Ю.Ю. КОВАЛЕВА (Томск)
самостоятельная работа в условиях модульного обучения Английскому языку студентов технического вуза
Показаны особенности организации самостоятельной работы студентов технического вуза в условиях модульного обучения английскому языку. Приводится теоретический анализ существующих классификаций видов самостоятельной работы. Предлагается концепция самостоятельной работы в процессе изучения английского языка на модульной основе.
Ключевые слова: самостоятельная работа, модульное обучение, иноязычная коммуникативнокультурная компетенция, виды самостоятельной работы.
Открытость современного российского общества, рост числа международных контактов России со странами мирового сообщества в научно-образовательной, культурной и инженерно-технической областях определили потребность в специалистах технического профиля, использующих иностранный язык в своей профессиональной деятельности. Иностранный язык становится важным ресурсом социального и профессионального роста, обязательным условием участия России в Болонском процессе. В этой связи особую важность приобретает иноязычная подготовка будущих специалистов с высшим техническим образованием, т.к. от них требуется владение такими навыками и умениями, которые позволили бы им осуществлять профессиональное общение и обмениваться опытом на международном уровне.
В Томском политехническом университете (ТПУ) программа многоуровневой иноязычной подготовки студентов реализуется с 2005 г., отличительной особенностью которой является ее интегрированность в систему профессиональной подготовки специалистов технического профиля. В основу программы положена идея компетентностного подхода к формированию культурно-языковой личности студента - специалиста с высшим техническим образованием, владеющего иноязычной коммуникативно-культурной компетенцией (ИККК), понимаемой нами как компетенция,
позволяющая выпускнику технического вуза использовать иностранный язык в качестве средства межкультурного общения на уровне международных требований для продолжения образования и в профессиональной деятельности в условиях глобализации рынка интеллектуального труда; обеспечивающая возможность полноценно работать с зарубежными информационными источниками, знакомиться с новыми мировыми технологиями, тенденциями в научно-технической сфере, устанавливать контакты с зарубежными партнерами в процессе профессиональной деятельности.
Структура ИККК выпускника технического вуза представлена нами в виде совокупности ее основных компонентов - коммуникативной и общекультурной компетенций. С нашей точки зрения, коммуникативный компонент ИККК включает лингвистическую, речевую, информационно-техническую, коммуникационную, самообразовательную и тестовую субкомпетенции, в то время как компонентами общекультурной компетенции выступают социокультурная, лингвокультурная и межкуль-турная субкомпетенции.
Программа иноязычной подготовки студентов технического вуза нацелена на формирование и дальнейшее развитие ИККК на уровне не ниже В1 Европейской языковой шкалы. Однако следует обратить внимание на то, что участниками реализуемой программы являются студенты с разным уровнем владения английским языком - от начального до продвинутого [2]. Программа иноязычной подготовки студентов построена таким образом, чтобы студент с более низким уровнем владения ИККК работал более интенсивно на протяжении всего периода обучения для перехода на более высокий уровень. Мы уверены, что достижение обозначенной цели возможно в том случае, если иноязычная подготовка будет реализовываться с применением передовых педагогических технологий, к числу которых относится модульное обучение. Последнее определяется как особая дидактическая система, представляющая собой совокупность различных форм и способов совместной деятельности преподавателя и обучающихся, организованная в особых структурно-содержательных единицах (модулях) с целью эффективного овладения учебным материалом и повышения качества обучения в целом [3]. Необходимость внедрения модульного обучения в систему иноязычной подготовки студентов тех-
© Ковалева Ю.Ю., 2011
нического вуза обусловлена противоречиями, возникшими в результате изменения социального заказа на подготовку специалистов с высшим техническим образованием, а именно:
1) высокими требованиями к иноязычной коммуникативно-культурной компетенции и недостаточно высоким уровнем ее сформиро-ванности у выпускников технического вуза;
2) необходимостью реформирования современного образовательного процесса и несовершенством существующих методик обучения английскому языку;
3) «старыми» моделями обучения и современными требованиями к технологизации учебно-воспитательного процесса;
4) фронтальными методами обучения и индивидуальными темпами и способами усвоения знаний;
5) доминированием объяснительных способов обучения и необходимостью обеспечения активного, действенного характера учения [1, с. 9].
