Проблемы организации и функционирования адвокатуры
Айрапетян Ю.В.
бесплатная юридическая помощь как фактор доступности правосудия в гражданском процессе республики Армения
цель: Сравнительный анализ законодательства Республики Армения и зарубежных стран относительно института оказания бесплатной юридической помощи в гражданском процессе.
методология: В статье использованы сравнительно-правовой и формально-юридический методы исследования.
результаты: В данной работе рассмотрено понятие института оказания бесплатной юридической помощи в гражданском процессе Республики Армения, проведен опрос среди общественных защитников по вопросам оказания бесплатной юридической помощи, а также выявлены необходимые направления для совершенствования законодательства в данной сфере.
новизна/оригинальность/ценность: Статья несет в себе высокую научную и практическую ценность, поскольку является одной из первых попыток предложить создание отдельного законодательного акта, регулирующего вопросы оказания бесплатной юридической помощи в гражданском процессе Республики Армения и основанного на мнениях лиц, непосредственно ее оказывающих.
ключевые слова: бесплатная юридическая помощь, доступность правосудия, офис общественного защитника.
Airapetyan Y.V.
FREE LEGAL AID As A FACTOR OF AccEssiBILITY OF JusTicE IN OVIL PROCEDURE OF ARMENIAN
republic
Purpose: The comparative analysis of the legislation of Armenian Republic and foreign countries regarding the institution of legal aid in civil proceedure.
Methodology: Author used comparative legal and formal-legal methods.
Results: This work discusses the concept of institution of free legal aid in civil procedure of Republic of Armenia, conducted a survey of public defenders on the provision of free legal aid, and identified the necessary directions for improvement of legislation in this area.
Novelty/originality/value: Article carries a high scientific and practical value, since it is one of the first attempts to propose the creation of a separate legal instrument regulating the provision of free legal aid in civil proceedure of RA, based on the opinions of people directly providing it. Keywords: free legal aid, access to justice, office of public defender.
Значение доступности правосудия заключается в том, что государство обязано нейтрализовать все финансовые препятствия для обращения в суд, обеспечивая при этом не только юридическую, но и реальную возможность [9, с. 9]. Обеспечение досягаемости и доступности юридической помощи является важной социальной задачей любого общества. Создание института оказания бесплатной юридической помощи призвано разрешить указанную задачу [4, с. 1].
Конституционно-правовое положение о том, что каждый имеет право на получение юридической помощи, является важной гарантией обеспечения и реализации доступности правосудия. В предусмотренных законом случаях юридическая помощь оказывается за счет государственных средств (ст. 20 Конституции Республики Армения); каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно (ч. 1 ст. 48 Конституции Российской Федерации). В данной
конституционной норме содержатся: а) субъективное конституционное право каждого человека на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатной; б) конституционная гарантия получения каждым такой помощи со стороны государства [7, с. 6].
На сегодняшний день существует тенденция расширения понятия юридической помощи как конституционной обязанности государства перед человеком и обществом. Она выражается, в первую очередь, в расширении собственно содержания юридической помощи, которая включает в себя правовое просвещение населения; правовое информирование и консультирование населения, защиту нарушенных прав и охраняемых законом интересов граждан, осуществляемую государственными органами, а также профессиональную юридическую защиту, оказываемую адвокатами и государственными юридическими бюро.
Во-вторых, юридическая помощь признается в качестве разновидности социальной помощи, а не только правовой услуги (правовое обслуживание
граждан пожилого возраста и инвалидов; защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе путем предоставления им квалифицированной юридической помощи; гарантирование в качестве вида социальной поддержки консультации по правовым вопросам; другие виды юридической помощи в психиатрических и психоневрологических учреждениях и т. д.).
Третьим проявлением современной тенденции является признание ряда участников оказания бесплатной юридической помощи (юридические клиники, правозащитные организации и т. д.) государством и создание новых субъектов оказания юридической помощи (государственные юридические бюро) [2, с. 5].
