Научная статья на тему 'Инженерно-педагогический подход к управлению качеством профессиональной подготовки выпускников технических вузов'

Инженерно-педагогический подход к управлению качеством профессиональной подготовки выпускников технических вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
230
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ С НАУКОЙ И ПРОИЗВОДСТВОМ / ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / ENGINEERING PREPARATION / INTEGRATION OF EDUCATION WITH SCIENCE AND MANUFACTURING / ENGINEERING PEDAGOGY APPROACH / QUALITY MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сазонова Зоя Сергеевна

Инженерно-педагогический подход к обеспечению качества инженерно-технической подготовки бакалавров, магистров и дипломированных специалистов ориентирует преподавателей на создание комплексной системы управления. Управление качеством инженерно-технического образования требует создания совокупности условий, необходимой составляющей которой является интеграция инженерно-технического образования с наукой и производством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ENGINEERING-PEDAGOGICAL APPROACH TO QUALITY MANAGEMENT OF VOCATIONAL TRAINING OF GRADUATES OF TECHNICAL COLLEGES

The engineering pedagogy approach to the quality of engineering preparation of bachelors, masters and specialists directs university professors towards a complex management system. Management of the quality of engineering education requires the creation of a system of conditions, one of which being the integration of engineering education with manufacturing.

Текст научной работы на тему «Инженерно-педагогический подход к управлению качеством профессиональной подготовки выпускников технических вузов»

и есть вариативная части МРС. Неизменными должны оставаться такие позиции:

информированность студентов о правилах контроля и неизменность этих правил в течение года: каждый студент с первого дня изучения конкретной дисциплины должен знать перечень модулей, количество включенных в них видов заданий, их трудоемкость в баллах и сроки выполнения, рекомендуемую учебно-методическую литературу, порядок поощрения студентов за успешную работу и освобождения от итоговых контрольных мероприятий по результатам рейтинговой оценки;

все рейтинги вычисляются по единой шкале; зачетный уровень на экзамене и зачете должен быть равен половине максимального количества баллов;

уровень допуска должен быть также равен половине максимального количества баллов, которые может набрать студент в течение семестра;

система должна быть гибкой, содержать несколько параметров, которые назначаются кафедрами самостоятельно (назначать или нет штрафы, вводить ли «автомат», с какого уровня рекомендуется «автомат», количество модулей, а значит и кон-

трольных точек, «весовой» потенциал различных видов учебной и внеаудиторной деятельности). Выбирая эти параметры, кафедры могут приспособить систему к своим традициям, к своей специфике.

Можно констатировать, что модульно-рейтинговая система при определенной ее доработке может быть применена для комплексной оценки качества профессиональной подготовки и является качественно новым уровнем организации преподавания в высшей школе.

Список литературы

1. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

2. Татур, Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования: материалы ко второму заседанию методологического семинара / Ю.Г. Татур. — М.: Исследоват. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

3. Новиков, А.М. Постиндустриальное образование / А.М. Новиков. — М.: Изд-во «Эвгес», 2008.

4. Новиков, А.М. Российское образование в новой эпохе / А.М. Новиков // Парадоксы наследия, векторы развития. — М.: Изд-во «Эвгес», 2000.

5. Болонская декларация // Высшее образование сегодня. — 2004. — № 2.

УДК 378.004.12

З.С. Сазонова, доктор пед. наук, профессор

ГОУ ВПО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)»

ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Жизнь в быстро меняющемся мире требует пересмотра взглядов на формирование и организацию процессов функционирования сложных систем, к которым относятся как технические, так и образовательные системы. Современная инженерно-техническая деятельность является многофункциональной, а по содержанию — междисциплинарной. Она находится «на стыке» науки, образования, производства и бизнеса.

