УДК: 339(075.8) ББК: 65.5
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АНДРЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ЯКОВЛЕВ,
кандидат экономических наук, доцент Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Научная специальность: 08.00.05 — экономика и управление
народным хозяйством E-mail: [email protected] Рецензент: доктор экономических наук, профессор Н.Д. Эриашвили
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматриваются основные элементы механизма экономико-правового регулирования отношений в области иностранных инвестиций, складывающихся в Российской Федерации. При этом дается общая оценка инвестиционного климата государства. Приводится характеристика основных нормативных правовых актов, регламентирующих систему иностранного инвестирования, включая отношения в рамках соглашений о разделе продукции, а также в аспекте функционирования особых экономических зон, которые способствуют привлечению государством зарубежного капитала.
Ключевые слова: предпринимательский капитал; иностранное инвестирование; инвестиционный климат; внешнеэкономическая политика; соглашение о разделе продукции; особая экономическая зона; свободная таможенная зона.
Annotation: in this article principal elements of mechanism of economic and juridical regulation of relations in sphere of foreign investment in the Russian Federation are examined. Also a general evaluation of investment climate of the state is taken. A characteristic of principal normative and legal acts, which regulate a system of foreign investment, including relations in frames of agreements about division of production and in aspect of functioning of special economic zones, which promote an attraction of foreign capital by the state, is brought.
Keywords: owner's capital, foreign investment, investment climate, foreign economic policy, agreement about division of production, special economic zone, free customs zone.
Сущность основных элементов современной внешнеэкономической политики (и деятельности в целом) обусловлена, во-первых, определенными социальными и экономическими приоритетами государства, а во-вторых, конкретными задачами расширенного воспроизводства, которые оно пытается решать в условиях построения своего национального хозяйства. В предельно общих чертах можно утверждать, что ключевой задачей внешнеэкономической политики абсолютно любого государства считается создание максимально благоприятных внешних экономических условий для указанного выше воспроизводства внутри него. Однако наряду с отмеченным на формировании внешнеэкономической политики Российской Федерации не могли не отразиться имеющие место в современной мировой экономике и международных экономических отношениях процессы, включая такие, как довольно резкое обострение конкурентной борьбы на рынках товаров, капиталов, услуг и рабочей силы, нестабильность валютных курсов, увеличившееся неравновесие платежных балансов, существенная внешнеэкономическая задолженность, которые допол-
няются рядом внутригосударственных проблем, обусловленных объективными изменениями в конкретных национальных экономиках. Развитие механизма регулирования внешнеэкономической деятельности в нашей стране в течение последних десятилетий осуществлялось под ощутимым влиянием либерализации как внешнеторгового, так и инвестиционного (а отчасти и валютного) законодательства, создающей более оптимальные и прогнозируемые условия для реализации внешнеэкономической деятельности в целом, а также необходимости погашения и обслуживания имевшегося внешнего долга. В этом отчасти заключается некое противоречие, поскольку конкретные фискальные цели требуют необходимости сохранения предельно высокого уровня таможенно-тарифной защиты, в то время как для реального привлечения инвестиций правильным следует считать более либеральный режим. Значительное усиление контроля в сфере внешней экономики (включая борьбу на системной основе с таможенными и валютными правонарушениями и преступлениями) должно коррелировать с упрощением формальностей и соответствующим снижением
трансакционных издержек как для национальных, так и иностранных участников внешнеэкономических сделок, делая рынок Российской Федерации относительно привлекательным для инвестиционной деятельности.
Необходимо отметить, что постоянный приток капитала, который обеспечивается за счет внутренних (и, без сомнения, внешних) источников, рассматривается как ключевой фактор стимулирования экономического роста на современном этапе развития нашего государства. Согласно устоявшемуся мнению экономистов, реальное привлечение инвестиционных ресурсов возможно из таких источников, как: собственные (и заемные) средства производителей; средства населения государства; средства (федерального) бюджета; региональные источники инвестирования; система иностранных инвестиций.
Сравнительно быстрые процессы глобализации мировых валютных и финансовых рынков, а также либерализация движения капитала как с точки зрения международно-правовых норм, так и в масштабе государства, существенным образом стимулировали рост наднационального движения капитала, а также сделали более свободным доступ к мировым источникам финансирования. Спецификой сегодняшних международных экономических отношений является в значительной степени ускорение темпов увеличения международного движения капитала по сравнению со скоростью развития международной торговли.