Принимая во внимание специфику иноязычной подготовки студентов ТПУ ( много-уровневость обучения, систему единых критериев владения выпускниками иностранным языком, ориентацию на требования международных сертификационных экзаменов), мы выделили педагогические условия применения модульного обучения в системе иноязычной подготовки будущих специалистов технического профиля, а именно:
1) ориентация на подготовку студента к выполнению профессиональной деятельности с использованием изучаемого языка;
2) содержание обучения представляется в виде модульной программы с гибкой структурой, состоящей из обучающих модулей, усвоение которых осуществляется в соответствии с дидактической целью, формулируемой для каждого обучающегося и содержащей указание на объем и уровень усвоения изучаемого материала;
3) объем, структура и способы представления информации в обучающих модулях зависят от конкретного типа учебного материала;
4) модульная программа должна быть адаптирована к уровню владения студентом ИККК с целью обеспечения условий для продвижения обучаемого на более высокий уровень владения ИККК (дифференцированность обучения);
5) используются разные формы работы с учебным материалом модуля, т.к. лингвистическое и экстралингвистическое наполнение каждого из них отличается по объему и степени сложности; наличие обучающих модулей в
печатной и электронной форме позволяет преподавателю индивидуализировать работу со студентами;
6) система контроля включает входной, рубежный и итоговый контроль, составляется и ведется индивидуальный рейтинг обучаемого;
7) реализуются методические принципы развивающего обучения, позволяющие создать предпосылки для творческой деятельности и развития самостоятельности обучаемого при достижении конкретной цели в процессе работы с модулем.
Представляется необходимым уточнить понятие «модуль» применительно к иноязычной подготовке студентов технического вуза. В нашем понимании это целевой функциональный узел, представляющий собой раздел изучаемой дисциплины, относительно самостоятельный по отношению к другим модулям, имеющий тематическую направленность, объединяющий учебное содержание и технологию овладения им в систему высокого уровня целостности. При этом модуль
1) представлен комплексом взаимосвязанных блоков учебного материала, предназначенных для симультанного изучения студентами с разным уровнем владения ИККК; 2) создает основу для комплексного овладения студентами знаниями, навыками и умениями во всех видах иноязычной речевой деятельности; 3) построен таким образом, что позволяет учитывать индивидуальные коммуникативнокультурные потребности каждого обучаемого, обеспечивая основу автономности обучения;
4) способствует выбору студентом индивидуальной образовательной траектории для максимального продвижения внутри своего уровня обученности и перехода на более высокий уровень владения английским языком; 5) создает условия для повышения мотивации и заинтересованности каждого обучаемого в овладении английским языком в профессиональноориентированных целях.
Следовательно, основная идея модульного обучения заключается в том, что каждый обучающийся может работать с предложенной ему учебной программой самостоятельно при условии, что она содержит в себе целевую программу действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей [4].
Структура описываемой программы включает 16 модулей, изучаемых студентами 1 -2-х курсов ТПУ в течение четырех семестров. В каждом учебном семестре студенты изучают 4 модуля. Тематика модулей строится с
учетом требований международных сертификационных экзаменов по английскому языку, в частности UCLES (Экзаменационный синдикат Кембриджского университета). Объем учебного времени для изучения одного модуля в среднем составляет 30 академических часов.
Одним из компонентов программы является самостоятельная работа студентов, направленная на сокращение разрыва между разными уровнями подготовки студентов по английскому языку с целью их продвижения на требуемый уровень владения ИККК.
Для успешной организации самостоятельной работы в условиях модульного обучения английскому языку необходимо учитывать следующие положения:
1) цели и задачи самостоятельной работы должны быть понятны студентам, а предлагаемый комплекс заданий и упражнений необходимо сопровождать алгоритмом действий их выполнения, предусматривать соответствующие формы, методы и средства своевременного контроля и коррекции;
2) объем самостоятельной работы студентов с учебным материалом модуля составляет 50% по отношению к аудиторной работе;
3) самостоятельная работа студентов с учебным материалом модуля представлена различными ее видами, нацеленными на формирование всех компонентов ИККК;
4) студенты обеспечиваются необходимыми учебно-методическими ресурсами для выполнения определенного вида самостоятельной работы;
5) самостоятельная работа должна способствовать активному применению студентами приобретенных на занятиях знаний и навыков в практической деятельности.
Опишем основные виды самостоятельной работы студентов в процессе работы с материалом модуля.
1. Домашняя работа - предполагает выполнение упражнений на активизацию и систематизацию изученного на занятиях учебного материала. настоящий вид самостоятельной работы направлен на формирование и развитие таких компонентов ИККК, как лингвистическая и речевая субкомпетенции, т.к. у студентов формируются лексические и грамматические навыки устной и письменной речи, развиваются умения чтения, аудирования, монологической и диалогической, письменной английской речи. Кроме того, активно развивается самообразовательная компетенция, поскольку студенты учатся самостоятельно организовывать свою учебно-познавательную дея-
тельность без помощи преподавателя английского языка.