Международный опыт доказал, что прогресс на пути создания и эксплуатации современных наукоемких технических систем достигается при комплексном подходе к решению междисциплинарных проблем, а интегральная эффективность жизненных циклов сложных технических систем существенно зависит от уровня профессиональной компетентности всех субъектов, участвующих в их обеспечении. Для современного этапа развития инженерно-технического образования переход от комплексности к системной целостности интегративного взаимо-

действия образования с наукой и производством становится закономерной необходимостью. Гносеологическим критерием такой целостности является уровень их взаимной рефлексивности как взаи-моопределение, взаимное изменение содержания и взаимное развитие, направленное на возникновение общего результата и общего качества. Становление системной целостности образования с наукой и производством определяется степенью его реинтеграции в системы науки и производства. Современная инженерно-техническая деятельность является многофункциональной, а по содержанию — междисциплинарной. Она находится «на стыке» науки, образования, производства и бизнеса.

Международный опыт доказал, что прогресс на пути создания и эксплуатации современных наукоемких технических систем достигается при комплексном подходе к решению междисциплинарных проблем, а интегральная эффективность жизненных циклов сложных технических систем существенно

115

зависит от уровня профессиональной компетентности всех субъектов, участвующих в их обеспечении. Подготовка бакалавров, магистров и дипломированных специалистов в области техники и технологий, осуществляемая на основе интеграции образования, науки и производства, — это процесс профессионального становления студентов технических вузов, обусловленный высоким уровнем профессионализма научно-педагогических кадров, инновационными технологиями обучения и воспитания, собственной учебной, научно-исследовательской и созидательной активностью студентов. Этот процесс направлен на формирование профессиональной компетентности, способности к самоорганизации и конкурентоспособности будущих выпускников на современном рынке интеллектуального труда.

В соответствии с идеями инженерной педагогики формирование профессиональной компетентности будущих бакалавров, магистров и специалистов в области техники и технологий должно быть системно ориентированным процессом и являться приоритетом согласованной образовательной деятельности преподавателей вузов и их социальных партнеров — субъектов науки и производства.

Отечественная психология, педагогическая теория и практика имеют достижения мирового уровня в области профессиональной подготовки инженернотехнических специалистов. Современная педагогика, как подсистема междисциплинарного научного метазнания, способствуя развитию других наук и наукоемкого производства, сама развивается во взаимодействии с ними, обогащается новыми содержательными и технологическими идеями, прогнозирует эмерджентные свойства инновационных педагогических технологий, реализуемых в условиях интеграции образования, науки и производства [1]. Инженерно-педагогический подход к подготовке студентов по техническим дисциплинам концентрирует усилия педагогического коллектива на обеспечении в учебном процессе контекста реальной профессиональной деятельности, в том числе за счет встраивания интеграции образования с наукой и производством во все элементы учебных материалов [2].

В рамках выполненных автором инженерно-педагогических исследований показано, что в современных условиях интеграция образования с наукой и производством должна стать методологическим основанием подготовки выпускников инженернотехнических образовательных программ [3]. Инженерно-педагогический подход требует, чтобы профессионально ориентированная учебная деятельность студентов технических вузов была нацелена на формирование фундаментальных функциональных знаний и компетенций. При этом полученные студентами результаты должны апробироваться и сопровождаться с целью систематического повышения уровня профессиональных компетенций будущих

выпускников, а также уровня конкурентоспособности созданной ими интеллектуальной продукции.

Инженерно-педагогический подход к генерации, апробации и сопровождению результатов творческой деятельности студентов технических вузов предусматривает осуществление непрерывного мониторинга качества системно ориентированной технологии подготовки к многофункциональной деятельности в современных условиях быстрых перемен. Формированию и развитию ключевых и социально-профессиональных компетенций будущих выпускников, как необходимых составляющих инженерной компетентности, должно способствовать использование инновационной системы электронных учебных материалов — эффективного средства технологии достижения целостности профессиональной подготовки и самоподготовки в условиях системной интеграции образования, науки и производства [4].

Качество учебных материалов, как инструментария педагогической технологии, является важным фактором, влияющим на качество профессиональной подготовки. Поэтому содержание учебных материалов должно отбираться не только в логике науки, но, прежде всего,—через модель специалиста, в логике будущей профессиональной деятельности.