С точки зрения системы мер внешнеэкономической политики весь иностранный капитал условно можно классифицировать следующим образом: по срокам привлечения — как долгосрочный и краткосрочный; по субъектам привлечения — как государственный и частный; по форме привлечения — как ссудный и предпринимательский. При этом предпринимательский капитал можно подразделить на прямое (иными словами — стратегическое) и портфельное (иначе — спекулятивное) инвестирование. Следуя современной методологии Международного валютного фонда, наднациональные потоки капитала необходимо разделить на: прямые зарубежные инвестиции; портфельные зарубежные инвестиции; прочие зарубежные инвестиции. Каждая из данных категорий имеет свои яркие преимущества как с точки зрения инвестора, так и с точки зрения получателя капитала. Целесообразно выделить, что прямые зарубежные инвестиции отражают долгосрочную заинтересованность инвестора в развитии предпринимательской деятельности и возможность влияния на функционирование предприятия (организации). Портфельные инвестиции подразумевают приобретение ценных бумаг на рынке с целью их дальнейшей продажи и получения соответствующей прибыли. Данные инвестиции, являясь более ликвидными, менее рискованны для инвестора, а для акционерной компании они сохраняют определенную возможность по привлечению дополнительных источников финансирования, не теряя при этом контроля над своей деятельностью и оптимизируя (сводя к
минимуму) влияние иностранного инвестора. Прочие инвестиции, каковыми, как правило, являются потоки ссудного заемного капитала, характеризуются тем, что позволяют получать средства довольно быстро, а в случае привлечения капиталов государства или какой-либо международной финансовой организации — под государственные гарантии. Наиболее значимым источником инвестирования (из указанных) рассматривают прямые вложения в основной капитал, что считается общим критерием интенсивности инвестиционных процессов в целом. При этом для оценки инвестиционного климата государства применяется механизм, схожий со SWOT-анализом.
В научной литературе и периодической печати очень часто упоминаются такие сильные стороны России, как богатая сырьевая база, квалифицированная рабочая сила, выгодное географическое положение и обширный внутренний рынок. Список слабых сторон, влияющих на общую низкую оценку инвестиционного климата, значительно длиннее первого. К наиболее важным из них в рамках SWOT-анализа относятся: деформация отраслевой структуры и неравномерность развития регионов; незрелая конкурентная среда; нестабильное и несогласованное законодательство и несогласованность действий федеральных и региональных органов власти; чрезмерно высокий уровень налогообложения; внешняя конкуренция со стороны более динамично развивающихся рынков... Важным сдерживающим фактором по-прежнему остается отсутствие стабильной, учитывающей международную практику правовой базы, регулирующей деятельность отечественного и иностранного капитала. Постоянные изменения в законодательстве, регулирующем внешнеэкономическую деятельность, и многочисленные подзаконные акты в значительной степени затрудняют деятельность иностранных предпринимателей на территории России.1
Далее следует рассмотреть нормативную правовую базу инвестиционной деятельности (как весьма важную составляющую внешнеэкономической политики государства в целом). Существенную роль на современном этапе развития Российской Федерации играют Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».
Необходимо указать, что Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» формулирует ключевые гарантии прав категории иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, а также основные условия реализации предпринимательской деятельности иностранными инвесторами на территории нашего государства. При этом данный акт регулирует отношения, связанные с механизмом государственных гарантий прав иностранных инвесторов при осуществлении
имени инвестиционной деятельности на территории Российской Федерации. В качестве базового при правовом регулировании иностранных инвестиций рассматривается национальный режим, закрепленный в ст. 4 данного документа, предполагающий, что правовой режим деятельности иностранных инвесторов и коммерческих организаций с использованием иностранных инвестиций не должен быть менее благоприятным, чем режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам, за эксцепциями, установленными федеральным законодательством. При этом следует обратить внимание на то, что какой бы характер (ограничительный или стимулирующий) не имели эти эксцепции, в любом случае они значат, что по решению федеральных органов инвестиционный климат может быть изменен (скорректирован). Указанное делает применение (и соблюдение) национального режима довольно сложным, все чаще требуя введения ряда протекционистских мер.
