Библиографический список
1. Основы государственной культурной политики. Постановление правительства РФ декабрь 2014. Available at: http://mkrf.ru/ upload/mkrf/mkdocs2016/OSNOVI-PRINT.NEW.indd.pdf
2. Бернштейн Б.М. Несколько соображений в связи с проблемой «искусство и этнос». Советское искусствознание '78: сборник статей. Москва: Советский художник, 1979; Вып. 2: 275 - 294.
3. Давыдова С.А. Русское кружево и русские кружевницы: Исследование историческое, техническое и статистическое. Санкт-Петербург: Типография С.А. Суворина, 1892: l74.
4. Некрасова М.А. Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности: альбом. Москва: Издательство Советская Россия, 1983.
5. Емельянова Т.И. Городецкая роспись на прялках. Мотивы и художественные приемы. Народное искусство. Исследования и материалы: сборник статей. Санкт-Петербург: Palace Edition, 1995: 67 - 79.
6. Чекалов А.К. Предметы обихода из дерева. Русское декоративное искусство. Том II. Под редакцией А.И. Леонова. Москва: Издательство Академии художеств СССР 1963: 14 - 34.
7. Русское народное искусство на Второй Всероссийской кустарной выставке в Петрограде в 1913 году: Репринтное издание 1914 года. Вступительная статья В.П. Савченко. Санкт-Петербург: Альфарет, 2008.
8. Батюшков Ф.Д. Крестьянский театр. Солнце России. 2 январь, 1914: 14 - 16.
References
1. Osnovy gosudarstvennojkul'turnojpolitiki. Postanovlenie pravitel'stva RF dekabr'2014. Available at: http://mkrf.ru/upload/mkrf/mkdocs2016/ OSNOVI-PRINT.NEW.indd.pdf
2. Bernshtejn B.M. Neskol'ko soobrazhenij v svyazi s problemoj «iskusstvo i 'etnos». Sovetskoe iskusstvoznanie '78: sbornik statej. Moskva: Sovetskij hudozhnik, 1979; Vyp. 2: 275 - 294.
3. Davydova S.A. Russkoe kruzhevo i russkie kruzhevnicy: Issledovanie istoricheskoe, tehnicheskoe i statisticheskoe. Sankt-Peterburg: Tipografiya S.A. Suvorina, 1892: 174.
4. Nekrasova M.A. Narodnoe iskusstvo Rossii. Narodnoe tvorchestvo kak mir celostnosti: al'bom. Moskva: Izdatel'stvo Sovetskaya Rossiya, 1983.
5. Emel'yanova T.I. Gorodeckaya rospis' na pryalkah. Motivy i hudozhestvennye priemy. Narodnoe iskusstvo. Issledovaniya imaterialy sbornik statej. Sankt-Peterburg: Palace Edition, 1995: 67 - 79.
6. Chekalov A.K. Predmety obihoda iz dereva. Russkoe dekorativnoe iskusstvo. Tom II. Pod redakciej A.I. Leonova. Moskva: Izdatel'stvo Akademii hudozhestv SSSR, 1963: 14 - 34.
7. Russkoe narodnoe iskusstvo na Vtoroj Vserossijskoj kustarnoj vystavke v Petrograde v 1913 godu: Reprintnoe izdanie 1914 goda. Vstupitel'naya stat'ya V.P. Savchenko. Sankt-Peterburg: Al'faret, 2008.
8. Batyushkov F.D. Krest'yanskij teatr. Solnce Rossii. 2 yanvar', 1914: 14 - 16.
Статья поступила в редакцию 23.03.17
УДК 378
Magomedov M.G., senior teacher, Department of Combat Sports, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Omarov M.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Life Safety, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Magomedov R.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Life Safety, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
METHOD OF PROJECTS AS A MEANS OF TEACHING FUTURE TEACHERS TO PROMOTE SAFE BEHAVIOR OF SCHOOLCHILDREN IN EXTREME SITUATIONS. The article discusses basic approaches, principles and conditions for the education of future teachers to promote safe behavior of schoolchildren in extreme situations, the necessity to ensure the safe conduct of the person, as well as deals with the basics and structure design method of teaching of the future teachers security and livelihoods to promote safe behavior of schoolchildren in emergencies. The authors focus on the project training with the teacher for the formation of safe behavior of schoolchildren with the help of research and creative methods. The use of project methods as a means of training future teachers gives an opportunity to show the development of dangerous phenomena and emergencies, to objectify the contents of training and to stimulate their cognitive interests, to carry out practical actions and to acquire significantly new knowledge, acquire skills and individual skills in this region.
Key words: extreme situation, future teacher, no-risk behavior, project method, teaching practice.
