педагогические науки
Карапузиков Александр Анатольевич ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ...
УДК 378.4
DOI: 10.26140/anip-2019-0801-0037
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ СПЕЦИАЛЬНОГО ВУЗА К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ
© 2019
Карапузиков Александр Анатольевич, преподаватель кафедры пожарной тактики и службы Уральский институт государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (620062, Россия, Екатеринбург, ул. Мира, 22, e-mail: Alexx-7777@mail.ru)
Аннотация. В современных условиях формирование подготовленности курсантов вузов Государственной противопожарной службы (ГПС) МЧС России к профессиональной деятельности представляет собой совокупность факторов, образующих целостный процесс. Профессиональная подготовка курсантов в высших учебных заведениях ГПС МЧС России предусматривает применение разного рода приемов и методов педагогического воздействия на личность. Особенности высшего спасательного и пожарного профессионального образования состоят, прежде всего, в специфике технологий процесса обучения и содержания профессиональных образовательных программ. Данная специфика находит выражение в ведомственных нормативных актах, формирующихся на базе общегосударственного законодательства в образовательной сфере. Развитие готовности курсантов вузов ГПС МЧС к деятельности в чрезвычайных условиях в процессе обучения выступает как двуединый процесс. Прежде всего, это комплекс методов и инструментов образовательного воздействия на курсантов, определяющих деятельность преподавательского и командного состава, с целью развития комплексного личностно-деятельностного образования, определяющего высокую функциональную активность и эффективное выполнение профессиональных задач в чрезвычайных ситуациях. Кроме того, это целенаправленное развитие учащимися собственных личностных ресурсов, усовершенствование свойств личности, обеспечивающих продуктивное и успешное достижение профессиональных задач в чрезвычайных условиях. Система подготовки курсантов специальных вузов к деятельности в экстремальных ситуациях включает следующие блоки: целевой, организационно-методический, процессуально-деятельностный, контрольно-диагностический. Целевой блок выполняет системообразующую роль, определяет содержание, отвечает за определение нормативно-правовой базы процесса подготовки курсантов к деятельности в чрезвычайных ситуациях, выявление методологических подходов (системно-деятельностный, аксиологический, ресурсно-средовой). Организационно-методический блок включает педагогическую деятельность по организации подготовки курсантов к деятельности в экстремальных ситуациях. В рамках данного блока процесс подготовки реализуется в ходе учебной деятельности курсантов, была оптимизирован потенциал различных видов деятельности служебной, воспитательной, общественно-полезной, спортивно-массовой, культурно-досуговой для достижения поставленной в системе цели. Процессуально-деятельностный блок включает педагогическую, полевую, практическую и научно-исследовательскую подготовку курсантов к деятельности в экстремальных ситуациях, данный блок предполагает подготовку курсантов в ходе осуществления служебно-професси-ональной деятельности в роли руководителя тушения пожаров и начальника караула. Контрольно-диагностический блок предполагает диагностику и коррекцию уровня сформированности готовности курсантов специального вуза к деятельности в экстремальных ситуациях, данный блок носит завершающий характер и по его итогу делается вывод о необходимости внесения корректирующих мероприятий.
Ключевые слова: экстремальные ситуации, курсанты, специальный вуз, подготовка курсантов к деятельности в экстремальных ситуациях, готовность к экстремальным ситуациям.
