Научная статья на тему 'Стимулирование инновационной активности промышленных предприятий в условиях формирования инновационного кластера'

Стимулирование инновационной активности промышленных предприятий в условиях формирования инновационного кластера Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2182
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никулина О. В.

Повышение конкурентоспособности промышленности России является одной из важнейших стратегических задач в условиях модернизации национальной экономики. Развитие инновационной деятельности промышленных предприятий целесообразно осуществлять в условиях формирования инновационных кластеров в регионах. Это позволит создать стимулы для повышения инновационной активности предприятий в процессе их интеграционного взаимодействия в рамках реализации инновационных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Никулина О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стимулирование инновационной активности промышленных предприятий в условиях формирования инновационного кластера»

УДК 658.1:338.45

стимулирование инновационной активности промышленных предприятий в условиях формирования инновационного кластера*

О. В. НИКУЛИНА,

кандидат экономических наук,

доцент кафедры мировой экономики

E-mail: [email protected]

Кубанский государственный университет

Повышение конкурентоспособности промышленности России является одной из важнейших стратегических задач в условиях модернизации национальной экономики. Развитие инновационной деятельности промышленных предприятий целесообразно осуществлять в условиях формирования инновационных кластеров в регионах. Это позволит создать стимулы для повышения инновационной активности предприятий в процессе их интеграционного взаимодействия в рамках реализации инновационных проектов.

Ключевые слова: кластер, инновационное развитие, промышленные предприятия, инновационная активность, инновационный проект.

В современной экономике ключевым сектором народного хозяйства является промышленность, поскольку научно-технический прогресс преимущественно реализуется через индустриальные и новые информационные технологии, а их производство и распространение концентрируются в отраслях и секторах промышленности. Для России повышение конкурентоспособности промышленности является одной из важнейших стратегических задач в

* Работа подготовлена в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009—2011 годы)», проект «Формирование научно-методического обеспечения университетского бизнес-инкубатора для реализации инновационных проектов Юга России» (регистрационный номер 2.2.2.4/11234) и в рамках проекта РФФИ №11-06-96518-р_юг_ц.

условиях модернизации национальной экономики, от решения которой зависят экономический рост, развитие бизнеса, уровень благосостояния населения и возможность эффективного встраивания экономики страны в мирохозяйственную систему, быстро изменяющуюся в условиях экономической глобализации.

В настоящее время, по оценкам экспертов, для подавляющего большинства российских промышленных предприятий характерна низкая конкурентоспособность [4]. Это обусловлено отставанием в развитии техники и технологии, чрезвычайно высоким общим уровнем морального и физического износа основных фондов, недостаточным по современным меркам уровнем эффективности и интенсивности производства, сужением или утратой сырьевой базы, рядом других негативных факторов.

Следует отметить, что в последнее десятилетие государство не создавало стимулов для развития производства основных видов продуктов, делая акцент на импортное замещение более дешевой, а иногда и более высококачественной продукцией зарубежных производителей. Ускоренный рост импорта превращается в одно из основных ограничений на пути экономического роста в нашей стране. Недостаточная конкурентоспособность российских производителей вынуждает уступать часть прироста внутреннего спроса иностранным конкурентам. Наиболее ярко данная тенденция

- 37

проявляется в машиностроительном отрасли, где отмечается рост импорта машиностроительной продукции из экономически развитых стран. В конечном итоге низкая конкурентоспособность российских производителей приводит к сокращению выпуска продукции, сокращению рабочих мест, закрытию предприятий.

Общепринято, что решение стратегических задач модернизации и развития производственных фондов, инфраструктуры и человеческого капитала в рамках инновационного пути развития сопряжено со значительными инвестиционными ресурсами, которые должны быть аккумулированы и эффективно распределены по секторам и отраслям экономики России. При этом повышение инновационной активности промышленных предприятий как ключевого фактора устойчивых темпов роста экономики должно обеспечиваться, с одной стороны, оптимальным соотношением стимулирующих воздействий государства на инновационный процесс, включая инвестиционную составляющую, а с другой — рыночными механиз-

СТИМУЛИРУЮЩЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА НА ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС

(на основе применения налоговых льгот, субсидий, льготных кредитов, создания инновационной инфраструктуры, формирования инновационной культуры, планирования госзаказов, регулирования процессов по формированию рынка инновационной продукции и технологий)

Повышение инновационной активности современных предприятии

Развитие инновационной деятельности крупных промышленных предприятий

Поддержка инновационной деятельности предприятий среднего бизнеса Создание и поддержка малых инновационных предприятий

И

Рыночный механизм, формирующий новые условия конкуренции в условиях выхода из кризиса

Источник: разработано автором.

