Проблемы организации и функц ионирования адвокатуры
Соловых С.Ж.
институт квалифицированной юридической помощи как гарантия доступности правосудия
Цель: Статья направлена на рассмотрение некоторых аспектов функционирования института квалифицированной юридической помощи в России.
Методология: Автором применялись формально-юридический и сравнительно-правовой методы. Результаты: В статье проанализированы различные модели оказания квалифицированной юридической помощи, представленные в зарубежном законодательстве. Предлагаются некоторые направления совершенствования российского института квалифицированной юридической помощи.
Новизна/оригинальность/ценность: Ценность работы заключается в использовании при рассмотрении проблемы актуальных научных данных.
Ключевые слова: доступ к правосудию, право на квалифицированную юридическую помощь, юридические услуги.
Solovykh S.Zh.
institute of the qualified legal aid as a guarantee of availability of justice
Purpose: Article is sent for consideration of some aspects of functioning of institute of the qualified legal aid in Russia.
Methodology: Were applied by the author a formal-legal and comparative - legal method. Results: In article various models of rendering the qualified legal aid presented in the foreign legislation are analyzed. Some directions of improvement of the Russian institute of the qualified legal aid are offered.
Novelty/originality/value: The value of work consists in use of actual scientific data by consideration of an actual problem.
Keywords: access to justice, the right for the qualified legal aid, legal services.
Международные обязательства Российской Федерации в сфере осуществления правосудия, взятые после вступления в Совет Европы, предопределяют обязанность государства привести внутринациональное законодательство в соответствие с международными принципами и стандартами осуществления правосудия [1].
Выполнение данных обязательств предполагает не только имплементацию международных норм в российское процессуальное законодательство путем его постоянной корректировки в соответствии с международно-правовыми стандартами, но совершенствование в целом российской правовой системы в направлении создания эффективных механизмов обеспечения прав личности в различных сферах общественных отношений.
Неотделимым элементом содержания права на судебную защиту является право на квалифицированную юридическую помощь, предусмотренное и закрепленное в ст. 48 Конституции РФ.
Беря за основу принципы осуществления квалифицированной юридической помощи, закрепленные в ст. 6 Европейской конвенции, а также в Рекомендациях комитета Министров № К (81)7 о мерах, облегчающих доступ к правосудию, № К (93)1 об эффективном доступе к праву и правосудию для малоимущих, (2001)3 о предоставлении судебных и других правовых услуг гражда-
нам посредством новых технологий, Российская Федерация наметила пути совершенствования института предоставления юридической помощи населению.
При реформировании данного института следует учитывать процессы гармонизации законодательства, которые оказывают влияние на законодательство, регулирующее порядок отправления правосудия и сопутствующих ему институтов.
Институт квалифицированной юридической помощи в зарубежном законодательстве реализуется в виде трех моделей. Первая модель исходит из возможности оказания квалифицированной юридической помощи на рынке правовых услуг посредством только института адвокатуры (например, Австрия, Германия, Франция); вторая модель представляет возможность оказания юридической квалифицированной помощи иными лицами без статуса адвоката, но на судебное представительство существует монополия адвокатуры (Бельгия, Норвегия, Португалия); третья модель представляет возможность работать на рынке правовых услуг без статуса адвоката (например, Финляндия).
Здесь следует обратить внимание на определенную зависимость государственной правовой доктрины от выбранной модели оказания платной квалифицированной юридической помощи,
eurasian
> 5 (18) 2015 <
advocacy
которая представляет собой определенную концепцию, основывающуюся на принципе доступности правосудия.
Так, в государствах, где реализовывается первая из указанных моделей, можно проследить жесткие требования к статусу адвоката и высокую степень защищенности адвокатского корпуса от давления государственной власти, а также высокую количественную обеспеченность населения адвокатским корпусом.
Например, на 100 тыс. населения в Германии приходится 189 адвокатов [9], в Швейцарии -102 адвоката [5], во Франции - 86 адвокатов [7].
