регионального и местного уровня бюджетной системы Российской Федерации от трансфертов из бюджетов
вышестоящего уровня, снизить их долю в общей сумме доходов соответствующего бюджета, что способствует их финансовой самостоятельности.
Ключевые слова: трансферты; выравнивание бюджета; бюджетное регулирование; дотационный регион; регион-донор; бюджетный дефицит; доходные источники; расходные обязательства
Наличие развитой системы взаимодействия между бюджетами разных уровней бюджетной системы является отличительной чертой государств с федеративным территориальным устройством. При этом федеральные органы власти достаточно сильно заинтересованы в том, чтобы нижестоящие власти поддерживали общую траекторию развития бюджетной системы страны. Грамотно организованные и эффективно действующие межбюджетные отношения служат предпосылкой для своевременного исполнения субфедеральными бюджетами своих обязательств [1].
Отношения между органами власти направлены на определение достаточного уровня финансовых потоков и разграничения доходных и расходных полномочий, так как формирование и исполнение бюджета для каждого уровня власти подразумевает мобилизацию финансовых ресурсов, достаточных для обеспечения расходных обязательств.
Одна из задач федерального правительства - предоставление гражданам социальных гарантий государства, независимо от региона, в котором они проживают. Но не каждый регион может обеспечить данную функцию собственными средствами, то есть большинству региональных бюджетов в Российской Федерации требуется поддержка центрального бюджета [2].
Регионы, которые нуждаются в дотациях со стороны федерального бюджета, называют дотационными, а регионы, за счет которых происходит предоставление денежных средств -регионы-реципиенты, как правило, это экономически развитые, самодостаточные и финансово независимые территории.
Основную часть поддержки субфедеральным бюджетам осуществляет Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, который распределяется в соответствии с единой методикой- бюджетная помощь предоставляется в случае, если уровень бюджетной обеспеченности региона ниже среднероссийского показателя, и она варьируется в зависимости от величины разрыва [3; 4].
В России наблюдается неутешительная тенденция к увеличению числа дотационных регионов и сокращению количества регионов-доноров (рис. 1).
80 70 60 50 40 30 20 10 0
Рисунок 1. Динамика дотационных регионов и регионов-доноров1
1 График составлен автором по данным распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, представленных на сайте https ://www. minfin. ru.
Так, с 2014 по 2016 год число дотационных регионов в количественном выражении возросло на 14, или на 23,7 %, при этом количество регионов-доноров, сократилось более чем в 2 раза, что может быть обусловлено недостаточным стимулом региональных властей к росту собственной доходной базы региона, и полной уверенности в покрытии дефицита регионального бюджета средствами вышестоящего бюджета [5].
Для решения данной проблемы федеральным властям необходимо ввести более эффективную систему межбюджетных отношений, основываясь на принципах бюджетного федерализма, которые предполагают ответственность региональных органов власти за сбалансированность и наполняемость собственного бюджета, введение личной ответственности Правительства региона, что на данный момент недостаточно реализовано.
Анализируя бюджет Ростовской области очевидно, что область является дотационным регионом - сумма собственных доходов не покрывает расходные обязательства, что ведет к необходимости получения трансфертов из федерального бюджета. Наибольшую их часть составляют дотации на выравнивание регионального бюджета (табл. 1).
Таблица 1
Анализ межбюджетных трансфертов из федерального бюджета за 2014-2016 г. (млрд р.)2
2014 г. 2015 г. Изменение 2015 г. к 2014 г. 2016 г. Изменение 2016 г. к 2015 г. 9 месяцев 2017
Общие расходы федерального бюджета на дотации регионам 816,1 682,0 -16,4 % 672,0 +1,5 % 790,6
Ростовской области, в т. ч. дотации субсидии субвенции 40,315 13,732 14,080 8,804 42,169 13,049 12,339 9,553 +4,6 % 35,395 11,803 8,299 9,854 -16 % 34,997 15,479 8,034 7,714
Доля трансфертов, предоставленных Ростовской области 4,9 % 6,2 % +1,3 % 5,3 % -0,9 % 4,4 %
Доля трансфертов в бюджете Ростовской области 29,4 % 30,2 % +0,8 % 23,7 % -6,5 % 23,2 %
Согласно приведенным выше данным, ясно, что за рассматриваемый период бюджет Ростовской области становится более независим от федерального, при этом трансферты из федерального бюджета составляют более чем пятую часть всего бюджета области, составляя в 2016 году 23,7 %.
В местных бюджетах как России в целом, так и области наблюдается еще больший недостаток собственных налоговых и неналоговых доходных источников для выполнения обязательств, и неизбежности привлечения трансфертов из бюджета субъекта, к которому они территориально относятся [6; 7].
