электронный научно-экономический журнал стр 30
Сравнительный анализ стратегии и комплексной программы развития ФТС России на период до 2020 года
Боненко Т.А., Макаренко С.А. 1 , Макрусев В.В. 2
1 Студенты, Российская таможенная академия, Люберцы, Российская Федерация (140009 Россия, г. Люберцы, Комсомольский пр-т, д.4), e-mail: [email protected], [email protected]
2 Научный руководитель, д-р физ.-мат. наук, проф., Российская таможенная академия, Люберцы, Российская Федерация (140009 Россия, г. Люберцы, Комсомольский пр-т, д.4), e-mail: [email protected]
Bonenko T.A., Makarenko S.A., 1 Makrusev V.V. 2
1 students, Russian customs academy, Lyubertsy, Russian Federation (140009 Russia, Lyubertsy, Komsomolsky prospect 4), e-mail: [email protected], [email protected]
scientific adviser, Doctor of Science (Physics and Mathematics), Professor, Russian customs academy, Lyubertsy, Russian Federation (140009 Russia, Lyubertsy, Komsomolsky prospect 4), e-mail: [email protected]
Аннотация. В данной статье рассмотрен сравнительный анализ Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года и Комплексной программы развития ФТС России на период до 2020 года и выявление основных направлений развития таможенных органов. Выявлена и обоснована необходимость модернизации организационной структуры и создания подразделений, обеспечивающих информационно-техническое оснащение и управление информационными технологиями.
Ключевые слова/стратегия развития, комплексная программа развития, таможенные органы, таможенные услуги
Comparative analysis of the strategy and the integrated program of development of FCS of Russia for the period up to 2020
Annotation:
In this article, a comparative analysis of the Strategy for the development of the customs service of the Russian Federation until 2020 and the Comprehensive Development Program of the FCS of Russia for the period until 2020 and the identification of the main directions for the development of customs bodies are reviewed. The necessity of modernization of the organizational structure and creation of units providing information and technical equipment and management of information technologies was identified and justified.
Keywords: Development strategy, Comprehensive development program, customs, customs services
Введение
Переход Российской Федерации на инновационный принцип развития экономики, формирование благоприятных перспектив эффективной интеграции Российской Федерации в мировое хозяйство, изменение масштабов, характера и форм внешнеэкономической деятельности формируют предпосылки для совершенствования таможенной деятельности и разработки стратегии развития таможенной службы Российской Федерации на долгосрочную перспективу.
Однако влияние основных мировых экономических факторов в условиях политической нестабильности обусловливает возможность ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры рынка, снижения объемов внешнеторгового оборота, замедления темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, спада промышленного производства, а также иные негативные экономические и политические явления, в свою очередь, требует корректирования ранее принятых стратегических решений.
электронный научно-экономический журнал стр 31
Исходные положения
В 2015 году внешнеторговый оборот Российской Федерации по сравнению с 2014 годом сократился на 33%. В 2016 году по сравнению с аналогичным периодом прошлого года темп снижения замедлился и составил 11%. При этом в данном периоде сокращение, в первую очередь, обусловлено снижением экспорта (в 2016 году - на 17%).
Стоимостной объем экспорта в 2015 году по сравнению с 2014 годом сократился на 31%. В 2016 году данное снижение продолжилось, при этом составив к «досанкционному» 2014 году - 43%.
Основополагающей причиной данного сокращения явилось значительное снижение цен на нефть и прочие сырьевые товары, а также на металлы, которые являются основными статьями экспорта Российской Федерации.
Стоит также обратить внимание на тот факт, что внешняя торговля все больше подчиняется политическим законам в ущерб законам экономики. Политический фактор все активнее вмешивается в экономическую политику, подчас подменяя собой рыночную конкуренцию. Разного рода санкции иностранных государств по отношению к Российской Федерации и российским организациям - наглядное проявление этого явления.
Введение внешних санкций привело к сокращению стоимостного объема импорта России в 2015 году по сравнению с 2014 годом на 36%. В основном за счет сокращения ввоза машин и оборудования. При этом по итогам 2016 года снижение импорта прекратилось, стоимостные объемы ввоза практически не изменились по сравнению с 2015 годом (снижение импорта составило 0,4%).
Россия вынуждена принимать ответные меры по защите отечественного рынка ограничительного характера и таможенно-тарифного регулирования, что отражается на изменении объемов внешней торговли и приводит к перераспределению объемов импорта в государствах - членах Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), которое, в свою очередь, негативно влияет на пополняемость федерального бюджета страны.
Сравнительный анализ Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года(далее - Стратегия) и Комплексная программа развития ФТС России на период до 2020
года(далее - Комплексная Программа^
В представленных условиях Стратегия развития таможенной службы осуществляется в рамках Комплексной Программы. В этой связи целесообразно провести сравнение двух системообразующих документов, определить качественные изменения в процессе и результатах развития таможенной службы.
