Бизнес в законе
2’2014
13.5. ПОНЯТИЕ ОКАЗАНИЯ КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ АДВОКАТОМ
Романова Валерия Евгеньевна, адвокат, соискатель кафедры адвокатуры и нотариата
Место учебы: Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
valeria_romanova@list.ru
Аннотация: В настоящей статье рассматриваются вопросы, связанные с понятием оказания квалифицированной юридической помощи адвокатом. Автором поставлена задача проанализировать вопросы о том, какие органы и лица могут оказывать квалифицированную юридическую помощь, каким критериям должны соответствовать данные лица и организации, в каком порядке и при наличии каких гарантий возможно оказание квалифицированной юридической помощи адвокатом. В статье приведено исследование действующего российского законодательства, судебной практики и международных актов адвокатского сообщества, а также точки зрения ученых. Статья касается одного их наиболее актуальных в настоящее время вопросов, которые возникают при рассмотрении гражданские дел, и приводит возможные практические варианты его решения. Автор статьи уделяет внимание предполагаемым перспективам развития института оказания квалифицированной юридической помощи адвокатом исходя из современного состояния рынка юридических услуг в рамках проходящих в настоящее время реформ. Статья предназначена для адвокатов, практикующих юристов, судей, сотрудников правоохранительных органов, научных сотрудников преподавателей, студентов, а также всех, кто интересуется вопросами адвокатуры
Ключевые слова: оказание квалифицированной юридической помощи адвокатом, Кодекс профессиональной этики адвоката, принципы адвокатуры, статус адвоката, гарантии независимости адвоката, адвокатская тайна
THE CONCEPT OF PROVIDING QUALIFIED LEGAL AID BY THE ATTORNEY-AT-LAW
Romanova Valeria Evgenevna, attorney-at-law, Ph. D. student of Advocacy and Notary Faculty
Study place: Moscow State University of Law by the name of
O.E. Kutafin (MSLA)
valeria_romanova@list.ru
Annotation: This article addresses issues of the concept of providing qualified legal aid by the attorney-at-law. The aim of the author is to analyze the question of which agencies and individuals can provide professional legal aid, which criteria these individuals and organizations must comply with, in what order and according to which warranties attorney-at-law may provide qualified legal aid. The article provides analysis of the current Russian legislation, case law and international acts of legal society, as well as positions of scholars. The article covers one of the most essential issues currently arising in civil cases, and provides possible practical options for its solutions. The author of the articles pays attention to the expected perspectives of development of the concept of providing qualified legal aid by the attorney-at-law according to the recent conditions of the legal services market within the ongoing reforms. This article is intended for attorneys-at-law, practicing lawyers, judges, officials of the law enforcement authorities, scholars, students and all those who are interested in the issues of the advocacy.
Keywords: providing qualified legal aid, Code of professional ethics for the attorney-al-law, principles of the advocacy, status of the attorney-at-law, independence warranties of the attorney-at-law, client-attorney-at-law privilege
В настоящее время одним из актуальных вопросов при рассмотрении гражданских дел является вопрос взыскания судебных расходов на оказание квалифицированной юридической помощи адвокатом. Право на получение квалифицированной юридической помощи гарантировано ч. 1 ст. 48 Конституцией Российской Федерации (далее «Конституция РФ»). Опыт зарубежных государств свидетельствует о том, что квалифицированная юридическая помощь осуществляется специалистами по определенному праву при обязательном соблюдении профессиональных и этических стандартов. Во всех цивилизованных государствах лица, осуществляющие квалифицированную юридическую помощь, как правило, соответствуют минимальному перечню требований:
- Наличие высшего юридического образования;
- Опыт практической работы по специальности;
- Сдача квалификационного экзамена, обеспечивающего доступ к профессиональной деятельности;
- Соблюдение законодательства, профессиональных стандартов и этических норм1.
В Конституции РФ отсутствуют специальные нормы, конкретизирующие какие органы и институты являются оказывающими квалифицированную юридическую помощь.
