42 (135) - 2009
БЮдЖетно-налоговая политика
ПРОБЛЕМЫ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РЕШЕНИЯ
Ф. Ф. ханафеев, кандидат экономических наук, профессор, заведующий кафедрой налогов и налогообложения руководитель управления федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл, заслуженный экономист Республики Марий Эл, E-mail: center_audita @mail. ru Марийский государственный технический университет
Обоснованы проблемы налогового администрирования, связанные с совершенствованием регистрации и учета налогоплательщиков, с уточнением регламентов работы налоговых органов с налогоплательщиками. Рассмотрены проблемы повышения качества налогового администрирования отдельных видов налогов и отдельные вопросы контрольной деятельности налоговых органов в современных условиях.
Ключевые слова: налоговая гармонизация, налоговое администрирование, налоговый контроль.
Глобализация экономики, интеграция Российской Федерации в мировое экономическое пространство, заключение международных договоров и соглашений являются в настоящее время основой гармонизации налоговых систем, налогообложения и налоговой политики стран мирового сообщества. Налоговая политика является частью всей экономической политики государства и реализуется через систему государственных действий в области налогов и налогообложения. Более того, налоговая политика отражает меру государственного вмешательства в экономику, что определяется масштабами валового национального продукта (ВНП), перераспределяемого через государственный бюджет, а также степенью воздействия налоговых мер на размещение ресурсов в реальном секторе экономики.
Внимание к концепции налоговой гармонизации возникло в процессе развития экономической интеграции в рамках Европейского Союза (ЕС).
Россия имеет множество налоговых соглашений, заключенных не только со странами Европы, но и Азии, Северной Америки, что позволяет постоянно модернизировать прежние соглашения, реформировать налоговую систему и развивать налоговое администрирование.
Решение проблемы гармонизации налогового администрирования зависит от разработки совместных со странами-партнерами принципов, специфических форм и методов налогового контроля, унификации состава нарушений налогового законодательства и системы штрафных санкций. Для этого, безусловно, необходимо более эффективное решение проблем налогового администрирования внутри страны и в ее регионах.
Проблемы налогового администрирования, в силу двойственной природы самих налогов, следует рассматривать с позиций налоговых органов и с позиций налогоплательщиков. Российские налоговые органы признают в настоящее время несовершенство порядка регистрации и учета налогоплательщиков, не позволяющего осуществлять эффективный налоговый контроль. Эта проблема связана с регламентами работы налоговых администраций с налогоплательщиками, которые, к сожалению, не отвечают должным требованиям качества. В этой связи Федеральная налоговая служба Российской Федерации (ФНС) ставит задачу совершенствования методов налогового администрирования.
Наука и практика уже выявили потребность в существенном изменении структур и функций налоговых администраций, направлений налоговой политики и методических основ налогового производства. Это явилось причиной принятия кардинальных мер, вплоть до проведения очередного этапа налоговой реформы. Рассмотрим некоторые характерные, особенно для региональных налоговых органов, проблемы налогового администрирования.
Первая проблема связана с совершенствованием регистрации и учета налогоплательщиков. С 2007 г. в Российской Федерации действует упрощенный порядок регистрации налогоплательщиков в режиме «одного окна». Упрощение регистрационного режима привело к увеличению количества организаций, создаваемых под конкретную операцию или на конкретный срок, не имеющих цели вести какую-либо деятельность. Поэтому увеличивается количество организаций, не предоставляющих отчетность или предоставляющих «нулевые» балансы.
Одним из основных направлений в работе по государственной регистрации в настоящее время является предотвращение государственной регистрации юридических лиц, связанных с «захватом» фирм и регистрацией «фирм-однодневок», а также проведение контрольных мероприятий, направленных на пересечение деятельности и разрыв экономической противоправной связи между «фирмой-однодневкой» и налогоплательщиком.
