управление
инновационным развитием промышленных предприятий в условиях формирования инновационного кластера в регионе*
О. В. НИКУЛИНА,
кандидат экономических наук,
доцент кафедры мировой экономики
Е-mail: Olgafinans@mail. ш
К. И. ШЕВЧЕНКО,
младший научный сотрудник
Е-mail: Ksunek_07@mail. ш
Кубанский государственный университет
Раскрыты актуальные проблемы развития деятельности промышленных предприятий в условиях модернизации российской экономики. Предложен механизм управления инновационным развитием промышленного предприятия в условиях формирования инновационных кластеров в регионе. Данная концепция разработана для реализации проекта, призванного помочь в формировании научно-методического обеспечения университетского бизнес-инкубатора для реализации инновационных проектов Юга России.
Ключевые слова: промышленность, предприятие, управление, инновационное развитие, инновационная активность, кластер, инновационный проект.
В условиях модернизации российской экономики вопросы развития отечественных промышленных предприятий приобретают особую актуальность, которая обоснована необходимостью применения новейших инновационных стратегий, основанных на использовании научно-технических достижений российских ученых. Высокий уровень конкуренции на мировом рынке в посткризисный
* Работа подготовлена в рамках аналитической ведомственной программы «Развитие научного потенциала высшей школы», проект «Формирование научно-методического обеспечения университетского бизнес-инкубатора для реализации инновационных проектов Юга России» (регистрационный номер 2.2.2.4/4422).
38 -
период стимулирует развитие инновационных процессов, предъявляет дополнительные требования к формированию институциональной среды и заставляет промышленные предприятия активно применять инновации, что на практике выражается в разработке и применении новых методов и подходов к управлению инновационным развитием предприятия.
Актуальной представляется разработка методологических подходов к формированию механизма управления инновационным развитием промышленных предприятий в условиях формирования инновационного кластера в регионе как основы создания национальной инновационной системы. При этом необходимо решить следующие задачи: проанализировать динамику развития промышленности России и определить возможности для инновационного развития промышленных предприятий; оценить инновационный потенциал промышленных предприятий для разработки эффективного механизма управления их инновационным развитием; обосновать необходимость применения кластерного подхода к инновационному развитию промышленных предприятий; раскрыть особенности формирования инновационного кластера в регионе на основе развития инновационной деятельности в Краснодарском крае на базе Кубанского государственного
Таблица 1
Динамика основных экономических показателей и темпы роста промышленного производства по отраслям за период 1999—2004 гг. (в % к предыдущему периоду)
Показатель 1999 2000 2001 2002 2003 2004
Валовой внутренний продукт 106,4 110,0 105,0 104,7 107,3 108,7
Инвестиции в основной капитал 105,3 117,4 108,7 102,6 112,5 112,5
Промышленность, всего 111,0 111,9 104,9 104,0 107,0 106,1
В том числе: электроэнергетика 101,0 102,0 102,0 99,3 101,0 100,3
топливная промышленность 102,0 105,0 106,0 107,8 109,3 107,3
черная металлургия 117,0 116,0 99,8 103,0 108,9 105,0
цветная металлургия 110,0 115,0 105,0 106,0 106,2 103,6
химическая и нефтехимическая 121,0 115,2 106,5 102,2 105,4 107,4
машиностроение и металлообработка 117,0 120,0 107,0 102,0 109,4 111,7
легкая промышленность 112,0 121,0 105,0 96,6 97,7 92,5
пищевая промышленность 104,0 114,0 108,0 106,5 105,1 104,0
Источник: составлено авторами на основе данных Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www. gks. ru.
университета; разработать механизм управления инновационным развитием промышленного предприятия в условиях создания и функционирования инновационного кластера в регионе.
Состояние любой отдельно взятой национальной промышленности в условиях глобализации в значительной степени характеризует политическую роль этого государства в мире, его место в мировом разделении труда, степень общественной социальной стабильности и качество жизни населения этого государства. Поэтому перед экономикой России стоят важные задачи, решение которых требует целенаправленного проектирования и реализации комплексной стратегии инновационного развития промышленного производства, которая обеспечит адекватное мировым тенденциям научно-технологическое развитие страны.
Развитие промышленных предприятий в российской экономике оценивается в экономической литературе весьма неоднозначно и во многом объясняется спецификой развития данной отрасли в народном хозяйстве. Промышленное производство является наиболее консервативной и инерционной сферой деятельности, однако динамика его развития определяет успех и процветание национальной экономики. Именно поэтому государство, активно развивающее свою экономику, должно уделять первоочередное внимание национальному научно-производственному комплексу.
