Научная статья на тему 'Инновационный подход к управлению процессами интеграции системы образования, вузовской науки и бизнеса для развития предпринимательской среды'

Инновационный подход к управлению процессами интеграции системы образования, вузовской науки и бизнеса для развития предпринимательской среды Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СРЕДА / BUSINESS ENVIRONMENT / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / EDUCATIONAL INSTITUTIONS / БИЗНЕС СФЕРА / BUSINESS SECTOR / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / МЕСТНОЕ СООБЩЕСТВО / LOCAL COMMUNITY / SOCIAL ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сурова Надежда Юрьевна, Косов Михаил Евгеньевич

В статье предлагается авторская модель интегрированной системы (органы государственного и муниципального управления образовательные учреждения бизнес сфера общественные организации местное сообщество) для развития конкурентоспособной предпринимательской среды региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An innovative approach to process management integration system of education, university of science and business for the development of business environment postgraduate

The article offers the author's model of the integrated system (the organs of state and municipal management educational institutions business sector NGOs local community) for the development of a competitive business environment of the region.

Текст научной работы на тему «Инновационный подход к управлению процессами интеграции системы образования, вузовской науки и бизнеса для развития предпринимательской среды»

УДК 37, 33 ББК 74, 65

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ПРОЦЕССАМИ ИНТЕГРАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ, ВУЗОВСКОЙ НАУКИ И БИЗНЕСА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ

НАДЕЖДА ЮРЬЕВНА СУРОВА,

кандидат экономических наук, профессор кафедры налогов и налогообложения ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет

им. Г.В. Плеханова» E-mail: [email protected]; МИХАИЛ ЕВГЕНЬЕВИЧ КОСОВ, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и цены» ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет

им. Г.В. Плеханова» E-mail: [email protected]

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. В статье предлагается авторская модель интегрированной системы (органы государственного и муниципального управления - образовательные учреждения - бизнес сфера - общественные организации - местное сообщество) для развития конкурентоспособной предпринимательской среды региона.

Ключевые слова: интеграция, предпринимательская среда, образовательные учреждения, бизнес сфера, общественные организации, местное сообщество.

Annotation. The article offers the author's model of the integrated system (the organs of state and municipal management - educational institutions - business sector - NGOs - local community) for the development of a competitive business environment of the region.

Keywords: integration, business environment, educational institutions, the business sector, social organizations, local community.

В современных условиях модернизации российской экономической системы важнейшим фактором создания в России конкурентоспособной предпринимательской среды и инновационной экономики на принципиально новой технологической основе ключевым средством является использование потенциала системы высшего образования в совокупности с наукой и общественно-политическими институтами.

В Основах государственной инновационной политики Российской Федерации подчеркивается, что важнейшими целями являются перевод научно-промышленного потенциала России на инновационный путь развития и построение экономики, основанной на знаниях, которая освободит экономическое развитие страны от экспортно-сырьевой зависимости и обеспечит высокую динамику экономического роста1. В настоя-

щее время обществу и системе образования отводится важнейшая роль в реализации политической программы инновационного типа развития, базирующегося на принципах инновационной государства, основанного на знаниях, экономики интеллектуальных услуг.

Сегодняшние мировые рынки и новые технологии выдвигают перед обществом и высшим образованием новые требования. Наукоемкость и технологичность инновационного процесса предполагает потребность в квалифицированном труде в предпринимательской среде. Меняющиеся потребности в образовании и профессиональной подготовке обусловили ряд широких направлений деятельности высшей школы, в том числе - поддержку инноваций за счет создания новых знаний, обеспечения доступа к глобальным источникам знаний и адаптации знаний для национальных

условий. Отсюда актуальна и закономерна проблематика развития научно-образовательного потенциала российских вузов в условиях формирования в России предпринимательской среды инновационного качества.

Состояние и развитие системы образования - одно из основополагающих условий формирования предпринимательской среды инновационного качества. Успех в деле перехода России на инновационный путь развития в значительной мере зависит от степени восприимчивости высшего образования к технологическому прогрессу. Если взаимосвязь слабая и не институционализированная, то существенно снижаются возможности предпринимательства в целом для разработки новых технических идей и их освоения. Именно поэтому основной задачей, которую ставит перед собой Россия при переходе на инновационный путь развития, является модернизация образования как важнейшая составляющая стратегии формирования экономики, основанной на знаниях.

