Научная статья на тему 'Инновационный кластерный подход к развитию региона на основе создания бизнес-инкубатора'

Инновационный кластерный подход к развитию региона на основе создания бизнес-инкубатора Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
108
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / БИЗНЕС-ИНКУБАТОР / КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД / УПРАВЛЕНИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никулина О. В.

Инновационное развитие региона предполагает не только основной процесс освоения инноваций, но и формирование системы факторов и условий, необходимых для его успешного осуществления. Создание бизнес-инкубатора на базе Кубанского государственного университета позволит создать единую цепь связи образования, науки, бизнеса и государства и обеспечит системность в формировании инновационной экономики региона. Реализацию проекта по созданию бизнес-инкубатора на Юге России предложено осуществить на основе применения кластерного подхода, который позволит сформировать новую отраслевую конфигурацию в регионе, создать инновационную экономическую систему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационный кластерный подход к развитию региона на основе создания бизнес-инкубатора»

ИННОВАЦИОННЫЙ КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ РЕГИОНА НА ОСНОВЕ СОЗДАНИЯ

БИЗНЕС-ИНКУБАТОРА

О. В. НИКУЛИНА, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Мировая экономика» E-mail: [email protected] Кубанский государственный университет

Инновационное развитие региона предполагает не только основной процесс освоения инноваций, но и формирование системы факторов и условий, необходимых для его успешного осуществления. Создание бизнес-инкубатора на базе Кубанского государственного университета позволит создать единую цепь связи образования, науки, бизнеса и государства и обеспечит системность в формировании инновационной экономики региона. Реализацию проекта по созданию бизнес-инкубатора на Юге России предложено осуществить на основе применения кластерного подхода, который позволит сформировать новую отраслевую конфигурацию в регионе, создать инновационную экономическую систему.

Ключевые слова: инновационное развитие, бизнес-инкубатор, кластерный подход, управление, инновационная система.

В условиях глобального экономического кризиса все субъекты рыночной экономики оказались «заложниками» сложившейся ситуации. Сложность данной ситуации проявляется в неспособности экономических систем функционировать в прежнем режиме наращивания производственных мощностей и осуществления экономических отношений в финансовой, коммерческой, культурной, политической и других сферах деятельности. Сущность экономического кризиса проявляется в перепроизводстве товаров по отношению к платежеспособному совокупному спросу, нарушении процесса условий воспроизводства общественного капитала, массовых банкротствах фирм, росте безработицы и других социально-экономических потрясениях. Последствия кризиса теснейшим образом связаны с двумя факторами: его причинами и возможностью управления процессами кризисного развития.

В настоящий момент большинство предприятий вынуждено пересмотреть свою стратегию

долгосрочного развития и в условиях неопределенности и нестабильности внешней среды ориентировать свой бизнес, прежде всего, на достижение краткосрочных целей. Однако, как показывает практика, целесообразно наращивать и развивать долгосрочные инновационные направления деятельности. В условиях экономического кризиса развитие инноваций приобретает особое значение. Инновационное развитие предполагает не только основной процесс освоения инноваций, но и формирование системы факторов и условий, необходимых для его успешного осуществления. Условием интенсивного развития инновационного потенциала является социально-экономическая адаптация предприятия и его субъектов к необходимости разработки и использования обоснованных инновационных решений в технологическом процессе.

За последнее десятилетие технологическая база российской промышленности стала более многоукладной, увеличилось отставание от развитых стран в ключевых высокотехнологичных отраслях (машиностроение, приборостроение, информационные технологии) [5]. Опубликованные Рос-статом данные о промышленном производстве по итогам 2008 г. и в январе 2009 г. свидетельствуют о нарастающей рецессии в экономическом развитии. Статистика падения промышленного производства в январе 2009 г. по отношению к декабрю 2008 г. составила более 16 % и к январю 2008 г. — более 19 %, что свидетельствует о превышении темпов снижения промышленного производства по сравнению с запланированными Министерством экономического развития Российской Федерации показателями [7]. Главной проблемой российских предприятий становится падение спроса на

103,9

Центральный

102,1

103,4

СевероЗападный

101,9

Южный

Российская Федерация -102,1

Уральский

Сибирский

Рис. 1. Индекс промышленного производства по федеральным округам Российской Федерации, 2008 г. в процентах к 2007 г. [8]