По мнению Кононова А.Л., судьи Конституционного суда Российской Федерации (далее «КС РФ») в отставке, юридическую помощь могут оказывать работники юридических служб организаций, в том числе организаций, оказывающих юридические услуги, индивидуальные предприниматели, нотариусы, патентные поверенные, работники органов власти и местного самоуправления и иные лица, уполномоченные на ведение профессиональной деятельности2, что и происходит на практике в Российской юридической действительности. Юридическую помощь в России, в том числе представление интересов в суде, осуществляют многие субъекты частного права - юридические фирмы и организации, частно практикующие юристы, иные лица, не имеющие нередко даже юридического образования. На российском юридическом рынке работает значительное количество иностранных юридических фирм, созданных в качестве коммерческих предприятий, оказывающие юридические услуги как по иностранному, так и по российскому праву. Следовательно, несмотря на закрепленный в Конституции тезис о правовом государстве и о гарантированном праве на квалифицированную юридическую помощь, в России юридическую помощь нередко осуществляют лица, к которым не предъявляется особых квалификационных требований. При этом, в соответствии с позицией КС РФ, которую поддерживает Кононов А.Л., возможность выбора в качестве представителя, осуществляющего юридическую помощь, не адвоката, а иного субъекта частного права, позволяет развивать диспозитивные начала гражданского и арбитражного судопроизводства. Право лица, заинтересованного в защите своих имущественных интересов,
1 См: Шаров Г.К. Обеспечение квалифицированной юридической помощи и самоуправление адвокатуры. // Вестник Федеральной палаты адвокатов РФ. 2011. № 3. C. 144-152.
2 Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) (2-е издание, пересмотренное) // под ред. В.Д. Зорькина. Комментарий к статье 48. Кононов А.Л. М. 2011. С.311.
216
Романова В. Е.
ПОНЯТИЕ ОКАЗАНИЯ КВАЛИФИЦИРОВАННОМ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ АДВОКАТОМ
предполагает свободный выбор им своего представителя и возможность обратиться помимо адвоката к другим юристам, способным оказать квалифицированную юридическую помощь. Иное фактически привело бы к понуждению использовать только один способ защиты и значительно бы сузило право на доступ к правосудию3 4.
При этом, практикующими адвокатами активно высказывается точка зрения относительно того, что квалифицированная юридическая помощь может быть оказана только при соблюдении профессиональных стандартов и этических норм, поддерживаемых профессиональным контролем. Оказание юридической помощи вне каких-либо профессиональных стандартов, фактически нарушает конституционные нормы о правовом государстве, равенстве граждан и квалифицированной юридической
4
помощи .
Более того, в научной литературе предлагается разделять понятия «юридическая помощь» и «юридические услуги» и применять первое понятие к уголовным делам, а второе - к гражданским, предоставляя возможность оказывать юридическую помощь адвокатам в рамках профессиональных стандартов, а юридические услуги - коммерческим компаниями за их пределами5. Тем не менее, данный подход не соответствует положениям Конституции РФ, гарантирующей равенство граждан, в том числе и на получение квалифицированной юридической помощи.
В связи с изложенным, в науке высказывается точки зрения о необходимости на конституционно-правовом уровне закрепить статус адвокатуры как института, оказывающего квалифицированную юридическую помощь и защиту путем дополнения Конституции РФ перечнем специализированных субъектов оказания квалифицированной юридической помощи6.
Действующее российское законодательство предусматривает, что квалифицированная юридическая помощь оказывается адвокатами (ч. 1 ст. 1 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002 № 63-ФЗ (далее «ФЗ об адвокатуре»), а также в рамках Федерального закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 324-ФЗ (ст. 1) (далее «ФЗ о бесплатной юридической помощи»). При этом ФЗ о бесплатной юридической помощи устанавливает неограниченный круг субъектов, имеющими право на оказание бесплатной юридической помощи и отсылает к иным федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актам. Единственным требованием, которое устанавливается ФЗ о бесплатной юридической помощи к лицам, оказывающим бесплатную юридическую помощь, является наличие высшего юридического образования у данного лица (ч. 2 ст. 8).
3 См: Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) (2-е издание, пересмотренное) // под ред. В.Д. Зорькина. Комментарий к статье 48. Кононов А.Л. М. 2011. С.312; Постановление КС РФ от 16.07.2004 № 15-П.
4 См: Г.М. Резник. К вопросу о конституционном содержании понятия “квалифицированная юридическая помощь” // Адвокат. 2007. № 4.; Шаров Г.К. Указанные соч.
5 Теория адвокатуры. М., 2002. С. 68-69.
