УДК 332:001.895(470.620)
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЮГА РОССИИ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ПРАКТИКИ*
О. В. НИКУЛИНА, кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики E-mail: [email protected] Кубанский государственный университет
В статье отмечается, что экономическими субъектами Юга России накоплен положительный опыт в реализации стратегических планов инновационного развития территории на основе формирования инновационного кластера на базе созданных элементов инновационной инфраструктуры. Использование форм и методов эффективной инновационной деятельности предприятий Юга России в других регионах позволит получить системный эффект инновационного развития национальной экономики.
Ключевые слова: инновационное развитие, регион, кластер, малое инновационное предпринимательство, инфраструктура, стратегия, институциональная среда, кластерная архитектура.
Особенностью инновационного развития экономики в начале XXI в. является ориентация деятельности предприятий на реализацию научных достижений в области биотехнологии, энергетики, информационных технологий, нанотехнологий, механотроники, медицины и фармацевтики. Процессы глобализации и интернационализации мирохозяйственных связей внесли существенные коррективы в развитие инновационной деятельности экономических субъектов, с одной стороны, предоставив возможность инвестировать в разработку и распространение новых технологий в любой точке земного шара, а с другой — ужесточив
* Работа подготовлена в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009—2011 годы)» — проект «Формирование научно-методического обеспечения университетского бизнес-инкубатора для реализации инновационных проектов Юга России» (регистрационный номер 2.2.2.4/11234) и в рамках проекта РФФИ № 11-06-96518-р_юг_ц.
конкуренцию на мировом рынке инновационных продуктов и технологий. Инновационное развитие экономических субъектов рыночной экономики в настоящий момент характеризуется следующими процессами и тенденциями.
1. В условиях экономического кризиса деятельность предприятий ориентирована на краткосрочные инновации, предполагающие получение новых технологий в кратчайшие сроки, что приводит к сокращению инвестирования в инновационный процесс и к снижению качества и результатов НИОКР.
2. Политические события оказывают существенное влияние на трансформацию экономических процессов в инновационной сфере, что вызывает определенные проблемы у стран-лидеров в отношении целесообразности размещения высокотехнологичных производств в странах с дешевыми ресурсами и одновременно приводит к расширению возможностей стран-последователей, которые стремятся повысить свой научно-технический уровень развития за счет использования имитационных стратегий.
3. В наукоемких отраслях обрабатывающей промышленности и сферы услуг происходят структурные сдвиги, ориентированные не только на удовлетворение внутреннего спроса на рынке, но и на вывод на рынки других стран высокотехнологичной продукции. Это требует осуществления мероприятий по диверсификации экономики и развитию экспортных операций, совершенствованию институтов, созданию условий для бизнеса, развитию аутсорсинга и сектора услуг.
4. Расширение направлений проводимых НИОКР сопровождается усложнением научно-
технических достижений и повышением роли междисциплинарных исследований, которые целесообразно развивать на основе формирования инновационных сетей, обеспечивающих интеграцию ресурсов на всех стадиях инновационного процесса, начиная с поисковых и фундаментальных исследований и заканчивая стадиями разработки и реализации инновационной продукции.
5. В условиях инновационного развития экономики существенно повышаются роль и значение информационного обеспечения инновационных процессов. Это предъявляет дополнительные требования к техническому оснащению и к качеству информационных ресурсов, а также требует
Показатели инновационного развг
наращивания мощности инновационных сетевых структур. В свою очередь, данная тенденция способствует росту спроса на инновации в сфере информационных технологий и позволяет объединить различных участников инновационного процесса в единую инновационную сеть, что значительно ускоряет процессы распространения и диффузии инноваций.
Отмеченные тенденции и процессы оказывают существенное влияние на формирование стратегии инновационного развития национальной экономики и ее отдельных регионов. В табл. 1 представлены показатели инновационного развития регионов России, отражающие динамику за 2005—2009 гг.
Таблица 1
я регионов РФ в 2005-2009 гг. [4]
Показатель 2005 2006 2007 2008 2009
Предприятия и организации, выполнявшие исследования иразработки, ед.
Российская Федерация 3 566 3 622 3 957 3 666 3 536
Центральный федеральный округ 1 393 1426 1 536 1 445 1 383
Северо-Западный федеральный округ 536 531 606 533 518
Регионы Юга России 310 312 355 321 316
Южный федеральный округ 239 233 258 226 221
Северо-Кавказский федеральный округ 71 79 97 95 95
Приволжский федеральный округ 540 547 585 549 532
Уральский федеральный округ 226 225 233 220 211
Сибирский федеральный округ 419 425 464 429 410
Дальневосточный федеральный округ 142 156 178 169 166
Созданные передовые производственные технологии, ед.
