З.С. САЗОНОВА, профессор директор Центра инженерной педагогики
Центр инженерной педагогики МАДИ: актуальные задачи
В статье представлен материал об истории создания и развитии Центра инженерной педагогики МАДИ.
Ключевые слова: инженерная педагогика, профессионально-педагогическая подготовка, преподаватель технического университета.
Инженернопедагогическая школа МАДИ конституировалась в 1995-1996 годы, когда на базе нашего вуза были созданы Национальный мониторинговый комитет Международного общества по инженерной педагогике (ГС1Р) и Центр инженерной педагогики (ЦИП) МАДИ с целью осуществления профессионально-педагогической подготовки преподавателей технических вузов по комплексной образовательной программе, аккредитованной Ю1Р [1].
Более чем 20-летний опыт внедрения инженерной педагогики в европейских вузах и определенная неудовлетворенность отечественных преподавателей технических дисциплин системой повышения квалификации, действовавшей в нашей стране в 1990-х гг., стали весомым аргументом в пользу введения основ инженерной педагогики в систему повышения педагогического мастерства преподавателей российских технических вузов.
Цели деятельности Центра инженерной педагогики МАДИ формулируются следующим образом:
• обеспечить преподавателям технических вузов, а также других учебных заведений инженерно-технического профиля научно и методологически обоснованную психолого-педагогичес-кую подготовку, переподготовку и по-
вышение квалификации в соответствии с международными требованиями;
• создать условия для интеграции профессиональной инженерно-технической и психолого-педагогической подготовки преподавателей, для проведения научных исследований в области инженерной педагогики, для формирования педагогического мастерства;
• разработать и реализовать методику формирования целостной профессионально-педагогической компетентности преподавателя технических дисциплин.
Одним из основных направлений работы Центра было и остается совер-
шенствование педагогического мастерства преподавателей. В соответствии с рекомендациями Ю1Р основу учебного плана Центра составляет практический курс А. Мелецинека «Инженерная педагогика ». Общая трудоемкость учебного плана была увеличена (по сравнению с планом Ю1Р) примерно на 70 часов.
Дополнения к учебному плану коснулись в первую очередь базового курса основ инженерной педагогики. Кроме того, разделы технологии преподавания и использования современных технических средств были выделены в качестве самостоятельного учебного курса. В качестве предметов по выбору в учебный план были включены: иностранный язык (английский, немецкий, французский); программное обеспечение и прикладные компьютерные программы, используемые в учебном процессе; правовые основы интеллектуальной собственности и др.).
При формировании учебных планов и в последующей работе ЦИП МАДИ тесно сотрудничал с рядом технических университетов, в частности с МГТУ им. Н.Э. Баумана и МГАУ им. В.П. Горячкина. Центр инженерной педагогики привлекает к учебному процессу и чтению курсов ведущих преподавателей МАДИ и других вузов Москвы. Приглашение преподавателей из других вузов (центров ГС1Р) имеет принципиальное значение для обмена опытом и обобщения достижений в преподавании инженерной педагогики.
В первый преподавательский коллектив Центра инженерной педагогики МАДИ вошли «остепененные» преподаватели, получившие дополнительное образование по междисциплинарной образовательной программе, разработанной, утвержденной и реализуемой международным обществом по инженерной педагогике ГС1Р. Научным руководителем Центра инженерной педа-
гогики стал Вячеслав Михайлович Приходько. Именно он открыл для России принципиально значимое для отечественного инженерного образования новое научное направление - инженерную педагогику. В 2000 г. зам. председателя Правления ГС1Р, президент Российского мониторингового комитета по инженерной педагогике Ю1Р В.М. Приходько был удостоен премии Президента Российской Федерации, а в 2009 г. -премии Правительства Российской Федерации в области высшего профессионального образования.
Первым директором ЦИП МАДИ был назначен к. т. н., профессор Юрий Петрович Шкицкий. В течение десяти лет Юрий Петрович возглавлял работу по подготовке и изданию сборников «Инженерная педагогика». Авторами статей, публикуемых в этих ежегодных сборниках, являются ученые и преподаватели разных технических вузов, выполняющие исследования в области инженерной педагогики. Для слушателей ЦИП МАДИ статьи, опубликованные в сборниках «Инженерная педагогика», являются важным информационным и научно-методическим материалом и средством «погружения» в научно-образовательное пространство инженерной педагогики.
С первых дней работы Центра важную роль в определении содержания обучения, составлении учебного плана, формировании системы рабочих программ и обеспечении совместной деятельности всех преподавателей играла к. э. н., профессор Галина Ивановна Арутюнова. Она разработала авторский учебный курс «Теория и практика инженерной педагогики» и в течение десяти лет читала его с неизменным успехом. Ее профессионализм, мощная творческая энергия, энтузиазм, увлеченность делом и высокая работоспособность стали для слушателей Центра примером современного пре-
подавателя университета. Она перевела классическую книгу Адольфа Меле-цинека «Инженерная педагогика. Практика передачи технических знаний», которая сразу же стала настольной книгой всех исследователей в области инженерной педагогики.