По мнению Г.С. Казиняна, доступность правосудия исходит из представлений разумного государственного финансирования предоставляемых юридических услуг, их полноты и установления соответствующего круга лиц, имеющих право получения юридической помощи, гибкости системы предоставления юридических услуг, регулирования и установления принципов управления данной системой [6, с. 10-13].
В международно-правовом смысле право на юридическую помощь выступает основой для реализации права на доступ к правосудию, по отношению же к праву на справедливое судебное разбирательство право на юридическую помощь - это гарантия данного права [11, с. 11].
Однако, по мнению немецких ученых, необходимо принять во внимание тот факт, что значимость института бесплатной юридической помощи зависит от того, как правовая система в целом гарантирует доступ к правосудию [3, с. 102].
Для понимания уровня законодательного закрепления права на бесплатную юридическую помощь в гражданском процессе Республики Армения рассмотрим главу 7 Закона Республики Армения «Об адвокатуре».
Центральным понятием института оказания бесплатной юридической помощи является понятие общественного защитника или соответствующего органа, именуемого офисом общественного защитника. Офис общественного защитника - это действующее в составе палаты адвокатов структурное подразделение, состоящее из руководителя офиса общественного защитника, двух заместителей, общественных защитников и вспомогательного персонала. Количество адвокатов, работающих в офисе общественного защитника, определяет совет палаты адвокатов в рамках финансируемых средств, выделяемых из государственного бюджета.
В соответствии со ст. 43 исследуемого закона руководителя офиса общественного защитника в присутствии председателя палаты адвокатов назначает сроком на четыре года совет палаты адвокатов из состава ее членов, имеющих минимум десятилетний адвокатский стаж. Руководитель офиса общественного защитника: 1) представляет офис общественного защитника; 2) организует осуществление равно доступной каждому и эффективной юридической помощи в случаях, предусмотренных настоящим Законом; 3) выполняет распределение работы между общественными защитниками; 4) принимает решения в целях обеспечения нормальной деятельности офиса общественного защитника; 5) выносит решения об удовлетворении заявления об осуществлении общественной защиты и передаче дела общественному защитнику или об отклонении заявления на осуществление общественной защиты, если она не предусмотрена статьей 41 настоящего Закона, на основании заявления органа, осуществляющего уголовное производство, или на основании заявления гражданина в случаях, предусмотренных статьей 41 настоящего Закона; 6) осуществляет надзор за качеством и сроками осуществляемой общественными защитниками юридической помощи; 7) представляет ходатайство о возбуждении дисциплинарного производства в отношении общественного защитника; 8) может обращаться в государственные органы, органы местного самоуправления или к хозяйствующим субъектам для проверки факта неплатежеспособности лица, а также при предоставлении бесплатной юридической помощи с целью получения необходимых сведений. Указанные органы и хозяйствующие субъекты обязаны в пятидневный срок бесплатно представить необходимые документы (сведения) или же их копии, за исключением тех случаев, когда требуемые документы составляют защищаемую законом тайну.
Закон определяет, что общественным защитником считается работающий в офисе общественного защитника адвокат, действующий на основе трудового договора, заключенного с председателем Палаты по представлению руководителя офиса общественного защитника. Для поступающих на работу в качестве общественного защитника может объявляться конкурс в порядке, установленном советом Палаты адвокатов (ст. 44 Закона РА «Об адвокатуре»).
На данный момент в Республике Армения осуществляют свою профессиональную деятельность 53 общественных защитника, 27 из которых работают в Ереване, 26 - в административно-
территориальных районах. Также два адвоката работают по трудовому договору на основании почасовой оплаты труда [1]. Гражданскую (административную, конституционную) специализацию имеют 4 общественных защитника, работающих в Ереване, все остальные - уголовную. Специализация же общественных защитников в административно-территориальных районах является общей, соединяющей в себе как гражданскую, так и уголовную [13].