С целью отслеживания «фирм-однодневок» на этапе государственной регистрации необходимо создание информационных ресурсов, содержащих более полные сведения о юридических лицах. Использование таких информационных ресурсов в контрольной работе налоговых органов, а также правоохранительных органов и кредитных учреждений может послужить надежным средством прекращения создания новых фирм и выявления для принятия соответствующих мер существующих фирм-однодневок.
Следует отметить развивающийся в настоящее время процесс миграции налогоплательщиков, в результате которого усложняется взыскание задолженности по налогам и сборам. По данным ФНС Российской Федерации, в 2008 г. участились случаи миграции налогоплательщиков с большими суммами задолженности по налогам, что наносит ущерб государству.
Налоговые органы зачастую не находят организации, сменившие место нахождения, по тем адре-
сам, которые указаны в документах регистрации и в учредительных документах. Приостановить поток «ложной» миграции на практике сложно в связи с тем, что государственная регистрация, связанная с изменением места нахождения, осуществляется в регистрирующем органе по прежнему месту нахождения организации-налогоплательщика. Кроме того, налогоплательщики-мигранты часто обладают признаками недобросовестности.
Думается, что налоговый контроль должен опираться на проведение следующих мероприятий:
• создание информационного ресурса, содержащего сведения об организациях, не предоставляющих налоговую и бухгалтерскую отчетность с момента государственной регистрации;
• установление фактов несоблюдения порядка оплаты уставного капитала;
• выявление фактов представления недостоверных сведений или документов, содержащих заведомо ложную информацию о заявителе, учредителе, адресе места нахождения, лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица;
• выявление фиктивных сделок налогоплательщиков с «фирмами-однодневками» с целью признания их недействительными (ничтожными);
• предъявление исков к налогоплательщикам, получившим необоснованную налоговую выгоду1 в результате заключения с «фирмой-однодневкой» сделок, направленных на уклонение от уплаты налогов;
• использование «фирмы-однодневки» в качестве «живца» для проведения мероприятий по пресечению противоправной деятельности крупных фирм, использующих «услуги» «фирм-однодневок»;
• публичное информирование путем размещения на сайте и в СМИ информации о результатах работы налоговых органов по противодействию создания и функционирования «фирм-однодневок» с целью исключения спроса на услуги «фирм-однодневок». Ужесточение процедуры государственной регистрации, безусловно, должно сопровождаться внесением изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а также Кодекс РФ об административных правонарушениях.
1 Критерии необоснованной налоговой выгоды приведены в постановлении пленума Высшего арбитражного суда РФ от 12.10.2009 № 53.
Вторая проблема современного налогового администрирования связана с необходимостью совершенствовать регламенты работы налоговых органов с налогоплательщиками. Работа с налогоплательщиками в налоговых инспекциях организуется и проводится в соответствии с положениями ст. 21, 23, 33, 80 Налогового кодекса Российской Федерации, Регламента организации работы с налогоплательщиками, утвержденного приказом ФНС РФ от 09.09.2005 № САЭ-3-01/4442; единым стандартом обслуживания налогоплательщиков, утвержденным Приказом ФНС Российской Федерации от 14.08.2008 № ММ-3-4/362; административным регламентом Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию налогоплательщиков, утвержденным приказом Минфина РФ от 18.01.2008 № 9н.
Работа с налогоплательщиками и повышение качества их обслуживания изначально является одним из основных направлений реформы налогового администрирования в Российской Федерации. Отметим, что важным направлением является создание максимально комфортных условий для своевременного и полного выполнения налогоплательщиками обязанностей по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей, формирование налоговой культуры и создание положительной репутации налоговой службы. Для реализации этих задач используются различные формы и методы работы с налогоплательщиками: от традиционных (разработка информационных материалов, проведение семинаров, работа телефонов справочной службы и т. д.) до новаторских (предоставление удобных, надежных способов информационного воздействия на основе информационных технологий).
