УДК 94:378.147
Кравченко И. Н., Туфанов Е. В.
Kravchenko I. N., Tufanov E. V.
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ
INNOVATIVE TECHNOLOGY METHODS OF TEACHING HISTORY
Анализируются интерактивные методы обучения и технологии, соответствующие новейшим целям и задачам современного образования, в сочетании с педагогической, научно-исследовательской и учебно-методической составляющих. Исследуется воздействие на обучение новейших информационных, коммуникационных и мультимедийных технологий изучения инновационных методик проведения занятий, овладение принципами разработки тестовых и контрольно-проверочных материалов для оценки качества образования.
Нами показано, что изучение разных наук, в том числе социально-гуманитарных, является основной человеческой жизнедеятельности, трансформирует сущность форм и видов занятий, повышает интерес будущего профессионала при принятии решений. В настоящее время, когда деформированы прежние устои общества, а новые еще только оформляются, представляя из себя хаотическую, противоречивую совокупность политических взглядов, социальных и индивидуальных установок, моральных позиций, будущие специалисты нуждаются в знакомстве с исторически сложившимися общечеловеческими непреходящими ценностями и научными концепциями мирового развития, которые помогут им сформировать собственные мировоззрения, убеждения, позиции.
Трансформация системы образования на современном этапе обусловлена ориентацией на фундаментализацию и беспрерывное высшее профессиональное образование, на максимальное удовлетворение образовательных потребностей личности, требований социума и рынка труда. Это в свою очередь, вызвало перемены целей и значений высшего профессионального образования. Современная гуманистическая концепция образования определяет перед социально-гуманитарными науками три основные цели: выявить исходные положения науки; сгруппировать и обобщить познания, умения и навыки; содействовать раскрытию и дальнейшему развитию способностей обучающихся через реализацию первых двух целевых установок. Для выполнения отмеченных целей современное высшее профессиональное образование нуждается в разработке новейшей методологии, созданной с помощью интеграционных процессов, в которых объектом изучения являются все звенья образовательной системы в их взаимодействии с обществом и человеком.
Ключевые слова: инновационные технологии, методика, опыт, историческая наука, образование, компетенции.
Analyzes the interactive teaching methods and technology to meet the latest goals and objectives of modern education, combined with teaching, research and educational components. Investigated the effects of training on the latest information, communication and multimedia technologies explore innovative methods of teaching, learning the principles of development of test and control screening materials for assessing the quality of education.
We have shown that the study of different sciences, including social and humanitarian, is the main human activity transforms the nature and forms of activities that increases the interest of the future professional when making decisions. At the moment when the old deformed fabric of society, and new ones have just drawn, a sample of a chaotic and contradictory set of political views, social and individual installations, moral positions, future professionals need to be acquainted with the historically established universal enduring values and scientific concepts of global development that will help them form their own worldview, beliefs, positions.
Transformation of the education system at the present stage due to a focus on theorization and continuous higher education, to fully meet the educational needs of the individual, society and the requirements of the labor market. This, in turn, caused a change goals and values of higher education. Modern humanistic concept of education determines before socio-humanities three main objectives: to identify the assumptions of science; to group and summarize the knowledge, skills and abilities; promote disclosure and further development of abilities of students through the implementation of the first two of targets. To fulfill the purposes mentioned modern higher vocational education needs to develop a new methodology that was created by the integration process, in which the objects of study are all parts of the educational system in their interaction with society and the individual.
Key words: innovative technologies, methods, experiences, historical science, education, competence.
Кравченко Инна Николаевна -
кандидат исторических наук, доцент кафедры философии и истории Ставропольский государственный аграрный университет Тел.: 8-961-440-25-06 E-mail: [email protected]
Туфанов Евгений Васильевич -
кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры философии и истории Ставропольский государственный аграрный университет Тел.: 8-918-776-47-54 E-mail: [email protected]
Kravchenko Inna Nikolaevna -
Ph.D. in Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Philosophy and History Stavropol State Agrarian University Ph.: 8-961-440-25-06 E-mail: [email protected]
Tufanov Eugene VasiTevich -
Ph.D. in Historical Sciences, Senior Lecturer of the Department of Philosophy and History Stavropol State Agrarian University Ph.: 8-918-776-47-54 E-mail: [email protected]
в
: № 1(17), 2015
Проблемы аграрного образования
209
В сфере современного российского образования происходят радикальные изменения, которые инициативно изучаются экспертами из всевозможных областей социально-гуманитарного познания. Проблемы трансформации образования естественно соединены с воспитанием и развитием индивида как личности. Пионерами в области этих исследований стали такие науки как, психология, педагогика, философская антропология, история, социология, имеющие предметом изучения человека и общество, закладывающие фундамент гуманитарного познания [1, 185].