PEDAGOGICAL SYSTEM OF TRAINING OF STUDENTS OF SPECIAL UNIVERSITY TO ACTIVITIES IN EXTREME SITUATIONS
© 2019
Karapuzikov Alexander Anatolievich, teacher of the department of fire tactics and service Ural Institute of the state fire service of the Ministry of the Russian Federation for civil defense, emergencies and elimination of consequences of natural disasters (620062, Russia, Ekaterinburg, ul. Mira, 22, e-mail: Alexx-7777@mail.ru)
Abstract. In modern conditions, the formation of training of students of universities of the state fire service of EMERCOM of Russia to professional activity is a set of factors that form a holistic process. Professional training of cadets in higher educational institutions of the Ministry of emergency situations of Russia provides for the use of various methods and methods of pedagogical influence on the individual. Features of the higher rescue and fire professional education consist, first of all, in specifics of technologies of process of training and the contents of professional educational programs. This specificity is expressed in departmental regulations, formed on the basis of national legislation in the educational sphere. Development of readiness of cadets of higher education institutions state fire service of EMERCOM activities in extreme conditions in the learning process acts as a twofold process. First of all, it is a set of methods and tools of educational impact on the cadets that determine the activities of the teaching and command staff, in order to develop a comprehensive personal and activity education that determines the high functional activity and effective performance of professional tasks in emergency situations. In addition, it is the purposeful development of students ' own personal resources, improvement of personality traits, ensuring productive and successful achievement of professional tasks in emergency conditions. The system of training cadets of special universities to work in extreme situations includes the following blocks: target, organizational and methodological, procedural and activity, control and diagnostic. The target unit performs a system-forming role, determines the content, is responsible for determining the regulatory framework of the process of training cadets to work in emergency situations, the identification of methodological approaches (system-activity, axiological, resource-environment). Organizational-methodical unit includes pedagogical organization of training of students to activities in extreme situations. Within the framework of this unit, the training process is implemented in the course of training activities of cadets, the potential of various types of activities of service, educational, socially useful, sports and mass, cultural and leisure activities has been optimized to achieve the goal set in the system. Procedural and activity unit includes pedagogical, field, practical and research training of students to activities in extreme situations, this unit involves students in the implementation of professional activity in the role of head of fire extinguishing and the captain of the guard. Control and diagnostic unit involves the diagnosis and correction of the level of formation of readiness of cadets of a special University to work in extreme situations, this unit is the final character and its outcome is the conclusion about the need for corrective measures.
Keywords: extreme situations, cadets, special University, preparation of cadets for activities in extreme situations, readiness for extreme situations.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важ- ными научными и практическими задачами. В современ-
Karapuzikov Alexander Anatolievich PEDAGOGICAL SYSTEM ...
pedagogical sciences
ных условиях формирование подготовленности курсантов вузов Государственной противопожарной службы (ГПС) МЧС России к профессиональной деятельности представляет собой совокупность факторов, образующих целостный процесс [1]. В рамках данного процесса реализуется формирование у курсантов требуемых для предстоящей профессиональной деятельности навыков, умений и качеств. Главным недочетом образовательного процесса может считаться противоречие между сформировавшимися представлениями курсантов на профессию сотрудника ГПС МЧС России и объективно существующими требованиями, выдвигаемыми на современном этапе.
В процессе профессиональной подготовки в высших учебных заведениях ГПС МЧС России осуществляется формирование профессионально значимых черт специалиста, новых свойств личности, практических умений, требуемых для продуктивной профессиональной деятельности [2]. Профессиональная подготовка курсантов в высших учебных заведениях ГПС МЧС России предусматривает применение разного рода приемов и методов педагогического воздействия на личность. Особенности высшего спасательного и пожарного профессионального образования состоят, прежде всего, в специфике технологий процесса обучения и содержания профессиональных образовательных программ. Данная специфика находит выражение в ведомственных нормативных актах, формирующихся на базе общегосударственного законодательства в образовательной сфере. Профессиональная подготовка офицерских кадров в вузах МЧС России строится с учетом долговременных перспектив развития и характера профессиональной деятельности офицерского состава. Необходимой базой выступают: перспективы научно-технического прогресса, социально-экономическая ситуация в общегосударственном масштабе, текущее состояние и возможности развития пожарного и спасательного дела в России. Все вышеперечисленное актуализирует необходимость развития у курсантов вузов МЧС России качеств и умений, характерных для их будущей профессиональной деятельности.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Анализируя исследования по данной проблематике мы выяснили, что проблема затронута лишь частично и не раскрыта в полной мере. О.Н. Белорожев считает, что в ходе подготовки в вузах ГПС МЧС России будущие пожарные инженеры должны решать любые профессиональные задачи с учётом тенденции к учащению различных природных и техногенных катастроф и экстремальных ситуациях [3]. С.С. Капушев считает, что процесс формирования готовности к профессиональной деятельности курсантов вузов ГПС МЧС может быть эффективным при учете учебной мотивации и профессиональных интересов учащихся. От учета этих факторов в значительной степени находится в зависимости отношение к той специальности, которая выбрана. «Ярко выраженные профессиональные интересы - как элемент в общей структуре мотивации личности - часто оказываются чрезвычайно устойчивыми и всегда существенным образом влияющими на удовлетворенность профессией в процессе обучения и на успешность дальнейшей деятельности» [4, с.46].