Прием налогоплательщиков ведется в рабочие дни, в течение всего рабочего дня, без перерыва на обед, по сменному графику. На период декларационной кампании при необходимости график работы инспекций меняется: удлиняется рабочий день, прием налогоплательщиков ведется в выходные дни. В период «пиковых» нагрузок (декларационная кампания, случаи нехватки специалистов отделов работы с налогоплательщиками) для работы по обслуживанию налогоплательщиков привлекаются сотрудники других отделов. В инспекциях, оборудованных операционными залами, организуются рабочие места для начальника отдела работы с налогоплательщиками.
Эффективной мерой является также установка «гостевых» компьютеров для ввода и корректиров-
ки налоговой и бухгалтерской отчетности, а также для обеспечения возможности налогоплательщика пользоваться справочно-правовыми системами. В целях обеспечения качества обслуживания налогоплательщиков управлениями ФНС Российской Федерации должен быть организован контроль инспекций в данном направлении, а также проводиться проверка организации работы с налогоплательщиками в операционных залах инспекций.
Одним из приоритетных направлений работы с налогоплательщиками является совершенствование порядка предоставления налоговой отчетности по телекоммуникационным каналам связи.
Самым распространенным методом работы с налогоплательщиками считается организация налоговыми органами систематической работы с запросами и письмами налогоплательщиков о действующем законодательстве, о налогах и сборах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков и т. д. Запросы и обращения налогоплательщиков принимаются по почте, по телекоммуникационным каналам связи.
Ответы на наиболее распространенные вопросы налогоплательщиков могут предоставляться не только налогоплательщикам, задавшим их, но и озвучиваться в средствах массовой информации. На основании анализа вопросов, поступающих от налогоплательщиков, в инспекциях целесообразно формирование информационных папок «Ответы на наиболее актуальные вопросы» и размещение их в операционных залах и на стойках (в инспекциях, не оборудованных операционными залами). Это позволит сократить количество обращений налогоплательщиков.
Налоговыми органами ведется прием налогоплательщиков по вопросам разъяснения налогового законодательства, а также информирование о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. В управлениях и инспекциях работают телефоны «горячей линии», на которые поступают звонки по вопросам легализации заработной платы и аренды имущества. Звонки заносятся в специальный журнал, а информация о них передается в отдел контрольной работы для проведения мероприятий.
Наиболее актуальные и часто задаваемые вопросы рассматриваются при проведении семинаров, а также используются при подготовке материалов для средств массовой информации и формирования различных информационных материалов. Тематика проводимых налоговыми органами се-
минаров традиционно разрабатывается с учетом изменений, вносимых в законодательство о налогах и сборах, на основе анализа поступивших вопросов и ошибок, допускаемых налогоплательщиками при составлении отчетности. Инспекциями ежеквартально разрабатываются графики семинаров, которые утверждаются начальниками инспекций и направляются в управления для размещения в Интернете и в средствах массовой информации.
Налоговые органы совместно со специализированными организациями (вузами, аудиторскими и бухгалтерскими объединениями и т. п.) проводят курсы и семинары для руководителей и бухгалтеров предприятий, индивидуальных предпринимателей с целью установления более тесного сотрудничества налоговых органов с представителями малого бизнеса и оказания им информационной и правовой поддержки. А также для повышения уровня налоговой культуры среди налогоплательщиков. Налоговые органы регулярно проводят специализированные семинары и консультации.
Еще одним инструментом работы налоговых органов с налогоплательщиками являются аудио- и видеоматериалы. Например, в целях информирования налогоплательщиков — физических лиц о последствиях неуплаты транспортного и земельного налогов, а также с целью снижения задолженности по этим налогам может использоваться система звукового информирования, демонстрация видеороликов, организация мобильных рабочих мест в крупных торговых центрах, изготовление и распространение информационных материалов (буклетов, листовок) и др.
В рамках мероприятий по совершенствованию работы с налогоплательщиками организуются занятия персонала с привлечением психолога для приобретения психологических навыков работы с налогоплательщиками и психологической разгрузки специалистов по работе с налогоплательщиками.