Происходящая в России реформа образования должна соответствовать потребностям и приоритетам инновационного развития общества, при этом роль высшего профессионального образования в этом процессе должна быть существенно трансформирована и усилена. Модернизация высшего образования должна основываться на следующих инновационных принципах: фокусирование на реальных потребностях отечественного предпринимательства, тесная связь с бизнес - практикой; построение обучающих программ по проблемному, а не предметно-ориентированному принципу; переориентация на проектные принципы деятельностного обучения, позволяющие формировать компетенции будущего специалиста в соответствии с нормами и требованиями Болонского соглашения; усиление исследовательской компоненты в подготовке специалистов в области инновационных процессов.

Так, современная национальная политика в области реформирования системы российского профессионального образования отражает необходимость формирования, разработки, внедрения инновационных методов и форм обучения, разработки инновационных стратегии управления высшей школой, а также значительных изменений в структуре высшей школы, общества.

Президентом Российской Федерации 3 ноября 2006 г. был подписан Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. № 175-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об автономных учреждениях», а также в целях уточнения правоспособности государственных и муниципальных учреждений, который соответствующим образом скорректировал положения Закона Российской Федерации «Об образовании», Гражданского, Налогового и Бюджетного кодексов Российской Федерации и иных законодательных актов.

Помимо упомянутого ранее, был принят Федеральный закон № 174-ФЗ «Об автономных учрежде-

ниях», который предусматривает возможность создания инновационного типа предприятий - автономных образовательных учреждений (далее АОУ), которые имеют ряд существенных отличий от классического университета, предусмотренных законодательством2.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта.

Под автономией образовательного учреждения высшего профессионального образования (далее -высшее учебное заведение) понимается его самостоятельность в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, финансово-хозяйственной и иной деятельности в соответствии с законодательством и уставом высшего учебного заведения, утвержденным в установленном законодательством порядке.3

Исходя из истории развития российских университетов, советская высшая школа внедряла стратегию «Подготовки квалифицированных специалистов», что включало в себя комплексную теоретическую подготовку, стимулирование студентов к повышению качества образования за счет поощрении в виде стипендии, обязательная практическая подготовка и гарантированное трудоустройство на ведущих предприятиях. Данная стратегия являлась низкоэффективной, поскольку отмечалась неравновесность в подготовке специалистов гуманитарных специальностей по отношению к ниженерно - техническим, также отмечался низкий интерес к научно - практическим разработкам и их внедрению.

По мнению профессора А.М. Новикова4, с изменением национальной экономики разрушились существующие связи между представителями высшей школы и ведущими отраслевыми предприятиями. Ликвидированные инструменты регулирования рынка труда не были замещены на новые, которые могли бы соответствовать требованиям инновационной экономической системы, в основе которого лежат знания. Исходя из этого, реформирование экономической системы привело к существенным изменениям в обществе и высшей школы.

Очевидно, что инновационный потенциал российских вузов в настоящее время существенно уступает уровню передовых стран. Недопустимое отставание инновационного потенциала высшей школы должно предопределить усиленное внимание государства к приоритетному системному решению этой проблемы. Развитие вузовской науки как источника инноваций

для предпринимательского сектора экономики должно стать частью всего комплекса воздействий государства на процесс их воспроизводства.

Прежде всего, это стимулирование вузовских исследований и проектов, предпринимательской деятельности вузов в сфере воспроизводства и внедрения инновационных продуктов, на фоне вовлечения в научно-практическую деятельность студентов и аспирантов, развития новых и гибких форм образования, в том числе и непрерывного, а также увеличение расходов на финансирование образования и науки.

Во-вторых, стимулирование интеграции вузовской науки и производственно-предпринимательской деятельности. Одной из наиболее развитых форм организации взаимодействия «наука-практика» являются технопарки, формируемые вокруг университетов, одной из основных целей создания которых является возможность для вузов коммерциализации изобретений, а бизнес выступает как инвестор и потребитель инноваций.

В-третьих, стимулирование развития непрерывного образования и развития корпоративных университетов.

