УДК 37.014.5(470) ББК 74.00(2)
Д 21
М.Ш. Даурова
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и социальной психологии Адыгейского государственного университета; М.т. 8-918-429-95-10
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ПЕРИОД
(Рецензирована)
Аннотация. В статье рассматриваются основные тенденции развития системы образования России в постиндустриальный период: инновационность педагогического процесса,
ориентированного на социально значимые результаты; интегративность как ведущий принцип современной парадигмы образования; демократизация социальной жизни и образования; создание целостного «образовательного поля», которое превращает общество в «обучающее» и «обучающееся»; широкое внедрение информационных технологий; децентрализация управления образованием через его регионализацию и муниципализацию; многоукладность и вариативность системы образования; открытость и непрерывность образования, гуманизация и гуманитаризация образования и др.
Ключевые слова: тенденция развития образования, инновационность, интегративность, вариативность, гуманизация, гуманитаризация.
M.Sh. Daurova
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Pedagogy and Social Psychology Department of Adyghe State University; M.ph. 8-918-429-95-10.
INNOVATIVE TENDENCIES IN THE DEVELOPMENT OF THE EDUCATION SYSTEM OF RUSSIA DURING THE POSTINDUSTRIAL PERIOD
Abstract. The paper discusses the basic tendencies in the development of the education system of Russia during the postindustrial period, namely: innovations of the pedagogical process focused on socially significant results; integrity as a leading principle of a modern paradigm of education; democratization of social life and education; creation of a complete “educational field” which transforms a society in “teaching” and “trained”; wide introduction of information technologies; decentralization of education through its regionalization and municipalization; multiformity and multifunctionality of an education system; an openness and continuity of education, a humanization and humanitarization of education, etc.
Keywords: a tendency in the development of education, innovations, integrity, multifunctionality, a humanization, humanitarization.
Одним из ведущих принципов современной парадигмы образования выступает его интегративность, что является отражением тенденций общественного развития. Такой подход, согласованный с процессом децентрализации, предполагает создание моделей образовательных систем, обеспечивающих опережающий характер развития образования.
В рамках этого процесса обсуждаются различные проекты модернизации существующих региональных систем образования, которые призваны обеспечить решение таких задач, как гармонизация отношений человека с природой путем освоения научной картины мира, стимулирование интеллектуального развития и обогащения мышления через освоение новейших методов познания, успешную социализацию человека, включая его в существующую культурную, техногенную и компьютеризированную среды.
В связи с этим в обществе все большее распространение получает ориентация на инновационный тип обучения, в то время как в учебных заведениях преобладает
традиционная система обучения и воспитания. Это противоречие во многом объясняет неподготовленность общества к столкновению с новыми ситуациями социальной жизни, неготовность своевременно отзываться на возникающие проблемы - политические, экономические, экологические и др. Инновационность как характеристика педагогического процесса относится не только к дидактическому его построению, но и к его социально значимым результатам [1].
В этой связи особую актуальность и практическую значимость приобретает проблема дальнейшего совершенствования и развития системы образования. Должна создаваться качественно новая образовательная система, способная проектировать и воспроизводить в действительности все богатство явлений и связей материальной и духовной жизни общества.
Общепризнанно, что образование - это процесс педагогически организованной социализации, осуществляемой в интересах личности в обществе, обеспечивающий культурную преемственность поколений и готовность человека к выполнению социальных и профессиональных ролей. Оно должно постоянно адаптироваться к изменениям, происходящим в обществе, одновременно сохраняя достижения и основные знания человеческого опыта.
Цели образования соотносятся с исторически социально варьируемыми идеалами личности и образованного человека. Цели общества и цели учащихся также связаны друг с другом: чем менее образован растущий человек, тем более расходятся его спонтанные цели с общественными и педагогическими. Снятие этого противоречия предполагает постепенное сближение и в конечном счете совпадение личностных смыслов деятельности участвующих в образовании сторон. В этой связи особую актуальность и значимость приобретает анализ тех тенденций, которые, зародившись в прошлом веке, могут иметь продолжение и в нынешнем столетии, оказывая существенное влияние на формирование системы образования.
По оценкам ведущих экспертов Совета Европы в области образования, центр проблематики XXI века, как для всего международного сообщества в целом, так и для образовательных систем, будет состоять в преодолении следующих противоречий:
- противоречие между общим и частным: постепенное превращение человека в гражданина мира без потери своих корней и при активном участии в жизни нации и своих региональных сообществ;
- противоречие между традициями и современными тенденциями: адаптация без отрицания собственных корней, диалектическая связь независимости со свободой, управление техническим прогрессом, связанным с развитием новых технологий в области информации;
- противоречие между значительным ростом информации и возможностью человека усвоить эту информацию;
- противоречие между соперничеством в достижении успехов и стремлением к равенству возможностей при проведении политики в области экономики, социального развития и образования;
- противоречие между рыночной экономикой и социально ориентированным рыночным обществом [2].
