Научная статья на тему 'Инженерное образование и инженерная педагогика: проблемы и решения'

Инженерное образование и инженерная педагогика: проблемы и решения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
752
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ENGINEERING EDUCATION / ИНЖЕНЕРНАЯ ПЕДАГОГИКА / ENGINEERING PEDAGOGICS ENGINEERING TRAINING / ПОДГОТОВКА ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL RETRAINING / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондратьев В. В., Иванов В. Г.

В данной статье приведен аналитический обзор публикаций за последние годы (монографий и статей в журналах из перечня ВАК, а также публикаций на английском языке) представителей ведущих инженерных вузов России. Выбор авторов не случаен. Среди них представители Центров и кафедр инженерной педагогики НИУ МГТУ им. Н.Э.Баумана (В.Е.Медведев, Ю.Г.Татур), МАДГТУ (МАДИ) (В.М.Жураковский, З.С.Сазонова) (г.Москва), КНИТУ (А.А.Кирсанов, В.Г.Иванов, В.В.Кондратьев, Л.И.Гурье, Ю.М.Кудрявцев, Ф.Т.Шагеева) (г.Казань), НИТПУ (М.Г.Минин) (г.Томск), руководство российского мониторингового комитета международного общества по инженерной педагогике IGIP (В.М.Приходько, МАДГТУ (МАДИ), г.Москва) и Ассоциации инженерного образования России (АИОР) (Ю.П.Похолков, НИТПУ, г.Томск; Д.В.Пузанков, СПбГЭТУ «ЛЭТИ», г.Санкт-Петербург). Большинство из них принадлежат к авторским коллективам, получившим Премии Правительства Российской Федерации в области образования в 2009, 2011, 2013 и 2014 годах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инженерное образование и инженерная педагогика: проблемы и решения»

УДК 378

В. В. Кондратьев, В. Г. Иванов ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ИНЖЕНЕРНАЯ ПЕДАГОГИКА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Ключевые слова: инженерное образование, инженерная педагогика, подготовка инженерных кадров, профессиональная переподготовка, повышение квалификации.

В данной статье приведен аналитический обзор публикаций за последние годы (монографий и статей в журналах из перечня ВАК, а также публикаций на английском языке) представителей ведущих инженерных вузов России. Выбор авторов - не случаен. Среди них представители Центров и кафедр инженерной педагогики НИУ МГТУ им. Н.Э.Баумана (В.Е.Медведев, Ю.Г.Татур), МАДГТУ (МАДИ) (В.М.Жураковский, З.С.Сазонова) (г.Москва), КНИТУ (А.А.Кирсанов, В.Г.Иванов, В.В.Кондратьев, Л.И.Гурье, Ю.М.Кудрявцев, Ф.Т.Шагеева) (г.Казань), НИТПУ (М.Г.Минин) (г.Томск), руководство российского мониторингового комитета международного общества по инженерной педагогике IGIP (В.М.Приходько, МАДГТУ (МАДИ), г.Москва) и Ассоциации инженерного образования России (АИОР) (Ю.П.Похолков, НИТПУ, г.Томск; Д.В.Пузанков, СПбГЭТУ «ЛЭТИ», г.Санкт-Петербург). Большинство из них принадлежат к авторским коллективам, получившим Премии Правительства Российской Федерации в области образования в 2009, 2011, 2013 и 2014 годах.

Keywords: engineering education, engineering pedagogics engineering training, professional retraining, professional development.

In this article the state-of-the-art review of publications in recent years (monographs and articles in magazines from the list of НАС, and also publications in English) representatives of the leading engineering higher education institutions of Russia is provided. The choice of authors - isn't casual. Among them representatives of the Centers and departments of engineering pedagogics of NRU MSTU of N.E.Bauman (V.E.Medvedev, Yu.G.Tatur), MADSTU (MADI) (V.M.Zhurakovsky, Z.S.Sazonova) (Moscow), KNRTU (A.A.Kirsanov, V.G.Ivanov, V.V.Kondratyev, L.I.Gurye, Yu.M.Kudryavtsev, F.T.Shageeva) (Kazan), NRTPU (M.G.Minin) (Tomsk), the guide of the Russian monitoring committee of the international society to engineering pedagogics of IGIP (V.M.Prikhodko, MADSTU (MADI), Moscow) and the Association of Engineering Education of Russia (AEER) (Yu.P.Pokholkov, NRTPU, Tomsk; D.V.Puzankov, St.Pb.SEVU «LETI», St.Petersburg). The majority of them belong to the groups of authors which got Awards of the Government of the Russian Federation in the field of education in 2009, 2011, 2013 and 2014.

Введение

В соответствии с названием статьи все публикации можно разделить на две группы: публикации, посвященные проблемам инженерного образования, к которым мы отнесли проблемы подготовки инженерных кадров и профессиональной переподготовки и повышения квалификации преподавателей инженерных вузов, и публикации, посвященные проблемам инженерной педагогики.

Актуализируя проблемы подготовки инженерных кадров, мы выделили работы, в которых проанализированы общие проблемы инженерного образования и пути их решения [1-11], представлены различные концепции [12-21], рассмотрены вопросы методологии [4,5,8,22,23], раскрыт инновационный образовательный процесс [24,25], проанализированы профессиональные компетенции и компетентности [26-30], рассмотрены проблемы интеграции [19,31-35] и фундаментализации [36], творчества [37] и подготовки элитных специалистов [38-40], представлены различные образовательные технологии [41-47], рассмотрены вопросы качества подготовки и его контроля [48-51].

Рассматривая проблемы профессиональной переподготовки и повышения квалификации преподавателей инженерных вузов, мы выделили работы, посвященные общим проблемам последипломного образования [24,52-57]; рассмотрению компетенций и компетентности преподавателей [58-66], целостности психолого-педагогической подготовки [54,67], образовательных технологий [41,59], организационных форм [68] и средств обучения [69,70], а также проблем методологии [71] и интеграции [24,72,73],

деятельности российских центров инженерной педагогики [10,74-80].

Говоря об инженерной педагогике, мы рассмотрели работы, посвященные проблемам методологии инженерной педагогики [81-84], ее основам [84-88], интеграции с другими науками [4].

В заключительной части статьи представлены основные результаты двух комплексов работ, позволившие их авторам получить премии Правительства Российской Федерации в области образования в 2009 и 2013 годах.

Проблемы подготовки инженерных кадров

Рассмотрены модели высшего профессионального образования (ВПО) в Российской Федерации в связи со стратегией развития системы образования в РФ до 2020г., осуществлен анализ состояния системы ВПО и выявлены перспективы ее инновационного развития; представлена организация научной и инновационной деятельности в исследовательском университете; рассмотрены проблемы построения параметрической модели инженерного образования и проектирования среды опережающего обучения; выявлены условия и механизмы успешного решения инженерных проблем через деятельность; разработаны профессионально-деятель-ностная модель инженера и модель его подготовки на основе полноты его фундаментальных знаний, целостности их применения и компетентности в достижении конечных результатов в инженерной деятельности [12].

