электронный научно-экономический журнал
Инновационные направления развития ГТК Республики Беларусь и их основы
Николаенко А.С., Прохорова К.О., Шкуро П.Г., Рыжкович В. Д. 1, Макрусев В.В. 2
1 студенты, Российская таможенная академия, Люберцы, Российская Федерация (140009 Россия, г. Люберцы, Комсомольский пр-т, д.4), e-mail: [email protected]
2 научный руководитель, д-р физ.-мат. наук, проф., Российская таможенная академия, Люберцы, Российская Федерация (140009 Россия, г. Люберцы, Комсомольский пр-т, д.4),
e-mail: [email protected]
Nikolaenko A.S., Prokhorova K.O., Shkuro P.G., Ryzhkovych V.D., , 1 Makrusev V.V. 2
1 students, Russian customs academy, Lyubertsy, Russian Federation (140009 Russia, Lyubertsy, Komsomolsky prospect 4), e-mail: [email protected]
scientific adviser, Doctor of Science (Physics and Mathematics), Professor, Russian customs academy, Lyubertsy, Russian Federation (140009 Russia, Lyubertsy, Komsomolsky prospect 4), e-mail: [email protected]
Аннотация.
Представлены приоритеты и инструменты развития Государственного таможенного комитета Республики Беларусь, подробно раскрыт каждый инструмент развития, дана оценка его влияния на организационные, контрольные и иные задачи, стоящие перед таможенными органами республики. Особое внимание уделено развитию пограничной инфраструктуры - системе стационарных постов, сооружений, пунктов управления, средств связи, складов, военных городков, учебных полей, дорог и других объектов. Дана характеристика всех нововведений, которые уже внедрены и предложены новые направления развития данной инфраструктуры.
Ключевые слова:
инновационное развитие, белорусско-польское сотрудничество, Беларусь, Государственный таможенный комитет, Евразийский экономический союз
Innovative directions of development of the SCA of the republic of Belarus and their foundations
Annotation.
The development tools and priorities of the State Customs authorities of the Republic of Belarus are presented, each development tool is elaborated in detail, the estimation of this influence is given on organizational, control and other tasks standing before custom authorities of Republic. Particular attention is paid to the development of frontier infrastructure. Frontier infrastructure is a system of stationary posts, buildings, control stations, means of communication, warehouses, training fields, roads and etc. Description of all innovations is already inculcated and offered new ways of this infrastructure development.
Keywords:
innovative development, Belarusian-Polish cooperation, Belarus, the State Customs Committee, the Eurasian Economic Union
Введение
Современная таможенная служба Республики Беларусь находится под объективным воздействием региональных и международных вызовов и тенденций, которые оказывают непосредственное влияние на ее развитие, а также на результаты работы и обеспечение безопасности в сфере ВЭД государства.
В данных условиях поэтапная модернизация и совершенствование таможенной службы в целях соответствия современным вызовам и угрозам видится главным элементом обеспечения безопасности белорусского контура таможенной границы Евразийского экономического союза, развития внешнеэкономических связей Беларуси с другими государствами и национальной экономики.
Государственным таможенным комитетом разработаны Основные направления развития таможенной службы Республики Беларусь на 2016-2020 годы и на прогнозный период до 2025 года, а также индикаторы оценки выполнения задач, которые поставлены в Основных направлениях и Программе мер по их реализации.
Выделены основные стратегические цели таможенной службы РБ. К ним отнесены: обеспечение экономической безопасности страны, оперативное реагирование на риски и угрозы, возникающие в сфере таможенного дела, достижение полноты сбора платежей в бюджет, которые контролируются ГТК, создание благоприятных условий для ведения бизнеса на основе повышения качества и результата таможенного администрирования при оптимизации расходов на обеспечение деятельности.
Исходные положения
электронный научно-экономическии журнал
№ 11 (43) 2017
Государственный таможенный комитет Республики Беларусь (ГТК РБ) занимается вопросами формирования таможенной политики и охраны таможенной границы1. ГТК РБ является республиканским органом управления, обеспечивающим экономическую безопасность Республики, регулирующим вопросы, связанные с таможенным делом и координирующим работу в данной области других республиканских органов государственной власти и организаций. Структура ГТК РБ представлена на рис.1.
■
к.
■ ■
Главное управление организации борьбы с контрабандой и посттаможенного контроля
Главное управление тарифного регулирования и т
ных платежей
Главное управление автоматизации та!
