Наблюдается положительная динамика роста производства яйца в анализируемом периоде почти на 121,9 млн. штук. Нужно отметить, что производство яиц приоритетное развитие получило в сельскохозяйственных организациях региона (в 2014 году - 94%). В области функционирует несколько крупных птицефабрик (ОАО «Тюменский бройлер», ОАО «Птицефабрика «Боровская» и другие), объемы производства мяса птицы и яйца на которых ежегодно увеличиваются и полностью покрывают потребности населения.
Список использованных источников:
1. Милоенко Е.В. Прогноз самообеспеченности продуктами питания населения Тюменской области за счет собственных источников производства//Научное обозрение. 2015. № 6. С. 194-197.
2. Официальный сайт Территориального органа статистики по Курганской области [электронный ресурс]. -Режим доступа: http://kurganstat.gks.ru
3. Официальный сайт Территориального органа статистики по Свердловской области [электронный ресурс].
- Режим доступа: http://sverdl.gks.ru
4. Официальный сайт Территориального органа статистики по Тюменской области [электронный ресурс]. -Режим доступа: http://tumstat.gks.ru
5. Официальный сайт Территориального органа статистики по Челябинской области [электронный ресурс].
- Режим доступа: http://chelstat.gks.ru
© Милоенко Е.В., 2016
УДК 336
А.А. Мозалёв
к. э. н., доцент кафедры «Финансы и кредит» Уфимский филиал Финансового университета при Правительстве РФ
ФОРМИРОВАНИЕ КРЕДИТНОГО ПОРТФЕЛЯ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ В УСЛОВИЯХ
ФИНАСНОВОГО КРИЗИСА
Аннотация
Грамотное формирование кредитного портфеля является одним из основных моментов в деятельности кредитной организации. Кредитный портфель является главным источником доходов банка и одновременно источником риска.
Ключевые слова
Кредитный портфель, кризис, риски.
Основной деятельностью коммерческого банка является предоставление кредитов. Именно кредитные операции дают банку возможность получить наибольшую сумму доходов. Поэтому выдача кредитов занимают основной удельный вес в активных операциях кредитных организаций. Эффективная работа коммерческих банков зависит от качества формирования кредитного портфеля. Низкое качество кредитного портфеля - основная причина убыточной деятельности банков.
Одним из основных моментов при формировании кредитного портфеля является четко выбранная стратегия развития банка его возможность кредитования клиентов. Кредитный портфель служит главным источником доходов банка, а также основным фактором риска при размещении активов. От структуры и качества кредитного портфеля зависит устойчивость банка и его финансовые результаты. Надежность банка важна для акционеров, предприятий, населения, являющихся его вкладчиками. Потеря вклада затрагиваетсбережения вкладчиков и капитал многих субъектов снижает общее доверие к кредитной системе государства.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070
Неграмотная политика формирования кредитного портфеля, как правило приводит к ухудшению качества активов банка, к увеличению резервов, убыткам, невозможности банку своевременно выполнять обязательства перед клиентами и контрагентами, нарушению обязательных нормативов ликвидности и достаточности капитала банка. На четвертое декабря 2015 года 89 кредитных организаций в России лишились лицензий на осуществление банковских операций, бесспорно в этом есть и вина банков в ошибках формирования кредитного портфеля.
В связи санкциями Запада к России проблема развития управления кредитным портфелем в целях минимизации расходов и максимизации прибыли приобрели особую актуальность. Кредитный портфель является определенным критерием, позволяющим судить о качестве кредитной политики банка и прогнозировать финансовые результаты кредитной.
Коммерческие банки в настоящее время показывают небольшой прирост кредитного портфеля. С другой стороны,уровень инфляции и конкуренция за ресурсы не позволяют банкам снизить ставки по вкладам населения. Для российских банков основной проблемой является норматив достаточности капитала. В связи с чем с первого января 2016 года Центробанком вносятся поправки к нормативам капитала. Уровень базового капитала будет приведен к 4,5 процентам против 5 процентов. Кроме того, Центробанк изменяет норматив общей достаточности капитала, снижая его на 2 пункта с 10 до 8 процентов. Регулятор принял решение с начала года установить для малого бизнеса и ипотеки льготные коэффициенты риска. Для них коэффициенты устанавливаются на уровне 75 процентов, ля ипотечных кредитов 35 процентов. В целом приведение регулирования в соответствие с Базельскими стандартами не будет иметь негативного влияния на уровень достаточности капитала банков, что будет способствовать совершенствованию сформированных кредитных портфелей в банках. В настоящее время темпы роста капитализации банков отстает от роста кредитных портфелей, поэтому сейчас коммерческие банки сдерживают темпы кредитования. Важным фактором, оказывающим влияние на снижение темпов кредитования, является ужесточение требований со стороны Центрального банка России. Повышение регулятором ставки резервирования оказывает давление на уровень капитала и ухудшает его достаточность.