В рамках государственной политики в отношении поддержки инновационного развития высшей школы, в настоящее время вузам на конкурсной основе предусмотрено предоставление субсидии в размере от 400 до 1000 млн. на развитие инновационных программ. Эти средства целевым образом направляются на реализацию инновационных образовательных программ: переподготовку преподавателей, приобретение лабораторного оборудования, программного обеспечения и модернизацию учебных классов, а не на текущее фи-нансирование5.

В соответствии с федеральной целевой программой «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. необходимо создание условий для эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров и закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий, сохранения преемственности поколений в науке и образовании. Целью программы является создание условий для эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров и закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий, сохранения преемственности поколений в науке и образовании.

В Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 гг.), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. № 38-р, отмечается, что для обеспечения инновационной направленности экономического роста требуется повышение роли научных исследований и разработок, превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста путем кадрового обеспечения инновационной экономики6.

Таким образом, необходимо привлекать молодых ученых к осуществлению научной деятельности, обра-

зования, а также устранить препятствия для эффективного закрепления и воспроизводства научных кадров, что позволит повысить эффективность социально -экономической системы не только на федеральном, но и на региональном уровнях.

По мнению Президента Российской Федерации Д.А. Медведева7, также необходимо образовать прочные социально - экономические связи между элементами: государственная власть - наука - высшая школа

- общество - предпринимательская среда, что может быть достигнуто, в том числе, и посредством создание общественно - активных университетов.

Общественно - активный университет - это образовательное учреждение, основной задачей которого является создание и поддержание инновационной среды на территории своего присутствия, за счет широкого использования в своей деятельности инновационных образовательных программ непрерывного цикла и результатов прикладных исследований.

В этом случае, университет должен во - первых базироваться на двух конституирующих его функциях

- образовании и коммерциализация научных исследованиях.

Во-вторых, вуз должен быть открытым сообществу. Открытость здесь предполагает как привлечение представителей неакадемической среды в образовательный процесс, так и выделение и вовлечение стейк-холдеров вуза в его законодательные или управленческие органы.

В-третьих, вуз должен развивать как внутри себя, так и в своем окружении предпринимательское и проектное мышление. Это позволяет вузу постоянно находить новые формы взаимодействия с бизнесом, властью и некоммерческими организациями, реализо-вывать социальные и предпринимательские проекты, нацеленные на развитие территории присутствия вуза.

В-четвертых, управление вузом должно строиться как программно-проектное управление с организационной структурой вуза в виде матричной модели.

В-пятых в вузе должен быть предпринимательский инкубатор или малые инновационные предприятия, продуктом работы которых являются социальные и коммерческие проекты.

Примером модернизации системы высшего образования как императива развития инновационной экономики может служить программа развития Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина, подразумевающая трансформацию в общественно - активный университет.

Главная цель программы - устойчивое развитие академии и подготовка высококвалифицированных специалистов в соответствии с существующими и перспективными требованиями личности, общества, государства.

Видение: Академия намерена стать инновационным образовательным учреждением, одним из ведущих вузов Поволжского региона, - аккумулирующим передовой опыт российской и зарубежной высшей школы.

Стратегия развития ориентирует Академию на закрепление статуса престижного, конкурентоспособного высшего профессионального образовательного учреждения, являющегося надёжным поставщиком высококвалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда.

В сфере образовательной деятельности Академия, руководствуясь государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования, учитывает требования потребителей и других заинтересованных сторон при разработке содержания образовательных программ. На рынке дополнительного профессионального образования Академия стремится занять лидирующую роль в Саратовской области.

В сфере научной деятельности основное внимание Академия направляет на развитие фундаментальных и прикладных исследований, повышение их эффективности и внедрение результатов в практику.

Очевидно, что для достижения заявленного статуса и развития основных направлений деятельности Академии (образовательное, научно-исследовательское и учебно-воспитательное), необходимо расширять и закреплять социальную активность вуза.

Иными словами, мы приходим к необходимости осознания и становления модели «общественно-активного университета». Реализация данной модели позволит существенно повысить показатели учебной, научной и финансовой деятельности университетов, вменить систему непрерывного образования и повышения квалификации для населения, увеличить показатели интеллектуальной составляющей общества, создать конкурентоспособную предпринимательскую среду в ареале университета, что неизменно скажется на показателях экономического роста региона и благосостоянии его граждан.