!ых операции и оперативного мониторинга
Главное управление финансов и контроля
Управление организационно-кадровой и идеологической работы
Правовое управление
Сектор по защите
ных секретов
Рис.1. Структура ГТК РБ
В состав Государственного таможенного комитета Республики Беларусь входит девять таможен, образовательное учреждение «Государственный институт повышения квалификации и переподготовки кадров таможенных органов Республики Беларусь», а также унитарное республиканское предприятие «Белтаможсервис». Структура ГТК утверждается его председателем по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
Государственный таможенный комитет Республики Беларусь подчиняется Совету Министров Республики, а по некоторым аспектам своей деятельности, предусмотренным законодательством, -исключительно Президенту Республики Беларусь.
Согласно Указу Президента Республики, Беларусь от 21 апреля 2008 г. № 228 «О некоторых вопросах таможенных органов»2 Государственный таможенный комитет в своей работе руководствуется Конституцией Республики, законодательством Республики и другими нормативно-правовыми актами, а также актами таможенного законодательства Таможенного союза.
Характерными задачами ГТК РБ являются:
- проведение таможенной государственной политики, ее координация с другими государственными органами и правовыми субъектами;
- контроль за экономической безопасностью Республики и защита ее интересов в сфере экономики и таможенного дела;
- обеспечение единообразного применения законодательства в области таможенного
дела;
- разработка и выполнение средств и методов по контролю за соблюдением таможенного регулирования;
- работа над ускорением товарооборота между Республикой Беларусь и Евразийским экономическим союзом;
- организация мер по борьбе с контрабандой и другими таможенными преступлениями и правонарушениями;
- обеспечение исполнения обязательств Республики Беларусь в сфере таможенного
дела.
В составе основных функций ГТК Республики Беларусь следующие:
- разработка мероприятий, госпрограмм, нормативно-правовых актов по усовершенствованию государственной политики в области таможенного дела,
1 http://www.customs.gov.by/ru
2 Указ Президента Республики Беларусь от 21 апреля 2008 г. № 228 «О некоторых вопросах таможенных органов»
электронный научно-экономический журнал
- информирование органов государственной власти об угрозах экономической безопасности Республики Беларусь, организация взаимодействия органов государственной власти;
- сотрудничество с таможенными органами других государств и международными организациями;
- общее руководство таможнями и таможенными организациями, их создание и ликвидация;
- организует осуществление налогового, валютного, экспортного, радиационного, автомобильного, санитарно-карантинного, ветеринарного, фитосанитарного и иных видов контроля;
- организация взимания таможенных платежей, регулирование ВЭД.
Проблемные вопросы и пути решения
Рассматривая проблему развития, можно целенаправленно говорить о необходимости инновационного развития ГТК Республики Беларусь, так как одним из немаловажных факторов конкурентоспособности государства как площадки для развития и инвестирования, предпринимательства и улучшения качества жизни населения в целом является состояние его таможенной сферы, степень ее автоматизации, комфортности для человека и экономической системы в целом. Сегодня трендом в развитии таможенного дела является упрощение таможенных процедур, сокращение времени на прохождение и упрощение таможенных процедур, использование рискового подхода и выборочных проверок. Все это в конечном итоге в значительной степени влияет на развитие Таможенного комитета, результаты его работы и внешнеэкономическую безопасность государства.
В данных условиях поэтапная модернизация и усовершенствование работы таможенной службы для соответствия актуальным вызовам и тенденциям является элементом обеспечения безопасности белорусской границы, развития внешнеэкономических взаимосвязей Республики с другими странами и национальной экономики в целом.
Приоритетным направлением развития таможенной сферы Республики Беларусь является: обеспечение экономической безопасности государства, оперативное реагирование на угрозы и риски в области таможенного дела, достижение полноты таможенных сборов в бюджет государства, создание условий для ведения бизнеса и повышение результативности и качества таможенного администрирования.
Технологическая и организационная модернизация даст возможность сильно снизить затраты бизнеса на таможенную очистку грузов и повысить уровень развития таможенного дела. В условиях экспортно-ориентированной экономики и свободы предпринимательства таможенная служба Республики Беларусь сможет обслужить внешнеторговый товаропоток за счет развития таможенной логистики и оптимизации движения товарных потоков.
Все это даст возможность снизить уровень коррупции в рамках Таможенного комитета и снизить вероятность совершения коррупционных деяний должностными лицами таможенных органов.
Среди наиболее актуальных инструментов развития государственного таможенного комитета Республики Беларусь следует отметить следующие.
1. Упрощение и автоматизация таможенных процедур (предварительное декларирование)3. Это таможенное декларирование иностранных товаров до их ввоза на таможенную территорию Таможенного союза, т.е участнику ВЭД предоставляется возможность проведения таможенного декларирования до завершения таможенной процедуры.
