УДК 37.014.1:40
А. В. Чигарева
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
Рассматриваются вопросы применения модульной технологии при обучении английскому языку, дается алгоритм и список разноуровневых упражнений.
Ключевые слова: модульное обучение, алгоритм модуля, обучение английскому языку, разноуровневые упражнения.
Foreign language as a means of personality self-development and the application of modular technology in the process of instruction. ALEVTINA V CHIGAREVA (Far-Eastern National Technical University, Vladivostok).
The article deals with the issue of applying modular technology when teaching the English language. It presents the algorithm and the list of different-level exercises.
Key words: modular education, module algorithm, teaching English, different-level exercises, advantages of modular technology.
В условиях усиления мировых интеграционных процессов особое значение приобретает языковая подготовка студентов вуза. При этом целью обучения становится не просто усвоение знаний, а формирование личности, способной адекватно и успешно взаимодействовать с представителями разных социальнокультурных общностей.
Исходя из задачи Дальневосточного государственного технического университета - подготовить техническую интеллигенцию будущего, для которой иностранный язык является важным средством постоянного личностного и профессионального самосовершенствования, очевидно, что обучение должно быть сориентировано на конкретную личность, уровень способностей и языковой подготовки каждого.
Дифференциация потребностей в иностранном языке и исходный уровень обучаемых определяет логику использования модульного обучения, которое дает студентам возможность чувствовать себя комфортно на занятиях.
Технология модульного обучения зародилась и приобрела большое распространение в 70-х годах XX века в США и Западной Европе как альтернатива традиционному обучению.
Психологическим основанием можно считать теорию П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, суть которого заключается в создании ориентировочной основы действия. Действие, прежде чем стать умственным, обобщенным, сокращенным и освоенным, проходит через переходные
состояния. Основные из них и составляют этапы усвоения действия, каждый из которых характеризуется совокупностью изменения основных свойств (параметров) действия.
Первый этап - это этап составления схемы ориентировочной основы действия. Здесь учащиеся получают необходимые разъяснения о цели действия, его объекте, системе ориентиров. Перед учащимися раскрывается содержание ориентировочной основы действия. Им показывают, как и в каком порядке выполняются все три вида операций, входящих в действие: ориентировочные, исполнительные и контрольные. Это еще не действие, а только знакомство с ним и условиями его успешного выполнения, обеспечивающими понимание логики этого действия, возможность его осуществления.
Эта технология имеет много общего и с теорией программированного обучения Скиннера. Это, прежде всего, четкая определенная логика действий ученика на основе самоконтроля, индивидуальный темп усвоения, гибкость управления, которое может перейти и на уровень самоуправления.
Сущность модульного обучения состоит в том, что студент полностью самостоятельно или с косвенной помощью педагога достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.
Модуль - это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. Приступая к разработке модульного
ЧИГАРЕВА Алевтина Вениаминовна, доцент кафедры иностранных языков Гуманитарного института (Дальневосточный государственный технический университет, Владивосток). E-mail: [email protected] ©Чигарева А.В., 2010
Иностранный язык как средство саморазвития личности.
А. В. ЧИГАРЕВА
урока, необходимо помнить, что он должен занимать не менее двух академических часов, так как на подобном занятии нужно определить исходный уровень знаний и умений студентов по изучаемой теме, дать новую информацию, отработать учебный материал и произвести выходной контроль.
Составлению модуля занятия может помочь следующий алгоритм.
1. Определение модульного урока в теме.
2. Формулировка темы урока.
3. Определение и формулировка цели урока и конкретных результатов обучения.
4. Подбор необходимого фактического материала.
5. Отбор методов и форм преподавания и контроля.
6. Определение способов учебной деятельности студентов.
7. Разбивка учебного содержания на отдельные логически завершенные учебные элементы и определение частной дидактической цели каждого из них.
8. Составление модуля данного урока.
9. Подготовка необходимого количества копий текста урока (разработка модульного урока должна быть у каждого студента).
Необходим входной контроль знаний. Может быть, нужно будет провести корректировку знаний. Текущий и промежуточный контроль (а это и самоконтроль, взаимоконтроль, сверка с образцами) помогут выявить пробелы в усвоении знаний и немедленно устранить их. После завершения работы осуществляется выходной контроль, который должен показать усвоение всего модуля и тоже предполагает соответствующую доработку.
Важный критерий построения модуля - структурирование деятельности студента в логике этапов усвоения знаний: восприятие - понимание - осмысление - запоминание - применение - обобщение - систематизация.
При обучении английскому языку очень хорошо вписывается в модульное обучение разработанная нами система упражнений, которые делятся на две основные группы: а) направленные на работу с языковым материалом, б) направленные на работу с содержанием темы.