Российская Федерация 637 735 780 787 789
Центральный федеральный округ 200 261 284 314 277
Северо-Западный федеральный округ 103 88 117 99 158
Регионы Юга России 28 30 39 34 34
Южный федеральный округ 21 19 25 22 26
Северо-Кавказский федеральный округ 7 11 14 12 8
Приволжский федеральный округ 145 166 183 180 158
Уральский федеральный округ 80 99 88 56 83
Сибирский федеральный округ 68 84 61 84 70
Дальневосточный федеральный округ 13 7 8 20 9
Инновационная активность, %
Российская Федерация 9,7 9,9 10,0 9,4 9,3
Центральный федеральный округ 10,3 10,4 10,0 9,4 8,8
Северо-Западный федеральный округ 9,4 11,0 9,8 8,9 9,5
Регионы Юга России 8,5 8,2 8,3 7,2 6,8
Южный федеральный округ 7,4 7,4 7,7 7,2 6,8
Северо-Кавказский федеральный округ 7,9 7,2 6,8 5,6 6,5
Приволжский федеральный округ 10,8 11,4 12,8 12,5 12,8
Уральский федеральный округ 12,4 11,2 11,5 10,1 10,2
Сибирский федеральный округ 7,7 8,1 8,1 7,7 7,3
Дальневосточный федеральный округ 6,2 6,0 5,8 7,2 8,3
Затраты на технологические инновации, млнруб.
Российская Федерация 143 222,6 211 392,7 234 057,7 307 186,9 399 122,0
Центральный федеральный округ 30 869,1 48 751,2 46 123,9 62 633,9 96 973,4
Северо-Западный федеральный округ 16 667,3 22 825,8 28 740,3 29 583,9 36 123,6
Регионы Юга России 9 793,0 11378,2 14 631,6 18688,4 11 685,2
Южный федеральный округ 7 979,4 8 617,4 12 663,7 13 825,6 8 717,7
Окончание табл. 1
Показатель 2005 2006 2007 2008 2009
Северо-Кавказский федеральный округ 1 813,6 2 760,8 1 967,9 4 862,8 2 967,5
Приволжский федеральный округ 39 861,3 66 026,2 71 153,1 90 012,2 81261,9
Уральский федеральный округ 28 842,1 45 164,7 49 817,7 80 758,2 81 639,9
Сибирский федеральный округ 13 839,1 13 493,9 19 870,1 21410,8 26 658,3
Дальневосточный федеральный округ 3 350,7 3 752,8 3 720,9 4 099,4 64 779,6
Объем инновационных товаров,работ, услуг, млнруб.
Российская Федерация 545540 777458,1 958928,7 1103365,5 934 589
Центральный федеральный округ 112 352,7 149890,1 224 447,4 281 388,4 241 621,3
Северо-Западный федеральный округ 40 598,2 80 530,7 79 802,9 89 528,7 77 349,9
Регионы Юга России 19 667,6 21 993,4 31 084,2 75610 83920,7
Южный федеральный округ 17 486,2 15 435,1 18 491,3 53 693,5 66 394,5
Северо-Кавказский федеральный округ 2 181,4 6 558,3 12 592,9 21 916,5 17 526,2
Приволжский федеральный округ 267252,9 377920,3 448257,4 475640,7 398126,8
Уральский федеральный округ 84181,3 105555 119226 119063,8 86914,4
Сибирский федеральный округ 16976,8 33 375,1 51257,6 49041 33290,7
Дальневосточный федеральный округ 4510,6 8193,5 4853,1 13092,9 13365,1
В последние 15 лет социально-экономический потенциал России концентрируется в Центральном федеральном округе, в котором рост доли Москвы и Московской обл. в совокупном ВВП страны увеличился в 2,5 раза [3]. На этом фоне удельный вес ряда федеральных округов в структуре совокупного ВВП страны сократился, однако позиции Юга России, в состав которого входит Южный федеральный округ (ЮФО) и Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО), остались практически неизменными (снижение составило 0,3 п. п.). Юг России является крайне неоднородным регионом в сравнении с другими федеральными округами с точки зрения распределения инновационного потенциала. В
табл. 2 представлены показатели инновационного развития Юга России в разрезе федеральных округов и регионов, входящих в их состав.
Общее число организаций, выполнявших научно-технические исследования и разработки в 2009 г., составило по шести субъектам ЮФО 221 ед. При этом 87,8 % таких организаций функционировало в трех регионах: Ростовской обл. (101 предприятие — 45,7%), Краснодарском крае (56 предприятий — 25,3%), Волгоградской обл. (37 предприятий — 16,7%). Лидерами инновационного развития в СКФО по количеству организаций, выполнявших научно-технические исследования и разработки, являются два региона, надолю которых приходится
Таблица 2
Показатели инновационного развития Юга России в разрезе регионов ЮФО и СКФО в 2005—2009 гг. [4, 5]
Показатель 2005 2006 2007 2008 2009
Предприятия и организации, выполнявшие исследования иразработки, ед.
