Научная статья на тему 'Институциональное совершенствование инвестиционного процесса в рамках формирования эффективной системной инвестиционной политики'

Институциональное совершенствование инвестиционного процесса в рамках формирования эффективной системной инвестиционной политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
210
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ЭВОЛЮЦИОННАЯ ПАРАДИГМА / ЗОНЫ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ИНСТИТУТЫ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / «ОШИБОЧНЫЕ» ИНВЕСТИЦИИ / ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА / "WRONG" INVESTMENTS / INSTITUTIONAL-EVOLUTIONARY PARADIGM / ZONES OF ACCELERATED DEVELOPMENT / INVESTMENT INSTITUTIONS / INVESTMENT ATTRACTIVENESS / FOREIGN INVESTMENTS / INSTITUTIONAL IMPROVEMENT OF THE INVESTMENT PROCESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гриднев М. С.

Автор, используя системный подход в рамках институционально-эволюционной парадигмы, исследует проблемы институциализации инвестиционного процесса. Объектом исследования выступают отношения, складывающиеся между базовыми и инфраструктурными институтами, хозяйствующими субъектами по поводу инвестиций. Делается вывод, что осуществление эффективной системной инновационной политики способствует созданию экономических зон опережающего развития, что, в свою очередь, благоприятствует росту привлекательности экономики с точки зрения инвесторов. Для решения этой задачи необходимо формировать институты, способствующие привлечению иностранных инвестиций, связанных с трансфером в принимающую страну новых технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONAL IMPROVEMENT OF INVESTMENT PROCESS IN THE FRAMEWORK OF DEVELOPING EFFICIENT INVESTMENT POLICY

The paper presents a systematic approach to institutional-evolutionary paradigm, explores issues of institutionalization of investment process. The paper studies the relationship between basic institutions and infrastructure institutions regarding investments. It is concluded that the implementation of effective systemic innovation policy contributes to creation of economic zones of advanced development, which, in turn, favors the growth of attractiveness of the economy from the perspective of investors. To solve this problem it is necessary to develop institutions helping to attract foreign investment that involve a knowledge transfer to the host country.

Текст научной работы на тему «Институциональное совершенствование инвестиционного процесса в рамках формирования эффективной системной инвестиционной политики»

УДК 330.322 |а» [email protected]

Михаил Сергеевич Гриднев,

аспирант кафедры общей экономической теории, CiСЭУ

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА В РАМКАХ ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМНОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

Автор, используя системный подход в рамках институционально-эволюционной парадигмы, исследует проблемы институциализации инвестиционного процесса. Объектом исследования выступают отношения, складывающиеся между базовыми и инфраструктурными институтами, хозяйствующими субъектами по поводу инвестиций. Делается вывод, что осуществление эффективной системной инновационной политики способствует созданию экономических зон опережающего развития, что, в свою очередь, благоприятствует росту привлекательности экономики с точки зрения инвесторов. Для решения этой задачи необходимо формировать институты, способствующие привлечению иностранных инвестиций, связанных с трансфером в принимающую страну новых технологий.

Ключевые слова: институционально-эволюционная парадигма, зоны опережающего развития, инвестиционные институты, инвестиционная привлекательность, «ошибочные» инвестиции, иностранные инвестиции, институциональное совершенствование инвестиционного процесса.

M.S. Gridnev

INSTITUTION AL IMPROVEMENT OF INVESTMENT PROCESS

IN THE FRAMEWORK OF DEVELOPING EFFICIENT INVESTMENT POLICY

The paper presents a systematic approach to institutional-evolutionary paradigm, explores issues of institutionalization of investment process. The paper studies the relationship between basic institutions and infrastructure institutions regarding investments. It is concluded that the implementation of effective systemic innovation policy contributes to creation of economic zones of advanced development, which, in turn, favors the growth of attractiveness of the economy from the perspective of investors. To solve this problem it is necessary to develop institutions helping to attract foreign investment that involve a knowledge transfer to the host country.

Keywords: institutional-evolutionary paradigm, zones of accelerated development, investment institutions, investment attractiveness, "wrong" investments, foreign investments, institutional improvement of the investment process.

Рост эффективности капитальных вложений и повышения эффективности хозяйственной деятельности субъектов рыночной экономики возможен прежде всего за счет вложений интенсивного типа. Рост инвестиций интенсивного типа является фактором быстрого повышения материального уровня жизни, так как растущий производственный аппарат увеличивает производительность труда. Таким образом, сегодняшнее благосостояние является в значительной степени результатом вчерашних инвестиций, а сегодняшние инвестиции, в свою очередь, закладывают основы завтрашнего увеличения производительности труда, улучшения благосостояния и повышения эффективности общественного производства. Помимо того что инвестиции влияют на общую эффективность хозяйствования и возможность роста в долгосрочной перспективе, они также оказывают прямое и быстрое воздействие на занятость и доходы населения.