Общественной защитой считается бесплатная юридическая помощь, предоставляемая в случаях, предусмотренных данной статьей. Бесплатная юридическая помощь включает: 1) консультации по составлению исковых заявлений, заявлений, жалоб, а также иных юридически значимых судебных документов, включая получение необходимой юридической информации; 2) представительство или защиту по уголовным, гражданским, административным и конституционным категориям судебных дел (ч. 1, 2 ст. 41 Закона РА «Об адвокатуре»).
Офис общественного защитника действует в Армении с 2006 года, оказывает юридическую помощь социально малообеспеченным категориям граждан и финансируется за счет средств государственного бюджета. В соответствии с Законом РА «Об адвокатуре» общественные защитники оказывали бесплатную юридическую помощь малоимущим гражданам лишь по отдельным, строго определенным законом категориям дел. Однако с 1 января 2013 года в силу вступили изменения и дополнения, внесенные в этот закон.
До изменений законодательство предусматривало три конкретных случая оказания бесплатной юридической помощи по гражданским категориям дел, а именно: 1) по делам о взимании алиментов; 2) по делам о возмещении ущерба, причиненного вследствие увечья или иного вреда, причиненного здоровью; 3) вследствие потери кормильца.
Сегодня правом получения бесплатной юридической помощи в рамках гражданского процесса обладают: 1) члены семей военных, погибших при защите границ Республики Армения; 2) инвалиды 1-й и 2-й групп; 3) осужденные; 4) члены семей, имеющих балл выше нуля по системе оценивания необеспеченности семей; 5) участники Великой Отечественной войны и лица, участвовавшие в освободительных действиях по обороне Республики Армения; 6) безработные; 7) одинокие пенсионеры; 8) дети, оставшиеся без родительской опеки; 9) беженцы; 10) лица, имеющие временный вид на жительство в Республике
Армения; 11) неплатежеспособные физические лица, подтверждающие соответствующим образом свою неплатежеспособность; 12) лица с психическими расстройствами, проходящие лечение в психиатрических учреждениях (ч. 5 ст. 41 Закона РА «Об адвокатуре»).
Бесплатная юридическая помощь не может оказываться: 1) по делам предпринимательского характера, включая корпоративные споры; 2) по имущественным искам, превышающим тысячекратный размер минимальной заработной платы, за исключением тех дел, где лицо выступает в качестве ответчика или третьего лица, выступающего на стороне ответчика; 3) в случаях, когда имеются достоверные фактические данные, опровергающие версию о неплатежеспособности лица (ч. 6 ст. 41 Закона РА «Об адвокатуре»).
До принятия изменений и дополнений юридическая помощь по гражданским делам на практике, как правило, оказывалась только лишь в форме устных консультаций. Участвовать в гражданском судебном процессе общественный защитник не мог, поскольку закон этого не предусматривал. Но согласно внесенным в закон изменениям и дополнениям общественные защитники получили право участвовать в судебных заседаниях.
На основании статических данных о работе офиса общественного защитника по гражданским делам за 2013 год и первое полугодие 2014 года, размещенных на официальном сайте палаты адвокатов РА, нами был смоделирован соответствующий график (см. рис. 1).
Исходя из данных графика, можно сделать вывод, что в течение первого полугодия 2014 года количество случаев судебного представительства общественными защитниками по гражданским делам увеличилось на 36 раз по сравнению с 2013 годом. Количество составленных общественными защитниками исковых заявлений (заявлений) за первое полугодие 2014 года составило 72 случая по сравнению с 80 случаями за 2013 год. Число апелляционных и кассационных жалоб в обозначенные периоды практически аналогично, 15 против 13. Что касается общего числа случаев предоставления устных и письменных консультаций, то их число возросло на 193 единицы. Другими словами, в первом полугодии 2014 года наблюдается явный рост числа обращений граждан к общественным защитникам с целью получения бесплатной юридической помощи по сравнению с 2013 годом, что говорит о практическом совершенствовании института оказания бесплатной юридической помощи и пользе принимаемых законодательных изменений.
