УДК 373
Islamov R.R., senior researcher, Innovative network cluster pedagogical laboratory "Pedagogical management in the development of educational complexes and individual educational organizations"; Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Public Administration, BSU (Ufa, Russia), E-mail: [email protected]
Gurov V.N., Scientific Director, Innovative network cluster pedagogical laboratory "Pedagogical management in the development of educational complexes and individual educational organizations"; Head of Department of Theory and Practice of Education Management IRO RB, Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, laureate of the RF Government prize in the field of education (Ufa, Russia), E-mail: [email protected]
Gurov D.V., senior researcher, Innovative network cluster pedagogical laboratory "Pedagogical management in the development of educational complexes and individual educational organizations", Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Operational and Investigative activities and special equipment, Krasnodar University of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
SOCIO-PEDAGOGICAL INTERACTION OF FAMILY AND SCHOOL IN THE FORMATION OF MODERN PERSONALITY (THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECT). The article deals with a problem of interaction between the family and secondary school in the context of improving the quality of the formation of the foundations of the child's personality. Presents a model of socio-pedagogical interaction of school and family, briefly reviewed the genesis of the problems the urgency of building the competence of "Patriotic education" at the head of the educational organization, the members of the teaching staff, students, and parents. The integration of educational institutions and social services with the family is based on a thorough socio-pedagogical, psychological and pedagogical diagnosis, on a differentiated approach to different categories of families. The main social services with which the school can actively interact are medical, psychological and pedagogical, cultural leisure and pedagogical animation, legal and economic protection, professional orientation and psychological health, development and support of initiatives of children and adults.
Key words: family, secondary school, interaction, patriotic education.
Р.Р. Исламов, канд. пед. наук, доц., ст. науч. сотр. инновационной сетевой кластерной педагогической лаборатории «Педагогический менеджмент в развитии образовательных комплексов и отдельных образовательных организаций», ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», г. Уфа, E-mail: [email protected]
В.Н. Гуров, д-р пед. наук, проф., науч. рук. инновационной сетевой кластерной педагогической лабораторией «Педагогический менеджмент в развитии образовательных комплексов и отдельных образовательных организаций», зав. каф. теории и практики управления образованием ИРО РБ, г. Уфа, E-mail: [email protected]
Д.В. Гуров, канд. пед. наук, доц., ст. науч. сотр. инновационной сетевой кластерной педагогической лаборатории «Педагогический менеджмент в развитии образовательных комплексов и отдельных образовательных организаций», нач. каф. оперативно-розыскной деятельности и специальной техники, Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации (Ставропольский филиал), г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ СОВРЕМЕННОЙ ЛИЧНОСТИ (ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
В статье рассматривается проблема взаимодействия семьи и общеобразовательной школы в контексте повышения качества формирования основ личности ребенка. Представлена модель социально-педагогического взаимодействия семьи и школы, кратко рассмотрен генезис обозначенной проблемы, обоснована актуальность формирования компетенции «патриотическое воспитание» у руководителя образовательной организации, членов педагогического коллектива, школьников, родителей. Интеграция образовательного учреждения и социальных служб с семьей основывается на проведении тщательной социально-педагогической, психолого-педагогической диагностики, дифференцированном подходе к различным категориям семей. Основными социальными службами, с которыми может активно взаимодействовать школа, является медико-психолого-педагогическая, культурного досуга и педагогической анимации, правовой и экономической защиты, профессиональной ориентации и психологического здоровья, развития и поддержки инициатив детей и взрослых. Ключевые слова: семья, общеобразовательная школа, взаимодействие, патриотическое воспитание.
Взаимодействие семьи и школы как основных активных субъектов социума, в котором формируется личность, является велением времени.
Социально-педагогическим пространством укрепления такой связи, необходимой в интересах и детей и, что не менее важно, взрослых, как раз и выступает открытый (внешкольный и внесемейный) социум как своеобразный третий мир ребенка и его родителей.