Обоснована [17] необходимость и своевременность разработки национальной доктрины инженерного образования России в условиях новой

индустриализации, рассмотрена возможная структура национальной доктрины опережающего инженерного образования России, описаны принципы организации инженерного образования и подходы к их реализации.

Главная особенность российской инженерной школы - сочетание сильной фундаментальной подготовки с широтой профессиональных знаний и практических умений [29]. Проанализированы факторы, влияющие на качество образования, предложены пути преодоления негативных тенденций в подготовке инженерных кадров.

Рассмотрены основные принципы и особенности «русского метода подготовки инженеров» [1], обеспечивающего высокий авторитет российской инженерной школы в нашей стране и за рубежом. Проанализированы причины, негативно влияющие на качество образования, и некоторые пути их преодоления.

Показано [55], что активная инновационная деятельность в системе высшего технического образования, направленная на сохранение и развитие в вузах традиций «русского метода» подготовки инженеров, усиление фундаментальной подготовки, интеграцию науки и образования, внедрение в педагогическую практику результатов исследований, нацеленных на оптимизацию образовательного процесса и его учебно-методического, кадрового и организационного сопровождения, во многом определяет успех подготовки высококвалифицированных специалистов и позволяет удерживать высокие позиции отечественной инженерной школы, как в нашей стране, так и за рубежом.

Необходимо усилить инновационную составляющую инженерного образования [27], направленную на формирование у специалиста комплекса компетенций, включающего: проблемно-ориентированные фундаментальные и технические знания, умения анализировать и решать задачи с использованием междисциплинарного подхода, владение методами проектного менеджмента, готовность к коммуникациям и командной работе.

Раскрыты содержание и особенности инновационной инженерной деятельности в качестве целевой ориентации подготовки инженеров [13]; подходы и принципы проектирования содержания инновационной подготовки инженеров, системообразующим фактором которой определена методология творческой деятельности; процедуры и методы проектирования содержания подготовки кадров для нефтегазового комплекса, создания электронных образовательных ресурсов; особенности использования других информационных технологий в обучении. В основе монографии лежит междисциплинарный подход к проблеме подготовки инженеров и обоснована идея, в соответствии с которой информационной моделью подготовки инновационного инженера должна стать методология инновационной инженерной деятельности.

Проанализировано [18] современное состояние инженерного образования в России и предложены принципы и действия, которые должны поднять российское инженерное образование на

уровень современных требований. Показано, что содержание инженерного образования должно включать следующую фрактально организованную совокупность: обучения, обеспечивающего усвоение системы гуманитарных и социально-экономических, математических и естественнонаучных, обще- и специально-профессиональных знаний на заданном уровне; образования, обеспечивающего, наряду с обучением, формирование методологической культуры выпускника, владение на заданном уровне сформированности приемами и методами познавательной и профессиональной, коммуникативной и аксиологической деятельности; абилитации, обеспечивающей, наряду с обучением и образованием, комплексную подготовку человека к профессиональной деятельности, а также его профессиональную самореализацию.

Проектирование инженерного образования в третьем тысячелетии [7] включает инвариантные (характерные для образовательных систем всех стран) и вариативные составляющие, связанные с особенностями национальных культур и традиций в образовании. Совместная разработка и развитие интегрированного инвариантного компонента проектирования образования - это прогрессирующий процесс, отвечающий целям формирования единого европейского образовательного пространства.

Рассмотрена [23] инженерная деятельность и ее структура. Выявлено значение творческого интеллектуального потенциала специалиста для успешной инженерной деятельности. Рассмотрены функции и задачи профессиональной деятельности инженера. Выделены характеристики творческой инженерной деятельности. Проанализированы изменения, происходящие в практической инженерной деятельности. Представлены основные характеристики инновационной инженерной деятельности. Обосновано, что обеспечение готовности современных кадров к инновационной деятельности является одним из решающих факторов успеха предприятия, отрасли, региона, государства и общества в целом. Сформулирован комплекс теоретических положений, определяющих методологию формирования инновационного компонента профессиональной деятельности специалиста. Сделан вывод о необходимости формирования новых инженерии и техники, предполагающих новую научно-техническую картину мира.

Рассмотрены [5] ключевые категории образовательной политики - содержание и методы обучения. Выявлены основные направления системных изменений принципов и оснований построения содержания инновационного инженерного образования. Сделан вывод о становлении качественно нового неклассического этапа развития учебных дисциплин, характеризующегося новыми формами организации междисциплинарных знаний, направленными на более жесткую ориентацию современной науки на решение комплексных проектировочных, конструктивных и других инженерных задач. Выделены особенности неклассических научно-технических дисциплин. Сформулированы цель инновационного инженерного образования и ряд условий, которые

следует выполнить для перехода к действительно инновационному инженерному образованию.

Спроектирована и апробирована [22] дидактическая система методологической подготовки, соответствующая многоуровневой подготовке «бакалавр-специалист-магистр-преподаватель» и включающая шесть этапов: инструментально-аналитический, структурно-синтетический, теоретико-инте-гративный, практико-интегративный, научно-исследовательский (магистратура) и научно-педагогический.

В основу работы [19] положена идея о необходимости подготовки бакалавров и магистров по специальности наряду с существующими бакалаврами и магистрами по направлению («академическими» бакалаврами и магистрами) и дипломированными специалистами.

Актуализирована [38] проблема высшего образования России - элитная подготовка инженеров в технических университетах. Рассмотрена роль технических университетов в подготовке профессиональной элиты - научно-инженерной и государственно-управленческой. Сформулированы основные задачи элитного образования и обсуждены пути их реализации, в том числе, на основе опыта МГТУ им. Н.Э.Баумана.

Показано [39], что опережающая подготовка элитных специалистов и команд профессионалов мирового уровня на данном этапе развития российского высшего инженерного образования является наиболее эффективным инструментом повышения конкурентоспособности техники и технологий. Исследованы принципы (элитности обучающихся; опережающего образования и элитности образовательных программ и технологий, широкого использования мировых информационных ресурсов; элитности научных, инженерных и педагогических школ; стратегического партнерства с промышленностью, наукой и бизнесом) и технологии опережающего элитного образования.

Представлена стратегия развития Казанского национального исследовательского технологического университета (КНИТУ) на ближайшие шесть лет как российского научно-образовательного центра в сфере химической технологии [3]. Сформулированы миссия, стратегические цели и приоритеты, выделены этапы их реализации. Обоснована возможность решения поставленных задач на основе достигнутых показателей и результатов деятельности. Предложена [3,21] концепция подготовки инновационных инженерных кадров в области химических технологий в КНИТУ как крупнейшем центре отечественного технологического образования. Выявлены направления интеграции инженерного и социально-экономического образования в университете.