2. Оформление временных грузовых таможенных деклараций4. Такие декларации являются подтверждением законности ввоза и вывоза товара органами таможенного контроля. Таможенный контроль заканчивается удостоверительными отметками, после чего таможенная декларация получает значение своего рода таможенного «паспорта», который имеет юридическую силу для таможенных служб и других органов иностранных государств. Данный документ также выступает в качестве учетно-статистического документа. Все это является преимуществом использования временных таможенных деклараций, однако понятие о временных таможенных декларациях отсутствует в Таможенном кодексе Республики Беларусь. Это снижает темпы развития торгового оборота с другими государствами, снижает объемы товарооборота и темпы развития экономики страны в целом. Для улучшения инвестиционно-торгового климата необходимо в Таможенный кодекс Республики Беларусь добавить порядок использования временных таможенных деклараций, описать механизм их выдачи, учета, использования и применения, что увеличит размер внешнеторгового оборота и снизит время декларирования грузов для декларантов.
3. Зеленые и красные коридоры для физических лиц. Зеленым таможенным коридором называется система пропускного контроля для сокращения времени работы, увеличения потока товаров, перемещаемых через границу5. Надо понимать, что таможенному контролю подлежат все перемещаемые товары, разница состоит в способе заявления об их перемещении. При этом таможню интересуе,т подлежат ли перемещаемые товары декларированию, для чего заполняется специальный бланк, акцентируя внимание на товарах, перевозя которые необходимо уплатить таможенные платежи или перемещение которых
3 Закон Республики Беларусь О таможенном регулировании в Республике Беларусь 129-З от 10.01.2014
5 https://asketic-travel.livejournal.com/2703.html
электронный научно-экономический журнал
ограничено. Список таких товаров установлен соответствующими правовыми актами и для декларирования которых используется красный коридор.
Право использования зеленого коридора предоставляется, если через государственную границу перемещаются6:
- товары для личного пользования (кроме этилового спирта, неделимых товаров и общая стоимость которых меньше 1500 евро, а вес не более 50 кг.;
- алкогольные напитки, пиво не более 3 литров, 200 сигарет, 50 сигар, 250 граммов табака;
- ввозимые белорусские рубли, валюта других государств, если их общая сумма не больше в эквиваленте 10 000 долл. США;
- ввозимое транспортное средство, которое зарегистрировано на территории Республики Беларусь, Казахстана, России.
Выезд из Республики Беларусь через зеленый коридор предоставляется, если: товары, которые вывозятся, не подлежат обложению таможенными платежами, товары не ограничены на вывоз и не запрещены или вывозимая валюта составляет в эквиваленте менее 10 000 долл. США.
При этом необходимо понимать, что перемещение через зеленый коридор товаров, которые подлежат таможенному оформлению, является таможенным правонарушением и за него может быть предусмотрена административная либо уголовная8 ответственность.
4. Создание пограничной инфраструктуры. Пограничной инфраструктурой9 называется система стационарных постов, сооружений, пунктов управления, систем связи, складов, систем обеспечения жизнедеятельности военных городков, учебных полей, дорог и других объектов для выполнения ГТК РБ возложенных на него задач с максимальной эффективностью.
Граница Республики Беларусь с соседними странами представлена на рис. 2. На момент провозглашения независимости Республики10 демаркированная и обустроенная граница имелась только с Польшей общей протяженностью 398,624 км. Остальные границы в момент обретения независимости имели статус административных и для получения для них статуса государственных необходимо было принятие соответствующих нормативно-правовых актов и проведение демаркации и делимитации.
Текущее состояние границ с другими странами, которые входили в состав Советского Союза, рассматриваться в этой работе не будет. Рассмотрим ситуацию по охране государственной границы, ее инфраструктуры только на примере границы с Польшей.
Рис. 1. Границы Республики Беларусь с соседними странами
Пограничными пунктами пропуска через государственную границу Республики Беларусь в Республику Польша являются: пункт пропуска «Песчатка» - предназначен для проезда граждан любой страны и лиц без гражданства); грузопассажирский, пункт пропуска «Берестовица» с соответствующей инфраструктурой (рис 3); пункт пропуска «Томашовка» - международный, пассажирский; пункт пропуска «Брест» - международный, используется только для движения легкового транспорта и автобусов; пункт пропуска «Домачево» -грузопассажирский, круглосуточный.
Все пограничные пункты работают круглосуточно.
