Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙВ ПРЕПОДАВАНИИ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН'

ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙВ ПРЕПОДАВАНИИ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРНИР / СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кравченко Инна Николаевна, Туфанов Евгений Васильевич

Анализируются интерактивные методы обучения и технологии, отвечающие новым целям и задачам учебного процесса, в сочетании образовательной, научно - исследовательской и учебно-методической составляющих. Исследуется влияние на обучение современных информационно-коммуникационных и мультимедийных технологий освоения инновационных методик проведения занятий, освоение принципов разработки тестовых и контрольно-измерительных материалов для оценки качества образования.Interactive methods of education and teaching technologies, corresponding to the new aims and tasks of the curriculum are analyzed in combination with educational, research, methodological components. The influence of the multimedia, information and communicational technologies implementation, innovational methods of teaching and, testing and quality control procedures are examined.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙВ ПРЕПОДАВАНИИ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН»

в

естник АПК ^ ^

Ставрополья ^ 3(15)2014 Проблемы аграрного образования

327

УДК 9.93

Кравченко И. Н., Туфанов Е. В.

Kravchenko I. N., Tufanov E. V.

ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

THE USE OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN TEACHING SOCIAL AND HUMANITARIAN DISCIPLINES

Аннотация: Анализируются интерактивные методы обучения и технологии, отвечающие новым целям и задачам учебного процесса, в сочетании образовательной, научно-исследовательской и учебно-методической составляющих. Исследуется влияние на обучение современных информационно-коммуникационных и мультимедийных технологий освоения инновационных методик проведения занятий, освоение принципов разработки тестовых и контрольно-измерительных материалов для оценки качества образования.

Ключевые слова: инновационные технологии, интерактивное обучение, социологический турнир, социально-гуманитарные дисциплины.

Abstract: Interactive methods of education and teaching technologies, corresponding to the new aims and tasks of the curriculum are analyzed in combination with educational, research, methodological components. The influence of the multimedia, information and communicational technologies implementation, innovational methods of teaching and, testing and quality control procedures are examined.

Key words: innovational technologies, interactive education, sociological tournament, humanities and social disciplines.

Кравченко Инна Николаевна -

кандидат исторических наук,

доцент кафедры философии и истории

Ставропольский государственный аграрный университет,

г. Ставрополь

Тел.: 8-961-440-25-06

E-mail: [email protected]

Kravchenko Inna Nikolaevna -

Ph.D in Historical Sciences, associate professor of Department of Philosophy and History Stavropol State Agrarian University, Stavropol

Tel.: 8-961-440-25-06

E-mail: [email protected]

Туфанов Евгений Васильевич -

кандидат исторических наук,

старший преподаватель кафедры философии

и истории

Ставропольский государственный аграрный университет,

г. Ставрополь

Тел.: 8-918-776-47-54

E-mail: e.vt@ mail.ru

Tufanov Eugene VasiTevich -

Ph.D in Historical Sciences, Senior Lecturer of Department of Philosophy and History Stavropol State Agrarian University, Stavropol

Tel.: 8-918-776-47-54 E-mail: e.vt@ mail.ru

Век информационного мира, фундаментом которого становятся познания, их производство, передача и освоение, предъявляет новейшие запросы к системе образования, ее моделям, способам, формам и видам, разрешающим на качественно высоком уровне подготовить учащихся к будущей профессии. Познание разных наук является основной человеческой деятельности, модифицирует суть непосредственно самого вида занятия, повышает внимание профессионала при принятии решений.

Отметим, что социально-гуманитарное образование должно быть проблемно-ориентированно, основополагающей ценностью которого должна считаться ориентация на самостоятельную деятельность студентов и активные методы обучения [1, 57].

Учащиеся, осваивая азы своей будущей профессии, изучают не только необходимую информацию по специальности, но и навыки созидательного дилетантского дела. Представители таких профильных наук, как математики,

физики, химии, биологии, социологии и филологии тривиально не имеют возможности проводить занятия, не затрагивая творческой позиции своего ремесла. Важное значение здесь имеет преподавание социально-гуманитарных наук, так как именно в данном случае доводится сталкиваться не только с теоретическими, но и с практическими проблемами общества. В связи с последним, использование инновационных технологий в преподавании социально-гуманитарных наук считается особенно актуальной.

Следующей позицией активизации интеллектуальной жизнедеятельности считается познание учащимися основных правил, согласно каким необходимо действовать при освещении материала, в дискуссиях, при расхождении во мнениях. Методика работы по улучшению интеллектуальной деятельности студентов многообразна. Она зависит от определенных обстоятельств, от предмета, от степени развития обучающихся, особенностей профессиональной подготовки педагога.