На основе анализа материалов различных конференций, парламентских слушаний, форумов, научных школ и методологических семинаров в КНИТУ обобщены [14] проблемы инженерного образования и сформулирована концепция подготовки инженеров в области химических технологий, включающая в себя следующие три блока: структурного углубления содержания инженерного обра-

зования (введение и научное обоснование новых понятий методологии инновационной инженерной деятельности и инновационного инженерного образования, внедрение в инновационный образовательный процесс новых концепций содержания и методик преподавания естественнонаучных дисциплин, электронное обеспечение проектирования дисциплин, овладение студентами в процессе изучения обще-профессиональных и специальных дисциплин методами моделирования химико-технологических процессов); организационного обеспечения; кадрового обеспечения.

Представлены [11] тенденции развития современного инженерного образования и сформулированы его основные проблемы. Раскрыта концепция подготовки инженеров в области химической технологии в исследовательском технологическом университете. Определены приоритетные направления развития университета, его инновационная структура и реализуемые программы взаимодействия с партнерами.

Рассмотрены [15] основные этапы организации воспитательной системы в вузе: выделены закономерности и противоречия ее функционирования, сформулированы принципы и выявлены факторы, оказывающие существенное воздействие на воспитательный процесс.

Проанализированы [45] причины сложившегося противоречия между качеством подготовки инженеров и требованиями работодателей. Более широкое применение практико-ориентированных технологий рассмотрено как один из методов повышения качества подготовки специалистов в области техники и технологий.

Обобщен [73] опыт работы научно-образовательного центра, созданного для совершенствования учебно-воспитательного процесса в техническом вузе на основе лучших мировых и отечественных инженерно-педагогических разработок.

Рассмотрены [26] профессия и профессионализм специалиста как род деятельности и качественная характеристика субъекта деятельности специалиста в области химии и технологии энергонасыщенных материалов, профессиональная компетентность в узком и широком смысле, инженерная деятельность и личность специалиста.

В условиях развивающейся экономики знаний задача установления и развития партнерских отношений вузов с промышленностью и рынком труда приобретает особое значение [33]. Она предполагает создание сети организаций, заинтересованных во взаимовыгодном сотрудничестве в области подготовки высококвалифицированных кадров, укрепления материально-технического обеспечения учебного процесса, проведения совместных НИОКР, модернизации производства и выпускаемой продукции и т. п. Чтобы эта деятельность была максимально успешной, необходимо понять, как построить отношения «вуз - производственные предприятия» на основе взаимной заинтересованности и полезности. Представлен опыт Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» в разработке и реализации программы

стратегического партнерства университета с промышленными предприятиями, нацеленной на совершенствование инженерного образования в вузе.

На современном этапе мирового развития, характеризуемом, кроме прочего, глобализацией и информатизацией, становится закономерной необходимость перехода от комплексности к системной целостности интегративного взаимодействия образования, науки и производства [28,35]. Гносеологическим критерием такой целостности является уровень их взаимной рефлексивности как взаимоопределение, взаимное изменение содержания и взаимное развитие, направленное на возникновение общего результата и общего качества. Становление системной целостности образования, науки и производства определяется уровнем развития образования и степенью его реинтеграции в системы науки и производства. Подготовка современного инженера на основе интеграции образования, науки и производства - это процесс профессионального становления личности обучающегося, обусловленный высоким уровнем профессионализма научно-педагогических кадров, инновационными технологиями обучения и воспитания, собственной учебной и научно-исследовательской активностью, и направленный на формирование профессиональной компетентности, способности к самоорганизации и конкурентоспособности на рынке труда. Формирование профессиональной компетентности будущих инженеров должно быть системно ориентированным и стать приоритетом согласованной образовательной деятельности преподавателей втузов и их социальных партнеров -субъектов науки и производства - на основе поли-парадигмального подхода.

Разработаны современная концепция интеграции образования, науки и производства, включающая современные цели технического образования, совокупность общих и педагогических принципов, этапы обновления содержания образования, системно ориентированную технологию и критерии качества подготовки и самоподготовки конкурентоспособного инженера; модель интеграции образования, науки и производства на уровне целей, задач, содержания подготовки будущих инженеров в техническом вузе; системно-ориентированная технология подготовки и самоподготовки инженера новой формации; определены критерии и показатели качества подготовки специалистов на основе взаимодействия содержания образования, достижений науки и инноваций производства.

Сформулированы новые опережающие требования к инженеру в условиях роста наукоемких производств и быстрой смены технологий. На основе одной из базовых структур - математической разработана концепция фундаментализации профессионального образования в технологическом университете. Определены основы подсистемы непрерывной математической подготовки, отбор и структурирование содержания которой регулируются совокупностью специфических дидактических принципов. Обоснованы принципы, на которых базируется интенсивная образовательная технология,

реализованная в комплексном учебно-методическом обеспечении учебного процесса [36].

Образовательная технология представлена [20,42,43,47] как новое направление в педагогической науке; изложены теоретические основы, принципы и алгоритмы проектирования современных образовательных технологий в инженерном вузе; обосновано использование управленческих подходов применительно к внедрению образовательных технологий в учебный процесс; выявлены закономерности и условия функционирования образовательных технологий с учетом современных требований к подготовке инженера; рассмотрены вопросы формирования компетентности преподавателя инженерного вуза в области образовательных технологий; представлены примеры образовательных технологий, разработанных в инженерном вузе.

Показано [44,47], что инновационные образовательные технологии создают условия для подготовки специалистов на деятельностной основе, что между образовательной и промышленной технологиями существует определенная преемственная связь: то, чем овладевают студенты в образовательной технологии, должно материализоваться в производственной сфере.

Разработаны интегративные основы инновационного образовательного процесса (ИОП) в высшей профессиональной школе [24,25], необходимость разработки которых была вызвана поступательным нарастанием инновационных процессов в экономике и промышленности и замедленным переходом системы подготовки специалистов, в частности образовательного процесса, на инновационный путь развития. Раскрыты [24] изменения в организации и содержании профессиональной деятельности инженера, требованиях к его личности, большое внимание уделено методологии ИОП, его сущности и основным характеристикам, интеграции образования, науки и производства как основе ИОП. Рассмотрены технологии ИОП, их интегративная сущность и принципы конструирования образовательных технологий, обеспечивающих переход от массового обучения к высококачественной индивидуальной подготовке специалистов; представлены концептуальные основы подготовки преподавателя высшей профессиональной школы к инновационной профессионально-педагогической деятельности [25], спроектирована компетентностная модель преподавателя в условиях ИОП, определены структура и содержание подготовки и повышения квалификации преподавателя.

Показано [49], что в России сделан серьезный шаг по формированию национальной системы общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ в области техники и технологий, совместимой с международно признанными. Данная система является естественным дополнением системы государственной аккредитации и способствует повышению престижа российского высшего образования и его интеграции в международное научно-образовательное пространство.