М.Г. Магомедов, ст. преп. каф. спортивных единоборств, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
М.М. Омаров, канд. пед. наук, доц. каф. безопасности жизнедеятельности, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
Р.В. Магомедов, канд. пед. наук, ст. преп. каф. безопасности жизнедеятельности, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ФОРМИРОВАНИЮ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ
В статье рассматриваются основные подходы, принципы, и условия подготовки будущего учителя к формированию безопасного поведения школьников в экстремальных ситуациях, обосновывается необходимость обеспечения безопасного поведения личности, а также рассматривается сущность, и структура проектного метода подготовки будущего учителя безопасности и жизнедеятельности к формированию безопасного поведения школьников в экстремальных ситуациях. Основное внимание в работе автор акцентирует на проектное обучение с используемым в подготовке будущего учителя к формированию безопасного поведения школьников, среди которых: исследовательский и творческий. Использование методов проекта, как средство обучения при подготовке будущих учителей дает нам возможность показать развитие опасных явлений и чрезвычайных ситуаций, объективировать содержание подготовки и стимулировать их познавательные интересы, осуществлять им практические действия и усваивать существенно новые знания, приобретать умения и отдельные навыки в этой области.
Ключевые слова: экстремальная ситуация, будущий учитель, безопасное поведение, проект, метод, педагогическая практика.
Сегодня в решении мировых задач, в том числе и выживания человека ведущее место занимает образование, где приоритетное внимание необходимо уделить региональным и локальным угрозам, поскольку не гарантирует продолжение жизни даже на ближайшее столетие, что актуализирует проблему разработки стратегии выживания человечества, обеспечение жизнеспособности и безопасности населения. При этом в качестве главной проблемы XXI века, связанной с безопасностью жизнедеятельности, выступает изменение менталитета и общества.
Таким образом, для обеспечения безопасности в экстремальной ситуации, необходимо овладеть умениями и навыками безопасного поведения, готовностью к преодолению экстремальных ситуаций, освоит адаптационные механизмы к резко меняющейся среде обитания.
Анализ психолого-педагогической и другой литературы показывает, что разные аспекты безопасного поведения личности готовности будущих учителей к формированию безопасного поведения школьников исследованы научных работах С.П. Гвоз-дия, В.П. Горащук, Л.Н. Гориной, Л.А. Михайлова, М.А. Муради-сова, И.Н. Немковой, А.В. Попкова, О.В. Пуляк, Л.А. Сидорчук, Э.Р Чернышовой и др., в которых определили основные подходы, принципы, и условия подготовки [1].
Проблемы использования активных методов проекта обучения в образовательном процессе исследованы в публикациях Н.П. Аникеева, И.Г. Абрамова, Н.В. Борисова, Т.Г. Везирова, М.Ф. Видерман, Г.М. Гаджиева, Л.Н. Давыдовой, С. Ладенко, Б.И. Рокхес, Д.Б. Эльконина и др.
Сравнительно-сопоставительный анализ приведенных авторов показывает, что в системе взаимодействия «природа -человек - общество» подготовка личности учителя, способного обеспечить комфортные условия для безопасного поведения субъекта деятельности, готовности к существованию в социуме исследованы недостаточно. При этом недостаточно используется проектная деятельность, выступающая связующим звеном между содержанием и организацией действий, способствующая осознанию обучаемым целей деятельности, развитию мотивации, синтезу значимых интеллектуальных, эмоциональных, волевых и других процессов.
Проблема отбора методов обучения педагогической практике сводится к использованию различных способов в зависимости от их эффективности в той или иной ситуации. Следует отметить, что «метод обучения» рассматривается как способ достижения цели, решения конкретной задачи или теоретического освоения (познания) действительности; теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь; система дидактических принципов и правил определение способов познавательной деятельности; реальный практический путь осуществления образовательной и творческой деятельности студентов; способы работы учителя и учащихся; система целенаправленных действий учителя, организующих познавательную и практическую деятельность учащегося и обеспечивающую усвоение им содержания образования; система последовательных действий учителя, устойчиво ведущая к усвоению цели обучения; способы взаимосвязанной деятельности педагогов и обучаемых по решению задач образования, воспитания и развития учащихся связанного с этим усвоением содержания; сложное многомерное образование, в котором выделяются содержательная и формальная стороны [2].