Для создания оптимальных условий осуществления инвестиций интенсивного типа необходимо решение

двух важных задач. Первая задача связана с гармонизацией интересов всех участников хозяйственного процесса. По мнению Г. Клейнера, экономика объединяет производительные силы, воспроизводственные процессы и производственные отношения, инкорпорируя их в гармонизирующую общеэкономическую среду [2]. Целью экономики как общественной подсистемы является гармонизация процессов производства, распределения и потребления благ. К этому постулату можно добавить, что в основе подобной гармонизации должно быть нахождение баланса интересов на всех уровнях хозяйственных взаимодействий в экономической системе. Вторая задача связана с формированием эффективной институциональной среды. Базовые и инфраструктурные институты, снижая трансакционные издержки для всех участников, будут способствовать выстраиванию высокоэффективных инвестиционноинновационных замкнутых контуров в рамках баланса интересов инноваторов, инвесторов, потребителей, государства, общества. Государству в этом процессе

принадлежит одна из ключевых ролей. В качестве представителя своих граждан государство выполняет функции структурирования и согласования взаимодействия интересов всех членов общества и социальных групп, обеспечения правовых рамок различных видов трансакций в экономике, обеспечения доступа к информации всем экономическим агентам [3].

В рамках выстраивающейся институционально-эволюционной парадигмы функционирование экономики складывается из процессов создания, взаимодействия и трансформации экономических систем различного уровня. Важнейшей системой современной экономики будет выступать система экономических отношений, формирующаяся на уровне так называемых «зон опережающего развития». В подобных зонах необходимо обеспечить становление базисных производств нового технологического уклада, что позволит вывести российскую экономику на связанную с ним фазу роста новой «длинной волны». Для этого нужна концентрация ресурсов на развитии формирующих уклад перспективных производственно-технологических комплексов, что требует целенаправленной национальной экономической политики, использования инструментов всех ее главных составляющих [1]. Их надлежит сориентировать на становление ядра нового технологического уклада и достижение синергетического эффекта формирования кластеров новых производств.

В основе пространственной локализации экономической деятельности и ее специализации лежит стремление к максимизации своей доходности. Я.Шайдаров в своих исследованиях, посвященных определению стратегических преимуществ регионов, приходит к выводу, что, поскольку национальные экономики разделены таможенными, торговыми, институциональными барьерами, внутренний рынок в сравнении с мировым более интегрирован и отдельные регионы внутри страны гораздо более специализированы, чем страны [4]. Создать зоны опережающего развития на базе тех или иных регионов и добиться высоких темпов их роста возможно только за счет создания привлекательных институциональных условий для всех хозяйствующих субъектов и прежде всего для инвесторов и инноваторов. Инвесторы, оценивая те или иные зоны опережающего развития по уровню инвестиционной привлекательности, обращают внимание на следующие характеристики: экономико-географическое положение (ЭГП);

наличие и качество природных ресурсов; уровень развития экономики, ее стабильность; наличие и качество трудовых ресурсов; уровень развития инфраструктуры (транспортной, топливно-энергетической, телекоммуникационной, рыночной); государственная экономическая политика в области привлечения инвестиций (функционирование специальных режимов экономического благоприятствования, законодательная база); потенциальные рынки сбыта продукции; уровень политической стабильности. Отдельно следует выделить наличие инфраструктурных институтов, способствующих оптимизации их деятельности, а также эффективности функционирования базовых политических и экономических институтов, отвечающих за стабильность развития зоны опережающего развития. Паритет базовых и инфраструктурных институтов - условие гармоничности развития экономики.

Одна из проблем институционального развития инвестиционной привлекательности зоны опережающего развития связана с тем, что некоторые институты государственного управления, принимающие решения об инвестициях, не могут определить, производство какой продукции будет выгодным, когда в целом экономическая политика, стратегия сориентированы неверным образом или когда в подобной зоне высок уровень коррупции, которая сдерживает инвесторов. В этих условиях может возникнуть ситуация, когда инвестиции направлены в бесперспективные секторы и виды производства. В экономической литературе подобные инвестиции называют «ошибочными».

Для выявления базисных зон опережающего экономического развития необходимо провести анализ инвестиционного климата в субъектах РФ. Анализ положения России в международных сравнительных исследованиях показал, что инвестиционный климат в России сложно назвать благоприятным, причем его наиболее проблемной зоной являются именно институты государственной власти. Эксперты отмечают их недостаточную эффективность при выполнении своих функций, особенно в части защиты прав собственности и регулировании инвестиционной деятельности, а также сильную коррумпированность (таблица).

Отсюда следует, что должны быть разработаны эффективные институциональные многоуровневые механизмы, которые бы ограничивали «ошибочные» инвестиции, а также эффективно сдерживали коррупцию на

Ранги составляющих инвестиционного риска [6]

Регион (субъект Федерации) Ранги составляющих инвестиционного риска

законодательный экономический финансовый криминальный управленческий

Москва 77 4 1 12 61

Санкт-Петербург 1 10 3 48 65

Пензенская область 5 48 36 10 32

Воронежская область 7 49 48 2 7

Тамбовская область 39 28 39 13 21

Ульяновская область 11 51 40 3 52

Волгоградская область 19 39 6 53 39

Саратовская область 43 29 19 17 55

Составлено по данным ежегодного аналитического исследования рейтингового агентства «Эксперт РА».