Проблемы профессиональной переподготовки и повышения квалификации преподавателей инженерных вузов

На основе анализа современной профессионально-педагогической деятельности преподавателя вуза выделены основные функции, дана характеристика профессиональной компетентности и компетенций преподавателей [52]; исходя из анализа проблем и противоречий системы последипломного образования преподавателей, определены инновационные подходы, необходимые для формирования их готовности к профессионально-педагогической деятельности в условиях инновационно активных вузов.

Рассмотрены проблемы, определяющие необходимость моделирования педагогических компетенций преподавателей высшей профессиональной школы [58,65], раскрыты особенности современной профессионально-педагогической деятельности, обуславливающие необходимость ориентации процесса повышения квалификации преподавателей на формирование и развитие у них системы компетенций; рассмотрены различные подходы к их моделированию, варианты определения педагогических компетенций преподавателей, дана их характеристика; предложены средства оценивания.

Сформулированы проблемы целей, смыслов и задач развития профессиональной компетентности преподавателей современной высшей технической школы, связанные с тенденциями развития инженерного образования, требованиями к выпускникам инженерных вузов, переходом к новой парадигме образования [59]; требования к содержанию и процессу дополнительного профессионального образования преподавателей вузов, новые подходы к повышению их квалификации; раскрыты концептуальные основы проектирования образовательных программ и технологий обучения в системе повышения квалификации преподавателей вузов.

Обсуждена [64] проблема формирования у преподавателей умений проектирования различных компонентов образовательного процесса. Проанализированы подходы и методы формирования умений проектирования, включая использование современных информационных технологий на примере платформы управления образовательными курсами МООБЬБ.

Проведен [70] теоретический анализ взаимосвязи иностранных языков и эффективности научно-исследовательской профессиональной деятельности преподавателей вузов. Раскрыты основополагающие тенденции в области изучения иностранных языков как универсального средства развития межкультурной профессиональной коммуникации преподавателей.

Рассмотрены [60] вопросы развития личностного потенциала преподавателя вуза в процессе повышения квалификации и самообразования, основные требования к современному преподавателю технического вуза в условиях реформирования системы высшего образования.

Представлены [61] основные результаты теоретического анализа относительно развития профессиональных умений и навыков преподавателей

технологических вузов в ходе профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Рассматривается проблема, при которой в технологическом вузе есть достаточное количество специалистов, обладающих необходимым уровнем технологических знаний, но не имеющих времени на постепенное, поэтапное становление как педагога-преподавателя.

Актуализирована [63] проблема непрерывного развития педагогического профессионализма преподавателей инженерного вуза в условиях современного этапа развития высшего профессионального образования. Обоснована необходимость модернизации существующей системы повышения квалификации научно-педагогических кадров. Обсужден процесс становления компетентностно-ори-ентированной модульно-накопительной системы повышения квалификации преподавателей. Охарактеризован опыт реализации модульно-накопительной составляющей системы повышения квалификации.

Разработана и обоснована концепция и содержание теоретико-методологических и социально-исторических проблем организации подготовки офицеров к воспитательной работе с военнослужащими [16]. Введены и раскрыты новые требования к превентивной психолого-педагогической подготовке офицерских кадров высших военно-учебных заведений, способствующие повышению уровня их профессиональной педагогической деятельности.

Рассмотрены [69] возможности и особенности применения современных средств обучения, в том числе в электронной форме, при повышении квалификации преподавателей вузов. Представлены две группы средств, позволяющих эффективно поддерживать когнитивную деятельность обучающихся и учитывать особенности обучения взрослых в системе повышения квалификации.

В рамках исследований и разработок инновационных педагогических технологий в инженерном образовании заложены [41] основы метода командной работы преподавателей и студентов как системно-ориентированного компетентностного подхода к организации профессионально-ориентированной подготовки современных инженеров, оказывающего определяющее влияние на развитие профессиональной мотивации каждого участника команды.

Актуализированы [67] обострившиеся в последнее время противоречия между объективной необходимостью переподготовки преподавателей высшей школы к профессионально-педагогической деятельности в современных динамично меняющихся условиях и узкопредметной организацией подготовки в аспирантуре, докторантуре и на факультетах повышения квалификации. Показано, что добиться сдвигов в повышении эффективности педагогической деятельности преподавателей в учебном процессе ФПК или центров 1111 и ПК, можно, если в организационно-педагогическом плане данный процесс будет отвечать требованиям принципов целостности и непрерывности.

Представлена [79] информация о международном обществе по инженерному образованию

Ю1Р: организационные структуры общества и его российского мониторингового комитета, ныне действующие квалификационные требования к преподавателям высшей технической школы для получения диплома «Международный преподаватель инженерного вуза», требования к компетенциям и структура компетенций преподавателей в соответствии с критериями ЮГР, критерии аккредитации Ю1Р и российская сеть центров инженерной педагогики.

Изложены [78,80] основные направления модернизации учебного плана международного общества по инженерной педагогике (ЮГР) для подготовки и повышения квалификации преподавателей инженерных вузов, утвержденные на заседании Исполнительного комитета ЮГР 13 марта 2013 г. Даны комментарии с точки зрения глобального состояния инженерной педагогики и особенностей применения обновленного плана в условиях модернизации высшего профессионального образования в РФ.

Выявлена [36] роль Центра подготовки и повышения квалификации преподавателей вузов КНИТУ в формировании основных идей системы междисциплинарного контроля знаний обучающихся. Подчеркнута значимость и эффективность основного принципа образовательного процесса Центра - принципа доступности своевременного обновления базовых научных знаний для человека любого возраста и создание условий для этого.

Исходя из концепции целостности фундаментальных естественнонаучных, общеинженерных, специальных и гуманитарных дисциплин, образующих единый непрерывный органически-взаимосвязанный процесс теоретической и профессионально-практической подготовки специалистов в высшей технической школе, раскрыты четыре теоретических основания деятельности Центра подготовки и повышения квалификации преподавателей [54].

В инженерных вузах на сегодняшний день сохраняется [77] высокий уровень научно-предметной квалификации преподавателей, чего в общем случае нельзя сказать об их компетентности в профессионально-педагогической области знания. В этой связи уместно уже сейчас ставить вопрос о разработке профессионального стандарта преподавателя высшей школы, в котором на основе компетент-ностного подхода необходимо сформировать образ Преподавателя как специалиста, педагога, воспитателя и просветителя.

Спроектирована программа подготовки преподавателей высшей школы [62] из числа лиц, имеющих высшее непедагогическое образование, на основе компетентностного подхода, при этом результаты образования выражены на языке компетенций. Выделены функции, которые должен выполнять преподаватель высшей школы, и компетенции, которые он должен демонстрировать для успешного выполнения своих функций.

Реализована комплексная система повышения квалификации [56], которая позволяет преподавателям университета выстроить индивидуальную траекторию профессионального роста, ориентированную на удовлетворение возросших требований современного общества к качеству образования, а

также на реализацию концепции инновационного и элитного образования.