В психолого-педагогической литературе (Ю.К. Бабан-ский, В.П. Есипов, М.А. Данилов, Н.М. Верзилин, Е.Я. Голант, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, М.И. Махмутов и др.) нашли применение различные подходы к классификации методов обучения, в основу которых положены признаки: источники познания (вербальные, наглядные, практические); тип обучения (объяснительно-иллюстративные, проблемно-развивающие методы обучения); познавательная самостоятельность (репродуктивные, продуктивные, эвристические); проблемность (показательный, монологический, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический, программированный методы обучения); цель и функции (стимулирование, организация, контроль); деятельность (изложения, организации деятельности). При этом каждая группа методов эффективна в определённых условиях организации процесса обучения, при выполнении функций, причем в рамках одной и той же формы могут быть использованы различные методы или их совокупность. Следовательно, важное значение в обеспечении процесса подготовки приобретает выбор методов обучения по критерию педагогической значимости. При этом в качестве показателей оптимальности выбора методов выступают:
• цели учебно-воспитательного процесса;
• место предмета в системе подготовки;
• характер предмета (естественнонаучный, дисциплины специализации и т. д.) и учебного материала;
• организационные формы работы, в рамках которого используется метод (лекция, лабораторная работа и т. д.);
• физиологические и психологические особенности студентов, особенности преподавателя и т.д.
Переход на новые образовательные стандарты ставит перед педагогикой высшей школы ряд неотложных проблем, связанных с освоением инновационных технологий обучения. Следовательно, в современных социально-экономических условиях формы и методы проекта подготовки будущего учителя безопасности и жизнедеятельности должны носить активно-творческий, продуктивный характер, в основе которых лежит выработка потребностей и умений самостоятельно приобретать знания и использовать их в экстремальных ситуациях. При этом переход на интенсивные методы проекта обучения привели к необходимости интегрировать различные формы и виды учебной работы в единую целостную «технологическую систему преподавания», которая способна эффективно реализовать логику и основные психолого-педагогические закономерности учебно-воспитательного процесса, который определяется задачами формирования специалиста нового типа, глубоко овладевшего современными научными знаниями.
Формирование культуры безопасного поведения имеет ярко выраженную практическую направленность, которая необходима в качестве проекта использовать активные способы взаимодействия, направленные на выработку умений и отдельных навыков, среди которых: анализ экстремальных ситуаций, деловые игры, решение тестовых заданий, использование специальных наглядных пособий, формированию самостоятельности в принятии решений, моделированию экстремальных ситуаций, повышению мотивации и т. д. [3].
При выборе метода проектов, как средство обучения будущих учителей необходимо руководствоваться тем, что в вузе важную роль играют учебные умения: слушание и записывание лекций; самостоятельный подбор литературы по тому или иному вопросу; умение самостоятельно разбираться в выбранном материале; обобщить его, анализировать; умение творчески подойти к решению того или иного вопроса.
Подготовка будущего учителя к формированию культуры безопасного поведения в экстремальных ситуациях, по нашему мнению должна основываться на использовании традиционных и новых технологий образования и, прежде всего, ориентированных на индивидуализацию обучения и совершенствование коллективно-групповой деятельности, правильное сочетание и использование которых позволяет обеспечить готовность специалистов. При этом, использование репродуктивных и продуктивных технологий подготовки и степень их соотношения зависят от характера формируемых умений и навыков. С этих позиций репродуктивные технологии применялись, как правило, при изложении нового материала или на начальных этапах обучения, в рамках которых студенты усваивали основные понятия, термины, необходимость и сущность безопасного поведения и жизнедеятельности, способов разрешения чрезвычайных ситуаций и т. д. Следует отметить, что наиболее эффективными в подготовке студентов являются продуктивные технологии, которые способствуют более высокому уровню подготовки [4].
Задачу подготовки личности, способной мыслить и действовать в изменяющихся, а порой в чрезвычайных ситуациях находить оптимальные решения, рационально планировать свою деятельность трудно решить традиционными методами обучения, рассчитанными в основном на формирование умений исполнителя, а не на личность безопасного поведения. С этих позиций, одним из путей решения проблемы подготовки будущего учителя к формированию умений и отдельных навыков безопасного поведения школьников выступает использование в учебно-воспитательном процессе активных методов проекта, как система обучения направленных на развитие познавательной активности студентов (проблемное обучение, развивающее мышление, например: написание рефератов по проблемным вопросам курса «безопасность и жизнедеятельность» и их защита перед сокурсниками; метод проектов и мини-проектов; деловые игры; моделирование чрезвычайных ситуаций и способов выхода из них без ущерба для себя и окружающих или с минимизацией возможных потерь и др.) [5].
Следует отметить значимость формирования интеллектуальной активности и творческой самостоятельности при подготовке будущих учителей, чему способствуют методы проекта, как средство активного обучения, обеспечивающие учет, как особенностей, так и включение в целостную систему подготовки. При этом большое значение при подготовке школьников следует уделить рассказу как одному из эффективных методов обучения, представляющей собой образное, живое, эмоциональное представление преимущественно фактического материала, осуществляемого в описательной или повествовательной форме, продолжительностью 30 - 40 мин. К рассказу предъявляются следующие требования: четкий подбор и освещение фактического материала, использование наглядных средств и элементов беседы, подведение обучаемых к необходимым обобщениям и выводам.