Дальневосточный

~< Федеральный округ

4965,8

3729,5

1827,0

Рис. 2. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ, услуг собственными силами по видам экономической деятельности по федеральным округам Российской Федерации в 2008 г., млрд руб. [8]

Уральский Сибирский

□ Добыча полезных ископаемых

□ Обрабатывающие производства

В Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

1 Федеральный Дальне- 0|фуг

восточный

их продукцию. Решение этой проблемы должно стать одним из основных пунктов антикризисной программы, в противном случае неизбежен новый виток кризиса с разрушительными последствиями для экономики большинства российских регионов. Обзор статистических данных по итогам 2008 г. и за последние два месяца 2009 г. свидетельствует о существенных диспропорциях в развитии отдельных системообразующих отраслей по регионам страны (рис. 1).

Необходимо отметить неравномерность развития и неравные экономические возможности регионов для преодоления кризисной ситуации и перспектив наращивания инновационного потенциала. По индексу промышленного производства за 2008 г. лидируют Сибирский, Центральный и Южный федеральные округа. При сравнении показателей по объему отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (рис. 2) с показателями индексов промышленного производства за 2008 г. лидирующие позиции сохраняет только Центральный федеральный округ.

На фоне общего падения темпов промышленного производства в тяжелой промышленности ситуация в январе—феврале 2009 г. начала исправ-

ляться, что связано с оживлением спроса со стороны заказчиков, выработавших запасы сырья, и с государственной поддержкой системообразующих предприятий. Наиболее ярко данная тенденция прослеживается на Урале. Однако сокращение ликвидности региональных банков свидетельствует о нестабильной ситуации в регионе. Региональные банки в последнем квартале 2008 г. сократили свои активы на 4 %, тогда как государственные банки, Сбербанк и крупные частные банки увеличили активы на 16—32 % за счет грамотной валютной политики, что было обеспечено поддержкой Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ) [7]. Кризисная ситуация в Уральском федеральном округе усугубляется расторжением крупных контрактов предприятий металлургической промышленности с зарубежными партнерами и остановкой предприятий машиностроительной индустрии и добывающей промышленности.

В Сибири сложилась менее благоприятная ситуация. Сырьевой комплекс Сибирского федерального округа в основном ориентирован на экспорт своей продукции и природных ресурсов. В условиях кризиса падение спроса подорвало финансовую устойчивость предприятий цветной металлургии, особенно тех, которые активно

использовали кредитные ресурсы для своего развития. Восстановление прежних темпов развития промышленности Сибирского федерального округа возможно на основе оживления спроса на мировых рынках сырья.

Приволжский федеральный округ занимает особое место в транспортной инфраструктуре России и является траснспортно-логистической зоной. Развитие Приволжского региона в последнее десятилетие объясняется активизацией торговых потоков внутри европейской части России. Большую долю в промышленности региона занимает машиностроительная отрасль, ориентированная на внутренний спрос, которая оказалась наиболее подверженной кризисным явлениям. По данным Росстата, в январе 2009 г. производство легковых автомобилей снизилось на 79,7 %, грузовиков — на 76,4 %, автобусов — на 83,4 % [8]. Сокращение производства зафиксировано и в других базовых отраслях экономики Приволжского федерального округа: энергетике, строительной индустрии, нефтеперерабатывающей промышленности.

Северо-Западный федеральный округ нельзя однозначно отнести ни к группе промышленных, ни к группе сельскохозяйственных регионов. В последние годы здесь сложилась транзитная экономика, которая предопределила зависимость региона от объемов международных потоков товаров и финансовых ресурсов, что оказывает негативное влияние на экономику региона в условиях кризиса. По данным журнала «Эксперт» [10], за январь—март 2009 г. в Северо-Западном федеральном округе остановили свою работу ряд предприятий Ленинградской и Калининградской областей: градообразующие предприятия «Пикалевский цемент» и Пикалевский глиноземный завод, завод «Балт-микст» по сборке на контрактной основе видео- и телевизионной техники, предприятие «Телебалт» по сборке радиоэлектроники, завод «Техпромин-

вест» по производству холодильников. Остановка этих предприятий негативно сказывается не только на сокращении налоговых поступлений в бюджет, разрыве производственных отношений с поставщиками и покупателями, но и в обострении социальной напряженности в регионе, что связано с ростом числа безработных и падением платежеспособного спроса населения.