В соответствии с идеями инженерной педагогики и позицией автора настоящей статьи (обоснованной в рамках теоретического исследования и практической научно-педагогической деятельности), при проектировании образовательного процесса на первое место должны выдвигаться процессы проектирования, моделирования, конструирования и исследования объектов целостного реального мира, а также выявляться взаимосвязи между ними. Научные знания, приобретаемые студентами при таком подходе к учебному процессу, систематизируются и структурируются в соответствии с иерархией познаваемых объектов и явлений. Студенты должны иметь к систематизированной и структурированной научной информации открытый доступ (например, через базу данных) и усваивать ее в контексте личного участия в процессах проектирования, моделирования, конструирования и исследования. Для будущих профессионалов в инженерно-технической сфере деятельности научные знания должны быть не только объектом изучения и развития интеллекта, но и эффективным средством формирования инженерной компетентности. Поэтому при проектировании системы учебных материалов для обеспечения профессиональной подготовки сначала должны определяться ее цели — социально-личностные и профессиональные компетенции будущих выпускников, и только после этого отбираться междисциплинарные научные знания, необходимые для формирования этих компетенций. Речь идет о знаниях тех объектов и процессов, с которыми будущим профессио-

налам надо научиться действовать. К этим знаниям добавляются знания о самой деятельности — о методах и приемах решения профессиональных задач. Оба вида знаний составляют научное содержание каждой учебной дисциплины.

Интегративная система содержания образования, согласно B.C. Ледневу, соответствует инвариантной структуре деятельности, включающей познавательную, коммуникативную, ценностно-ориентационную, преобразовательную (трудовую), эстетическую, физическую и иные функции, т. е. множество действий и относительно завершенных элементов, направленных на достижение определенных промежуточных осознаваемых целей, образующих определенную целостность, единство [5].

Учебный материал, отражая научное содержание дисциплины, отличается от него наличием аппарата усвоения и ориентировки. В учебном материале реализуются предусмотренные учебным планом и учебными программами межпредметные и внут-рипредметные связи, с должной полнотой учитывается предшествующий уровень подготовки студентов. На конкретном учебном материале реализуются воспитательные и развивающие функции педагогического процесса в вузе.

Проблема отбора и структурирования содержания учебного материала занимает одно из центральных мест в современной дидактике. Учебный материал по техническим дисциплинам является инструментом педагогической технологии профессиональной подготовки. Профессиональная деятельность современного инженера представляет собой определенную целостность и имеет интегративный характер. Поэтому основой для проектирования процесса формирования инженерной компетентности должна быть структура и содержание его междисциплинарной многофункциональной деятельности в условиях ее интеграции с наукой и непрерывным образованием, а основой для разработки требований к учебно-методическим материалам по каждой технической дисциплине должна быть целевая функция изучения дисциплины. В соответствии с этим центральным принципом формирования учебных материалов, как главного инструмента технологии, системно ориентированной на формирование инженерной компетентности, должен стать принцип встраивания интеграции образования, науки и производства во все элементы учебного материала.

Инновационные образовательные технологии требуют обеспечения новыми педагогическими средствами, в первую очередь, — учебно-методическими материалами, разрабатываемыми с учетом гарантированного достижения заданного качества подготовки в условиях реального учебного процесса на протяжении полного образовательного цикла. К числу важных задач современного этапа модер-

низации высшего образования в России относится совершенствование содержания учебных материалов по техническим дисциплинам с целью отражения в них как современных достижений, так и перспективных требований к компетенциям инженеров в конкретных, но достаточно широких областях профессиональной деятельности. Как важнейший элемент методического обеспечения образовательного процесса, учебные материалы должны основываться на требованиях соответствующих новых федеральных государственных образовательных стандартов, определяющих нормативные условия достижения необходимых уровней сформированно-сти компетенций выпускников и оценки их квалификаций. Инновационные преобразования в учебных материалах новых и модернизируемых учебнометодических комплексов заключаются в переходе к модульной структуре, в разработке современных методов формирования и методики оценки компетентностей обучающихся, а также в корректировке содержания практической подготовки в соответствии с перспективными потребностями экономики и социальной сферы. В соответствии с позицией автора настоящего исследования, учебный материал по каждой технической дисциплине должен быть системно ориентированным на формирование компетентности будущих инженеров в области решения многокритериальных междисциплинарных практических задач профессионального содержания. Системный образовательно-научно-профессиональный материал должен включать совокупность компонентов, необходимых и достаточных для информационного и функционального обеспечения процесса получения функционально завершенных результатов деятельности студентов на каждом учебном занятии при учете нормативно заданных условий. Дидактические характеристики учебных материалов должны соответствовать особенностям образовательной технологии.