Общие закономерности социально-педагогического взаимодействия, его детерминации в процессе становления личности, формировании человека раскрыты в исследованиях философов и социологов: А.И. Антонова, В.П Афанасьева, И.В. Бестужева-Лады, И.С. Кона, В.Т. Лисовского, ПП Силласте, В.Я. Титарен-ко, А.П Харчева и др.
Существенный вклад в решение проблемы социальной работы с семьей и детьми внесли А.И. Акулова, Б.П. Битинас, В.П Бочарова, Б.З. Вульфов, С.И. Григорьев, В.Н. Пуров, М.П. Пурьянова, В.И. Загвязинский, М.В. Захарова, Т.В. Лод-кина, А.В. Мудрик, М.М. Плоткин, В.Д. Семенов, В.А. Сластенин, П.Н. Филонов, В.А. Фокин, Т.Ф. Яркина и др. Следует назвать и зарубежных специалистов, прежде всего, таких как Д. Бранз, П Бернлер, Б. Перни, Р Рамзей, Д. Сноу, Л. Юссон и др.
Многие вопросы семейного воспитания, в частности взаимосвязи семьи и школы, вслед за Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, С.Т. Шацким, В.А. Сухомлин-ским рассматривали Ю.П. Азаров, И.В. Пребенников, В.М. Коротов, Б.Т. Лихачев, ПА. Медынский, Н.И. Монахов, А.М. Низова, А.О. Пинт, А.П Хрипкова. Психологические аспекты взаимодействия образовательных организаций с семьей исследовали Б.П Ананьев, А.А. Бодалев, С.А. Беличева, В.А. Крутецкий, А.В. Петровский и др. Проблемы неблагополучных семей плодотворно изучали Л.С. Алексеева, М.А. Алемаскин, В.Н. Пуров, З.В. Дунаева, Э.П Костяшкин, А.И. Кочетов, И.В. Кузовская, И.А. Литвинов, И.А. Невский, Ю.И. Юричка.
Согласно исследованиям этих и других ученых, взаимодействие семьи и школы с окружающей микросредой, т.е. сферой жизнедеятельности родителей и учащихся повышает их воспитательный потенциал, который становится мощным средством социализации, социальной поддержки и защиты личности.
Существующие проблемы функционирования семьи на современном этапе обусловливают необходимость оказания ей помощи со стороны общества. Анализ педагогической литературы, собственные исследования показывают, что это возможно посредством организуемой с семьей социальной (или социально-педагогической) работы.
Основанием для данного утверждения служит понимание социально-педагогической работы как деятельности по изменению.
На самом деле, если семья не выполняет свою ведущую функцию - первичной базисной социализации личности ребенка в силу различного рода причин или социальных дефицитов (структурных, деформации взаимоотношений в подсистемах ее, негативного влияния референтной группы, нарушения ролевых функций и т.д.), то необходимо влияние на нее извне с определенной целью: внести требуемые коррективы в ее функционирование, т.е. нужные изменения.
Однако изменения и есть ведущая социальная характеристика социально-педагогической работы.
Современное образование требует формирование личности, способной эффективно работать в современном обществе, которое должно быть конкурентоспособным. Его отличительным признаком должна стать быстрая адаптация к изменяющимся условиям и способность находить общий язык во всех ситуациях жизнедеятельности. Он должен быть инновационно настроенным и быстро адаптироваться к изменениям в области технологий и других сферах.
И здесь патриотическое воспитание является одним из важнейших направлений в деятельности образовательной организации, т.к. одной из основных ее
целей является формирование конкурентоспособного выпускника. По нашему мнению, конкурентоспособность включает в себя не только формирование интеллекта, коммуникабельности и здоровья, но и воспитание у обучающихся любви к Отечеству
Интеграция школы и семьи в совершенствовании социума - один из важных фактов многообразного и интенсивного раскрытия их образовательно-воспитательного потенциала. С одной стороны он, естественно, своеобразен: для семьи - это возможность получить новые знания о среде, людях, достичь сопряжения семейного социума и социума школы - возможность показать и реализовать во внеурочное время и на уроке «связь с жизнью», целенаправленно предоставить ребятам и их семьям пространство взаимодействия.
