целей является формирование конкурентоспособного выпускника. По нашему мнению, конкурентоспособность включает в себя не только формирование интеллекта, коммуникабельности и здоровья, но и воспитание у обучающихся любви к Отечеству
Интеграция школы и семьи в совершенствовании социума - один из важных фактов многообразного и интенсивного раскрытия их образовательно-воспитательного потенциала. С одной стороны он, естественно, своеобразен: для семьи - это возможность получить новые знания о среде, людях, достичь сопряжения семейного социума и социума школы - возможность показать и реализовать во внеурочное время и на уроке «связь с жизнью», целенаправленно предоставить ребятам и их семьям пространство взаимодействия.
С другой, оба потенциала, в сущности, сориентированы на решение единой для них задачи: социализацию личности, обогащение социального опыта школьников, их семей, учителей. При этом, влияя на социум и семью, школа не ограничивает свободу их самореализации, но создает для нее благоприятные условия. Принципиально важна их интеграция, взаимовлияние, чтобы семья не оказалась лишь пассивным объектом благодеяний извне. Семья, пользуясь вниманием со стороны школы, общества развивает и в них дух истинного гуманизма - веру в человеческие возможности, положительный потенциал, который можно и нужно развивать, помогая им, у самих членов семьи.
Эффективность взаимодействия семьи и социума в решающей мере зависит от школы, ее сотрудничества с другими социальными службами, ориентированными на поддержку семьи. Являясь одной из отраслей педагогической науки, социальная педагогика своеобразна тем, что имеет дело с людьми разных возрастов. А не только и даже не столько с детьми.
Полученные теоретические и эмпирические результаты позволили разработать модель взаимодействия школы с семьей, включающую ряд компонентов: организационно-содержательный, технологический, кадровый.
Организационно-содержательный компонент - участие школы в качестве педагогического консультанта при комплектовании социальных, социально-педагогических служб для работы с семьей. Их целевая установка ориентирована на обогащение положительного социального опыта, как взрослых, так и детей для создания единой воспитывающей среды в школьном семейном, семейно-со-седском и общинном социуме; особо ставятся задачи ресоциализации детей из неблагополучных семей, социальной реабилитации последних.
Библиографический список
При этом интеграция образовательного учреждения и социальных служб с семьей основывается на проведении тщательной социально-педагогической, психолого-педагогической диагностики, дифференцированном подходе к различным категориям семей. Основными социальными службами, которые создавала школа или в работу которых включалась, становятся медико-психолого-педагогическая, культурного досуга и педагогической анимации, правовой и экономической защиты, профессиональной ориентации и психологического здоровья, развития и поддержки инициатив детей и взрослых.
Технологический компонент модели включает последовательность и планомерность воздействия социального педагога в семейном социуме, их координацию с социально-педагогическими службами поддержки семьи. Социальные действия специалиста по работе с семьей предполагают:
- наличие у него объективной информации об ожиданиях клиента, о содержании и формах оказания помощи семье;
- тщательную диагностику состояния и тенденций развития семьи как системы, положение каждого ее члена как личности;
- дифференциацию работы с семьей по типам сформированности семейных структур и разработку соответствующей программы социальных влияний коррекционно-воспитательной направленности;
- вхождение в контакт с самой семьей и ее членами с целью реализации программ социальных действий;
- отслеживание результатов социально-педагогической работы по разработанным критериям и внесение необходимых изменений в программы и проекты планирования последующих этапов работы.
Третий компонент предлагаемой модели - кадровый. Он включает подготовку кадров социальных педагогов для работы с семьей. Подготовка будет осуществляться на трех уровнях: допрофессиональном и начальном профессиональном (учащиеся 10 - 11-х классов), общепрофессиональном (на базе общего среднего, среднего специального и высшего образования), постпрофессиональном (повышение квалификации специалистов на различных курсах).
В настоящее время разрабатываемая нами модель социального взаимодействия школы и семьи активно апробируется в образовательных организациях. Пока апробация проходит в Башкирии, но востребованность этих услуг со стороны семьи очень велика. Тем самым считаем, что полученный опыт будет впоследствии широко внедрён в другие регионы.
