Исмаилова Д.А.1, Суннатов Н.Б.2 ©
1Кандидат исторических наук, доцент Навоийского государственного горного института;
2старший преподаватель Навоийского государственного горного института
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН В ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗАХ
Аннотация
Методы обучения и технологии, отвечающие новым целям и задачам учебного процесса, в сочетании образовательной, научно-исследовательской и учебно-методической составляющих исследуются в данной статьи. А также исследуется влияние на обучение современных информационно- коммуникационных и мультимедийных технологий освоения инновационных методик проведения занятий, освоение принципов разработки тестовых и контрольно-измерительных материалов для оценки качества высшего образования.
Ключевые слова: инновационные технологии, интерактивное обучение, общественные дисциплины.
Keywords: innovative technology, interactive learning and social studies.
Эпоха информационного общества, основой которого становятся знания, их производство, передача и усвоение, предъявляет новые требования к системе образования, ее моделям, методам и формам, позволяющим на качественно новом уровне подготовить обучающихся к будущей трудовой деятельности. Информация превращается в основной предмет человеческого труда, изменяет содержание самого процесса труда, расширяет участие работника в принятии решений. Сегодня общественно - гуманитарное образование должно иметь проблемно-ориентированный характер, базовым принципом которого является ориентация на самостоятельную работу студентов и активные методы обучения [1]. Студенты, овладевая основами своей специальности, усваивают не только определенное количество знаний, но и навыки творческой профессиональной деятельности.
Горняки, технологи, машиностроители, энергетики, химики-технологии, специалисты вычислительной техники просто не могут вести обучение, не касаясь творческой стороны своей специальности. Определенную роль в этом играет и преподавание социально-гуманитарных дисциплин, т.к. именно в этой сфере приходится сталкиваться не только с теоретическими, но и с практическими задачами общественной жизни. По этой причине проблема использования инновационных технологий в преподавании социально-гуманитарных дисциплин сегодня является крайне актуальной. Подтверждением этого факта служит большое количество конференций, семинаров, круглых столов, посвящённых этой проблематике. Одной из инновационных технологий необходимо указать интерактивное обучение [2]. В учебном процессе потребность интерактивного взаимодействия возникает тогда, когда преподаватель не просто требует репродуктивного воспроизведения содержания первоисточников, материалов лекции, учебника, а побуждает анализировать: вскрывать свойства, отношения, наличие противоречий, давать оценку, обобщать сказанное, соотносить его с другими проблемами, то есть делать то, что в психологии называется решением задач.
Опыт нашего исследования показывает, что работа с упражнениями активизирует мышление студентов, углубляет знания, повышает интерес к предмету. Другим условием активизации умственной деятельности является знание студентами общих правил, по которым надо действовать при изложении материала, в диспутах, при столкновении различных точек зрения. Интерактивные методы предполагают внедрение в систему обучения, наряду с традиционными, таких новых методов и технологий, которые отвечали
© Исмаилова Д.А., Суннатов Н.Б., 2016 г.
бы новым целям и задачам учебного процесса. К таким новым методам и относятся приемы проблемного преподавания. Систематическое и целенаправленное применение методов проблемного обучения может способствовать значительному повышению эффективности самостоятельной познавательной деятельности студентов и активизации творческого усвоения [3].
Общественно-гуманитарные дисциплины отличаются своей вариативностью, потенциальной возможностью получения множества решений, многообразием точек зрения, имеющих одинаково научный характер. Для решения этих задач можно предложить программу «Инновационная деятельность в общественно-гуманитарном образовании». Предлагаемая программа нами «Инновационная деятельность в социально-гуманитарном образовании» разделяется на две части.
В первой части рассматриваются общие вопросы инновационных процессов, происходящих в социально-гуманитарном образовании. Особое внимание уделяется таким актуальным проблемам, как: инновационные процессы в системе образования; когнитивные и методологические основания возникновения новаций в общественно- гуманитарных науках; информационные технологии в профессиональном техническом образовании; этические характеристики инновационной деятельности в образовании; особенности инновационной образовательной программы.