Для формирования лояльного отношения к налогам у граждан налоговыми органами должна проводиться разъяснительная работа в данном направлении среди налогоплательщиков различных возрастных категорий. Особое внимание должно уделяться обучению налоговой грамотности подрастающего поколения. Положительным опытом является активное сотрудничество налоговых органов и специализированных вузов, открытие на базе управлений ФНС Российской Федерации специализированных кафедр, подготовка и совместное проведение лекционных и практических курсов, олимпиад и т. п. Отдельным направлением должно стать развитие
профессиональной ориентации учащихся старших классов общеобразовательных школ.
Третья проблема налогового администрирования напрямую касается деятельности налоговых органов на местах. В сложившейся экономической ситуации администрирование имущественных налогов имеет важное значение, поскольку их величина практически не зависит от условий деятельности налогоплательщиков. В то же время такие местные налоги, как земельный налог и налог на имущество физических лиц, являются основой бюджетов многих муниципальных образований. Остановимся на проблемах, которые возникают при администрировании данных налогов.
Величина местных налогов напрямую не зависит от условий хозяйствования, развития экономики и финансово-экономического кризиса. Именно поэтому администрирование имущественных налогов приобретает в настоящее время особую актуальность. Это связано и с реализацией норм Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», поскольку данный Закон играет важную роль в обеспечении стабильности в обществе. Ведь если не будет доходов в муниципалитетах первого уровня, нельзя решить основные вопросы, связанные с жизнеобеспечением отдельных поселений (муниципальных образований).
Следует признать, что до недавнего времени администрирование имущественных налогов осуществлялось по остаточному принципу, поскольку затраты на их администрирование были больше, чем доходы от них. В настоящее время, в связи с переходом на новые принципы налогообложения недвижимости на основе рыночной (кадастровой) оценки, эти налоги становятся бюджетообразующими для муниципальных образований.
Повышение качества налогового администрирования местных налогов во многом зависит от организации взаимодействия территориальных органов ФНС РФ, Росрегистрации, Роснедвижимости, а также государственной и муниципальной власти.
Основными направлениями совершенствования налогового администрирования региональных и местных налогов являются следующие:
1. Организация эффективного информационного обмена с регистрирующими органами. Базу данных для исчисления имущественных налогов налоговые органы вынуждены формировать по сведениям разных информационных ресурсов (Роснедвижи-мости, Росрегистрации, БТИ, органов местного самоуправления) и многократно вводить в свою
информационную систему разные сведения об одном и том же налогоплательщике, в том числе и в ручном режиме. Учитывая объем поступающих данных (в 2008 г. в налоговые органы поступило более 1,3 млн сообщений2), данный процесс является достаточно трудоемким.
Органы Росрегистрации при указании адресов объектов используют справочник ОКАТО, в то время как органы Роснедвижимости — КЛАДР (классификатор адресов России). Структура КЛАДРа не позволяет ввести понятие «сельское поселение», а также описание адресов объектов и земельных участков, что значительно затрудняет процесс идентификации полученных сведений в налоговых органах. Решением сложившейся проблемы Управление считает разработку нового классификатора адресов с учетом возможности внесения в него адресов земельных участков и объектов недвижимого имущества, не имеющих почтового адреса, и утверждение единого стандарта написания адресных реквизитов.
Помимо этого при совершении регистрационных действий органы Росрегистрации заполняют кадастровые номера, не используя информацию о номерах, зафиксированных в органах Роснедви-жимости. В результате часть сведений, представляемых органами Росрегистрации, содержит кадастровые номера, отсутствующие в органах Роснедвижимости, что вызывает вопросы при идентификации данных.
Решением названных вопросов является создание единого информационного ресурса — Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии3, основанной на единой технологической платформе.