Ежеквартальный

научно-практический

журнал

Интерактивные методы и современные креативные способы предполагают введение в систему образования, параллельно с традиционными, таких новых методов, способов и технологий, которые соответствовали бы инновациям учебного процесса. К таковым имеют отношения приемы проблемного преподавания. Регулярное и целенаправленное использование методов и способов проблемного обучения содействует существенному увеличению результативности самостоятельной интеллектуальной деятельности обучающихся и активизации созидательного освоения [3].

Социально-гуманитарные науки различаются своеобразной вариативностью, возможным потенциалом приобретения массы различных позиций, разнообразием мнений, имеющих равно научный характер. Таким образом, преподавание этих наук имеет характерный потенциал для развития созидательного менталитета.

Использование инновационных технологий в методике преподавания социально-гуманитарных наук стало значимым аспектом педагогического дела преподавателя аграрного вуза. Одной из инновационных технологий необходимо указать интерактивное обучение. В учебном процессе надобность интерактивного взаимодействия возникает тогда, когда педагог не просто требует репродуктивного воссоздания содержания первоисточников, своих лекций, учебных пособий, а побуждает подвергать анализу: обнаруживать свойства, взаимосвязь, присутствие противоречий, оценивать, обобщать услышанное, сравнивать его с прочими проблемами, а именно делать то, что в психологии именуется решением задач и упражнений. Опыт говорит, что деятельность по решению задач и упражнений активизирует мышление учащихся, увеличивает запас знаний, поднимает заинтересованность к наукам [1].

Значимую роль имеют культурологические познания. Инновационное обучение все активнее внедряется в образовательную деятельность, управление которой реализовывается с помощью применения культурологических знаний. Никто не будет отрицать такую действительность, что инновационное обучение - есть исторический новоявленный тип общественной организации обучения, отвечающий особенностям социального развития и образу цивилизации новейшего периода времени. В рамках инновационного обучения созданы необходимые условия для формирования индивида, личности, при этом реализовывая право на персональную творческую лепту, на личностную инициативу, право на независимость саморазвития. Важное значение в этом может сыграть творческая основа обучающегося, главный упор при этом делается на самостоятельное образование и обучение студента. Именно при проведении практических занятий вырабатываются наиболее демократические взаимоотношения между педагогом и обучающимся, где студентам предлагают взаимную поддержку, сотрудничество и сотворчество [2].

Использование инновационных технологий в системе высшего образования аграрных вузов безусловно связано с личностью преподавателя. Профессиональные данные, постоянное преумножение познаний, отзывчивость, трудолюбие, чуткость, внимание и многие другие качества определяют современного педагога вуза. Сегодняшний преподаватель - это безусловно созидательно мыслящий человек, способный развиваться не только в соответствии с эпохой, но и идти впереди, воспитывая достойную смену молодого поколения. Для него характерно уметь реально оценивать собственный потенциал, осознавать свои сильные и слабые позиции, беспрерывно усовершенствовать профессиональные умения и навыки вне зависимости от возраста, опыта и педагогического стажа. Педагогу, работающему со студенческой аудиторией в аграрном вузе, характерно умение проявлять находчивость в тенденциях глобального образования, в связи с тем, образование делается поликультурным, а именно, выполняет триединую функцию: обучение, воспитание и развитие: непрерывно улучшать собственные педагогически познания; сотрудничать с прогрессивными высшими школами. Значимым требованием к педагогу высшей школы считается приобретение и непрерывное улучшение собственных навыков и умений в общении со средствами современной коммуникации [4].

Медиа-образование есть неотъемлемый компонент современной жизнедеятельности педагога аграрного вуза. Культура общения с медийными СМИ расширяет вероятности постижения новейших горизонтов и содействует эффективной интеграции в глобальное образовательное пространство. Для благополучного генезиса в педагогическом социуме медиаком-петентность стала существенным подспорьем, в том числе и при взаимообмене опытом с зарубежными коллегами, она способствует удачной реализации программных проектов, а также совершенствованию собственных познаний через дистанционное обучение.