Российская Федерация 3 566 3 622 3 957 3 666 3 536
Регионы Юга России, всего 310 312 355 321 316
Южный федеральный округ 239 233 258 226 221
Республика Адыгея 3 6 8 6 6
Республика Калмыкия 8 8 8 8 1
Краснодарский край 62 59 68 60 56
Астраханская обл. 21 21 20 14 14
Волгоградская обл. 45 42 48 39 37
Ростовская обл. 100 97 106 99 101
Северо-Кавказский федеральный округ 71 79 97 95 95
Республика Дагестан 22 25 31 31 30
Республика Ингушетия 1 1 4 4 4
Кабардино-Балкарская Республика 12 13 15 14 14
Карачаево-Черкесская Республика 5 5 5 5 5
Республика Северная Осетия — Алания 12 12 14 14 15
Чеченская Республика 5 6 6 6 6
Ставропольский край 14 17 22 21 21
Продолжение табл. 2
Показатель 2005 2006 2007 2008 2009
Созданные передовые производственные технологии, ед.
Российская Федерация 637 735 780 787 789
Регионы Юга России, всего 28 30 39 34 34
Южный федеральный округ 21 19 25 22 26
Республика Адыгея - - - - -
Республика Калмыкия - - - - -
Краснодарский край 2 5 9 10 8
Астраханская обл. 4 2 2 - 5
Волгоградская обл. 1 2 3 2 2
Ростовская обл. 14 10 11 10 11
Северо-Кавказский федеральный округ 7 11 14 12 8
Республика Дагестан 4 5 13 11 7
Республика Ингушетия - - - - -
Кабардино-Балкарская Республика 3 1 1 1 1
Карачаево-Черкесская Республика - - - - -
Республика Северная Осетия — Алания - - - - -
Чеченская Республика - - -
Ставропольский край - 5 - - -
Затраты на технологические инновации, млнруб.
Российская Федерация 143 222,6 211 392,7 234 057,7 307 186,9 399 122
Регионы Юга России, всего 9 793 11 378,2 14 631,6 18 688,4 11 685,2
Южный федеральный округ 7974,4 8 617,4 12 663,7 13825,6 8 717,7
Республика Адыгея 52,2 89,5 58,5 218,8 90,1
Республика Калмыкия - - - - -
Краснодарский край 830,9 1 495,1 1 239,5 1 116 665,9
Астраханская обл. 45,2 25,6 397,7 558,9 273,2
Волгоградская обл. 5 189,9 5 634,2 6 756,6 7 691,7 5 564,8
Ростовская обл. 1 861,2 1 373 4 211,4 4 240,2 2 123,7
Северо-Кавказский федеральный округ 1 813,6 2 760,8 1 967,9 4 862,8 2 967,5
Республика Дагестан 58,1 67,5 83,7 78,7 51,3
Республика Ингушетия - - - - -
Кабардино-Балкарская Республика 24 39,4 120,4 152,7 172,6
Карачаево-Черкесская Республика 31,5 13,5 325,4 1 803,2 705,9
Республика Северная Осетия — Алания 9,9 18,5 29 561,1 102,4
Чеченская Республика - - - - -
Ставропольский край 1 690,1 2 621,9 1 409,4 2 267,1 1 935,3
Инновационная активность, %
Российская Федерация 9,7 9,9 10,0 9,4 9,3
Всего по регионам Юга России 8,5 8,2 8,3 7,2 6,8
Южный федеральный округ 7,4 7,4 7,7 7,2 6,8
Республика Адыгея 5,6 11,5 8,8 10,4 9,1
Республика Калмыкия - - - - -
Краснодарский край 4,1 7,5 7,9 6,8 5,4
Астраханская обл. 9,0 3,7 7,1 6,9 9,9
Волгоградская обл. 14,3 10,8 11,3 9,5 8,4
Ростовская обл. 11,2 10,7 11,4 9,4 7,8
Северо-Кавказский федеральный округ 7,9 7,2 6,8 5,6 6,5
Республика Дагестан 9,2 10,9 10,7 8,3 7,9
Республика Ингушетия - - - - -
Кабардино-Балкарская Республика 6,8 7,4 3,2 4,1 6,2
Карачаево-Черкесская Республика 10,8 7,3 8,6 5,3 5,6
Республика Северная Осетия — Алания 2,1 2,5 4,4 3,3 5,5
Чеченская Республика
Ставропольский край 10,5 8,1 6,9 7,2 7,3
Объем инновационных товаров,работ, услуг, млнруб.