Формирование универсальных сведений и постижений, исследование существенных компетенций и усовершенствование опыта самостоятельной деятельности стали узловым составляющим компонентом современной концептуальной модернизации отечественного образования. Обшегосударственные образовательные стандарты высшего профессионального образования рассчитывают смещение акцентов на сам познавательный процесс, результативность которого зависит от менталитета обучающихся вузов. Относительно последнего, определяются крайне значительные требования к качеству учебы, методике проведения теоретических занятий, внеаудиторной работы, осуществления текущего, рубежного и итогового контроля знаний. В связи с этим необходимо пересмотреть теоретические и практические направления относительно содержания образования, к профессиональной, педагогической и методической подготовке педагогов, к внедрению новейших способов и технологий образования [2]. Педагог пребывает в систематическом поиске новейших способов обучения. В подавляющем большинстве креативные технологии преподавания имеют отображение в инновационных способах, направленных на формирование и усовершенствование учебного процесса и подготовку молодых кадров к будущей профессии. Именно это формирует обстоятельства как для развития, так и закрепления познаний, умений и навыков у обучающихся вузов. В определенной очередности, применение инновационных способов в технологии образования содействует избавлению от стереотипов в обучении многообразным наукам, формированию созидательных навыков [3, 21]. В научных трудах, где исследуются вопросы организации и деятельности инновационных способов обучения в кругу образовательной деятельности, наблюдается многообразность и сложность в педагогическом процессе обучения. Особый интерес сконцентрирован на периодичности инновационных способов обучения, которые объединяют практически все направления педагогического труда при обучении молодых кадров. Такой федеральный компонент современных
учебных планов как «История» принадлежит к базовой части учебного цикла и представляет значимую долю общеобразовательной и мировоззренческой подготовленности нынешних специалистов. Цель данного предмета - выработать у обучающихся системное представление о культурно-исторической оригинальности и самобытности российского государства, его значении в мировой и европейской культуре; развивать комплексные познания о важнейших закономерностях и особенностях всемирно-исторического развития, с упором на исследование истории нашего государства; введение в сферу исторических вопросов, соприкасающихся с профессиональной направленностью обучающихся, формирование приобретения навыков, умения и синтеза исторических познаний. Историческая наука остается одним из непременных для исследования предметов, в связи с чем именно она содействует вырабатыванию ряда общекультурных компетенций, которыми должны владеть обучающиеся, защищающие диплом бакалавра [4, 328]. На современном этапе видоизменилось содержание стандарта высшего профессионального образования по исторической науке, произошел переход от изучения отечественной истории к истории всемирной. В результате чего, соотношение повысившегося содержания дисциплины не соответствует установленному учебному времени. Как следствие, возникает необходимость пересмотра сформировавшейся системы изучения исторической науки в высшей школе. Исследование исторической науки заключается во многогранных аспектах педагогической деятельности преподавателей гуманитарных дисциплин, в том числе и истории: преподать обязательный минимум познаний, продуцирование актуальных сведений новейших данных в области исторического исследования[5, 26]. Отметим, необходимость активности работы на лекциях. Предполагается, что обучающиеся могут участвовать в полемиках, задавать вопросы педагогу и выполнять его задания. На лекционных занятиях анализируются крайне сложные и спорные аспекты исторической науки, касающиеся вопросов эволюции российской государственности, способов трансформации, анализу внешнеполитической деятельности, общественным взаимоотношениям и существенным периодам становления социального диалога. Учебно-методический комплекс направляет обучающихся на скрупулезную автономную самоподготовку к практическим занятиям, дает возможность увеличить результативность аудиторных встреч и повысить качество образования. В данном случае надо предоставить основательную мотивацию образования, повысить познавательную работу обучающегося. Внеаудиторная работа обучающихся состоит в непременном выполнении полных видов поручений по теме каждого за-
