♦
♦
конодательной базы; наличие консультативного центра поддержки ГЧП по отраслям; подготовка квалифицированных специалистов по подготовке, исполнению, регулированию и мониторингу проектов ГЧП.
4. Государство может целенаправленно стимулировать частные инвестиции в общественные блага путем налоговых послаблений, правовых методов, информационной поддержки. Следует отметить необходимость разработки единых стандартов для оценки степени
полноты и комплексности процесса осуществления затрат корпораций на общественные блага.
1. Кадомцева С.В. Государственные финансы. М.: ИНФРА-М, 2009.
2. Козельский В.Н. Влияние бюджетных инвестиций на развитие отдельных отраслей и видов деятельности // Вестник СГСЭУ. 2012. № 2 (41).
3. Масгрейв Р., Масгрейв П. Государственные финансы: теория и практика. М., 2009.
удк 330.322 Михаил Сергеевич Гриднев,
# аспирант кафедры
[email protected] общей экономической теории,
^ СГСЭУ
ФОРМИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА РЕГИОНА В КОНТЕКСТЕ СИСТЕМНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
В статье анализируется роль системной экономической политики государства в формировании привлекательного инвестиционного климата в регионах. Обосновывается, что в условиях перехода от догоняющего к опережающему экономическому развитию основополагающими являются процессы оптимизации функций государства и согласования интересов и действий верхнего и нижнего уровней экономики. Автор приходит к выводу, что информационная открытость региона положительно влияет на степень его инвестиционной привлекательности как для внутренних, так и для зарубежных инвесторов.
Ключевые слова: инвестиционный климат, деловая репутация региона, системная экономическая политика, информационная открытость региона, инвестиционная привлекательность региона.
M.S. Gridnev
DEVELOPMENT OF REGIONAL INVESTMENT CLIMATE IN THE CONTEXT OF SYSTEMICSTATE ECONOMIC POLICY
The paper examines the role of systemic economic policy in the formation of attractive investment climate in the region. It is shown that in the transition from catching up development to leading economic development the most important processes are optimization of state function sand alignment of interests and actions of the upper and lower levels of the economy. The author comes to the conclusion that information transparency of the region has a positive effect on the level of its investment attractiveness for both domestic and foreign investors.
Keywords: investment climate, regional business reputation, systemic economic policy, information openness of the region, investment attractiveness of the region.
Задача догоняющего экономического развития до сих пор стоит перед подавляющим большинством экономик разных стран. Возможно, в силу отмеченного факта подробное описание более или менее надежных маршрутов, траекторий такого развития представляется весьма актуальной задачей на долгосрочный период. По мнению группы исследователей из ВШЭ под руководством В. Мау, в основе подобного экономического развития лежит следующий принцип: что необходимо скопировать из существующего, чтобы получить максимальное количество капитала? [6, с. 14]. Но в условиях формирования концепции опережающего экономического развития основным, на наш взгляд, должен выступать, прежде всего, принцип системной горизонтальной и вертикальной гармонизации экономики. Только при реализации этого принципа можно добиться высоких темпов экономического роста и сформировать максимально привле-
кательные условия для вложения капитала. Следует отметить тот факт, что современная экономическая политика в России направлена в основном на стимулирование несущих отраслей и ядра шестого экономического уклада, а не на разработку прорывных инноваций седьмого технологического уклада, что соответствует догоняющему, а не опережающему типу экономического развития [2, с. 52].
Большой интерес при изучении системной экономической политики государства вызывают исследования Г.Б. Клейнера. Гармония - это соразмерность частей и целого, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое. В гармонии получают внешнее проявление внутренняя упорядоченность и мера бытия. Как мы видим, понятие гармонии (и, соответственно, дисгармонии) относится к числу фундаментальных категорий мироздания. В основе гармоничности лежит
♦--------------------------------------------------
сочетание единства и многообразия. С точки зрения Г.Б. Клейнера, под гармоничной экономикой следует понимать такую форму организации экономической деятельности, при которой достигается интегральная пространственно-временная сбалансированность и целостность системы при условии устойчивого эволюционного развития [4].
Введение в научный оборот понятия гармонии как операциональной характеристики экономики открывает широкие возможности для решения целого ряда актуальных научно-практических задач. К их числу относится проблема согласования интересов и действий верхнего и нижнего уровней экономики, в том числе проблема оптимизации функций государства (вертикальная гармонизация).