В период экономических реформ в 1990-е гг. в промышленном производстве произошли серьезные трансформационные процессы, оказавшие негативное влияние на дельнейшее развитие российской экономики. В условиях необоснованной либерализации цен, быстро растущей инфляции, разрушения межфирменных связей резко сокра-
щалось промышленное производство, и снижались инвестиции в национальную экономику. Спад платежеспособного внутреннего спроса, отсутствие интереса внешних и внутренних инвесторов, нехватка государственных ресурсов для поддержки обновления технологий в промышленности и использования имеющихся производственных мощностей способствовали разрушению научно-производственного комплекса страны. В этот период особенно пострадали предприятия машиностроения, легкой промышленности, электроэнергетики и оборонно-промышленного комплекса, многие из них были закрыты или перепрофилированы. Согласно данным государственной статистики [7] за последнее десятилетие XX в. производство электроэнергии сократилось на 25 %, темпы роста в машиностроении снизились на 38 %, а в легкой промышленности падение составило рекордные 85 %. Мировой финансовый кризис 1998 г. вызвал дополнительное сокращение производства на 4,8 % при быстром скачке инфляции на 84 % [17]. Однако именно с этого момента многие аналитики начинают новый отсчет в становлении и развитии национальной промышленности. Представленные в табл. 1 данные свидетельствуют о постепенном развитии промышленного производства в период 1999-2004 гг.
Как видно, представленные отрасли промышленности демонстрируют стабильное развитие после кризисного 1998 г. Только в легкой промышленности наблюдается незначительное снижение темпов роста в 2002—2004 гг. Данный период в национальной экономике ученые называют периодом роста [11], который объясняют благоприятными изменениями мировой конъюнктуры на рынках углеводородного сырья и металлов, однако отме-
- 39
Таблица 2
Основные экономические показатели и темпы роста промышленного производства по отраслям за период 2005—2010 гг. (в % к соответствующему предыдущему периоду)
Показатель 2005 2006 2007 2008 2009 2010, 1-е полуг.
Валовой внутренний продукт 106,4 106,7 108,1 107,3 90,1 117,4
Инвестиции в основной капитал 110,9 116,7 122,7 109,9 83,8 101,3
Промышленность, всего 105,1 106,3 106,3 102,1 90,7 110,2
В том числе: добывающая промышленность 101,4 102,5 101,9 100,2 99,4 105,8
обрабатывающая промышленность 107,6 108,3 109,5 103,2 84,8 114,3
металлургическое производство 107,0 109,8 102,1 99,8 85,3 119,2
химическая и нефтехимическая 104,1 104,8 106,0 95,8 93,1 119,5
производство машин и оборудования 99,7 109,4 119,1 104,0 68,5 121,0
лесная промышленность 107,1 103,6 106,2 101,4 79,3 111,9
легкая промышленность 103,6 112,1 98,7 95,5 83,8 112,9
пищевая промышленность 106,6 107,0 106,1 101,1 99,4 105,2
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 100,9 104,9 99,8 101,4 96,1 105,6
Источник: составлено авторами на основе данных Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www. gks. ru.
чают при этом высокую зависимость экономики от экспорта узкого круга сырьевых товаров, весьма ограниченных в возможности наращивания физических объемов добычи. Анализ развития промышленного производства в период 2005—2010 гг. показывает, что динамика роста всех показателей существенно снизилась в 2009 г. (табл. 2). Резкое снижение темпов роста промышленного производства произошло в конце 2008 г. и продолжилось до середины 2009 г., что объясняется общеэкономической кризисной ситуацией в стране и в мире.
Финансово-экономический кризис 2008 г. затронул в российской экономике практически все отрасли промышленности. Большое количество предприятий малого и среднего бизнеса оказались отрезаны от кредитных денег, что в существенной мере осложнило их положение в условиях кризиса. Сложившаяся ситуация заставила обратить внимание на необходимость изменения пропорций и механизмов функционирования финансового и реального секторов в пользу последнего.
Без приоритетного развития промышленного сектора экономики невозможно обеспечить в полной мере конкурентоспособность страны на мировых рынках, причем в данном случае требуется комплексное развитие всех отраслей с учетом инновационной направленности на основе разработки единой стратегии инновационного развития национальной экономики. В период кризисов особенно остро проявляется потребность в ресурсосберегающих технологиях и новых видах продукции, возникает необходимость в целесо-
образном производстве и разумном потреблении, обостряются проблемы безработицы. Основой возрождения и выхода из кризисных ситуаций становится поддержка научных исследований и инноваций, что в свою очередь способствует созданию рабочих мест, формированию благоприятной инфраструктуры, улучшению общей обстановки в регионах. В сложившихся условиях становится очевидным, что нельзя повысить национальную конкурентоспособность без модернизации, предусматривающей технологическое обновление реального сектора экономики и инновационное развитие промышленных предприятий.
В начале XX в. Й. Шумпетер разработал теорию экономического развития, базирующуюся на распространении инноваций предпринимателями, в качестве которых рассматривал бизнесменов-новаторов, развивающих новое производство или применяющих новые технологии [18]. В теории Й. Шумпетера обоснован механизм проведения промышленной политики путем кредитной эмиссии под инновационные проекты.
Питер Ф. Друкер определил в качестве движущей силы экономики предпринимательский менеджмент, называя его «новой технологией», которая полностью обеспечивает «новое приложение знаний к работе человека» [3, с. 28]. Он считал отдельные отрасли промышленности двигателем длительного роста экономики после Второй мировой войны, акцентируя внимание на инновационной деятельности как особом инструменте, позволяющем предпринимателю использовать перемены и
превращать их в новые возможности для открытия нового бизнеса и оказания новой услуги.
