УДК 330.534.4 ББК 65.9(2)2/4 Х-18
Хамирзова Саида Казбековна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита финансово-экономического факультета Майкопского государственного технологического университета, e-mail: temir@mavkop. ru.
БЮДЖЕТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
(рецензирована)
В условиях рыночной экономики бюджет связан посредством налоговых и неналоговых доходов и бюджетного финансирования практически со всеми сторонами территориального воспроизводственного процесса. Усиление роли бюджета связано с тем, что он способствует развитию производительных сил и структурной реформы экономики; выступает в качестве основного финансового плана государства и местных органов самоуправления; является гибким инструментом проведения экономической политики государства.
Ключевые слова: бюджет, региональная экономика, региональная политика, регио-нальное управление, бюджетное регулирование, межбюджетные отношения, бюджетное финансирование.
Khamirzova Saida Kazbekovna, Cand.Econ.Sci., assistant professor of the department of finance and accountancy at the faculty of economics and finance, Maikop State Technological University, e-mail: [email protected].
BUDGETARY REGULATION OF ECONOMIC DEVELOPMENT IN REGION
In the conditions of market economy the budget is connected with all aspects of territorial reproductive process, by means of tax and not tax incomes and budgetary financing. The budget promotes the development of productive forces and structural reform of economy. It represents itself as the basic financial plan of the state and local self-government authorities. The budget is the flexible detail of a good state economic policy. The above-mentioned facts strengthen the role of budget.
Keywords: budget, regional economy, regional policy, regional government, budgetary regulation, interbudgetary relations, budgetary financing.
Необходимость в устойчивом социально-экономическом развитии Российской Федерации потребовала коренной переоценки сложившихся взглядов и подходов к использованию различных форм и методов государственного регулирования территориальных воспроизводственных процессов, в числе которых бюджет является важнейшим и универсальным регулирующим инструментом. Формирование эффективного механизма бюджетного регулирования экономики позволит не только сгладить отрицательные последствия перехода на рыночные отношения, но и способствовать нормализации и развитию финансово-хозяйственных, перераспределительных отношений на макро- и микроуровне, выравниванию территориальных социально-экономических диспропорций. Бюджетный метод обеспечивает конкретную адресность направления денежных средств нуждающимся отраслям экономики, категориям населения, регионам страны, в результате которой значительно повышается эффективность их использования.
В условиях рыночных отношений роль бюджета значительно повышается, он является не только единственным плановым документом, утверждаемым как закон, но и основой, вокруг которой становится возможным организовать финансово-экономическое хозяйство в целом. Выполняя активную роль в рыночном механизме, бюджет служит одним из важнейших экономических рычагов в деле стабилизации и развития корпоративных финансов, а также экономики регионов. С помощью бюджета государственные и муниципальные органы власти, осуществляя перераспределение части ВВП (ВРП), изменяют структуру общественного воспроизводства, влияют на результаты хозяйствования, поддерживают макроэкономическое равновесие, осуществляют социальные преобразования. Организационной формой функционирования бюджета любой страны является бюджетная система. Наличие в ней регионального и местного уровней, как неотъемлемых элементов существования федеративного государства, отражает потребность регулирования социально-экономических процессов в масштабах отдельных территорий и муниципальных образований.
В бюджетном регулировании экономики регионов одинаково важны как платежи (налоговые и неналоговые) в бюджет, так и бюджетное финансирование. Однако это не означает, что они выполняют одинаковую функцию. Налоговые и другие платежи в бюджет нацелены в основном на
регулирование собственной финансовой базы субъектов хозяйствования за счёт использования различных налоговых регуляторов (ставок, льгот, сроков платежа, санкций и т. д.), и, следовательно, влияют лишь на уровень финансовых ресурсов, остающихся в их распоряжении. Расходы бюджета выполняют иную функцию, - увеличивают финансовые возможности юридических и физических лиц, а также региональных и местных органов власти и управления (при выделении финансовой помощи из федерального бюджета). Они могут способствовать избирательному развитию отстающих отраслей экономики, регионов Российской Федерации, убыточных предприятий, создавать предпосылки для появления современных высокотехнологичных, импортозамещающих производств и товаров, ликвидировать социальную напряжённость в обществе, снизить уровень безработицы, расширить спрос и предложение, а значит и доходную базу бюджета.
Одним из важнейших секторов региональной экономики Республики Адыгея является сельское хозяйство, которое, в силу наличия ряда специфических особенностей, нуждается в постоянной государственной поддержке и регулировании. Однако из-за отсутствия в России и в регионах в достаточной мере регулируемой государством бюджетной и налоговой политики в сельскохозяйственном производстве сложилась критическая ситуация.
Кроме того, по оценкам многих специалистов, экономический спад в России в значительной мере вызван разорением сельского хозяйства. Его кризисное положение существенно повлияло на производственный спрос и, следовательно, на отрасли промышленности, связанные с сельским хозяйством. Естественно, что в этих условиях значительно сократился спрос па продукцию сельскохозяйственного машиностроения и других смежных отраслей экономики. Основная причина такого положения заключается в отсутствии эффективной государственной политики регулирования и стимулирования агропромышленного комплекса, в резком снижении бюджетных инвестиций в сельское хозяйство.