1. Гуров В.Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей. Москва: Педагогическое общество России, 2006.
2. Гуров В.Н., Иванцова Н.А., Мазитов РГ Характеристика основных компонентов инновационной школы. Современная инновационная школа в мегагороде: проектирование и реализация модели: учебное пособие. Москва: Педагогическое общество России, 2016: 66 - 108.
3. Гуров В.Н. и др. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде: учебное пособие. Москва, 2004.
4. Гуров В.Н. и др. Ребенок в поликультурной среде: практика работы с образовательными учреждениями. Москва: Педагогическое общество России, 2005.
5. Гуров В.Н., Исламов РР, Гурова Е.В., Чурсина П.В. Об алгоритме работы образовательной организации с семьей. Педагогическая наука и педагогическое образование в классическом вузе: материалы ежегодной Международной научно-практической конференции, 2018: 126 - 130.
6. Гуров Д.В., Гурова Е.В. Реализация воспитательного потенциала семьи в современном обществе. Мир науки, культуры, образования. 2017; № 2 (63): 241 - 243.
7. Гуров В.Н., Исламов РР Патриотическое воспитание обучающейся молодежи в муниципалитете и отдельных образовательных организациях (инновационный проект). Педагогическая наука и педагогическое образование в классическом вузе: материалы ежегодной Международной научно-практической конференции. Уфа: РИЦ Баш-ГУ 2017: 62 - 66.
References
1. Gurov V.N. Social'naya rabota obrazovatel'nyh uchrezhdenij s sem'ej. Moskva: Pedagogicheskoe obschestvo Rossii, 2006.
2. Gurov V.N., Ivancova N.A., Mazitov R.G. Harakteristika osnovnyh komponentov innovacionnoj shkoly. Sovremennaya innovacionnaya shkola v megagorode: proektirovanie i realizaciya modeli: uchebnoe posobie. Moskva: Pedagogicheskoe obschestvo Rossii, 2016: 66 - 108.
3. Gurov V.N. i dr. Formirovanie tolerantnojlichnosti vpoli'etnicheskojobrazovatel'nojsrede: uchebnoe posobie. Moskva, 2004.
4. Gurov V.N. i dr. Rebenok vpolikul'turnojsrede: prakíika raboty s obrazovatel'nymiuchrezhdeniyami. Moskva: Pedagogicheskoe obschestvo Rossii, 2005.
5. Gurov V.N., Islamov R.R., Gurova E.V., Chursina P.V. Ob algoritme raboty obrazovatel'noj organizacii s sem'ej. Pedagogicheskaya nauka i pedagogicheskoe obrazovanie v klassicheskom vuze: materialy ezhegodnoj Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 2018: 126 - 130.
6. Gurov D.V., Gurova E.V. Realizaciya vospitatel'nogo potenciala sem'i v sovremennom obschestve. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; № 2 (63): 241 - 243.
7. Gurov V.N., Islamov R.R. Patrioticheskoe vospitanie obuchayuschejsya molodezhi v municipalitete i otdel'nyh obrazovatel'nyh organizaciyah (innovacionnyj proekt). Pedagogicheskaya nauka i pedagogicheskoe obrazovanie v klassicheskom vuze: materialy ezhegodnoj Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ufa: RlC BashGU, 2017: 62 - 66.
Статья поступила в редакцию 25.09 2019
УДК 371.5
Magomedov R.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),
E-mail: [email protected]
Halimbekova A.M., Cand. of Sciences (Biology), senior lecturer, Dagestan State University of National Economy (Makhachkala, Russia),
E-mail: [email protected]
Magomedov M.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
INNOVATIVE APPROACHES TO TRAINING STUDENTS IN EXTREME CONDITIONS. The article presents a comprehensive study of innovative approaches in preparing students for action in extreme situations, the ways to improve the level of safety culture of the younger generation. The article presents the educational information presented to the student with the help of multimedia, which allows to condense the flow of educational information and interactive video computer game programs that create problem situations from which the student must find a way out. The research task is defined as assessing the use of new modern information technologies in training and teaching students to act in extreme situations, through the introduction of computer technology in all spheres of life, including production, school, universities and home. The presented material allows us to conclude that the level of development carried out by us allows us to come close enough to simulate pseudo-real extreme situations and, as a consequence, will allow us to study ways of behavior to overcome their consequences.