♦--------------------------------------------------

всех уровнях экономических взаимодействий (макро-, мезо- и микроуровне).

Второй особенностью институционального совершенствования инвестиционного процесса выступает необходимость формирования институтов, способствующих привлечению иностранных инвестиций, связанных с трансфером в принимающую страну новых технологий, ноу-хау, методов управления персоналом и рыночных практик. Приток иностранных инвестиций может генерировать положительные экстернальные эффекты, связанные:

• с распространением используемых иностранными инвесторами технологий, ноу-хау и т.д. в масштабах соответствующих отраслей;

• с ростом спроса на продукцию национальных предприятий со стороны компаний с иностранными инвестициями;

• с ростом доходов занятых на данном предприятии резидентов принимающей страны, обеспечивающем расширение спроса на продукцию национальной промышленности ;

• с увеличением налоговых и иных поступлений в центральный и местный бюджеты, что способствует решению фискальных проблем государства и созданию предпосылок оптимизации деятельности в сфере выполнения им своих функций.

Исходя из возникающего положительного экстерналь-ного эффекта от иностранных инвестиций, в ряде формирующихся зон опережающего экономического развития, где инвестиционные процессы более активны, созданы соответствующие институты при администрациях, занимающиеся привлечением иностранных инвестиций. Они призваны осуществлять функции, связанные с мониторингом инвестиций, поиском, продвижением, информационным и организационным обслуживанием потенциальных и существующих иностранных инвесторов, осуществлением маркетинговых мероприятий по привлечению иностранных инвестиций.

Экономическая политика государства предстает как политика воздействия на экономические интересы, процессы и поведение хозяйствующих субъектов. Государство, реализуя системную политику привлечения инвестиций в зону опережающего экономического развития, должно создать институциональную структуру, призванную решать комплекс следующих задач:

1) способствовать развитию механизмов административной среды и совершенствованию нормативно-правовой базы данного хозяйственного процесса;

2) развивать соответствующую инфраструктуру для комфортной реализации инвестиционных проектов;

3) формировать и развивать финансовые механизмы привлечения и поддержки инвестиций;

4) совершенствовать развитие взаимодействия субъектов предпринимательства;

5) поддерживать продвижение на рынок инновационной продукции;

6) формировать благоприятные тарифные условия для привлечения инвестиций;

7) обеспечивать кадровое сопровождение инвестиционного процесса;

8) формировать положительный инвестиционный имидж, для чего необходима маркетинговая деятельность, направленная на формирование сфокусированной стратегии привлечения инвестиций в зону опережающе-

-------------------------------------------------♦

го экономического развития. Но эта стратегия должна быть ясна и понятна финансовому рынку. Необходима программа реализации агрессивного маркетинга. Она должна включать в себя в первую очередь широкую рекламу тех преимуществ, которые получит инвестор при реализации инвестиционных проектов и программ в данной зоне, включая законодательную, организационно-правовую и информационную поддержку.

Для реализации дальнейшей успешной институциа-лизации инвестиционных отношений необходимо определить ряд стратегических для развития экономики «точек роста», реализация проектов которых будет оптимальна по срокам, может дать быструю отдачу и, что самое главное, оживить или дать толчок к развитию другим предприятиям. Для этого необходимо совершенствовать соответствующую институциональную среду формальных и неформальных институтов, способствующих развитию подобных «точек роста». Инвестиционный процесс должен иметь «цепной» вид (рисунок).

Коммерциализация инноваций и получение прибыли от их внедрения

Круговой контур инвестиционно-инновационного процесса

Соответствующая институциональная среда, представленная определенной совокупностью формальных и неформальных институтов, должна способствовать созданию оптимальных условий для осуществления инвестиционного процесса. Инвестиции должны порождать инновации, инновации должны формировать тенденцию роста эффективности производства, а рост эффективности должен способствовать появлению новых инвестиций.

1. Глазьев С.Ю. Об альтернативной системе мер государственной политики модернизации и развития отечественной экономики // Российский экономический журнал. 2011. № 4.

2. Клейнер Г. Стратегия системной гармонизации экономики России // Экономические стратегии. 2008. № 5.

3. Колязина Л.В. Государство как субъект регулирования экономики // Вестник СГСЭУ. 2011. № 3 (37).

4. Шайдаров Я. Определение стратегических преимуществ региона в процессе трансформации российской экономики // Экономика и политика. Экономические науки. 2009. № 7 (56).

5. The Heritage Foundation Country Report: Russia. URL: http:// www.heritage.org/Index/pdf/2010/countries/russia.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.