В профессионально-педагогической деятельности преподавателя инженерного вуза, в самой ее основе заложено два начала - техническое и педагогическое знание [72]. Эти два начала проявляются во всех педагогических функциях: при проектировании содержания изучаемых дисциплин, отборе и структурировании учебного материала, при определении методов, форм организации и средств обучения. Такой же синтез двух начал заложен в методах, формах организации и средствах обучения. Наиболее действенным способом формирования целостного мышления на основе системного знания являются межпредметные связи и интегрированные курсы. Взаимопроникновение всех видов знаний возможно и через процессуальные характеристики благодаря привнесению методов преподавания гуманитарных предметов в фундаментальные, естественнонаучные и технические дисциплины, а также психолого-педагогическому обоснованию компьютерных методик и активных методов обучения [36].

Структура многокомпонентной системы инновационных программ повышения квалификации и переподготовки научно-педагогических кадров должна включать [74] три подструктуры, нацеленные на обеспечение инженерной и инженерно-педагогической компетентности научно-педагогических кадров учреждений ВПО в соответствии с международными требованиями. Первая подструктура должна содержать программы образовательных модулей (ПОМ), изучение которых необходимо для повышения уровня психолого-педагогических компетенций преподавателей технических вузов. Вторая подструктура должна аккумулировать ПОМ, изучение которых способствует формированию компетенций, необходимых для разработки: 1) учебных программ на основе компетентностного подхода; 2) соответствующего контрольно-измерительного инструментария; 3) системы оценки трудоемкости учебной работы «на языке кредитов» (зачетных единиц). Третья подструктура должна включать инновационные программы освоения преподавателями технологий системной подготовки студентов к конкурентоспособной деятельности в наукоемком машиностроительном производстве и других отраслях современной экономики.

Конечная цель профессионально-педагогической деятельности преподавателя задается конечной целью подготовки специалиста - профессиональной компетентностью, готовностью к инновационной деятельности [71]. В основу содержания повышения квалификации преподавателей положена идея интеграции различных областей знания, входящих в поле их профессиональной деятельности. Это позволяет обеспечивать усвоение междисциплинарных знаний, развитие системного мышления при экономии времени на подготовку. Стержневой проблемой формирования содержания психолого-педагогической подготовки преподавателей является его целостность. Главным методологическим принципом, лежащим в основе функционирования и развития системы профессионально-педагогической

подготовки и повышения квалификации преподавателей, является принцип соответствия системы тем изменениям, которые происходят в науке, технике, технологиях и, соответственно, в профессиональной деятельности инженера и профессионально-педагогической деятельности преподавателя.

Предложено [50] использовать специально созданные таксономические таблицы для описания результатов образования, выраженных в терминах компетенций в диагностичной форме. Показано, что это позволит повысить объективность оценки соответствия выпускника требованиям ФГОС ВПО, а также более четко осуществлять мониторинг за ходом формирования компетенций у студентов в процессе обучения.

Разработана концепция повышения квалификации преподавателей [68], предусматривающая такую структуру факультета повышения квалификации преподавателей (ФПКП) университета, которая позволяет развивать компетенции преподавателей, последовательно реализуя технологическую идею «маршрутной карты».

Проблемы инженерной педагогики

Новый качественный уровень подготовки инженеров - профессионально компетентных, обладающих высоким уровнем интеллектуального развития, общей и профессиональной культуры, способных создавать и внедрять технику и технологии нового поколения - определяется многими факторами. Среди них особое место занимает инженерная педагогика.

Сегодня объективная потребность в дальнейшем развитии инженерной педагогики как никогда велика. Начало XXI в. ознаменовались серьезными глобальными изменениями, радикальными общественными реформами, в том числе в области инженерного образования, системы подготовки инженерных кадров и преподавательского состава.

При бесспорных достижениях отечественного профессионального образования качество наших специалистов не отвечает современным требованиям.

Исправление сложившейся ситуации требует серьезных изменений в системе подготовки инженерных кадров и преподавательского состава.

В монографиях [82,85] впервые поставлен и рассмотрен вопрос о предмете и основных категориях инженерной педагогики. Она как наука не представляет собой классическое, завершенное и неизменное знание. Становление и развитие нового неклассического инженерно-педагогического знания органично связаны с потребностями развития инженерного образования, производства, системой подготовки инженерных кадров.

Инженерная педагогика разрабатывает методологию и технологии проектирования педагогических систем подготовки современных инженеров и преподавателей технических вузов [4,86], изучает закономерности, принципы функционирования и развития инновационного учебно-научно-производственного процесса подготовки инженеров.

Специфичность методологии инженерной

педагогики [4,82] состоит в рассмотрении ее как учения о наиболее общих принципах и методах научно-познавательного, научно-технического познания, как организации инновационной образовательной, научно-исследовательской, производственной и профессионально-педагогической деятельности в их взаимосвязи и взаимодействии.

Раскрыты методы инженерной педагогики [85] как часть исследовательской системы, позволяющие осуществлять исследовательскую деятельность, выделены методы научного целеполагания, конструирования предмета исследования, выдвижения гипотезы, внедрения результатов и др. Исследование, проводящееся в рамках концепции инновационного образовательного процесса, предполагает рассмотрение метода как модели и способа изучения взаимосвязи образования, науки и производства для получения качественно нового конечного результата.

Особый акцент делается [85] на принципы, составляющие методологический каркас [82] системного проектирования. Согласно развиваемой концепции, в основу модели специалиста кладется модель его деятельности. Критерием обоснованности этой концепции выступает практика с ее наличными и перспективными требованиями.

Раскрыты [85] технология проектирования прогностической модели специалиста как процесс: от определения цели, замысла до завершения проекта; как система функциональных единиц проектировочной деятельности; сущность содержание образования в высшей технической школе; основные тенденции и закономерности его формирования и развития, сформулированы принципы отбора и структурирования содержания учебных дисциплин; раскрыты порядок и процедура отбора содержания учебного материала; сущность инновационного образовательного процесса, его содержание, структура, логика и движущие силы, научно-исследовательская направленность, образовательные технологии; методология и технология профессионально-педагогической деятельности преподавателя высшей технической школы; рассмотрены компетентность как методологическая основа профессионально-педагогической деятельности, содержание и структура подготовки преподавателя высшей технической школы.

Рассмотрены предпосылки и факторы возникновения инженерной педагогики [75] как отрасли педагогического знания, ее развитие в рамках научной школы Казанского национального исследовательского технологического университета, осуществляющей разработки по проблемам методологии и теории инженерной педагогики, проектирования инновационного образовательного процесса в инженерном вузе, определения содержания и технологий повышения квалификации преподавателей инженерных вузов.

Показано [37], что формирование и развитие интегрированной системы психолого-педагогических и профессиональных компетентностей преподавателей инженерных вузов являются центральной задачей инженерной педагогики. Актуализиро-

ваны проблемы, связанные с гуманитарной подготовкой преподавателей инженерных вузов и с разработкой структурно-логических связей между естественнонаучной, технической и гуманитарной подготовкой инженера XXI века.