2. Решение вопросов налогообложения паевых земель. В настоящее время существуют определенные проблемы по привлечению к уплате земельного налога собственников земельных паев, получивших их при приватизации в начале 1990-х гг. Если в отношении собственников паевых земель, оформивших права собственности, информация из органов Росрегистрации и Роснедвижимости поступает регулярно, то в отношении граждан-пайщиков, не переоформивших свидетельства, зачастую отсутствует информация о кадастровой стоимости, поскольку паи не поставлены на ка-
2 Полежаев В. А. Вопросы администрирования местных налогов в регионе // «Российский налоговый курьер», 2009. № 13, 14. СПС «Консультант Плюс».
3 Функции Роснедвижимости, Росрегистрации и Роскадастра с 01.03.2009 переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии.
дастровый учет либо собственники паев умерли, а наследники не оформляют право собственности на паевые земли.
Решением проблемы является законодательное изъятие невостребованных земельных участков после истечения нормативного срока.
3. Повышение заинтересованности граждан и хозяйствующих субъектов в оформлении своих прав на объекты недвижимости. Эта проблема возникает из-за существенных затрат на кадастровый учет этих объектов, а также из-за непрозрачности и сложности самой процедуры оформления соответствующих документов.
На кадастровых картах территорий существуют «белые» пятна. Причина в том, что главы некоторых поселений, чьи бюджеты формируются за счет местных налогов, во-первых, не занимаются инвентаризацией объектов недвижимости с целью дальнейшего использования налогового потенциала своей территории, а во-вторых, зачастую и не имеют достаточных законодательных и организационных возможностей к понуждению фактических собственников объектов недвижимости встать на кадастровый учет. Соответственно, местные бюджеты недополучают причитающиеся им налоговые поступления.
Для решения данной проблемы необходимо принять программу бюджетного софинансиро-вания землеустроительных работ для мотивации граждан и хозяйствующих субъектов к регистрации своих прав на объекты недвижимости. В этой программе предполагается предусмотреть совместное финансирование расходов на проведение кадастрового учета объектов недвижимости: из средств субъекта права, средств поселения и средств регионального бюджета. С целью повышения эффективности мероприятий программы следует объявить временной диапазон ее действия — не более двух лет с возможной пролонгацией в случае успешной реализации проекта. Это обеспечит мотивацию субъектам права получить бюджетную субвенцию, которая в будущем будет возвращена в форме налогового платежа. Помимо этого следует провести широкую разъяснительную работу с населением и мотивировать глав муниципальных образований путем введения критерия оценки их деятельности в виде прироста налоговой базы по подведомственной им территории, а также учитывать данный критерий при распределении средств фонда софинансирования на выравнивание обеспеченности муниципальных образований бюджетными субсидиями.
4. Формирование у исполнительных органов власти инструментов для понуждения к регистрации объектов недвижимости. В качестве примера можно привести ситуацию, когда в базе данных регистрирующего органа числится садовый домик, а фактически на земельном участке имеется особняк. Решением подобной проблемы может стать визуальная оценка недвижимости и на ее основе начисление соответствующих налогов. С правовой точки зрения нарушения не будет, так как речь идет о реализации налоговым органом полномочий, предусмотренных в Налоговом кодексе РФ. Но для этого необходимо изменить законодательство и предоставить соответствующие права налоговым органам или муниципалитетам для проведения такой визуальной оценки. Полезным может оказаться мировой опыт решения данной проблемы, например, в США в штате налоговых органов имеются оценщики.
Упрощенный порядок регистрации прав на объекты недвижимости при дачной амнистии не дает возможности проводить налоговый учет этих объектов из-за отсутствия инвентаризационной стоимости. В соответствии с Федеральным законом от 30.06.2006 № 93-Ф3 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» действует так называемая дачная амнистия — упрощенный порядок регистрации прав на жилые строения на дачных и садовых участках, хозяйственные строения, индивидуальные гаражи согласно декларации об объекте недвижимого имущества.