Российская Федерация 545 540,0 777 458,1 958 928,7 1103 365,5 934 589,0
Окончание табл. 2
Показатель 2005 2006 2007 2008 2009
Регионы Юга России, всего 19 667,6 21 993,4 31 084,2 75 610,0 83 920,7
Южный федеральный округ 17486,2 15435,1 18491,3 53 693,5 66394,5
Республика Адыгея 11,3 888,7 61,8 187,4 85,5
Республика Калмыкия - - - - -
Краснодарский край 1 349,8 4 353,6 4 717,5 7 652,8 6 050,4
Астраханская обл. 408,9 99,5 127,3 320,8 416,1
Волгоградская обл. 9 626,7 2 396,6 2441,1 28 874,4 41 574,4
Ростовская обл. 6 089,5 7 696,7 11 143,6 16 658,1 18 268,1
Северо-Кавказский федеральный округ 2 181,4 6 558,3 12 592,9 21 916,5 17 526,2
Республика Дагестан 171,5 597,4 698,7 760,3 200,0
Республика Ингушетия - - - - 0,7
Кабардино-Балкарская Республика 294,7 431,6 281,4 255,9 720,8
Карачаево-Черкесская Республика 35,9 576,6 208,8 1 528,1 202,6
Республика Северная Осетия — Алания 12,7 22,1 45,5 5,9 76,9
Чеченская Республика - - - - -
Ставропольский край 1 666,7 4 930,6 11 358,7 19 366,4 16 325,3
53,7%: Республика Дагестан, где функционируют 30 предприятий (31,6 %), и Ставропольский край — 21 предприятие (22,1 %).
Масштабы влияния инновационных предприятий на развитие региональной экономики во многом определяются долей объема инновационных товаров и услуг в общем объеме продукции по соответствующему субъекту ЮФО. Всего регионами Юга России в 2009 г. было выпущено инновационной продукции на 83 920,7 млн руб., что составило 6,2% от суммарного объема товаров и услуг и превысило среднероссийский уровень на 1,7%. Данный показатель в разрезе федеральных округов, входящих в состав Юга России, составляет:
- по ЮФО - 66 394,5 млн руб. (4,9 %);
-по СКФО — 17 526,2 млн руб. (1,3%).
В ЮФО по итогам 2009 г. по данному показателю лидирует Волгоградская обл., на долю которой пришлось 62,6%, что в абсолютном выражении составило 41 574,4 млн руб. инновационной продукции. Следует отметить, что лидерство среди субъектов ЮФО по данному показателю за 2005— 2009 гг. постоянно менялось, но неизменным оставался состав «основныхигроков» (Ростовская обл., Краснодарский край, Волгоградская обл.), которые делили «пальму первенства» между собой. В СКФО устойчиво первенствует по данному показателю на протяжении последних лет Ставропольский край, достигший в 2009 г. уровня 9,5% инновационной продукции от общего объема.
Наиболее благополучным в ЮФО с сточки зрения показателей экономического развития и перспектив привлечения инвестиций является Краснодарский край, экономика которого демонстрирует стабильность развития и возможность
активизации инновационной деятельности. Об этом свидетельствуют показатели роста инвестиций в экономику региона и данные об увеличении темпов промышленного производства, сельского хозяйства, строительства, объема грузоперевозок. Хозяйство Краснодарского края в меньшей степени пострадало от перестроечных и последующих кризисов и трансформаций, оказалось более открытым и привлекательным для внешних инвесторов. Рекреация, морские порты, крупные транспортные проекты и развитый агропромышленный комплекс подкрепляют конкурентные позиции края, а развитая инфраструктура, научно-образовательный и промышленный потенциал создают благоприятные условия для инновационного развития.
По итогам 2010 г. достигнута положительная динамика развития по основным направлениям деятельности экономических субъектов Краснодарского края:
— индекс промышленного производства составил 108,7 % по сравнению с91,5 % за2009г.;
— в сельском хозяйстве за счет увеличения производства основных видов сельхозпродукции (мяса, яиц, зерна, сахарной свеклы) сохраняется положительная динамика на уровне 104,5 % против 94,2% в 2009 г.;
— в транспортном комплексе перевозка грузов увеличилась на 6,3 % по сравнению со снижением этого показателя в 2009г. на 4,8 %;
— в строительстве объем выполненных работ вырос по сравнению с предыдущим годом на 26 %, темпы роста в жилищном строительстве составили 104,2% [6].