Для извлечения максимального процентного дохода в настоящее время банки пытаются развивать кредитование физических лиц. Данный вид кредита требует меньше ресурсов, как в случае с корпоративными заемщиками.
Одним из необходимых элементов управления финансовым потоком является поддержание конкурентной способности кредитного портфеля. То есть, по основным показателям, таким как ликвидность, доходность, степень риска, кредитный портфель должны быть лучше, чем у конкурентов. В любом банке состояние кредитного портфеля должно находиться под непрерывным мониторингом и постоянно совершенствоваться.
Для решения проблем при формировании кредитного портфеля, по нашему мнению, банкам необходимо учитывать следующее:
- банк должен ясно определить политику в кредитной сфере, которая должна выражаться в постановке определенных задач и в минимизации кредитных рисков.
- необходимо четкое определение критериев качества рисков, чтобы ограничить убытки вследствие банкрота клиентов.
- тщательно и глубоко изучать финансовое состояние заемщиков при выдаче кредитов, выбирать оптимальные способы возврата кредитных ресурсов.
- для более эффективного использования кредитных ресурсов и расширения объемов кредитования необходимо внедрить перспективные формы кредита: связанное кредитование, экспресс - выдача; для юридических лиц краткосрочный кредит в форме овердрафта.
- целесообразно было бы диверсифицировать кредитный портфель с тем, чтобы несостоятельность одного клиента, группы клиентов, отрасли деятельности отражались на доходах банка. Помимо кредитования предприятий, занимающихся торгово-посреднической деятельностью, банк должен направлять ресурсы в такие перспективные отрасли, как топливно-энергетическая, строительная.
Список использованной литературы:
1. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 N° 395-1 (редакция от 20.04.2015).
2. Федеральный закон о потребительском кредите (займе) 21.12.2013 № 353-ф3 (действующая редакция от 21.07.2014).
3. Жиркина Н. И. Кредитный портфель - стратегия и тактика кредитной политики банка // Финансы, денежное обращение и кредит. - 2013 г.
4. Финансовая отчетность годового отчета Центрального банка Российской Федерации за 2014 год. URL: http//www .crb.ru
5. Информационное агентство «Росбизнесконсалтинг».URL: http: //www.rbc.ru
© Мозалёв А.А., 2016
УДК 336.025
Г.Р. Муллагалина, студентка, Р.Р. Яруллин, д.э.н., профессор, Уфимский филиал Финуниверситета при Правительстве РФ
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЛОГОВОЙ СФЕРЕ
Аннотация
В статье рассмотрены и раскрыты современные формы инновационных электронных технологий, применяемые в налоговой сфере Российской Федерации.
Ключевые слова
налоговый процесс, налоговая культура, информационные системы, налоговое администрирование.
Усовершенствование налогового администрирования называется одним из наиболее приоритетных направлений налоговой политики государства, источником дополнительных поступлений в бюджетную систему. Без комплексной модернизации налоговых органов поставленная задача обеспечения максимально возможного сбора налогов при минимизации соответствующих затрат, включая административное бремя, возлагаемое на налогоплательщиков, представляется не решаемой.
Одним из основные условий повышения результативности деятельности службы руководство ФНС России определяет результативность поддержки процессов налогового администрирования со стороны инновационных технологий. Следующим шагом на этом пути становится утверждение первым лицом ведомства стратегического постановления об инвестировании в совершенно новую автоматизированную информационную систему (АИС Налог - 3), решения, основанного на понимании того, что для реализации поставленных государством задач налоговая служба должна стать сервисной службой, работа которой производится на партнерских отношениях с налогоплательщиками. При этом задачей информационного менеджмента становится предоставление информационных сервисов как внешним (налогоплательщикам, государственным и муниципальным органам власти), так и внутренним пользователям АИС.
Термин «электронные государственные услуги» говорит о том, что его взаимодействие с государственными органами частично или полностью осуществляется в электронном виде. Степень развития электронных государственных услуг, главным образом, зависит от общей макроэкономической ситуации в стране.
Программа развития электронных государственных услуг поначалу была воспринята обществом с недоверием. Казалось, что и эта очередная ИТ-инициатива не будет выполнена. Но со временем, электронные государственные услуги становятся необходимым атрибутом современной жизни. В предоставление государственных услуг в электронном виде в настоящее время наиболее активно вовлечены пять ведомств