В указанной декларации отсутствуют сведения об инвентаризационной стоимости имущества. Таким образом, строения, регистрируемые в упрощенном порядке, не проходят учет в органах БТИ — по ним не определяется инвентаризационная оценка. Следовательно, такие объекты не учитываются для целей налогообложения. Решением проблемы также может стать визуальная оценка недвижимости в целях налогового учета, а в будущем переход на уплату налога на недвижимость.
5. Направление уведомлений иногородним гражданам. В случае если объекты недвижимого имущества и земельные участки располагаются на территории иного налогового органа (не по месту проживания физического лица), сведения об изменении места жительства физического лица в этот налоговый орган не направляются. Поэтому в нем отсутствует информация о фактическом месте
проживания плательщика и налоговое уведомление на уплату налога не доходит до адресата. Проблему можно решить путем создания электронной адресной базы Федеральной миграционной службы на федеральном уровне и доступа к ней налоговым органам.
Актуальной также является проблема, связанная с тем, что объекты недвижимого имущества и земельные участки располагаются на территории иного налогового органа (не по месту проживания физического лица) и сведения об изменении места жительства физического лица в этот налоговый орган не направляются. В результате в нем отсутствуют сведения о фактическом месте проживания плательщика и налоговое уведомление на уплату налога зачастую не доходит до адресата.
6. Реализация модели «одного пакета» для налогоплательщика. Федеральная налоговая служба Российской Федерации вынесла предложение о замене контроля за уплатой каждого вида налога с физических лиц новой моделью «объект контроля — налогоплательщик».
Предложенная новация позволит более эффективно контролировать уплату налогов физическими лицами и сократит издержки налоговых органов на рассылку уведомлений об уплате налога. Кроме того, сократится время технологических процессов по начислению налогов. Предложенные нововведения позволят создать единый пакет уплачиваемых гражданином налогов, в который войдет вся информация об обязательствах физического лица.
На сегодняшний день для введения единого пакета требуется внести изменения в программное обеспечение, эксплуатируемое налоговыми органами. Так, в настоящий момент техпроцесс запускается по объектам налогообложения, а для формирования единого файла необходимо настроить техпроцесс на субъект, то есть на физическое лицо. Кроме того, необходима законодательная гармонизация сроков уплаты налогов физическими лицами. В этой части УФНС регионов проводят работу с представительными органами муниципальных образований по вопросу отмены авансовых платежей по земельному налогу с целью упрощения и повышения качества администрирования данного налога. Но изменение сроков уплаты налога на имущество физических лиц возможно только при внесении изменений в соответствующий федеральный закон.
Безусловно, перечисленные проблемы и предложения по их решению являются дискуссионными, что еще раз доказывает необходимость
совершенствования налогового администрирования путем выработки согласованной позиции, позволяющей максимально обеспечить паритет интересов налогоплательщиков и государства.
В условиях кризиса возрастает значимость вопроса межведомственного взаимодействия. В настоящее время почти все регионы характеризуются снижением налоговых поступлений в региональные бюджеты. В такой ситуации особое внимание стало уделяться региональным и местным налогам.
Остро обозначилась проблема идентификации налогоплательщиков по сведениям, представляемым органами регистрации, Роснедвижимости и ГИБДД. Согласно последним данным ФНС РФ вопросы представления в электронном виде сведений органами регистрации в основном решены. Схема взаимодействия ФНС и органов БТИ представлена на рис. 1.
Основное внимание в 2008 г. было обращено на взаимодействие налоговых органов с подразделениями ГИБДД (рис. 2).
Приказ ФНС России от 05.02 № ММ-7-6/54@
БТИ
БТИ
БТИ
Приказ Госстроя России и МНС России от 28.02.2001 № 36/БГ-3-08/67
Рис. 1. Взаимодействие налоговых органов с органами БТИ
Сроки готовности подразделений Госавтоинспекции к информационному взаимодействию:
13 регионов - готовы; 35 - будут готовы март-апрель 2009 г.; 5 - май-июнь 2009 г.; 9 - III квартал 2009 г.; 19 - IV квартал 2009 г.