Наш анализ показывает, что Стратегия содержит 11 основных направлений совершенствования деятельности таможенных органов, в свою очередь Комплексная Программа предлагает 18 направлений. Мы пронумеровали соответствующие направления и провели анализ документов на предмет согласованности. Это позволило установить наличие совпадений в Стратегии и Комплексной Программе, а также наличие новых направлений развития, представленных на рис. 1.
электронный научно-экономический журнал
№ 12 (44) 2017
стр 32
Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года (с изменениями на 7 августа 2017 года)
2. Совершенствование ТК ПВТ
3. Совершенствование реализации фискальной функции
4. Совершенствование правоохранительной деятельности
5. Содействие развитию интеграционных процессов и развитие международного сотрудничества
6. Совершенствование системы государственных услуг
7. Совершенствование таможенной инфраструктуры
8. Совершенствование информационно-технического обеспечения (ИТО)
Комплексная программа развития ФТС России на период до 2020 года
3. Совершенствование ТК ПВТ I
7. Развитие правоохранительной деятельности
12. Развитие международного сотрудничества
11. Развитие системы предоставления государственных услуг
13. Совершенствование таможенной инфраструктуры
14. Развитие информационно-технического обеспечения таможенных органов
9. Укрепление кадрового потенциала и усиление антикоррупционной деятельности
16. Совершенствование работы с кадрами
10. Развитие социальной сферы 17. Развитие социальной сферы
Рис. 1. Совпадающие направления совершенствования таможенной деятельности.
Остальные направления рассмотрим более подробно. В стратегии развития есть 2 направления,
которые не попали в Комплексную Программу, а именно: ^-
1. Совершенствование таможенного регулирования; 2. Совершенствование организационно-управленческой деятельности.
Совершенствование таможенного регулирования предполагает повышение эффективности применения мер по модернизации таможенных операций и развитию таможенных технологий, тарифного и
электронный научно-экономический журнал стр 33
нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности с учетом активного обеспечения продвижения национальных интересов Российской Федерации во внешнеэкономической сфере, содействия развитию добросовестной конкуренции хозяйствующих субъектов путем формирования более благоприятных условий ведения внешнеэкономической деятельности для ее законопослушных участников, а также упреждающего реагирования на угрозы экономической безопасности Российской Федерации. В табл. 1 представлены целевые индикаторы совершенствования таможенного регулирования.
Таблица 1
Целевые индикаторы совершенствования таможенного регулирования
Целевой показатель/года 2012 2018
Предельное время прохождения таможенных операций при помещении товаров под таможенную процедуру экспорта для товаров, которые не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки 72 часа до 2 часов
Предельное время прохождения таможенных операций при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в отношении товаров, которые не подлежат дополнительным видам государственного контроля и не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки 96 часов 2 часа
Доля деклараций на товары, оформленных в электронном виде без представления документов и сведений на бумажных носителях, в общем количестве оформленных деклараций на товары при условии, что товары (транспортные средства) не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки документов на бумажных носителях 40% 100%
Доля деклараций на товары, ввезенные на территорию Российской Федерации, таможенные операции и таможенный контроль в отношении которых осуществляется в таможенных органах, расположенных в приграничных субъектах Российской Федерации, в общем объеме деклараций на товары 34% 65% (к 2020)
Количество документов, требуемых для таможенных целей, при перемещении товара через государственную границу Российской Федерации при импорте (экспорте) 10 штук 4 штуки
Доля случаев несоблюдения ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также нарушений валютного законодательства при помещении товаров под таможенные процедуры 17% 11% (к 2020)
Доля нарушений таможенного законодательства и иных правонарушений, выявленных таможенными органами Российской Федерации с применением системы управления рисками при декларировании товаров, в общем объеме таких нарушений, выявленных таможенными органами Российской Федерации по результатам таможенного контроля 20% 95% (к 2020)
Совершенствование организационно-управленческой деятельности предполагает повышение эффективности работы таможенной службы Российской Федерации, и это совершенствование в значительной мере определяется организованностью системы управления, зависящей от ее структуры и деятельности всех элементов.
Необходимость совершенствования системы управления на современном этапе определяется многими факторами. Это и оптимизация численности аппарата управления, его функций и организационной структуры, внедрение автоматизированных систем управления, разработка систем принятия решения.
Основными задачами в этой области являются:
-обеспечение оптимального сочетания централизации и децентрализации управления, развитие методологического обеспечения управленческой деятельности руководящего состава таможенной службы Российской Федерации;
-развитие организационных механизмов мониторинга и контроллинга деятельности таможенной службы Российской Федерации;
-развитие программно-технологической базы, обеспечивающей информационно-аналитическую деятельность таможенных органов;
электронный научно-экономический журнал стр 34
-усиление аналитической составляющей на всех уровнях управления и развитие методологической составляющей анализа деятельности таможенных органов.
Целевой индикатор указанного направления развития таможенной службы Российской Федерации -коэффициент эффективности организационно-управленческой деятельности таможенной службы Российской Федерации (не ниже 90 процентов ежегодно).