Однако, как считает Г. Тер-Варданян, законодательство Республики Армения о предоставлении бесплатной юридической помощи по гражданским делам не обеспечивает право лица на доступ к правосудию. Поэтому необходимо создание соответствующего механизма обеспечения в определенных условиях возможности получения бесплатной юридической помощи по гражданским делам, с определением при этом для каждого конкретного случая целесообразности предоставления помощи, а также ее объема [14, с. 6].
С целью определения уровня доступности, качества, а также проблем законодательного регулирования оказываемой бесплатной юридической помощи по гражданским делам нами был проведен опрос среди общественных защитников, предоставляющих бесплатную юридическую помощь в Республике Армения. Им предлагалось ответить на пять вопросов анкеты, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи (см. табл. 1).
Таблица 1
Опрос общественных защитников по вопросам оказания бесплатной юридической помощи
1. Насколько доступной сегодня можно считать бесплатную юридическую помощь по гражданским делам?
а) достаточно доступной;
б) ограниченно доступной;
в) недоступной;
г) другой ответ
2. Как на законодательном уровне урегулирован механизм предоставления бесплатной юридический помощи?
а) в полной мере урегулирован Законом РА «Об адвокатуре»;
б) в Законе РА «Об адвокатуре» имеется ряд пробелов;
в) механизм урегулирован недостаточно;
г) не урегулирован
3. Необходимо ли дополнить Закон РА «Об адвокатуре» понятиями «правового просвещения» и «правового информирования» населения по вопросам предоставления бесплатной юридической помощи?
а) необходимо, так как это повысит уровень доступности предоставляемой помощи;
б) дополнения не повлияют на уровень доступности предоставляемой помощи;
в) нет необходимости в дополнениях;
г) другой ответ
4. Следует ли считать целесообразным расширение круга лиц, оказывающих бесплатную юридическую помощь?
а) да, к ним также необходимо отнести негосударственные организации (адвокатские образования, юридические клиники при университетах и т. д.);
б) нет, бесплатную юридическую помощь должны предоставлять только общественные защитники;
в) расширение круга лиц нецелесообразно, так как понизит качество предоставляемых услуг;
г) целесообразно при установлении необходимой квалификации оказывающих бесплатную юридическую помощь лиц
5. Насколько востребовано принятие отдельного закона о бесплатной юридической помощи в Республике Армения?
а) принятие закона должно способствовать расширению сферы оказания бесплатной юридической помощи и законодательных гарантий доступности правосудия;
б) принятие закона должно способствовать росту доверия населения к судебной власти;
в) нет смысла в принятии отдельного закона;
г) другой ответ
Изучив ответы специалистов, мы получили информацию, отражающую сформировавшуюся социальную реальность предоставления бесплатной юридической помощи в гражданском процессе РА.
Итак, 70 % общественных защитников считают бесплатную юридическую помощь по гражданским делам достаточно доступной, 20 % оценивают помощь как ограниченно доступную, и только 10 % придерживаются той точки зрения, что оказываемая помощь является недоступной (см. рис. 2).
Насколько доступной сегодня можно считать бесплатную юридическую помощь по гражданским делам?
■ достаточно доступ ной
■ ограниченно доступной -недоступной
Рис. 2
Что касается законодательного уровня регулирования механизма предоставления бесплатной юридической помощи, то мнения опрошенных общественных защитников разделились равным образом. 33 % уверены в том, что механизм в полной мере урегулирован Законом РА «Об адвокатуре». За то, что в Законе РА «Об адвокатуре» имеется ряд пробелов, и что механизм урегулирован недостаточно, высказались также по 33 % респондентов (см. рис. 3).
Как на законодательном уровне урегулирован механизм предоставления бесплатной юридический помощи?