Скорее всего, в качестве недостатка действующего закона, регулирующего иностранное инвестирование в Российской Федерации, можно считать отсутствие норм, закрепляющих режим наибольшего благоприятствования, гарантирующих предоставление не менее благоприятного режима, чем инвестору из любого третьего государства. В то же время сочетание национального режима и режима наибольшего благоприятствования имеет место в подписанном Российской Федерацией ряде двусторонних соглашений о взаимной защите и поощрении инвестиций, хотя было бы более справедливым закрепление сочетания данных норм в ключевом нормативном правовом акте данной сферы отношений. Можно выделить, что неким достижением действующего законодательства является ст. 9 закона об иностранных инвестициях, предоставляющая гарантию от неблагоприятного для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями изменения законодательства Российской Федерации. Указанная оговорка позволяет добиваться стабильности действия факторов, влияющих на ожидаемую норму прибыли или рентабельность предполагаемых капиталовложений. Однако она не распространяется на те виды платежей, которые вводятся в случае необходимости принятия мер по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами (в соответствии с законодательством Российской Федерации), а также на отдельные федеральные налоги.
Следует отметить, что важное значение (с точки зрения оптимизации инвестиционного климата нашего государства) имеет участие Российской Федерации в системе двусторонних и многосторонних соглашений по регулированию поступления иностранного капитала в страну. Особо выделяют двусторонние соглашения о взаимном поощрении и защите инвестиций, включающие два типа основных обязательств — это предоставление режима наибольшего благоприят-
ствования, а также защиты капиталовложений. Также вопросы доступа на рынок и обращения на нем капиталовложений регулируются целым рядом иных международных договоров, стороной которых является Российская Федерация. Однако наличие разноплановых соглашений по одному и тому же вопросу в отдельных случаях приводит к существенным правовым коллизиям, далеко не транспарентному и довольно неоднозначному режиму для инвесторов. При этом многие из действующих документов не выполняются, т.к. в случае реализации своих обязательств по ним Российская Федерация была бы вынуждена открыть в полном объеме для иностранных инвесторов свой рынок (без ограничений).
Отдельно необходимо сказать, что особой формой привлечения иностранных инвестиций считаются соглашения о разделе продукции (СРП), на основе которых государство привлекает иностранный капитал в разработку (и добычу) каких-либо конкретных видов сырья (и полезных ископаемых). Зарубежный инвестор при этом проводит работы в оговоренные сроки, определяемые правительством, за свой счет, а произведенная продукция разделяется соответственно между инвестором и принимающим государством. Цель таких соглашений (о разделе продукции) — это минимизация издержек и рисков договаривающихся сторон, при этом для нашей страны очень серьезной является задача по привлечению инновационных технологий инвесторов в разработку тех видов сырьевых месторождений, продукция которых пользуется наибольшим спросом и является конкурентоспособной на международном рынке. Для принимающей стороны соглашение о разделе продукции положительно тем, что в отличие от иных форм заимствований или лицензионных режимов (концессионных договоров) раздел продукции не приведет государство к усилению долгового бремени или к потере контроля над недрами (и сырьевыми ресурсами). Суверенные права государства на владение недрами и их ресурсами сохраняются, ведь в данном случае речь идет не о приватизации недр, а фактически об их аренде. Инвесторы рассматривают соглашения о разделе продукции как довольно привлекательные, т.к. они обеспечивают стабильность и прогнозируемость объемов получения продукции, что существенно при реализации любых крупных капиталовложений. Деятельность иностранных инвесторов в рамках соглашений о разделе продукции регулируется Федеральным законом от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (с последующими изменениями и дополнениями). Следует особо отметить, что данный документ предусматривает, прежде всего, что под подобные соглашения могут подпадать не все месторождения, а только ограниченные по объемам добычи — не более 30% разведанных и учтенных запасов полезных ископаемых. Более того, для иностранных инвестиций в форме соглашений о разделе продукции закрыты месторождения тех полезных ископаемых, которые относятся к категории стратегических.