Рис. 1. Модель механизма стимулирования инновационной активности современных предприятий

мами и внутренними установками современных предприятий, ориентированных на повышение конкурентоспособности за счет разработки и внедрения инноваций (рис. 1).

Среди факторов, ограничивающих развитие инновационного процесса и оказывающих непосредственное влияние на формирование и реализацию инновационных планов развития отечественных предприятий, по мнению автора, можно выделить следующие.

1. Недостаточный уровень инвестиционной активности. Значительная часть прироста промышленной продукции в последние годы была получена при использовании старых производственных мощностей. Такая ситуация характерна как для секторов обрабатывающей, так и для добывающей промышленности. Показатели, характеризующие современное состояние инвестиционного процесса и инновационной активности промышленных предприятий за период 2000—2009 гг., представлены в табл. 1. Анализ данных показывает, что по показателям вложения инвестиций в основной капитал и

инновационной активности промышленных предприятий получены наиболее низкие результаты как в сопоставлении 2009 г. с 1995 г., так и в отношении 2009 г. к 2000 г. Очевидно, что для экономики с изношенными основными фондами необходим более динамичный рост инвестиций.

2. Диспропорции в структуре источников инвестирования инновационной деятельности с нарушением приоритетов и экономических интересов основных участников инновационного процесса. Сложившаяся в экономике структура финансовых ресурсов, инвестируемых в основной капитал, характе-

И

Внутренние установки предприятий, способствующие

повышению конкурентоспособности за счет

развития инновационной деятельности

Таблица 1

Характеристика современного состояния инвестиционного процесса и инновационной активности промышленных предприятий в 1995—2009 гг. [5]

Показатель 1995 г. 2000 г. 2005 г. 2009 г. Соотношение показателей

2009 г. к 1995 г. 2009 г. к 2000 г.

Инвестиции в основной капитал промышленных предприятий по видам деятельности, % от общей суммы по экономике 36,6 40,4 37,1 37,0 101,1 91,6

Удельный вес промышленных предприятий, осуществлявших технологические инновации, % в общем числе организаций 5,5 10,6 9,3 9,4 170,9 88,7

Затраты на технологические инновации промышленных предприятий, млн руб. 7 254,1 49 428,0 125 678,2 146 624,6 2 021,3 296,6

Удельный вес затрат на технологические инновации промышленных предприятий в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, % 0,9 1,4 1,2 1,4 155,6 100,0

Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров промышленных предприятий, % 4,7 4,4 5,0 5,5 117,0 125,0

ризуется отставанием доли собственных средств предприятий от привлеченных. Инвестиционная привлекательность предприятий для инвесторов во многом определяется отраслевой специализацией инновационных предприятий. Здесь сохраняется устойчивая зависимость притока инвестиций в отрасли преимущественно с короткими инвестиционными циклами и высокой рентабельностью, а инновационная деятельность всегда сопряжена с рисками и не гарантирует инвесторам благополучного результата.

На основе анализа статистических данных многие авторы отмечают, что «лидером» в потреблении инвестиций являются транспорт и связь (более одной пятой всех инвестиций в основной капитал). На втором месте — операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (17 % инвестиций в их совокупном объеме в 2008 г.). Третье и четвертое место делят обрабатывающая и добывающая промышленность. Причем обращает на себя внимание тот факт, что основная доля инвестиций в добывающей промышленности приходится на ТЭК (13 %). Сохраняется стабильной доля обрабатывающей промышленности в совокупных инвестициях. Относительно снижается доля пищевой и легкой промышленности. Слабо наращиваются относительные инвестиции в машиностроение, зато снижаются в производство как автомобилей, так и летательных и космических аппаратов. Следует отметить тот факт, что инвестиции в производство машин и оборудования в 14 раз меньше, чем в добычу топливно-энергетических ископаемых. Таким образом, наблюдается воспроизводство структуры экономики с доминирующим производством топ-

ливно-энергетических ресурсов, более или менее заметной металлургией и производством пищевых продуктов, а также с вполне символическим производством сложной технической продукции. Однако доля расходов на инновации в обрабатывающей промышленности кратно (в 10—20 раз) превышает аналогичную долю в добывающих отраслях топлив -но-энергетического комплекса [1].