Аналитики по итогам 2010 г. отмечают рост инвестиций в Краснодарском крае, который остается
островком стабильности даже в тяжелый посткризисный период. За 10 мес. 2010 г. приток инвестиций в регион составил 317 млрд руб., а за весь 2010г. в экономику края поступило 493 млрд руб. [6]. По сравнению с другими субъектами, входящими в состав ЮФО, Краснодарский край демонстрирует стабильные темпы роста — 23,4 %. А в Ростовской обл. отмечено падение на 7,5 %, в Волгоградской обл. — на 11,9%, вАстраханской обл. — на 15,8% [1].
Однако на Юге России, в частности в Краснодарском крае, еще не решены внутренние проблемы, препятствующие инновационному развитию региональной экономики:
— недостаточные уровни расходов на НИОКР и инвестиций в основной капитал: ниже уровня докризисного периода 2008 г. более чем в 3 раза;
— недостаточный объем промышленного производства и отсутствие системы планирования и контроля в сфере финансирования проектов по созданию новых инновационных предприятий в сфере промышленности;
— значительная недооценка человеческого капитала в сфере развития инноваций и технологий, а также отсутствие системы подготовки кадров под заказ инновационных предприятий, неэффективность системы переподготовки и повышения квалификации работников;
— четко прослеживаемая тенденция наращивания темпов сокращения численности исследователей и персонала, занятого НИОКР, атакже высококвалифицированных инженеров, техников и специалистов в сфере высокотехнологичных производств;
— отсутствие системы стимулирования инновационной активности экономических субъектов, несистемный подход к выстраиванию контрактных отношений научных организаций и промышленных предприятий;
— слабо развитая система инновационной инфраструктуры, способной оказать эффективную поддержку малому инновационному предпринимательству в вопросах создания, становления, развития коммуникационных связей, выхода на рынок с инновационной продукцией.
Важнейшей проблемой формирования экономической архитектуры инновационной экономики Юга России является создание «критической массы» экономических субъектов — инноваторов. Поданным Министерства экономического развития РФ, в среднем по регионам страны количество инновационных предприятий не превышает 10 %. Причем вклад этих предприятий в ВВП страны по имеющимся экспертным оценкам составляет 1—2%, что в несколько
раз ниже аналогичных показателей развитых стран. К сожалению, по данному вопросу экономические субъекты Юга России не демонстрируют высоких показателей. Успешное развитие инновационного предпринимательства обеспечивается эффективно функционирующей институциональной средой в регионе, которая призвана создавать благоприятный климат для использования и наращивания инновационного потенциала. Инфраструктурная составляющая в институциональной среде Юга России выполняет одну из главных функций инновационного развития экономических субъектов. Инфраструктурные различия регионов, входящих в состав ЮФО и СКФО, весьма существенны и обусловлены историческими факторами, сложившейся структурой и специализацией производства, созданием научно-инновационных сетей, ресурсными возможностями. Юг России по ряду показателей существенно уступает другим макрорегионам страны: по запасам природных ресурсов, потенциалу развития высокодоходных и экспортоориентированных производств. Однако он обладает рядом преимуществ, которые имеют стратегическое значение для придания стимулирующего импульса инновационному развитию экономических субъектов:
— высокий уровень научно-образовательного потенциала;
— обеспеченность высокопрофессиональными трудовыми ресурсами;
— выгодное географическое положение;
— благоприятный инвестиционный климат;
— быстрые темпы строительства инфраструктурных объектов;
— эффективная региональная политика поддержки инновационных изменений в различных отраслях и секторах экономики [2].
Для реализации приоритетных направлений инновационного развития необходимо эффективно использовать уже созданные и сформировать новые инструменты стимулирования инновационной активности экономических субъектов:
— развивать деятельность венчурных фондов, способных финансировать инновационные проекты малого и среднего предпринимательства;
—реализовывать проекты по функционированию особых экономических зон, на территории которых инновационные предприятия получали бы максимально комфортные условия для своего развития;
— создавать технопарки и бизнес-инкубаторы как эффективные элементы инновационной инфраструктуры, способствующие быстрому росту и развитию инноваций на основе поддержки малого
инновационного предпринимательства и создания условий для интеграции участников инновационного процесса;
— осуществлять целенаправленную поддержку научных исследований и образовательныхпрограмм, совершенствование технических стандартов;
— совершенствовать механизм использования системы государственных закупок в целях модернизации экономики;
— активно создавать технологические платформы и промышленные площадки, способствующие интеграции усилий бизнеса, науки и государства в решении инновационных целей и задач.