Под системной экономической политикой государства понимается система осознанных и сформулированных на государственном уровне принципов, оценок и приоритетов, а также основанных на них стратегических решений, определяющих функционирование и развитие национальной экономики на всех уровнях управления. Системная экономическая политика, базирующаяся на гармонизации интересов всех участников хозяйственного процесса, должна опираться на так называемые базовые институты современного общества. Базовые институты - базовые права и свободы, а также нормы и правоприменительные структуры, гарантирующие исполнение базовых прав и свобод (независимый суд, гарантии независимости судей - несменяемость, запретительно высокие издержки отстранения и т.п.; прозрачность деятельности правоохранительных органов; судебная санкция на арест и т.п.). По мнению группы исследователей под руководством А. Шляйфера, изучающих влияние институтов на экономический рост, необходимо гармонизировать интересы институтов верхнего уровня и институтов, гарантирующих информационную прозрачность и свободу слова. А. Шляйфер считает, что институты верхнего уровня - институты финансового рынка, судебных процедур (обычное и кодифицированное право) - должны согласовываться с базовыми институтами, гарантирующими свободу слова. Эти специалисты широко используют стандартные индикаторы экономической свободы, основанные на экспертных оценках [7, с. 271 - 303]. Только при достижении гармонии и пропорции в развитии базовых институтов можно сформировать условия, привлекательные для инвесторов. Так, существующие методики экспертной оценки инвестиционной привлекательности регионов позволяют выявить зависимость между информационной открытостью и прозрачностью региона и интересом, который вызывает данный регион у потенциальных инвесторов. Чем выше информационная открытость, тем выше уровень инвестиционной привлекательности. Это позволяет нам сделать вывод о том, что системная экономическая политика, направленная на формирование модели опережающего экономического развития, должна базироваться на принципах гармонизации интересов, которая достигается за счет развития всех базовых институтов, но прежде всего институтов, способствующих информационной открытости экономики.
Государство как экономическая система осуществляет следующие функции:
- создание, поддержание существования, развитие и взаимодействие других систем;
-------------------------------------------------♦
- ограничение или прекращение функционирования или взаимодействия других систем;
- поддержание своего собственного существования и развития.
В целом такой набор функций обеспечивает равновесное и устойчивое функционирование экономики, а набор типов систем - необходимое и достаточное разнообразие для этого.
Системная экономическая политика государства должна базироваться на так называемой эталонообразующей функции - создании и поддержании функционирования «образцовых» экономических систем микро- и мезоэкономического уровней. Это означает, что государство должно предусматривать в рамках экономической политики создание и поддержание на эталонном уровне не только предприятий и организаций, но и всех остальных видов систем, т.е. систем объектного, средового, процессного и проектного типов. Соответственно, в составе государственной экономической политики должны быть разделы (разрезы), посвященные объектной экономической политике (в частности, политике в отношении экономических агентов, других микро-, мезо- и макроэкономических объектов); средовой (в частности, институциональной) экономической политике; процессной (в частности, инновационной) экономической политике; проектной экономической политике [3, с. 99 - 114].
Таким образом, формирование привлекательного инвестиционного климата региона является как средо-вой, так и процессной частью эффективной экономической политики, направленной в целом на осуществление основных функций государства как экономической системы. Следовательно, проведение государственной экономической политики в области инвестиций служит основой для дальнейшего саморазвития экономической системы, базирующейся на принципе цепной реакции (инвестиции, инновации, экономический рост интенсивного типа). А это значит, что государство не может самоустраниться от этого процесса. Цепная реакция взаимодействия инвестиций и инноваций показывает, что при одновременном коэволюционном развитии инвестиций и инноваций становится возможным выход национальной экономики на траекторию опережающего развития. Внутренним механизмом этого выступает интеграция эффективного использования капитала, ресурсосбережения с доминированием рыночной мотивации хозяйствования. Этот процесс выражается через мультипликативный эффект от коэволюции институтов инноваций и инвестиций [5, с. 31]. Задача государства в этой цепочке заключается в создании такой инновационно-институциональной инфраструктуры, которая позволит обеспечить необходимый баланс интересов инновационных предприятий, государства и населения в процессе модернизации российской экономики [1, с. 53].
После оценки роли системной экономической политики государства в формировании привлекательного инвестиционного климата в регионах необходимо проанализировать основные принципы формирования привлекательности региона для инвестора. На сегодняшний день существует множество методик оценки инвестиционной привлекательности российских регионов. В большинстве случаев такая оценка складывается из двух составляющих: оценка инвестиционного риска и оценка инвестиционного потенциала. Почти все включают в
♦
♦
рассмотрение коммуникационный фактор, однако, как правило, он анализируется лишь частично. Между тем в условиях повышенной интенсивности обмена сведениями, данный фактор становится актуальным для различных форм сотрудничества (в том числе в инвестиционных процессах), так как определяет степень доверия в отношениях и, следовательно, успех взаимодействия. В основе инвестиционной привлекательности региона лежит такое понятие, как инвестиционный климат. Инвестиционный климат - обобщенная характеристика совокупности социальных, экономических, организационных, правовых, политических, социокультурных предпосылок, предопределяющих привлекательность и целесообразность инвестирования в ту или иную хозяйственную систему. Инвестиционный климат представляет собой комплекс объективных характеристик региона, формирующих предпочтения инвестора.
На формирование инвестиционного климата региона влияют три составляющие: имидж, деловая репутация и информационная открытость региона.