6 Воронов А.А. Роль адвокатуры в реализации конституционного права на квалифицированную юридическую помощь. // Проблемы адвокатурф в юридической науке. Материалы заседания
Научно-консультативного совета Федеральной палаты адвокатов
Российской Федерации. М. 2011. С. 27.
ФЗ об адвокатуре устанавливает, что адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления (п. 1 ст. 3). Независимость адвокатуры как профессионального сообщества подчеркивается принципами, на основании которых она действует: законность, независимость, самоуправление, корпоративность, а также принцип равноправия адвокатов. При этом государственное значение адвокатуры велико. На нее фактически возложено обеспечение принципа состязательности судебного процесса, достижение истины, охрана прав граждан и тем самым создание демократического правового государства, провозглашенного Конституцией РФ7
ФЗ об адвокатуре устанавливает специальные требования для лиц, претендующих на получение статуса адвоката. Так, п. 1 ст. 9 ФЗ об адвокатуре устанавливает, что статус адвоката в Российской Федерации вправе приобрести лицо, которое имеет высшее юридическое образование, полученное по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе, либо ученую степень по юридической специальности. Указанное лицо также должно иметь стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо пройти стажировку в адвокатском образовании в сроки, установленные ФЗ об адвокатуре. Лицо, соответствующее указанным выше требованиям, может принять участиве в сдаче квалификационного экзамена на получение статуса адвоката. В соответствии со ст. 11 ФЗ об адвокатуре при сдаче квалификационного экзамена претендент на получение статуса адвоката проходит письменное тес-тироание и устное собеседование на основании вопросов, утвержденных советом Федеральной палаты адвокатов.
Следовательно, институт адвокатуры при присвоении соответствующего статуса лицу в дальнейшем гарантирует потенциальному доверителю наличие у адвоката минимально необходимых знаний для оказания квалифицированной юридической помощи.
Указанные критерии оказания квалифицированной юридической помощи соответствуют международным стандартам. Так, в соответствии со ст. 9 Основных принципов, касающихся роли юристов (Приняты в г. Гаване 27.08.1990 - 07.09.1990 восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями) (далее «Основные принципы») правительства, профессиональные ассоциации юристов и учебные заведения обеспечивают надлежащую квалификацию и подготовку юристов и знание ими профессиональных идеалов и моральных обязанностей, а также прав человека и основных свобод, признанных национальным и международным правом.
Более того, п. 1 ст. 2 ФЗ об адвокатуре прямо устанавливает, что адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам. Кроме того, ст. 8 Кодекс профессиональной этики адвоката (далее «Кодекс»)8 уточняет, что при осуществлении профессиональной деятельности адвокат обязан квалифицированно исполнять свои обязанности, активно защищать права, свободы и интересы доверителей
7 См.: Кучерена А.Г. Адвокатура в условиях судебно-правовой реформы в России: Монография. М.: ЮРКОМпАнИ, 2009. С. 18.
8 Принят Первым Всероссийским съездом адвокатов 31.01.2003.
217
Бизнес в законе
2’2014
всеми не запрещенными законодательством средствами, руководствуясь Конституцией РФ, законом и Кодексом.
Указанные положения Кодекса соответствуют положениям Кодекса юридической этики Международной ассоциации юристов9, который, среди прочего, устанавливает, что юристы всегда должны поддерживать честь и достоинство своего профессионального сообщества, сохранять независимость при исполнении своего профессионального долга, не забывать, что им следует ставить на первое место не их право на возмещение в отношении их услуг, а интересы их клиентов и потребности отправления правосудия.
Адвокатские полномочия в сфере оказания юридической помощи и защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина в России, предусмотренные п. 2 ст. 2 Закона об адвокатуре, можно классифицировать на три группы:
- консультативно-претензионная деятельность: дача консультаций и справок по правовым вопросам в устной и письменной форме; составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;
- представительская деятельность в суде (представительство интересов доверителя в судебных органах): в конституционном судопроизводстве; в гражданском и административном судопроизводстве; в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях; в третейском суде, международном коммерческом арбитраже (суде) и иных органах разрешения конфликтов;
- представительская деятельность в иных государственных и негосударственных органах: в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях; в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами РФ; в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания; в налоговых правоотношениях.
При этом адвокат вправе оказывать иную юридическую помощь, не запрещенную федеральным зако-ном10.