Современные российские ученые считают возможным переход к инновационному развитию только на основе создания новой технологической базы, ключевым моментом в создании которой должно стать формирование и эффективное использование инновационного потенциала промышленных предприятий [6, 11].
Динамика развития российской промышленности в течение последних 20 лет на фоне неэффективной экономической политики государства свидетельствует о проблемах, связанных с формированием и использованием инновационного потенциала промышленных предприятий. Для комплексного изучения проблемы необходимо
совершенствование категориального, понятийного и практического экономико-управленческого инструментария реализации методологии управления инновационным развитием промышленных предприятий на основе формирования инновационного потенциала. Прежде всего, необходимо из многочисленных определений самого понятия «инновационный потенциал» выбрать то, которое наилучшим образом подходит для настоящего исследования. В табл. 3 представлены различные подходы к определению инновационного потенциала.
Анализ представленных определений позволяет сделать вывод о специфическом содержании инновационного потенциала, суть которого сводится к двум основным моментам:
Таблица 3
Подходы к определению инновационного потенциала в современной экономической литературе
Автор Определение Комментарий
Ахметова Н. Н.[1], Базилевич А. И.[2] Совокупность различных видов ресурсов, включающая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности Инновационный потенциал определен с точки зрения ресурсного подхода к осуществлению инновационной деятельности без уточнения специфики экономического субъекта
Поршнев А. Г., Румянцева З. П., Соломатин Н. А.[13], Фатхутдинов Р. А.[14] Мера готовности выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной инновационной цели, т. е. мера готовности к реализации проекта или программы инновационных стратегических изменений Инновационный потенциал рассматривается как определенное состояние готовности к инновационной деятельности, выражающейся в форме реализации инновационного проекта или стратегии
Кокурин Д. И.[5] Неиспользованные скрытые возможности накопленных ресурсов, которые могут быть приведены в действие для достижения целей экономических субъектов Инновационный потенциал представлен как определенные «статические» возможности, которые могут быть использованы экономическими субъектами в определенных целях без определения побуждающих мотивов к инновационной деятельности
Фияксель Э. А.[16] Совокупная характеристика, отражающая способность объекта к созданию, внедрению и коммерциализации инноваций на микро-, мезо — и макроуровнях (предприятие, регион, комплексные институты, национальная экономика) Комплексный подход к определению инновационного потенциала, затрагивающий все уровни его использования, но не отражающий динамику его формирования и накопления
Жиц Г. И.[4] Система ресурсного обеспечения функционирования макросистемы на уровне, соответствующем мировому или выше него Инновационный потенциал рассматривается как ресурсный потенциал обеспечения инновационной деятельности на макроуровне
Федосеев А. Н., Васильева Е. В.[15] 1. В узком смысле: совокупность имеющихся у предприятия средств, возможностей для использования нововведений в производственной, финансовой, управленческой и коммерческой деятельности в соответствии с базовыми целями его развития. 2. В широком смысле: отношения, возникающие на микроуровне между работниками для достижения базовых целей предприятия, заложенных в стратегии его развития, при условии наличия инновационных возможностей, которые создаются за счет других компонентов потенциала. 3. Совокупность возможностей и способностей для достижения целей инновационного развития Инновационный потенциал раскрыт на основе сочетания возможностей и способностей предприятия, а также рассматривается в широком смысле как система отношений между работниками. При этом отсутствует комплексный подход к определению инновационного потенциала в условиях изменения внешней и внутренней среды предприятия
1) инновационный потенциал определяется с точки зрения ресурсного обеспечения инновационной деятельности;
2) инновационный потенциал рассматривается на разных уровнях использования как совокупность способностей и возможностей экономических субъектов для достижения целей инновационного развития.
Однако в представленных определениях не обоснована значимость накопления инновационного потенциала с точки зрения его целевого характера использования и с позиции необходимости его формирования и обновления в процессе развития инновационной деятельности, которая предусматривает постоянное осуществление изменений.
Поэтому целесообразно дать следующее определение инновационного потенциала с точки зрения необходимости обеспечения устойчивого развития инновационной деятельности промышленных предприятий: инновационный потенциал представляет собой совокупную характеристику, отражающую способность экономического субъекта к инновационному развитию в результате осуществления перманентного процесса формирования, накопления, изменения и обновления ресурсной базы для осуществления инновационной
инновационный потенциал
национальной экономики
г
Инновационный потенциал
регионов
1 г
Инновационный потенциал
промышленности
1 Г
Инновационный потенциал
промышленных предприятии
J 1 к г
Инновационный потенциал
научных организации
Инновационный потенциал промышленно-инновационных кластеров
ч
я
^
^
ч ч
& н
с: 8
Рис. 1. Структура инновационного потенциала
42 -
деятельности, системы отношений участников инновационного процесса с учетом реализации их экономических интересов и совокупности целевых установок, определяющих характер взаимодействия промышленного сектора с научными организациями с целью разработки и реализации комплексной стратегии инновационного развития промышленного производства и получения на этой основе экономического и социального эффекта.