3. Отсутствие системы контрольных мероприятий и системы оценки качества инвестиционных вложений в развитие инновационной деятельности предприятий по источникам привлечения инвестиций и направлениям их реализации. В условиях перехода к инновационному типу развития для российской экономики в целом и предприятий в частности особую актуальность приобретает проблема инвестирования инновационной деятельности промышленных предприятий. Перспективы повышения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов зависят не просто от количества, но и от качества инвестиций, определяемого инновационной активностью экономических субъектов. Кроме того, немаловажную роль играет тенденция многих российских предприятий следовать логике частных инвесторов, предпочитая вложениям в инновации альтернативные возможности для инвестирования: спекулятивные сделки с недвижимостью, торговлю, финансовые операции.

4. Отсутствие стратегического планирования инновационной деятельности, неразвитость системы контроля и корректировки стратегии инновационного развития в условиях кризиса. Большинство промышленных предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, ориентированы в

- 39

условиях кризиса на выполнение государственных заказов, на удовлетворение внутреннего спроса, на получение краткосрочных результатов. О стратегическом планировании и управлении инновационным развитием в этом случае нет даже речи. Это объясняется рядом объективных и субъективных факторов. С одной стороны, нестабильная рыночная ситуация и неразвитость инновационного рынка диктуют предприятиям жесткие условия «выживания» в конкурентной борьбе, а с другой стороны, отсутствие заинтересованности в инновационном развитии собственников промышленных предприятий зачастую приводит к эксплуатации старых изношенных мощностей для выпуска и реализации продукции по отработанной схеме. По результатам многочисленных исследований российские предприятия по уровню эффективности, конкурентоспособности отличаются крайней неоднородностью как между отраслями, так и во внутриотраслевом разрезе. Среди совокупности отечественных предприятий выделяют:

а) лидеров, отличающихся активным инновационным подходом, в том числе и в направлении инвестиционной деятельности, формированием стратегии развития, систематическим внедрением новшеств;

б) «титанов», включающих конкурентоспособные, крупные предприятия, которые, с одной стороны, демонстрируют высокий уровень производительности и рентабельности, но, с другой, имеют критический уровень износа оборудования, не занимаются разработкой долгосрочной стратегии инновационного развития;

в) «средние» предприятия, наиболее многочисленные (от 40 до 50 %). Отличаются невысоким

уровнем производительности и практически нулевым уровнем рентабельности; инвестиционная деятельность в большинстве случаев ориентирована на краткосрочные результаты;

г) «аутсайдеров» (30—40 %) — ориентация на внутренний рынок, низкая эффективность и отсутствие систематического планирования инвестиционной деятельности.

Необходимо отметить, что в условиях кризиса многие компании вынуждены сворачивать свои инвестиционные программы. Вместе с тем для отечественных предприятий современный финансовый кризис имеет и положительные эффекты, среди которых: снижение издержек заработной платы, аренды, перераспределение ресурсов вследствие ухода с рынка малоэффективных предприятий, что позволяет более эффективным предприятиям, имеющим четкие планы долгосрочного развития, использовать складывающиеся тенденции в своих интересах, выстроить инвестиционную политику в четком соответствии с реалиями рынка.

Целью текущей модернизации российской экономики являются повышение конкурентоспособности продукции и технического уровня отечественного производства, обеспечение выхода инновационной продукции и высоких технологий на внутренний и внешний рынки, замещение импортной продукции. Исходя из этого, представляется возможным выделить десять главных направлений модернизации экономики России, связанных с инновационным развитием промышленности (табл. 2). В данном случае целесообразно говорить о создании промышленной системы как совокупности самостоятельных и взаимосвязанных секторов, включающих предприятия, промышлен-

Таблица 2

Характеристика основных направлений модернизации в сфере промышленного производства

Направление модернизации Сущность изменений Методы реализации

Материально-техническое Техническое обновление устаревшей материальной базы промышленного производства Проведение инвентаризации существующей материальной базы промышленного производства и в соответствии с этим осуществление модернизации, реконструкции, создание, приобретение новой техники, технологий и оборудования

Ресурсное Формирование ресурсного потенциала экономики для обеспечения непрерывного инновационного развития промышленных предприятий Комплексный подход к планированию и эффективному обеспечению материальными, трудовыми, финансовыми, информационными ресурсами инновационных проектов промышленных предприятий для создания прорывных инновационных технологий и выпуска инновационной продукции, востребованной рынком

Структурное Перестройка структуры экономики, заключающаяся в сокращении доли сырьевых отраслей и соблюдении баланса и пропорций между промышленным и финансовым секторами Исследование и изучение рынка в целях определения конъюнктуры и формирования прогнозов о тенденциях развития перспективных отраслей, осуществление планирования новых направлений инновационного развития традиционных отраслей промышленности и создание принципиально новых отраслей