Во второй части учтен опыт разработки, совершенствования и внедрения инновационной междисциплинарной образовательной программы в рамках приоритетного национального проекта «Инновационная образовательная среда в вузах нашей республике». В инновационной образовательной программе находят отражение большинство современных приложений этики в различных областях человеческой жизнедеятельности, связанных с основными тенденциями развития современного общества. В ходе реализации данной программы будет предусмотрено: сочетание образовательной, научно-исследовательской и учебно-методической составляющих; овладение способами проведения занятий с использованием интерактивных методик обучения и современных информационно-коммуникационных и мультимедийных технологий; освоение инновационных методик проведения занятий; освоение принципов разработки тестовых и контрольно-измерительных материалов для оценки качества образования.
Одной из современных инновационных образовательных технологий следует указать социологический турнир, который представляет собой форму занятий, придающих учебному процессу соревновательный характер, содействует развитию навыков интеллектуальной коллективной деятельности и публичных выступлений, а также личной ответственности каждого участника [4]. Его можно проводить на двух уровнях: внутри группы и между студенческими группами.
Внутригрупповые турниры могут проводиться несколько раз в семестр. Их тематика соответствует основным разделам курса либо наиболее важным проблемам, например, история социологии; социология культуры, личности, образования и т.п. Подготовка к турниру начинается с объявления преподавателя, что очередное семинарское занятие будет проводиться в форме турнира. Предлагается тема « Философские наследия Великого ученого Востока Фараби»[5.19-71]. Готовясь к турниру, студенты должны изучить материалы лекций по этому разделу, ознакомиться с основной и дополнительной литературой.
В начале занятия преподаватель разбивает группу на две или три команды, что зависит от численности группы. Если она не превышает 15 человек, то достаточно иметь две команды численностью 5-7 человек. Состав команд должен быть примерно равным и по успеваемости. Следует заметить, что их суждения об игре команд помогают преподавателю понять студенческий взгляд на происходящее, полнее и точнее оценить достоинства участников.
Социологический турнир между группами следует отнести к соревнованиям более высокого ранга. В отличие от внутригруппового турнира здесь вводится домашнее задание. Соперничающие группы заблаговременно предлагают темы и готовят рефераты, с которыми
выступают на турнире. Жюри оценивает не только качество рефератов, их содержание и форму, но и поведение оппонентов, актуальность и оригинальность темы домашнего задания. Завершается турнир подведением его итогов, определением победителей и их награждением [4].
Изложенный опыт проведения социологических турниров не исчерпывает всех возможностей этой формы учебных занятий. Одной из составляющих оптимизации структуры образовательного процесса является внедрение новых обучающее -контролирующих форм, усиление значения самостоятельной учебной работы студентов и самостоятельной контролирующей работы. Без увеличения доли самостоятельного усвоения материала, без приобретения навыков самообразования в учебной, научной, да и производственной деятельности в складывающихся социально- экономических условиях не возможно стать конкурентоспособным специалистом [1].
Инновационными технологиями образовательный процесс в вузе не ограничивается. Преподавание - процесс творческий, поэтому список инновационных технологий будет только расширяться, чтобы образовательный процесс шёл в ногу со временем [4].
Литература
1. Хазова Л.В. Подходы к организации преподавания социально-гуманитарных дисциплин в негуманитарных вузах // Социально-гуманитарные знания. 1997. № 3.
2. Янушевич И.И. Использование инновационных технологий в преподавании социально-гуманитарных дисциплин на гуманитарном факультете Белгосуниверситета [Электронный ресурс].иКЬ: http://www.pacademy.edu.by/public/academ.phtml?l&page=yanushevich.htm.
3. Бедулина Г.Ф. Интерактивные методы преподавания социально-гуманитарных дисциплин [Электронный ресурс]. URL: http://www.pacademy.edu.by/public/academ.phtml?l&page= yanushevich.htm (дата обращения: 20.08.2009).
4. Купрейчик Г.В. Роль социологического турнира в подготовке современного специалиста [Электронный ресурс]. URL: http://www.pacademy.edu.by/public/academ.phtml?l&page= yanushevich.htm
5. Фаробий. Фозил одамлар шахри. Т.: 1992.