В вопросах методологии формирования инновационной инфраструктуры положительный опыт накоплен учеными Кубанского государственного университета, которые с 2009 г. активно занимаются созданием и развитием деятельности университетского бизнес-инкубатора. Концепция развития университетского бизнес-инкубатора направлена на создание коммерческих площадок и малых предприятий для продвижения объектов интеллектуальной собственности и инновационных разработок ученых
Характеристика созданных на базе бизнес-инкубатс
и студентов КубГУ нарынокинтеллектуальныхтоваров и услуг. Для обеспечения устойчивого развития малых инновационных предприятий, созданных на базе бизнес-инкубатора КубГУ, особое значение имеет формирование коммуникационных связей в рамках институциональной среды. Основным элементом этой среды должен стать формирующийся на территории Краснодарского края инновационный кластер как надсистема, обеспечивающая перманентное инновационное развитие экономики региона. В настоящее время по результатам конкурсного отбора созданы восемь малых инновационных предприятий на базе бизнес-инкубатора КубГУ, которые продолжат свое развитие на льготных условиях в первые три года существования и станут полноправными участниками инновационного кластера в регионе (табл. 3).
Малые инновационные предприятия призваны стать рыночным генератором инновационных идей. Ведь именно они отличаются высокой оперативностью в принятии решений в условиях рынка, восприимчивостью к нововведениям в производственной и управленческой деятельности, быстрой адаптацией
Таблица 3
КубГУ малых инновационных предприятий (МИП)
Наименование Название проекта, на базе которого создано предприятие Цель деятельности
ООО «Оптические и лазерные системы» Создание градиентно-сенсибилизи-рованных лазерных кристаллов Производство и реализация нового вида продукции — гра-диентно-концентрированных лазерных монокристаллов
ООО «Биотех» Экспериментальное производство биопрепарата нефтедеструктора Биотехнологическое производство экспериментального биопрепарата для ликвидации нефтезагрязнений на основе штаммов нефтеокисляющих бактерий коллекции кафедры генетики, микробиологии и биотехнологии КубГУ
ООО «ВЭЛЬ» Производство биологически активной воды с пониженным содержанием изотопов водорода Создание производства и вывод на рынок легкой воды с содержанием дейтерия не более 50 ррт (50 мг/л)
ООО «Эстамп-студия» Экспериментальные производственные графические мастерские «Эстамп-студия» Создание условий для производства и реализации разнообразной эстампной продукции с использованием инновационных технологий в процессах производства печатных форм и тиражирования эстампов
ООО «Мембрана» (рабочее название на этапе создания) Организация производства профилированных и наноструктуриро-ванных ионообменных мембран и электродиализаторов на их основе Создание производства наноструктурированных мембран для использования их в электромембранных установках получения обессоленной воды с заданным рН
ООО «Южная инновационная компания» Инновационный центр автоматизированных технологий и управления изменениями Разработка современных программных продуктов и автоматизированных комплексов, технологий управления предприятием в условиях изменяющихся условий ведения бизнеса, модернизация автоматизации процесса управления и снижение его трудоемкости
Детская школа-студия анимации «Мульт Просвет» Создание школы-студии экранных искусств Создание первой в городе школы-студии анимационных искусств, в которой дети в возрасте от8до 16 лет смогут учиться самостоятельно рисовать и монтировать мультфильмы с использованием новой техники живописи
ООО «ЛАНЭС» Разработка миниатюрного импульсного источника сварочного тока Разработка принципиально нового способа разделения смеси редкоземельных металлов (РЗМ) для получения особо чистых металлов в индивидуальном виде
к внешним воздействиям, высокой оборачиваемостью средств и небольшими расходами на управление. Малое предпринимательство в инновационной сфере является важнейшим структурным элементом новых экономических бизнес-моделей и питательной средой для системных изменений в технологии и социальных отношениях. Малые инновационные предприятия выступают для экономики, с одной стороны, испытательным бизнес-полигоном, а с другой — отличным «строительным материалом», из которого получаются национальные и глобальные компании. Создание инновационного кластера в Краснодарском крае позволит сформировать рыночный механизм качественного преобразования региональной экономической системы, обеспечивающей эффективную поддержку малого и среднего
инновационного предпринимательства в тесном взаимодействии с крупными промышленными предприятиями, научными организациями, образовательными учреждениями и государственными структурами. В Краснодарском крае основу формирования инновационного кластера составляют промышленные предприятия, активно развивающие свою деятельность в сфере машиностроения и металлообработки, химической промышленности, деревообрабатывающей отрасли, легкой промышленности (табл. 4).