В данном определении инновационный потенциал рассматривается как динамичная характеристика имеющихся и появляющихся возможностей предприятия для осуществления инновационной деятельности. Поэтому для оценки инновационного потенциала промышленных предприятий большое значение имеет определение наличия и динамизма наращивания (накопления) его составных элементов (рис. 1). Представленная структура инновационного потенциала демонстрирует сочетание трех принципов организационно-структурного формирования инновационного потенциала промышленного комплекса: территориального, отраслевого и корпоративного.
В современных условиях целесообразно рассматривать обязательное участие научных организаций в формировании инновационного потенциала, что свидетельствует о назревшей необходимости применения нового принципа построения взаимоотношений экономических субъектов в условиях инновационного развития экономики. Реализация крупных инновационных проектов возможна только на основе комплексного подхода, предусматривающего сочетание кластерного принципа построения промышленного комплекса и использования механизма государственно-частного партнерства. Использование инновационного потенциала научных организаций промышленными предприятиями региона в рамках реализации региональной инновационной политики позволит сформировать систему отношений между участниками инновационного процесса, которая будет положена в основу построения инновационного кластера в
X а
регионе. Это создаст дополнительные возможности для стимулирования инновационной активности промышленных предприятий в условиях модернизации национальной экономики.
Применение кластерного принципа для ускорения инновационного развития промышленности региона является необходимым базовым условием для структурирования научно-промышленного комплекса с учетом целевой инновационной направленности на основе объединения производственных предприятий (исследовательских, конструкторских, технологических и т. п.) и инфраструктурных организаций (маркетинговых, организационных, финансовых, учебных, сбытовых и т. п.).
Развитие процесса кластеризации обеспечит быструю диффузию инноваций в промышленном секторе, создаст условия для формирования малого инновационного предпринимательства, позволит участникам инновационного процесса максимально эффективно использовать инновационный потенциал региона для достижения инновационных целей своего развития. Механизм формирования кластеров в регионе осуществляется на основе соединения усилий и компетенций различных участников, к которым относятся промышленные предприятия по производству и переработке сырья, коммерческие организации по сбыту и реализации продукции, сервисные компании в сфере логистики, финансов, консалтинга, научно-исследовательские и учебно-образовательные учреждения, управляющие и регулирующие организации.
Практика показывает, что наиболее высокий уровень конкурентоспособности региона достигается за счет формирования инновационных кластеров. Основным моментом в определении инновационного кластера является наличие инновационной синергии всех участников, благодаря которой обеспечивается создание, капитализация и распространение инноваций. Ключевую роль в процессе формирования инновационного кластера играет интеграционное взаимодействие предприятий науки и образования с производственными предприятиями при поддержке государственных структур.
Наиболее эффективно процесс кластеризации осуществляется в регионах, которые активно создают инновационную инфраструктуру для подкрепления промышленного потенциала научно-инновационным и образовательным потенциалом. К числу регионов, активно развивающих инновационную инфраструктуру и имеющих положительный опыт формирования инновационного потенциала, относится Южный федеральный округ (ЮФО), в состав которого входит Краснодарский край. В табл. 4 представлены основные показатели, характеризующие инновационный потенциал ЮФО и входящего в его состав Краснодарского края.
К сожалению, в официальных данных Росстата до сих пор не присутствуют показатели инновационной активности экономических субъектов за период 2009 г. Однако представленные в табл. 4 показатели за период 2007—2008 гг. свидетельствуют о незначительном снижении общей динамики
Таблица 4
Основные показатели, характеризующие инновационный потенциал экономики России, ЮФО и Краснодарского края в 2007—2009 гг.
Показатель Россия ЮФО Краснодарский край
2007 2008 2009 2007 2008 2009 2007 2008 2009
Число организаций, выполнявших 3 957 3 666 — 355 321 — 68 60 56
научные исследования и разработки
Численность работников, выполнявших 801,1 761,3 — 36,7 33,6 — 6,9 6,5 6,4
исследования и разработки, тыс. чел.
Затраты на научные исследования 371,1 431,1 — 12,7 13,6 — 2,9 3,9 3,8
и разработки, млрд руб.
Затраты на технологические инновации, 234,1 307,2 — 14,6 18,7 — 1,5 1,2 1,1
млрд руб.
Инвестиции в основной капитал, млрд руб. 6716,2 8764,9 7930,3 696,8 916,4 943,5 229,7 332,5 358,0
Число созданных передовых производс- 780 854 897 39 34 35 9 10 8
твенных технологий
Инновационная активность организаций, 10,0 9,4 — 8,3 7,2 — 7,9 6,8 5,4
уд. вес
Объем инновационных товаров, работ, 4,6 5,0 — 2,1 5,0 — 1,1 2,1 2,1
услуг, % от общего объема отгруженных
товаров, выполненных работ, услуг
Источник: составлено авторами по данным Росстата и Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю [7—10, 12].
инновационной активности: сократилось число организаций, выполнявших научные исследования и разработки; снизился уровень инновационной активности организаций; сократилась численность работников, выполнявших научные исследования и разработки. При этом за рассматриваемый период произошло увеличение затрат на научные исследования и разработки, а также затрат на технологические инновации. Достаточно стабильная динамика показателей по количеству созданных передовых технологий и объему инновационных товаров, работ, услуг позволяет сделать вывод о целесообразности проведения мероприятий по активизации инновационной деятельности в ЮФО, и в частности в Краснодарском крае.
