Научная статья на тему '«Наша новая школа» и подготовка педагогических кадров'

«Наша новая школа» и подготовка педагогических кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
225
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / «НАША НОВАЯ ШКОЛА» / ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / "ОUR NEW SCHOOL" / EDUCATIONAL STANDARDS / BASIC EDUCATIONAL PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пурышева Наталья Сергеевна

Обсуждается роль образовательных стандартов в развитии общеобразовательной школы и системы педагогического образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пурышева Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«OUR NEW SCHOOL» AND THE TRAINING OF TEACHING STAFF

The role of educational standards in the development of comprehensive school and of the system of teacher education is discussed

Текст научной работы на тему ««Наша новая школа» и подготовка педагогических кадров»

Инновации в образовании Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2011, № 3 (3), с. 96-100

УДК 378

«НАША НОВАЯ ШКОЛА»

И ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

© 2011 г. Н.С. Пурышева

Московский государственный педагогический университет

[email protected]

Поступила в редакцию 11.03.2011

Обсуждается роль образовательных стандартов в развитии общеобразовательной школы и системы педагогического образования.

Ключевые слова: образовательные стандарты, «Наша новая школа», основная образовательная программа.

Ни для кого не секрет, что уровень общего среднего образования в последние годы неуклонно снижается. Об этом свидетельствуют как данные специальных международных и отечественных исследований, результаты ГИА и ЕГЭ, так и существенный отсев студентов из вузов после первой сессии. Причин сложившейся ситуации достаточно много. К основным причинам следует отнести: духовное обнищание общества, падение нравственности, изменение ценностных ориентиров в целом, снижение ценности знаний.

Как обычно, мы ищем ответы на два вопроса: «Кто (или что) виноват?» и «Что делать?».

Ответ на первый вопрос требует рассмотрения факторов, которые повлияли на сложившуюся ситуацию. Их несколько. Первый - происходившие и происходящие изменения содержания образования.

За последние 40 лет произошло существенное изменение содержания образования как в отношении объема учебного материала, так и в отношении уровня его предъявления. Последним существенным, системным пересмотром содержания школьного образования была реформа 1964-66 гг., которая проходила под девизом повышения научного уровня содержания образования. Реализация этой идеи привела к тому, что в школе стали изучать не учебные предметы, содержащие дидактически адаптированную систему знаний о мире, соответствующую принципу научности, а основы наук о мире. Следует отметить, что эта тенденция развивалась и усугублялась. И если сначала она была реализована в естественно-математических предметах, то в дальнейшем в школе стали изучать не русский язык, а языкознание, не литературу, а литературоведение. При этом было вве-

дено всеобщее обязательное среднее образование и на год сокращен срок обучения в школе и, соответственно, число часов на изучение всех предметов.

Следующим шагом, который привел к изменению распределения предметов в учебных планах и сокращению числа часов на предметы естественнонаучного цикла, явилась реализация в педагогической практике идеи гуманитаризации образования, которая понималась узко и однобоко. Сама по себе эта идея не вызывает отторжения: действительно, учащиеся должны понимать роль и значение научного знания для развития цивилизации, они должны понимать, что знание является общечеловеческой ценностью и является элементом культуры и т.п. Однако призыв к гуманитаризации содержания образования был понят как усиление доли гуманитарных предметов в учебном плане, а не как использование гуманитарного потенциала каждого предмета для решения задачи эмоционально-ценностного воспитания учащихся.

Далее, в 1992 г., было введено обязательное девятилетнее образование, и образование, полученное в основной школе, стало считаться завершенным. Соответственно, в содержание учебных предметов на уровне основного образования был включен материал, который традиционно изучался в старших классах. Все это происходило на фоне сокращения числа часов. Например, на изучение физики в 7-11 классах на базовом уровне стало отводиться 340 часов, на профильном - 544 часа. Для сравнения: до 1992 г. все учащиеся изучали физику в объеме 493 часов. Еще раз подчеркнем, что объем учебного материала не сократился.

