УДК 004 ББК 32.97 Х 12
Финансы
Научный вестник ЮИМ №1' 2014
ВНЕДРЕНИЕ ПЕРЕДОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В налоговых ОРГАНАХ РОССИИ
(Рецензирована)
Хашева Зарема Муратовна,
доктор экономических наук, профессор кафедры экономики Южного института ме-неджмента, г. Краснодар. Тел.: (861) 233 88 59, e-mail: [email protected]
Серпков Юрий Владимирович,
заместитель начальника отдела информационных технологий УФНС России по Краснодарскому краю, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса, г. Краснодар. Тел.: (961) 520 03 80, е-mail: [email protected]
Аннотация. Актуальность настоящего исследования обусловлена тем обстоятельством, что динамичное развитие экономики заставляет налоговые органы в своей работе активно использовать достижения передовых информационных технологий с целью расширения объема бесплатных услуг, организации внутреннего налогового контроля в налоговых органах и качества обслуживания налогоплательщиков. В статье рассмотрены основные направления развития автоматизированной информационной системы, которая предназначена для автоматизации функций всех уровней налоговой службы по обеспечению сбора налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, проведению комплексного оперативного анализа материалов по налогообложению, обеспечению органов управления и соответствующих уровней налоговых служб достоверной информацией.
Ключевые слова: налоги, налоговый контроль, эффективность, информационные технологии, онлайн-сервисы, автоматизация, модернизация, автоматизированные информационные технологии.
the introduction of advanced information technologies in the Russian tax authorities
Khasheva Zarema Muratovna,
doctor of of Economic Sciences, professor of Economics of the Southern Institute of Management, Krasnodar. Ph.: (861) 233 88 59, e-mail: [email protected]
Serpkov Yuri Vladimirovich,
Deputy head of information technologies Department of the Federal tax service of Russia across Krasnodar territory, adviser of the state civil service of the Russian Federation, 2nd class, Krasnodar. Ph.: (961) 520 03 80, e-mail: [email protected]
Summary. The actuality of this study is due to the fact that the dynamic development of the economy makes the tax authorities actively use the achievements of the advanced information technologies with the aim of expanding the scope of free services, organization of internal tax control the tax authorities, and the quality of service to taxpayers. In the article the basic directions of development of the automated information system, which is intended for automation of functions at all levels of the tax service to ensure the collection of taxes and other obligatory payments to the budget and extra-budgetary funds, the comprehensive operational analysis of materials on the taxation, providing management and appropriate levels of tax services of reliable information.
Keywords: taxation, tax control, efficiency, information technology, online services, automation and modernization of automated information technologies.
86
Научный вестник ЮИМ №1' 2014
Финансы
Одним из приоритетных направлений налоговой политики государства является совершенствование налогового администрирования. В ФНС России разработана концепция комплексной модернизации налоговых органов, в основе которой лежат полная перестройка ИТ-инфраструктуры и существующих информационных систем ФНС России, мощное развитие электронных сервисов и услуг для всех категорий налогоплательщиков.
Комплексная модернизация налоговых органов позволит обеспечить дополнительные поступления в бюджетную систему. Основной задачей модернизации является переход на централизованную модель инфраструктуры, что влечет за собой кардинальное изменение прикладной информационной системы.
Выработано четыре основных компонента модернизации:
1. Оптимизация и снижение трудоемкости выполнения бизнес-процессов (нагрузки на рядовых сотрудников ИФНС) за счет повышения уровня автоматизации деловых процессов и выделения специализированных подразделений по отдельным процедурам обработки и подготовки информации.
2. Повышение открытости налоговых органов за счет значительного расширения состава электронных услуг при взаимодействии с НП, создания единого контакт-центра для круглосуточного информационного обслуживания. Это решение позволит практически полностью исключить очное взаимодействие налогового органа и налогоплательщика за счет реализации этих процедур в виде значимого электронного документооборота (включая не только сдачу налоговой и бухгалтерской отчетность, но и сверку, проведение зачетов и возвратов, уточнение платежей, получение документов со стороны ФНС и т.п.). Это в свою очередь так же приведет к снижению нагрузки при приеме налогоплательщиков, снизит очереди.
3. Комплексное использование накопленной в ФНС информации путем создания механизмов ее интеграции, анализа и выявления зависимостей, важных для налогового администрирования и проведения контрольной работы, повышения доступности для рядовых сотрудников в пределах их компетенции.
4. Повышение уровня внутреннего контроля над деятельностью налоговых органов в первую очередь - это контроль над соблюдением регламентных сроков и процедур налогового администрирования - здесь так же во многом поможет «налоговый автомат». Второе - это формирование индикативных показателей, характеризующих эффективность деятельности службы как системы.