Развитие современного сталепрокатного производства в Абинском районе на базе ООО «Абинский электрометаллургический завод» послужило «точкой роста» для образования в Краснодарском крае кластера по производству металлопроката и готовых
Таблица 4
Характеристика промышленных предприятий Краснодарского края, составляющих основу формирования инновационного кластера в регионе [7]
Отрасль Предприятия, ед. Доля в объеме отгруженной продукции,% Основные виды продукции Ведущие предприятия отрасли
Машиностроение и металлообработка 2 460 60 Готовые металлические изделия (строительные металлоконструкции, металлопрофиль и т.д.) для железнодорожного, сельскохозяйственного, химического и нефтяного машиностроения, электротехнической, станкостроительной, аэрокосмической и оборонной отраслей промышленности, приборостроения, производства машин и оборудования ООО «Новорос-металл», ООО «Абинский электрометаллургический завод», ОАО «Сатурн», ОАО «Армавирский завод тяжелого машиностроения», ЗАО «Кубаньжелдор-маш», Новороссийский вагоноремонтный завод
Химическая промышленность Более 700 25,2 Минеральные удобрения, лакокрасочные материалы, косметические средства, ветеринарные и медицинские препараты, гибкие упаковочные материалы, медицинские изделия, полимерные трубы различного назначения, изделия из пластмасс ООО «ЕвроХим — Белореченские Минудобрения», ЗАО «Химик» (г. Лабинск), ОАО «Аван-та» (г. Краснодар), «Армавирская биофабрика» (Новокубанский район), ЗАО «Констанция Кубань» (г. Тимашевск), ОАО «Армавирский завод резиновых изделий», ООО «Завод «Югтруб-пласт» (ст. Динская)
Деревообрабатывающий комплекс (включает деревообрабатывающую, мебельную и целлюлозно-бумажную промышленность) Более 800 11,1 Пиломатериалы, брус, обрезная доска, евровагонка, ступени, древес-но-плитная продукция и столярные изделия Предприятия «Юг», «Форест-Инвест» (Мостовский район), «Рассвет», «Канон», «Планета Паркета» (Апшеронский район), «Русскийлес» (г. Ейск)
Легкая промышленность 560 4 Продукция текстильного и швейного производства, а также изделия из кожи и обувь, широкий ассортимент швейных изделий: сорочки, брюки и костюмы мужские, спецодежда, рабочая одежда, куртки, постельное белье ит. д., трикотажные изделия взрослого и детского ассортимента, кожевенный полуфабрикат ОАО Швейная фабрика «Славянская», ЗАО «Александрия» (г. Краснодар), ООО «Эндевер Крафт» (ст. Ленинградская), ООО «Производственные технологии» (г. Ейск), ООО «Краснодарская ткацкая фабрика»
металлических изделий. Планируется создание малых предприятий по производству готовых металлоконструкций широкого ассортимента, метизной продукции (гвозди, шурупы, болты, машиностроительный крепеж), прицепной техники и навесного оборудования для сельскохозяйственных машин и других производств. Суммарный объем продукции предприятий, входящих в состав кластера, по оценке департамента промышленности Краснодарского края, к 2016г. превысит 32 млрд руб.
Заслуживает внимания инновационная деятельность ОАО «Сатурн», которое занимается разработкой и изготовлением солнечных элементов и батарей космического применения, а также разрабатывает и производит аккумуляторные батареи никель-водородной электрохимической системы. Батареи предназначены для космических аппаратов различного назначения и эксплуатируются на всех типах орбит, а также в условиях дальнего космоса. Также ОАО «Сатурн» реализует новое направление — использование результатов космической деятельности на территории Краснодарского края. Это поэтапное создание навигационного поля сантиметровой точности и обработка данных дистанционного зондирования Земли (космоснимков).
Используя имеющийся инновационно-промышленный потенциал крупных промышленных предприятий Краснодарского края, целесообразно развивать интеграционные формы взаимодействия науки и бизнеса. Инновационный импульс развитию региона способны придать формы взаимодействия промышленных предприятий с научно-исследовательскими центрами, научно-образовательными учреждениями. С одной стороны, кластер является эффективным механизмом регионального развития, а с другой стороны, служит своеобразной площадкой для конструктивного диалога между представителями бизнеса, науки и органов государственной власти, что поз-
воляет повысить вовлеченность частного сектора, государства, исследовательских и образовательных учреждений в инновационный процесс. Сущность инновационного подхода заключается в ориентации развития экономики региона на активизацию инновационной деятельности в области базовых наукоемких отраслей, являющихся двигателями раз -вития экономики. Модель построения кластерной архитектуры инновационного развития экономики Юга России представлена на рисунке.