Объективная специфика положения сельского хозяйства в современной экономике требует особого подхода к решению его проблем. В отличие от России, всё большую поддержку встречает в США и в других развитых странах тезис, что сельскому хозяйству как основе социально-экономической стабильности общества и продовольственного обеспечения населения, должны быть созданы особые условия для развития. Именно поэтому усиливается государственная вовлечённость в дела сельского хозяйства путём бюджетных капиталовложений в эту сферу, стабилизации цен и доходов фермеров и др.
Для развития сельского хозяйства необходимо в первую очередь упорядочить и поставить на объективную основу субсидирование сельскохозяйственных предприятий за счёт средств федерального, регионального (областного) и местного бюджетов. Субсидии должны выплачиваться, прежде всего, таким хозяйствам АПК, где наиболее высока их отдача. Критериями эффективности селективной бюджетной поддержки являются уровень рентабельности и использования ресурсного потенциала. Механизм выделения субсидий должен быть основан на системе прогрессивных возрастающих ставок (объёмов) в зависимости от итогов предыдущего года по объёму реализации продукции и эффективных порогов продуктивности (рентабельности) скота и птицы.
Кроме того, целесообразно использовать систему показателей, характеризующих степень бюджетного воздействия государства и местных органов самоуправления на сельское хозяйство. К таким показателям можно отнести абсолютный и относительный размеры бюджетных расходов на нужды сельского хозяйства; величина субсидии, приходящаяся на среднестатистическое фермерское (крестьянское) хозяйство и сельскохозяйственное предприятие; удельный вес бюджетных средств в стоимости продаж сельскохозяйственной продукции; удельный вес бюджетных средств в чистом доходе (прибыли) хозяйствующих субъектов; соотношение налоговых платежей в бюджет и ассигнований из бюджета на финансирование сельского хозяйства.
Использование предложенных показателей при проведении бюджетного и экономического анализа позволит получить всестороннюю, объективную картину о степени участия государства в финансировании производителей сельскохозяйственной продукции и, на этой основе, выработать долгосрочный курс правительства по регулированию и стимулированию развития сельского хозяйства, более эффективному использованию бюджета как активного инструмента экономической политики. Через возрождения сельского хозяйства, его ведущих отраслей (растениеводства и животноводства) откроются новые импульсы для развития экономики регионов, улучшения социальной сферы.
Одним из важнейших направлений современной бюджетной политики является решение проблем бюджетного федерализма и межбюджетных отношений в свете практической реализации прав и полномочий территорий, предусмотренных Конституцией РФ и другими законодательными актами. Вместе с тем, внедрению новых принципов формирования межбюджет-
ных отношений должна предшествовать работа по чёткому распределению видов расходов между федеральными, региональными и местными бюджетами, разграничению предметов ведения и полномочий между Федерацией, субъектами Федерации и муниципальными образованиями. В свою очередь, принципам современного бюджетного устройства РФ в значительно большей степени будет отвечать такое разграничение доходов между бюджетами разных уровней, при котором заметно снизится доля регулирующих доходов в консолидированных бюджетах субъектов Федерации и соответственно увеличится уровень закреплённых доходов за каждым бюджетным уровнем, что приведёт к усилению заинтересованности регионов в сборе налогов и наращивании доходной базы, а также к гармонизации межбюджетных отношений. Это обеспечит высокую самостоятельность бюджетов, активизирует их роль в проведении государственной региональной экономической политики, даст возможность субъектам Федерации составлять прогнозы и программы социально-экономического развития своих территорий на длительную перспективу с гарантированным бюджетным финансированием.
Таким образом, в условиях рыночной экономики бюджет связан посредством налоговых и неналоговых доходов и бюджетного финансирования практически со всеми субъектами хозяйствования, с их финансовыми планами и производственными показателями, оказывая существенное воздействие на формирование последних. Усиление роли бюджета связано с тем, что он:
- способствует развитию производительных сил и структурной реформы экономики посредством налогообложения и финансирования инвестиций в различные отрасли народного хозяйства и регионы страны;
- отличается широкой сферой влияния, так как бюджетные отношения пронизывают все стороны территориального воспроизводственного процесса;
- выступает в качестве основного финансового плана государства и местных органов самоуправления, в процессе составления, рассмотрения, утверждения и исполнения которого производится корректировка программ социально-экономического развития соответствующих территорий на предстоящий бюджетный год, финансовых планов и прогнозов предприятий, методов их хозяйствования;
- выделяется высокой степенью действенности, обусловленной перераспределительной природой бюджета как экономической категории и целевым характером использования бюджетных средств;
- является гибким инструментом проведения экономической политики государства, так как бюджетные методы управления экономикой формируются не как заданная раз и навсегда система рычагов, а представляет собой динамичную, постоянно развивающуюся их совокупность, преобразующуюся в соответствии с изменением целей и задач территориального социально-экономического развития страны.
Литература:
1. Годин А.М. Бюджетная система РФ / Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина И.В. -М.: Дашков и Ко, 2006.
2. Дадашев А.З. Финансовая система России / Дадашев А.З., Черник Д.Г. - М.: ИНФРА, 2007.
3. Игудин А.Г. Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения в Российской Федерации / Игудин А.Г. - М.: НФПК МФ РФ, 2008.
З