Список использованной литературы:
1. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 N° 395-1 (редакция от 20.04.2015).
2. Федеральный закон о потребительском кредите (займе) 21.12.2013 № 353-ф3 (действующая редакция от 21.07.2014).
3. Жиркина Н. И. Кредитный портфель - стратегия и тактика кредитной политики банка // Финансы, денежное обращение и кредит. - 2013 г.
4. Финансовая отчетность годового отчета Центрального банка Российской Федерации за 2014 год. URL: http//www .crb.ru
5. Информационное агентство «Росбизнесконсалтинг».URL: http: //www.rbc.ru
© Мозалёв А.А., 2016
УДК 336.025
Г.Р. Муллагалина, студентка, Р.Р. Яруллин, д.э.н., профессор, Уфимский филиал Финуниверситета при Правительстве РФ
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЛОГОВОЙ СФЕРЕ
Аннотация
В статье рассмотрены и раскрыты современные формы инновационных электронных технологий, применяемые в налоговой сфере Российской Федерации.
Ключевые слова
налоговый процесс, налоговая культура, информационные системы, налоговое администрирование.
Усовершенствование налогового администрирования называется одним из наиболее приоритетных направлений налоговой политики государства, источником дополнительных поступлений в бюджетную систему. Без комплексной модернизации налоговых органов поставленная задача обеспечения максимально возможного сбора налогов при минимизации соответствующих затрат, включая административное бремя, возлагаемое на налогоплательщиков, представляется не решаемой.
Одним из основные условий повышения результативности деятельности службы руководство ФНС России определяет результативность поддержки процессов налогового администрирования со стороны инновационных технологий. Следующим шагом на этом пути становится утверждение первым лицом ведомства стратегического постановления об инвестировании в совершенно новую автоматизированную информационную систему (АИС Налог - 3), решения, основанного на понимании того, что для реализации поставленных государством задач налоговая служба должна стать сервисной службой, работа которой производится на партнерских отношениях с налогоплательщиками. При этом задачей информационного менеджмента становится предоставление информационных сервисов как внешним (налогоплательщикам, государственным и муниципальным органам власти), так и внутренним пользователям АИС.
Термин «электронные государственные услуги» говорит о том, что его взаимодействие с государственными органами частично или полностью осуществляется в электронном виде. Степень развития электронных государственных услуг, главным образом, зависит от общей макроэкономической ситуации в стране.
Программа развития электронных государственных услуг поначалу была воспринята обществом с недоверием. Казалось, что и эта очередная ИТ-инициатива не будет выполнена. Но со временем, электронные государственные услуги становятся необходимым атрибутом современной жизни. В предоставление государственных услуг в электронном виде в настоящее время наиболее активно вовлечены пять ведомств
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070
— Федеральная налоговая служба, Федеральное казначейство, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральная миграционная служба и Пенсионный фонд, которые, по мнению чиновников, хранят основной объем информации, необходимой гражданам и бизнесу.
Нормативно-правовая база налогового администрирования в последнее время также претерпевает существенные перемены (лишь некоторые из них: консолидированные группы налогоплательщиков, взаимозависимые лица при трансфертном ценообразовании, новая концепция планирования выездных проверок, введение имущественного налога, предоставление инвестиционного налогового кредита), что требует существенной доработки информационных систем всех уровней налоговой службы с организацией многочисленных механизмов обмена информацией, в том числе межуровневой. Риски потери, дублирования, искажения информации, в том числе, касающейся персональных данных налогоплательщиков и налоговой тайны, увеличиваются с появлением каждой новой задачи, так как существующая архитектура информационных систем и технологическая инфраструктура не соответствуют новым требованиям налогового администрирования.
Одним из направлений современного этапа развития налоговой культуры считается формирование удобных и комфортных обстоятельств для налогоплательщиков во взаимодействии их с налоговыми органами в процессе исчисления и уплаты налоговых платежей. По мнению руководителей ФНС России федеральная налоговая служба - сервисная компания, ориентированная в первую очередь на клиентов. Несмотря на то, что на данный момент времени это, скорее, цель, чем реальность, но прогресс в улучшении администрирования и установления контактов с налогоплательщиками заметен. Положительные сдвиги в работе службы в первую очередь связаны с внедрением электронных сервисов. Помимо этого внедрены и формируются несколько информационных систем, таких как Федеральная информационная адресная система (ФИАС), содержащая достоверную единообразную и высокоструктурированную адресную информацию по территории Российской Федерации, доступную для применения органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами; в открытом доступе расположена база разъяснений ФНС.