Для успешной реализации стратегии инновационного развития Юга России на основе применения современных кластерных технологий необходимо сконцентрировать деятельность государственных структур, научных организаций, образовательных учреждений, крупных промышленных предприятий, среднего и малого бизнеса на реализации следующих мероприятий:
— создание региональных корпораций развития на территории ЮФО и СКФО, способных не только стать операторами индустриальных парков в регионах, но и оказать эффективную помощь экономическим субъектам в реализации инновационных проектов;
Институциональная среда, формируемая государством
Правовое регулирование инновационного развития
Инфраструктура
поддержки инновационного предпринимательства
Институты развития, поддерживающие и финансирующие инновационную деятельность
Формирование коммуникационных площадок Для
взаимодействия участников
Бизнес-среда, формируемая предприятиями и предпринимателями региона
Малый инновационный бизнес
Промышленные предприятия
Средние предприятия
Научно-образовательная среда, формируемая научным сообществом и развиваемая государством
Научно-исследовательские центры
Научно-образовательные учреждения
Коучинг-центры и центры переподготовки кадров
Потребительская среда, формирующая спрос и социальный заказ на инновации
Модель построения кластерной архитектуры инновационного развития экономики
Юга России
— формирование устойчивого спроса на инновации с использованием маркетинговых технологий, финансовых ресурсов и способов повышения культуры потребления инновационных продуктов и технологий;
— обязательная разработка программ инновационного развития крупных компаний, входящих в кластерную архитектуру инновационного развития региональной экономики;
— стимулирование инновационной активности и творческой инициативы в разработке инновационных проектов предприятий кластера, которые могут и должны быть успешно коммерциализированы;
— выработка эффективных мотивационных механизмов для развития инновационного предпринимательства всех участников кластера с учетом имиджевой составляющей и соблюдения принципа терпимости к неудачам в инновационном процессе;
— разработка и закрепление жестких технических стандартов по экологическим нормативам и параметрам энергоэффективности для инновационных предприятий кластера;
— массированная переподготовка кадров «под заказ» инновационных предприятий кластера для обеспечения непрерывного процесса развития инновационной деятельности на всех этапах реализации и коммерциализации инновационных идей;
— конструирование имиджа инновационного региона с ориентацией на зарубежные рынки и рынки других регионов на основе достижения стабильных показателей инновационного развития участниками инновационного кластера;
— акцент на совместные проекты, развитие сетевых контактов, на стратегическое взаимодействие по совместному позиционированию инновационных продуктов и технологий, на общность целей и интересов участников кластера.
Исходя из социально-экономических целей развития региона и с учетом современных тенденций инновационного развития, следует разработать для Юга России и Краснодарского края специфические направления инновационного развития, необходимые для встраивания в национальную инновационную систему:
— ускоренное развитие в регионе транспортных и телекоммуникационных сетей с выходом на внешние рынки и предоставлением им соответствующих услуг;
— развитие региональной системы логистики, позволяющей значительно снизить межрегиональные транспортные издержки, связанные с перемещением инновационных продуктов;
— предоставление экологически чистого жизненного пространства для развития современных инновационных технологий в сфере туризма и отдыха, что создаст дополнительные благоприятные условия для развития инфраструктуры региона;
— предоставление научных и информационных услуг предприятиям кластера с одновременным повышением престижа и оплаты труда ученых и инженеров, что будет способствовать наращиванию интеллектуального капитала в регионе;
— интенсивное развитие альтернативной энергетики в регионе с разработкой и производством соответствующих систем управления, что будет способствовать развитию управленческих инноваций в регионе и позволит повысить уровень менеджмента на всех уровнях управления;
— повышение качества образования, укрепление собственной сферы НИОКР, планирование перспективных направлений для проведения исследований, прогнозирование тенденций на рынке инновационных продуктов и технологий;
— стимулирование развития отношений участников кластера на основе использования модели открытых инноваций, что позволит эволюционно развивать системы, использовать информационные ресурсы, имеющиеся в других системах, выбирать инновационные продукты на рынке.
Таким образом, предлагаемые меры позволят осуществить концептуальный пересмотр теории развития инновационных процессов в условиях цикличности, уточнить стратегические ориентиры инновационного развития региональной экономики и региональной инновационной политики с точки зрения соответствия формированию нового технологического уклада и заявленной модернизации развития. А передача опыта эффективной инновационной деятельности предприятий Юга России в другие регионы РФ поможет получить системный эффект инновационного развития национальной экономики.
Список литературы
1. В прорывах года Кубань перевесила // Эксперт-Юг.
2010. № 49-50.
2. Никулина О. В., Шевченко К. И. Управление инновационным развитием промышленных предприятий в условиях формирования инновационного кластера в регионе // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 28.
3. Проценко Н. Глобальный взгляд на Юг // Эксперт-Юг.
2011. № 9—10.
4. URr:http://www.gks.ru.
5. URr:http://www.krsdstat.ru.
6. URL: http://economy.krasnodar.ru.
7. URL: http://www.depprom.krasnodar.ru.