2. Лабораторная работа - служит непременным условием развития активной учебнопознавательной деятельности студентов в процессе изучения английского языка. Как правило, в рамках одного модуля выполняется одна лабораторная работа, содержание которой разрабатывается с учетом целей и содержания модуля и уровня владения английским языком. Местом проведения выступает компьютерный класс (в случае, если лабораторная работа представлена в электронной форме) либо специализированная аудитория учебнометодического центра языковой подготовки (в печатной форме).
В процессе работы с модулями программы студентам предлагается выполнить лабораторные работы трех видов, а именно:
- созданные на основе видеоматериала с помощью компьютерных технологий - они вызывают глубокий интерес у студентов, поскольку предполагают активную речемыслительную деятельность в процессе просмотра видеоматериалов на английском языке и последующем выполнении заданий на проверку понимания прослушанного / увиденного. Основой разработки такого вида лабораторной работы может служить небольшой эпизод из документального, учебного или художественного видеофильма по изучаемой теме модуля. Выполнение такого вида работы способствует формированию и развитию у студентов практически всех компонентов ИККК с преобладающей ролью общекультурной компетенции, т.к. в процессе просмотра аутентичного материала студенты обогащают свой культурный фон, повышают уровень культурной осведомленности и развиваются как культурно-языковые личности;
- основанные на аудиотексте (рассказ -описание, повествование, диалог - беседа, интервью и т.д). Для того чтобы выполнение студентами данного вида задания было эффективным, разрабатывается серия упражнений или заданий, контролирующих понимание прослушанного материала. Время выполнения такого вида лабораторной работы в среднем составляет 30 - 40 минут. Данный вид деятельности направлен преимущественно на развитие речевой компетенции студентов, поскольку развиваются умения воспринимать иноязычную речь на слух;
- составленные по формату экзаменов UCLES (KET, PET, FCE, CAE) - включают задания по лексике, грамматике, чтению и аудированию с целью подготовки студентов к
выполнению заданий комплексного теста итогового контроля, который проводится по окончании изучения 4 модулей учебного семестра. Данный вид работы, с нашей точки зрения, позволяет студентам самостоятельно контролировать и оценивать уровень сформирован-ности ИККК, вносить коррективы в личную образовательную траекторию. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что у студентов формируются и развиваются такие компоненты ИККК, как коммуникативная, самообразовательная и тестовая субкомпетенции.
3. Творческая деятельность - представлена системой творческих заданий, выполняемых студентами индивидуально, в паре с партнером или в команде. В качестве творческих заданий предлагаются проектная работа, мультимедийная презентация, ролевая игра, дискуссия, страноведческая викторина, конкурс на лучшее представление своей комнаты в общежитии и т.д. В качестве творческих заданий рассматриваются также самостоятельная подготовка и выступление с докладом на студенческой конференции, участие в олимпиаде или конкурсе-смотре творческих работ и т.д. Очевидно, что данный вид самостоятельной работы нацелен на комплексное развитие практически всех компонентов ИККК с преобладанием самообразовательной и информационнотехнической коммуникационной субкомпетенций.
4. Самостоятельная работа с удаленным доступом через платформу ШеЬ-СТ предусматривает выполнение студентами тренировочного теста, представленного заданиями по чтению, аудированию, лексике и грамматике. Одним из достоинств такого вида работы является то, что студент может выполнить его в любое удобное время при наличии компьютера, доступа в Интернет и личного пароля для входа в систему. Соответственно, данный вид деятельности направлен на развитие тестовой компетенции. Так студенты тренируются в выполнении форматных заданий, учатся распределять и контролировать время выполнения каждого задания и т.д. Кроме того, развивается самообразовательная компетенция студентов, поскольку они вынуждены рационально планировать свое время, пользоваться учебнометодическими ресурсами (словарями, справочниками и т.д.), информационными технологиями в процессе выполнения заданий с удаленным доступом через платформу Web-CT.
5. Самостоятельная работа повышенного уровня сложности обеспечивает возможность выбирать индивидуальную траекторию овладения ИККК, выполняя задания и упраж-
нения повышенного уровня сложности. например, при изучении модуля студентам уровня А2 предлагается самостоятельно выполнить задания уровня В1, в то время как самостоятельная работа студентов уровня В1 базируется на заданиях уровня В2 и т.д. Основными задачами преподавателя в этом случае являются грамотный подбор заданий и упражнений повышенного уровня сложности, контроль качества их выполнения студентами с непременным анализом допущенных ошибок и случаев непонимания студентами отдельных сторон учебного материала. Как правило, проверка выполненных студентами работ проводится преподавателем во внеаудиторное время. Результаты сообщаются студентам в письменном виде посредством электронной почты. При необходимости преподаватель проводит индивидуальные консультации с теми, кто испытывает трудности при выполнении подобных заданий.