Рассмотрены [83] специфичность методологии инженерной педагогики, ее междисциплинарный характер. В соответствии с видами деятельности выделены два аспекта методологии инженерной педагогики. Сформулированы задачи этих видов деятельности и выделены две функции методологии инженерной педагогики. Выявлены ее теоретические и нормативные основания. Обосновано отличие инженерной педагогики от традиционной. Охарактеризован методологический базис современной инженерной педагогики и ее основные категории.

Основными категориями инженерной педагогики выступают образование, воспитание и обучение, которые в системе подготовки и повышения квалификации наполняются новым содержанием и становятся профессионально-направленными [88]. Их взаимодействие проявляется в диалектической взаимосвязи: личностный рост специалиста повышает продуктивность профессиональной деятельности, а качественный уровень профессиональной деятельности стимулирует личностный рост специалиста.

Заключение

Рассмотрены [81,84] методологические проблемы инженерной педагогики как самостоятельного направления профессиональной педагогики; взаимосвязь инженерной педагогики с другими науками; интеграция образования, науки и производства как основа развития инженерной педагогики.

Выявлены тенденции развития инженерного образования [8,53], проблемы подготовки соответствующих современным требованиям научно-педагогических кадров [32,53]. Разработана и аккредитована на международном уровне образовательная программа подготовки преподавателей инженерных вузов, отвечающая одновременно российским государственным требованиям для получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы» и требованиям Международного общества по инженерной педагогике (Ю1Р) для присвоения квалификации «Международный преподаватель инженерного вуза». Создан и апробирован в ходе выполнения международных ТЕМРи8-проектов комплект учебных материалов по базовой дисциплине учебного плана подготовки преподавателей инженерных вузов «Инженерная педагогика» [12,13,28,31,32,34,35,43,51,53,82,85], соединяющий в себе классический европейский и отечественный опыт подготовки преподавателей с современными инновационными тенденциями развития педагогической науки и информационных коммуникационных технологий. Разработан комплект учебно-методических материалов для обучения преподавателей принципам и методам использования в учебном процессе современных информационных технологий, созданию электронных учебников, мультимедийных продуктов учебного назначения, использованию программных средств для автоматиза-

ции организационной и методической работы. Разработан цикл дисциплин и обеспечивающих их учебно-методических материалов, направленных на раскрытие творческих возможностей преподавателя и их развитие в ходе системного педагогического проектирования, создания авторских образовательных технологий, предусматривающих широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Создан блок электронных образовательных ресурсов, включающий научные, учебно-методические, справочные и информационные материалы, для реализации инновационных технологий подготовки преподавателей инженерных вузов.

Разработка и практическое использование комплекса учебно-методических материалов и электронных образовательных ресурсов для подготовки и международной сертификации преподавателей инженерных вузов позволили создать условия, обеспечивающие повышение эффективности системы воспроизводства научно-педагогических кадров для подготовки специалистов инженерного профиля, сочетающих высокий профессионализм и готовность реализовывать достижения инновационной педагогики с использованием современных информационных технологий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Определены и обоснованы научные основы и механизмы функционирования и развития инновационного образовательного процесса (ИОП) в высшей профессиональной школе (ВПШ), методология и технологии проектирования содержания инновационного образования в ВПШ на интегративной основе [5,12,22,24,25]. Разработана методика построения междисциплинарных дидактических циклов и учебных дисциплин с учетом внутри- и межпредметной интеграции. Определена и обоснована метрико-ориентированная методология проектирования дидактических систем нового поколения, основанная на результатах системного анализа и исследовании операций деятельности инженера [12]. Спроектирована на основе анализа современного состояния системы высшего профессионального образования (ВПО) РФ и перспектив ее развития реально-виртуальная среда опережающего обучения в технологическом университете, развивающемся по программе национального исследовательского университета (НИУ). Реализованы в реально-виртуаль-ном образовательном пространстве технологии подготовки инженеров в метрическом компетентностном формате с построением многомерных шкал для оценки их деятельностного потенциала и академической конкурентоспособности. Обоснованы и разработаны на основе анализа технологий современной инженерной деятельности структура и содержание методологической составляющей подготовки инженеров в многоуровневой системе подготовки инженеров и преподавателей университета [2,3,12, 14,21,22,26,42]. Создано комплексное опережающее научно-методическое и информационно-программное обеспечение ИОП, а также критерии оценки его качества и надежности. Разработаны концептуальные основы инновационных технологий реализации процесса подготовки и повышения квалифи-

кации (ПК) научно-педагогических кадров (НПК), определена и обоснована методология их проектирования, методика построения различных форм проведения занятий в контексте инновационных технологий [52,54,58-61,64,67,69-71,76,79]. Разработаны методические рекомендации по внедрению комплекса технологий в ИОП. Разработаны концепция «Интегративные основы формирования и развития системы компетенций НПК в процессе профессиональной переподготовки (IIII) и ПК» и модель системы педагогических компетенций НПК. Спроектировано интегративное опережающее компе-тентностно-ориентированное содержание ПП и ПК НПК и технологии развития системы их компетенций в условиях НИУ.

Литература

1. А. А. Александров, И.Б. Федоров, В.Е. Медведев, Высшее образование в России, 12, 3-8 (2013)

2. Г.С. Дьяконов, В.Г. Иванов, В.В. Кондратьев, Высшее образование в России, 2, 33-38 (2013)

3. Г.С. Дьяконов, В.Г. Иванов, В.В. Кондратьев, Высшее образование в России, 11, 48-57 (2012)

4. А.А. Кирсанов, В.Г. Иванов, В.В. Кондратьев, Л.И. Гурье, Высшее образование в России, 6, 37-40 (2008)

5. В.В. Кондратьев, М.Н. Гаранина, Казанская наука, 5, 9-17 (2012)

6. Д. Пузанков, И. Федоров, В.Шадриков, Высшее образование в России, 9, 14-18 (2004)

7. З. Сазонова, Высшее образование в России, 1, 36-41 (2006)

8. Ю.Г. Татур, Высшее образование: методология и опыт проектирования, Логос, М., 2006, 256с.

9. И.Б. Федоров, В.Е. Медведев, Высшее образование в России, 12, 54-60 (2011)

10. I.V. Arzhanova, V.M. Zhurakovsky, A.I. Ulianova, 42nd IGIP International Conference on Engineering Pedagogy «The Global Challenges in Engineering Education» and 16th International Conference on Interactive Collaborative Learning (Kazan, Russia, September 25-27, 2013). Abstracts. Kazan, 2013. P. 129-130.

11. H.S. Dyakonov, V.G. Ivanov, V.V. Kondratyev, 42nd IGIP International Conference on Engineering Pedagogy «The Global Challenges in Engineering Education» and 16th International Conference on Interactive Collaborative Learning (Kazan, Russia, September 25-27, 2013). Abstracts. Kazan, 2013. P. 95-101.