Окончание табл. 2

Направление модернизации Сущность изменений Методы реализации

Научно-образовательное Развитие научно-образовательной сферы для подготовки высококвалифицированных специалистов промышленных предприятий на основе предоставления возможностей для развития творческого потенциала, профессиональных навыков, склонности к инженерной работе и научной деятельности Создание прочных корпоративных связей науки и образования с производственным сектором, развитие научно-исследовательских подразделений в вузах и создание инфраструктуры коммерциализации технологий, подготовка высококвалифицированных специалистов «под заказ» промышленных предприятий

Институциональное Формирование национальной инновационной системы как комплекса институтов правового, финансового, информационного, социального характера, обеспечивающих взаимодействие образовательных, научных, предпринимательских и некоммерческих организаций и структур Развитие государственной инициативы по формированию институтов инновационного развития экономики, закрепление основных положений по развитию инновационной деятельности промышленных предприятий в нормативных документах, применение кластерного подхода к развитию регионов, инициирование организационных изменений в промышленном производстве, повышение эффективности деятельности созданных госкорпораций в сфере инноваций, формирование индикативного планирования, обеспечивающего взаимодействие бизнеса, власти и общества на основе выявления их интересов и согласования долгосрочных стратегий

Инфраструктурное Создание сети организаций, способствующих развитию инновационной деятельности и формирующих инновационную инфраструктуру для обеспечения производственно-технологической, консалтинговой, финансовой, кадровой, информационной, маркетинговой поддержки Формирование наукоградов, технопарков, бизнес-инкубаторов, технико-внедренческих зон, зон развития новых и высоких технологий, консалтинговых центров, венчурных фондов, центров трансфера технологий, центров научно-технической информации, региональных информационных сетей

Приоритетное Увеличение удельного веса в экономике тех отраслей, которые являются катализатором экономического развития: наукоемкие, высокотехнологичные отрасли формирования инновационной модели развития России Закупка лицензий, ноу-хау, патентов, проведение консультаций по вопросам создания и внедрения наукоемких технологий, формирование государственного заказа на инновации наукоемких и высокотехнологичных отраслей, целевое финансирование инновационных проектов в этих отраслях, разработка механизмов льготного и внеочередного патентования и лицензирования новых продуктов и технологий, созданных данным сектором экономики

Стимулирующее Разработка и внедрение в практическую деятельность промышленных предприятий стимулирующих воздействий для повышения инновационной активности Разработка и применение действенных стимулов для возрождения инновационной активности промышленных предприятий: налоговых, финансовых, кредитных, административных

Экспортно ориентирующее Увеличение структуры экспорта промышленной продукции и технологий с ориентацией на экспорт инновационной продукции с высокой добавленной стоимостью Использование государством финансовых и законотворческих инструментов в сфере стимулирования экспорта промышленной инновационной продукции, использование различных форм субсидирования, предоставление государственных гарантий, льгот по участию в международных специализированных выставках, формирование благоприятного таможенного режима и системы налогообложения экспорта инноваций, развитие имиджевой политики государства на основе создания экспортных агентств для поддержки экспорта инноваций

Реформаторское Реформирование системы экономических отношений таким образом, чтобы конкурентные преимущества переходили к предпринимателям-инноваторам, организующим свое дело на основе инновационного обновления Снижение рисков инновационного поведения инноваторов, стимулирование развития малого инновационного предпринимательства, предоставление информации о перспективных инновационных проектах для предпринимателей и обеспечение льготного их участия, формирование инновационной культуры предпринимательства

Источник: разработано автором.

ные ассоциации, группы совместных предприятий, производственные объединения, сосредоточенные на определенной территории в целях осуществления максимально эффективного производственного процесса на основе развития инновационной деятельности для создания потребительских благ и средств производства, реализации социальной функции и повышения качества жизни населения. Представляется, что наиболее эффективно процесс формирования промышленной системы в условиях инновационного развития может осуществляться в условиях создания промышленно-инновацион-ных кластеров в регионах, которые способствуют наращиванию синергетического эффекта инновационной деятельности участников кластера в процессе реализации инновационных проектов. Схема формирования промышленной системы в условиях модернизации национальной экономики на основе реализации кластерной стратегии инновационного развития представлена на рис. 2.

В России пока еще не сложилась система создания мотивации и механизмов для стимулирования инновационной активности промышленных предприятий. Для решения данного вопроса необходимо учитывать предыдущий опыт рыночного стимулирования и современное положение

Источник: разработано автором.

