Научная статья на тему 'РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕПОДАВАЕМЫХ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ АГРАРНОГО ВУЗА'

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕПОДАВАЕМЫХ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ АГРАРНОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНЫЕ СКРЕПЫ / ГУМАНИЗАЦИЯ / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кравченко Инна Николаевна, Туфанов Евгений Васильевич

Анализируются роль и значение воспитательного потенциала преподаваемых учебных дисциплин в педагогическом процессе аграрного вуза, рассматривается развитие индивида в российской системе образования с целью его духовнонравственного и гармонического становления как личности в педагогическом процессе высших учебных заведений при максимальном задействовании воспитательного потенциала преподаваемых учебных дисциплин. ФГОС последнего поколения явился важным шагом на пути гуманизации педагогического процесса аграрного вуза. Нами показано, что изучение разных наук, в том числе социально-гуманитарных, является основной человеческой жизнедеятельности, трансформирует сущность форм и видов занятий, повышает интерес будущего профессионала при принятии решений. В перспективе, выпускники высшей школы, потенциальные кадры разных государственных систем и инфраструктур, могут нуждаться непосредственно в своей профессиональной востребованности. Однако деформация ранее устоявшихся социальных устоев, к сожалению, имеет свойство влиять на молодое поколение, а значит, на потенциальных специалистов. Отрадно, что выход есть, так как в современном мире имеется множество перспектив социального развития. Однако, нередко, все может восприниматься ошибочно в связи с представлением хаотических, крайне противоречивых совокупностей политических мнений и точек зрения, общественных и персональных установок, этических ценностей и норм, а также, моральных принципов. Именно эти социальные позиции будущим специалистам современнейших инфраструктур весьма необходимы. Предавать забвению и отвергать знакомство с традиционно устоявшимися общечеловеческими, переходящими из поколения в поколения, жизненными принципами и ценностями, научными теориями глобального созидания, являются актуальными обстоятельствами для молодого поколения, что именно и поможет сформировать неординарное, креативно мыслящее поколение, с уверенной жизненной позицией, личным мировосприятием и твердой идеологией. Трансформация системы образования на современном этапе обусловлена тем, что нынешний ориентир на фундаментализацию и системное образование в высшей школе направлен на максимум ублаготворения профессиональных нужд личности, требований социума и рынка труда. Это в свою очередь, вызвало перемены целей и значений высшего профессионального образования. Современная гуманистическая концепция образования определяет перед социально-гуманитарными науками три основные цели: выявить исходные положения науки; сгруппировать и обобщить познания, умения и навыки; содействовать раскрытию и дальнейшему формированию знаний студентов с помощью внедрения первостепенных программ. В целях реализации отмеченных целей современное высшее профессиональное образование нуждается в разработке новейшей методологии, созданной с помощью интеграционных процессов, в которых в разработке новейшей методологии, созданной с помощью интеграционных процессов объектом изучения являются все звенья образовательной системы в их взаимодействии с обществом и человеком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кравченко Инна Николаевна, Туфанов Евгений Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF EDUCATIONAL POTENTIAL OF ACADEMIC DISCIPLINES TAUGHT IN THE PEDAGOGICAL PROCESS AGRICULTURAL UNIVERSITY

The role and importance of the educational potential of disciplines taught in the pedagogical process of agrarian university, considers the development of the individual in the Russian educational system with a view to spiritual, moral and harmonious development as a personality in the pedagogical process of higher education institutions at maximizing the educational potential of taught disciplines. GEF last generation was an important step towards humanisation of pedagogical process of agrarian university. We have shown that the study of various sciences, including the social and humanitarian, is the main human activity, transforms the essence of forms and types of employment, increases the interest of the future of professional decision-making. In the future, graduates of high school, the potential frames of different state systems and infrastructures may need directly to their professional demand. However, the deformation of the previously established social foundations, unfortunately, tends to influence the younger generation, and therefore, the potential for professionals. It is encouraging that there is a solution, because in today's world there are many prospects for social development. However, sometimes things can be perceived wrongly in connection with the submission of the chaotic, highly controversial set of political views and opinions, social and personal attitudes, ethical values and norms, as well as moral principles. These social position of the future experts of modern infrastructure is very necessary. Sink and reject familiarity with the traditionally well-established universal, passing from generation to generation, the vital principles and values of the global scientific theories of creation, circumstances are relevant for the younger generation, and that it will form an extraordinary, creative thinking generation, with a confident lifestyle, personal worldview and solid ideology. The transformation of the education system at the present stage due to the fact that the current landmark fundamentalization and systemic education in higher education aimed at maximum ublagotvoreniya professional needs of the individual, society and the requirements of the labor market. This, in turn, caused the change of goals and values of higher education. Modern humanistic concept of education determines to social sciences and humanities are three main objectives: to identify the assumptions of science; to group and summarize the knowledge, skills and abilities; to promote disclosure and the future development of students' knowledge by implementing priority programs. In order to realize the objectives mentioned modern higher vocational education needs to develop a new methodology that was created by the integration processes in which to develop a new methodology that was created by the integration process are the object of study all parts of the educational system in their interaction with society and man.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕПОДАВАЕМЫХ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ АГРАРНОГО ВУЗА»