Возможность оказания квалифицированной помощи адвокатом обеспечивается несколькими аспектами, в том числе институтом адвокатской тайны и возможностью привлечения адвокатов к дисциплинарной ответственности.
Пункт 22 Основных принципов, касающихся роли юристов гарантирует, что правительства признают и обеспечивают конфиденциальный характер любых сношений и консультаций между юристами и их клиентами в рамках их профессиональных отношений.
Международный кодекс юридической этики устанавливает (п. 13), что юристам никогда не следует разглашать то, что было сообщено им их доверителями, даже после того как они прекратили быть консультантом клиента, если только поступить иначе приказывается законным образом судом или требуется по закону.
В странах англо-саксонского права вся информация, в том числе документы и переписка между адвокатом и доверителем, связанные с представлением интересов доверителя, не могут быть раскрыты в судебном процессе. Более того, адвокатская тайна также распространяется на физически находящиеся у адвоката до-
9 http://www.fparf.ru/userfiles/file/IBA/2%20-%20International%20Code%20of%20Ethics,%201988.pdf
10 См.: Кучерена А.Г. Указ. Соч. С. 22.
кументы, принадлежащие доверителю, если адвокат имеет законное основание для их хранения (ст. 31.531.8 Гражданского процессуального Регламента Великобритании). Адвокатская тайна также распространяется на невозможность раскрытия информации иным государственным органам, что устанавливается специальным законодательством.
Французское регулирование адвокатской тайны закрепляет положение о том, что адвокатская тайна есть часть публичного порядка, а следовательно, она, установленная в интересах всего общества, является гарантией справедливого правосудия и права на квалифицированную юридическую помощь11. При этом французское законодательство устанавливает, что отношения между адвокатом и его подзащитным являются конфиденциальными и адвокат обязан хранить информацию, полученную от доверителя (ст. 226-13 Нового уголовного кодекса Франции). При этом, правила об адвокатской тайне не распространяются на внутренних юристов предприятий.
Ст. 8 ФЗ об адвокатуре обеспечивает сохранность сведений ставших известными адвокату от его доверителя. Российское пониманием адвокатской тайны определенным образом отличается от понимания конфиденциальной информации в производстве адвоката в зарубежных стран.
Предмет российского института адвокатской тайны является очень широким. Так, п. 1 ст. 8 ФЗ об адвокатуре устанавливает, что адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю. При этом применительно к адвокатской тайне российское действующее законодательство об адвокатуре прямо не проводит связь между оказанием адвокатом квалифицированной юридической помощи и гарантией сохранения им информации, полученной от доверителя. На практике, фактически применение адвокатской тайны и защита информации, полученной от доверителя, сводится к тому, что в соответствии с положениями закона адвокат не может быть вызван и допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием (п. 2 ст. 8 ФЗ об адвокатуре).
Интересно, что для большинства доверителей в крупных резонансных судебных процессах является очень важным, чтобы их представлял именно адвокат в связи с гарантиями конфиденциальности, обеспеченными адвокатской тайной. При этом, многие доверители хотят, чтобы одновременно адвокат был сотрудником крупной юридической фирмы, что гарантирует получение квалицированной юридической помощи целой профессиональной командой, часто с участием специалистов из иностранных юрисдикций, в сжатые сроки. Однако в современных реалиях предоставление такой юридической помощи доверителям может осложняться определенными ограничениями в действующем законодательстве об адвокатуре.
Кроме того, российское действующее законодательство об адвокатуре предусматривает дисциплинарную ответственность адвоката вплоть до прекращения статуса адвоката за неисполнение или ненадлежащее исполнение адвокатом своих обязанностей и нарушение
11 Короткова П.Е. Становление, развитие и функционирование института адвокатской тайны// Проблемы адвокатуры в юридической науке. Материалы заседания Научно-консультативного совета Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации. - М.: Информ-Право, 2011. С. 47.
218
Романова В. Е.
ПОНЯТИЕ ОКАЗАНИЯ КВАЛИФИЦИРОВАННОМ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ АДВОКАТОМ
норм кодекса профессиональной этики адвоката (ст. 17, 31, 33 ФЗ об адвокатуре).
Первая попытка сформулировать основы этических правил адвокатской профессии была предпринята в России еще до учреждения независимого института присяжных поверенных, - в 1820 году на уровне законодательства были предложены минимальные требования, предъявляемые обществом к лицам, оказывающим юридическую помощь. Однако предложенный правительством законопроект не был принят. Начальным моментом формирования этических норм адвокатской профессии является создание и деятельность советов присяжных поверенных12.
