Научная статья на тему 'Мониторинг дорожной карты «Совершенствование таможенного администрирования»'

Мониторинг дорожной карты «Совершенствование таможенного администрирования» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1561
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА / ДОРОЖНАЯ КАРТА «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ» / ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ / ФТС / УЧАСТНИКИ ВЭД / СУР / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / НАЛОГИ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ДОКУМЕНТЫ / ПРИНЦИПЫ «ЕДИНОГО ОКНА» / ДЕКЛАРИРОВАНИЕ / ТОВАРОВ / СУБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПУНКТЫ ПРОПУСКА ТОВАРОВ / CUSTOMS SERVICE / ROADMAP «IMPROVING CUSTOMS ADMINISTRATION” / CUSTOMS DUTIES / TRADERS / FEDERAL BUDGET / TAXES / ELECTRONIC DOCUMENTS / PRINCIPLE OF SINGLE WINDOW / DECLARATION OF GOODS / SUBJECT-ORIENTED APPROACH / FOREIGN TRADE ACTIVITY / CHECKPOINTS OF THE GOODS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Овсянникова Ольга Александровна

В статье автор отмечает, что мероприятия, запланированные в рамках исполнения дорожной карты «Совершенствование таможенного администрирования», были реализованы, значения установленных показателей эффективности деятельности таможенных органов достигнуты. Однако существует ряд невыполненных пунктов в реализации дорожной карты из-за ряда проблем, связанных со сложностью и спецификой таможенного администрирования в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Овсянникова Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING OF THE ROADMAP «IMPROVEMENT OF CUSTOMS ADMINISTRATION»

In the article the author notes that planned activities in the framework of implementation of the road map «Improving customs administration» were realized; the values of established indicators of efficiency of activity of the customs bodies were achieved. However, there are some outstanding items in the implementation of the roadmap because of several problems associated with the complexity and specificity of customs administration in Russia.

Текст научной работы на тему «Мониторинг дорожной карты «Совершенствование таможенного администрирования»»

OREKHOV Oleg Yur'evich, postgraduate student at the Chair of State and Municipal Government, Civil Defense Academy EMERCOMof Russia (microdistrict Novogorsk, Khimki, Moscow region, Russia, 141435; [email protected])

THE PROSPECTS OF POLITICAL AND LEGAL REGULATION OF LOBBYING ACTIVITIES IN RUSSIA

Abstract. The author analyzes lobbying as a natural phenomenon for any country. The paper presents the background of lobbying in Russia, shows real examples of lobbying activities. The author makes his own assessment of the benefits of civilized lobbyism as well as the prospects of political and legal regulation of lobbying activities in Russia. Keywords: lobbying institution, lobbying in the USSR, legal basis of lobbying activities, benefits, current state of lobbying, civilized lobbyism

ОВСЯННИКОВА Ольга Александровна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Российской таможенной академии (140009, Россия, Московская обл., г. Люберцы, Комсомольский пр-кт, 4)

МОНИТОРИНГ ДОРОЖНОЙ КАРТЫ «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ»

Аннотация. В статье автор отмечает, что мероприятия, запланированные в рамках исполнения дорожной карты «Совершенствование таможенного администрирования», были реализованы, значения установленных показателей эффективности деятельности таможенных органов достигнуты. Однако существует ряд невыполненных пунктов в реализации дорожной карты из-за ряда проблем, связанных со сложностью и спецификой таможенного администрирования в России.

Ключевые слова: таможенная служба, дорожная карта «Совершенствование таможенного администрирования», таможенные платежи, ФТС, участники ВЭД, СУР, федеральный бюджет, налоги, электронные документы, принцип «единого окна», декларирование товаров, субъектно-ориентированный подход, внешнеторговая деятельность, пункты пропуска товаров

Приоритетными задачами таможенной службы являются обеспечение собираемости таможенных платежей, совершенствование таможенного администрирования, создание благоприятных условий для развития внешнеторговой деятельности.

Помимо решения задачи пополнения федерального бюджета, в 2015 г. проводилась плановая работа в системе таможенных органов по повышению качества и результативности таможенного администрирования и устранению административных барьеров для бизнеса. При этом необходимо отметить, что запланированные мероприятия в рамках исполнения дорожной карты «Совершенствование таможенного администрирования» были реализованы, значения установленных показателей эффективности деятельности таможенных органов достигнуты.

