УДК 339.543 (470)
Игнаток М.В}
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРы КАК ФАКТОР ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИИ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО РЕГИОНА
Аннотация. Статья посвящена анализу состояния таможенной инфраструктуры, как особому фактору пространственного социально-экономическом развития Северокавказского региона. Выделены ее виды. Анализируются положительные и отрицательные эффекты развития региона, что требует решения задач по модернизации - развитие таможенно-логистической терминалов, создание региональных электронных таможен, проведение мониторинга таможенной инфраструктуры на постоянной основе.
Ключевые слова: объекты таможенной инфраструктуры, направления совершенствования таможенной инфраструктуры, таможенно-логистические терминалы, региональная электронная таможня, пространственное развитие.
Ignatok M.
IMPROVEMENT OF CUSTOMS INFRASTRUCTURE AS A FACTOR OF SPATIAL DEVELOPMENT OF THE NORTH CAUCASUS REGION
Abstract. The paper is devoted to the analysis of the state of the customs infrastructure as a special factor of the spatial socio-economic development of the North Caucasus region. Its species are distinguished. The author analyzes the positive and negative effects of the development of the region, which requires solving the modernization tasks such as development of customs and logistics terminals, creation of regional electronic customs, regular monitoring of the state of the customs infrastructure.
Keywords: objects of customs infrastructure, directions for improving the customs infrastructure, customs and logistics terminals, regional electronic customs, spatial development
В условиях нахождения Российской Федерации во Всемирной Торговой Организации и введение в действие нового Таможенного кодекса Евразийского Экономического Союза (далее ЕАЭС) с 1 января 2018 года происходит усиление влияния на объемы мировой торговли, кроме того возрастает роль влияния международного терроризма на безопасность перемещения товаров, что является основной проблемой международной торговли. Международный опыт свидетельствует о том, что в существующих реалиях роль таможенной инфраструктуры, как материально-технической основы пространственного
развития и обеспечения безопасности, очень значительна.
Таможенная инфраструктура - это совокупность таможенных органов и кластера, необходимых для полноценной работы таможенной службы вспомогательных предприятий и сооружений, информационно-автоматизированной системы сбора, обработки и передачи информации, связи, учебных заведений.
Объекты таможенной инфраструктуры можно разделить на следующие группы [1]:
1) Производственная инфраструктура включает таможенные объекты, формирующие условия для непосредственной работы
1 Игнаток Михаил Владимирович, кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенного дела, СевероКавказский институт (филиал) АНО ВО Московский гуманитарно-экономический университет г. Минеральные Воды, e-mail: [email protected], т. 8 (879) 226-83-97
Ignatok Mikhail Vladimirovich, Ph.D. in Economics, Associate Professor of the Department of Customs, North Caucasus Institute (branch) Moscow Humanitarian-Economic University, Mineralnye Vody, e-mail: [email protected], t. 8 (879) 226- 83-97
таможенных органов, помещения товаров под таможенные процедуры, и обслуживание пассажиров. К ним можно отнести: пункты пропуска, терминалы, объекты для специальных видов контроля; сети таможенного обслуживания; служебно-производственные здания; строительные организации; склады для таможенных средств, гаражи и котельные; таможенные лаборатории и т.д.
2) Информационно-техническая и транспортная инфраструктура обеспечивает возможность выбора и передачу информации осуществления таможенных процедур и результатов данного процесса, а также перевозки посредством транспортных средств. Ее элементами являются: инспекционно-досмотровые кабины; технические средства таможенного контроля; транспортные средства и пр.
3) Околотаможенная инфраструктура - объекты сферы оказания услуг, необходимые для их предоставления жителям приграничных территорий и физических лиц, прибывающих в регион. К ним можно отнести: объекты бытового обслуживания; средства связи; гостиницы; пункты приема платежей; автосервис; аптеки и пр.
4) Социальная инфраструктура включает объекты, предназначенные для повышения условий уровня и качества жизни работников таможенных органов и удовлетворения их потребностей: жилые здания; объекты медицинского обслуживания; образовательные и социально-культурные объекты; спортивные объекты и пр.
Можно сделать вывод о том, что на современном этапе таможенная инфраструктура является многоотраслевой социально-экономической системой, решающей различные задачи, связанные с реализацией стратегических интересов регионов входящих в СКФО, и ЕАЭС в целом, и от ее мощностей, качества работы, имеющегося потенциала зависит пространственное социально-экономическое развитие Северокавказского региона, что выражается в наличии положительных и отрицательных эффектов, оказывающих воздействие на социально-хозяйственный комплекс региона.
К положительным эффектам в первую очередь следует отнести то, что наличие границы формирует пограничное пространство, которое обеспечивает для Северокавказского
региона увеличение приграничной торговли и рынка, способствует занятости населения, стимулирует развития субфедеральной экономики и вызывает тем самым мультипликационный эффект роста валового регионального и как следствие национального продукта, что, в итоге, благотворно влияет на собираемость платежей в бюджет и пространственное развитие регионов СКФО.