Таким образом, объем знаний и требования к уровню подготовки учащихся выросли (что

очень хорошо отражают контрольно-измерительные материалы ЕГЭ), а время на обучение сократилось. Это приводит к тому, что учащиеся не в состоянии усвоить огромный объем информации, предусмотренный программами, на формирование умений применять ее к решению разного рода задач, в том числе проблем, времени катастрофически не хватает, экспериментальные умения не формируются.

Второй фактор - изменение учащихся. Информатизация всех сфер жизни, постоянное использование учащимися компьютера не только как средства для работы с информацией, но для игр и общения, приводит к тому, что у них изменяется характер познавательной деятельности и характер познавательных процессов: восприятия, мышления, воображения. И восприятие, и мышление становятся клиповыми. В результате у детей снижается мотивация к обучению, они перестают воспринимать и понимать печатный текст, у них вызывает затруднение анализ условия задачи и перевод его в графическую модель и т.п. Это означает, что необходимо разрабатывать методики обучения, учитывающие особенности познавательной деятельности учащихся.

К названным выше проблемам добавляется и то, что меняются цели образования. Как известно, школа выполняет социальный заказ, который обусловлен уровнем развития общества и производства, системой общественных отношений. Эта система в настоящее время отличается от той, которая была 20 лет назад. Переход к постиндустриальному обществу, построение рыночной экономики требуют изменения содержания образования. Школа должна не только давать информацию, но и учить работать с ней, школьники должны научиться учиться и переучиваться.

На это нацеливает Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: «Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21 -го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного

человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации» [1].

Ответим на второй вопрос «Что делать?». Решение новых задач требует реформирования всей системы школьного образования. Серьезным и важным шагом на этом пути является разработка и принятие новых образовательных стандартов. Несмотря на критику стандартов, на их слабые места и недостаточную проработку организационных проблем, они являются определенным продвижением в направлении решения новых образовательных задач, по крайней мере на нормативном уровне.

В основе новых стандартов лежит системнодеятельностный подход, который предполагает создание условий для построения индивидуальной траектории учащихся, ориентация на становление личностных характеристик учащихся (создание так называемого «портрета выпускника»). Этот подход в полной мере соответствует компетентностному подходу, появление и внедрение которого в образование, по справедливому замечанию А.Г. Каспржака, наиболее актуальны при столкновении «мира образования» и «мира труда». Этот подход предполагает, что в образовании на первом месте стоит не информированность ученика, а умение разрешать проблемы (и основным результатом школьного образования становится подготовленность выпускников к самостоятельному решению проблем в различных сферах деятельности).

Стандарт включает требования:

- к результатам освоения основных образовательных программ (ООП),

- к структуре основных ООП,

- к условиям реализации ООП.

К планируемым результатам отнесены три группы результатов: личностные, связанные с формированием личностных качеств учащихся и их эмоционально-ценностного отношения к действительности; метапредметные результаты, предполагающие формирование у учащихся умения решать проблемы, выходящие за рамки конкретного учебного предмета; предметные, представляющие собой систему знаний и умений в конкретной предметной области. Понятно, что на достижение личностных и метапред-метных результатов направлено обучение всем предметам учебного плана. В частности, к ме-тапредметным результатам относятся такие, как умение самостоятельно планировать пути до-

стижения цели, умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать и пр.

Основная образовательная программа состоит из программы развития универсальных учебных действий, программ отдельных учебных предметов, программы воспитания и социализации учащихся, программы коррекционной работы. Существуют определенные требования к соотношению частей ООП и их объему: обязательная часть составляет 70%, часть, формируемая участниками образовательного процесса, - 30%. Организационно ООП реализуется через учебный план и систему соответствующих условий.