В в полной мере урегулирован Законом РА
"Об адвокатуре" в в Законе РА "Об адвокатуре" имеется ряд пробелов
и механизм урегулирован недостаточно в не урегулирован
Рис. 3
В третьем вопросе анкеты мы попытались выяснить мнение общественных защитников о необходимости дополнения Закона РА «Об адвокатуре» понятиями «правового просвещения» и «правового информирования» населения по вопросам предоставления бесплатной юридической
помощи, так как низкий уровень правовой культуры и недостаток юридических знаний - одна из основных проблем, затрудняющих реализацию гражданами права на судебную защиту и осложняющих возможности эффективной судебной защиты ими своих прав [12, с. 14]. Подавляющее большинство, 73 % опрошенных, разделяют необходимость дополнений, так как это повысит уровень доступности предоставляемой помощи. 19 % общественных защитников придерживаются той точки зрения, что дополнения не повлияют на уровень доступности предоставляемой помощи. И только 8 % считают что, в дополнениях нет необходимости (см. рис. 4).
Необходимо ли дополнить Закон РА "Об адвокатуре" понятиями "правового просвещения" и "правового информирования" населения по вопросам предоставления бесплатной юридической помощи?
■ необходимо, так как повысит уровень доступности предоставляемой помощи
■ дополнения не повлияют на уровень доступности предоставляемой помощи
□ нет необходимости в дополнениях
Рис. 4
Следующим пунктом исследования была целесообразность расширение круга лиц, оказывающих бесплатную юридическую помощь. Доля общественных защитников, высказавшихся за расширение круга лиц, оказывающих бесплатную юридическую помощь, путем отнесения негосударственных организаций (адвокатских образований, юридических клиник при университетах и т. д.) в систему оказания бесплатной юридической помощи, составила 56 %. В том, что бесплатную юридическую помощь должны предоставлять только общественные защитники, уверены 33 % респондентов. По мнению 11 %, расширение круга лиц нецелесообразно, так как понизит качество предоставляемых услуг (см. рис. 5).
Следует ли считать целесообразным расширение круга лиц, оказывающихбесплатную юридическую помощь?
негосударственные организации (адвокатские образования, юридические клиники при университетах и т.д.) в нет, бесплатную юридическую помощь должны
предоставлять тол ько общественные защитни ки
и расширение круга лиц нецелесообразно, так как понизит качество предоставляемых услуг
н целесообразно при установлении необходимой квалификации оказывающих бесплатную юридическую помощь лиц
Рис. 5
Вопрос о том, насколько востребовано принятие отдельного закона о бесплатной юридической помощи в Республике Армения, явился центральным искомым понятием нашего опроса. В процессе исследования законодательства о бесплатной юридической помощи мы пришли к выводу о том, что в Республике Армения отсутствует отдельный нормативно-правовой акт, регулирующий вопросы оказания бесплатной юридической помощи. 64 % опрошенных общественных защитников считают, что принятие закона должно способствовать расширению сферы оказания бесплатной юридической помощи и законодательных гарантий доступности правосудия. По мнению 25 % респондентов, принятие закона должно способствовать росту доверия населения к судебной власти. 11 % общественных защитников, напротив, считают, что нет смысла в принятии отдельного закона (см. рис. 6).
Насколько востребовано принятие отдельного закона о бесплатной юридической помощи в Республике Армения?
■ принятие закона должно способствовать расширению сферы оказания бесплатной юридической помощи и законодательных гарантий доступности правосудия
■ принятие закона должно способствовать росту доверия населения к судебной власти
Рис. 6
Как правило, правовой акт, призванный регулировать гарантии права на получение бесплатной юридической помощи и определять общие принципы формирования и развития системы бесплатной юридической помощи, принято относить к актам, направленным на регламентацию юридического механизма обеспечения и защиты конституционных прав человека и гражданина [3, с. 321]. В этом и заключается его важность и необходимость.
В обоснование данной точки зрения необходимо сказать, что в течение нескольких последних лет в Российской Федерации и в Республике Казахстан были приняты законодательные акты, регулирующие порядок оказания бесплатной юридической помощи. Так, в РФ был принят Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» [15], а в РК соответственно Закон Республики Казахстан «О гарантированной государством юридической помощи» [5].