В результате проведенного исследования установлено, что в Краснодарском крае созданы благоприятные условия для формирования инновационного кластера, способного стать основой создания региональной инновационной системы. С этой целью проведено обследование научных учреждений, промышленных предприятий края, изучена законодательная база в области инновационного развития региона, проанализирована деятельность объектов инновационной инфраструктуры. Основные результаты, полученные в ходе предварительного этапа исследования, представлены в табл. 5.
В результате анализа существующей законодательной базы, мероприятий, проводимых
Таблица 5
Основные показатели, характеризующие возможность формирования инновационного кластера в Краснодарском крае
Показатель Характеристика инновационного потенциала Краснодарского края для формирования инновационного кластера
Законодательная поддержка инновационной деятельности в крае 1. Закон Краснодарского края от 05.04.2010 № 1946-КЗ «О государственной поддержке инновационной деятельности в Краснодарском крае». 2. Закон Краснодарского края от 30.06.1997 № 93-К3 «О науке (научной деятельности) и региональной научно-технической политике Краснодарского края». 3. Закон Краснодарского края от 29.04.2008 № 1465-КЗ «О стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года». 4. Постановления Законодательного собрания Краснодарского края от 26.01.2010 № 1735-П «Об инновационной деятельности в ФГОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет». 5. Постановления Законодательного собрания Краснодарского края от 17.02.2010 № 1796-П «Об инновационной деятельности в ГОУ ВПО «Кубанский государственный университет». 6. Постановления Законодательного собрания Краснодарского края от 24.03.2010 № 1841-П «Об инновационной деятельности в ГОУ ВПО «Кубанский государственный технологический университет». 7. Постановление Главы Администрации (губернатора) Краснодарского края от 20.03.2009 № 212 «О губернаторском конкурсе молодежных инновационных проектов «Премия 19 года». 8. Постановление Главы Администрации (губернатора) Краснодарского края от 02.06.2009 № 468 «О совете по инновационному развитию Краснодарского края»
Генерация знаний в крае 1. Наличие 12 государственных высших учебных заведений в крае, среди которых значительным научным потенциалом обладают Кубанский государственный университет (КубГУ), Кубанский государственный аграрный университет (КубГАУ), Кубанский государственный технологический университет (КубГТУ), Морская государственная академия имени адмирала Ф. Ф. Ушакова. 2. Наличие 2 научно-исследовательских центров: Сочинский научно-исследовательский центр РАН и Южное научно-производственное объединение по морским геологоразведочным работам «Южморгеология»
Созданные в крае объекты инновационной инфраструктуры 1. Научно-технологический парк «Университет» на базе КубГУ. 2. Развитие системы бизнес-инкубаторов для оказания поддержки малому инновационному предпринимательству: Кропоткинский инновационный центр «Развитие» и университетский бизнес-инкубатор, создаваемый на базе КубГУ. 3. Инновационные технологические центры и центры трансфера технологий: Инновационно-технологический центр «Кубань-Юг», Инновационный центр на базе КубГТУ, Центр трансфера технологий «Павловский», «Южный Центр Трансфера Технологий (ЦТТ), Центр содействия развитию предпринимательства и малого бизнеса, Центр научно-технической информации, Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Краснодарского края. 4. Центры коллективного пользования (ЦКП): ЦКП тяжелыми вибросейсмическими источниками ТВ-100 при КубГУ, «Исследовательский центр пищевых и химических технологий» при КубГТУ, «Исследовательский центр машиностроения, материаловедения и конструкций», «Исследовательский центр компьютерных технологий, систем управления и комплексной безопасности»
Окончание табл. 5
Показатель Характеристика инновационного потенциала Краснодарского края для формирования инновационного кластера
Ресурсная база инновационной деятельности 1. Трудовые ресурсы в 2009 г.: 1) доля персонала, занятого исследования и разработками (6,379 тыс. чел.) в общей численности занятых в экономике края (2 393,1 тыс. чел.) составила 0,27 %; 2) доля исследователей, имеющих ученую степень кандидата или доктора наук (1 030 чел.) в общей численности лиц, выполнявших исследования и разработки (6 379 чел.) составила 11 %; 3) доля исследователей (2 592 чел.) в общей численности персонала, занятого исследованиями и разработками (6 379 чел.) составила 40,6 %. 2. Финансовые ресурсы в 2009 г.: 1) объем внутренних затрат на исследования и разработки составил 3 202,6 млн руб.; 2) доля собственных средств в структуре внутренних затрат на исследования и разработки составила 23,3 %; 3) доля средств краевого бюджета в структуре внутренних затрат на исследования и разработки составила 1,6 %; 4) затраты на технологические инновации составили 665,9 млн руб. [7]. 3. Материальные ресурсы в 2009 г.: 1) инвестиции в основной капитал составили 36 081,3 млн руб. [7]; 2) среднегодовая стоимость основных средств составила 11 773 млн руб. 4. Информационные ресурсы в 2009 г.: значимыми источниками информации для инноваций признаны Интернет, рекламные средства, научно-техническая литература, поставщики оборудования и программных средств, потребители продукции, конкуренты в отрасли, внутренние источники организации, конференции, семинары, симпозиумы (перечислены в порядке убывания значимости). 5. Технологический ресурс в 2009 г.: 1) количество приобретенных организациями технологий составило 175; 2) количество переданных организациями новых технологий составило 4; 3) количество поданных заявок на патенты на изобретения составило 7, на промышленные образцы — 2 [7]