Бюджетные трансферты предоставляются бюджетам местного уровня при соблюдении ими ряда требований:
• соблюдение законодательства местными органами власти;
• отсутствия просроченной задолженности перед бюджетом субъекта;
• субъект имеет право самостоятельно выдвигать дополнительные требования к местным бюджетам для предоставления трансфертов.
2 Таблица составлена автором на основе отчета об исполнении федерального бюджета и бюджета Ростовской области за 2014, 2015, 2016 и 9 месяцев 2017 года.
В случае несоблюдения местными властями условий предоставления трансфертов, орган, ответственный за исполнение регионального бюджета, вправе приостановить их предоставление [8].
Основную сумму трансфертов для местных бюджетов составляют дотации на обеспечение сбалансированности бюджета, подход к формированию которых осуществляется с учетом региональных особенностей, что позволяет учесть специфику территории каждого местного бюджета [9].
Предоставление трансфертов местным бюджетам в Ростовской области, осуществляется в соответствии с постановлением правительства Ростовской области от 30.08.2012 г. «О порядке расходования субсидий и иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из областного бюджета местным бюджетам». Условиями получения субсидий из бюджета Ростовской области, в дополнение к общефедеральным правилам, являются3:
• наличие муниципальных программ, утвержденных в установленном порядке и предусматривающих средства местных бюджетов, направляемые на софинансирование расходов;
• наличие в правовых актах представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах средств местных бюджетов, направляемых на софинансирование расходов;
• наличие в правовых актах представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах кодов бюджетной классификации доходов для предоставления субсидий, закрепленных за соответствующими главными администраторами доходов местных бюджетов.
Интерес представляет анализ структуры межбюджетных трансфертов Ростовской области, показывающей рост дотаций и межбюджетных трансфертов в анализируемый период.
Таблица 2
Структура межбюджетных трансфертов Ростовской области (млрд р.)4
2014 год 2015 год Изменение 2015 к 2014 2016 год Изменение 2016 к 2014 9 месяцев 2017 года
Межбюджетные трансферты общего характера, в т. ч: 9, 032 8,564 -5,2 % 8,916 +4,1 % 8,505
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности 3,270 4,026 +23,1 % 5,075 +26,1 % 5,994
Иные дотации 1,129 0,316 -72 % 0,354 +12 % 0,224
Прочие межбюджетные трансферты 4,634 4,221 -8,9 % 3,487 -17,4 % 2,286
Согласно приведенным данным, объем межбюджетных трансфертов для местных бюджетов из бюджета Ростовской области за 2014-2016 г. остается примерно на одинаковом уровне, при этом увеличивается доля дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в общем объеме трансфертов, что свидетельствует о росте дефицита собственных средств местных бюджетов.
3 Постановление правительства Ростовской области от 30.08.2012 «О порядке расходования субсидий и иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из областного бюджета местным бюджетам».
4 Таблица составлена автором на основе отчетов об исполнении бюджета Ростовской области за 2014, 2015, 2016 и 9 месяцев 2017 года.
Таблица 3
Структура доходов местного бюджета Шолоховского района (млн р.)5
2014 2015 Изменение 2016 Изменение 9 месяцев
год год 2015 к 2014 год 2016 к 2015 2017 года
Общий объем доходов, в т. ч: 862,446 888,702 +3 % 996,982 +12,2 % 868,209
Налоговые и неналоговые поступления 99, =546 112,751 +13,3 % 115,045 +2 % 131,6
Безвозмездные поступления 138,9 46,65 -66,4 % 57,04 +22,3 % 0,029
Трансферты из областного бюджета 624 729,3 +16,9 % 824,9 +13,1 % 736,580
Доля бюджетных трансфертов из областного бюджета в общем 72,35 % 82,06 % +9,71 % 82,74 % +0,68 % 84,84 %
количестве доходов
Анализируя структуру местного бюджета, представленного в таблице 3, заметим, что трансферты из областного бюджета занимают традиционно значительную долю всей доходной базы бюджета Шолоховского района. В анализируемом местном бюджете области отсутствует достаточное количество собственных доходных источников для решения повседневных задач, установленных как федеральными, областными, так и местными органами власти. Для пополнения доходной базы местного бюджета, необходимо принять ряд мер: по усилению мероприятий по взысканию налогов; работе с просроченной налоговой задолженностью; обеспечению системы контроля за целевым расходованием средств [10].
Таким образом, как для регионального, так и для местного уровня власти выделим ряд общих проблем, таких как:
• недостаточность собственных доходов для выполнения всех расходных обязательств;
• зависимость от трансфертов бюджета более высокого уровня;
• отсутствие стимула у руководителей как региональной, так и местной власти к увеличению собственных доходов.