Руководство университета, понимая важность педагогической подготовки молодых преподавателей, обратилось в Ученый совет с предложением включить в планы повышения квалификации всех молодых преподавателей, имеющих стаж преподавания не более трех лет, обязательное обучение в Центре инженерной педагогики. Ученый совет университета поддержал эту инициативу и принял соответствующее решение.
Важной составляющей работы Центра является оказание помощи техническим университетам России и университетам СНГ при создании на их базе центров инженерной педагогики [2]. Преподаватели Центра выезжали в вузы с лекциями по основным курсам, предусмотренным учебным планом ГС1Р, а также ЦИП МАДИ принимал у себя на стажировку преподавателей этих вузов. Такое двустороннее взаимодействие позволило техническим вузам подготовиться к открытию у себя центров инженерной педагогики, а впоследствии также получить аккредитацию в ГС1Р.
Обеспечению международного уровня профессионально-педагогических компетенций преподавательского коллектива ЦИП способствует совместная работа с коллективами разных подразделений ГС1Р и регулярное участие в ежегодных Международных симпозиумах Ю1Р [3].
В 2008 г. директором ЦИП МАДИ была назначена профессор Зоя Сергеевна Сазонова. Она стала ответственной за разработку стратегии дальнейшего развития ЦИП МАДИ как научно-образовательного подразделения
университета, за организацию работы коллектива научно-педагогических кадров Центра в единой «команде», за модернизацию рабочих программ и обеспечение качества подготовки по аккредитованной Ю1Р комплексной образовательной программе.
В условиях модернизации отечественного высшего технического образования особое внимание уделяется вопросам повышения уровня научноисследовательской и профессионально-педагогической компетентности профессорско-педагогических кадров университета, всесторонне обсуждаются вопросы «компетентностного портрета» преподавателя.
Преподавательские коллективы центров инженерной педагогики акцентируют внимание на конечном результате подготовки преподавателей -системе сформированных во время обучения компетенций современного инженера-педагога. В связи с этим модернизация образовательных программ и отбор учебных модулей программы подготовки осуществляются исходя из содержательной и функциональной полноты всего курса обучения, организованного на основе последовательного применения контекстного подхода к формированию «портфеля компетенций» преподавателя вуза.
Любой преподаватель МАДИ, используя внебюджетную поддержку университета, может пройти обучение в Центре инженерной педагогики по комплексной программе, аккредитованной международным обществом по инженерной педагогике ГС1Р. Эта программа включает несколько взаимосвязанных 72-часовых образовательных модулей, среди которых системообразующим является модуль «Инженерная педагогика: теория и практика».
Начинающие свою педагогическую карьеру молодые преподаватели, соис-
катели и аспиранты обучаются по комплексной образовательной программе, разработанной Ю1Р. Учитывая, что тенденцией развития современного образования является его «проект-ность», в образовательную программу включен модуль «Социальное проектирование». Проецирование проектной культуры на образовательную среду обогащает ее, способствует развитию методологического мышления преподавателей. Контингент молодых преподавателей - это резерв научно-педагогических кадров университета, сочетающих исследовательскую и преподавательскую деятельность.
Главные цели обучения в ЦИП МАДИ - формирование и развитие инженерно-педагогических компетенций преподавателя технических дисциплин, соответствующих международным требованиям, а также овладение педагогическим мастерством. Образовательная программа предусматривает интеграцию теоретического и практического компонентов образовательного процесса. Значительный акцент в обучении делается на освоении активных педагогических технологий. В процессе обучения в ЦИП МАДИ обращается серьезное внимание на то, чтобы каждый выпускник образовательной программы стремился и умел создавать такие условия для профессиональной подготовки студентов, при которых изучаемый студентами учебный материал (отобранный с учетом цели обучения) становится функциональным, используется им в качестве профессионального инструментария.
Выпускная аттестационно-квалификационная работа каждого обучающегося в Центре представляет собой результат выполнения индивидуального проекта. Он оформляется в виде учебно-методического пособия, включающего разработку лекции (нескольких лекций), практического или лабо-
раторного занятия по конкретной учебной дисциплине, выполненную на основе компетентностного подхода. Аттестационно-квалификационная работа имеет двухкомпонентную структуру. Она включает брошюру, содержащую разработанный методический материал в печатном виде, и презентацию учебного материала, представленную в электронной форме. Выпускная работа «визуализирует» весь спектр инженерно-педагогических компетенций, сформированных в процессе освоения образовательной программы, и представляет ценность как для самих выпускников, которые будут использовать ее в своей практической работе, так и для преподавателей, ведущих занятия в ЦИП МАДИ. Анализ работ выпускников позволяет преподавателям оценить качество собственной работы, при необходимости внести необходимые коррективы в технологии обучения, а главное - он является источником новых идей.