192

,,„ „„„,„,„,„„,„„. Jj Ставрополья

научно-практическии журнал

УДК 378.147:37.032/.035

Кравченко И. Н., Туфанов Е. В.

Kravchenko I. N., Tufanov E. V.

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕПОДАВАЕМЫХ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ АГРАРНОГО ВУЗА

THE ROLE OF EDUCATIONAL POTENTIAL OF ACADEMIC DISCIPLINES TAUGHT IN THE PEDAGOGICAL PROCESS AGRICULTURAL UNIVERSITY

Анализируются роль и значение воспитательного потенциала преподаваемых учебных дисциплин в педагогическом процессе аграрного вуза, рассматривается развитие индивида в российской системе образования с целью его духовно-нравственного и гармонического становления как личности в педагогическом процессе высших учебных заведений при максимальном задействовании воспитательного потенциала преподаваемых учебных дисциплин. ФГОС последнего поколения явился важным шагом на пути гуманизации педагогического процесса аграрного вуза. Нами показано, что изучение разных наук, в том числе социально-гуманитарных, является основной человеческой жизнедеятельности, трансформирует сущность форм и видов занятий, повышает интерес будущего профессионала при принятии решений.

В перспективе, выпускники высшей школы, потенциальные кадры разных государственных систем и инфраструктур, могут нуждаться непосредственно в своей профессиональной востребованности. Однако деформация ранее устоявшихся социальных устоев, к сожалению, имеет свойство влиять на молодое поколение, а значит, на потенциальных специалистов. Отрадно, что выход есть, так как в современном мире имеется множество перспектив социального развития. Однако, нередко, все может восприниматься ошибочно в связи с представлением хаотических, крайне противоречивых совокупностей политических мнений и точек зрения, общественных и персональных установок, этических ценностей и норм, а также, моральных принципов. Именно эти социальные позиции будущим специалистам современнейших инфраструктур весьма необходимы. Предавать забвению и отвергать знакомство с традиционно устоявшимися общечеловеческими, переходящими из поколения в поколения, жизненными принципами и ценностями, научными теориями глобального созидания, являются актуальными обстоятельствами для молодого поколения, что именно и поможет сформировать неординарное, креативно мыслящее поколение, с уверенной жизненной позицией, личным мировосприятием и твердой идеологией.

Трансформация системы образования на современном этапе обусловлена тем, что нынешний ориентир на фунда-ментализацию и системное образование в высшей школе направлен на максимум ублаготворения профессиональных нужд личности, требований социума и рынка труда.

Это в свою очередь, вызвало перемены целей и значений высшего профессионального образования. Современная гуманистическая концепция образования определяет перед социально-гуманитарными науками три основные цели: выявить исходные положения науки; сгруппировать и обобщить познания, умения и навыки; содействовать раскрытию и дальнейшему формированию знаний студентов с помощью внедрения первостепенных программ. В целях реализации отмеченных целей современное высшее профессиональное образование нуждается в разработке новейшей методологии, созданной с помощью интеграционных процессов, в которых в разработке новейшей методологии, созданной с помощью интеграционных процессов объектом изучения являются все звенья образовательной системы в их взаимодействии с обществом и человеком.

Ключевые слова: духовные скрепы, гуманизация, общекультурные и профессиональные компетенции, педагогическая ментальность, духовно-нравственное воспитание, национальное самосознание.

The role and importance of the educational potential of disciplines taught in the pedagogical process of agrarian university, considers the development of the individual in the Russian educational system with a view to spiritual, moral and harmonious development as a personality in the pedagogical process of higher education institutions at maximizing the educational potential of taught disciplines. GEF last generation was an important step towards humanisation of pedagogical process of agrarian university. We have shown that the study of various sciences, including the social and humanitarian, is the main human activity, transforms the essence of forms and types of employment, increases the interest of the future of professional decision-making.