В настоящее время соблюдению этических норм при оказании квалифицированной юридической помощи уделяется очень большое значение как на национальном, так на международном уровне. Приведенные выше положения ФЗ об адвокатуре в полной мере соответствуют положениям Международного кодекса юридической этики и Основных принципов.
По данным Г.К. Шарова, вице-президента Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации, квалификационные комиссии ежегодно рассматривают около пяти тысяч дисциплинарных производств. Половина из них (2,5 тысяч) заканчиватся наложением дисциплинарных взысканий, из которых более 400 человек лишаются статуса адвоката. За восемь лет адвокатского статуса были лишены более 7% адвокатов13.
В связи с изложенным, в литературе высказывается мнение относительно необходимости предусмотреть в законодательстве об адвокатуре механизмы, позволяющие сделать вывод о наличии или отсутствии у кандидата ряда существенных личностных качеств, жизненно необходимых адвокату, а также установить, что на приобретение статуса адвоката не могут претендовать лица, в отношении которых советами адвокатских палат были приняты решения о прекращении статуса адвоката по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 17 ФЗ об адвокатуре14.
ФЗ об адвокатуре не допускает конфликт интересов между поручениями, которые принимает адвокат, обязывает адвоката не принимать заведомо незаконные поручения, обязывает постоянно совершенствовать свои профессиональные знания, страховать свою профессиональную ответственность, а также гарантирует право на получение бесплатной юридической помощи (ст. 19, 25, 31).
Для того, чтобы обеспечить адвокату возможность предоставления доверителю квалифицированной юридической помощи, законодательство обеспечивает адвокату гарантии его независимости (ст. 18 ФЗ об адвокатуре), которые означают:
- что адвокатура не подчиняется государственным и муниципальным органам и должностным лицам;
- не возможность привлечения адвоката к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении адвокатской деятельности мнение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность адвоката в преступном действии (бездействии);
12 См.: Азаров Д.Н. Формирование профессиональных этических правил и дисциплинарной ответственности адвоката // Проблемы адвокатуры в юридической науке. Материалы заседания Научно-консультативного совета Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации. - М.: Информ-Право, 2011. С. 61.
13 См: Шаров Г.К. Указ. соч. C. 144-152.
14 Азаров Д.Н. Указ. соч. C. 62-65.
- невозможность истребования от адвокатов, а также от работников адвокатских образований, адвокатских палат или Федеральной палаты адвокатов сведений, связанных с оказанием юридической помощи по конкретным делам;
- обеспечение безопасности адвоката, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества.
Все перечисленные выше существующие в законодательстве обязанности и гарантии адвоката и создают для адвоката надлежащие условия для оказания именно квалифицированной юридической помощи доверителю.
Если же обратиться к юридической помощи, оказываемой коммерческими компаниями или лицами вне рамок адвокатуры, то не всегда представляется возможным гарантировать их качество, поскольку предоставление юридических услуг данными лицами вообще никак не регулируется. Более того, практика дает множество примеров оказания юридических услуг ненадлежащего качества или мошеннических действий компаниями и лицами вне рамок адвокатуры.
При этом, в настоящее время в связи со значительным развитием рынка юридических услуг появляются участники рынка, оказывающие юридические услуги высокого качества на коммерческой основе. К ним относят, в том числе, российские и иностранные крупные юридические фирмы, учрежденные в качестве обычных коммерческих организаций. Более того, даже Федеральная антимонопольная служба России (далее «ФАС России») уже начинает распространять на адвокатов нормы о защите конкуренции. Так, в деле № А53-25904/2012 фАс России привлек адвокатскую палату к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в части координации экономической деятельности в связи с установлением адвокатской палатой рекомендаций относительно минимальных ставок оплаты юридической помощи адвоката. В результате рассмотрения данного судебного дела Высший арбитражный суд Российской Федерации (далее «ВАС РФ») в постановлении № 9122/13 от 03.12.2013 подчеркнул, что адвокаты не могут рассматриваться в качестве хозяйствующих субъектов, поскольку не подлежат государственной регистрации в установленном законом порядке, а адвокатская палата не является саморегулируемой организацией.