12. Г.С. Дьяконов, В.М. Жураковский, В.Г. Иванов, В.В. Кондратьев, А.М. Кузнецов, Н.К. Нуриев, Подготовка инженера в реально-виртуальной среде опережающего обучения, Казан. гос. технол. ун-т, Казань, 2009, 404с.

13. В.Г. Иванов, Л.И. Гурье, Ф.Т. Шагеева, Теоретические и методические основы инновационной подготовки инженеров в исследовательском университете, ГБУ «Республиканский центр мониторинга качества образования», Казань, 2012, 250с.

14. В.В. Кондратьев, Инженерное образование: журнал АИОР, 11, 91-95 (2012)

15. Ю.М. Кудрявцев, О.Ю. Макарова, Вестник Казанского технологического университета, 15, 8, 56-63 (2013)

16. Ю.М. Кудрявцев, В.Е. Уткин, Подготовка курсантов высших военно-учебных заведений к превентивной военно-профессиональной деятельности, Отечество, Казань, 2008, 312с.

17. Ю.П. Похолков, Инженерное образование: журнал АИОР, 10, 50-65 (2012)

18. Ю.П. Похолков, Б.Л. Агранович, Инженерное образование: журнал АИОР, 9, 5-11 (2012)

19. Д. Пузанков, И. Федоров, В.Шадриков, Высшее образование в России, 2, 3-11 (2004)

20. Ф. Шагеева, Высшее образование в России, 6, 45-48 (2008)

21. H.S. Dyakonov, V.G. Ivanov, V.V. Kondratyev, 15th International Conference on Interactive Collaborative Learning and

41st International Conference on Engineering Pedagogy (Villach, Austria, September 26-28, 2012)

22. Л. Гурье, Высшее образование в России, 2, 66-70 (2004)

23. В.В. Кондратьев, М.Н. Гаранина, Казанская наука, 7, 2027 (2012)

24. Л.И. Гурье, А.А. Кирсанов, В.В. Кондратьев, И.Э. Ярма-кеев, Интегративные основы инновационного образовательного процесса в высшей профессиональной школе, ВИНИТИ, Москва, 2006. - 288с.

25. A.A. Kirsanov, V.G. Ivanov, V.V. Kondratyev, Engineering competencies - traditions and innovations: Pmceedings of the 37th International IGIP Symposium (Moscow, Russia, 2008). Book of abstracts. Moscow, 2008, P. 96-97.

26. А.А. Кирсанов, В.В. Кондратьев, Вестник Казан. технол. ун-та, 12, 18-21 (2010)

27. Ю. Похолков, А. Чучалин, О. Боев, Высшее образование в России, 9, 3-14 (2004)

28. З.С. Сазонова, Формирование компетентности современного инженера, МГИУ, М., 2007, 160с.

29. Ю.Г. Татур, Высшее образование сегодня, 3, 20-26 (2004)

30. V.G. Ivanov, F.T. Shageeva, N.V. Kraysman, I.M. Gorodetskaya I.M., 120th ASEE Annual Conference and Exposition (Atlanta, GA; United States, June 23-26, 2013). Abstracts. Atlanta, 2013, P. 8300.

31. В.П. Афанасьев, В.Б. Давыдов, Д.В. Пузанков, Развитие университетского комплекса: традиции и новации, СПбГЭТУ «ЛЭТИ», СПб., 2004, 304с.

32. Н.М. Дмитриев, А.В. Талонов, В.М. Приходько, Г.П. Пав-лихин, И.В. Федоров, Формирование научно-образовательного пространства Россия - Европейский союз, МАДИ (ГТУ), М., 2008, 203с.

33. В.М. Кутузов, М.Ю. Шестопалов, Д.В. Пузанков, С.О. Шапошников, Инженерное образование: журнал АИОР, 8, 4-11 (2011)

34. Д.В. Пузанков, В.М. Кутузов, М.Ю. Шестопалов, Стратегическое партнерство вузов и предприятий, ЗАО «Ин-санта», СПб., 2008, 192с.

35. З.С. Сазонова, Интеграция образования, науки и производства как методологическое основание подготовки современного инженера, МАДИ (ГТУ), М., 2007, 487с.

36. В.В. Кондратьев, Фундаментализация профессионального образования специалиста в технологическом университете, Казан. гос. технол. ун-т, Казань, 2000, 324с.

37. В. Приходько, З. Сазонова, Н.Чечеткина, Высшее образование в России, 11, 21-27 (2005)

38. В.Е. Медведев, Машиностроение и инженерное образование, 2, 60-70 (2005)

39. Ю.П. Похолков, Б.Л. Агранович, Инженерное образование: журнал АИОР, 4, 4-9 (2007)

40. V.E. Medvedev, AA. Dobriakov, 42ndIGIP International Conference on Engineering Pedagogy «The Global Challenges in Engineering Education» and 16th International Conference on Interactive Collaborative Learning (Kazan, Russia, September 25-27, 2013). Abstracts. Kazan, 2013. P. 206-210.

41. В. Жураковский, З. Сазонова, Высшее образование в России, 8, 3-8 (2005)

42. В.Г. Иванов, Ф.Т. Шагеева, Известия Международной академии наук высшей школы, 46, 4, 113-124 (2008)

43. Ф.Т. Шагеева, В.Г. Иванов, Современные образовательные технологии в инженерном вузе, РИЦ «Школа», Казань, 2007, 128с.

44. Ф. Шагеева, В. Иванов, Высшее образование в России, 4, 129-132 (2006)

45. Yu.P. Pokholkov, S.V. Rozhkova, K.K. Tolkacheva, 42nd IGIP International Conference on Engineering Pedagogy «The Global Challenges in Engineering Education» and 16th International Conference on Interactive Collaborative Learning (Kazan, Russia, September 25-27, 2013). Abstracts. Kazan, 2013. P. 634-635.

46. Y. Rizen, A. Zakharova, M. Minin, 42nd IGIP International Conference on Engineering Pedagogy «The Global Challenges in Engineering Education» and 16th International Conference on Interactive Collaborative Learning (Kazan, Russia, September 25-27, 2013). Abstracts. Kazan, 2013. P. 543-545.

47. F.T. Shageeva, V.G. Ivanov, 42ndIGIP International Conference on Engineering Pedagogy «The Global Challenges in Engineering Education» and 16th International Conference on Interactive Collaborative Learning (Kazan, Russia, September 25-27, 2013). Abstracts. Kazan, 2013. P. 109-112.

48. М.Г. Минин, Н.С.Михайлова, Е.В. Жидкова, Контроль качества знаний в образовании, ТПУ, Томск, 2011, 229с.