Для решения данных проблем необходимо предпринять ряд мер, направленных на совершенствование бюджетного процесса на территории страны, а именно:
• усиление контроля за расходованием денежных средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, введение открытого общественного контроля;
• совершенствование бюджетного планирования на всех уровнях бюджетной системы;
• повышение персональной ответственности руководителей как региональной, так и местной власти, за наполняемостью бюджета соответствующего уровня собственными доходами, для чего допустимо ввести систему поощрений и штрафов по результатам отчета об использовании бюджетных средств;
• повышение мотивации глав регионов и органов местного самоуправления в результативности и эффективности бюджетных расходов и обеспечении бездефицитного бюджета собственными источниками средств;
5 Таблица составлена автором на основе отчетов об исполнении бюджета Шолоховского района за 2014, 2015, 2016 и 9 месяцев 2017 года.
Страница 5 из 7
58БСУШ18
Вестник Евразийской науки 2018, №2, Том 10 ISSN 2588-0101
The Eurasian Scientific Journal 2018, No 2, Vol 10 https://esi.today
• сокращение числа контролирующих органов, исключение дублирующих
функций данных органов, с одновременным повышением квалификации работников данной сферы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Мазий В.В., Балычев А.А., «Повышение эффективности расходования бюджетных средств как объективная необходимость стабилизации региональной экономики», Инженерный вестник Дона, № 1 (44), 2017 г. с. 96.
2. Клейменов Д.С. Механизм межбюджетного регулирования как часть системы бюджетных отношений // Теория и практика общественного развития. 2012. URL: https://cyberleninka.ru/ (Дата обращения: 18.03.2018).
3. Валиева Д.Г. Межбюджетные трансферты и политика региональных властей в условиях высокой дотационности регионов // Вопросы государственного и муниципального управления. 2014. URL: https://cyberleninka.ru/ (Дата обращения: 02.04.2018).
4. Левина В.В. Межбюджетные трансферты как инструмент регулирования сбалансированности местных бюджетов // Финансы и кредит. 2015. URL: https://cyberleninka.ru/ (Дата обращения: 04.04.2018).
5. Богачев О.В. Создание в России системы учета налоговых расходов при бюджетном планировании и оценке эффективности бюджетных расходов // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2015.URL: https://cyberleninka.ru/ (Дата обращения: 04.04.2018).
6. Ушенко А.А. Бюджетное регулирование экономического развития региона // Символ науки. 2017. URL: https://cyberleninka.ru/ (Дата обращения: 11.04.2018).
7. Моисеева Э.Р., Кловацкий А.Ю., Байгулов Р.М. Социально-экономическое развитие и бюджетное регулирование в Российской Федерации // Вестник университета. 2015. URL: https://cyberleninka.ru/ (Дата обращения: 11.04.2018).
8. Макогон В.Д. Бюджетная политика в механизме управления государственными финансами // Экономический вестник университета. Сборник научных трудов ученых и аспирантов. 2015. URL: https://cyberleninka.ru/ (Дата обращения: 11.04.2018).
9. Макогон В.Д. Бюджет как инструмент экономического роста // Экономический вестник университета. Сборник научных трудов ученых и аспирантов. 2015. URL: https://cyberleninka.ru/ (Дата обращения: 11.04.2018).
10. Ильин В.А., Поварова А.И. Проблемы регионального развития как отражение эффективности государственного управления. Экономика региона. 2014. URL: https://cyberleninka.ru/ (Дата обращения: 17.04.2018).
Mazy Valentina Vital'evna
Don state technical university, Rostov-on-Don, Russia E-mail: evmazy@rambler.ru
Mikhailenko Sofya Dmitrievna
Don state technical university, Rostov-on-Don, Russia E-mail: soiyamikhailenko@gmail.com
The role of interbudgetary transfers in the formation of regional budget revenues by the example of the Rostov Region
Abstract. Increasing the independence of regional and local budgets-the tasks that are most acute in an unstable economy. The application of economic sanctions to European countries by European states raises the question of finding new sources of replenishment of revenue parts of the budgets of each level of the Russian budget system. The problem of sufficient level of resources to ensure the budget process in the country. To date, few regions of the Russian Federation, including in the Rostov region, unfortunately, are not among them. The purpose of this article is to analyze the dependence of budgets on transfers provided by the federal budget, calculate the share, as well as transfers, in the budget of the Rostov region. The authors compared the number of donor regions and subsidized regions, which changed during 2014-2016, the data on which was the information base for the article. The role of transfers in the budget of both the Rostov region and the Sholokhov district of the Rostov region is considered in the article, which gives an opportunity to get a more complete assessment of the level of budget management at the regional and local levels from the support provided. The authors also give some suggestions that help to reduce the level of income, which contributes to their financial independence.
Keywords: transfers; equalization of the budget; budgetary regulation; subsidized region; donor region; budget deficit; income sources; expenditure obligations