Таким образом, новый стандарт представляет собой не содержание образования в виде перечня элементов знаний и видов деятельности, которые должны быть сформированы у учащихся, а систему требований к школьным программам, к результатам обучения, к условиям, которые должны быть созданы в школе для достижения этих результатов, что в полной мере соответствует Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Важно и то, что новый стандарт предоставляет возможность каждому образовательному учреждению выстраивать свою образовательную программу исходя из особенностей региона, контингента учащихся, потребностей рынка труда и пр.

Новая школа - это новые учителя. Изменение целей общего среднего образования приводит к появлению новых профессиональных задач учителя, и в том числе учителя физики. Необходимость подготовки учителя к их решению требует изменения содержания этой подготовки и, соответственно, разработки нового образовательного стандарта высшего педагогического образования.

Создание нового образовательного стандарта высшего педагогического образования (ФГОС 3-го поколения) обусловлено еще и переходом на двухуровневую систему подготовки педагогических кадров. В стандарте принят компетентностный подход, что отражает его направленность на формирование у студентов общекультурных, профессиональных и специальных компетенций, необходимых для успешного решения профессиональных задач.

Разработаны 2 типа образовательных стандартов подготовки бакалавра направления «Педагогическое образование»: для четырехлетнего обучения (профиль «Физика» - 240 зачетных единиц) и для пятилетнего срока обучения по

двум совмещенным профилям (300 зачетных единиц).

В реальном образовательном процессе стандарт реализуется через основную образовательную программу (ООП). В качестве обязательных в стандарте закреплены пять дисциплин (философия, история, иностранный язык, физкультура и ОБЖ). Остальное дисциплинарное наполнение стандарта и ООП вузы определяют самостоятельно. Возникает проблема рационального распределения времени, выраженного в зачетных единицах, между специальными дисциплинами, обеспечивающими фундаментальную подготовку студентов, и профессиональными дисциплинами. При этом следует учитывать особенности новой идеологии стандартов, которая заключается в изменении роли специальных дисциплин: они теперь не только обеспечивают фундаментальную подготовку студентов, но и вносят вклад в их профессиональную подготовку, в формирование профессиональных компетенций.

Формат стандарта таков, что блок специальных дисциплин представлен в вариативной части профессионального цикла. С одной стороны, это может привести к тому, что вузы будут включать в этот блок разные дисциплины, планировать на их изучение разное число часов. С другой стороны, появляется возможность подготовить студентов в области определенного научного направления, разрабатываемого в том или ином вузе. При этом имеется возможность дополнить эту подготовку за счет курсов по выбору студентов.

Покажем построение ООП на примере стандарта подготовки бакалавра направления «Педагогическое образование» (профиль «Физика»).

В вариативную часть дисциплин профессионального блока входят: «Общая и экспериментальная физика», «Основы теоретической физики», «Высшая математика», «Астрофизика», «Электро- и радиотехника». Вариативная часть ООП по выбору студентов строится по модульному принципу и включает физические и технологические практикумы, а также модуль «Приоритетные направления развития физической науки». Студент может выбрать для изучения одну из двух (или более) предложенных дисциплин. Например, модуль «Технологические практикумы» включает следующие дисциплины: «ИКТ в физическом образовании» / «Использование ЦОР при обучении физике»; «Практикум по школьному физическому эксперименту» / «Современный школьный кабинет физики».

Модуль «Приоритетные направления развития физической науки» включает дисциплины «Физика твердого тела» / «Современное материаловедение»; «Физика сенсорных материалов и устройств» / «Оптико-электронные системы»; «Практикум по решению задач теоретической физики» / «Методы математической физики».

Учитывая то обстоятельство, что число часов на изучение физики в школе неуклонно падает и нагрузка учителя физики уменьшается, возникает необходимость подготовки выпускников бакалавриата к выполнению определенной профессиональной деятельности, кроме преподавательской. С этой целью в основную образовательную программу включены 4 модуля («Психологическая поддержка учебновоспитательного процесса», «Руководство детским научно-техническим творчеством», «Информационное пространство образовательного учреждения», «Организация межкультурной коммуникации»), трудоемкость каждого из которых составляет 14 зачетных единиц. Студент может выбрать какой-либо один модуль или предметы из разных модулей так, чтобы их общая трудоемкость составила 14 зачетных единиц.