нятия [6, 9]. Главная цель состоит в масштабности познаний обучающихся, приобретенных на встречах с лектором, и в итоге внеаудиторной подготовки. Встречи по итогам домашней подготовки обучающихся подразделяются на два вида. В начале - занятия проводятся по текстам, предлагаемым для произвольного изучения. Это отрывки из монографических исследований, периодическая печать и хрестоматийный материал исторических источников - законодательство, эпистолярные источники и т.п. Рассмотрение первоисточников позволяет приобрести знания не в готовом виде, а иметь возможность получать их автономно. Во втором виде применяется форма интерактивного познания. Обучающиеся реа-лизовывают заданные поручения, развивают и обосновано защищают личные взгляды по всевозможным вопросам истории. Достижение этой цели определяет применение педагогических аспектов, например, поиск результативных способов и технологий [7, 248]. Современная система отечественного исторического образования характеризуется введением в многообразных инновационных технологий, которые сочетают в себе совокупность новейших методик организации учебного процесса обучения, в том числе, применение информационных технологий, компьютерных обучающих и контролирующих программ. Современным педагогам необходимо освоение актуальных технологий преподавания. Неизбежен пересмотр организационных форм учебного процесса путем увеличения доли самостоятельной, индивидуальной и коллективной работы студентов, объема практических работ исследовательского и поискового характера, более широкого проведения внеаудиторных занятий. В этом случае преподавание в традиционной форме, т.е. декламация лекций с закреплением материала на практических занятиях, делается неэффективной, так как фактически сводится к неглубокому изучению вопросов, что не отвечает требованиям компетентностного обучения. Результативными видами учебной работы по введению в образование инновационных процессов и развитию узловых профессиональных компетенций молодых кадров является использование всевозможных активных форм и методов обучения [8]. Это проблемная и игровая технологии, технологии коллективной и групповой деятельности, имитационные способы активного обучения, методы анализа конкретных ситуаций, метод проектов, подготовка публичных выступлений, дискуссионное обсуждение профессионально важных проблем, обучение в сотрудничестве, создание проблемных ситуаций, лекция-беседа, лекция-диспут и т. д. Непосредственно способ трансляции информации выстроен на принципе взаимодействия педагога и обучающегося. Он предполагает значительную инициативность студента, сози-
дательное переосмысление обретенных познаний. Существенные критерии обучения: потенциал ведения научных дебатов и споров, беспрепятственного изложения мыслей, работа с разноплановыми источниками, результативный поиск информации и ее переосмысливание, инициатива обучающегося, наличие групповых поручений, которые вызывают общественные усилия, систематический проверка в течение семестра. Инновационные технологии на занятиях по истории предполагают организацию и развитие диалога, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но в тоже время значимых для каждого участника задач. В процессе диалога обучающиеся учатся размышлять, находить решение сложных проблем на основе синтеза информации, учитывать альтернативные взгляды, принимать взвешенные решения, участвовать в спорах, общаться с разными людьми. Для этого на практических занятиях проводится персональная, парная и коллективная работа, применяются исследовательские проекты, осуществляется работа с документами и разнообразными источниками информации. В настоящее время внедрено немало форм групповой работы обучения исторической науке. Более известные из них «мозговой штурм», «дебаты», «ролевые и деловые игры», «дискуссии», «работа в группах или в парах» и т.д. Приведенные формы результативны, если на занятии рассматриваются вопросы, о которых у обучающихся имеются начальные представления, приобретённые ранее на занятиях. Темы, обсуждаемые в течение полемики не должны быть закрытыми или весьма узкими. Необходимо, чтобы уровень обсуждаемого вопроса позволял перейти от простых проблем к масштабной постановке проблемы. Одним из эффективных способов активации процесса обучения является метод проблемного изложения, когда знания не сообщаются в готовом виде, а перед обучаемыми ставятся различные проблемные задачи, побуждающие их искать пути и средства решения. В данном случае лекция проводится в виде диалогового общения, преподавание имитирует исследовательский процесс. В ходе работы вытекают узловые проблемы по теме лекционного занятия, изложение выстраивается по принципу независимого синтеза и обобщения обучающимися учебного материала. Данная методика позволяет заинтересовать студентов, вовлечь их в процесс обучения. К примеру, перед началом изучения определенной темы перед студентами ставится проблемный вопрос или дается проблемное задание. Преподаватель, стимулируя разрешение проблемы, снимает противоречия между ее пониманием и требуемыми от студента знаниями. Технология проблемного обучения на занятиях по истории является весьма востребованной, поскольку многие вопросы
в
;№ 1(17), 2015
Проблемы аграрного образования
211
исторической науки до сих пор рассматриваются неоднозначно, являются дискуссионными, например проблема возникновения Киевского государства (норманнская теория), Октябрь 1917 года - революция или переворот и т.д. Результативность способа заключается в том, что некоторые вопросы могут подниматься самими обучающимися, в итоге чего педагог добивается от аудитории независимого решения поставленного вопроса. Непосредственно организация проблемного обучения представляется достаточно сложной, требует существенной подготовки педагога. Поэтому на начальном этапе использования этого метода рекомендуется внедрять его как дополнение в структуру ранее разработанных лекций и практических занятий.