Особое положение среди всех федеральных округов занимает Южный регион, который выглядит наименее «пострадавшим» в условиях экономического кризиса. С одной стороны, это объясняется спецификой экономического развития Южного федерального округа: основную долю в экономике региона занимают сельское хозяйство, пищевая промышленность, санаторно-курортная сфера, обрабатывающая промышленность. С другой стороны, крупные и средние предприятия Южного федерального округа вошли в «список 295 системообразующих», которые могут рассчитывать на государственную поддержку. Благодаря грамотной финансовой политике и благоприятным условиям внешнего рынка в выгодном положении оказались следующие предприятия Южного региона: предприятие металлургической промышленности «Тагмет»; Ростовский электрометаллургический завод; холдинг «Еврохим», производящий азотные и минеральные удобрения; компания «Регата», производящая алкогольную продукцию; компания «Арнест», производящая косметику [10]. Однако данные статистики по численности незанятых граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы в государственные учреждения службы занятости населения по состоянию на конец декабря 2008 г., свидетельствуют о неблагоприятной ситуации на рынке труда в Южном федеральном округе, что является индикатором снижения потребительского спроса в экономике региона (рис. 3).

254,5

196,7

151,3

105,3

СевероЗападный

577,8

552,8

Южный

212,2

125,1

108,8

269,8

242,1

Уральский

Сибирский

0 Численность незанятых, состоящих на учете § Из них зарегистрированных безработных

Рис. 3. Численность незанятых граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы в государственные учреждения службы занятости населения по состоянию на конец декабря 2008 г., тыс. чел. [8]

111,8 Ю4,0

ш

Дальне- округ восточный

1 Федеральный

В сложившейся ситуации перспективным направлением, способным решить проблемы занятости населения и в целом способствовать «оживлению» экономики, является развитие малого бизнеса. Опыт развития мировой и отечественной экономики показывает, что в условиях экономического кризиса политика, ориентированная на оказание помощи и содействие развитию малого предпринимательства, способствует достижению сбалансированного экономического роста.

Однако в современных условиях требуется не просто создание малых предприятий, а использование инновационного подхода и экономически обоснованных методов развития малого предпринимательства с учетом антикризисной политики государства и регионов. В решении этого вопроса ведущую роль должны сыграть инновационные формы сотрудничества государства, бизнеса и науки.

В условиях развития инновационных технологий промышленным предприятиям необходимо осуществлять изучение и критическое осмысление европейского опыта, оценивать возможности использования его на российской почве, вырабатывать собственные, оригинальные пути в этой области сотрудничества с научными организациями. Это позволит науке иметь практический выход и бесценный практический материал, а предпринимателям и менеджерам — обеспечить концептуальное обоснование их деятельности, оценить свое предприятие с точки зрения требований мирового рынка, сформулировать не только тактические, но и стратегические задачи, прогнозировать будущее.

Одним из таких направлений является разрабатываемый учеными Кубанского государственного университета инновационный проект «Формирование научно-методического обеспечения университетского бизнес-инкубатора для реализации инновационных проектов Юга России» в рамках аналитической ведомственной инновационной программы «Развитие научного потенциала высшей школы» (регистрационный номер 2.2.2.4/4422).

Суть проекта заключается в создании научно-методического обеспечения университетского бизнес-инкубатора и его тиражирования для реализации инноваций образовательных учреждений, бизнеса и научных организаций.

Основная цель проекта состоит в разработке научно-методического обеспечения коммерциализации научных проектов и идей на базе университетского бизнес-инкубатора и распространение его на все университеты Юга России.