Наряду с четырехлетним бакалавриатом, Постановлением Правительства РФ разрешена пятилетняя подготовка бакалавров направления «Педагогическое образование» по совмещенным профилям. Пятилетний бакалавриат предполагает совмещение не только профилей (предметных областей), но и предметных областей с уровнями образования, например, русский язык и начальная школа, начальная школа и физическое воспитание и т.п. Выбор совмещаемых профилей зависит от потребностей рынка труда, особенностей региона и пр.

Нами разработана образовательная программа пятилетнего бакалавриата с совмещенными профилями «Физика и информатика», «Физика и иностранный язык». Целесообразность разработки программы «Физика и информатика» определяется не только привлекательностью этого сочетания для выпускников школ и потребностью образовательных учреждений в педагогических кадрах, получивших подготовку в области преподавания определенного школьного предмета и фундаментальную подготовку в области иформатики и информационных технологий, но и возможностью сделать компактную образовательную программу, включающую интегрированные дисциплины.

Вариативная часть профессионального цикла дисциплин, обязательная для изучения всеми студентами, включает три модуля: «Физика»,

«Высшая математика» и «Теоретические основы информатики». В модуль «Физика» входят такие дисциплины, как «Общая и экспериментальная физика», «Основы теоретической физики», «Астрофизика», «Электро- и радиотехника и основы микроэлектроники». Модуль «Высшая математика» включает: «Математический анализ», «Аналитическую геометрию», «Алгебру и теорию чисел», «Математическую логику и теорию алгоритмов», «Теорию вероятностей и математическую статистику».

Дисциплины по выбору студентов сгруппированы в три модуля: «Практикумы», «Технологический модуль», «Физико-математический модуль». Студент должен выбрать по четыре дисциплины в каждом модуле из двух или трех предложенных.

Кроме этого, так же, как и в программе четырехлетнего бакалавриата, в данную образовательную программу включены три модуля (по 14 зачетных единиц каждый), обеспечивающие дополнительную подготовку студентов к работе в образовательном учреждении.

Формируя содержание представленной образовательной программы пятилетнего бакалавриата, следует учитывать, что профили являются равноправными. Соответственно, подготовка по профилю «Информатика» должна вестись на протяжении всего срока обучения студентов так же, как и подготовка по физике, а не осуществляться на последнем году обучения.

Таким образом, ФГОС нового поколения позволяют, сохранив фундаментальную подготовку будущего учителя, усилить его подготовку к решению новых профессиональных задач, предоставляют возможность выбора индивидуальной образовательной траектории.

В то же время, поскольку ФГОС предоставляет вузам свободу в построении образовательной программы и, более того, в разработке форм и содержания итоговой государственной аттестации, существует опасность, что набор дисциплин, их содержание, число часов и, соответственно, уровень подготовки будущего учителя в разных вузах будут различными. Уже проявляется стремление отразить в образовательной программе научные направления, развиваемые в том или ином вузе, достижения научных школ в объеме, существенно превышающем объем традиционных учебных дисциплин.

Подводя итог, следует отметить, что новые стандарты общего среднего и высшего педагогического образования идеологически связаны: и те, и другие предоставляют значительную свободу

образовательным учреждениям в разработке ООП; и те, и другие предоставляют обучаемым возможность построения индивидуальной образовательной траектории; и те, и другие направлены на формирования компетенций и реализуют системно-деятельностный подход.

Список литературы

1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]. -http://mon.gov.ru/doc/akt/6591 (дата обращения 21.02.2011).

«OUR NEW SCHOOL» AND THE TRAINING OF TEACHING STAFF

N.S. Purysheva

The role of educational standards in the development of comprehensive school and of the system of teacher education is discussed.

Keywords: educational standards, «Our new school», basic educational program.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.