Одним из главных принципов формирования учебных материалов является модульность. Модульная структура представляет собой дискретную структуру, составленную из самостоятельных целостных блоков [6]. Образовательный процесс всегда можно разделить на отдельные модули, выбрав для этого какое-либо основание, а затем составить карту-схему, в рамках которой можно компоновать эти модули в зависимости от цели деятельности. Системы модулей могут входить в интегрированные комплексы. Исходной методологической позицией использования принципа модульности при формировании учебного материала как инструмента системно ориентированной технологии подготовки современного инженера, базирующейся на инженерно-педагогическом подходе, является общая теория фундаментальных систем. Согласно этой теории весь континуум мыслительной деятельности человека, доминирую-

117

щей мотивацией которой выступает постановка и решение личностно значимых проблем, может быть разделен на системные кванты. Принцип системного квантования «опирается» на модульную организацию коры головного мозга человека. Принципы системного квантования, проблемности и модульности лежат в основе функциональных систем психической деятельности человека, они отображаются различными знаковыми системами — языковыми, символическими, графическими и т. д. Принцип системного квантования составляет методологический фундамент теорий «сжатия учебной информации». Всевозможные типы моделей представления знаний в сжатом компактном виде соответствуют свойству человека мыслить образами. При изучении и усвоении нового учебного материала происходит его кодировка, составляются соответствующие схемы. Практика нашей работы доказала, что сжатие учебного материала и представление его сразу в четырех кодах: символическом, вербальном, графическом и числовом способствует повышению качества усвоения учебного материала.

Подготовка студентов втузов, системно ориентированная на формирование инженерной компетентности, имеет проблемно-модульный характер, отличающийся тем, что в ней принципы системного квантования, проблемности и модульности рассматриваются в целостности и единстве. Разработанная автором системно ориентированная технология подготовки учебных материалов включает: целевую компоненту — формирование инженерной компетентности, функционально-сетевые методы проектирования содержания обучения, таксономическое конструирование дидактических материалов, мониторинг. Ведущей стержневой характеристикой этой технологии является гибкость — способность оперативно реагировать и мобильно адаптироваться к изменяющимся условиям социума.

Использование инвариантных методических модулей и таксономической структуры электронных учебных материалов наряду с функциональным представлением процесса учебной деятельности студентов создают возможность для осуществления функционально-сетевого мониторинга качества учебного процесса. Система электронных учебных материалов должна быть открытой системой и включать как инвариантную фундаментальную составляющую, так и вариативные компоненты. Вариативные компоненты содержания — это результат сетевой интеграции новейших достижений в области образования, науки и производства. Функциональное описание технологии профессиональной подготовки и представление электронного учебного материала в функциональной форме обеспечивают студентам возможность эффективной работы в сети для получения на каждом учебном занятии диагностируемых результатов индивидуальной деятельности.

118

В целевой комплексной программе развития Московского государственного автомобильно-дорожного университета (МАДИ) направление «Качество» выделено в числе приоритетных. Накопленный в МАДИ опыт применения инженерно-педагогического подхода к управлению качеством подготовки компетентных кадров для автодорожного комплекса России доказал свою эффективность.

Для достижения цели — обеспечения соответствующего современным требованиям качества подготовки выпускников МАДИ — осуществляется стратегическое планирование образовательного процесса, реализуемого в условиях интеграции образования с наукой и производством. Планирование определяет ориентиры развития и соответствующие механизмы, направленные на эффективное использование имеющихся ресурсов и достижение оптимального результата при взаимодействии с научными и производственными партнерами МАДИ.