Файлы ПД:
Сведения о транспортных средствах и лицах, на которые они зарегистрированы Корректирующие данные о физических лицах
Рис. 2. Взаимодействие УФНС РФ с подразделениями Госавтоинспекции МВД РФ
Был издан совместный приказ, который определяет основные правила, регулирует порядок взаимодействия ГИБДД и управлений ФНС РФ по субъектам при представлении сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы в соответствии со ст. 85 и 362 Налогового Кодекса РФ. Реализация данного приказа позволит обеспечить представление сведений в электронном виде в единых утвержденных форматах с централизованным использованием справочника, что приведет к повышению качества и достоверности передаваемой информации, как следствие, к увеличению налоговых поступлений по транспортному налогу. Главной проблемой на уровне государства остается отсутствие федерального ресурса адресов Российской Федерации.
Одним из актуальных направлений повышения качества ввода информации в АИС «Налог» является обеспечение электронного обмена информацией между налоговыми органами и отделением Сберегательного банка РФ о платежах физических лиц. В рамках решения этого вопроса заключено 2009 соглашение о взаимодействии ФНС и Сберегательного банка РФ в целях внедрения электронного документооборота по налоговым платежам физических лиц с использованием биллинговой технологии
|(рис. 3).
Биллинг внедрен более чем в 50 ре-
|гионах. Соглашение предусматривает размещение зоны внедрения электронных документов, документооборота между филиалами Сбербанка РФ и территориальными органами ФНС РФ. Ежегодно согласуется соответствующий перечень филиалов Сбербанка, переводимых на указанную систему.
С целью повышения эффективности взыскания имеющейся задолженности по налогам организуется информационное взаимодействие с Федеральной службой судебных приставов. Разработано и успешно прошло тестирование программное обеспечение взаимодействия с приставами на федеральном уровне.
Управление информатизации ФНС РФ совместно с ГУП «Почта Российской Федерации» разрабатывает типовой договор на оказание почтовых услуг для налоговых органов и типовой порядок оформления почтовых отправлений заказчикам, их приема, доставки, обработки
Рис. 3. Внедрение биллинговой технологии при взаимодействии со Сбербанком РФ
100 90 80 70 60 50 40 30 20 10
78
.56
■а59 — =1 =1
51
- декабрь 2006 г.
- январь 2008 г.
- январь 2009 г.
УФНС
ИФНС
ТОРМ
Рис. 4. Итоги развития информационно-технологической инфраструктуры ФНС РФ, %
исполнителя. Согласовывается единый порядок формирования списков и организации приема от налоговых органов на местах почтовых отправлений, сопроводительной документации в электронном и печатном виде.
Правительством РФ совместно с Министерством экономического развития РФ и Министерством связи РФ ведется разработка проекта перечня массовых общественно значимых государственных услуг, предлагаемых для оказаний с использованием этих технологий. Согласно проекту перечня предполагается полностью дистанционно через Интернет-портал представлять услуги по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, о предоставлении сведений и соответствующих реестров. Таким образом, будет реализована возможность подачи заявлений с направлением электронных документов, получение уведомления в результате
рассмотрения, получение итогового документа.
Разработана дополнительная схема обмена информацией между налоговыми органами и налогоплательщиком с использованием территориальных и региональных витрин баз данных. ГНИВЦ разрабатывает соответствующие технические задания, программное обеспечение для реализации обмена.
Еще одним направлением модернизации работы налоговых органов является развитие информационно-технической инфраструктуры, в частности развитие региональных сетей телекоммуникаций. В 2008 г. отмечен существенный рост по соответствию каналам связи нормативного значения (рис. 4).