Структура производственных предприятий, осуществляющих инновационную деятельность 1. Наличие крупных промышленных предприятий, способных к осуществлению инновационной деятельности. 2. Состояние быстро растущего сектора среднего бизнеса — «газелей», способных к осуществлению инновационной деятельности. 3. Динамика развития малого инновационного предпринимательства в крае — запланировано создание ежегодно до 200 малых инновационных предприятий [17]. 4. Уровень инновационной активности предприятий в 2009г. составил 5,4 % [17]. 5. Удельный вес организаций, занимавшихся инновационной деятельностью в промышленности в 2009 г. составил 6,6 % [17]
Наличие инновационных проектов в крае 1. Инновационные проекты, инициируемые Администрацией края в рамках реализации Федеральных целевых программ — одобрены и приняты к рассмотрению 9 инновационных проектов ведущих вузов края (КубГУ, КубГАУ и КубГТУ). 2. Инновационные проекты промышленных предприятий — нет точных данных. 3. Инновационные проекты ведущих вузов края: КубГУ — 31, КубГАУ — 27, КубГТУ — 20. 4. Инновационные проекты, реализуемые Венчурным фондом Краснодарского края — готовятся к реализации 2 проекта. 5. Реализуемые в крае проекты Роснано — 1
региональными государственными структурами, и достигнутых статистических показателей инновационного развития экономическими субъектами Краснодарского края выявлен ряд недостатков в инновационном развитии региона: • в Краснодарском крае отсутствует комплексная стратегия инновационного развития. На данный момент разработана только концепция краевой целевой программы «Развитие региональной инновационной системы в Краснодарском крае». В существующей стратегии социально-экономического развития Крас-
нодарского края до 2020 г. затронуты только общие вопросы о поддержке инновационной деятельности без уточнения специализации, направлений деятельности, рынков, ключевых субъектов, что существенно сдерживает инновационное развитие края; приоритетное развитие получили традиционные отрасли промышленности и сельского хозяйства края, которые составляют основу экономики региона, однако отсутствует информация о планах инновационного развития данных отраслей в соответствии с выбранной
стратегией социально-экономического развития края на среднесрочную перспективу;
• отсутствует система контрактных отношений научных организаций и промышленных предприятий. Как правило, такие отношения носят разовый несистемный характер и осуществляются без поддержки региональных государственных органов власти. Это существенно тормозит создание в регионе инновационных кластеров и снижает эффективность внедрения и распространения инноваций;
• частный бизнес в Краснодарском крае не заинтересован в развитии инноваций, не принимает участия в финансировании инновационных проектов. Успешные предприниматели мало знакомы с инновационным бизнесом, не владеют информацией о доступе к инновационным технологиям, не обладают специфическими знаниями, необходимыми для коммерциализации инноваций;
• малые инновационные предприятия создаются медленными темпами без гарантий государственной поддержки, при отсутствии льготных условий налогообложения для инновационного предпринимательства, без гарантированных заказов на свои инновационные идеи со стороны крупных промышленных предприятий. Не создан механизм взаимодействия малого инновационного бизнеса с крупными компаниями и с научными организациями, не сформирована система отношений между инициаторами, производителями и потребителями инноваций. Венчурные фонды оценивают инновационные проекты с точки зрения возможности получения прибыли от продажи инновационных компаний в перспективе через 3—5 лет, но не рассматривают необходимости вложения средств в инновационные проекты, которые имеют социальную значимость для региона;
• сформированная инновационная инфраструктура недостаточно эффективно выполняет свои функции в отношении льготного режима аренды для старт-апов, осуществления информационной поддержки, оказания консультационных услуг, проведения маркетинговых исследований. Отсутствует системный подход к подготовке управленческих кадров для высокотехнологичных старт-апов. Формирование инновационного кластера
в Краснодарском крае будет способствовать
концентрации имеющегося промышленно-ин-
новационного потенциала, создаст условия для
46 -
перехода от производства простых трудоемких товаров к сложным наукоемким изделиям, что в свою очередь будет способствовать созданию динамичного рынка для информационных технологий и промышленного оборудования и, как следствие, приведет к развитию потребительского рынка, телекоммуникационной и транспортной инфраструктуры, внедрению энерго- и ресурсосберегающих технологий. На рис. 2 схематично представлена модель формирования инновационного кластера в Краснодарском крае, построенная на основе функционального подхода.