В результате вышеперечисленных факторов, возрастает инвестиционная привлекательность для иностранных инвесторов, так как созданы благоприятные транспортные условия, приятный инвестиционный климат, низкие ставки местных налогов, высокая потенциальная емкость регионального рынка и низкие транзакционные издержки, связанные с пересечением таможенной границы [2].
В связи с последними изменениями таможенного законодательства направленного на полноценный переход на электронный документооборот, и электронное декларирование, существующая таможенная инфраструктура на сегодняшний день не способ на качественно и быстро обслуживать экспортно-импортный товаропоток, и при этом обеспечивать должный уровень безопасности страны.
В первую очередь это связано с тем, что большинство объектов таможенной инфраструктуры по своим физическим характеристикам не приспособлены к размещению на их основе современных информационных и информационно-коммуникационных технологий, что является барьером для применения новых форм декларирования и способов таможенного контроля и таможенного оформления товаров. К таким объектам можно отнести Северо-Кавказское таможенное управление и находящиеся в регионе его деятельности Минераловодскую, Дагестанскую и Северо-Осетинскую таможни, а также подчиненные им таможенные посты и пункты пропуска через государственную границу.
К негативным эффектам также можно отнести:
- увеличение транспортной нагрузки на города региона (временный ввоз автомобильного транспорта с территории иностранных государств);
- появление чрезмерных встречных това-ропотоков (реэкспорт и реимпорт товаров);
- сокращение транзитных возможностей региона (таможенный транзит).
- дополнительные значительные издержки в связи с необходимостью возврата транспортных средств в таможенный орган, в регионе деятельности которого находится отправитель товаров ЕАЭС, в целях помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита и предъявления товаров и транспортного средства таможенному органу выпуска;
- простой транспортных средств международной перевозки с указанными товарами перед пунктом пропуска на российско-грузинском участке государственной границы Российской Федерации в связи с ожиданием в очереди перед МАПП Верхний Ларс и после-
дующим возвратом транспортного средства в местонахождение отправителя;
- принятие таможенных органом, расположенным в месте убытия товаров с таможенной территории ЕАЭС, решения об отказе в выпуске товаров на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 125 ТК ЕАЭС в связи с несоблюдением условий, при которым таможенный орган производит выпуск товаров;
- задержке пропуска транспортных средств иных участников ВЭД в связи с нахождением в очереди перед пунктом пропуска и в пункте пропуска транспортных средств с товарами ЕАЭС, в отношении которых не совершены таможенные операции, связанные с подачей транзитной декларации в таможенном органе, в регионе деятельности которого находится отправитель.
Рисунок 1 — Негативные последствия подачи транзитной декларации в месте убытия
товаров с таможенной территории ЕАЭС [3]
Поскольку таможенные органы осуществляют полномочия по осуществлению в пунктах пропуска через таможенную границу ЕАЭС транспортного и иных видов контроля в полном объёме, а также полномочия по приёму и проверке документов в отношении товаров и животных, необходимых для осу-140
ществления ветеринарного, фитосанитарно-го, санитарно-карантинного, и карантинного контроля. Данный порядок нацелен на ускорение прохождения официальных формальностей в пунктах пропуска на таможенной границе, также занимает дополнительное время. Данные проблемы усугубляются тем, что
выполнение форм таможенного контроля: осмотра, досмотра и выпуска товаров, туристов, прибывших с культурными, спортивными, научными, деловыми и иными целями, занимает продолжительное время. Вследствие этого существует потребность разработки направлений совершенствования таможенной инфраструктуры, отвечающей новейшим тенденциям преобразований в сфере внешнеэкономической деятельности и решающей задачи по ее модернизации.
При реализации мероприятий Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к таможенной границе, базисным элементом концепции является деятельность таможен-но-логистических терминалов - «ТЛТ» и создание Региональных электронных таможен. Фактически таможенно-логистический терминал представляет собой комплекс, состоящий из складов временного хранения, зданий, сооружений, и помещений таможенных органов, таможенных представителей, перевозчиков, иных структур. Сочетание деятельности ТЛТ с Региональными электронными таможням и позволит осуществлять полный цикл таможенного оформления товаров, включая их временное хранение, прохождение всех необходимых видов государственного контроля,
декларирование и выпуск в свободное обращение.
В 2018 году в г. Минеральные Воды начато создание Северокавказской электронной таможни, местом размещения создаваемой Региональной электронной таможни и подчиненного ей центра электронного декларирования определено здание Минераловодской таможня, по адресу ул. Советская д. 150.
Структура создаваемой электронной таможни мало отличается от обычной, за исключением того, что в подчинении её будет всего один таможенный пост - ЦЭД (Центр электронного декларирования). Сейчас для обеспечения бесперебойной работы Северокавказской электронной таможни в месте работы ЦЭД размещаются структурные подразделения постов Минераловодской таможни, осуществляющих функции, связанные с декларированием товаров.
Для формирования у должностных лиц практики и опыта совершения таможенных операций при декларировании товаров участников внешнеэкономической деятельности иных субъектов СКФО, проводится работа с крупными участниками внешнеэкономической деятельности по организации подачи ими деклараций на свои грузы в таможенные органы Минераловодской таможни.