Для достижения цели исследования в рамках проекта необходимо решить следующие задачи:

• создать и апробировать организационно-экономический механизм развития экономики знаний в научно-образовательной деятельности классического университета на базе бизнес-инкубатора;

• внедрить в образовательный процесс практические подходы к коммерциализации научных проектов и организовать практику студентов на базе бизнес-инкубатора;

• создать многоканальную систему финансирования науки на базе университетского бизнес-инкубатора;

• организовать непрерывный процесс подготов -ки бизнес-планов инновационных проектов ученых университета и внедрить эту технологию в учебный процесс на основе реализации новых дисциплин специализации по направлению подготовки «Инноватика»;

• распространить опыт инкубирования инновационных проектов на другие университеты Юга России через создание сетевых реальных и виртуальных структур;

• коммерциализировать не менее 10 инновационных продуктов и проектов;

• реализовать научно-методическое обеспечение процессов управления бизнес-инкубатором. Бизнес-инкубатор — это структура, которая нацелена на создание благоприятных условий для возникновения и работы малых инновационных форм с оригинальными научно-техническими идеями [3]. Инкубаторы, находящиеся в составе технопарков, ориентированы на работу в областях высоких технологий и поддержку малого инновационного предпринимательства, они играют определяющую роль в развитии экономики региона.

По мнению английского экономиста Г. Беннока [12], именно малое предпринимательство создало в XX в. более половины важнейших изобретений: электронные трубки для телевизоров, установки для кондиционирования воздуха, электростатические копировальные машины, транзисторы, миксеры, пылесосы, тостеры, шариковую авторучку и многое другое. Основной акцент при реализации инновационной политики в развитых странах делается на малые и средние инновационные предприятия. Например, в Японии число малых инновационных предприятий составляет 99 % общего числа предприятий, а их доля в ВВП страны достигает 52 %. В США эффективно действует программа «Инновационная деятельность малых предприятий», которая позволила получить ощутимый

результат за последние 20 лет (государством на каждый вложенный доллар было возвращено восемь), причем финансирование по данной программе получают только те малые предприятия, которые воплощают в жизнь научные разработки университетов [4].

Создание бизнес-инкубатора на базе Кубанского государственного университета позволит создать единую цепь связи образования, науки, бизнеса и государства и обеспечит системность в формировании инновационной экономики региона. Используя опыт США, для эффективной

работы инкубатора наукоемкого бизнеса на уровне региона предложено использовать следующие функциональные стратегии [2]:

1) 2)

3)

4)

5)

6)

Рис. 4. Содержание функциональных стратегий бизнес-инкубатора

использования здания и помещений;

правовая;

кадровая;

финансирования;

выбора инновационных идей, продуктов и услуг;

оказания консультационных и сервисных услуг.

Содержание функциональных стратегий бизнес-инкубатора представлено на рис. 4.

Развивающийся кризис остро поставил вопрос не только в отношении сохранения накопленного производственного потенциала, но и выявил необходимость пересмотра существующих стратегий экономического развития региона и страны в целом.

В условиях спада производства, снижения спроса на товары, работы и услуги, замедления темпов денежного обращения необходимо разработать грамотную региональную политику экономического развития в рамках системы антикризисных мер Правительства, что в свою очередь должно найти отражение в формировании стратегии развития бизнес-инкубаторов на Юге России.

Для разработки эффективной региональной политики в условиях кризиса целесообразно определить потенциал региона на основе применения целевого и системного подхода: выявить природно-ресурсный, человеческий, инвестиционный, производственный, экспортный, организационно-управленческий потенциалы. Необходимо обозначить круг предприятий, которые отражают специализацию региона, являются системооб-

разующими и играют ключевую роль в экономическом развитии региона в целом. Это позволит персонифицированно разработать систему государственной и региональной поддержки данных предприятий, комплексно подойти к разработке стратегии антикризисного управления регионом. Приоритетным направлением государственного регулирования экономики региона сегодня должна стать активная промышленная политика государства по созданию высокотехнологичных инновационных предприятий, что позволит не только пережить кризис, но и установить сферы влияния отечественных предприятий на мировом рынке в будущем. В связи с этим концептуальной новизной проекта по созданию бизнес-инкубатора на базе Кубанского государственного университета будет являться использование сценарного подхода при определении приоритетов в развитии малого предпринимательства. Реализация этого проекта в перспективе позволит обеспечить развитие всего малого бизнеса в Южном федеральном округе, и в первую очередь в Краснодарском крае, на основе селективного подхода и концентрации ресурсов на приоритетных для региона отраслях и направлениях. Для осуществления проекта в долгосрочной

для реализации полного инновационного цикла — от разработки идеи инновационного товара или услуги до ее фактического производства и реализации. Создание малых предприятий в узких отраслевых нишах будет способствовать решению проблем взаимодействия крупных и средних предприятий кластера: позволит эффективно перераспределять функции по обслуживанию производства, решать вопросы по передаче определенных видов деятельности на условиях аутсорсинга, грамотно использовать инновационный потенциал для объединения клиентов компании, разрабатывать маркетинговые технологии по развитию бизнеса.