Начальный этап
А) Упражнения, направленные на работу с лексическим материалом:
- определение части речи по форме слова;
- нахождение слова в толковом словаре;
- определение значений предложенной группы слов;
- упражнение на ассоциации с лексическими единицами из родного языка;
- определение значения слова по корню, приставке и суффиксу;
- лингвострановедческий комментарий предложенных слов;
- подбор синонимов (антонимов) к лексическим единицам по выбранной теме;
- догадка о значении слова по контексту;
- объяснение значений слов на английском языке, подстановочные упражнения;
- сопоставление слов с их определениями;
- сопоставление функционирования слова в отечественном и британском социуме;
- перевод рассматриваемой лексики с английского языка на русский и наоборот, с комментариями;
- поиск лексики на заданную тему в текстах, предназначенных для прочтения (прослушивания), и их перевод согласно контексту;
- упражнения на заполнение пропусков в предложении словами из текста;
- поиск лексико-грамматических ошибок в предложении и их исправление.
Б) Упражнения, направленные на работу с содержанием темы:
- ответы на вопросы преподавателя - введение в тему;
- ответы на вопросы по содержанию мини-текстов (аудирование и чтение);
- составление списка ключевых слов, необходимых для ответа на вопрос преподавателя (индивидуально, в паре, в группе);
- поиск смысловых ошибок в предложении и их исправление;
- составление списка ключевых слов по теме (индивидуально, в паре, группе);
- использование интерактивной формы работы «модерация»;
- использование игровой формы работы «ассоциации».
Основной этап
А) Упражнения, направленные на работу с лексическим материалом:
- поиск в тексте предложений, фраз, заданных преподавателем;
- упражнения типа «согласен - не согласен», подтверждение или опровержение мысли преподавателя;
- составление плана текста с использованием ключевых фраз данного текста;
- сопоставление значений сочетаний, входящих в содержание тематического концепта урока на русском и английском языках в связном тексте;
- перевод упражнений, содержащих лексику, входящую в содержание понятия изучаемой темы (с английского на русский и наоборот);
- упражнения на понимание текста с множественным выбором;
- замена фраз в тексте на синонимичные (антони-мичные) с лексико-грамматической точки зрения;
- задания (вопросы), направляющие внимание учащегося на определенную информацию в ходе прочтения (прослушивания) текста;
- подстановочные упражнения (на подстановку фраз, предложений из текста).
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
Б) Упражнения, направленные на работу с содержанием текста:
- составление письменного (устного) сообщения потенциальному, реальному или воображаемому адресату, с использованием содержания прочитанного (услышанного) текста;
- составление диалогов на основе учебно-речевых коммуникативных ситуаций;
- доклад об услышанном (прочитанном) ранее и последующее обсуждение полученной информации в группе;
- заполнение анкеты (вопросника), связанной с приемом на работу на соответствующее изучаемой теме предприятие;
- общие вопросы на понимание содержания прочитанного (прослушанного) текста;
- поиск в тексте блоков информации, заданных преподавателем;
- замена предложений в тексте на синонимичные (антонимичные) смысловые конструкции;
- расстановка частей текста в логическом порядке;
- составление плана прослушанного (прочитанного) текста;
- «восстановление» начала и конца текста;
- изменение типа текста (сообщения - разговорным, диалога - описательным и т.п.);
- написание письма другу из англоязычной страны на заданную тему;
- детальные вопросы на понимание содержания прочитанного (прослушанного) текста;
- передача краткого содержания прочитанного (прослушанного) текста на основе ранее составленного плана (индивидуальная, групповая работа или упражнение «Снежный ком»);
- составление на материале текста мини-доклада на заданные темы (индивидуальная работа);
- составление на материале текста мини-презентаций на заданные темы (работа в группе).
Продвинутый этап
А) Упражнения, направленные на работу с лексическим материалом.
На данной стадии вся работа проводится с использованием уже усвоенных лексических единиц, входящих в концепт данной темы в различных ситуациях общения (естественных и учебно-речевых), созданных преподавателем.
Б) Упражнения, направленные на работу с содержанием темы:
- составление групповых и индивидуальных презентаций на заданную тему;
- дискуссия;
- ролевая игра;
- кейс-метод;
- написание эссе, докладов, рефератов на иностранном языке на заданную тему;
- тренинг.
Модульная технология, как и другие дидактические системы, имеет свои положительные и отрицательные черты. При определенных условиях реализация данной технологии дает самые эффективные результаты.
Условиями для обеспечения эффективности модульной технологии, на взгляд автора, могут быть:
- соответствие уровня обучаемости данного коллектива студентов содержанию и структуре модульной программы. Преобладание самостоятельной работы рассчитано на студентов, которые в состоянии поддерживать определенный темп в работе, самостоятельно организовать свою работу в группе, паре;
- возможность применения модульной технологии к данному содержанию образования.
К преимуществам данной технологии можно отнести:
- формирование мобильности знаний, гибкость методов, критичность мышления обучаемых;
- вариативность структуры модуля;
- дифференциация содержания учебного материала;
- обеспечение индивидуализации учебной деятельности;
- разнообразие форм и методов обучения;
- сокращение учебного времени без ущерба для глубины и полноты знаний учащихся;
- эффективная система рейтингового контроля и оценки усвоения знаний студентов.
- обеспечение высокого уровня активизации студентов на занятии, первоочередное формирование навыков самообразования.
Модульное обучение позволяет развить мотивационную сферу учащегося, его интеллект, самостоятельность, коллективизм, умение осуществлять самоуправление учебной деятельностью.