Принятие Закона о СРП явилось крайне важной законодательной мерой, стимулирующей инвестиции в реальный сектор экономики. В то же время в Законе содержатся некоторые ограничения, противоречащие нормам национального режима. Так, например, в гл. 2 ст. 7 п. 3 данного Закона установлено, что количество работников — граждан РФ должно составлять не менее 80% состава всех привлеченных работников. Существуют ограничения и по доле иностранного инвестора в полученной продукции — 68%. Между государством и инвестором делится только прибыльная продукция, под которой понимается произведенная продукция за вычетом той части, которая используется для уплаты платежей за пользование недрами. Инвестор освобождается от взимания налогов и сборов, установленных законодательством РФ, за исключением налога на прибыль, платежей за пользование недрами... При этом минеральное сырье, поступающее в собственность иностранного инвестора, может быть вывезено с таможенной территории РФ без ограничений экспорта, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».2
Однако нельзя не обратить внимание на тот факт, что указанные ограничения вступают в прямое противоречие с нормами Соглашения ТРИМС. Учитывая то, что оно регулирует лишь те инвестиционные вопросы, которые способны повлиять на состояние международной торговли товарами (и услугами), следует помнить, что одним из существенных элементов данного наднационального инструмента регулирования считается запрет на использование мер, способствующих или приводящих к искажению состояния торговых потоков (это непосредственно относится к обязательному приобретению оборудования и рабочей силы на внутреннем рынке или установлению ограничений относительно объемов экспорта).
Хочется также отметить, что привлечение иностранных инвестиций может осуществляться и путем создания т.н. особых экономических зон в соответствии с нормами Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», в котором под особой экономической зоной предлагается понимать определяемую правительством часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим ведения предпринимательской деятельности, а также создается режим свободной таможенной зоны. Подобные мероприятия обусловлены целями развития высокотехнологичных обрабатывающих отраслей промышленности, производства новых видов продукции и дальнейшего развития транспортной инфраструктуры. Основываясь на зарубежном опыте, концепция создания в Российской Федерации особых экономических зон определяет два типа подобных территорий: промышленно-произ-водственные особые экономические зоны и технико-внедренческие особые экономические зоны. В целом
следует подчеркнуть, что имплементация именно этих двух типов особых экономических зон отвечает объективным потребностям модернизации экономики Российской Федерации. С большой долей уверенности можно утверждать, что наиболее распространенные в мире торговые зоны при существующем сегодня уровне конкурентоспособности отечественных товаров не явились бы эффективными. Что касается банковско-финансовых зон, то и в этом случае наша страна столкнулась бы с довольно существенным уровнем конкуренции. С точки зрения ведения предпринимательской деятельности на территории особых экономических зон важное значение имеет вводимый таможенный режим — режим свободной таможенной зоны.
Таким образом, исходя из вышесказанного, можно констатировать, что на современном этапе в Российской Федерации сложилась наиболее полная за весь период после распада СССР нормативная правовая база по привлечению иностранных инвестиций и их регулированию. Конечно же, отдельные положения ряда федеральных законов, Налогового и Таможенного кодексов и иных актов требуют значительного совершенствования и серьезной доработки с учетом постоянно меняющихся внутренних и внешних факторов экономического развития, прежде всего, последствий вступления в ВТО, однако в целом во внешнеэкономической политике государства имеется требуемый комплекс мер по регулированию системы иностранного инвестирования.
1 См.: Внешнеэкономическая политика: Учеб. пособие / Э.П. Бабин, Т.М. Исаченко. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006. с. 424-425.
2 См.: Внешнеэкономическая политика: Учеб. пособие / Э.П. Бабин, Т.М. Исаченко. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006. с. 451.
Литература
1. Бабин Э.П., Исаченко Т.М. Внешнеэкономическая политика: Учеб. пособие — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006.
2. Балихина Н.В., Косов М.Е. Совершенствование управления государственными и муниципальными финансами на основе программного бюджета / Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2014. № 1.
3. Балихина Н.В., Косов М.Е. Развитие инвестиционно-инновационных процессов в российской экономике: финансовый аспект. Монография. -М., ЮНИТИ-ДАНА, 2014.
4. Балихина Н.В., Косов М.Е. Бюджетно-налоговое регулирование инвестиционной активности российской экономики//Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 11.
5. Канашевский В.А. Внешнеэкономические сделки. Правовое регулирование — М.: Междунар. отношения, 2005.
6. Косов М.Е. О критериях равновесия-неравно-
весия экономической системы//Вестник Московского университета МВД России. 2011. № 2.
7. Косов М.Е. Экономическая система с позиции концепции равновесия//Вестник Московского университета МВД России. 2011. № 3.
8. Косов М.Е. Налоговое регулирование инновационной деятельности: монография/М.Е. Косов, Э.В. Ягудина. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. -215 с.
9. Косов М.Е., Равновесие экономической системы. Российский государственный торгово-экономический университет. РГТЭУ Москва 2012 год.