Кластеризация является рыночным механизмом качественного преобразования региональных экономических систем [1]. Причем в условиях инновационной экономики кластеры создаются в основном по межотраслевому принципу и направлены на появление принципиально новых отраслей и формирование новых конкурентных преимуществ региона, что особенно важно для успешного «вывода» экономики из кризиса. Кластерный подход рассматривается как методологическое средство структурирования экономики, новый способ понимания конкуренции и источников достижения

перспективе предложено три основных сценария конкурентных преимуществ, основа выявления

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Промышленно-инновационный сценарий - предусматривает развитие в

о X я Я

2 «

н «

ю «

а

ю о

развития малого предпринимательства: промыш ленно-инновационный, социально-инновацион ный и транзитный (рис. 5).

Чтобы обеспечить устойчивый рост экономики региона, целесообразно создавать кластеры предприятий, составными элементами которых должны стать вновь созданные инновационные малые предприятия на базе бизнес-инкубатора. Проведение мониторинга развития реального сектора экономики региона позволит создать единую информационную базу данных, отражающую приоритетные направления и проблемные участки функционирования крупных системообразующих и средних предприятий, на основе которой будет осуществляться формирование стратегии создания инновационного сетевого бизнеса через университетские бизнес-инкубаторы

точек роста и оптимальное сочетание интересов территории и отдельных предприятий [6]. Пос-

Сценарии развития малого предпринимательства

Социально-инновационный сценарий - предусматривает развитие в

о а я =я о

и ^

Я я я

я

я

о

я

я

«

а Я

о и

о

я ч

я о

я

я X

я и ^ н

^

я

^

а

о

оЬ

я

«

а

X

о

о

И я

« я

а «

И

о

л а « а ю о

^

£ я я

«

а

о

Транзитный сценарий - предусматривает развитие в

X

л

я

л

§

¡в

ж

о И

X

X л

л И

я о

л ю

я

я я

о

о

^

а

о

о я

щ ей Л й

« ю Я о

я а

я

«

н а о я о

я

«

а

н £

о «

а

н о

=я о и о н я о

о

я

«

а

н а

X я И

в

2 &

Й о

И « а

^ я

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ч я

о ю 2

о ^

я

X н

^ а

ч о

о Й я

а

н

о

Рис. 5. Сценарии развития малого предпринимательства на Юге России

МП

МП

МП

МП

троение инновационной системы кластерного типа в рамках региона позволит развивать сотрудничество государства, бизнеса и науки и обеспечит построение интегрированных структур, способных обмениваться знаниями. Когда компании поймут, что сотрудничество может создать взаимовыгодную ситуацию, они будут готовы к развитию долгосрочного процесса обмена знаниями и смогут принимать активное участие в функционировании инновационных сетей. На рис. 6 представлена концепция построения инновационного кластера в регионе, которая может стать основой формирования региональной экономической политики в современных условиях.

Важнейшим механизмом реализации стратегии социально-экономического развития региона должно стать развитие договорного взаимодействия органов управления с бизнес-структурами и научными организациями, т. е. контрактные отношения экономических

субъектов, определяющие основные направления их инновационной деятельности [9]. Наличие контрактной системы взаимодействия участников инновационного кластера позволит проводить эффективную политику развития региона по следующим основным направлениям:

• рациональное использование федеральной, муниципальной собственности и собственности субъектов Российской Федерации, совершенствование механизмов реализации интересов государства, региона и бизнеса;

• обеспечение взаимодействия предприятий региона на основе гарантированного заказа хозяйствующим субъектам;

• всестороннее содействие научно-техническому развитию региона;

Бизнес-ангелы

Заказы предприятий на научные разработки

Отбор проектов и финансирование

МП МП МП МП

1 1 1 1

Промышленные Предприятия

предприятия сферы услуг

1 г 1 1 к т

Предприятия Предприятия свя-

транспорта зи

¡ 1 к г \

Сельскохозяйст- Предприятия сферы

венные предпри- информационных

ятия технологии

МП

МП

МП

МП

МП

МП

МП

МП

Бизнес-среда кластера, где происходит обмен и распространение знаний

Рис. 6. Концепция построения инновационного кластера в регионе (МП — малое предприятие)

• обеспечение прямой социальной поддержки населению региона путем создания рабочих мест и повышения жизненного уровня населения;

• увязывание федеральных и региональных планов развития с перспективными направлениями развития предприятий и научных организаций.