Кроме того, к основным элементам обучения следует отнести три других столпа образования: научиться приобретать знания; научиться работать; научиться жить.
Прежде всего, необходимо научиться приобретать знания. В условиях научнотехнического прогресса и развития новых форм экономической и социальной деятельности наиболее оптимальным является сочетание широкого общекультурного образования с глубоким освоением конкретных узкоспециализированных знаний. В современном мире общий культурный уровень является фундаментом для непрерывного образования на протяжении всей жизни.
Необходимо также научиться работать, что связано с необходимостью совершенствования в сфере своей профессиональной деятельности: приобретать
компетентность, дающую возможность справляться с различными ситуациями (в том числе и непредвиденными); учиться работать в группе и т.п.
Очень важно научиться жить, лучше познавать себя, не оставлять невостребованным ни один из талантов, которыми потенциально владеет каждый человек: память, воображение, способность к размышлению, физические возможности, эстетические чувства, способность общения с другими, естественный авторитет руководителя и др.
В развитии образовательных систем необходимо обратить внимание на эти три перечисленных выше аспекта, так как именно они, по мнению специалистов, являются основой создания образовательного мирового сообщества, успешность которого обеспечивается приобретением, актуализацией и использованием знаний. В эпоху развития информационного общества, предоставляющего широкие возможности доступа к данным и фактам, образование должно обеспечить каждому условия для получения и широкого использования этой информации.
Выделим факторы, оказывающие влияние на определение основных направлений и принципов изменения системы образования:
1) усложнение и развитие динамики труда;
2) ориентация на новую модель развития;
3) демократизация социальной жизни и образования;
4) недостаток финансовых и материальных средств для удовлетворения потребности в образовании;
5) демографические изменения.
Данные факторы в своей совокупности ориентировали мировое педагогическое сознание на коренную реорганизацию существующей образовательной системы. Ее главная идея, которую разделяли начиная с 60-х гг. практически все специалисты, - обеспечить каждому человеку получение и пополнение знаний, развитие, совершенствование, самореализацию на протяжении всей жизни. Описывая новую, отвечающую современным и будущим требованиям систему, ученые разных стран используют термины «продолжающееся», «дальнейшее», «перманентное», «пожизненное» образование. Несмотря на все свое разнообразие, они отражают суть явления: образовательная система должна быть целостной и непрерывной, подчиненной потребностям человека на протяжении всей его жизни. Термин «пожизненное образование» получил наиболее широкое распространение; им пользуются международные организации, в частности, ЮНЕСКО, сыгравшая огромную роль в популяризации идеи пожизненного образования как ведущего принципа организации образовательной системы в научно-технической цивилизации.
В 70-е годы началась разработка концепции «обучающегося общества», суть которой заключается в расширении понятия непрерывного образования, включения в него всех видов формальной и неформальной образовательной деятельности.
Концепция «обучающего общества» коренным образом меняет привычный облик образовательных систем. Она пытается вернуть обучению и воспитанию (разумеется, в новых формах) их естественный характер, которым они отличались на ранних исторических этапах развития человечества, когда дети, молодежь, взрослые познавали мир, осваивали накопленную культуру в ходе повседневной жизни.
Идея преодоления исторического разрыва образования с реальной жизнью, создания единого воспитательного, обучающего, развивающего пространства, охватывающего общество в целом, получила довольно широкое распространение в странах Европы, Канаде, США и стимулировала широкую экспериментальную работу по коренной реорганизации традиционных образовательных систем.
Процесс становления и развития систем непрерывного образования долог и сложен. В каждой конкретной стране он приобретает специфические черты. Однако принципы реорганизации существующих образовательных систем и построения систем непрерывного (пожизненного) образования едины, ибо продиктованы объективными потребностями научно-технической цивилизации. Наиболее значимые из этих принципов, которые
составляют качественно новые черты образовательных систем, следующие:
- ориентация образовательной системы на человека, его неповторимую индивидуальность и базовые потребности, среди которых ведущее место занимает потребность в непрерывном совершенствовании и самореализации;
- широкий демократизм образовательной системы, доступность и открытость любой ступени и формы образования каждому индивиду независимо от пола, социального положения, национальности, расы, физического состояния;
- гибкость образовательной системы, ее быстрое реагирование на образовательный процесс и особенности интересов, стилей и темпов обучения различных категорий населения;
- разнообразие образовательных услуг, предлагаемых системой, право каждого человека на выбор своей стратегии дальнейшего образования и развития после окончания базовой школы;
- интеграция формальных и неформальных видов образования, создание целостного «образовательного поля», которое превращает общество в «обучающее» и «обучающееся»;
- широкое использование электронных технологий в целях образования людей на любом этапе их жизнедеятельности (работа, дом, отдых, передвижение в транспорте и т.д.).