Востребованный высококвалифицированный педагог, способный передать знания и умения будущим молодым специалистам -именно это сегодня становится во главе угла, а это дело чести, самодостаточности и самоудовлетворения. Современный педагог находится в постоянном творческом поиске новых познаний: систематически пополняет собственные знания посредством самообразования, углубляет личные познания с помощью взаимообмена опыта с коллегами; непрерывно ищет новейшие методические подходы путем анали-зации эксперимента. Использование инновационных технологий в системе высшего образования аграрных вузов показывает реальные результаты [3]. В преподавании истории можно интересно применять следующие интерактивные методы: создание ситуационных задач на практических занятиях, новые ролевые

в

: № 3(15), 2014

Проблемы аграрного образования

329

и деловые игры, исторические портреты выдающихся деятелей политики. По некоторым проблемам можно провести социодраму, которая имеет большое воспитательное и познавательное значение.

В ходе проведения занятий преподаватель гуманитарного блока дисциплин применяет технологии интерактивного обучения путем использования научных сведений, полученных по истории, философии, культурологии, методов исследования общественных явлений философии при рассмотрении актуальных проблем. В процессе преподавания социально-гуманитарных дисциплин нельзя не использовать голографические технологии, выражающиеся в опоре на жизненный опыт самого студента, использовании данных литературы, СМИ, научной информации [5].

В методике преподавания дисциплин гуманитарного блока технология знаково-комплексного обучения распадается на базовую деятельность, составленную лекцией, семинаром и самостоятельной работой студента (СРС), квазибазовую деятельность - деловые игры и учебно-производственную деятельность - это научно-исследовательская работа (НИР) и научно-исследовательская работа студента (НИРС). По истории эта технология наличествует. С учетом специфики предмета, возможно применение метода мозгового штурма, когда коллективная совместная мыслительная деятельность курса или группы идет по поиску нетрадиционных способов решения актуальных проблем [6, 48].

Преподавание истории синтезирует современные научные подходы, которые позволяют более подробно раскрыть суть политических, экономических и культурных событий исторических эпох, показать исторические судьбы этносов в их сравнении и комплексе взаимосвязей, а также в контексте всемирной истории. Методика преподавания исторической науки основывается на позициях историзма и объективности, на фундаменте концепции многофакторного подхода к истории. Значительный интерес уделяется личностно-психологическим аспектам исторического генезиса: выявление значимости крупнейших исторических деятелей, а также влиянии ментальных установок народов на ход исторического процесса. Одним из инструментов обучения истории интеграция преподавания истории с другими социально-гуманитарными науками, а именно, проведение интегрированных занятий истории с такими предметами как культурология, философия, история мировых цивилизаций, мировая культура и искусство. Применяемые приемы и методы обучения отвечают возрастным и личностным особенностям обучающихся в высшей школе аграрных вузов, носят развивающий характер, содействуют активизации самостоятельной созидательной деятельности.

Первостепенными формами обучения студентов являются дискуссии, дебаты, ролевые

и деловые игры, выполнение творческих заданий (доклады, сообщения, составление резюме, написание рецензий), конференции, учебное проектирование. Образовательное поле расширяется за счет насыщенной экскурсионной программы. Помимо этого, проведение предметных и междисциплинарных декад, организация лекций и семинаров специалистов-гуманитариев, посещения музейных и библиотечных выставок, встречи с участниками и современниками исторических событий особенно познавательно влияют на студенческую аудиторию. Итоговой целью преподавания социально-гуманитарных наук является формирование индивида и личности, отвечающих запросам современности.

В настоящее время, когда деформированы прежние устои общества, а новые еще только оформляются, представляя из себя хаотическую, противоречивую совокупность политических взглядов, социальных и индивидуальных установок, моральных позиций, будущие специалисты нуждаются в знакомстве с исторически сложившимися общечеловеческими непреходящими ценностями и научными концепциями мирового развития, которые помогут им сформировать собственные мировоззрения, убеждения, позиции. Если не определиться сегодня в главных ориентирах и не научиться их доносить до студентов, то существует опасность сменить крайности идеологизации на крайности прагматизма, который формируется личностью в результате поспешного ментального освоения близких и дальних реалий с целью найти себе экологическую нишу, определиться и преуспеть в жизни, достичь высоких вершин благосостояния.

Генезис новейших педагогических технологий, целенаправленное воплощение реалий информатизации в системе образования вызвали необходимость проведения комплексных исследований. К направлениям проведения подобных экспериментов имеют отношение: проектирование и внедрение компьютерного содействия в ходе преподавания социально-гуманитарных дисциплин; нахождение места средств информатизации (информационные технологии, телекоммуникационные средства и разнообразные формы обеспечение) в социально-гуманитарных науках; определение роли и значения педагога в координации с процессом обучения и использованием компьютерной поддержки; необходимость выявления соотношения компьютерного обучения и других видов обучения; использование активных методов и способов обучения, разработка методов анализа педагогических экспериментов.