Инновационные кластеры выполняют функцию точек роста в регионе и одновременно обладают определенной динамичностью и гибкостью, которая позволяет им расширять границы определенной территории и углублять специализацию. Поэтому опыт формирования инновационного кластера в Краснодарском крае с успехом может быть использован для развития инновационной деятельности в Южном федеральном округе. Формирование инновационного кластера в регионе создаст условия для реализации всей цепочки инновационного процесса от формирования инновационной идеи до реализации инноваций на рынке конечным потребителям.
Кластерная форма организации инновационной деятельности позволит получить синергетичес-кий эффект развития экономики региона и реализовать экономические интересы каждого участника инновационного процесса на основе использования конкурентных преимуществ в технологиях производства, управления, организации процесса продвижения инновационной продукции. Участие предприятий в составе инновационного кластера предусматривает необходимость формирования особого механизма управления инновационным развитием каждого отдельно взятого предприятия с учетом стимулирования его инновационной активности для достижения общего социально-экономического эффекта.
Целесообразно предложить следующий механизм управления инновационным развитием предприятия в условиях формирования инновационного кластера в регионе как основы создания национальной инновационной системы (рис. 3).
Эффективно организованная региональная инновационная система, основанная на формировании инновационных кластеров, должна стимулировать процесс создания и передачи новых технологий из среды генерации знаний в сферу промышленного производства и потребления для ускорения коммерциализации инноваций.
Рис. 2. Модель формирования инновационного кластера в регионе
Крупные промышленные предприятия призваны сыграть роль основного ядра инновационного кластера, т. к. аккумулируют инновационные ресурсы и могут выступать системным интегратором реализации инновационного проекта, а также, используя модель открытых инноваций, имеют возможность передавать свои инновационные идеи для реализации другим участникам инновацион-
ного кластера, оставляя при этом за собой право осуществлять экспертизу и контроль, а также могут создавать малые инновационные предприятия для полной реализации своих инноваций.
В результате проведенного исследования установлено, что в практике федеральных и региональных органов власти, а также промышленных предприятий, осуществляющих инновации, накоплен зна-
м Я и со О
си
^
О си
Государственное управление инновационным развитием реализуется на практике в форме государственной политики инновационного развития национальной экономики:
1. Создание условий для устойчивого экономического роста на основе выпуска инновационной продукции за счет повышения технологического уровня и конкурентоспособности промышленного производства.
2. Выявление научно-технических достижений для обеспечения национальной технологической безопасности и обеспечение персонифицированной поддержки системообразующих предприятий, научных и проектных организаций.
3. Формирование системы стимулирования участников инновационной деятельности, включая различные виды финансовой поддержки, налоговые льготы, преференции, льготы по аренде земли и помещений и т.п. и формирование системы контроля для определения эффективности стимулирующих воздействий
Региональное управление инновационным развитием осуществляется через создание региональной инновационной системы на основе формирования инновационных кластеров:
1. Определение экономических целей и приоритетов для формирования стратегии инновационного развития региона на основе формирования инновационного кластера.
2. Разработка и поддержание информационного взаимодействия хозяйствующих субъектов кластера, содействие формированию инновационной сети, организация системы контрактных отношений участников регионального инновационного кластера.
3. Содействие генерации наукоемкого процесса и коммерциализации инноваций внутри кластера на основе формирования эффективной инновационной инфраструктуры.
4. Развитие инновационной активности малого бизнеса и формирование комплексных инновационных систем на базе крупного бизнеса с использованием модели открытых инноваций в условиях инновационного кластера.
5. Создание департамента кластерного развития для обеспечения эффективного уровня взаимодействия между участниками кластера и формирующего положительный имидж инновационных предприятий, как на территории региона, так и за его пределами, а также осуществляющего контроль инновационной деятельности участников кластера
Я и со О
О
со и
Управление инновационным развитием промышленного предприятия в условиях формирования инновационного кластера реализуется на основе кристаллизации отношений между участниками инновационного процесса в условиях осуществления системы контроля со стороны государственных и региональных органов управления для достижения инновационных целей развития национальной инновационной системы:
1. Стратегическое управление инновационным развитием промышленного предприятия в условиях формирования инновационного кластера:
1) формирование миссии и целей инновационного развития предприятия в соответствии с политикой инновационного развития региона;
2) анализ внешней среды в условиях кластера и за его пределами с целью определения возможностей для инновационного развития;
3) диагностика внутренней среды предприятия с целью выявления внутренних резервов инновационного развития и для диагностики различных патологий в процессе изменений;
4) разработка и выбор альтернатив инновационного развития в условиях выстраивания взаимоотношений с другими участниками инновационного кластера;
5) разработка стратегической программы инновационного развития с учетом обозначенных приоритетов и поставленных задач;
6) реализация стратегии инновационного развития предприятия в условиях взаимодействия с другими участниками инновационного кластера;
7) осуществление системы контрольных мероприятий и создание системы контроллинга для эффективной реализации целей инновационного развития предприятия.
2. Оперативное управление инновационным развитием промышленного предприятия:
1) формирование и наращивание инновационного потенциала для освоения инновационных технологий, проведения исследований рынка и модернизации производства;
2) адаптация к местной технологической среде, формирование локального технологического окружения, создание бренда собственного инновационного продукта;
3) повышение адаптивности на основе развития отношений другими участниками инновационного кластера и с внешней средой в результате осуществления процессов обновления;
4) формирование инновационных команд, повышение квалификации кадров, обмен опытом с другими участниками инновационного кластера;
5) маркетинговые мероприятия по управлению инновационным развитием предприятия;
6) оптимизация финансовой деятельности и финансовых потоков для активизации инновационных процессов.