In the future, graduates of high school, the potential frames of different state systems and infrastructures may need directly to their professional demand. However, the deformation of the previously established social foundations, unfortunately, tends to influence the younger generation, and therefore, the potential for professionals. It is encouraging that there is a solution, because in today's world there are many prospects for social development. However, sometimes things can be perceived wrongly in connection with the submission of the chaotic, highly controversial set of political views and opinions, social and personal attitudes, ethical values and norms, as well as moral principles. These social position of the future experts of modern infrastructure is very necessary. Sink and reject familiarity with the traditionally well-established universal, passing from generation to generation, the vital principles and values of the global scientific theories of creation, circumstances are relevant for the younger generation, and that it will form an extraordinary, creative thinking generation, with a confident lifestyle, personal worldview and solid ideology.

The transformation of the education system at the present stage due to the fact that the current landmark fundamentaliza-tion and systemic education in higher education aimed at maximum ublagotvoreniya professional needs of the individual, society and the requirements of the labor market.

This, in turn, caused the change of goals and values of higher education. Modern humanistic concept of education determines to social sciences and humanities are three main objectives: to identify the assumptions of science; to group and summarize the knowledge, skills and abilities; to promote disclosure and the future development of students' knowledge by implementing priority programs. In order to realize the objectives mentioned modern higher vocational education needs to develop a new methodology that was created by the integration processes in which to develop a new methodology that was created by the integration process are the object of study all parts of the educational system in their interaction with society and man.

Key words: spiritual scrapie humanization, general cultural and professional competence, pedagogical mentality, spiritual and moral education, national identity.

в

№ 4(20), 2015

Проблемы аграрного образования

193

Кравченко Инна Николаевна -

кандидат исторических наук, доцент кафедры философии и истории

Ставропольский государственный аграрный университет

г. Ставрополь

Тел.: 8-961-440-25-06

E-mail: [email protected]

Туфанов Евгений Васильевич -

кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры философии и истории

Ставропольский государственный аграрный университет

г. Ставрополь

Тел.: 8-918-776-47-54

E-mail: e.vt@ mail.ru

Inna N. Kravchenko -

сandidate of historical sciences, associate professor of philosophy and history of the Stavropol State Agrarian University Stavropol

Теl.: 8-961-440-25-06

E-mail: [email protected]

Tufanov Eugene V. -

сandidate of historical sciences, senior lecturer in philosophy and history of Stavropol State Agrarian University Stavropol

Теl.: 8-918-776-47-54 E-mail: e.vt@ mail.ru

Уважение, почтение и соблюдение ценностей, морально-этических норм, правил и законов общества, ощущения долга и обязательств извечно вырабатываются у человека в семье и приобретают следующее формирование на таких этапах образования, как детский сад-школа-вуз. Специальный интерес в вузе следует акцентировать на гуманитарных науках, потому что благодаря этим гуманитарным предметам складывается личность студента и улучшаются его профессиональные навыки и умения» [3, 83]. Имея ввиду обстоятельства современной реальности, куда попала нынешняя молодежь, важно быть в такой сфере ценностей, которая была бы в тесной взаимосвязи с оптимальными обычаями и национальными традициями, с всемирным общечеловеческим гуманизмом.

«Современный российский преподаватель как личность, и в первую очередь, как наставник и педагог, владеет предопределенным сочетанием личных качеств, профессиональным опытом, мудростью, воспитанностью, своеобразной культурой, вероисповеданием, каковые обнаруживаются в его собственном отношении к себе непосредственно, к окружению, в целом, к обществу, стране и миру. Профессиональная ментальность - это социально-приобретенный феномен, в связи с чем в педагогическом процессе высшей школы гуманизации необходимо уделять набольший интерес» [2].

Президент РФ В. В. Путин в ежегодном Послании Федеральному Собранию акцентировал: «В современный период времени, российский социум, вступивший в третье тысячелетие, нуждается в истинном дефиците моральных скреп: толерантность, взаимоподдержка, веротерпимость, взаимовыручка - именно тот духовный дефицит, который издревле способствовал россиянам в сплоченности и государственной целостности. В связи с этим актуальную роль имеют проблемы отечественного общего и профессионального образования, российских традиций и культурных взаимоотношений, проводимой политики в отношении молодого поколения. Заявленные акторы не

являются логическим подбором слов, а в первую очередь, возникает новая плоскость в целях образования морально устойчивой гармоничной личности, воистину патриота России». [6].