А.Ф. Пенно использует определение «экстремальные способности», как «комплекс психофизических способностей человека, которые представляют собой фундамент эффективности его деятельности в нестандартных условиях» [5, с.1]. Автор, опираясь на практический материал, отметил как определяющий фактор продуктивности деятельности в нестандартных условиях две группы личностных черт человека, которые являются взаимосвязанными: экстремальная подготовленность и экстремальные способности. Исследовав разнообразные
психолого-педагогические точки зрения, встречающиеся в научной литературе по вопросу о готовности к деятельности в чрезвычайных ситуациях, автору работы представляется целесообразным сформулировать собственное определение. Готовность специалистов МЧС России к деятельности в чрезвычайных условиях представляет комплексное личностно-деятельностное образование, отличающееся достигнутым уровнем развития индивидуально-личностных профессионально значимых свойств (знаний, взглядов, мотивации, умений, навыков, убеждений, установок, черт характера, рефлексивных, эмоционально-волевых, качеств), а также способностью к их мобилизации для продуктивного решения профессиональных задач в чрезвычайных ситуациях.
Развитие готовности курсантов вузов ГПС МЧС к деятельности в чрезвычайных условиях в процессе обучения выступает как двуединый процесс. Прежде всего, это комплекс методов и инструментов образовательного воздействия на курсантов, определяющих деятельность преподавательского и командного состава, с целью развития комплексного личностно-деятельностного образования, определяющего высокую функциональную активность и эффективное выполнение профессиональных задач в чрезвычайных ситуациях. Кроме того, это целенаправленное развитие учащимися собственных личностных ресурсов, усовершенствование свойств личности, обеспечивающих продуктивное и успешное достижение профессиональных задач в чрезвычайных условиях.
С.Р. Карьенов считает, что в процессе моделирования условий чрезвычайных ситуаций следует выполнять сначала простые упражнения, а потом сложные, в конце необходимо организовать максимально сложную обстановку. Исследователь [6] утверждает, что нельзя запугивать учащихся, у них необходимо формировать эмоционально спокойное отношение к предполагаемым трудностям и позитивный настрой на решение этих трудностей [7; 8].
Поясним, что включает в себя психологическая подготовка курсантов:
1) проведение тренировок в чрезвычайно плохих погодных условиях;
2) применять комплексное воздействие факторов огня, задымления, высоты, водных преград;
3) создать опасные ситуации по спасению пострадавших из-под завалов, если имелись загорания;
4) тушить загорания на манекенах;
5) принимать решения в условиях дефицита времени;
6) показывать учебные фильмы, которые соответствуют изучаемой теме [9; 10; 11].
Таким образом, создание обстановки, которая предельно схожа с реальной чрезвычайной ситуацией, -важнейший фактор формирования готовности в деятельности в условиях чрезвычайной ситуации.
Содержание образования зависит от специфики профессиональной деятельности обучаемых.
В процессе обучения курсанты вуза ГПС МЧС России рассматривают вопросы, касающиеся выживания в разных чрезвычайных ситуациях.