В государствах, где реализуется третья модель оказания платной квалифицированной юридической помощи, доля адвокатов гораздо ниже. Так, в Финляндии на 100 тыс. населения приходится 36 адвокатов [10], в Швеции - 57 адвокатов [11].
Более того, финское, швейцарское и немецкое законодательство устанавливает четкие суммы, которые получают юристы за оказанное судебное представительство и которые определяются в зависимости от категории дела, формы разрешения спора (альтернативная либо судебная), а также судебной инстанции, в которой участвовал юрист.
В России же на 100 тыс. населения приходится 46 адвокатов. В активе мы имеем высокую степень конфликтности в обществе, что отражает судебная статистика, а также сложности с внедрением в юридическую практику альтернативных форм разрешения споров.
Государственное финансирование юридической помощи осуществляет за счет бюджетов субъектов Российской Федерации. Россия при вступлении в законную силу ФЗ «Об оказании бесплатной юридической помощи» с января 2012 г. прогнозировала, что сумма будет составлять 630,3 миллиона рублей (так говорится в финансово-экономическом обосновании к документу). Таким образом, каждый регион должен был потратить на создание юрбюро порядка 7,6 миллиона [8]. В действительности в 2013 году было заложено, например, в Забайкальском крае -2,3 млн руб., что составляет 0,09 евро на душу населения [4], в Чувашии - 1,2 млн руб., что также составляет 0,09 евро [3], в Кировской области -1,9 млн. руб., что составляет - 0,03 евро [6].
Для сравнения, в странах ЕС для содействия доступа к правосудию через систему юридической помощи государствами затрачивается в среднем 6,8 евро на душу населения [2].
Несмотря на необходимость повышения качества предоставления юридической помощи в Российской Федерации, следует обратить внимание
на такие аспекты, которые оказывают негативное влияние на реализацию принципа доступности правосудия:
- незначительное число адвокатов в пропорции к числу проживающего населения;
- отсутствие четких критериев стоимости юридических услуг;
- ограниченный субъектный состав и категории дел для предоставления бесплатной юридической помощи;
- низкий уровень жизни в большинстве регионов Российской Федерации.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод относительно того, что процессуальная доктрина должна решать проблемы обеспеченности процессуальных прав соответствующим уровнем и объемом средств правовой защиты, которые закрепляли бы основные элементы правозащитной системы в целях наиболее полного обеспечения реализации права на судебную защиту.
Пристатейный библиографический список
1. Анцупова Т.А. Общие и специальные принципы судебного процесса в Совете Европы // Евразийская адвокатура. 2014. № 1 (8).
2. Эффективность систем обеспечения правосудия: доклад. URL: http://www.coe.int/T/dghl/cooperation/ cepej/default_en.asp.
3. Интервью ИА REGNUM с министром юстиции Чувашии Н. Прокопьевой. URL: http://www.regnum.ru/ news/fd-volga/chuvashia/1558744.html.
4. Материалы заседания Координационного совета при Главном управлении по реализации Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» в Сибирском федеральном округе. URL: http://to54.minjust.ru/node/2704.
5. Новая адвокатская газета. URL: http://www. advgazeta.ru/arch/25/115.
6. Слава труду. URL: http://www.trudu-slava. ru/gubernskii-vestnik/na-kompensatciiu-besplatnoi-iuridicheskoi-pomoshchi-grazhdanam-v-2013-godu-biudzhetom-oblasti-predusmotreno-pochti-2-mln-rublei. html.
7. Совет адвокатских палат Франции. URL: http:// cnb.avocat.fr/Les-Chiffres-des-de-laprofession-actualises-pour-l-annee-2012--Observatoire-du-Conseil-national-des-barreaux--Mai_a1642.html.
8. Союз потребителей РФ. URL: http://www. potrebitel.net/main/news/58332/.
9. Федеральная палата адвокатов Германии. URL: http://www.brak.de/fuer-journalisten/zahlen-zur-anwaltschaft/.
10. Финская ассоциация адвокатов. URL: http:// www.asianajajaliitto.fi/asianajajaliitto/liitto_lyhyesti/ jasentilastot.