6 http://www.customs.gov.by/ru/zeleniy-korodor-ru
7 Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях 194-З от 21.04.2003 г.
8 Уголовный кодекс Республики Беларусь 27Э-З от 9.07.1999г.
9 https://border.academic.ru/425
электронный научно-экономическии журнал
№ 11 (43) 2017
Рис. 2. Инфраструктура пункта пропуска «Берестовица»
По Программе трансграничного сотрудничества Польша-Беларусь-Украина на 2014-2020 гг. осуществляется строительство и реконструкция объектов пограничной инфраструктуры: строительство моста на переходе Бобровники- Берестовица на территории Беларуси (стоимость - около 4,5 млн евро), расширение железнодорожного переезда в Семенувке (стоимость - около 5,6 млн евро) и реконструкция крупнейшего погранперехода Брузги-Кузница (стоимость -3,5 млн евро)11, необходимость которой вызвана расширением автодороги А6 Минск-Гродно. Также около перехода строится логистический центр. Финансирование первых двух проектов осуществляется Европейским Союзом.
Развивалась и совершенствовалась в этот период и система инженерно- технических средств охраны границы. В частности, приняты в эксплуатацию новая волоконно-оптическая сигнализационная система «Ворон» и несколько комплектов быстроразвертываемых сигнализационных комплексов «Радиобарьер»12, ряд объектов был оборудован техническими средствами охранной сигнализации, а также было развернуты, отремонтировано более 150 единиц комплектующих сигнализационных систем и комплексов.
Обустроено более 20 км невзрывных инженерных заграждений из колючей проволоки и из сетки сварной, оборудовано более 10 км КСП и столько же противотранспортных заграждений типа «Ров», введено в эксплуатацию около 40 км приграничных грунтовых дорог и более 1 км гатей, около 20 водопропускных сооружений и мостов, несколько километров заграждений сигнализационного комплекса, оборудовано более десятка сооружений для визуального наблюдения и ряд других объектов. Кроме того, с целью снижения финансовых затрат на инженерное оборудование границы на участке практически на каждого подразделения охраны границы были устроены естественные заграждения путем высаживания шиповника и ежевики.
В систему охраны государственной границы внедряются высокотехнологичные современные средства слежения и обнаружения нарушителей. Оптико-электронные и радиоэлектронные интеллектуальные системы, приборы ночного видения, тепловизоры, другие технические средства охраны государственной границы и инженерное оборудование позволяют контролировать ситуацию на участке Пз в режиме реального времени.
Все технические средства охраны границы ПЗ, в том числе и современные цифровые радиостанции и навигационное оборудование пограничных нарядов, объединены в автоматизированную систему обеспечения оперативно-служебной деятельности, которая позволяет обеспечить объективный контроль за развитием ситуации на границе, действиями пограничных нарядов в режиме реального времени, а также контроль за всем происходящим на ПЗ со стороны вышестоящих органов управления.
Обработанная информация отображается на мониторах, установленных в помещении дежурного по ПЗ, на рабочем месте начальника ПЗ и на рабочих местах дежурных служб вышестоящих органов управления ОПС. Все эти и другие инновационные разработки позволяют оперативно реагировать на любые изменения обстановки и незамедлительно принимать верные решения. К сожалению, в настоящее время далеко еще не все ПЗ оснащены подобными системами, но не очень-то давно в системе охраны государственной границы и вовсе не было практически никаких технических средств.
Одновременно с оснащением ПЗ высокотехнологичными средствами слежения и обнаружения нарушителей, современными автоматизированными системами оснащаются подразделения пограничного контроля. В настоящее время в большинстве пунктов пропуска контролерами ОПС используются портативные устройства, благодаря которым быстро проверяются персональные данные граждан, пересекающих государственную границу, в том числе и по списочным базам лиц, выезд которых за пределы Беларуси или въезд в нее временно ограничен, а также на причастность к международным террористическим организациям, склонность к преступной деятельности и т. д.
Для усиления охраны государственной границы в случае возникновения на то необходимости отработаны все необходимые мероприятия по привлечению подразделений Внутренних войск МВД, Вооруженных Сил, мобильных ресурсов территориальной обороны. Таким образом, практически каждый участок государственной границы (за исключением направления России) в настоящее время оборудован и полностью прикрыт от угроз, как в оперативном, так и в войсковом отношении. Одновременно с усилением
11 www.bsblog.info
12 http://www.radiobarrier.com/ru/principy-raboty/
электронный научно-экономический журнал
охраны государственной границы осуществляются мероприятия по созданию условий для увеличение пропускных возможностей пунктов пропуска, а также открытию малого приграничного движения. Например, перевод пунктов пропуска из статуса упрощенного в международный, внедрение систем «электронная очередь»13 и «электронные ворота».