3. Проектное управление инновационным развитием промышленного предприятия:
1) разработка предприятием-инициатором проекта концепции инновационного проекта для всех участников кластера;
2) подготовка плана и документации инновационного проекта с распределением обязанностей и прав участников;
3) анализ коммерческой эффективности инновационного проекта для данного предприятия и для других участников инновационного проекта, а также оценка социально-экономической эффективности проекта для региона;
4) анализ финансовой реализуемости инновационного проекта с использованием различных схем финансирования (проектного, венчурного, смешанного и т.д.);
5) заключение контрактов с участниками инновационного проекта при содействии департамента кластерного развития и организация работ по реализации проекта;
6) мониторинг реализации инновационного проекта
Л X и СО О
си
^
О
си ^
а
Рис. 3. Механизм управления инновационным развитием промышленных предприятий в условиях формирования инновационного кластера в регионе
чительный опыт работы по разработке и внесению изменений для адаптации своей деятельности к быстро меняющимся условиям внешней среды, главными достоинствами которого являются стратегический подход, организация и развитие адекватной системы коммуникационных связей, ориентированных на формирование инновационных кластеров. К сожалению, поддержка инновационного бизнеса, выходящего на новые рынки и на международный уровень, пока еще не носит стратегического характера. При этом наиболее перспективными направлениями ее развития можно считать:
1) создание специализированного департамента кластерного развития в регионах по содействию инновационному развитию, который мог бы сочетать функции координации и стимулирования инновационной активности экономических субъектов в условиях формирования инновационного кластера (аналогичные структуры успешно действуют в зарубежной практике как управляющие компании со строго определенными функциями и полномочиями); — совершенствование законодательства РФ в направлении нормативного закрепления основных принципов поддержки российских инновационных промышленных предприятий, как на внутреннем рынке, так и на мировом, а также разработка законодательного регулирования инновационной деятельности в регионах РФ в целях формирования инновационного кластера как основы развития региональных инновационных систем;
2) активная политическая, экономическая и информационная поддержка российских инновационных компаний, направленная на преодоление существующего разрыва в инновационном развитии разных групп экономических субъектов с целью обеспечения их устойчивого развития в условиях выхода на зарубежные рынки;
3) формирование эффективного механизма управления инновационным развитием промышленных предприятий, позволяющего активно создавать инновации и обеспечивать высокий уровень конкурентоспособности с учетом их специализации, масштабов деятельности, специфики функционирования в условиях инновационного кластера.
Таким образом, предложенный механизм управления инновационным развитием промышленных предприятий в условиях формирования инновационного кластера в регионе позволит сконцентрировать ресурсы государства и бизнеса на развитии существующих и создании новых инновационных технологий, необходимых для ускорения экономического роста, укрепления безопасности и конкурентоспособности национальной экономики.
Список литературы
1. Ахметова Н. Н. Один из подходов к определению сущности элементов инновационно-инвестиционной модели. URL: http://www. anrb. ru/isei/cf2002/c504.htm.
2. Базилевич А. И. Инновационный менеджмент предприятия / под ред. В. Я. Горфинкеля. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
3. Друкер Питер Ф. Бизнес и инновации / пер. с англ. М.: ООО «И. Д.«Вильямс», 2009.
4. Жиц Г. И. Инновационный потенциал и экономический рост. Саратов: Саратовский гос. тех. ун-т, 2000.
5. КокуринД. И. Инновационная деятельность. М.: Экзамен, 2001.
6. Кучуков Р. Роль государства в формировании инновационной экономики // Экономист. 2009. № 6. С. 4-13.
7. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www. gks. ru
8. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю URL: http://www. krsdstat. ru
9. Официальный сайт Департамента экономического развития Администрации Краснодарского края. URL: http://economy. krasnodar. ru
10. Развитие науки и техники в Краснодарском крае за 2009 год. Статистический бюллетень. Краснодар, 2010.
11. Российская промышленность на этапе роста: факторы конкурентоспособности фирм / под ред. К. Р. Гончар и Б. В. Кузнецова. Гос. ун-т - Высшая школа экономики. М.: Вершина, 2008.
12. Россия в цифрах. 2010: Крат. стат. сб. М.: Росстат, 2010.
13. Управление организацией / под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Солома-тина. М.:ИНФРА-М, 2000.
14. Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент: учебник для вузов. 5-е изд. СПб.: Питер, 2007. С. 15.
15. Федосеев А Н, Васильева Е. В. Модель развития инновационного потенциала промышленного предприятия // Экономика и управление. 2010. № 3. С. 20-23.
16. Фияксель Э. А. Инновационный потенциал российской промышленности и механизмы его роста // Экономический анализ: теория и практика. 2009. № 13. С. 2-6.
17. ХубиевК Особенности российского экономического цикла // Экономист. 2009. № 3. С. 38—56.
18. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.
- 49