Рисунок 2 — Реформирование системы таможенных органов [4]
До 2020 года запланирован перевод в электронную «версию» всех таможенных органов страны, запланировано создание 8 Региональных электронных таможен, с центрами электронного декларирования во всех Федеральных округах, дополнительно будут созданы 7 центров электронного декларирования в Балтийской, Новороссийской, Владивостокской, Центральной акцизной, Центральной энергетической, Московской областной и Калининградской областной таможнях, 1 авиационная электронная таможня Московского авиаузла.
Создание Северокавказской электронной таможни позволит:
- повысить уровень управления таможенными органами региона;
- повысить эффективность и результативность таможенного контроля;
- обеспечить полноту взимания таможенных платежей в регионе;
- снизить издержки участников ВЭД;
- создать комфортную среду для добросовестного бизнеса в условиях равной конкуренции;
- снизить коррупционные риски;
- оптимизировать рабочую нагрузку, структуру, штатную численность и расходы на содержание таможенных органов в регионе.
Управление таможенной инфраструктурой необходимо осуществлять на основе программно-целевого подхода, на основе регулярного мониторинга состояния таможенной инфраструктуры Северокавказского региона. Среди основных целевых ориентиров развития транспортной и информационно-технической таможенной инфраструктуры на современном этапе целесообразно выделить следующие:
Рисунок 3 - Целевые ориентиры СКТУ на период 2018-2020 гг. [4]
Определение необходимого количества та-моженно-логистических терминалов и Региональных электронных таможен, требований, предъявляемых к этим объектам, порядка их размещения и эксплуатации невозможно без 142
осуществления научной проработки, и экономической оценки планируемых результатов. В связи с этим основной задачей становится проведение анализа и детальная проработка концепции обустройства таможенной территории ЕАЭС и
СКФО как его составной части. В связи с этим возникает необходимость в разработке новых инструментариев оценки состояния и применения объектов таможенной инфраструктуры в целях повышения эффективности внешнеэкономической деятельности в регионах СКФО.
Значительную роль во внешней торговле участников внешнеэкономической деятельности республик Абхазия, Южная Осетия, Армения, Азербайджан, Грузия и других стран Закавказья играют партнерские отношения с Россией, что сказывается на товарообороте субъектов СКФО, который значительно вырос за последнее время. Для предпринимателей открываются новые горизонты ведения бизнеса. И прежде всего, это эффективное использование производственного потенциала, поддержка высокоэффективных производств, формирование благоприятного инвестиционного климата, проведение согласованной налоговой, антимонопольной, таможенной и финансовой политики, а также создание и поддержание добросовестной конкуренции.
Полноценное использование транспортных коммуникаций и как следствие таможенно-логистического терминала «Верхнеларский»
(Северная Осетия) таможенно-логистическо-го терминала «Виадук» и таможенно-логис-тического терминала «Яраг-Казмалярский» (Магарамкентский район, Дагестан) ввод в эксплуатацию последних комплексов позволил существенно снизить транспортную нагрузку на города Махачкала и Дербент, однозначно играет решающую роль в инфраструктурном и социально-экономическом развитии Северокавказского региона [5, 6].
Совершенствование таможенной инфраструктуры значительно укрепляет позиции субъектов СКФО вследствие роста экспорта и импорта товаров, привлечения иностранных инвестиции, активного межграничного сотрудничества предприятий и достижения модернизации отраслевой структуры, что, в конечном итоге, будет способствовать более глубокой интеграции Северокавказского региона в мировое экономическое пространство. Развитие транспортно-логистической и информационно-коммуникационной сфер таможенной инфраструктуры является одним из приоритетных направлений пространственного социально-экономического развития Северокавказского региона на данное время.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИй СПИСОК
1. Антонюк В.С., Эрлих Г.В. Совершенствование таможенной инфраструктуры как фактор
развития приграничных территорий РФ // Вестник ЮУрГУ Серия «Экономика и Менеджмент». 2016. Т. 10. № 4. С. 7-11.
2. Игнаток М.В. Инвестиционные площадки в форме особых экономических зон СКФО // Ма-
териалы международной научно-практической конференции. Актуальные вопросы экономического развития регионов. Пятигорск: РИА КМВ, 2013. С. 126-131.
3. Официальный сайт Северо-Кавказского таможенного управления [Электронный ресурс]. URL: http://sktu.customs.ru/ (дата обращения: 25.04.2018)
4. Официальный сайт Федеральной таможенной службы [Электронный ресурс]. URL: http://
customs.ru/(дата обращения: 25.04.2018)
5. Заседание Консультативного совета Северо-Осетинской таможни c участниками внешне-
экономической деятельности [Электронный ресурс]. URL: http://sktu.customs.ru/index. php?option=com_content&view=artide&id=130 (дата обращения: 25.04.2018)
6. На Северном Кавказе появятся два новых таможенно-логистических терминала [Элект-
ронный ресурс]. URL: http://customsonline.ru/2436-na-sevemom-kavkaze-poyavyatsya-dva-novyh-tamozhenno-logisticheskih-terminala.html (дата обращения: 25.04.2018)