Вывод
Таким образом, рассмотрев таможенную службу Республики Беларусь, было выявлено, что прошедший 25-летний период Беларуси был периодом непрерывного развития и совершенствования самой таможенной системы, формирования новых таможенных объектов, создания собственной системы подготовки кадров, возведения объектов таможенной инфраструктуры, обустройства пунктов пропуска, развития систем связи и коммуникации, инженерных средств охраны границы, оснащения частей и подразделений новой техникой.
В настоящее время таможенная служба Беларуси одна из самых развивающихся в ЕАЭС, однако существуют также определенные проблемы и трудности, тормозящие это развитие. Несомненно, существенное влияние на развитие и становление таможенной службы Беларуси оказывали и оказывают ЕАЭС и Российская Федерация.
Список литературы:
1. United nations conference on trade and development (UNCTAD). [Электронный ресурс: http://unctadstat.unctad.org. (дата обращения: 07.11.2017)].
2. Официальный сайт Евразийского экономического союза [Электронный ресурс: www.eaeunion.org (дата обращения: 10.11.2017)].
3. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии [Электронный ресурс: www.eurasiancommission.org/ (дата обращения: 10.11.2017)].
4. Официальный сайт Государственного таможенного комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс: http://www.customs.gov.by/ru (дата обращения: 10.11.2017)].
5. Официальный сайт Минской региональной таможни [Электронный ресурс: http://mrt.customs.gov.by/ (дата обращения: 11.11.2017)].
6. Официальный сайт Президента Республики Беларусь. [Электронный ресурс: http://president.gov.by/ (дата обращения: 11.02.2017)].
7. Указ Президента Республики Беларусь от 21 апреля 2008 г. № 228 «О некоторых вопросах таможенных органов» [Электронный ресурс: http://www.pravo.by/ (дата обращения: 12.11.2017)].
8. Официальный сайт национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс: http://www.belstat.gov.by/ (дата обращения: 10.11.2017)].
9. Закон Республики Беларусь О таможенном регулировании в Республике Беларусь 129-З от 10.01.2014 [Электронный ресурс: https://www.alta.ru/tamdoc/14bl0129/ (дата обращения: 12.11.2017)].
10. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях 194-З от 21.04.2003 г. [Электронный ресурс: http://pravo.levonevsky.org/bazaby11/republic37/text231.htm(дата обращения: 08.11.2017)].
11. Уголовный кодекс Республики Беларусь 273-З от 9.07.1999г. [Электронный ресурс: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30414984 (дата обращения: 09.11.2017)].
12. Макрусев В.В., Суглобов А.Е. «Таможенный менеджмент: учебник», 2017 [Электронный ресурс: http://dashkov.ru/catalogue/5999/742450/ (дата обращения: 08.11.2017)].
13. Макрусев В. В. Маркетинг таможенных услуг: учебник / Проспект. М., 2017.
14. Острога В.А. «История таможенного дела и таможенного права Республики Беларусь» [Электронный ресурс: http://nashaucheba.ru/ (дата обращения: 10.11.2017)].
15. Научный журнал «Независимое обозрение» [Электронный ресурс: http://www.customsunion.ru/org/93.html (дата обращения: 08.11.2017)].
16. Научный журнал «Известия Национальной академии наук Беларуси» [Электронный ресурс: http://vestihum.belnauka.by/ (дата обращения: 18.11.2017)].
17. Официальный сайт информационного агентства «Белновости» [Электронный ресурс: https://www.belnovosti.by/gtk (дата обращения: 13.11.2017)].
18. Официальный сайт информационного портала «Belarus Security» [Электронный ресурс: www.bsblog.info (дата обращения: 13.11.2017)].
19. Официальный сайт информационного агентства «Интерфакс Беларусь» [Электронный ресурс: https://www.interfax.by/news/belarus/1233694 (дата обращения: 11.11.2017)].
20. Официальный сайт информационного агентства «Новости Беларуси» [Электронный ресурс: http://www.belta.by/society/view/tamozhennye-organy-belarusi-i-ukrainy-usiljat-vzaimodejstvie-vo-vremja-ii-evroigr-276915-2017/ (дата обращения: 10.11.2017)].
21. Информационный портал «Таможенная статистика Беларуси» [Электронный ресурс: http://customs-online.ru/country/belarus/belorussii/ (дата обращения: 13.11.2017)].
13 https://belarusborder.by/