Среди названных в дорожной карте направлений работы особое значение для развития международного финансового центра в России (МФЦ) имеют:

1) внедрение принципа первичности электронных документов и сведений в электронном виде при построении таможенных технологий и подготовке нормативных правовых актов (приоритет «электроники» перед бумагой);

80

ВЛАСТЬ

2016'10

2) сокращение времени обработки транспортных средств в пункте пропуска за счет пересмотра технологии их работы, если не потребовалась дополнительная проверка: например, для грузового автотранспорта — до 10—15 мин.;

3) внедрение принципов «единого окна» и «одной остановки» в работу пунктов пропуска;

4) внедрение принципа «двух служб на границе» (пограничной и таможенной);

5) сокращение сроков выпуска при декларировании товаров и сокращение в 2—3 раза времени, необходимого декларанту для подготовки декларации;

6) создание возможности физическим лицам подавать таможенные декларации через портал, распечатывая их при необходимости в пунктах пропуска, на таможенных постах, а также в любых доступных для распечатывания местах. При этом соответствие сведений в электронном и бумажном вариантах должно обеспечиваться штрих-кодом либо иными способами.

Реализация данных положений в направлении упрощения таможенного администрирования, несомненно, положительно сказывается на функционировании международного финансового центра в России.

Коллегия ФТС России, рассмотрев итоги работы таможенных органов Российской Федерации, отмечает, что основные усилия в 2015 г. были направлены на обеспечение собираемости таможенных платежей, совершенствование таможенного администрирования, создание благоприятных условий для развития внешнеторговой деятельности.

В течение минувшего года продолжалась работа Федеральной таможенной службы (ФТС) России по исполнению указов президента РФ, принятых 7 мая 2012 г., планов мероприятий (дорожных карт) «Совершенствование таможенного администрирования» (распоряжение Правительства РФ от 29 июня 2012 г. № 1125-р)1.

Время осуществления таможенных операций при импорте товаров (при условии, что товары не подлежат дополнительным видам государственного контроля и не идентифицированы как рисковые партии, требующие дополнительной проверки) составило 1 ч 44 мин. и 51 мин. — при экспорте (в 2014 г. — 5 ч 2 мин. и 1 ч 40 мин. соответственно). Федеральной таможенной службой России реализованы мероприятия по:

1) внедрению технологий автоматической регистрации декларации на товары (далее — ДТ) и автоматического выпуска товаров (в течение 2015 г. на объектах пилотной зоны автоматически зарегистрированы более 110 тыс. ДТ, выпущены около 1,5 тыс. ДТ);

2) сокращению числа документов, представляемых при таможенном декларировании товаров (при экспорте — 4 документа, при импорте — 6; в 2014 г. при экспорте — 6 документов, при импорте — 8);

3) внедрению технологии декларирования в электронной форме товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита (в рамках проведенного эксперимента оформлены около 1 300 электронных транзитных деклараций);

4) проведению эксперимента по формированию перечня добросовестных российских транспортных компаний, в отношении которых таможенные органы РФ не требуют обеспечения соблюдения мер таможенного транзита (в перечень включены 158 транспортных компаний);

5) проведению эксперимента по подаче сведений в электронном виде в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых экспресс-перевозчиками

1 Решение коллегии ФТС России от 25 марта 2016 года «Об итогах работы таможенных органов Российской Федерации в 2015 году и задачах на 2016 год». Доступ: http://www.customs.ru

в адрес физических лиц (оформлены более 45,5 тыс. реестров товаров для личного пользования, общий вес — более 276,5 тыс. т, стоимость — около 24 млрд руб., уплачено таможенных платежей более 61 млн руб.);

6) развитию субъектно ориентированного подхода к управлению рисками на основе категорирования участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД)1.

В 2015 г. в таможенные органы были поданы более 3,7 млн деклараций на товары в электронном виде с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, что составило 99,93% общего числа ДТ, оформленных таможенными органами (в 2014 г. — 4,3 млн ЭДТ, 99,87% общего числа ДТ). Число участников ВЭД, применявших электронную форму декларирования в минувшем году, составило более 78 тыс. (99,81% общего числа участников ВЭД, подавших ДТ), в 2014 г. — более 80 тыс. (99,5% общего числа участников ВЭД, подавших ДТ)2.

С применением технологии удаленного выпуска были оформлены более 560 тыс. ЭДТ, что на 25% больше, чем в 2014 г. (448 тыс.).