На протяжении всего периода обучения внимание акцентируется на противопожарной подготовке, радиационной, химической и биологической защите.
Специфика подготовки курсантов вуза ГПС МЧС России к выживанию в чрезвычайных ситуациях - изучение правил поведения среди паникующих людей во время совершенного террористического акта.
Стоит отметить, что подготовка к выживанию в природной среде состоит из:
1) методов создания жилья, его укрытия и охраны;
2) установления места нахождения;
3) защиты от животного мира;
4) передвижения в природной среде.
Также в процессе изучения исследуется:
1) влияние на организм человека плохих климатиче-
педагогические науки
Карапузиков Александр Анатольевич ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ...
ских условий;
2) пути адаптации человека к таким условиям;
3) способы добывания и приготовления пищи, воды, огня;
4) условия выживания при транспортных авариях [12; 13; 14].
Кроме вышеназванного курсанты посещают занятия по огневой подготовке и маскировке на местности.
Благодаря тому, что курсанты вуза ГПС МЧС России изучают названные вопросы, они смогут выжить почти в любой чрезвычайной ситуации.
Развитие готовности курсантов к деятельности в чрезвычайных условиях в образовательном процессе должно базироваться на определенных принципах, отражающих логику образовательного процесса и современные аспекты его развития. В числе таких принципов отмечается принцип целенаправленности учебно-воспитательных воздействий и взаимовлияний на развитие готовности курсантов к деятельности в чрезвычайных условиях. Данное личностное качество выступает как важное личностно-профессиональное свойство специалиста МЧС России. Помимо этого, одним из ведущих принципов, отражающих логику образовательного процесса, является принцип целенаправленного стимулирования повышения готовности к деятельности в чрезвычайных условиях и ее проявления в различных ситуациях обучения и несения службы.
Формирование целей статьи (постановка задания). Процесс подготовки курсантов специального вуза к деятельности в экстремальных ситуациях в нашем исследовании представлен в виде педагогической системы, которая имеет графическое отображение. Выбор блочного построения системы подготовки курсантов специального вуза к деятельности в экстремальных ситуациях строился с учетом накопленного научно-педагогического опыта. Так, понятие «блок» имеет характер независимой конструкции (точные науки), состоящей из компонентов, меньших детализаций блока, которые имеют элементы в своей структуре. Таким образом, компонент системы вступает в отношения соподчинения с ее блоком.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Система подготовки курсантов специальных вузов к деятельности в экстремальных ситуациях включает следующие блоки: целевой, организационно-методический, процессуально-деятельностный, контрольно-диагностический.
Целевой блок выполняет системообразующую роль, определяет содержание, отвечает за определение нормативно-правовой базы процесса подготовки курсантов к деятельности в чрезвычайных ситуациях, выявление методологических подходов (системно-деятельностный, аксиологический, ресурсно-средовой).
Организационно-методический блок включает педагогическую деятельность по организации подготовки курсантов к деятельности в экстремальных ситуациях. В рамках данного блока процесс подготовки реализуется в ходе учебной деятельности курсантов, была оптимизирован потенциал различных видов деятельности служебной, воспитательной, общественно-полезной, спортивно-массовой, культурно-досуговой для достижения поставленной в системе цели.
Процессуально-деятельностный блок включает педагогическую, полевую, практическую и научно-исследовательскую подготовку курсантов к деятельности в экстремальных ситуациях, данный блок предполагает подготовку курсантов в ходе осуществления служебно-профессиональной деятельности в роли руководителя тушения пожаров и начальника караула.
Контрольно-диагностический блок предполагает диагностику и коррекцию уровня сформированности готовности курсантов специального вуза к деятельности в экстремальных ситуациях, данный блок носит заверша-
ющий характер и по его итогу делается вывод о необходимости внесения корректирующих мероприятий.
Графически разработанная нами система представлена на рисунке 1.