Рис. 2. Формирование промышленной системы в условиях модернизации национальной экономики (организационно-функциональный подход)

42 -

предпринимательства в условиях инновационного развития экономики. Отражая объективный процесс интеграции науки, бизнеса и государства, кластерный подход призван сыграть свою роль в консолидации инновационного направления развития, перестройке управления производством, стать ведущим элементом структурной перестройки рыночного хозяйственного механизма, внести весомый вклад в укрепление производственного, научного и экспортного потенциала экономики. В связи с этим в инновационной сфере возникает необходимость консолидации и интеграции крупных предприятий с малыми и средними фирмами на основе формирования корпоративных сетей и создания инновационных кластеров.

Особенностью современного этапа формирования промышленной системы является инновационное развитие инфраструктурных элементов, которые представлены научными лабораториями, специальными научно-исследовательскими подразделениями, обеспечивающими высокий уровень научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). В масштабах осуществления модернизации российской промышленности в регионах активно развивается инфраструктурное направление, реализация которого позволит создать

элементы инновационной инфраструктуры в регионах для оказания поддержки инновационному предпринимательству. В Краснодарском крае на базе Кубанского государственного университета созданы и успешно развиваются такие элементы инновационной инфраструктуры, как технопарк и университетский бизнес-инкубатор. В настоящий момент разрабатывается концепция формирования инновационного кластера в регионе на базе университетского бизнес-инкубатора, который с января 2011г. приступил к реализации стратегии коммерциализации инновационных идей малых предприятий. Формирование

механизма управления коммерциализацией результатов научно-инновационных проектов в университетском бизнес-инкубаторе предполагается осуществить на основе развития сетевой модели малых инновационных предприятий на Юге России в тесном сотрудничестве и взаимодействии со средними и крупными промышленными предприятиями. В данном направлении приоритетное значение приобретает стратегия формирования промышленно-инновационных кластеров в регионе. Промышленно-инновационный кластер представляет собой сеть производственных предприятий, инфраструктурных компаний, научно-исследовательских учреждений, рыночных институтов и потребителей, объединенных общими инновационными целями. Как правило, в основе кластерного подхода к развитию региона лежит отраслевой принцип, т. е. региональный кластер имеет тесную связь с региональной промышленностью. Однако в условиях инновационной экономики кластеры создаются для формирования нового профиля региональной экономической системы, который создает новые конкурентные преимущества и новую отраслевую конфигурацию региона. Отраслевая структура в данном случае является механизмом реализации стратегических

Структура механизма стимулирования инновационной активности предприятий

Факторы формирования

Экономические

Социальные

Культурные

Формы стимулирования

Федеральная Региональная Предпринимательская

Способы

стимулирования

Содействие

коммерциализации

Продвижение инновационных

продуктов и технологии

Заинтересованность экономических субъектов в результатах инновационной деятельности

Инструменты стимулирования

■ Финансовые

■ Организационные • Информационные

■ Инфраструктурные

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ Маркетинговые

_ Ускорение трансфера

технологий

Источник: разработано автором. Рис. 3. Структура механизма стимулирования инновационной активности современных

предприятий

целей развития региона, повышения качества использования региональных ресурсов [2]. В условиях кластерного развития региональной экономики усиливается действие механизма стимулирования инновационной активности всех участников про-мышленно-инновационного кластера.

Противоречивость интересов участников инновационного кластера разрешается в механизме реализации цели инновационного развития — с помощью экономических стимулов, которые являются конкретными формами проявления и движения экономических интересов. Причем стимулирование выступает «звеном механизма» реализации экономических интересов участников кластера. Основная задача стимулирования состоит в том, чтобы найти такое сочетание стимулов, которое позволило бы наиболее эффективно воздействовать на систему ценностных ориентаций всех участников и комплексно осуществить инновационное развитие национальной экономики. Осуществление интересов происходит посредством использования объективно существующих форм федеральных, региональных и предпринимательских стимулов в их единстве. Стимулы характеризуются как побудительные силы, которые заложены в системе производственных отношений участников

инновационного процесса, и формируются под влиянием экономических, социальных и культурных факторов внешней и внутренней среды. Структура механизма стимулирования инновационной активности современных предприятий представлена на рис. 3.

На основе анализа существующей ситуации в российской промышленности можно определить основные стимулы для активизации инновационной деятельности промышленных предприятий, осуществляющих взаимодействие с малыми, средними предприятиями и универси-

- 43

Методы стимулирования

— Персонифицированный

— Комплексный

— Кластерный

Виды стимулов

Экономические Социальные Имиджевые Комбинированные

Мотивы

Стимулы

Развитие инновационной деятельности всех участников промышленно-инновационного кластера

На обеспечение конкурентоспособности и достижение целей устойчивого развития каждого участника кластера

На достижение целей инновационного развития национальной экономики в условиях модернизации

Мотивы

Стимулы

тетской наукой в условиях реализации кластерной стратегии развития национальной экономики.

