Научная статья на тему 'Инновационные исследования в центре инженерной педагогики'

Инновационные исследования в центре инженерной педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные исследования в центре инженерной педагогики»

В.М. ЖУРАКОВСКИЙ, академик РАО Национальный фонд подготовки кадров

В.М. ПРИХОДЬКО, чл. -корр. РАН, Президент Российского мониторингового комитета Ю№ З.С. САЗОНОВА, профессор Московский автомобильно-дорожный институт (ГТУ)

Современной России, создающей национальную систему инновационной экономики, нужен незамедлительный приток компетентных конкурентоспособных специалистов инженерно-технического профиля. Реализовать подготовку таких специалистов должны преподавательские коллективы отечественных технических вузов и ссузов.

Вместе с тем решение этой задачи сдерживается дефицитом квалифицированных научно-педагогических кадров. Поэтому модернизация системы повышения квалификации и переподготовки научно-педагогических кадров (ПКНПК) ВПО является сегодня приоритетом государственной политики в сфере образования и направлением научной и практической деятельности в области инженерной педагогики. В число главных задач инженерной педагогики входит разработка инновационных образовательных программ ПКНПК учреждений ВПО технического профиля.

Актуальные практические задачи инженерной педагогики. По мнению авторов настоящей статьи, структура многокомпонентной системы инновационных программ ПКНПК должна включать три подструктуры, нацеленные на обеспечение инженерной и инженерно-педагогической компетентности научно-педагогических кадров учреждений ВПО в соответствии с международными требованиями. Первая подструктура должна содержать про-

Инновационные исследования в центре инженерной педагогики

граммы образовательных модулей (ПОМ), изучение которых необходимо для повышения уровня психолого-педагогических компетенций преподавателей технических вузов. Вторая подструктура должна аккумулировать ПОМ, изучение которых способствует формированию компетенций, необходимых для разработки:].) учебных программ на основе компетентностного подхода; 2) соответствующего контрольно-измерительного инструментария; 3) системы оценки трудоемкости учебной работы «на языке кредитов» (зачетных единиц). Третья подструктура должна включать инновационные программы освоения преподавателями технологий системной подготовки студентов к конкурентоспособной деятельности в наукоемком машиностроительном производстве и других отраслях современной экономики.

В настоящее время методологичес-

кая и практическая подготовка преподавателей технических дисциплин к систематической оценке, диагностике и применению в учебном процессе современных технологических достижений отечественных и зарубежных фирм имеет высокую степень актуальности. Важной задачей преподавателей технических дисциплин является управление формированием корпоративных результатов деятельности студентов, решающих проблемы автоматизации проектирования инновационных производственных технологий и синтеза технологичных конструкций.

С учетом актуальности сформулированных задач в Центре инженерной педагогики (ЦИП) МАДИ (ГТУ) выполняется научно-педагогическое исследование, цель которого - разработка инновационных образовательных программ ПКНПК технических вузов с учетом регионального компонента.

Модель организации региональной инфраструктуры повышения квалификации разрабатывается с опорой на интеграцию регионально-ориентированного, системно-структурного, системно-функционального и кластерного подходов. Выбранные нами научные подходы ориентируют на создание комплексной системы управления каче-

ством процесса и результатами повышения квалификации научно-педагогического персонала ВПО, предусматривающей регулирование процесса на основании оценивания его состояния по специально выделенным критериям качества. Управление качеством повышения квалификации преподавателей вузов технического профиля не может сводиться только к оценке и контролю. Оно предполагает и создание совокупности условий, обеспечивающих это качество. Одна из составляющих этой совокупности - интеграция системы повышения квалификации с наукой, производством и наукоемким бизнесом соответствующего региона. Выделенные нами научные подходы ориентируют на создание инфраструктуры, способствующей развитию научно-педагогического потенциала системы региональных учреждений ВПО технического профиля как необходимого условия формирования инновационной экономики. Компетентностный подход к генерации, апробации и сопровождению результатов творческой деятельности преподавателей технических дисциплин, обучающихся в системе повышения квалификации, должен базироваться на мониторинге уровня их инженерной и инженерно-педагогической компетентности. Формированию и развитию многокомпонентной системы компетенций как необходимых составляющих инженерно-педагогической компетентности современных преподавателей технических дисциплин должно способствовать использование инновационной системы электронных учебных материалов - эффективного средства достижения целостности инженерно-профессиональной подготовки и самоподготовки преподавателей в условиях системной интеграции образования, науки, производства и бизнеса.