11. Шведская ассоциация адвокатов. URL: http:// www.advokatsamfundet.se/Advokatsamfundet-engelska/ Find-a-lawyer/.
евразийская
> 5 (18) 2015 <
адвокатура
References (transliterated)
1. Ancupova T.A. Obshhie i special'nye principy sudebnogo processa v Sovete Evropy // Evrazijskaja advo-katura. 2014. № 1 (8).
2. Doklad jeffektivnost' sistem obespechenija pra-vosudija. URL: http://www.coe.int/T/dghl/cooperation/ cepej/default_en.asp.
3. Interv'ju IA REGNUM s ministrom justicii Chu-vashii N. Prokop'evoj. URL: http://www.regnum.ru/news/ fd-volga/chuvashia/1558744.html.
4. Materialy zasedanija Koordinacionnogo soveta pri Glavnom upravlenii po realizacii Federal'nogo zakona «O besplatnoj juridicheskoj pomoshhi v Rossijskoj Federacii» v Sibirskom federal'nom okruge. URL: http://to54.minjust. ru/node/2704.
5. Novaja advokatskaja gazeta. URL: http://www.ad-vgazeta.ru/arch/25/115.
6. Slava trudu. Internet-versija gazety. URL: http:// www.trudu-slava.ru/gubernskii-vestnik/na-kompensat-ciiu-besplatnoi-iuridicheskoi-pomoshchi-grazhdanam-v-2013-godu-biudzhetom-oblasti-predusmotreno-pochti-2-mln-rublei.html.
7. Sovet advokatskih palat Francii. URL: http://cnb.av-ocat.fr/Les-Chiffres-cles-de-laprofession-actualises-pour-l-annee-2012--Observatoire-du-Conseil-national-des-bar-reauh--Mai_a1642.html.
8. Sojuz potrebitelej RF. URL: http://www.potrebitel. net/main/neshhs/58332/.
9. Federal'naja palata advokatov Germanii. URL: http://www.brak.de/fuer-journalisten/zahlen-zur-an-waltschaft/.
10. Finskaja associadja advokatov. URL: http://www. asianajajaliitto.fi/asianajajaliitto/liitto_lyhyesti/jasentilastot.
11. Shvedskaja associacija advokatov. URL: http:// www.advokatsamfundet.se/Advokatsamfundet-engels-ka/Find-a-lashhyer/.
Проект «НАЙДЕМ АДВОКАТА» - это:
1. Бесплатный независимый сервис по подбору узкоспециализированных юристов и адвокатов в течение 1 дня;
2. Более 200 юристов и адвокатов от Калининграда до Владивостока;
3. Тщательный и жесткий отбор юристов и адвокатов для участия в проекте (обязательные требования: старше 25 лет, не менее 5 лет юридической практики и т.д.);
4. Подбор юристов и адвокатов под ваши индивидуальные предпочтения (пол, возраст, стаж работы, наличие адвокатского статуса, иные критерии);
5. Индивидуальный подход, юристы и адвокаты подбираются исходя из отрасли права, которой регулируется конкретно ваша ситуация;
6. Более 1500 довольных клиентов, которым были найдены квалифицированные юристы и адвокаты, решившие их проблемы;
7. Бесплатные консультации юристов и адвокатов проекта в социальных сетях (http://vk.com/ Ьрю-27691509_28238939);
8. Выгодно, так как адвокаты - партнеры проекта оказывают максимум внимания клиентам проекта «Найдем Адвоката», поскольку заинтересованы в долгосрочном сотрудничестве с проектом;
9. Новый вид услуг, мы не оставляем вас наедине с адвокатом, получаем обратную связь об оказанных услугах;
10. Классно! В случае необходимости подключаем наших партнеров-журналистов, если ваша ситуация требует освещения в СМИ;
11. Позволит вам неплохо заработать! Порекомендуйте наш сервис своему другу и вы получите 5% от гонорара адвоката на свой счет.
Вам нужен адвокат?
Отправьте заявку на поиск адвоката на сайте http://naidem-advocata.ru/ или
позвоните нам: +7 (495) 975-94-79, + 7 (926) 166-4000