В этой связи особую значимость приобретает проблема качества образования и равенства образования. Доступность качественного образования для молодых людей в возрасте 17-18 лет должна стать реальностью. Эта необходимость определяется запросами общества и потребностями экономики в высоком уровне подготовленности молодежи к профессиональной деятельности.
Таким образом, четыре проблемы остаются общими для развития и становления образовательных систем в мировом сообществе:
- предоставить возможность получения среднего образования для всех;
- установить равновесие между целями общества и задачами школы;
- пересмотреть понятия «общая культура человека» для постиндустриального информационного общества;
- переориентировать образование на достижение «общественного блага».
Стратегия реформирования системы образования в нашей стране определена в
принятой в декабре 2001 года Правительством Российской Федерации Концепции модернизации Российского образования до 2010 года. В ее основе разработанные в конце 80-х гг. и развитые в начале 90-х гг. следующие принципы:
- демократизации (ликвидации монополии государства на управление образованием, переход общественно-государственной системы образования, в которой личность, общество и государство выступают как партнеры);
- децентрализации управления образованием через его регионализацию и муниципализацию;
- самостоятельности учебных заведений в выборе путей своего развития;
- многоукладности и вариативности системы образования (многообразие форм собственности на образование и образовательные учреждения; выбор различных каналов и форм получения образования);
- предоставления регионам России права выбора собственной образовательной стратегии, создание собственной программы развития системы образования в соответствии с конкретными особенностями и условиями;
- национального самоопределения школы;
- открытости образования (обращенность школы к целостному и неделимому миру);
- гуманизации образования и создания максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей каждого учащегося;
- гуманитаризация образования и создания максимально благоприятных условий для раскрытия и развитии способностей каждого учащегося;
- дифференциации обучения и мобильности образования;
- развивающего характера обучения;
- непрерывности [3].
Согласно вышеупомянутой концепции модернизация образования рассматривается как политическая и общенациональная задача, решение которой направлено на «обеспечение современного качества образования на основе сохранения и соответствия актуальным и перспективным потребностям общества и государства». «Цель модернизации состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования».
В соответствии с поставленной целью определены следующие приоритеты образовательной политики:
1. Обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования.
2. Создание условий для повышения качества общего и профессионального образования.
3. Формирование эффективных экономических отношений в образовании.
4. Обеспечение системы образования высококвалифицированными кадрами, их поддержка государством и обществом.
5. Управление развитием образования на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики.
Важным моментом в процессе модернизации российского образования является разработка государственных образовательных стандартов, включающих федеральный и национально-региональный компоненты. Федеральные компоненты стандартов определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки, требования к уровню подготовки выпускников. В пределах конкретной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт.
Разработка в Российской Федерации государственных образовательных стандартов и всего комплекса сопутствующих нормативно-методических документов принципиально меняет ситуацию. С введением стандартов:
- проявляется своего рода эталон, относительно которого и возможно сравнение качества подготовки школьников, работы учителей, педагогических коллективов и т.д.;
- это дает возможность объективно оценить как результаты, так и ход образовательного процесса;
- на основе оценки возможна диагностика состояния подготовленности учащихся, качества учебного процесса и т.д.;
- наличие эталона, системы оценки, диагностики позволяет создать систему мониторинга, основная задача которого - охрана качества образования.
Наличие образовательных стандартов позволяет продолжить работу в части создания:
- критериев и моделей измерителей достижения учащимися требований стандарта по ступеням образования;
- измерителей итоговой аттестации учащихся по ряду предметов федерального базисного учебного плана;
- методики определения социального заказа населения на образовательные услуги;
- типовой модели регионального банка результатов оценки достижения учащимися требований стандарта;
- системы требований к уровню подготовки учащихся по каждому учебному предмету базисного учебного плана и отдельным предметам его региональных составляющих;
- системы требований к уровню подготовки школьников для каждой ступени обучения;
- системы требований к уровню подготовки учащихся гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением отдельных предметов;
- нормы оценивания достижений учащихся исходя из освоения ими
государственного образовательного стандарта;
- системы измерителей (тесты) по каждому учебному предмету, дидактические принципы и технологии образовательного тестирования;
- системы апробации тестов и технологий их использования в целях выявления оптимального инструмента для замера качества образования на уровне учреждения, муниципалитета, региона;
- системы оптимальных статистических показателей, позволяющих объективно проанализировать деятельность образовательного учреждения, муниципального органа управления образованием;
- модели школьных и муниципальных банков информации по деятельности образовательных учреждений;
- модели образовательных программ общеобразовательных учреждений, модели программ развития образовательных учреждений;
- вариативные муниципальные программы развития образования;
- показатели мониторинга реализации концепции и программы развития образовательного учреждения;
- показатели мониторинга реализации образовательной программы учреждения;
- варианты учебных планов образовательных учреждений исходя из социального заказа потребителей образовательных услуг;
- банк инновационных педагогических технологий;
- методики определения социального заказа жителей муниципалитета на образовательные услуги.