Обучение в Центре должно стать подготовкой преподавателя новой формации - профессионала с ярко выраженной индивидуальностью, эксперта в различных областях научных знаний, готового к их приумножению в рамках выполняемых исследований. Поэтому одно из направлений деятельности ЦИП - создание педагогических условий для свободного развития творческого потенциала личности каждого преподавателя, для проявления его уникальности в поисковой и созидательной деятельности. Команда препо-давателей-консультантов и молодых преподавателей, только приступающих к научно-педагогической деятельности, не страшась изменений, делает настойчивые попытки создать новые формы вузовской жизнедеятельности, позволяющие сделать «шаг в будущее».
Образовательный процесс в Центре инженерной педагогики осуществляет-
ся с учетом особенностей инженернотехнического мышления контингента обучающихся. Инженерное мышление - это системное творческое техническое мышление, позволяющее видеть проблему целиком с различных сторон, видеть связи между ее частями, видеть одновременно систему, надсистему, подсистему, видеть связи между ними и внутри них. Эта особенность мышления выпускников МАДИ, которые в дальнейшем будут преподавать технические дисциплины, позволит им сформировать масштабное видение учебного плана как целостности, в которую каждый учебный модуль «встроен» в качестве структурно-функционального компонента, необходимого для достижения образовательной цели.
Обучение в Центре инженерной педагогики создает фундамент для непрерывного развития профессионально важных компетенций преподавателей в процессе их ежедневной практической работы со студентами.
Одно из актуальных направлений исследований, проводимых коллективом ЦИП МАДИ, связано с разработ-
кой персонифицированных образовательных программ формирования профессионально-педагогической компетентности преподавателей разных кафедр. Преподавателями ЦИП сформулированы требования к разработке индивидуальных проектов профессионально-педагогической подготовки и повышения квалификации. В соответствии с этими требованиями каждый персонифицированный проект должен быть представлен в виде целостного конструкта из трех взаимосвязанных подсистем, представляющих:
1) конечные диагностируемые лич-ностно значимые цели, требования и нормы (работодателей, личные и т.д.), зафиксированные в «надсистеме» конструкта;
2) совокупность системно-ориентированных программ изучаемых образовательных модулей с описанием технологий их освоения (включая конкретизацию методов и форм обеспечения качества всех этапов образовательного процесса);
3) ожидаемые диагностируемые
результаты каждого этапа повышения квалификации, отображенные в «подсистеме» единой конструкции.
Функциональные взаимосвязи всех элементов образовательной программы должны обеспечивать согласованность и системную ориентацию всех этапов повышения квалификации на достижение сквозных целей, сформулированных на языке общих и профессионально-педагогических компетенций с указанием их уровня. Проект персонифицированной образовательной траектории может быть разработан субъектом повышения квалификации как самостоятельно, так и при консультативной поддержке преподавателей ЦИП.
Научно-педагогический коллектив Центра инженерной педагогики МАДИ занимается инновационными разработками, хранит верность замечательным традициям, сложившимся в науч-
но-педагогической среде университета. В то же время он развивает взаимодействие со всеми отечественными центрами инженерной педагогики, стремится к реализации новой образовательной модели «инженер-педагог», соответствующей современным реалиям международной системы высшего технического образования.
Литература
1. Приходько В.М., Сазонова З.С. Инже-
нерная педагогика: становление, развитие, перспективы // Высшее образование в России. 2007. № 1. С. 10-25.
2. Сазонова З.С., Измайлова Д.К. Динами-
ка научных и экономических связей между национальными и региональными центрами инженерной педагогики в России // Инженерная педагогика. 2001. № 2. С. 91-94.
3. См.: Международный симпозиум Ю1Р.
и^: www.vovr.ru
SAZONOVA Z. MADI CENTRE OF ENGINEERING PEDAGOGY: TOPICAL TASKS The information about the history of the creation and the development MADI Engineering Pedagogy Centre is presented.
Keywords: engineering pedagogy, professional-pedagogical preparation, lecturer of a technical university.
а.н. ременцов, профессор, Подготовка кадров
проректор по международным /связям для зарубежных стран
В статье рассматривается международное сотрудничество МАДИ, особое внимание уделяется деятельности подготовительного факультета для иностранных граждан.
Ключевые слова: международная деятельность, подготовительный факультет, международные студенческие обмены, международные проекты.
Подготовительному факультету В далеком 1960 г. на учебу в Совет-
МАДИ для иностранных граждан уже ский Союз стали приезжать иностран-
50! В контексте 80-летнего юбилея не ные учащиеся из стран Африки, Азии
будет преувеличением сказать, что и Латинской Америки. Чтобы помочь
значительный период своей жизни вуз им получить полноценное образова-
развивается как интернациональное ние, была создана система их довузов-
учебное заведение. ского обучения на подготовительных