Более того, во многих странах приняты специальные законы, детально описывающие систему юридической помощи. Такие законы действуют в Австралии, Албании, Бельгии, Болгарии, Германии, Нидерландах, Словакии, Словении, Франции, ЮАР и в других странах. В таких законах устанавливаются основные характеристики программ по оказанию бесплатных (или частично бесплатных) правовых услуг населению: 1) круг лиц, имеющих право на получение помощи, и условия ее предоставления; 2) объем и виды предоставляемых юридических услуг; 3) порядок формирования и полномочия органа, отвечающего за управление программой юридической помощи; 4) полномочия иных органов власти применительно к программе юридической помощи; 5) принципы финансирования программы юридической помощи; 6) порядок работы государственных юридических служб или привлечения частнопрактикующих юристов к программе юридической помощи [8, с. 6].
Анализ действующего законодательства Республики Армения по вопросам оказания бесплатной юридической помощи по гражданским делам позволяет прийти к выводу о том, что из указанных выше 6 основных характеристик программ по оказанию бесплатных правовых услуг населению, применяемых во многих странах, только три получили свое отражение в отечественном законодательстве. Так, в главе 7 Закона РА «Об адвокатуре», регулирующего вопросы предоставления бесплатной юридической помощи в гражданском процессе РА, закреплены такие основополагающие положения, как: 1) круг лиц, имеющих право на получение помощи, и условия ее предоставления; 2) объем и виды предоставляемых юридических услуг; 3) порядок формирования и полномочия органа, отвечающего за управление программой юридической помощи (ч. 1, 2, 5 ст. 41, ст. 43).
Вышеизложенное, а также мониторинг данных, собранных в результате проведенного опроса среди общественных защитников, позволяют считать, что следующим шагом в развитии института бесплатной юридической помощи в процессуальной теории Армении должно стать принятие отдельного законодательного акта, направленного на регулирование вопросов оказания бесплатной юридической помощи малоимущим и социально необеспеченным слоям населения. Данный Закон призван заложить нормативную основу для создания единой системы оказания бесплатной юридической помощи в Республике Армения. Закон должен содержать ряд обязательных поло-
евразийская
> 1 (14) 2015 <
адвокатура
жений, способствующих достижению ключевой цели - обеспечения доступности правосудия.
Первым обязательным положением должен стать контроль качества оказания бесплатной юридической помощи со стороны органов государственной власти в лице Министерства юстиции Республики Армения путем проведения мониторинга и ежегодного опубликования данных о состоянии и развитии системы оказания бесплатной юридической помощи в РА. Важным условием контроля является то, что система оценки качества программ бесплатной юридической помощи должна учитывать не только работу юристов, но и уделять внимание получателям этой услуги, а также различным организационным аспектам, влияющим на доступ к помощи [10, с. 75].
Вторым обязательным положением, за необходимость которого высказалось 73 % опрошенных общественных защитников, является закрепление в Законе понятий «правового просвещения» и «правового информирования» населения по вопросам предоставления бесплатной юридической помощи. Под правовым просвещением следует понимать доведение до граждан информации о праве получения бесплатной юридической помощи. В этой связи было бы полезным использование законодательного опыта Республики Казахстан. Так, Закон Республики Казахстан «О гарантированной государством юридической помощи» наряду с консультированием и представительством в суде содержит такое важное понятие доступности правосудия, как правовое информирование. Правовое информирование -вид гарантированной государством юридической помощи, оказываемой неопределенному кругу лиц путем предоставления информации по вопросам законодательства Республики Казахстан в устной, письменной формах, в форме электронного документа, удостоверенного электронной цифровой подписью, либо в виде визуального ознакомления (ч. 1 ст. 1).