С другой, оба потенциала, в сущности, сориентированы на решение единой для них задачи: социализацию личности, обогащение социального опыта школьников, их семей, учителей. При этом, влияя на социум и семью, школа не ограничивает свободу их самореализации, но создает для нее благоприятные условия. Принципиально важна их интеграция, взаимовлияние, чтобы семья не оказалась лишь пассивным объектом благодеяний извне. Семья, пользуясь вниманием со стороны школы, общества развивает и в них дух истинного гуманизма - веру в человеческие возможности, положительный потенциал, который можно и нужно развивать, помогая им, у самих членов семьи.
Эффективность взаимодействия семьи и социума в решающей мере зависит от школы, ее сотрудничества с другими социальными службами, ориентированными на поддержку семьи. Являясь одной из отраслей педагогической науки, социальная педагогика своеобразна тем, что имеет дело с людьми разных возрастов. А не только и даже не столько с детьми.
Полученные теоретические и эмпирические результаты позволили разработать модель взаимодействия школы с семьей, включающую ряд компонентов: организационно-содержательный, технологический, кадровый.
Организационно-содержательный компонент - участие школы в качестве педагогического консультанта при комплектовании социальных, социально-педагогических служб для работы с семьей. Их целевая установка ориентирована на обогащение положительного социального опыта, как взрослых, так и детей для создания единой воспитывающей среды в школьном семейном, семейно-со-седском и общинном социуме; особо ставятся задачи ресоциализации детей из неблагополучных семей, социальной реабилитации последних.
Библиографический список
При этом интеграция образовательного учреждения и социальных служб с семьей основывается на проведении тщательной социально-педагогической, психолого-педагогической диагностики, дифференцированном подходе к различным категориям семей. Основными социальными службами, которые создавала школа или в работу которых включалась, становятся медико-психолого-педагогическая, культурного досуга и педагогической анимации, правовой и экономической защиты, профессиональной ориентации и психологического здоровья, развития и поддержки инициатив детей и взрослых.
Технологический компонент модели включает последовательность и планомерность воздействия социального педагога в семейном социуме, их координацию с социально-педагогическими службами поддержки семьи. Социальные действия специалиста по работе с семьей предполагают:
- наличие у него объективной информации об ожиданиях клиента, о содержании и формах оказания помощи семье;
- тщательную диагностику состояния и тенденций развития семьи как системы, положение каждого ее члена как личности;
- дифференциацию работы с семьей по типам сформированности семейных структур и разработку соответствующей программы социальных влияний коррекционно-воспитательной направленности;
- вхождение в контакт с самой семьей и ее членами с целью реализации программ социальных действий;
- отслеживание результатов социально-педагогической работы по разработанным критериям и внесение необходимых изменений в программы и проекты планирования последующих этапов работы.
Третий компонент предлагаемой модели - кадровый. Он включает подготовку кадров социальных педагогов для работы с семьей. Подготовка будет осуществляться на трех уровнях: допрофессиональном и начальном профессиональном (учащиеся 10 - 11-х классов), общепрофессиональном (на базе общего среднего, среднего специального и высшего образования), постпрофессиональном (повышение квалификации специалистов на различных курсах).
В настоящее время разрабатываемая нами модель социального взаимодействия школы и семьи активно апробируется в образовательных организациях. Пока апробация проходит в Башкирии, но востребованность этих услуг со стороны семьи очень велика. Тем самым считаем, что полученный опыт будет впоследствии широко внедрён в другие регионы.
1. Гуров В.Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей. Москва: Педагогическое общество России, 2006.
2. Гуров В.Н., Иванцова Н.А., Мазитов РГ Характеристика основных компонентов инновационной школы. Современная инновационная школа в мегагороде: проектирование и реализация модели: учебное пособие. Москва: Педагогическое общество России, 2016: 66 - 108.
3. Гуров В.Н. и др. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде: учебное пособие. Москва, 2004.