Рисунок 1- Связь блоков программы подготовки курсантов специального вуза к экстремальным ситуациям и этапов формирования готовности к ним
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Обобщая вышесказанное отметим, что система подготовки курсантов специального вуза к деятельности в экстремальных ситуациях, разработана на основе совокупности системно-дея-тельностного, аксиологического и ресурсно-средового подхода, построена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования для специальности 20.05.01 пожарная безопасность, специфики обучения в специальном вузе и профессии пожарного в целом, и реализовано посредством целостного, организационно-методологического, процессуально-деятельностного и контрольно-диагностического блоков.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гузанов, Б.Н., Пустовалова, Е.И. Практико-ориентированный подход к подготовке специалистов ГПС МЧС России при изучении специальных дисциплин на основе применения компетентностных задач //Вестник ЧГПУ. 2014. № 9-1. С. 66 — 77.
2. Выгузова, Е.В. Личностно-деятельностный подход в профессиональ-ной подготовке курсантов вузов МЧС России / Б.Н. Гузанов, Е.И. Пустовалова, Е.В. Выгузова // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 52-3. С. 26-33.
3. Белорожев О.Н. Особенности подготовки курсантов вузов МЧС России к активному взаимодействию в чрезвычайных ситуациях // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. Владимир, изд-во: Владимирский государственный университет, 2015. № 20(39). С. 4953.
4. Капушев, С.С. Психологические особенности мотивации профессиональной деятельности сотрудников государственной противопожарной службы МЧС России: дис. ... канд. псих. наук: 05.26.03. СПб, 2006. 175 с.
5. Пенно А.Ф. Оптимизация процесса подготовки будущих военных летчиков к деятельности в экстремальных ситуациях //Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2010. № 2. С. 50-55.
6. Карьенов С.Р. Содержание и методика профессиональной подготовки студентов туристских вузов по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»: дис. канд. пед. наук: 13.00.08. М., 2004. 176 с.
7. Шигаев А.В. Формирование готовности старшеклассников к действиям в экстремальных ситуациях: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Чебоксары: 2004. 23с.
8. Уварина Н.В. Эмоциональная поддержка в структуре первой помощи детям в экстремальной ситуации // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. 2014. №3. С. 48—51.
9. Gertsog G.A. Professional identity for successful adaptation of students — a participative approach / G.A. Gertsog, V.V. Danilova, D.N. Korneev, A.V. Savchenkov, N.V. Uvarina. Rupkatha Journal on Interdisciplinary Studies in Humanities, Vol. IX, No. 1, 2017. P. 301—311.
10. Савченков, А.В. Экстремальная педагогика как фактор формирования эмоциональной устойчивости педагога // Вестник
Karapuzikov Alexander Anatolievich PEDAGOGICAL SYSTEM ...
pedagogical sciences
Новосибирского государственного педагогического университета. — Новосибирск, изд-во: Новосибирский государственный педагогический университет, 2018. № 5. С. 22-40.
11. Уварина Н.В. Становление профессиональной идентичности будущего педагога в условиях экстремальной педагогики / А.В. Савченков, Н.В. Уварина //Современная высшая школа: инновационный аспект. — Челябинск, изд-во: «Международный Институт Дизайна и Сервиса», 2018. Т. 10. № 1 (39). С. 61-69.
12. Михайлова В.В. Повышения эффективности формирования психологической готовности курсантов вузов ГПС МЧС России к деятельности в условиях риска: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. СПб., 2008. 27 с.
13. Шойгу, Ю.С. Профессиональный психологический отбор курсантов вузов МЧС России-будущих спасателей: дис. . канд. псих. наук: 05.26.02.СПб., 2003. 168 с.
14. Журавская Н.В. Профессиональная подготовка специалистов пожарной безопасности в вузах нефтегазовой отрасли с использованием индивидуально-дифференцированного подхода: автореф. дисс.... канд. пед. наук: 13.00.08. СПб., 2011. 26 с.
Статья поступила в редакцию 07.01.2019 Статья принята к публикации 27.02.2019