Особенностью стимулирования инновационной активности промышленных предприятий в условиях кластерного развития является формирование интеграционного механизма взаимодействия всех участников инновационного процесса, каждый из которых имеет возможность реализовать свои экономические интересы в результате достижения общих целей инновационного развития. Механизм реализации экономических интересов участников промышленно-инновационного кластера на основе стимулирования инновационного развития представлен на рис. 4. Промышленные предприятия в данном контексте выступают не только ядром промышленно-инновационного кластера, но и выполняют функцию промышленных площадок для апробации и внедрения инновационных продуктов и технологий, созданных малыми инновационными предприятиями. Для реализации целей инновационного развития промышленных предприятий целесообразно использовать комплексный подход к стимулированию инновационной активности всех участников промышленно-инновационного кластера и разработать систему мероприятий по следующим направлениям:

• формирование государством экосистемы поддержки и развития инноваций;

• географическая локализация преференций для инновационных компаний;

• объединение усилий институтов развития для реализации прорывных инновационных проектов;

44

8

И 3 я

^

я а

л и

:=

«

Я О и = №

и И

в в

а О

и ^ р & О н

я >

% я

о -&

X о И

X 3

т я

^ а

я ^

= н

в л

^

Й

Рис. 4. Механизм реализации экономических интересов участников про-мышленно-иннова-ционного кластера на основе стимулирования инновационного развития

создание технологических платформ в качестве инструмента стимулирования инновационного развития на основе консолидации усилий науки, бизнеса и государства для реализации инновационных проектов; создание федеральных и региональных инновационных площадок для осуществления государственной поддержки развития инновационной инфраструктуры в федеральных вузах и развития кооперации российских вузов с промышленными предприятиями; оптимизация таможенных процедур для обеспечения поддержки экспорта инноваций; целенаправленная динамика перемещения трудовых ресурсов в инновационном бизнесе для обеспечения стартапов высокопрофессиональными кадрами и ускорения процессов обмена опытом инновационного развития между участниками кластера; информационное обеспечение инновационной деятельности участников кластера для реализации новых организационных изменений в условиях развития информационной эпохи; формирование социального капитала в рамках инновационного кластера как инструмента для мобилизации ресурсов всех участников кластера; развитие маркетинговых технологий для продвижения инновационных продуктов и ускорения диффузии инноваций; создание системы субконтрактации на основе формирования единого информационного ресурса предприятий кластера для размещения заказов;

• формирование культуры взаимоотношений между участниками инновационного кластера для развития системы взаимоотношений и ускорения процессов сотрудничества в инновационной сфере.

Характеристика стимулирующих воздействий по основным направлениям развития инновационной деятельности промышленных предприятий в условиях формирования инновационного кластера в регионе представлена в табл. 3.

Дополнительным стимулом для активизации инновационного развития промышленных предприятий в условиях формирования инновационного кластера

в регионе становится совместная деятельность с малыми и средними предприятиями в реализации крупномасштабных мегапроектов национального и регионального уровней: создание сети платных дорог, совместных производств в микробиологической, электротехнической, коммуникационной, научно-технической сферах. Участие в таких проектах позволит предприятиям сформировать стабильный портфель заказов на свои продукты и услуги, обеспечит поступление целевого финансирования в рамках реализации федеральных и региональных программ, создаст возможность для стратегического планирования инновационной деятельности.

Таблица 3

Стимулирование инновационной активности промышленных предприятий в условиях формирования инновационного кластера в регионе

Направления стимулирования Механизм реализации Ожидаемые результаты для промышленных предприятий

1.Формирование государством экосистемы поддержки и развития инноваций 1. Создание элементов инновационной инфраструктуры для поддержки инновационного предпринимательства. 2. Формирование институциональной среды для развития инноваций. 3. Создание правовой основы для развития инновационного предпринимательства 1. Создание в экономике страны необходимой инфраструктуры информационных коммуникаций для ускорения процессов обмена знаниями между промышленными предприятиями и другими участниками кластера. 2. Получение промышленными предприятиями правовой, финансовой, информационной поддержки государства

2. Географическая локализация преференций для инновационных компаний 1. Распространение сколковского рая для инновационного бизнеса в регионы. 2. Формирование венчурных фондов в регионах. 3. Разработка стратегий инновационного развития регионов с реальным финансовым обеспечением инновационных проектов 1. Возможность для промышленных предприятий стабильно осуществлять разработку и внедрение инноваций в условиях сотрудничества с малыми, средними предприятиями и научными организациями. 2. Формирование системы индикативного планирования в регионе. 3. Возможность использования инновационного потенциала региона для собственного развития