Современная высшая школа, особенно аграрный вуз, считается сочетанием сферы для образования морально устойчивой, целеустремленной, профессионально подготовленной личности, достойного россиянина. Развитие миропонимания обучающихся в высшей школе вероятно при деятельном применении в педагогическом процессе воспитательного потенциала преподаваемых учебных предметов. Освоение таких наук как «Всемирная история», «История России», «Культурология», «Философия» имеет как для обучающихся в высшей школе, так и в целом для молодого поколения, огромное значение, так как влияет на развитие менталитета современного общества россиян. Изучение и анализирование студентами истории государства, с национальной религией российской философией, и воспитание в них ценностей морали и нравственности должно содействовать воспитанию идеологии обучающихся, их этическому росту, и формированию российского самосовершенствования, самоидентификации и самодетерминации студента, что в итоге будет способствовать модификации морального инстинкта в этическое отношение, а впоследствии, в реальные дела для Отечества» [4, 131].

Имея ввиду многонациональный состав современной высшей школы, уважение к своей стране, а также к малой родине, содержится в основе цикла гуманитарных дисциплин. Помимо этого, необходимо акцентировать внимание на национально-региональном аспекте, так как обучение гуманитарным наукам будет способствовать более прозрачному представлению полиэт-ноконфессиональной Российской истории.

Становление всесторонне развитой личности, богатой духовно и нравственно-потенциального профессионала своего дела, не беря в центр внимания его культуру, воспитание, социальную принадлежность, на современном этапе является целью гуманизации высшей школе. Сформированная личность студента может вполне интегрировано соединять духовные качества, высокие идеалы, нравственные прин-

Ежеквартальный

научно-практический

журнал

ципы, воспитанность, профессиональные навыки и умения, духовность, образованность. Именно подобные процессы становления ориентированы на освоение личностью гуманитарной культуры, знания и потенциала в профессиональной сфере. [7, 112]

Присутствие в современном поколении студентов социального потенциала дает возможность увеличить эффективность решения жизненных проблем с помощью усиления активности молодых людей всесторонне и многогранно. В качестве поучительного и достойного примера можно обратиться к волонтерству. Так, к примеру, волонтерские общества стали весьма весомым фактором предупреждения неосоциальных явлений у юного поколения, а также, волонтерство есть актуальный курс по нравственному и духовному формированию обучающихся в высшей школе.

Возможность лично и самостоятельно принимать решения, способность и умение создавать свою жизнь, быть сильным по отношению к стрессовым ситуациям, сопереживать и сочувствовать чужой боли, участвовать в благотворительных общественных делах и акциях, заботиться о тяжелобольных детях, помнить о ветеранах, участниках и инвалидах войн и труда, быть донором - все это формирует у молодого поколения достойное поведение и отношение к социуму.

Педагог высшей школы, как профессионал своего дела и как личность, особенно в рамках духовно-нравственного воспитания, является основным ретранслятором социальных, моральных и культурных норм для студентов аграрного вуза. [8, 49]. Система российского высшего образования и нынешнее молодое поколение - единое целое, а в связи с этим возникает необходимость реформирования всего, что связано с учебным процессом. Разумеется, что преобразования в педагогике имеют место только под эгидой традиционных принципов и ценностей в целях гармонического развития человека и его духовно-нравственной трезвости. Воспитательный потенциал преподаваемых учебных дисциплин возможно максимально задействовать и реализовать поставленные педагогические цели и задачи при условии применения гуманизации педагогического процесса в высшей школе. Значимость изучения истории Великой Отечественной войны обусловлена наличием в настоящее время ряда тем, требующих не только всестороннего рассмотрения и глубокого осмысления, но и объективного, взвешенного оценочного подхода. В выступлении Владимира Путина на пленарной сессии клуба «Валдай» 19 сентября 2013 года было отмечено, что «необходимо знать историю своей Родины, ведь она уникальна, самобытна, мы горды за свое Отечество. Движение социума по вертикали и взаимодоверительные отношения - залог будущего вперед». [10]

Воспитательный потенциал изучения Великой Отечественной войны сложно переоценить.

В настоящее время в практике образовательных учреждений подавляющее число мероприятий по героико-патриотическому воспитанию строиться именно на материалах истории Великой Отечественной войны. И это не случайно. Победа в Великой Отечественной войне российскими людьми воспринимается величественно, символически, с неиссякаемым чувством гордости, а Великая Победа является бессмертным подвигом советского народа. Во всемирной истории это эпохальное событие воспринимается героическим символом нашего государства.