Таким образом, разработка целевых показателей позволяет установить определенную цель, которая достигается определенными способами и инструментами.
Комплексная Программа развития таможенных органов до 2020 года дополнена новыми направлениями развития, раскрыты их основные характеристики, установлена единая система приоритетов и целевых ориентиров с учетом экономических преобразований и внешнеполитических интересов Российской Федерации.
Инновационные направления развития и их основные характеристики представлены в табл. 2.
Таблица 2
Основные направления Комплексной Программы развития таможенных органов до 2020 года
Показатель Характеристика
1. Совершенствование таможенного контроля при прибытии (убытии)товаров Совершенствование работы таможенных органов в пунктах пропуска неразрывно связано с развитием информационных технологий и института предварительного информирования
2. Совершенствование таможенного контроля при декларировании товаров Таможенное декларирование товаров в электронной форме позволило отказаться от представления ряда документов и постепенно автоматизировать принимаемые таможенными органами решения, в первую очередь внедрить технологии совершения таможенных операций без непосредственного участия должностных лиц таможенных органов - автоматической регистрации деклараций на товары и автоматического выпуска товаров
4. Развитие системы управления рисками Минимизация фискальных рисков, а именно занижение таможенной стоимости товаров, заявление недостоверных сведений о классификации товаров, необоснованное заявление тарифных преференций и льгот по уплате таможенных платежей - приоритетное направление деятельности таможенных органов в рамках системы управления рисками
6. Создание и развитие системы единого механизма администрирования таможенных, налоговых и иных платежей Единый механизм таможенного и налогового администрирования, а также валютного контроля, основанный на создании и применении интегрированных информационно-телекоммуникационных технологий федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Министерству финансов Российской Федерации.
8. Осуществление валютного контроля Новые условия функционирования таможенной службы Российской Федерации в рамках глобальных изменений обусловливают необходимость дальнейшего развития и совершенствования валютного контроля, осуществляемого таможенными органами. Создание действенного правового механизма валютного контроля является необходимым условием обеспечения государственных экономических интересов
9. Совершенствование деятельности таможенных органов в части обеспечения соблюдения запретов и ограничений, а также защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в отношении ввозимых (вывозимых) товаров Неотъемлемым условием поддержания благоприятных условий для осуществления ВЭД (в том числе для целей поддержки экспортеров российской продукции) является эффективная организация сил и средств таможенных органов, обеспечивающих защиту прав интеллектуальной собственности, соблюдение запретов и ограничений и валютный контроль
10. Совершенствование правового обеспечения деятельности таможенных органов Одним из основных факторов достижения стратегической цели таможенной службы Российской Федерации является соблюдение требований права ЕАЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном деле участниками ВЭД, лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, физическими лицами, таможенными органами и их должностными лицами
15. Развитие межведомственного взаимодействия Основной целью развития межведомственного взаимодействия является достижение уровня межведомственного взаимодействия, позволяющего таможенным органам в режиме онлайн получать актуальную информацию, необходимую и достаточную для принятия решений при осуществлении таможенных операций и таможенном контроле
18. Развитие экспертно- Основной задачей экспертно-криминалистической деятельности ФТС
№ 12 (44) 2017
криминалистической деятельности
России является высокопрофессиональное и полное экспертное обеспечение таможенных органов, как в целях таможенного контроля, так и в правоохранительных целях._
Выводы
По нашему мнению, введение данных мероприятий позволит:
1. Осуществить переход от Стратегии роста к стратегии сбалансированности роста;
2. Адекватно скорректировать направления и результаты деятельности таможенного органа в условиях происходящих изменений.
В целом это позволит выйти на следующий уровень качества таможенной деятельности, характеризующейся следующими основными параметрами:
- предельное время прохождения таможенных операций при помещении товаров под таможенную процедуру экспорта для товаров, которые не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки (от 72 часов в 2012 году до 2 часов к 2018-му);
- количество документов, требуемых для таможенных целей, при перемещении товара через государственную границу Российской Федерации при импорте (экспорте) (в 2012 году от 10 штук до 4 штук в 2018 году);
- доля случаев несоблюдения ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также нарушений валютного законодательства при помещении товаров под таможенные процедуры (от 17% в 2012 году к 11% к 2020 году).
Список литературы
1. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
2. Приказ ФТС России от 27.06.2017 № 1065 «О решении коллегии ФТС России от 25 мая 2017 года» О Комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 года» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
3. Макрусев В. В., Суглобов А. Н., Таможенный менеджмент: Учебное пособие. ИТК Дашков и К, 2018. 348 с.
4. Макрусев В. В. Актуальные аспекты реализации концепции сервисно-ориентированного таможенного администрирования // Таможенное дело. 2017. № 2. 40 с.
5. Официальный сайт Федеральной таможенной службы [Электронный ресурс: http://www.customs.ru (дата обращения: 15.11.2017)].