3. Объединение усилий институтов развития для реализации прорывных инновационных проектов 1. Создание институтов защиты промышленной собственности и авторского права. 2. Формирование инфраструктуры, обеспечивающей доступ промышленным предприятиям к необходимым финансовым и информационным ресурсам. 3. Вовлечение в финансирование инновационного развития промышленных предприятий частных инвесторов, предоставляющих не только капитал, но и необходимые компетенции 1. Развитие экономической и социальной инфраструктуры для успешной реализации инновационных проектов. 2. Содействие развитию внешнеэкономической деятельности инновационных промышленных предприятий. 3. Устранение региональных дисбалансов в развитии (поддержка инновационных проектов в сфере энергосбережения, транспортной инфраструктуры)

4. Создание технологических платформ 1. Определение приоритетов в проведении НИ-ОКР и распределение заданий. 2. Выстраивание научной кооперации в рамках кластера и определение возможных консорциумов. 3. Консолидация ресурсов науки, бизнеса и государства на приоритетных направлениях инновационного развития. 4. Реализация стратегических приоритетов инновационного развития промышленности. 5. Проведение мониторинга проблем инновационной интеграции и выбор приоритетов развития 1. Улучшение бизнес-среды и системы взаимоотношений для обмена информацией и знаниями. 2. Формирование и стимулирование спроса на инновационную продукцию промышленных предприятий. 3. Улучшение качества подготовки кадров с учетом необходимых технических компетенций. 4. Финансовая поддержка реализации инновационных проектов промышленных предприятий. 5. Расширение возможностей для выхода на мировой рынок с инновационной продукцией

Продолжение табл. 3

Направления стимулирования Механизм реализации Ожидаемые результаты для промышленных предприятий

5. Формирование федеральных и региональных инновационных площадок 1. Разработка и внедрение новых методов образования на основе компетентностного подхода под заказ промышленных предприятий. 2. Внедрение инновационных образовательных программ, новых профилей и методик. 3. Реализация новых механизмов, форм и методов управления образованием на разных уровнях. 4. Формирование сетевого взаимодействия образовательных организаций для реализации цели инновационного развития 1. Возможность формирования инновационной команды промышленных предприятий для реализации инновационных проектов совместно с ведущими вузами. 2. Привлечение высокопрофессиональных специалистов в высокотехнологичный сектор промышленности. 3. Возможность использования интеллектуального потенциала науки для развития инновационной деятельности промышленных предприятий. 4. Создание спроса на научные достижения и образование высочайшего уровня, что позволит вернуть моду на интеллект

6. Формирование культуры взаимоотношений между участниками кластера 1. Создание системы защиты контрактов участников инновационного процесса. 2. Формирование правового регулирования распределения прав собственности на инновационные продукты и технологии (достигается на основе разработки единых стандартов для участников кластера и типового регламента взаимоотношений между предприятиями) 1. Построение системы взаимоотношений на основе общих ценностей и принципов инновационного развития. 2. Урегулирование прав собственности на инновационные продукты и изобретения между участниками кластера

7. Формирование системы субконтрактации 1. Создание единого информационного ресурса предприятий кластера об имеющихся в их распоряжении технологических возможностях для размещения заказов. 2. Создание холдинговых структур в приоритетных отраслях промышленности 1. Возможность для промышленных предприятий активнее задействовать имеющиеся ресурсы и снизить затраты на поддержание и развитие технологической базы. 2. Взаимовыгодное сотрудничество в вопросах совместного использования технических средств и оборудования, совместное приобретение дорогостоящей техники и технологий

8. Формирование социального капитала в рамках инновационного кластера [3] 1. Развитие и использование социальных медиа как эффективного ресурса для формирования социального капитала в рамках инновационного кластера. 2. Оптимизация стратегии и тактики деловых переговоров на основе формирования ценностной ориентации инновационной деятельности участников кластера. 3. Создание системы «корпоративного управления» внутри кластера на основе следования принципам и ценностям инновационного развития экономики. 4. Развитие сети экономических и социальных связей, скрепленной каналами поступления информации, общими правилами ее интерпретации и образцами поведения 1. Укрепление доверия между участниками инновационного кластера. 2. Обеспечение распространения инноваций на основе ускорения адаптации потребителей к новым инновационным продуктам промышленных предприятий. 3. Возможность эффективной реализации инновационных проектов с учетом коммерциализации и тиражирования инновационных идей. 4. Создание репутации промышленным предпри-ятиям-инноваторам на внутреннем и внешнем рынке. 5. Снижение производственных и трансакционных издержек