Трансформация системы образования на современном этапе обусловлена ориентацией на фундаментализацию и беспрерывное профессиональное образование, на максимальное удовлетворение образовательных потребностей личности, требований социума и рынка труда. Это в свою очередь, вызвало перемены целей и

Ежеквартальный

научно-практический

журнал

значений высшего профессионального образования. Современная гуманистическая концепция образования определяет перед социально-гуманитарными науками три основные цели: выявить исходные положения науки; сгруппировать и обобщить познания, умения и навыки; содействовать раскрытию и дальнейшему развитию способностей обучающихся через реа-

Литература

1. Хазова Л. В. Подходы к организации преподавания социально-гуманитарных дисциплин в негуманитарных вузах // Социально-гуманитарные знания. 2007. № 3. С. 57.

2. Янушевич И. И. Использование инновационных технологий в преподавании социально-гуманитарных дисциплин на гуманитарном факультете Белгосунивер-ситета [Электронный ресурс]. URL : http:// www.pacademy.edu.by/public/academ. phtml?l&page=yanushevich.htm дата обращения: 26.06.2014).

3. Бедулина Г. Ф. Интерактивные методы преподавания социально-гуманитарных дисциплин [Электронный ресурс]. URL : http://www.pacademy.edu.by/public/ academ.phtml?l&page=yanushevich.htm дата обращения: 26.06.2014).

4. Купрейчик Г В. Роль социологического турнира в подготовке современного специалиста [Электронный ресурс]. URL : http://www.pacademy.edu.by/public/ academ.phtml?l&page=yanushevich.htm дата обращения: 26.06.2014).

5. Материалы Интернет-конференции «Инновационные образовательные технологии в преподавании социально-гуманитарных дисциплин» [Электронный ресурс].URL : http://www.pacademy.edu.by/ public/academ.phtml?l&page=yanushevich. htm дата обращения: 26.06.2014).

6. Фоменко В. Т. Построение процесса обучения на интегративной основе. Ростов н/Д : ГИМЦ, 2004. С. 48.

7. Кравченко И. Н. Теоретико-методологические основы, эволюция и формы административного воздействия на предпринимательскую деятельность // Вестник Института Дружбы народов Кавказа. 2013. № 1(25). С. 126-129.

8. Кравченко И. Н. Социально-экономическая и национальная политика на Северном Кавказе // Вестник Института Дружбы народов Кавказа. 2013. Т. 2. № 26. С. 19

9. Кукушин В. С. Теория и методика обучения. Ростов н/Д : Феникс, 2011. С. 128.

10. Орлов В. И. Методические основы обучения. М. : Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2010. С. 67.

11. Скаткин М. Н. Проблемы современной дидактики. 2-е изд. М. : Педагогика, 2011. С. 96.

лизацию первых двух целевых установок. Для выполнения отмеченных целей современное высшее профессиональное образование нуждается в разработке новейшей методологии, созданной с помощью интеграционных процессов, в которых объектом изучения являются все звенья образовательной системы в их взаимодействии с обществом и человеком.

References

1. Hazova L. V. Approaches to the teaching of social and humanitarian non-humanitarian disciplines in universities // Socio-humani-tarian knowledge. 2007. № 3. Р. 57.

2. Yanushevich II The use of innovative technologies in teaching social and humanitarian disciplines Faculty of Humanities at the Belarusian State University [Electronic resource]. URL : http:// www.pacademy.edu.by/public/academ. phtml?l&page=yanushevich.htm date of access: 26.06.2014) .

3. Bedulin G. F. Interactive methods of teaching social and humanitarian disciplines [electronic resource]. URL: http:// www.pacademy.edu.by/public/academ. phtml?l&page=yanushevich.htm date of access: 26.06.2014).

4. Kupreichik G. V. Sociological role tournament in modern specialist training [electronic resource]. URL: http://www.pacademy.edu.by/ public/academ.phtml?l&page=yanushevich. htm date of access: 26.06.2014).

5. Materials Online Conference «Innovative educational technology in the teaching of social and humanities» [electronic resource]. URL: http://www. pacademy.edu.by/public/academ. phtml?l&page=yanushevich.htm date accessed: 26.06.2014).