Великая Победа позитивно воспринимается современной молодежью. Изучение истории Отечества наступает с момента ее первоначального познания, особенностей становления государственности и культурного развития. Приведенные примеры способствуют патриотическому воспитанию молодого поколения. Традиции, обычаи, культура, родной язык, познание истории своей страны, любовь и уважение к наследию предков является основополагающим и фундаментальным базисом в случае патриотического воспитания, чувства долга и героизма.

Российский патриотизм, героизм русской нации, духовная чистота народа, милосердие, гуманизм являются важнейшими атрибутами современности. Ныне уходят вспять славянская соборность, тысячелетние основы национального героизма и патриотизма, традиционные принципы и ценности российской ментально-сти, залог общинности. К сожалению, сегодня этому противостоит навязчивая западная идеология, чрезмерно креативное поведение молодого поколения и проблемное общение.

Однако проблема российского патриотизма как таковая отсутствует. Патриотическое воспитание является первостепенным вопросом на всех ступенях развития личности. Более того, на современном этапе имеет место целый комплекс образовательных методик, позволяющих свести на нет проблему патриотического воспитания во всех ипостасях образования. Русская идеология, культура, традиции и обычаи изначально служат для формирования патриотического настроя славянского этноса. Становление патриотизма своими корнями уходит в глубину веков восточных славян. Подобными примерами достаточно насыщены исторические источники, работа с которыми вдохновляет русский народ любить и защищать свою родную землю, вершить благие дела, идти на подвиги, участвовать в героической борьбе, а также отдавать свои таланты на благо Родины и быть достойными сынами своего Отечества. Воспитание молодого поколения в духе героизма и патриотизма напрямую взаимосвязано с формированием нравственных принципов и ценностей. Государственные и политические лидеры, народные герои и общественные деятели, простой народ, ненависть к вражеской стороне, почтение государственных атрибутов (герб, флаг,

в

№ 4(20), 2015

Проблемы аграрного образования

195

гимн) - все они стоят у истоков становления и развития российской государственности. Гражданственность, нравственность, патриотизм, гуманизм, духовность, толерантность и многие другие жизненные принципы и ценности характерны славянскому этносу. Именно в связи с этим воспитание студентов, будущих специалистов различных структур, целесообразно реализовывать в ходе организации разносторонних видов деятельности - практической и познавательной. Нравственные представления в отношении патриотизма вырабатываются в совокупности со знаниями о Родине, то есть о месте, где человек родился и вырос. Благодаря правильному восприятию человеком истории Отечества, любовь к родным местам, умиление красотой природы, богатствами недр, рек, озер и морей обозримо расширяется познание исторической науки.

Гуманитарные дисциплины обладают в этом отношении и своими специфическими средствами и возможностями. Из истории хорошо известно, что в периоды войн и лишений в русском человеке проявляется высокое патриотическое чувство патриотизма, напрямую связанного с гражданственностью, ведь патриотизм - это проявление гражданских и нравственных качеств человека в экстремальных, судьбоносных для Отечества ситуациях.

Героические страницы истории всегда обладают солидным воспитательным потенциалом, который реализуется в практике как общественного, так и семейного воспитания. Однако Побе-

да в Великой Отечественной войне среди других исторических дат занимает особое место.

В особом восприятии факта Победы в Великой Отечественной войне лежат объективные и субъективные обстоятельства. Опыт достижения Победы в Великой Отечественной войне является источником духовного, социокультурного, предметно-практического наследия героических страниц истории России. В этом наследии выявляются и поддерживаются те традиции, идеалы, благодаря которым прошлое способно трансформироваться в настоящее, передавая свои смыслы, ценности, нравственные принципы и мобилизационные ресурсы новым поколениям.

С субъективной точки зрения, это история каждой семьи и генетически присущий людям патриотизм. Объективно Победа в Великой Отечественной войне заключается в исторической и духовно-нравственной ценности ее значения и уроков. А также выражается в феномене и примерах массового героизма советских людей на фронте и в тылу.

Воспитательным потенциалом обладают факты проявления в годы войны исторической памяти народа, преемственности поколений, патриотизма, народных и военных традиций.

Актуализация прошлых исторических подвигов способствовала осознанию советским народом наступившей опасности и жизненной необходимости защиты Отечества, мощному подъему патриотического народа, стала стимулом его активной борьбы с агрессором, укрепляла волю к победе.