В течение 2015 г. осуществлялись мероприятия по переносу акцента таможенного контроля с этапа таможенного декларирования на этап контроля после выпуска товаров в рамках реализации Концепции развития таможенного контроля после выпуска товаров до 2016 года, утвержденной приказом ФТС России от 29 декабря 2012 г. № 2709.

В течение 2015 г. продолжилась работа по применению субъектно ориентированного подхода к управлению рисками на основе отраслевого и автоматизированного категорирования участников ВЭД.

Определены более 2 тыс. организаций низкого уровня риска, на долю которых к концу 2015 г. приходилось более 44% общего числа оформленных ДТ (в 2014 г. — 42%) и более 57% общей суммы таможенных платежей (в 2014 г. — 56%), перечисленных в федеральный бюджет (при импорте товаров).

В результате применения системы управления рисками (СУР) доля товарных партий, в отношении которых проводился таможенный досмотр, составила 4,4%. При этом доля результативных таможенных досмотров увеличилась с 22,3% в 2014 г. до 33,4% в 2015 г.

Возросла доля участников ВЭД, удовлетворительно оценивших качество предоставления государственных услуг таможенными органами; в 2015 году она составила 81% общего числа опрошенных (в 2014 г. — 40,5%).

Однако на сегодняшний день есть ряд проблем с исполнением некоторых пунктов дорожной карты «Совершенствование таможенного администрирования». На данный момент не выполнены 3 мероприятия из 67 подлежащих выполнению. Официально считаются выполненными 39 из 59 пунктов ДК, невыполненными или находящимися в процессе исполнения — 14. Более того, до сих пор не выполнено поручение председателя правительства РФ о внедрении инструмента, позволяющего осуществлять мониторинг перемещения любого транспортного средства в пунктах пропуска и затем в процессе декларирования и выпуска товаров на официальном сайте ФТС. Формальным кажется и внедрение механизма удаленной уплаты таможенных платежей (п. 49, 50). В дорожной карте есть целый ряд мероприятий, реализация которых откладывается. Помимо службы «единого окна», это внедрение технологии автоматической регистрации таможенной декларации (п. 9), которая сейчас применяется только в отношении экспорта, и то не везде. Также на 2018 г. перенесен срок выполнения п. 56

1 Там же.

2 Там же

82

ВЛАСТЬ

2 016'10

(«Обеспечение возможности получения плательщиком информации о движении уплаченных им денежных средств через личный кабинет»). Непонятная ситуация сложилась с удаленным выпуском (п. 13). Это мероприятие сначала предлагали снять совсем в связи с тем, что удаленный выпуск якобы используется только как лазейка для недобросовестного бизнеса. Сейчас нет регламента многочисленных проверок и контрольных операций, т.к. ФТС настаивает на том, что таможня осуществляет исключительно функции контроля. Компания точно должна знать, сколько времени налоговые инспекторы могут у нее находиться, какие проверки назначить. Для таможенных органов должен быть внедрен такой же регламент [Сурвилло 2016].

Таким образом, в России и на уровне Единого экономического пространства в последние годы принимаются достаточно важные решения в направлении совершенствования таможенного администрирования, что в комплексе иных мероприятий, осуществляемых в рамках модернизации регуляторной политики, должно создать предпосылки для становления и развития в России международного финансового центра.

Список литературы

Сурвилло В.Ю. 2016. Таможенный парадокс. — Таможенное регулирование. Таможенный контроль. № 2. С. 4-8.

OVSYANN/KOVA Ol'ga Aleksandrovna, Cand.Sci.(Ped.), Associate Professor of the Chair of Humanitarian Disciplines, Russian Customs Academy (4 Komsomol'sky Ave, Lyubertsy, Moscow region, Russia, 140009)

MONITORING OF THE ROAD MAP «IMPROVEMENT OF CUSTOMS ADMINISTRATION»

Abstract. In the article the author notes that planned activities in the framework of implementation of the road map «Improvement of customs administration» were realized; the values of established indicators of efficiency of the customs bodies activity were achieved. However, there are some outstanding items in the implementation of the road map because of several problems associated with the complexity and specificity of customs administration in Russia.

Keywords: customs service, road map «Improvement of customs administration", customs duties, traders, Federal budget, taxes, electronic documents, principle of single window, declaration of goods, subject-oriented approach, foreign trade activity, checkpoints of goods

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.