Key words: safety, extreme situations, emergencies, training of schoolchildren, innovative approaches, safe behavior in extreme situations.
Р.В. Магомедов, канд. пед. наук, доц., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Е-mail: [email protected]
А.М. Халимбекова, канд. биол. наук, доц., Дагестанский государственный университет народного хозяйства, г. Махачкала,
Е-mail: [email protected]
М.Г. Магомедов, канд. пед. наук, ст. преп., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Е-mail: [email protected]
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
Статья посвящена комплексному исследованию инновационных подходов в подготовке школьников к действиям в экстремальных ситуациях, предложены пути повышения уровня культуры безопасности жизнедеятельности подрастающего поколения. В статье представлена учебная информация, предъявляемая обучаемому при помощи средств мультимедиа, позволяющих уплотнить поток учебной информации, и интерактивные видеокомпьютерные игровые программы, создающие проблемные ситуации, из которых обучаемый должен найти выход. В качестве исследовательской задачи была определена попытка оценить использование современных информационных технологий в подготовке специалистов и обучении школьников нужным действиям в условиях экстремальных ситуаций за счет внедрения компьютерной техники во все сферы жизни, включая производство, школу, вузы, дом. На основании представленного материала можно сделать вывод, что уровень разработок, выполненных нами, позволяет достаточно близко подойти к имитации псевдореальных экстремальных ситуаций и, как следствие, изучить способы поведения для преодоления их последствий.
Ключевые слова: безопасность, экстремальные ситуации, чрезвычайные ситуации, подготовка школьников, инновационные подходы, безопасное поведение в экстремальных ситуациях.
В настоящее время в условиях изменившейся социально-экономической ситуации в нашей стране, увеличения числа опасностей различного характера сохранение здоровья личности и обеспечение безопасности жизнедеятельности становятся значимыми факторами выживания и развития человеческого сообщества. При этом обеспечение безопасных и здоровых условий жизни является сегодня одним из важных критериев деятельности образовательного учреждения. Это обусловлено многочисленными фактами опасных происшествий в образовательном учреждении и вблизи него, в том числе социального происхождения: проявление национализма, религиозный экстремизм, террористические проявления, расовая нетерпимость, личностные конфликты, криминальные опасности, аддиктивное поведение и т.д., которые препятствуют жизнедеятельности личности. Причинами экстремальных ситуаций в большинстве случаев являются ошибочные и несанкционированные действия людей, обусловленные их неподготовленностью и низкими психологическими качествами.
Особенно в неблагоприятном положении в условиях экстремальных ситуаций оказываются дети, которые не владеют знаниями о надвигающейся опасности и навыками сохранения здоровья. Поэтому учитель среднего общеобразовательного учреждения обязан обладать навыками и знаниями действий в экстремальных ситуациях, что требует разработки новых программ обучения и применение современных подходов к методологическому и техническому обеспечению учебного процесса, переоборудования, укрепления и развития учебно-материальной базы, осуществления целого комплекса других мероприятий [1, с. 23].
С принятием Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» началось формирование новой государственной системы подготовки населения Российской Федерации к действиям в условиях угрозы и возникновения ЧС. Закон определил, что эта подготовка осуществляется в организациях, в том числе в образовательных учреждениях, а также по месту жительства [2].