Тем не менее, наличие данного судебного дела характеризует необходимость значительного реформирования ФЗ об адвокатуре в соответствии с развитием современного общества и рынка юридических услуг в целях предоставления квалифицированной юридической помощи и защиты интересов адвокатов, в том числе предоставив возможность применения упрощенной систему налогообложения, расширения перечня организационно-правовых форм работы адвокатов, отнеся к их числу адвокатскую фирму, где, помимо партнеров, предусмотреть фигуру адвоката-ассоциата, который работает по договору трудового найма, а также пересмотра подходов к гонорару адвоката за квалифицированную юридическую помощь и к возможности взыскания судебных расходов за оказанную квалифицированную юридическую помощь в полном объеме в соответствии с актуальными ценами на рынке юридических услуг.
В рамках существующей в настоящее время дискуссии относительно возможности введения «адвокатской монополи» существует две позиции: относительно необходимости введения «адвокатской монополии» в це-
219
Бизнес в законе
2’2014
лях гарантий предоставления квалифицированной юридической помощи населению. С другой стороны, КС РФ неоднократно высказывался о возможности оказания юридической помощи не только адвокатами, что соответствует конституционному праву каждого лица на самостоятельный выбор защитника и поддерживает гарантируемую Конституцией РФ конкуренцию и свободу экономической деятельности15. Тем не менее, совершенно очевидно, что существование одновременно урегулированного законом института адвокатуры, в рамках которого оказывается квалифицированная юридическая помощь, и хаотично развивающего рынка коммерческих юридических услуг, не обеспечивает надлежащим образом соблюдение гарантированного Конституцией РФ права на получение квалифицированной юридической помощи.
Более того, на практике распространены ситуации, когда добросовестные и квалифицированные адвокаты становятся перед выбором: либо сохранять статус, либо принимать предложение о работе в ведущей коммерческой юридической фирме. В такой ситуации многие адвокаты находят компромиссный вариант, открывая свой номинальный кабинет или присоединяясь к уже существующему адвокатскому образованию для сохранения статуса и, одновременно, заключают договор оказания услуг со своим фактическим работодателем. В результате, данные лица фактически являются сотрудниками юридической фирмы, но при этом сохраняют статус адвоката, предоставляющий определенные очень важные гарантии для их доверителей.
В 2008 году в рамках работы Объединенной комиссии по вопросам оказания квалифицированной юридической помощи был подготовлен проект Федерального закона «Об оказании квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации»16. Данный законопроект устанавливал, что под квалифицированной юридической помощью понимается любая самостоятельная деятельность по предоставлению на постоянной профессиональной основе юридических услуг (ст. 2). Данный законопроект предусматривал, что субъектами оказания квалифицированной юридической помощи на постоянной профессиональной основе могут быть только физические лица, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации статус адвоката, нотариуса, патентного поверенного, а также в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях их образования, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 3). Кроме того, законопроект предусматривал, что лица, которые на момент вступления Федерального закона в силу участвовали в деятельности по предоставлению на постоянной профессиональной основе юридических услуг в качестве индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица либо в штате коммерческих организаций, оказывающих такие услуги, вправе приобрести статус адвоката без сдачи квалификационного экзамена, подав заявление о присвоении статуса адвоката с приложением подтверждающих их квалификацию документов (ст. 4).
К данному законопроекту было подготовлено заключение экспертно-методической комиссии Совета Федеральной палаты адвокатов РФ, в котором отмечалось,
15 Постановление Конституционного Суда РФ от 16.07.2004 № 15-П, Постановление Конституционного Суда РФ от 27.06.2000 № 11-П.
16 «Вестник Федеральной палаты адвокатов РФ» / № 3 (21) 2008 С. 37-64.
что в законопроекте необходимо установить, что оказание квалифицированной юридической помощи, включая судебное представительство, на профессиональной основе неограниченному кругу лиц по любым правовым вопросам должно быть исключительной сферой деятельности адвокатуры, а также что необходимо рассмотреть вопрос о возможности оказания юридической помощи коммерческими адвокатскими образованиями в соответствии с мировой практикой.