Имидж - довольно обобщенная характеристика объекта, не учитывающая все аспекты взаимодействия с ним. Имидж формируется массовыми коммуникациями, ориентирован на массовое сознание индивида. Его цель
- создание ценностного стереотипа, который сводил бы объект к простой формуле, обеспечивая быстроту восприятия. Отсюда вытекает его одномерность, упрощенность и, как следствие, эмоциональная окрашенность, иррациональность.
Репутация - более сложное, многозначное понятие. Исследователи выделяют три основных контекста использования этого понятия. Во-первых, репутация все чаще рассматривается как нематериальный ресурс, который может быть использован для повышения успешности компании или отдельного индивида. В рамках этого подхода распространено выражение «деловая репутация». Во-вторых, репутация может трактоваться как некое оценочное знание об известном человеке (как правило). Третий подход рассматривают репутацию как меру доверия к кому-либо (чему-либо) со стороны окружающих. Доверять - значит иметь ожидания в отношении таких характеристик, как честность, порядочность, ответственность, аутентичность, которые сформировались на основе как субъективных, так и объективных данных. Таким образом, «репутация есть отражение в сознании конкретного индивида или социальной группы характеристик субъекта деятельности, определяющих возможность сотрудничества с этим субъектом».
Для всестороннего анализа динамики инвестированных процессов следует ввести понятие инвестиционной репутации региона, которое включает комплексное отражение различных аспектов инвестиционного климата в представлениях инвесторов, основанное на личном опыте и анализе поступающей информации о регионе (в том числе анализ мнений экспертов). Репутация региона, таким образом, выступает в роли оперативного понятия, которое позволяет проследить взаимосвязи объективно существующих характеристик региона и их субъективного представления в глазах потенциального инвестора. Фактически между инвестиционной привлекательностью и репутацией региона можно поставить знак равенства, так как в любом случае в основе субъективного отношения инвестора к региону лежат объективные характеристики региона, отталкиваясь от ко-
торых можно анализировать ситуацию и формировать свое отношение. Инвестиционную привлекательность региона можно рассматривать в качестве его места в рейтинге инвестиционной репутации, т.е. как числовое значение интегрального показателя всех значимых характеристик региона.
В свою очередь, инвестиционная привлекательность региона и его репутация будут зависеть от уровня доверия инвестора. Институциональный подход выводит нас к проблеме доверия как одному из главных институциональных факторов повышения инвестиционной привлекательности. В исходном определении доверие - это выполнение обязательств без применения санкций. Точнее, это вера в то, что взаимные обязательства будут выполнены и применять санкции не придется. В основе доверия лежит реципрокность, или вера во взаимность, в действенность взаимных связей. Доверие определяется как уверенность в чьей-нибудь добросовестности, искренности, в правильности чего-либо и основанное на этом отношение к кому/чему-нибудь. Именно доверие пронизывает человеческую жизнь, как индивидуальную, так и общественную. Без него немыслимы и самые элементарные, и самые сложные социальные явления.
В современных исследованиях выделяют три уровня доверия:
- доверие к самому себе;
- доверие к другим субъектам;
- институциональное доверие.
Как показало проведенное нами исследование, для повышения инвестиционной привлекательности региона государственная экономическая политика должна быть направлена прежде всего на формирование высокого уровня институционального доверия, отвечающего устремлениям инвесторов. Так, например, значительным резервом для повышения инвестиционной привлекательности Саратовской области может служить дальнейшее развитие кадрового и инфраструктурного потенциала региона. В этой связи необходимо уделять особое внимание обеспечению профессиональными квалифицированными кадрами планируемых производств, а также инфраструктурной подготовке площадок для реализации инвестиционных проектов, но без формирования высокого уровня институционального доверия к институтам государственной власти в регионе создать привлекательный инвестиционный климат будет весьма затруднительно.
1. Барашов Н.Г., Русановский В.А. Детерминанты развития инновационно-институциональной инфраструктуры в экономике России // Вестник СГСЭУ. 2011. № 2 (36).
2. Калязина Л.В. Технико-экономичекое развитие России и государственная политика: теоретические аспекты // Психология и экономика. 2010. Т. 3. № 2.
3. Клейнер Г.Б. Системная парадигма и экономическая политика // Общественные науки и современность. 2007. № 3.
4. Клейнер Г.Б. Стратегия системной гармонизации экономики России // Экономические стратегии. 2008. № 5 - 6.
5. Колядин Н.П., Неверов А.Н. К проблеме построения матричной модели «инвестиции - инновации - институты» // Вестник СГСЭУ. 2012. № 1 (40).
6. Мау В., Яновский К., Жаворонков С., Маслов Д.. Институциональные предпосылки современного экономического роста. М.: ИЭПП, 2007.
7. Shleifer A., Glaeser E., La Porta R., Lуpez de Silanes F. Do Institutions Cause Growth // Journal of Economic Growth. № 9.