Третьим обязательным положением Закона о бесплатной юридической помощи следует считать расширение круга лиц, оказывающих бесплатную юридическую помощь. К ним также необходимо отнести негосударственные организации (адвокатские образования, юридические клиники при университетах, частнопрактикующих юристов и т. д.), установив при этом определенный уровень квалификации оказывающих бесплатную юридическую помощь лиц и организаций. В совокупности 56 % опрошенных общественных защитников разделяют данную точку зрения.
Думается, что принятие Закона, призванного укрепить и усовершенствовать механизм государственной системы оказания бесплатной юридической помощи, послужит основополагающей законодательной гарантией доступности правосудия и, как следствие, поспособствует росту доверия населения к судебной власти.
Пристатейный библиографический список
1. http://advocates.am: Официальный сайт Палаты адвокатов Республики Армения.
2. Бесплатная юридическая помощь и обеспечение доступа к правосудию в России / Институт права и публичной политики. - М.: ЛигалСтадис.РУ: консалтинг и коммуникации, 2010. - (Доступ к правосудию).
3. Бесплатная юридическая помощь: модель взаимодействия государства и гражданского общества (зарубежный и российский опыт): Сборник докладов. -М.: Акварель, 2011.
4. Гумашян К. Досягаемость и доступность юридической помощи: На армян. яз. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: URL: http://www.pastaban.am.
5. Закон Республики Казахстан от 3 июля 2013 года № 122-V 3РК «О гарантированной государством юридической помощи» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://online.zakon.kz.
6. Казинян Г.С. Гарантии доступности правосудия в Республике Армения: На армян. яз. - Ереван, 2007.
7. Мазаев В.Д. Общая характеристика законодательного обеспечения бесплатной юридической помощи в России: Аналитический доклад / Институт права и публичной политики. - М.: Акварель, 2011.
8. Международный опыт в сфере оказания бесплатной юридической помощи / Институт «Право общественных интересов» (PILI) по заказу проекта «Доступ к правосудию», осуществляемого компанией Atos Origin (Бельгия) при финансовой поддержке Европейского Союза через Делегацию Европейской Комиссии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http:// www.pilnet.ru.
9. Меликян Р., Кочарян В. Доступность правосудия: европейский опыт и армянские основные вопросы: На армян. яз. - Ереван, 2005.
10. Оценка и обеспечение качества программ бесплатной юридической помощи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://igzakon.ru/ magazine295.
11. Плетень А.С. Конституционное право на бесплатную юридическую помощь и механизм его реализации в современной России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Хабаровск, 2008. - С. 11.
12. Предложения по повышению доступности правосудия для малоимущих и социально незащищенных граждан - участников гражданского процесса (по результатам мониторинга деятельности мировых судей в Ленинградской области и Пермском крае) / Под ред. Л.О. Иванова. - М.: Информполиграф, 2011.
13. «Решение председателя палаты адвокатов Республики Армения об определении специализации и распределении общественных защитников в адми-
нистративно-территориальных районах», 28 февраля 2014 года, рЭД 62-L.
14. Тер-Варданян Г. Юридическая помощь, предоставляемая за счет средств государственного бюджета, как финансовый элемент права на доступ к правосудию: На армян. яз. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.court.am.
15. Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-Ф3 (ред. от 28.12.2013) «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».
References (transliterated)
1. http://advocates.am: Ofidal'nyj sajt Palaty advoka-tov Respubliki Armenija.
2. Besplatnaja juridicheskaja pomoshh' i obespechenie dostupa k pravosudiju v Rossii / Institut prava i publichnoj politiki. - M.: LigalStadis.RU: konsalting i kommunikacii, 2010. - (Dostup k pravosudiju).
3. Besplatnaja juridicheskaja pomoshh': model' vzai-modejstvija gosudarstva i grazhdanskogo obshhestva (za-rubezhnyj i rossijskij opyt): Sbornik dokladov. - M: Akva-rel', 2011.
4. Gumashjan K. Dosjagaemost' i dostupnost' ju-ridicheskoj pomoshhi: Na armjan. jaz. [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: URL: http://www.pastaban.am.