Для успешной работы по администрированию налогов, обеспечению поступлений в бюджет и проведению результативных проверок ФНС России проводится обработка огромных массивов информации. Выполнение обработки постоянно увеличивающегося объема информации возможно с использованием новейшего программного обеспечения «АИС Налог-3», разрабатываемого в рамках модернизации Федеральной налоговой службы и ее территориальных органов.
Новая система АИС «Налог-3» - это комплексная перестройка организационной структуры Службы, выстраивание новых бизнес-процессов и соответственно создание новой единой автоматизированной системы, использование всей накопленной в ФНС России информации путем создания механизмов ее интеграции на основе консолидации баз данных федерального и регионального уровня.
Создание АИС «Налог-3», должна привести к следующим результатам:
1. Значительное сокращение объема ручных операций за счет внедрения технологии «Налоговый автомат».
Налоговый автомат - технология, обеспечивающая своевременную обработку поступающих в налоговые органы документов и автоматизацию четко формализованных процедур налогового администрирования. Система включает в себя такие программные средства и технологию работы, при которой начисления, проводки платежей, процедуры по взысканию недоимки и другие процессы администрирования будут осуществляться автоматически, по четко установленным в системе бизнесправилам.
Внедрение налогового автомата позволит передать функции по проведению расчетов и принятия формализованных решений из инспекций в информационные ресурсы федерального уровня.
2. Развитие сервиса «Личный кабинет».
Принципиальным отличием нового поколения АИС станет возможность стать фискальному органу сервисной службой, в которой налогоплательщики станут партнерами, а не просто пользователями. Важной задачей информационного менеджмента налоговой службы становится предоставление информационных сервисов как внешним (налогоплательщикам, государственным и муниципальным органам власти), так и внутренним пользователям АИС.
Налоговая служба представляет большой набор интернет-сервисов. На сегодняшний день развитие основных on-line сервисов позволило налогоплательщикам, через Интернет-сайт Федеральной налоговой службы - www.nalog.ru, знакомиться с налоговым законодательством, образцами и фор-
87
Финансы
Научный вестник ЮИМ №1' 2014
мами налоговых документов, получать ответы, относящиеся к различным сферам законодательства о налогах. Особой популярностью среди посетителей сайта пользуются сервисы «Узнай свой ИНН» и «Личный кабинет налогоплательщика».
Одна из перспективных задач ФНС России дальнейшее развитие «Личного кабинета налогоплательщика», в котором любое физическое или юридическое лицо после авторизации сможет получить полную информацию о налогооблагаемой имущественной базе, начислениях налога, осуществленных платежах и учтенных льготах, а так же оплатить налоги через терминалы, банкоматы и платежные системы, пользуясь электронными деньгами.
Развитие сервисов личного кабинета помимо повышения удобства и оперативности взаимодействия так же снизит количество личных контактов налогоплательщиков с сотрудниками налоговых органов, т.е. снизится и потенциальная коррупционность процессов налогового администрирования на местах.
3. Существенное повышение эффективности деятельности налоговых органов.
Внедрение данных подходов, максимальная автоматизация процессов налогового администрирования и консолидация внутренней и внешней информации в виде электронного массива данных в информационном ресурсе федерального уровня позволит оценить аспекты деятельности налоговых органов, которые в настоящее время оценке не поддаются, и перейти к более прогрессивной системе оценки результатов деятельности налоговых органов.
Цели АИС «Налог-3»:
• обеспечение открытости налоговых органов для налогоплательщиков путем упрощения процедур его взаимодействия с ФНС России и перевода этих процедур в электронный вид;
• гарантированное соблюдение регламентированных процедур налогового администрирования, обеспечение качества и сроков их реализации;
• обеспечение реального контроля исполнения налогоплательщиком налоговых обязательств путем создания единого и достоверного ресурса, содержащего всю информацию по конкретному налогоплательщику («досье» налогоплательщика), в том числе сведения, позволяющие своевременно выявлять признаки ухода от уплаты налогов;
• совершенствование процедур информационного взаимодействия с органами госу-
дарственной власти и местного самоуправления;
• повышение качества контрольной работы, в том числе за счет комплексного использования созданного единого информационного ресурса и подключения налоговых органов к новым источникам информации;
• сокращение трудозатрат на эксплуатацию и сопровождение АИС «Налог-3» на местах;
• развитие электронных сервисов.