9. Оптимизация таможенных процедур для обеспечения поддержки экспорта инноваций 1. Оформление внешнеторговых операций с инновационными продуктами электронным способом. 2. Введение благоприятного таможенного режима для ввоза и вывоза образцов инновационной продукции. 3. Повышение порога оформления паспорта сделки по внешнеторговым операциям инновационных компаний с 5 тыс. долл. до 50—100 тыс. долл. 1. Ускорение реализации инновационной продукции промышленных предприятий на внешнем рынке. 2. Ориентация на экспорт готовой инновационной продукции, а не сырья, что дополнительно стимулирует развитие высокотехнологичных и перерабатывающих производств

Окончание табл. 3

Направления стимулирования Механизм реализации Ожидаемые результаты для промышленных предприятий

10. Развитие маркетинговых технологий для продвижения инновационных продуктов и ускорения диффузии инноваций 1. Использование современных методов интерактивного взаимодействия разработчиков инновационной продукции с потенциальными потребителями. 2. Внедрение автоматизированной системы статистической и экспертной обработки результатов маркетинговых исследований. 3. Разработка и внедрение технологий инновационного маркетинга в практику промышленных компаний 1. Достижение синергетического творческого эффекта при разработке инноваций и снижение барьеров их информационного и психологического восприятия. 2. Выявление существующих у потенциальных потребителей проблем, которые могут быть решены за счет разработки и выпуска инновационной продукции. 3. Формирование заказа для проведения НИОКР, результаты которых позволят создать инновационную продукцию и разработать инновационные технологии

Таким образом, в настоящее время в российской экономике накапливается критический объем инструментов поддержки инновационной сферы, однако механизм стимулирования инновационной активности промышленных предприятий еще далек от совершенства: остаются нерешенными вопросы применения налоговых льгот, не созданы свободные экономические зоны для льготного развития инновационного предпринимательства, не закончено формирование институциональной основы инновационного развития экономики. В сложившихся условиях целесообразно развивать имеющиеся направления стимулирования инновационной активности промышленных предприятий с учетом целевого характера финансирования приоритетных отраслей и секторов промышленности и персонифицированной поддержки прорывных инновационных проектов.

Список литературы

1. Алексеев А. Структура инвестиций в основной капитал: насколько она передовая? /А. Алексеев, Н. Кузнецова // Экономист. 2010. № 3. С. 6-19.

2. Никулина О. В. Управление инновационным развитием предприятия. Краснодар: Экоин-вест, 2009.

3. Никулина О. В., Покуль В. О. Маркетинговая концепция реализации инновационных идей // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. № 24. С. 37-44.

4. Сухарев О. С. Экономическая политика и развитие промышленности. М.: Финансы и статистика, 2011.

5. Федеральная служба государственной статистики (Росстат): официальный сайт. URL: http://www.gks.ru.

Московская Высшая Школа Экономики 20 лет лицензиям 000002, А 306208 ФИНАНСОВЫЙ ИНСТИТУТ Аккредитация 010300

ИНСТИТУТ ПРОФБУХГАЛТЕРОВ И АУДИТОРОВ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВТОРОЕ ОБРАЗОВАНИЕ за 8 месяцев (ГОСДИПЛОМ)

УМЦ № 420, УМЦ № 611 Организованная сдача экзаменов Аттестат • Профессиональный бухгалтер • Профбухгалтер по МСФО • Профбухгалтер бюджетных учреждений • Финансовый директор • Внутренний аудитор • Налоговый эксперт-консультант • Общий аудит. Аттестат Минфина РФ Повышение квалификации профессиональных бухгалтеров и аудиторов - 20 программ 911-93-07 * БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ * МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ • ФИНАНСЫ И КРЕДИТ Обучение: • дневное; • вечернее; • заочное; • группы выходного дня. 911-09-65 * Бухгалтерский учет и аудит * Управление финансами * МСФО (Диплом АССА, Великобритания) * Организация предпринимательской деятельности * Организация маркетинговой деятельности и управление продажами * Организация и управление кадровой службы * Менеджмент туризма и гостеприимства * Менеджмент рекламного дела * Менеджмент внешнеэкономической деятельности и таможенного дела * Менеджмент страхового дела * Психология и управление персоналом 912-44-92

Занятия рядом с м. Таганская, м. Автозаводская, м. Пролетарская (ул. Воронцовская, 21) www.mos-econ.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.