Итак, в процессе работы с модулем студенты выполняют пять видов самостоятельной работы, каждый из которых оценивается в баллах. Студент может получить за самостоятельную работу с модулем максимум 110 баллов, минимум - 66 (60% от общего рейтинга самостоятельной работы по модулю). В случае, если студент набрал меньшее количество баллов, преподаватель рекомендует обратиться к материалу модуля и повторно выполнить самостоятельную работу.
В качестве заключения отметим, что организация самостоятельной работы студентов в условиях модульного обучения английскому языку - это достаточно сложное взаимодействие преподавателя и студентов, от рационального построения которого зависят достижение дидактической цели, уровень мотивации и интереса студентов к изучению английского языка, а также степень удовлетворенности преподавателя и студентов результатами своей деятельности.
литература
1. Ласточкин А.Н. Интегративно-модульное обучение химии на подготовительном отделении педагогического вуза : метод. пособие. СПб. : Образование, 1998.
2. Требования к уровню владения иностранным языком выпускников неязыковых специальностей Томского политехнического университета / Л.И. Агафонова, Ю.Ю. Ковалева, Е.К. Прохорец [и др.]. Томск : Изд-во ТПУ, 2005.
3. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: метод. пособие. М. : Нар. образование, 1996.
4. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. Каунас : Швиеса, 1989.
Independent work of technical higher school students in the conditions of modular English language learning
There are shown the peculiarities of independent work of technical higher school students in the conditions of modular English language learning. There is given the theoretical analysis of type classifications of independent work. There is suggested the conception of independent work in the process of English language learning on the modular basis.
Key words: independent work, modular learning, foreign language communicative and cultural competence, types of independent work.
ю.с. репринцева
(Благовещенск)
педагогическая модель процесса формирования ценностных ориентаций старших подростков при изучении содержания регионального компонента географического образования
Формирование ценностных ориентаций -длительный и сложный процесс. Среди факторов, влияющих на него, важная роль принадлежит образованию, в содержании которого заключена система ценностей, передаваемая подрастающему поколению. Представлена модель процесса формирования ценностных ориентаций старших подростков при изучении содержания регионального компонента географического образования, эффективность которой подтверждена экспериментом.
Ключевые слова: ценностные ориентации, педагогическая модель, целевой, мотивационный, содержательный, деятельностный, оценочнорезультативный компоненты.
Формирование ценностных ориентаций -длительный и сложный процесс, на который оказывают влияние многие факторы. Среди них важную роль играет образование, в содер-
жание которого включена система ценностей, передаваемая подрастающему поколению.
Под ценностными ориентациями мы понимаем сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, являющийся составной частью системы отношений личности, определяющий общий подход человека к миру, себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Ценностные ориентации проявляются в целях, идеалах, убеждениях, интересах, установках, окрашены эмоциями. Только признаваемые личностью ценности переходят в ценностные ориентации. Формирование последних происходит в течение всей жизни человека, однако наиболее благоприятным периодом, по мнению многих психологов (И.В. Дубровина, И.С. Кон, Б.С. Круглова, В.А. Кру-тецкого, В.А. Петровского, П.И. Якобсона и др.), является старший подростковый возраст (13-15 лет). Именно в этом возрасте школьник достигает того уровня когнитивного развития, который позволяет ему сформировать собственные ценностные представления о действительности. Подросток стремится расширить свои социальные горизонты, получить представления о системах ценностей, на которые ориентируются его ровесники, и обрести собственное видение мира. Именно в этот период ценности, привитые ребенку в детстве, проверяются на прочность.
Учитывая, что «личность человека создают ценностные ориентации» [1], а сама «личность порождается в деятельности» [5, с. 177], мы приходим к выводу о возможности формирования у старших подростков ценностных ориентаций в процессе учебной деятельности. В педагогической литературе накоплен положительный опыт по выявлению механизмов формирования ценностных ориентаций школьников. Среди них называют поиск (Г.И. Щукина), оценку (М.Г. Казакина), выбор (Л.А. йовайша), проекцию (Е.И. Голова-ха), а также обобщенный ценностный механизм «поиск - оценка - выбор - проекция» (А.В. Кирьякова).
Как показали результата исследования, для формирования ценностных ориентаций старших подростков необходимо создать соответствующие педагогические условия. В этом отношении большое значение, на наш взгляд, имеют разработка и реализация педагогической модели процесса формирования ценност-
© Репринцева Ю.С., 2011