Персонифицированное повышение квалификации преподавателей технических дисциплин. Современное реги-

ональное образовательное учреждение, реализующее образовательные программы ПКНПК ВПО технического профиля, должно иметь постоянно корректируемый, периодически обновляемый и развивающийся банк программ образовательных модулей. Он должен включать следующие элементы:

• программы, инвариантные относительно конкретных регионов и типов образовательных учреждений, в которых работают субъекты повышения квалификации;

• программы, отражающие инновационные реалии с учетом краткосрочного и долгосрочного прогнозирования изменений в экономике региона, в образовании, науке, производстве, бизнесе и обществе в целом.

Многокомпонентный банк программ образовательных модулей является основой для формирования проектов персонифицированного ПКНПК на основе компетентностного подхода. С позиций системных исследований компетентно-стный подход к персонифицированному повышению квалификации научно-педагогических кадров можно представить в виде функциональных сетевых моделей, описывающих интеграцию образования, науки и производства в индивидуальном содержании обучения. Каждый персонифицированный проект повышения квалификации - это целостный конструкт, включающий три взаимосвязанные подсистемы: ]) конечные диагностируемые личностно значимые цели, требования и нормы; 2) совокупность программ изучаемых образовательных модулей с описанием технологий их освоения (включая конкретизацию методов и форм обеспечения качества на всех этапах образовательного процесса); 3) ожидаемые диагностируемые результаты каждого этапа повышения квалификации.

Функциональные взаимо-

связи всех элементов образовательной программы должны обеспечивать согласованность и системную ориентацию всех этапов повышения квалификации на достижение сквозных целей, сформулированных на языке общих и профессионально-педагогических компетенций с указанием их уровня.

Проект персонифицированной образовательной траектории может быть разработан агентом повышения квалификации как самостоятельно, так и при консультативной поддержке эксперта (при учете имеющегося опыта, актуальных потребностей и требований, а также реальных возможностей преподавателей учреждений ВПО).

Особенности содержания профессиональной подготовки инженера. Содержание инженерно-технической подготовки проектируется с ориентацией на модель специалиста, в логике будущей профессиональной деятельности. Методологической основой проектирования содержания подготовки современного инженера является системная интеграция образования с наукой, производством и наукоемким бизнесом. Проблема отбора и структурирования содержания инженерно-технической подготовки занимает одно из центральных мест в инженерной педагогике. Содержание и структура инженерно-технической подготовки студентов, системно ориентированной на формирование

их профессиональной компетентности, должны создавать условия для:

• функционально-сетевого мониторинга качества всех этапов подготовки будущих инженеров, осуществляемой в условиях реализации идеи интеграции образования, науки и производства в учебный процесс;

• получения и сопровождения диагностируемых результатов деятельности с доведением результатов до завершенного вида.

В осуществляемом на базе ЦИП МАДИ (ГТУ) исследовании акцент сделан на использовании метода функционально-сетевого проектирования содержания инженерно-технической подготовки студентов технических вузов. Опыт нашей работы показал, что функционально-сетевое представление содержания междисциплинарной подготовки инженера обеспечивает возможность его эффективного использования при разных формах обучения. Встраивание науки и производства во все элементы процесса подготовки, осуществляемое уже на стадии проектирования, обеспечивает:

• междисциплинарность - за счет учета в содержании учебного материала научных принципов систематики, информатики, автоматизированного проектирования, системы менеджмента качества, психологии и инженерной педагогики;

• междисциплинарность профессионального характера - за счет учета научных закономерностей, характерных для тех дисциплин, которые системно связаны с изучаемой технической дисциплиной.

Электронное представление содержания подготовки инженера создает возможность для использования в учебном процессе таких организационных форм, методов и приемов, ко-

торые максимально способствуют развитию творческих способностей студентов и их самостоятельности.

В разрабатываемых в ЦИП МАДИ (ГТУ) инновационных программах, ориентирующих преподавателей на освоение технологий системной подготовки будущих инженеров к конкурентоспособной деятельности в автомобильно-дорожном комплексе страны, отражены следующие направления повышения квалификации преподавателей технических дисциплин:

• определение и использование в процессе подготовки инженеров требований работодателей - представителей отрасли и регионов;

• систематизация информации о технических достижениях наукоемкого производства и ее преобразование в электронный вид;

• методы систематизации труд-ноформализуемой междисциплинарной технологической информации;

• технологии функционально-сетевого проектирования формирования профессиональных компетенций будущих инженеров в процессе междисциплинарной подготовки;

• методологические подходы к проектированию электронных междисциплинарных учебно-методических комплексов и др.

У отечественной школы инженерной педагогики есть много достижений в области подготовки и повышения профессионально-педагогической квалификации преподавателей технических вузов, но есть и много нерешенных проблем. Актуальность их решения очень высока в условиях широкой модернизации инженерно-технического образования, сопровождающейся концептуальными, структурными и институциональными изменениями в сфере образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.