С конца 80-х гг. началась реформа высшего образования, которая после 1991 г. продолжилась в Российской Федерации. Реформа направлена на выработку единой федеральной политики в высшем образовании и на рационализацию и децентрализацию управления, развитие вузов на принципах демократизации и самоуправления. Согласно государственной программе развития высшего образования (впервые принята в 1991г.) начата диверсификация высшего образования с реализацией во многих вузах его многоуровневой структуры.
Важными ее направлениями считаются последовательная гуманитаризация и фундаментализация образовательных программ.
В условиях переходной экономики в деятельности вузов сказался ряд негативных тенденций: невостребованность знаний молодых специалистов, нарушения приоритетного финансирования вузов, информационного обеспечения и материально-технического снабжения, отток научно-педагогических кадров.
Программа развития высшей школы предполагает учет и согласование интересов личности, различных социальных групп и государства в области высшего образования; академическую автономию вузов при усилении их ответственности за результаты деятельности; многоканальность финансирования; постепенный переход к преемственной университетской системе с сохранением сильного сектора отраслевых вузов; создание и развитие региональных систем высшей школы [4].
В 1996 г. принят Федеральный закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании. Он определяет для этой сферы основные нормы правового регулирования и принципы государственной политики; расширение доступа граждан к высшему образованию. Закон дает общую характеристику системы высшего образования, субъектов учебной и научной деятельности в ней и особенностей управления. В 1996 г. принято положение о Министерстве общего и профессионального образования Российской Федерации.
С начала 80-х гг. традиционные трактовки педагогической теории как модификации марксистской диалектики все чаще вызывали критику. Началось изучение вопросов информатизации образования и компьютеризации обучения. Оживление педагогических исследований связано с распространением среди учителей идей педагогики
сотрудничества. В 1988 г. при вновь образованном Государственном Комитете по народному образованию создан ВНИК «Школа», подготовивший программные документы и практические предложения по глубокой реформе образования.
В Российской Федерации с начала 90-х гг. в условиях перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике развернулась работа по законодательному обеспечению образовательной деятельности. Высшим научнопедагогическим учреждением стала Российская Академия образования (1991 г.). Педагогические исследования ведут также НИИ Министерства общего и профессионального образования, многие вузы. Основные направления педагогических исследований связаны с комплексной проблематикой непрерывного образования, с гуманитаризацией образования, гуманизацией учебного процесса, с учетом как интересов формирующейся личности, так и культурных потребностей отдельных народов и регионов России.
Научное обеспечение образовательной реформы в России, приобретшей перспективный и поэтапный характер, составляет содержание многих федеральных, региональных академических и межвузовских исследовательских программ, которые могли бы обеспечить раскрытие индивидуальности обучаемых, высокое качество образования, эффективность адаптации выпускников к изменившимся реалиям и конкурентоспособность школы на рынке образовательных услуг.
Таким образом, выявление инновационных тенденций развития системы образования в России на современном этапе позволяет актуализировать поиск эффективных способов формирования инновационных компетенций будущих специалистов.
Примечания:
1. Звягинцева Н.Ю. Формирование готовности к инновационной деятельности будущего педагога в условиях модульного обучения // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп, 2011. Вып. 2 (77). С. 70-78.
2. Гаврилюк В.В. Становление новой педагогической парадигмы и массовое педагогическое сознание // Инновационные процессы в образовании: сб. науч. тр. ТГУ. Тюмень, 1990.
3. Концепция модернизации Российского образования до 2010 г.: распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р. М., 2001.
References:
1. Zvyagintseva N.Yu. Shaping readiness of innovative activity of the future teacher in the conditions of module training // Bulletin of the Adyghe State University. Series «Pedagogy and Psychology». Maikop, 2011. Issue 2 (77). P. 70-78.
2. Gavrilyuk V.V. The formation of the pedagogical paradigm and mass pedagogical consciousness // Innovation processes in education: coll. of scient. works of TSU. Tyumen, 1990.
3. The conception of Russian education modernization before 2010: the orders of the Russian Federation Government of December, 29, 2001. №1756-p. M., 2001.