Таким образом, система образования совместно с Министерством чрезвычайных ситуаций призвана создать необходимые организационно-педагогические условия, направленные на формирование культуры безопасного поведения школьников, где наряду с сохранением и укреплением здоровья важно привить чувство осторожности, предвидения различных угроз, умение избегать опасности, адекватно действовать в экстремальной ситуации и т.д. При этом обеспечение безопасности личности, готовность к рациональному поведению в различных опасных ситуациях требует осознания необходимости соблюдения мер предосторожности, знания альтернативных вариантов поведения, выработки стрессоу-стойчивости в чрезвычайных ситуациях, которые, в свою очередь, должны стать приоритетными при реализации образовательно-оздоровительных программ, ориентированных на формирование позитивного отношения к здоровью, безопасному поведению при несчастных случаях и стихийных бедствиях различного характера.
Исходя из этого, целью нашего исследования является обоснование применения инновационных подходов в области обучения безопасности жизнедеятельности школьников в экстремальных ситуациях, где решались следующие задачи:
- улучшение подготовки населения к действиям в условиях ЧС за счет использования новых современных информационных технологий;
- изучение структуры учебной деятельности при компьютеризации обучения;
- реализация учебных компьютерных программ за счет широкого и постоянно расширяющегося внедрения компьютерной техники во все сферы жизни, включая производство, школу, вузы, дом и т.д.
Одной из важных задач обучения является формирование моральной и психологической готовности к грамотным и решительным действиям в экстремальных ситуациях, умений прогнозировать возможные чрезвычайные ситуации, характерные для мест проживания обучаемых, оценивать возможные масштабы
и последствия, а также воспитание ответственности за свою личную подготовку и подготовку близких к защите от экстремальных ситуаций.
Решение проблемы защиты школьников от экстремальных ситуаций природного и техногенного характера, уменьшение их социально-экономических и экологических последствий невозможно без качественной подготовки подрастающего поколения к действиям в условиях угрозы и возникновения экстремальных ситуаций.
Подготовка студентов учреждений высшего профессионального образования в области защиты от чрезвычайных ситуаций проводится по программе дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для всех специальностей высшего профессионального образования. При этом особое внимание уделяется повышению качества подготовки студентов к действиям в обстановке, сложившейся в результате аварий, катастроф и стихийных бедствий, выработку навыков в разработке и осуществлении мероприятий по защите школьников от ЭС техногенного и природного характера [3, с. 25].
Анализ причин возникновения экстремальных ситуаций приводит к выводу, что более чем в 80% случаев это связано с деятельностью человека и происходит из-за низкого уровня профессиональной подготовки, безответственности и неумения правильно определить свое поведение в экстремальных ситуациях.
Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) и призван научить школьников умению правильного поведения в таких условиях. Осознанное поведение каждого учащегося при чрезвычайной ситуации должно опираться на решениях автоматизированной системе оповещения (АСО), которая должна рассчитать все выходные параметры аварии и выдать обоснованное решение по защите школьников.
В реализации этой задачи на первое место выходит фактор времени - оперативность принятия оптимального решения по спасению населения. Без применения современной вычислительной техники - персональных компьютеров (ПК) - решение такой задачи крайне затруднительно.
Все существующие программы по ОБЖ имеют один недостаток - малое количество практических занятий для приобретения навыков по защите от техногенных аварий. Вариант авторской учебной программы основан на введении дополнительной программы в «ткань» основной с изъятием определённого количества часов из неё на решение вопроса подготовки операторов на ПК для ГОЧС.
Предлагаемый вариант программы для общеобразовательных школ ставит следующие задачи [4]:
Таблица 1
Основные задачи школьного курса ОБЖ
№ Содержание задач
1. Научить учащихся составлять планы опасных объектов (ОО) (пожара и взрывоопасных, химических, радиоактивных и т.д.) и объектов повышенной защищённости (ОПЗ) (школы, больницы и т.д.).
2. Уметь пользоваться средствами защиты и оказывать первую помощь при отравлении АХОВ.
3. С помощью методики уметь рассчитывать на ПК выходные параметры аварии и моделировать различные ситуации.
4. По проведённым расчётам и экспертным заключениям АСО уметь принимать обоснованные решения по защите населения.