Приоритетное направление в современных условиях реформирования системы высшей школы должно быть направлено на необходимость опережающего формирования инфраструктуры инновационного образования. Существенно поднять уровень вузовской науки, обеспечив ее связь с экономикой, стратегически возможно за счет развития такой инновационной инфраструктуры, как общественно - активные формы ВУЗов, которые предусматривают разработку порядка получения вузами средств, аккумулированных в результате интегрированного участия государства, бизнеса, некоммерческих организаций, гражданского общества в программах ВУЗа; развитие центров трансфера технологий, создаваемых на базе научных центров, высших учебных заведений и отраслевых институтов; реализацию многоуровневой системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации и консультирования специалистов для инновационной деятельности в сфере образования, науки и бизнеса.

Литература

1. Российская Федерация. Законы. [Текст] Федеральный закон Российской Федерации от 3 ноября

2006 г. № 174-ФЗ. Об автономных учреждениях [Принят Государственной Думой 11 октября 2006 года, одобрен Советом Федерации 27 октября 2006 года] опубликован // Российская Газета. Федеральный выпуск. № 4216, 2006. 8 ноября.

2. Методическое пособие по переходу Федерального Государственного образовательного учреждения в автономное учреждение [Текст] Ростов н/Д., 2009.

3. НовиковаА.М. Проблемы подготовки кадров для постиндустриальной экономики [Текст] Журнал «Высшее образование в России» № 5, 2010, Учредитель: Министерство образования Российской Федерации, Издатель: Московский государственный университет печати, Журнал зарегистрирован в Министерстве печати РФ Рег. св. № 735 от 14 марта 1991 г.

4. Паспорт Федеральной Целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. [Текст] Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. № 568.

5. Российская Федерация. Законы. [Текст] Проект Концепции развития исследовательской и инновационной деятельности в российских ВУЗах Департамента стратегического развития Министерства образования и науки Российской Федерации [Принято в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2010 г. № 1660-р г. Москва] // Российская Газета: Бизнес. № 772, 2010. 19 октября.

6. Косое М.Е. Формирование инфраструктуры малого предпринимательства как необходимое условие его развития // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. №4 (37), 2009.

7. Косое М.Е. Малый бизнес в системе приоритетных задач социально-экономического развития московского мегаполиса // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ). 2009. № 5, С. 76-82

8. Косое М.Е., Зеленска Е.А. Бюджетные и налоговые отношения в городе Москва: Монография. Изд-во: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

9. Косое М.Е. Проблемы развития системы налогового контроля и пути их решения/Авторское исследование // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ). 2010. № 11. С. 47-53.

10. Косое М.Е. Налоговый контроль в системе государственного финансового контроля, его особенности // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ). 2010. № 1. С. 64-69.

11. Косое М.Е., Киреееа А.В. Ресурсная концепция налогообложения и налогового контроля//Вестник Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ). 2011. № 1. С. 59-68.

12. Косое М.Е., Киреееа А.В. Ресурсная концепция налогообложения и налогового контроля//Вестник Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ). 2011. № 1. С. 59-68.

13. Косов М.Е., Киреева А.В. Ресурсная концепция налогообложения и налогового контроля//Вестник Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ). 2011. № 1. С. 59-68.

14. Косов М.Е., Киреева А.В. Современные тенденции развития законодательства, направленного на защиту прав инвесторов в процессе мероприятий государственного контроля // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ). 2011. № 12. С. 148.

15. Косов М.Е., Киреева А.В. Анализ формирования системы налогового контроля как искусственной организационно-управленческой системы // Вестник Российского государственного торгово-экономического Университета (РГТЭУ). 2011. № 3. С. 56-66.

References

1. Russian Federation. The Laws. [Text] The Federal law of the Russian Federation dated November 3, 2006, No. 174-FZ. On Autonomous institutions [Adopted by the State Duma on 11 October 2006, approved by the Council of the Federation of 27 October 2006] published by // Russian Newspaper. Federal issue. No. 4216, 2006. On 8 November.

2. Toolkit for transition of the Federal State educational institution into an Autonomous institution [Text] Rostov n/D., 2009.