6. Fomenko V. T. Construction process of learning on the basis of integrative. Rostov n/D : GIMTS, 2004. Р. 48.

7. Kravchenko I. N. The theoretical-methodological bases, evolution and forms of administrative influence on entrepreneurial activity // The Bulletin of the Institute of Friendship of peoples of the Caucasus. 2013. № 1(25). Р. 126-129.

8. Kravchenko I. N. Socio-economic and national policies in the Northern Caucasus // Bulletin of the Institute of Friendship of peoples of the Caucasus. 2013. Vol. 2. № 26. Р. 19.

9. Kukushin V. S. Theory and methods of teaching. Rostov n/D : Phoenix, 2011. Р. 128.

10. Orlov V. I. Methodological bases of teaching. M. : Information and innovation center in Marketing, 2010. Р. 67.

11. Skatkin M. N. Problems of modern didactics. 2-e Izd. M. : Pedagogy, 2011. Р. 96.

12. Aseev Y. I., Kravchenko I. N. Russia on the eve of the global crisis : the manual. Stavropol : AGRUS, 2013. Р. 188.

13. Aseev Y. I., Kravchenko I. N. The world cri-

в

: № 3(15), 2014

Проблемы аграрного образования

331

12. Асеев Ю. И., Кравченко И. Н. Россия накануне очередного мирового кризиса : учебное пособие. Ставрополь : АГРУС Ставропольского гос. аграрного ун-та, 2013. 188 с.

13. Асеев Ю. И., Кравченко И. Н. Мировой кризис и бизнес-сообщество России: монография. Ставрополь : АГРУС Ставропольского гос. аграрного ун-та, 2013. 80 с.

14. Канц Н. А., Туфанов Е. В. Особенности преподавания гуманитарных дисциплин для инженерных специальностей // Инновационные технологии современного образования : сб. тр. науч. конф. Ставрополь, 2013. С. 74-81.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Калинченко С. Б., Малютина М. В. История для бакалавров. Ставрополь, 2012. С. 189.

16. Туфанов Е. В., Канц Н. А. К проблеме преподавания философии в рамках системы дистанционного обучения // Социально-гуманитарные знания : сб. тр. науч. конф. Ставрополь, 2012. № 9. С. 82-86.

17. Калинченко С. Б. Формирование и развитие научного пространства в республиках Северного Кавказа и на Ставрополье (1918-1940 гг.) : дис. ... д-ра ист. наук. Ставрополь, 2006. С. 196.

18. Гузынин Н. Г. Унитаризм и федерализм как тенденции эволюции российской государственности // Российская государственность: история и современность : сб. тр. науч. конф. Ставрополь, 2012. С. 20-22.

19. Калинченко С. Б. Факторы становления и развития российской государственности // Российская государственность : сб. тр. науч. конф. Ставрополь, 2012. С. 3-7.

20. Гузынин Н. Г Проблема «прописки» консерватизма в политической истории России. // Конфликтология. 2011. № 4. С. 36-43.

21. Трухачев В. И. Опыт применения технологии е-!еагп1пд в системе аграрного образования // Высшее образование в России. 2009. № 11. С. 75-80.

sis and the business community of Russia : monograph. Stavropol : AGRUS, 2013. P. 80.

14. Kanz N. A., Tufanov E. V. teaching humanitarian subjects for engineering // The Innovative technology of modern education : Sb. tr. nauch. conf. Stavropol, 2013. P. 74-81.

15. Kalinchenko S. B., Malyutina M. V. History for bachelors // Stavropol, 2012. P. 189.

16. Tufanov E. V., Kanz N. A. To the problem of teaching of philosophy in the framework of the system of distance education // Social and humanitarian knowledge : Sb. tr. nauch. conf. Stavropol, 2012. № 9. P. 82-86.

17. Kalinchenko S. B. Formation and development of scientific space in republics of the North Caucasus and Stavropol (19181940) : dis. ... Prof. East. of Sciences. Stavropol, 2006. P. 196.

18. Gusynin N. G. Unitarism and federalism as the trends of evolution of the Russian statehood // Russian statehood: history and modernity : Sb. tr. nauch. conf. Stavropol, 2012. P. 20-22.

19. Kalinchenko S. B. Factors of formation and development of Russian statehood // Russian statehood : Sb. tr. nauch. conf. Stavropol, 2012. P. 3-7.

20. Gusynin N. G. Problem of «registration» of conservatism in the political history of Russia // Conflictology. 2011. №4. P. 36-43.

21. Trukhachev V. I. Experience of using e-learning technologies in the system of agricultural education // Higher education in Russia. 2009. № 11. P. 75-80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.