В рамках оказания услуг по системно-техническому обслуживанию включено свыше 30 % оборудования, находится в эксплуатации 145 тыс. ед. Необходимо в ближайшей перспективе передать на обслуживание всю имеющуюся технику. Важным направлением работы по информатизации налоговых отношений является разработка и внедрение программных средств.
Налоговым кодексом с 01.01.2010 введен запрет на вторичное истребование у налогоплательщиков документов, необходимых для проведения налогового контроля. В связи с этим Управлением информатизации ФНС Российской Федерации разработан порядок опытной эксплуатации программного обеспечения автоматизации процессов сопровождения, проведения и оценки результатов встречной проверки.
Отдельно следует выделить проблему постоянного роста объемов накопленных в ФНС РФ документов, а также увеличение сроков хранения по некоторым категориям документов в связи с изменением налогового законодательства. Это усложняет работу инспекций при их учете, хранении и использовании. К 2020 г. архив ФНС РФ достигнет 9 млрд листов. Прогноз увеличения численности сотрудников архивных подразделений при существующей системе не утешителен.
Проведенный в ФНС Российской Федерации комплекс работ, направленных на поиск путей решения данной проблемы, позволил сформулировать концепцию создания системы обработки и хранения документов.
Концепция создания центров обработки и хранения документов (ЦОХД) — это не только и не столько создание электронных архивов.
В первую очередь, это комплексная автоматизация архивохранилищ, автоматизация всех процессов, связанных с хранением документов.
Информационной основой ЦОХД является «Комплексная система управления хранением документов в налоговых органах». Это вновь разрабатываемая система в составе АИС «Налог», охватывающая все уровни иерархии налоговых органов.
По новой технологии предполагается кон-централизировать централизованные архивы бумажно-электронных документов, осуществлять удаленный доступ из любой точки налоговых и регистрирующих органов, дать единые подходы к системе архивирования по всей стране и использовать электронные образы в документах в процессах налогового администрирования. Это категории документов, которые подлежат хранению в ЦОХД. При реализации новой технологии централизованной обработки регистрационных дел, опытная эксплуатация которой в настоящее время проходит на базе 15 ИФНС по г. Санкт-Петербургу, уже на практике апробирована часть решений, закладываемых в концепцию создания ЦОХД. В рамках указанной технологии обеспечивается перевод на
электронный вид документов, предоставляемых в налоговый орган и необходимых для совершения регистрационных действий, поддерживается технология работы сотрудников ИФНС с электронными образами документов, реализована передача документов в централизованный архив вместе с их электронными копиями. Все эти наработки в полной мере соответствуют предлагаемой концепции ЦОХД.
Таким образом, налоговые органы в процессе своего развития не только решают отмеченные выше проблемы налогового администрирования, но и находят новые инструменты реализации налоговой политики в регионах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аронов А. В., Кашин В. А. Налоговая политика и налоговое администрирование: учеб. пособие. М.: Экономистъ, 2006. 591 с.
2. Барулин С. В. Теория и история налогообложения: учеб. пособие. М.: Экономистъ, 2006. 319 с.
3. Налоги и налоговое право: учеб. пособие / под ред. А. В. Брызгалина. — М.: Аналитика-Пресс. 1997.
4. Полежаев В. А. Вопросы администрирования местных налогов в регионе // «Российский налоговый курьер», 2009. № 13, 14. СПС «Консультант Плюс».
5. Сергеев И. В. Налоговое планирование: учеб.-метод. пособие / И. В. Сергеев, А. Ф. Галкин, О. М. Воронцова. М.: Финансы и статистика, 2007. 168 с.: ил.
6. Соколов А. А. Теория налогов. М.: ООО «ЮрИнфоР-Пресс». 2003. 506 с.
ВНИМАНИЮ КРЕДИТНЫХ И СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ !
Предлагаем публикацию годовой и квартальной отчетности.
Стоимость одной публикации — 2950 рублей (в том числе НДС 18%) за две журнальные страницы формата А4.
Тел./факс: (495) 721-85-75 [email protected]