Применение инновационных технологий в преподавании истории в вузе позволяет организовать учебный процесс таким образом, что практически все обучающиеся аудитории оказываются вовлеченными в процесс познания. Совместная деятельность студентов в процессе освоения учебного материала означает, что
каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в процессе взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы сотрудничества. Таким образом, в основе инновационных методов обучения студентов лежат активные методы, которые помогают формировать творческий, инновационный подход к пониманию профессиональной деятельности, развивать самостоятельность мышления, умение принимать оптимальные решения. Применение инновационных методов в профессионально ориентированном обучении является необходимым условием для подготовки высококвалифицированных специалистов. Разнообразные методы и приемы активного обучения способствуют проявлению у студентов интереса к самой учебно-познавательной деятельности, что позволяет создать атмосферу мотивированного, творческого обучения и одновременно решать целый комплекс учебных, воспитательных, развивающих задач.
Литература:
1. Осмоловская И. М. Инновации и педагогическая практика // Народное образование. 2013. № 6. С. 184-185.
2. Балльно-рейтинговая система оценки успеваемости для реализации многоуровневых образовательных программ ВПО при компетентностном подходе /
B. И. Трухачев, С. И. Тарасова, С. В. Окрут, О. А. Чередниченко, Е. В. Долгих. Ставрополь: АГРУС, 2011. 68 с.
3. Бедулина Г. Ф. Интерактивные методы преподавания социально-гуманитарных дисциплин [Электронный ресурс]. Ши http://www.pacademy.edu.by/public/ academ.phtml?l&page=yanushevich.htm (дата обращения: 19.10.2014).
4. Волкова И. Е. Качество высшего образования в информационном обществе // Открытое образование. 2014. № 2. С. 20-21.
5. Демченко И. А., Батищева Е. А. Опыт зарубежных образовательных учреждений в организации самостоятельной работы студентов и возможность его применения в российских вузах// Инновационные векторы современного образования: сб. тр. науч. конф. /СтГАУ. Ставрополь. 2012.
C. 39-43.
6. Кравченко И. Н., Туфанов Е. В. Применение инновационных технологий в преподавании социально-гуманитарных дисциплин // Вестник АПК Ставрополья. 2014. № 3 (15). С. 327-331.
7. Карпенко М. П. Эволюция управления качеством и задачи его реализации в современном российском высшем образовании // Инновации в образовании. 2013. № 2. С. 25-26.
References:
1. Osmolovskaya I. M. Innovations and pedagogical practice // Education. 2013. № 6. P. 184-185.
2. Point-rating system for evaluating performance on multi-level educational programs in the competence approach VPO / VI Trukhachev, SI Tarasova SV Okrut, OA Cherednichenko, EV long. Stavropol: Agrus, 2011.68 p.
3. Bedulina G. F. Interactive methods of teaching social and humanities [Electronic resource]. URL: http://www.pacademy.edu.by/pub-lic/academ.phtml?l&page=yanushevich.htm (date handling: 19/10/2014).
4. Volkov I. E. Quality of higher education in the information society // Open Education. 2014. № 2.P 20-21.
5. Demchenko IA, Batishcheva EA experience of foreign educational institutions in the organization of independent work of students and the possibility of its application in the Russian universities // Innovative vectors of modern education: Sat. tr. scientific. Conf. / SSAU. Stavropol. 2012. pp 39-43.
6. Kravchenko I. N., Tufanov E. V. The use of innovative technologies in the teaching of social and humanities // Bulletin AIC Stavropol. 2014. № 3 (15). P. 327-331.
7. Karpenko M. P. Evolution of quality management and its implementation challenges in the modern Russian Higher Education // Innovations in Education. 2013. № 2. P. 25-26.
8. Zdereva G. V. Modern problems of methodology of historical science and the teaching of history in high school // Bulletin of the Institute of Humanities. 2012. № 1. P. 8-10.
8. Здерева Г. В. Современные проблемы методологии исторической науки и преподавания истории в вузе // Вестник Гуманитарного института. 2012. № 1. С. 8-10.
9. Кравченко И. Н., Туфанов Е. В. Актуальные проблемы преподавания гуманитарных дисциплин в аграрных вузах // Вестник АПК Ставрополья. 2014. № 2 (14). С. 248251.
10. Янушевич И. И. Использование инновационных технологий в преподавании социально-гуманитарных дисциплин на гуманитарном факультете Белгосунивер-ситета [Электронный ресурс]. URL: http:// www.pacademy.edu.by/public/academ. phtml?l&page=yanushevich.htm (дата обращения: 20.10.2014).
9. Kravchenko I. N., Tufanov E. V. Actual problems of teaching the humanities in agricultural universities // Bulletin AIC Stavropol. 2014. № 2 (14). P. 248-251.
10. Yanushevich I. I. The use of innovative technologies in the teaching of social and humanitarian disciplines in the Humanities Faculty of the Belarusian State University [Electronic resource]. URL: http://www.pacademy.edu.by/ public/academ.phtml?l&page=yanushevich. htm (date of treatment: 20/10/2014).