Появление указанного законопроекта вызвало значительные дискуссии в юридическом сообществе. Так, президент Гильдии российских адвокатов Гасан Мирзо-ев прокомментировал прежде всего предусмотренный законопроектом процесс приема новых членов в адвокатуру и указал, что «прием новых членов должен вестись исключительно на основе точного исполнения Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре», в рамках принятых в сообществе процедур. Порядок для всех должен быть единым»17. По мнению А. Муранова, «законопроект не нарушает конституционные права частнопрактикующих юристов и сотрудников юридических фирм. Такие лица не будут лишены возможности доступа к оказанию юридических услуг. Заинтересованные лица могут получить адвокатский статус на основе установленных в законе прозрачных критериев и затем оказывать юридические услуги»18. При этом А. Муранов не критикует предложенный механизм принятия новых членов в адвокатуру без сдачи квалификационных экзаменов.
В связи с множеством дискуссий в юридической среде и отрицательными отзывами законопроект «Об оказании квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации» так не был принят.
В настоящее время Министерство Юстиции Российской Федерации (далее «Минюст РФ») ведет активную работу по глобальному реформированию правовой системы России, в том числе рынка юридических услуг и адвокатуры. Для реализации указанных задач распоряжением Правительства Российской Федерации от 4.04.2013 № 517-р утверждена государственная программа «Юстиция» на 2013-2020 годы.
Государственная программа разработана совместно с Федеральной службой исполнения наказаний и Федеральной службой судебных приставов, а также с учетом предложений Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации (далее «ФПА РФ»). Целью государственной программы является развитие в обществе правовой модели поведения граждан, преодоление правового нигилизма, поддержание устойчивого уважения к закону и повышение доверия к правосудию. Одной из основных задач программы является повышение уровня защиты публичных интересов, реализации прав граждан и организаций. Для реализации данной задачи была сформулирована Подпрограмма 1 «Обеспечение защиты публичных интересов, реализации прав граждан и организаций», которая направлена на совершенствование нормативной правовой базы в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния и государственной регистрации некоммерческих организаций. Задачами данной под-
17 Интервью с Г. Мирзоевым «Адвокаты с черного хода» / «Российская газета» №4777 от 22.10.2008 http://www.rg.ru/2008/10/22/mirzoev.html
18 Из пояснительной записки А. Муранова к законопроекту «О квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации» / «Новая адвокатская газета» № 19, 2008
http ://www.advgazeta. ru/ru brics/10/188
220
Романова В. Е.
ПОНЯТИЕ ОКАЗАНИЯ КВАЛИФИЦИРОВАННОМ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ АДВОКАТОМ
программы в части оказания квалифицированной юридической помощи, в том числе, являются:
- упорядочение системы оказания квалифицированной юридической помощи и реформирование института адвокатуры путем введения единых стандартов допуска в профессию, дифференцированных в зависимости от сферы оказания юридической помощи;
- создание механизма регулярного профессионального совершенствования и подтверждения квалификации;
- создание и введение в действие эффективного механизма исключения з профессии;
- повышение статуса адвокатов в профессиональном юридическом сообществе;
- развитие и поддержание конкуренции на рынке юридических услуг путем ограничения доступа на рынок для недобросовестных участников.
После принятия программы «Юстиция» в средствах массовой информации возобновилось активное обсуждение возможного введения «адвокатской монополии». Противники реформы активно утверждают, что ее результатом станет увеличение стоимости юридических услуг. Первый вице-президент ФПА РФ Ю. Пилипенко при этом отмечает, что автоматически реформа и введение монополи стоимость юридических услуг не повысят. При этом он уточняет, что введение адвокатской монополии позволит обеспечить квалифицированную юридическую помощь, прежде всего, гражданам. Для ее оказания необходимо допускать к судебному представительству только тех людей, которые соответствую определенным требованиям: дееспособны, имеют
высшее юридическое образование, имеют опыт работы
~ 19
по юридической специальности .
Таким образом, несомненно, необходимо значительное реформирование института адвокатуры в соответствии с современными реалиями рынка юридических услуг. Необходимо изменение законодательства об адвокатуре в отношении корпоративных норм, расширение перечня организационных форма для осуществления квалифицированной юридической помощи, введение единых правил и стандартов профессиональной деятельности для лиц, оказывающих квалифицированную юридическую помощь, а также реформирование отношения к коммерческой составляющей работы адвокатов.
Список литературы:
1. См: Шаров Г.К. Обеспечение квалифицированной юридической помощи и самоуправление адвокатуры. // Вестник Федеральной палаты адвокатов РФ. 2011. № 3. C. 144-152.
2. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) (2-е издание, пересмотренное) // под ред. В.Д. Зорькина. Комментарий к статье 48. Кононов А.Л. М. 2011. С.311.
3. См: Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) (2-е издание, пересмотренное) // под ред. В.Д. Зорькина. Комментарий к статье 48. Кононов А.Л. М. 2011. С.312;
4. Постановление КС РФ от 16.07.2004 № 15-П.
5. См: Г.М. Резник. К вопросу о конституционном содержании понятия “квалифицированная юридическая помощь” // Адвокат. 2007. № 4.;
6. Теория адвокатуры. М., 2002. С. 68-69.
19 Интервью Ю. Пилипенко для Эхо Москвы «Государственная программа "Юстиция": кто может представлять наши интересы в суде» 07.06.2013 http://minjust.ru/ru/node/5190; Интервью Ю. Пилипенко для Право.ру «Практикующих юристов можно объединить в адвокатуре за два года» 28.01.2014 http://www.fparf.ru/news/smi/120.htm
7. Воронов А.А. Роль адвокатуры в реализации конституционного права на квалифицированную юридическую помощь. // Проблемы адвокатуры в юридической науке. Материалы заседания Научно-консультативного совета Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации. М. 2011. С. 27.
8. См.: Кучерена А.Г. Адвокатура в условиях судебноправовой реформы в России: Монография. М.:
ЮРКОМПАНИ, 2009. С. 18.
9. http://www.fparf.ru/userfiles/file/IBA/2%20-%20International %20Code%20of%20Ethics,%201988.pdf
10. Короткова П.Е. Становление, развитие и функционирова-
ние института адвокатской тайны// Проблемы адвокатуры в юридической науке. Материалы заседания Научно-
консультативного совета Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации. - М.: Информ-Право, 2011. С. 47.
11. См.: Азаров Д.Н. Формирование профессиональных этических правил и дисциплинарной ответственности адвоката // Проблемы адвокатуры в юридической науке. Материалы заседания Научно-консультативного совета Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации. - М.: ИнформПраво, 2011.С. 61.
12. Постановление Конституционного Суда РФ от 16.07.2004 № 15-П, Постановление Конституционного Суда РФ от 27.06.2000 № 11-П.
13. «Вестник Федеральной палаты адвокатов РФ» / № 3 (21) 2008 С. 37-64.
14. Интервью с Г. Мирзоевым «Адвокаты с черного хода» / «Российская газета» №4777 от 22.10.2008 http://www.rg.ru/2008/10/22/mirzoev.html
15. Из пояснительной записки А. Муранова к законопроекту «О квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации» / «Новая адвокатская газета» № 19, 2008 http://www.advgazeta.ru/rubrics/10/188
16. Интервью Ю. Пилипенко для Эхо Москвы «Государственная программа "Юстиция": кто может представлять наши интересы в суде» 07.06.2013 http://minjust.ru/ru/node/5190;
17. Интервью Ю. Пилипенко для Право.ру «Практикующих юристов можно объединить в адвокатуре за два года» 28.01.2014 http://www.fparf.ru/news/smi/120.htm
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Романовой В. Е. на тему: «Понятие оказания квалифицированной юридической помощи адвокатом» Рецензируемая статья выполнена на актуальную тему «Понятие оказания квалифицированной юридической помощи адвокатом». Автор рассматривает основные особенности оказания квалифицированной юридической помощи адвокатом при производстве по гражданским делам в арбитражных судах и судах общей юрисдикции.
Актуальность работы обусловлена анализом перспектив развития института оказания квалифицированной юридической помощи адвокатом исходя из современного состояния рынка юридических услуг в рамках проходящих в настоящее время реформ. Значительное внимание в работе уделено исследованию действующего российского законодательства, судебной практики и международных актов адвокатского сообщества, а также точек зрения ученых. Автор акцентирует внимание на том, какие органы и лица могут оказывать квалифицированную юридическую помощь, каким критериям должны соответствовать данные лица и организации, в каком порядке и при наличии каких гарантий возможно оказание квалифицированной юридической помощи адвокатом. Рассматриваемая статья является самостоятельным и научнообоснованным исследованием.
На основании изложенного, рецензируемая статья соответствуют всем требования, предъявляемым к такого рода научным работам, рекомендована к публикации.
К.ю.н., доцент
кафедры адвокатуры и нотариата Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
Володина С.И.
221