5. Моделируя различные ситуации на ПК, уметь составлять прогноз возможных вариантов техногенных аварий.
6. На базе прогноза уметь разрабатывать «План защиты населения при ЧС техногенного характера» для ОПЗ.
Одним из слагаемых эффективной защиты населения от аварий, катастроф и стихийных бедствий является подготовка и обучение различных категорий населения и специалистов к действиям в условиях экстремальных ситуаций природного и техногенного характера [4, с. 36].
Опыт предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций показывает, что людские и материальные потери могут быть значительно меньше, если действия специалистов-спасателей и руководителей работ будут высокопрофессиональны, а подрастающее поколение будет обладать навыками поведения в экстремальных ситуациях.
Повышение уровня профессионализма специалистов и обучение школьников - это первоочередной резерв в деле уменьшения возможного ущерба и потерь от экстремальных ситуаций.
Как создать для специалиста-спасателя, работника производства, руководителя, учащегося, простого обывателя жизненную среду, наполненную катастрофами и угрозами катастроф, чтобы добиться от него освоение знаний и навыков, необходимых в чрезвычайных ситуациях? Не окажется ли эта затея слишком ресурсоемкой, да и захотят ли люди систематически на какой-то срок отправляться на полигоны выживания? Вряд ли это реально.
Тем не менее, такую среду обитания создать можно. В неё без ущерба для бытового комфорта можно погрузить миллионы людей, она может меняться в зависимости от профессиональной специфики работников, региона проживания людей, она будет относительно недорогой, гибкой, адаптирующейся к способностям и навыкам обучаемых. Речь идёт о создании специфической информационной среды.
Современные информационные технологии позволяют моделировать на экране компьютера изображение, создающее эффект присутствия обучаемого «внутри» моделируемого видеопространства. Обучаемый, взаимодействуя при помощи несложных манипуляций с такой искусственной средой, изменяет ее и, в соответствии с заданными правилами действий и изменениями, произошедшими на экране, строит следующий шаг своей деятельности. В качестве примера можно привести эмуляторы для подготовки летчиков, медиков и т.д.
Многие, особенно представители молодого поколения на себе испытали гипнотическую силу компьютерных игр, причудливый сюжет которых, масса условностей совершенно не препятствуют человеку часами жить в этом искусственном мире.
Стоит только изменить сюжет, и перед «игроком» окажется разрушенный район его проживания, где источником опасности будет соседний институт микробиологии, нефтехранилище или ядерный реактор.
Чтобы выжить, победить в такой игре, нужно хорошо знать ее правила. А «правилами» ее станут эксплуатационные инструкции и инструкции по технике безопасности, формулы и программы для расчёта зон поражения и потерь людей, правила пользования спасательными инструментами, знание мероприятий плана по ликвидации экстремальных ситуаций.
Изменяясь в ответ на действия сидящего за компьютером, искусственная среда постепенно вырабатывает у обучаемого прочные и полные навыки правильных действий в тех или иных критических ситуациях при помощи видеокомпьютерных средств.
Библиографический список
При традиционном обучении обычно человек использует в своей жизни лишь незначительную часть своей памяти (табл. 2).
Интерактивные видеокомпьютерные игровые программы, диалогически взаимодействуя с обучаемым, создают проблемные ситуации, из которых он дол-
Таблица 2
Эффективность усвоения информации
жен найти выход. Чем точнее видеокомпьютерная программа отражает реальные процессы, тем в меньшей степени вырабатываемые навыки и полученные знания требуют дальнейшей «доводки» в реальных условиях.
Достаточно эффективны для этого процесса мультимедиа-технологии. Они позволяют создавать, а затем и воспроизводить учебный материал. При этом возможно воспроизводить и речь, и музыку, а также рисунки, фото, видео, различные звуковые эффекты и анимационные фрагменты, создавая эффект присутствия, и усвоение материала происходит более эффективно.
Тем самым дидактические возможности мультимедиа-технологий заключаются в управлении вниманием учащихся, глубоком погружении сознания в моделируемую среду, управлением психическим состоянием обучаемых за счет создания разного рода проблемных ситуаций [5, с. 47].