49. Ю. Похолков, А. Чучалин, С. Могильницкий, О. Боев, Высшее образование в России, 2, 12-27 (2004)

50. Ю.Г. Татур, Высшее образование в России, 5, 22-31 (2010)

51. O. Kouptsov, Y. Tatur, Quality Assurance in Higher Education in Russian Federations, Bucharest, 123pp. (2001)

52. Л.И. Гурье Последипломное образование преподавателей вуза в условиях инновационных процессов, РИЦ «Школа», Казань, 2008, 244с.

53. В.М. Жураковский, В.Е. Медведев, М.Г. Минин, А.Б. Николаев, Л.Г. Петрова, В.М. Приходько, Д.В. Пузанков, Ю.Г. Татур, И.В. Федоров, Подготовка преподавателей инженерных вузов (теория, практика, электронные ресурсы), МАДИ (ГТУ), Москва, 2008, 163с.

54. А.А. Кирсанов, Высшее образование в России, 5, 104-109 (2004)

55. В.Е. Медведев, И.Б. Федоров, Высшее образование в России, 6, 30-35 (2008)

56. А. Чучалин, М. Минин, И. Сафьянников, Высшее образование в России, 5, 37-42 (2008)

57. M.G. Minin, G.F. Benson, V.S. Pakanova, E.N. Belomestnova, 42nd IGIP International Conference on Engineering Pedagogy «The Global Challenges in Engineering Education» and 16th International Conference on Interactive Collaborative Learning (Kazan, Russia, September 25-27, 2013). Abstracts. Kazan, 2013. P. 470-473.

58. Л.И. Гурье Моделирование системы педагогических компетенций научно-педагогических кадров высшей профессиональной школы, РИЦ «Школа», Казань, 2009, 168с.

59. Л.И. Гурье Технологии развития профессиональной компетентности преподавателя вуза, МО и Н РТ, Казань, 2010, 236с.

60. Л.И. Гурье, Вестник Казан. технол. ун-та, 8, 274-280 (2011)

61. Ю.М. Кудрявцев, У.А. Казакова, Казанская наука, 3, 1116 (2013)

62. В. Медведев, Ю. Татур, Высшее образование в России, 11, 46-56 (2007)

63. М.Г. Минин, Э.Н. Беломестнова, В.С. Паканова, Инженерное образование: журнал АИОР, 11, 48-53 (2012)

64. L. Gourier, 42ndIGIP International Conference on Engineering Pedagogy «The Global Challenges in Engineering Education» and 16th International Conference on Interactive Collaborative Learning (Kazan, Russia, September 25-27, 2013). Abstracts. Kazan, 2013. P. 113-114.

65. L. Gourier, Diversity unifies - Diversity in Engineering Education: Proceeding of Joint International IGIP-SEFI Annual Conference (Trnava, Slovakia, September 19-22, 2010). Abstracts. Trnava, 2010, P. 450-451.

66. Z.S. Sazonova, 42ndIGIP International Conference on Engineering Pedagogy «The Global Challenges in Engineering Education» and 16th International Conference on Interactive Col-

laborative Learning (Kazan, Russia, September 25-27, 2013). Abstracts. Kazan, 2013. P. 571-573.

67. Ю.М. Кудрявцев, У.А. Казакова, Казанская наука, 12, 1219 (2013)

68. В.М. Жураковский, З.С. Сазонова, Высшее образование в России, 2, 27-31 (2010)

69. Л.И. Гурье, Образовательные технологии и общество, 12, 1, 324-327 (2009)

70. Ю.М. Кудрявцев, У.А. Казакова, Вестник Казанского технологического университета, Т.15, 17, 323-330 (2012)

71. А.А. Кирсанов, В.В. Кондратьев, Высшее образование в России, 2, 83-86 (2009)

72. В.Г. Иванов, А.А. Кирсанов, В.В. Кондратьев, Высшее образование в России, 1, 112-115 (2008)

73. В.М. Приходько, Л.Г. Петрова, А.Н. Соловьев, Высшее образование в России, 8-9, 18-24 (2013)

74. В.М. Жураковский, В.М. Приходько, З.С. Сазонова, Высшее образование в России, 2, 79-82 (2009)

75. В.Г. Иванов, Л.И. Гурье, Высшее образование в России, 11, 71-75 (2012)

76. Ю.М. Кудрявцев, Ю.И. Толок, Казанская наука, 10, 12-17 (2012)

77. В. Медведев, Высшее образование в России, 2, 24-30 (2007)

78. В.М. Приходько, А.Н. Соловьев, Высшее образование в России, 6, 26-32 (2013)

79. M.E. Auer, V.G. Ivanov, V.V. Kondratyev, Дополнительное профессиональное образование в стране и мире, 5, 7-14 (2013)

80. V.M. Prikhodko, A.N. Solovyev, 42nd IGIP International Conference on Engineering Pedagogy «The Global Challenges in Engineering Education» and 16th International Conference on Interactive Collaborative Learning (Kazan, Russia, September 25-27, 2013). Abstracts. Kazan, 2013. P. 299-305.

81. А.А. Кирсанов, В.Г. Иванов, В.В. Кондратьев, Вестник Казан. технол. ун-та, 4, 228-249 (2010)

82. А.А. Кирсанов, В.М. Жураковский, В.М. Приходько, И.В. Федоров, Методология инженерной педагогики, МАДИ (ГТУ), Москва, КГТУ, Казань, 2007, 215с.

83. В.В. Кондратьев, М.Н. Гаранина, Казанская наука, 12, 1316 (2012)

84. A.A. Kirsanov, V.V. Kondratyev, Diversity unifies - Diversity in Engineering Education: Proceeding of the Joint International IGIP-SEFI Annual Conference (Trnava, Slovakia, September 19-22,

2010). Abstracts. Trnava, 2010, P. 206-208.

85. А.А. Кирсанов, В.М. Жураковский, В.М. Приходько, И.В. Федоров, Основы инженерной педагогики, МАДИ (ГТУ), Москва, КГТУ, Казань, 2007, 498с.

86. В. Приходько, З. Сазонова, Высшее образование в России, 1, 10-25 (2007)

87. З. Сазонова, Л. Соколова, Высшее образование в России, 10, 62-70 (2008)

88. V.G. Ivanov, V.V. Kondratyev, XL IGIP International Symposium on Engineering Education (Santos, Brazil, March 27-30,

2011). Abstracts. Santos, 2011, P. 353-356.

© В. В. Кондратьев - д-р пед. наук, проф., директор Центра подготовки и повышения квалификации преподавателей вузов Поволжья и Урала КНИТУ, vvkondr@mail.ru; В. Г. Иванов - д-р пед. наук, проф., первый проректор по учебной работе КНИТУ, mrcpkrt@mail.ru

© V. V. Kondratyev - Doctor of pedagogical sciences, prof., director of the Center of preparation and professional development of teachers of higher education institutions of the Volga region and Urals KNRTU, vvkondr@mail.ru; V. G. Ivanov - Doctor of pedagogical sciences, prof., first vice rector for study of KNRTU, mrcpkrt@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.