4. Гуров В.Н. и др. Ребенок в поликультурной среде: практика работы с образовательными учреждениями. Москва: Педагогическое общество России, 2005.
5. Гуров В.Н., Исламов РР, Гурова Е.В., Чурсина П.В. Об алгоритме работы образовательной организации с семьей. Педагогическая наука и педагогическое образование в классическом вузе: материалы ежегодной Международной научно-практической конференции, 2018: 126 - 130.
6. Гуров Д.В., Гурова Е.В. Реализация воспитательного потенциала семьи в современном обществе. Мир науки, культуры, образования. 2017; № 2 (63): 241 - 243.
7. Гуров В.Н., Исламов РР Патриотическое воспитание обучающейся молодежи в муниципалитете и отдельных образовательных организациях (инновационный проект). Педагогическая наука и педагогическое образование в классическом вузе: материалы ежегодной Международной научно-практической конференции. Уфа: РИЦ Баш-ГУ 2017: 62 - 66.
References
1. Gurov V.N. Social'naya rabota obrazovatel'nyh uchrezhdenij s sem'ej. Moskva: Pedagogicheskoe obschestvo Rossii, 2006.
2. Gurov V.N., Ivancova N.A., Mazitov R.G. Harakteristika osnovnyh komponentov innovacionnoj shkoly. Sovremennaya innovacionnaya shkola v megagorode: proektirovanie i realizaciya modeli: uchebnoe posobie. Moskva: Pedagogicheskoe obschestvo Rossii, 2016: 66 - 108.
3. Gurov V.N. i dr. Formirovanie tolerantnojlichnosti vpoli'etnicheskojobrazovatel'nojsrede: uchebnoe posobie. Moskva, 2004.
4. Gurov V.N. i dr. Rebenok vpolikul'turnojsrede: prakíika raboty s obrazovatel'nymiuchrezhdeniyami. Moskva: Pedagogicheskoe obschestvo Rossii, 2005.
5. Gurov V.N., Islamov R.R., Gurova E.V., Chursina P.V. Ob algoritme raboty obrazovatel'noj organizacii s sem'ej. Pedagogicheskaya nauka i pedagogicheskoe obrazovanie v klassicheskom vuze: materialy ezhegodnoj Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 2018: 126 - 130.
6. Gurov D.V., Gurova E.V. Realizaciya vospitatel'nogo potenciala sem'i v sovremennom obschestve. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; № 2 (63): 241 - 243.
7. Gurov V.N., Islamov R.R. Patrioticheskoe vospitanie obuchayuschejsya molodezhi v municipalitete i otdel'nyh obrazovatel'nyh organizaciyah (innovacionnyj proekt). Pedagogicheskaya nauka i pedagogicheskoe obrazovanie v klassicheskom vuze: materialy ezhegodnoj Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ufa: RlC BashGU, 2017: 62 - 66.
Статья поступила в редакцию 25.09 2019
УДК 371.5
Magomedov R.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),
E-mail: [email protected]
Halimbekova A.M., Cand. of Sciences (Biology), senior lecturer, Dagestan State University of National Economy (Makhachkala, Russia),
E-mail: [email protected]
Magomedov M.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
INNOVATIVE APPROACHES TO TRAINING STUDENTS IN EXTREME CONDITIONS. The article presents a comprehensive study of innovative approaches in preparing students for action in extreme situations, the ways to improve the level of safety culture of the younger generation. The article presents the educational information presented to the student with the help of multimedia, which allows to condense the flow of educational information and interactive video computer game programs that create problem situations from which the student must find a way out. The research task is defined as assessing the use of new modern information technologies in training and teaching students to act in extreme situations, through the introduction of computer technology in all spheres of life, including production, school, universities and home. The presented material allows us to conclude that the level of development carried out by us allows us to come close enough to simulate pseudo-real extreme situations and, as a consequence, will allow us to study ways of behavior to overcome their consequences.
Key words: safety, extreme situations, emergencies, training of schoolchildren, innovative approaches, safe behavior in extreme situations.