Принятые в прошлом году поправки в законодательство позволили обязать государственные структуры, предоставляющее данные о налогоплательщиках и объектах налогообложения, содержать данные в электронном виде. Это условие позволило создать автоматическую систему «Налог-3», которая начала внедряться в 2011 году: 14 ведомств будут вводить информацию обо всех происходящих изменениях в единую базу, доступную многим заинтересованным пользователям практически в прямом доступе, в том числе и сотрудникам налоговых органов. Это должно способствовать созданию дополнительных условий для сокращения налоговых споров и укреплению налоговой базы формирования соответствующих бюджетов.
Помимо этого, культура построения налогового процесса выражается и в развитии процесса предоставления электронных услуг налогоплательщикам, оказывая которые, налоговики обладают возможностью исключить появление очередей в своих инспекциях, сэкономить время на бумажную переписку, а также драгоценный в наше время ресурс - время, как свое, так и налогоплательщиков. Деятельность IT-подразделений ФНС России ориентирована как на усовершенствование администрирования налогов и сборов, так и на оптимизацию работы с налогоплательщиками, обеспечение им высококачественного обслуживания.
Руководство налоговой службы уверено, что чем меньше случается личных контактов налогоплательщиков с сотрудниками налоговой службы, тем меньше вероятность возникновения прецедентов коррупции в следствие минимизации условий для этих явлений. Электронное общение гарантирует беспристрастность и непредвзятость, к тому же, все без исключения электронные обращения граждан фиксируются, и ответ на них обязательно поступит в установленные сроки: здесь уже не будет играть роль работа почтовой службы.
Список использованной литературы: 1. Налоговый кодекс РФ, части первая и вторая // Собрание законодательства РФ, N 31, 03.08.1998, СПС "КонсультантПлюс", 2015.
2. Яруллин Р.Р. Оптимизация налогообложения организации // Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность в современных условиях: теoрия и практика: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции (4 декабря 2014 г.) - Уфа, 2015. - с. 13-19.
3. Яруллин Р. Р. Формирование эффективной налоговой политики на примере МБУ ОДПМК «Йэшлек» ГО г. Уфа РБ// Проблемы управления бизнесом на современном этапе развития экономики: сборник научны трудов/ отв. ред. Т. Н. Шашкова.- Уфа: РИЦ БашГУ, 2014.- с.227-230.
© Яруллин Р.Р., Муллагалина Г.Р., 2016
УДК 658:665.
С.Ш. Мусаева
ст-ка 2 к. профиль «Управление персоналом» Научный руководитель А.Х. Ибрагимова к.э.н., доцент ФБГОУ ВПО ДГУ г. Махачкала, Российская Федерация
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНСКОГО УЧЕТА В РОССИИ
Аннотация
В статье рассматривается развитие управленческого учета в России, его этапы. Проведен анализ видов учета, в различные исторические периоды России. Сделаны выводы.
Ключевые слова
Управленческий учет, бухгалтерский учет, финансовый учет, история учета
Управленческий учет в России, так же, как и в других странах, зародился параллельно с началом трудовой деятельности человека. Каждый человек в любой сфере деятельности вели учет для себя. При этом используя удобные приемы и способы. Ведение учета зависело от желания его вести, не было обязанности его ведения. Многими исследователями отмечается, что развитие теоретических и практических аспектов учета в России значительно отставало от европейского учета.
Считается, что в России бухгалтерский учет возник в Киевской Руси в связи с потребностями государственного и монастырского хозяйства. Большую роль также в развитии учета сыграло развитие торговых и кредитных операций [3, С.56].
К 17 веку в России сложилась сложная система сельскохозяйственного учета. Она распространялась не только на землю, скот, посевы, зерно, инвентарь, но и на людей - крепостных.
18 век был периодом становления бухгалтерского учета в России. С этого момента времени начинается история развития русской счетной мысли. Но степень распространения учета была невелика. Даже в торговле нередко отсутствовал учет. Ведение торговых книг внедрялось медленно. Следует отметить, что к концу 18в. В России было уже около 2тыс. мануфактур, в основном, централизованных [2, С.89].
В свезись с развитием производства стала развиваться и бухгалтерская производственная мысль. Первой книгой в России по промышленному учету была работа Н. Емельянова "Практические упражнения в бухгалтерии по делам внутренней торговли и фабрикации" (1840г.), в ней описан калькуляционный счет "Выработка товаров". Однако в целом становление промышленного учета в России неразрывно связано с именем С.Ф. Иванова (1872г.) его главная мысль - учет в составе себестоимости только прямых затрат лежит в основе директ-костинга [1, С.102].