Литература

1. Агеева Н. А. Духовные скрепы общества как главный ориентир гуманизации высшего образования // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история : сб. статей по материалам XXXI Междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск, 2013. № 11 (31). С. 57-61.

2. Агеева Н. А. Психологопедагогические аспекты правового сознания личности // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история : сб. статей по материалам XXX Междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск, 2013. № 10 (30). С. 79-83.

3. Послание Президента Федеральному Собранию [Электронный ресурс]. URL: http:// www.kremlin.ru/transcripts/17118 (дата обращения 24.04.2014).

4. Шаповал Г. Н. Личность преподавателя как главного ретранслятора культурных и социальных норм при обучении иностранных студентов // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история : сб. статей по материалам XXXII Междунар.

References

1. Ageev N. A. Spiritual ties of the society as the main benchmark of humanization of higher education // Actual questions of social sciences: sociology, political science, philosophy, history. Number 11 (31): a collection of articles on materials XXXI International scientific-practical conference. Novosibirsk, 2013. S. 57-61.

2. Ageev N. A. Psihologopedagogicheskie aspects of the legal consciousness of the person // Actual questions of social sciences: sociology, political science, philosophy, history. Number 10 (30): a collection of articles based on XXX International scientific-practical conference. Novosibirsk, 2013. S. 79-83.

3. Address by the President to the Federal Assembly [electronic resource] Access. URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/17118 (date of treatment 04.24.2014).

4. Shapoval G. N. The personality of the teacher as the main repeater cultural and social norms in teaching foreign students // Actual questions of social sciences: sociology, political science, philosophy, history. Number 32: a collection of articles on materials XXXII

Ежеквартальный

научно-практический

журнал

науч.-практ. конф. Новосибирск, 2013. № 32. С. 49-54.

5. Выступление Владимира Путина на заседании клуба «Валдай». URL: http: //www. rg.ru/2013/09/19/stenogramma-site.html (дата обращения: 21.02.2015).

6. Патина Т. А. Воспитание патриотизма: Опыт интеграктивных занятий по курсу «История» // Гражданско-патриотическое воспитание молодежи: история, проблемы, перспективы : сб. науч. тр. по материалам Международного форума «Самореализация личности в современном социуме» 29 февраля - 1 марта 2012 г / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2012. Ч. II. С. 60-68.

7. Быков А. К., Любан Т. Н. Воспитательный потенциал Великой Победы и пути его реализации в системе образования // Педагогика. 2010. № 3. С. 42, 45.

8. Балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов для реализации многоуровневых образовательных программ ВПО при компетентностном подходе / В. И. Трухачев, С. И. Тарасова, С. В. Окрут, О. А. Чередниченко, Е. В. Долгих. Ставрополь, 2011. 68 с.

9. Кравченко И. Н., Туфанов Е. В. Применение инновационных технологий в преподавании социально-гуманитарных дисциплин // Вестник АПК Ставрополья. 2014. № 3 (15). С. 327-331.

10. Кравченко И. Н., Туфанов Е. В. Актуальные проблемы преподавания гуманитарных дисциплин в аграрных вузах // Вестник АПК Ставрополья. 2014. № 2 (14). С.248-251.

International scientific-practical conference. Novosibirsk, 2013. - P. 49-54.

5. Speech by Vladimir Putin at a meeting of the club «Valdai». URL: www.rg.ru/2013/09/19/ stenogramma-site.html (the date of circulation: 02.21.2015).

6. Patina T. A. Education of patriotism: Experience interactive sessions on the course «History.» Civil-patriotic education of youth: History, Problems and Prospects [Text]: collection of scientific papers based on the International Forum «Self-realization of the individual in modern society» February 29 - March 1, 2012 / Ural. state. ped. Univ, Ekaterinburg.

7. Bykov A. K., Luba T. N. Educational potential of the Great Victory and the ways of its implementation in the education system // Pedagogy. - 2010. - № 3. - P. 42.

8. Ibid. S. 45.

9. Kravchenko I. N., Tufanov E. V. Application of innovative technologies in the teaching of the humanities // Herald agribusiness Stavropol. 2014. № 3 (15). Pp. 327-331.

10. Kravchenko I. N., Tufanov E. V. Actual problems of teaching the humanities in agricultural universities // Herald of agribusiness Stavropol. 2014. № 2 (14). Pp. 248-251.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.