Таким образом, при переходе от ресурсной модели экономики к экономике, основанной на знаниях, ключевую роль должны сыграть инновационные формы создания и развития малого предпринимательства, система контрактных взаимоотношений между органами государственного управления, экономическими субъектами и научными организациями, что позволит обеспечить

развитие экономики региона и создать единую концепцию инновационного развития экономики страны. В период мирового финансового кризиса государство придает особое значение развитию малого бизнеса [7]. Создание бизнес-инкубатора как эффективного инструмента поддержки малого предпринимательства позволит решить следующие задачи:

• оживить экономическую активность региона и обеспечить диверсификацию региональной экономики;

• организовать «тепличные» условия для создания и развития деятельности малых предприятий и повысить их жизнеспособность;

• комплексно использовать ресурсы региона (трудовые, производственные, технологические, природные и др.) с учетом приоритетных направлений формирования инновационной системы кластерного типа;

• повысить инновационную активность бизнеса и осуществить полный инновационный цикл от момента разработки до внедрения в производство и осуществления реализации инноваций;

• создать и укрепить связи между малым бизнесом и другими секторами экономики (крупный бизнес, государственный, финансовый секторы), используя кластерный подход;

• обеспечить рост занятости и повысить уровень жизни населения;

• обеспечить предприятия и население региона товарами и услугами потребительского спроса. Реализацию проекта по созданию бизнес-инкубатора на Юге России целесообразно осуществить на основе применения кластерного подхода, который позволит сформировать новую отраслевую конфигурацию в регионе, создать инновационную экономическую систему, являющуюся механизмом реализации стратегических целей развития региона, повышения качества использования региональных ресурсов, среди которых особое значение имеют интеллектуальные ресурсы. Бизнес-инкубаторы открывают инновационные рынки при помощи механизмов интеграционного маркетинга, формируют концепцию коммерциализации инновационного продукта, создают условия для его конкурентоспособности и изготовления экспериментального образца. Данный проект позволит осуществить взаимодействие бизнеса и науки с получением реального результата в виде воплоще-

ния инновационной предпринимательской идеи в процесс производства и реализации, а также распространить инновационные технологии и накопленный опыт в практику работы предприятий инновационного кластера.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеева М. Б., Богачев В. Ф., Бойко И. В. Методология реализации кластерного подхода при формировании инновационной экономики России // Инновации. 2007. № 11 (109). С. 84-87.

2. Воронина Л. А., Иванова Н. Е., Ратнер С. В. Виртуальный бизнес-инкубатор как форма стратегического развития инновационной деятельности региона // Экономические стратегии. 2008. № 7. С. 128-132.

3. Карюк В., Фияксель Э. А. Бизнес-ангелы вынянчивают инновационные проекты // Инновации. 2008. № 4 (114). С. 49-52.

4. Кудров В. Экономика России: сущность и видимость // Мировая экономика и международные экономические отношения. 2009. № 2. С. 39-48.

5. Ливанов Д., Пономарев А. Три императива технологической политики // Эксперт. 2009. № 5. С. 53-56.

6. Марченко Г. В. Кластерный подход к экономическому развитию регионов // Первый ульяновский экономический форум «Современные тенденции развития регионов», 11 мая 2006 г. URL:http://priss-laboratory.net.ru/T. E. X. T. S. -/strateg_materials-Martchenko. htm.

7. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. URL:http://www. economy. gov. ru.

8. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL:http://www.gks.ru.

9. Попова Е. В. О механизмах реализации долгосрочной социально-экономической стратегии России // Инновации. 2008. № 4 (114). С. 7-11.

10. Сайт аналитического журнала «Эксперт». URL: http://www.expert.ru.

11. Фияксель Э. А. Организация структуры регионального венчурного кластера // Инновации. 2007. № 11 (109). С. 88-90.

12. Bannok G. The economics of small firms. Oxford, 1981. Р.69.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.