3. Novikov A.M. Problems of personnel training for the post-industrial economy [Text] the Journal «Higher education in Russia, No. 5, 2010, Founder tel: Ministry of education of the Russian Federation, Publisher: Moscow state University press, the Journal is registered in the Ministry of press of the Russian Federation Reg. St. No. 735, dated 14 March 1991.

4. Passport of the Federal Target program «scientific and Scientific-pedagogical personnel of innovative Russia» for 2009-2013 [Text] Approved awarded by decree of the Government of the Russian Federation of 28 July

2008, No. 568.

5. Of The Russian Federation. Laws. [Text] Draft Concept of development of research and innovative activity in Russian Universities of the U.S. Department of strategic development of the Ministry of education and science of the Russian Federation [Made in accordance with the Decree of the Government of the Russian Federation dated 1 October 2010 No. 1660-R Moscow] // Rossiyskaya Gazeta: Business. No. 772, 2010. October 19.

6. Kosov M.E. Formation of the small business infrastructure as a necessary condition of its development // National interests: priorities and safety. No. 4 (37),

2009.

7. Kosov M.E. Small business in the system of priorities of socio-economic development of Moscow city // Bulletin of the Russian state University of trade and Economics (rsute). 2009. No. 5, P. 76-82

8. Kosov M.E., Zielenska E.A. Budgetary and tax relations in Moscow, Russia: Monograph. Publishing house: UNITI-DANA, 2010.

9. Kosov M.E. Problems of development of the system of tax control and their solutions/Author study // journal of Russian state tor-said University of Economics (rsute). 2010. No. 11. P. 47-53.

10. Kosov M.E. Tax control in the system of state financial control, its features // Bulletin of Russian state University of trade and Economics (rsute). 2010. No. 1. P. 64-69.

11. Kosov M.E., Kireev V.A. Resource the concept of taxation and tax of the new control//Bulletin of Russian state University of trade and Economics (rsute). 2011. No. 1. P. 59-68.

12. Kosov M.E., Kireev VA. Resource the concept of taxation and tax of the new control//Bulletin of Russian state University of trade and Economics (rsute). 2011. No. 1. P. 59-68.

13. KosovM.E., Kireev VA. Resource the concept of taxation and tax of the new control//Bulletin of Russian state University of trade and Economics (rsute). 2011. No. 1. P. 59-68.

14. Kosov M.E., Kireev V.A. Modern trends in the development of legislation aimed at protecting the rights of investors in the process of activities of the state control // Bulletin of Russian state University of trade and Economics (rsute). 2011. No. 12. P. 148.

15. Kosov M.E., Kireev VA. analysis of the formation system of tax control as artificial organizational and management system // Bulletin of Russian state University of trade and Economics (rsute). 2011. No. 3. P. 56-66.

1 Развитие теории и методологии сбалансированного управления инновационной и инвестиционной деятельностью промышленной системы // Ж. Поволжский торгово-экономический журнал, № 2 Саратов: Изд-во: РИО РГТЭУ (Саратовский филиал), 2010. С. 44-46.

2 Российская Федерация. Законы. [Текст] Федеральный закон Российской Федерации от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ. Об автономных учреждениях [Принят Государственной Думой 11 октября 2006 г., одобрен Советом Федерации 27 октября 2006 г.] опубликован // Российская Газета. Федеральный выпуск №4216, 2006. 8 ноября.

3 Методическое пособие по переходу Федерального Государственного образовательного учреждения в автономное учреждение [Текст] Ростов н/Д., 2009.

4 Новикова А.М. Проблемы подготовки кадров для постиндустриальной экономики [Текст] Журнал «Высшее образование в России» № 5, 2010, Учредитель: Министерство образования Российской Федерации, Издатель: Московский государственный университет печати, Журнал зарегистрирован в Министерстве печати РФ Рег. св. № 735 от 14 марта 1991 г.

5 Потенциал Торгово - промышленной палаты: создание интегрированной системы социально - ориентируемых коммерческих и некоммерческих организаций // Ж. Поволжский торгово-экономический журнал, № 6 (22) Саратов: Из-во РИО РГТЭУ (Саратовский филиал), 2011. С. 34-35.

6 Паспорт Федеральной Целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 20092013 гг. [Текст] Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. № 568.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.