Архитектура действующей автоматизированной информационной системы ФНС России АИС «Налог-2» сформирована более 10 лет назад и повторяет трехуровневую структуру ФНС России (ИФНС - УФНС по субъектам РФ - ЦА ФНС). Часть информации со временем была перенесена в Федеральный центр обработки данных (далее -ФЦОД), на ее основе были созданы федеральные информационные ресурсы (далее - ФИР). Однако нормативно-правовая база налогового администрирования в последнее время претерпевает значительные изменения, что требует существенной доработки информационных систем всех уровней налоговой службы с организацией многочисленных механизмов обмена информацией, в том числе межуровневой. Поэтому стал вопрос о полной перестройки АИС «Налог-2».
АИС третьего поколения будет строиться на централизации всех информационных ресурсов в Федеральном хранилище данных (далее - ФХД). Взаимодействие основных компонентов прикладной архитектуры (верхнего уровня) строится через ФХД (рис.1).
Федеральное хранилище данных является ядром АИС «Налог-3» и представляет собой логически целостное хранилище полной, непротиворечивой, очищенной, юридически значимой, актуальной информации, необходимой налоговым органам и налогоплательщикам для обеспечения налогового администрирования и исполнения налогового законодательства.
Автоматизация процессов налогового администрирования в новой архитектуре потребовала проведение реинжиниринга бизнес-процессов ведомства. В результате были выделены функции, требующие интерактивного взаимодействия пользователей с системой и налогоплательщиками, которые выполняются на уровне налоговых органов (интерактивные сервисы), и функции «налогового автомата», которые должны быть перенесены в ФЦОДы.
Подсистемы внешнего взаимодействия обеспечивают единую точку входа для решения задач по предоставлению информации государственным
88
Научный вестникЮИМ ТОГ' 2014
Финансы
ФХД
Подсистемы внешнего взаимодействия
Обеспечивающие подсистемы
Рисунок 1. Целевая прикладная архитектура АИС «Налог-3»
и муниципальным орланами власти черезсистему межведомственногоэлектрониего взаимодействия (далее - СМЭВ)ипортал госусауг, с налогоплатачыщиками в ээектронном виде с использованием таких сервисов, таких как «Личный кабинет». При этом существенно снижается нагрузка на налоговые органы.
ФХД состоит из двух сегментов: транзакционного и аналитического.
Аналитический сегмент - обеспечивает функционирование Информационно-аналитических подсистем, включает в себя зоны накопления и обработки данных, поступающих из Транзакционного сегмента и внешних источников, представляющие собой совокупность данных для аналитических приложений.
Информационно-аналитические подсистемы включают в себя:
отчетность (формирование отчетности);
мониторинг ключевых показателей (оценка эффективности деятельности налоговых органов);
аналитические приложения (анализ данных, моделирование и прогнозирование);
рабочие места руководителей (система для использования информации руководителями различных уровней и сотрудников, занимающихся контрольной деятельностью).
Информационно-аналитические подсистемы предназначены для решения задач по анализу, моделированию и прогнозированию тех или иных показателей деятельности налоговых органов, оценки эффективности работы отдельных подразделений, выявлению взаимосвязей и предоставления комплексной информации по налогоплательщику на основании всей имеющейся информации.
Тртннскцчонныйсегмент - часть ФХД, содержащая данные щниложени- налегавогн админи-сырвровмния, чктывкеет с лсбвснед^щик ключевые подсистемы:
«Налоговый автомат» - комплекс программных задач, реализующий формализованные процедуры и алгоритмы налогового администрирования, выполняемые в автоматическом режиме (без участия пользователей);
«Интерактивные сервисы» - комплекс программных задач автоматизации процессов налогового администрирования, требующих интерактивного взаимодействия пользователей с системой;
Досье налогоплательщика - ресурс, содержащий в себе полный перечень данных о налогоплательщике. Досье дает возможность получать все сведения о налогоплательщике из одной точки.
Функции аналитического и транзакционного сегмента выполняются независимо друг от друга. Таким образом, достигается гарантия непрерывного выполнения задач налогового администрирования.
АИС «Налог-3» включает в себя компоненты 2-х уровней. На рабочих местах устанавливается клиентское приложение, на серверном оборудовании ФЦОД - компоненты федерального уровня. Обновление клиентского приложения на местах осуществляется автоматически.
Начатый в конце 2010 года глобальный проект модернизации налоговых органов АИС «Налог-3» в 2013 году перешел на этап опытной эксплуатации. Закончить полномасштабное внедрение АИС «Налог-3» планируется к концу 2016 года.
Система обеспечения информационной безопасности
89
Финансы
Научный вестник ЮИМ №1' 2014
Рисунок 2. Состав подсистем СОБИ АИС «Налог-3»
АИС «Налог-3» является системой государственной значимости, поэтому отдельное внимание уделяется обеспечению ее информационной безопасности. Централизация АИС ФНС привела к возникновению новых рисков и предъявила новые, более жесткие требования к обеспечению информационной безопасности. Если ранее консолидация налоговых данных производилась на региональном уровне, то теперь вся информация будет сразу консолидироваться в единой точке в ФЦОД. Соответственно и доступ к ФЦОД будет у всех сотрудников налоговой службы со всех объектов ФНС России.