Рассмотрим другие методы проекта обучения, используемые в подготовке будущего учителя, среди которых: исследовательский и творческий.
Исследовательский - является одним из наиболее действенных способов развития активности, самостоятельности у студентов, через выполнение заданий по различным видам деятельности, поскольку вырабатывается действительно осознанное отношение к изучаемому, появляется подход к овладению знаниям. При этом исследовательский метод способствует в самостоятельном решении учебных задач, через осуществление операции сравнения, выявления причин и т. д.
Библиографический список
Творческий рассматривается в качестве одного из ведущих методов активизации познавательной деятельности студентов, используемых в процессе подготовки, где проектная деятельность обеспечивает большие возможности для развития творческих способностей. Следует отметить, что весь процесс подготовки нами рассматривается как система взаимосвязанных, взаимообусловленных творческих проектов, поскольку их характерными признаками выступают: наличие неопределенной ситуаций и креативный характер деятельности. С этих позиций за основу выбора проектных заданий приняты организационно-педагогические, технологические, экономические, психолого-физиологические, эстетические и эргономические требования.
Следует отметить, что сложность педагогически правильного выбора объектов проектирования связанна со многими факторами, в числе которых: индивидуальные особенности студентов, возможности учебно-материальной базы для выполнения проектных заданий, уровень знаний и умений школьников на определенном этапе подготовки и т. д.
Использование методов проекта, как средство обучения при подготовке будущих учителей дает нам возможность показать развитие опасных явлений и чрезвычайных ситуаций, их динамику, сообщать учебную информацию определенными дозами, объективировать содержание подготовки и стимулировать их познавательные интересы, осуществлять им практические действия и усваивать существенно новые знания, приобретать умения и отдельные навыки в этой области.
1. Генералов А.В. Формирование готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях - важная задача учителя ОБЖ. Материала II Всероссийской научно-практической конференции. Тула: Издательство ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2001: 74 - 77.
2. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. Москва: Педагогика, 1981.
3. Лебедь В.И. Личность в экстремальной ситуации. Москва: Знание, 1968.
4. Поляков А. Безопасность человека в экстремальных ситуациях. Москва, 1992.
5. Мошкин В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 2001; 1: 13 - 16.
References
1. Generalov A.V. Formirovanie gotovnosti k dejstviyam v chrezvychajnyh situaciyah - vazhnaya zadacha uchitelya OBZh. Materiala II Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Tula: Izdatel'stvo TGPU im. L.N. Tolstogo, 2001: 74 - 77.
2. Lerner I.Ya. Didakticheskie osnovy metodovobucheniya. Moskva: Pedagogika, 1981.
3. Lebed' V.I. Lichnost' v 'ekstremal'noj situacii. Moskva: Znanie, 1968.
4. Polyakov A. Bezopasnost' cheloveka v 'ekstremal'nyh situaciyah. Moskva, 1992.
5. Moshkin V.N. Osnovy bezopasnostizhiznedeyatel'nosti. 2001; 1: 13 - 16.
Статья поступила в редакцию 27.03.17
УДК 37.01/09.
Makarikhina I.M., Cand. of Science (Pedagogy), senior lecturer, Novosibirsk State Architecture and Construction Building
University (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
DEVELOPMENT OF FOREIGN LANGUAGE TEACHER'S PROFICIENCY AS A DIDACTIC BASE OF ANDRAGOGY. The research of the paper is based on features of educational processes, which are studied by pedagogy (children's education) and andragogy (adults' education). If we began to study the program of professional foreign language teachers' capacity, we can, firstly mention a teacher's skills as an integral quality, and certainly, his didactic preparation, as a component of the teaching process. Education is bilateral activity of transfer and mastering of knowledge, skills, habits, qualities and moral values, process of five basic elements' interaction: a student, a foreign language teacher, maintenances, forms and methods, sources and educational means.
Key words: andragogy, adults' education, qualities and moral values, mastering of teacher's education, didactic system, forms and methods.
И.М. Макарихина, канд. пед. наук, доц. каф. «Иностранные языки», Новосибирский государственный архитектурно-
строительный университет (НГАСУ), г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА ОСНОВЕ ДИДАКТИЧЕСКОГО И АНДРАГОГИЧЕСКОГО ПОДХОДОВ
В работе описана модель повышения профессиональной подготовки учителя иностранного языка на основе дидактического и андрагогического подходов, где составляющей профессионализации учителя является дидактическая подготовка, которая представляет собой последовательное восхождение от недифференцированной направленности на сферу деятельности учителя иностранного языка к овладению стандартами педагогического профессионализма и далее к развитию индивидуально-авторской концептуально-целостной системы подготовки педагога в системе непрерывного педагогического образования.
Ключевые слова: андрагогика, обучение взрослых, совершенствование подготовки учителей, формы и методы, дидактическая подготовка.