5. Zakon Respubliki Kazahstan ot 3 ijulja 2013 goda № 122-V 3RK «O garantirovannoj gosudarstvom ju-ridicheskoj pomoshhi» [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: URL: http://online.zakon.kz.
6. Kazinjan G.S. Garantii dostupnosti pravosudija v Respublike Armenija: Na armjan. jaz. - Erevan, 2007.
7. Mazaev V.D. Obshhaja harakteristika zakonoda-tel'nogo obespechenija besplatnoj juridicheskoj pomoshhi v Rossii: Analiticheskij doklad / Institut prava i publichnoj politiki. - M.: Akvarel', 2011.
8. Mezhdunarodnyj opyt v sfere okazanija besplatnoj juridicheskoj pomoshhi / Institut «Pravo obshhestvennyh interesov» (PILI) po zakazu proekta «Dostup k pravosudiju», osushhestvljaemogo kompaniej Atos Origin (Bel'gija) pri finansovoj podderzhke Evropejskogo Sojuza cherez Delegaciju Evropejskoj Komissii [Jelektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: URL: http://www.pilnet.ru.
9. Melikjan R., Kocharjan V. Dostupnost' pravosudija: evropejskij opyt i armjanskie osnovnye voprosy: Na armjan. jaz. - Erevan, 2005.
10. Ocenka i obespechenie kachestva programm besplatnoj juridicheskoj pomoshhi [Jelektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: URL: http://igzakon.ru/magazine295.
11. Pleten' A.S. Konstitucionnoe pravo na besplatnuju juridicheskuju pomoshh' i mehanizm ego realizacii v sovremennoj Rossii: Avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk. -Habarovsk, 2008. - S. 11.
12. Predlozhenija po povysheniju dostupnosti pra-vosudija dlja maloimushhih i sodal'no nezashhishhen-nyh grazhdan - uchastnikov grazhdanskogo processa (po rezul'tatam monitoringa dejatel'nosti mirovyh sudej v Leningradskoj oblasti i Permskom krae) / Pod red. L.O. Ivanova. - M.: Informpoligraf, 2011.
13. «Reshenie predsedatelja palaty advokatov Re-spubliki Armenija ob opredelenii specializacii i raspre-delenii obshhestvennyh zashhitnikov v administrativno-territorial'nyh rajonah», 28 fevralja 2014 goda, 62-L.
14. Ter-Vardanjan G. Juridicheskaja pomoshh', predos-tavljaemaja za schet sredstv gosudarstvennogo bjudzheta, kak finansovyj jelement prava na dostup k pravosudiju: Na armjan. jaz. [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: URL: http://www.court.am.
15. Federal'nyj zakon ot 21.11.2011 № 324-FZ (red. ot 28.12.2013) «O besplatnoj juridicheskoj pomoshhi v Ros-sijskoj Federacii».
Уфимский центр судебных экспертиз
г Уфа, ул.Адмирала Макарова, 2й/1 Тел. (347) 233-38-69
С радостью сообщаем вам, что начал работу Уфимский центр судебных экспертиз, являющийся членом Палаты судебных экспертов Российской Федерации. Наш центр обладает уникальным оборудованием и современными методиками производства различных судебных экспертиз, что подтверждается Сертификатом соответствия требованиям системы добровольной сертификации негосударственных судебно-экспертных лабораторий. Все это позволяет в кратчайшие сроки проводить следующие виды экспертиз и исследований любой сложности: судебно-почерковедческая экспертиза, технико-криминалистическая экспертиза документов, экспертиза определения давности изготовления документов, судебно-трасологическая экспертиза, судеб-но-автотехническая экспертиза, исследование холодного оружия, экспертиза материалов, веществ, изделий, строительно-техническая экспертиза, исследование объектов с составлением отчета об оценке их стоимости, психофизиологическая экспертиза с использованием полиграфа, другие виды экспертиз и исследований.
Кроме того, проводятся устные и письменные консультации, экспертное сопровождение юридических и физических лиц по гражданским, уголовным и арбитражным делам.