В целях защиты информационной среды, для предотвращения утечек защищаемой информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на защищаемую информацию, в АИС «Налог-3» реализована Система обеспечения информационной безопасности (далее - СОБИ).
Архитектурно СОБИ состоит из следующих составляющих:
Организационная база - персонал и система организационно-распорядительных документов (ОРД);
Исполнительный механизм - совокупность технических, программных и программно-аппаратных СЗИ;
Механизм поддержки - комплекс организационных и технических мер противодействия угрозам, осуществляемый различными структурными подразделениями ФНС России.
В состав СОБИ входят следующие подсистемы (Рис.2):
- Центр управления СОБИ;
- межсетевого взаимодействия;
- антивирусной защиты;
- анализа защищенности;
- обнаружения вторжения;
- обеспечения целостности;
- регистрации и учета событий ИБ.
- централизованная подсистема управления доступом к АРМ и серверам (ЦСУД).
В АИС «Налог-3» используется модель распределенного администрирования пользователей. Основное отличие состоит в том, что в АИС «Налог-3» предусмотрен администратор доступа в каждом налоговом органе. Для предоставления прав доступа
90
Научный вестник ЮИМ №1' 2014
Финансы
используется централизованная система управления доступом (далее - ЦСУД).
ЦСУД предназначена для обеспечения решения комплекса задач, связанных с организацией и управлением доступом пользователей к ресурсам и сервисам АИС «Налог-3».
Пользователю подсистем АИС «Налог-3» предоставляются только те права, которые необходимы ему для выполнения его функциональных обязанностей.
Управление доступом к функциям подсистем АИС «Налог-3» организуется в рамках типовых ролей пользователей.
Набор типовых ролей должен быть конечным, соответствовать стандартным деловым процессам, присутствующим в ФНС России и не противоречить общим принципам управления доступом к подсистемам АИС «Налог-3».
В системе имеется два вида защиты - контроль доступа к функциональности системы и контроль доступа к данным системы. Контроль доступа к функциональности системы базируется на понятии роли. Контроль доступа к данным системы назначается пользователю с привязкой к структурному подразделению.
Обучение пользователей АИС «Налог-3»
Эффективность работы налоговых органов во многом определяется наличием квалифицированного и стабильного кадрового состава. К сожалению, в связи со значительным увеличением нагрузки на одного налогового инспектора и востребованностью на рынке труда из территориальных органов ФНС России происходит отток специалистов в коммерческие структуры.
Необходимо переучивать специалистов налоговых органов по работе с новым программным обеспечением «АИС Налог-3». В 2013 году первыми обучение прошли сотрудники рабочих групп базовых налоговых органов, принимающие непосредственное участие в функциональном тестировании.
2 этап обучения пользователей проводился в конце 2013 года по основным направлениям работы налоговых органов:
• Учет налогоплательщиков - юридических и физических лиц.
• Камеральные налоговые проверки физических лиц.
• Камеральные налоговые проверки юридических лиц.
• Выездные налоговые проверки.
• Урегулирование задолженности. Обеспечение процедур банкротства.
• Юридическая работа, в том числе досудебное урегулирование.
• Ввод данных.
• Информационные технологии.
• Было обучено около 4 тысяч сотрудников налоговых органов.
Переход на новую централизованную технологию налогового администрирования обеспечит повышение «открытости» налоговых органов для налогоплательщика, за счет качества предоставления электронных услуг и расширения их спектра, позволит увеличить эффективность налогового администрирования, даст снижение общего уровня налоговых нарушений и существенно снизит нагрузку на налоговые органы.
ИСТОЧНИКИ:
1. Артеменко Д.А., Хашева З.М., Поролло Е.В. Организация контрольно-аналитической деятельности налоговых органов Российской Федерации в условиях налоговой и административной реформы // Финансы и кредит. 2006. № 18. С. 39-44.
2. Асабова О.М., Аршинов И.В. Контроль за организацией проведения камеральных и выездных налоговых проверок на основе использования инновационных технологий // - 2013. - «Экономика и социум» №4(9)
3. Подготовка к переходу на АИС «Налог-3». Учебное пособие для работников налоговых органов. // Учебный центр Микроинформ. Москва - 2013.- С. 59
4. Хашева З.М., Серпков Ю.В. Информационные технологии в налогообложении // Краснодар. 2012. - С. 224
91