В результате информация, предъявляемая обучаемому при помощи средств мультимедиа, позволяет примерно в 10 - 100 раз уплотнить поток учебной информации благодаря комплексному воздействию на органы чувств и активным взаимодействием учащихся и моделируемой среды.
Анализ положения дел с применением в России обучающих программ, использующих средства мультимедиа, позволяет сделать вывод о том, что есть необходимость в разработке специальных учебных программ по вопросам ГОЧС, ориентированных на подготовку различных категорий специалистов и обучение населения. Это обусловлено тем, что, во-первых, в нашей стране такие обучающие программы до настоящего времени практически не выпускались, во-вторых, характер деятельности специалистов МЧС специфичен настолько, что требует разработки специальных обучающих программ, а не использование импортных, изготовленных для совершенно других целей и ориентированных на иные профессиональные цели [6, с. 22].
Свою задачу мы видим в том, чтобы за счёт использования новых современных информационных технологий в значительной мере улучшить подготовку специалистов и обучение школьников к действиям в условиях экстремальных ситуаций, дойти до как можно большего количества людей за счет широкого и постоянно расширяющегося внедрения компьютерной техники во все сферы жизни, включая производство, школу, ВУЗы, дом.
На наш взгляд, уровень разработок, выполненных нами, позволяет достаточно близко подойти к имитации псевдореальных экстремальных ситуаций и как следствие позволит изучить способы поведения для преодоления их последствий. Для создания качественных учебных программ необходима тесная кооперация со всеми службами, участвующими в данном процессе.
Усвояемость информации
прочитанной информации до 10% услышанной информации до 20% услышанной и увиденной информации до 50% если интерактивно участвует в процессе обучения - больше 50%
1. Абдуллаев Х.А., Гасанов А.Н. ЧС природного и техногенного характера. Особенности 1-ой медицинской помощи и противоэпидемических мероприятий. Махачкала, 2003.
2. Федеральный Закон РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5295/
3. Абрамов В.В. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие. Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУП, 2006.
4. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов. Санкт-Петербург: Питер, 2015.
5. Гражданская оборона. Под редакцией В.И. Завьялова. Москва: Медицина, 1989.
6. Денисов В.В., Денисова И.А., Гутенев В.В., Монтвила О.И. Безопасность жизнедеятельности. Москва, 2013. References
1. Abdullaev H.A., Gasanov A.N. ChSprirodnogo i tehnogennogo haraktera. Osobennosti 1-oj medicinskojpomoschiiprotivo'epidemicheskih meropriyatij. Mahachkala, 2003.
2. Federal'nyj Zakon RF «0 zaschite naseleniya i territorij ot chrezvychajnyh situacij prirodnogo i tehnogennogo haraktera» ot 21 dekabrya 1994 g. Available at: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5295/
3. Abramov V.V. Bezopasnost'zhiznedeyatel'nosti: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: Izd-vo SPbGUP, 2006.
4. Bezopasnost'zhiznedeyatel'nosti: uchebnik dlya vuzov. Sankt-Peterburg: Piter, 2015.
5. Grazhdanskaya oborona. Pod redakciej V.I. Zav'yalova. Moskva: Medicina, 1989.
6. Denisov V.V., Denisova I.A., Gutenev V.V., Montvila O.I. Bezopasnost'zhiznedeyatel'nosti. Moskva, 2013.
Статья поступила в редакцию 19.09.19
УДК 371
Elsieva M.S., teaching assistant, Department of Methodology of Primary Education, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
ETHNOPEDAGOGICAL POTENTIAL OF PROJECT ACTIVITY IN FORMATION OF COMMUNICATIVE UNIVERSAL LEARNING ACTIONS OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN. The article reveals the role of ethnopedagogic potential of project activity in formation of communicative universal learning actions in primary school students. The program of project activities for the formation of communicative universal learning actions covers all aspects of the communicative development