10. Килясханов И.Ш., Багмет А.М., Косов М.Е. Налоговое право: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция» — М.: Юнити-Дана, 2015.
11. Горина Г.А., Ахмадеев Р.Г. Горизонтальный налоговый мониторинг — Международный опыт — М.: Финансы и кредит, 2014, № 38 (614), С. 26-31.
12. Джабиев А.П. Государственное регулирование внешней торговли России. Учебное пособие. — М.: Междунар. отношения, 2006.
13. Елизаветин М.Е. Иностранный капитал в экономике России. — М.: Междунар. отношения, 2004.
14. Канашевский В.А. Международное частное право: Учебник. Изд. 2-е, доп. — М.: Междунар. отношения, 2009.
15. Ковешников М.Е. Правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации. — М.: Издательство НОРМА, 2001.
16. Косов М.Е., Ахмадеев Р.Г. Экономическое неравновесие российского предпринимательства — М.: Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. № 14 (299). С. 33-43.
17. Косов М.Е., Ахмадеев Р.Г. Замедление роста в промышленном секторе экономики России и его последствия — М.: Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2015. № 12 (246). С. 25-37.
18. Сурова Н.Ю., Косов М.Е. Развитие методологии системного подхода к управлению комплексом как сложной экономической системой в условиях неравновесности // Москва: Ж. Вестник Академии экономической безопасности МВД России, № 1, 2013 , с. 72, С. 67 — 72.
Reference
1. Foreign economic policy: Textbook / E.P. Babin, T.M. Isachenko. — M.: Publishing house «Economics», 2006.
2. Balikhin N. In., Kosov M. E. Improved management of public and municipal Finance based on project budget / Bulletin of the Academy of economic security Ministry of internal Affairs of Russia. 2014. No. 1.
3. Balikhin N. In., Kosov M. E. the Development of investment and innovative processes in the Russian economy: the financial aspect. Monograph. Moscow, UNITY-DANA, 2014.
4. Balikhin N. In., Kosov M. E. Fiscal regulation of investment activity in the Russian economy//Vestnik of Moscow University of the MIA of Russia. 2013. No. 11.
5. External economic transactions. Juridical regulation / V.A. Kanashevsky. — M.: International relations, 2005.
6. Kosov M. E. On the criteria of equilibrium-disequilibrium economic system//Bulletin of Moscow University of the MIA of Russia. 2011. No. 2.
7. Kosov M. E. the Economic system in terms of the concept of equilibrium//Bulletin of Moscow University of the MIA of Russia. 2011. No. 3.
8. Kosov M. E. Tax regulation of innovative activity: monograph/Kosov M. E., E. V. Yagudin. -M.: UNITY-DANA, 2013.
9. Kosov M. E., the Equilibrium of the economic system. Russian state University of trade and Economics. The Russian state University of Economics, Moscow 2012.
10. Kalashnov I. S., A. Bagmet M., Kosov M. E. Tax law: textbook for students of higher educational institutions, students majoring in "Jurisprudence" — M.: Unity-Dana, 2015
11. Gorin, G. A., Akhmadeev R. G. Horizontal tax monitoring — international experience — M.: Finance and credit, 2014, no. 38 (614), pp. 26-31.
12. Djabiev A.P. State regulation of foreign trade of Russia. Textbook. — M.: International relations, 2006.
13. Elizavetin M.E. Foreign capital in economy of Russia. — M.: International relations, 2004.
14. Kanashevsky V.A. International private law: Textbook. 2-nd ed., compl. — M.: International relations, 2009.
15. Koveshnikov M.E. Juridical regulation of foreign investment in the Russian Federation. — M.: Publishing house NORMA, 2001.
16. Kosov M. E., R. Akhmadeev G. Economic imbalances of Russian entrepreneurship — M.: National interests: priorities and safety. 2015. no. 14 (299). P. 33-43.
17. Kosov M. E., R. Akhmadeev, Slowdown in the industrial sector of the Russian economy and its implications — M.: Financial Analytics: problems and solutions. 2015. no. 12 (246). P. 25-37.
18. Surova Harsh N. Yu., Kosov M. E. Development of methodology of system approach to the management of the complex as a complex economic system in conditions of disequilibrium // Moscow: J. Bulletin of the Academy of economic security Ministry of internal Affairs of Russia, No. 1, 2013 , p. 72, Pp. 67 — 72.