План развития университета создается с учетом планов развития отдельных подразделений. Планирование деятельности подразделений университета представляет собой процесс, включающий ситуационный анализ, постановку целей, обсуждение моделей плана и аргументированный выбор конкретного варианта.

К числу главных целей деятельности кафедр МАДИ является формирование гносеологических, функциональных и ценностно-ориентировочных компетенций студентов в процессе работы над освоением содержания учебных дисциплин и модулей, а также в рамках научно-исследовательской работы, проводимой при выполнении инженернотехнических проектов в единой команде с ведущими преподавателями.

Формирование содержания и структуры учебного материала ориентировано на то, чтобы формируемые в учебно-созидательном процессе личностные и профессиональные компетенции студентов соответствовали компетентностным моделям выпускников образовательных программ. В университете осуществляется планомерная работа по обеспечению междисциплинарности и целостности профессиональной подготовки студентов. Для этого выполняется совместная работа коллективов разных кафедр, направленная на горизонтальную и вертикальную «стыковку» рабочих программ по учебным дисциплинам, на уточнение «входных» и «выходных» требований к уровню формируемых и развиваемых в учебном процессе компетенций студентов. При изучении учебной дисциплины «Введение в специальность» студенты знакомятся со структурой учебного плана по соответствующему направлению подготовки. Студенты получают информацию о логике связей между отдельными учебными модулями, обеспечивающей последовательность и непрерывность развития тех компетенций буду-

щих выпускников, которые входят в создаваемый совместно с работодателями «компетентностный портрет» молодого специалиста, конкурентоспособного в современных условиях. Практика показала, что этот методический прием мотивации студентов к учебной деятельности в условиях интеграции образовательного процесса с наукой и производством повышает их интерес к обучению, способствует формированию новых ценностей и, как следствие, положительно сказывается на качестве усвоения учебного материала.

Список литературы

1. Сазонова, З.С. Педагогика в инженерном образовании / З.С. Сазонова // Высшее образование в России. — 2004. — № 5. — С. 65-68.

2. Сазонова, З.С. Инженерно-педагогический подход к проблеме повышения эффективности учебно-познавательной деятельности студентов / З.С. Сазонова, Т.М. Ткачёва // Инженерная педагогика. — 2003. — № 4. — С. 208-221.

3. Сазонова, З.С. Интеграция образования, науки и производства как методологическое основание подготовки современного инженера / З.С. Сазонова. — М.: Изд-во МАДИ (ГТУ), 2007. — 488 с.

4. Сазонова, З.С. Формирование условий для самоподготовки студентов по техническим дисциплинам / З.С. Сазонова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Педагогика». — 2007. — Т. 1. — № 2. — С. 145-150.

5. Леднев, В.С. Содержание образования: учеб. пособие / В.С. Леднев. — М.: Высшая школа, 1989. — 360 с.

6. Кубрушко, П.Ф. Технология модульного обучения: учебно-практическое пособие / П.Ф. Кубрушко, Д.Е. Назаров. — М.: TACIS, 2001. — 60 с.

УДК 378+371

Н.Н. Иванова, канд. пед. наук, доцент

ГОУ ВПО «Воронежский государственный технический университет»

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ МОТИВАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТА

Автор, рассматривая процесс профессионального становления личности, обратил внимание на возможность технологического подхода к его проектированию и реализации. Термин «технология» происходит от греческих слов «techne» — мастерство, искусство и «logos» — понятие, учение. В структуре профессиональной деятельности наблюдается объективная сложность взаимодействий, существует необходимость многофакторного анализа процесса становления личности с выделением периодов, уровней или стадий, поэтому при определении понятия «технология профессионального становления» автор статьи использовал многочисленные определения понятия «педагогическая технология» и выделили следующие:

• совокупность знаний о способах и средствах осуществления процессов, при которых происходит качественное изменение объекта [1];

• упорядоченная совокупность действий, операций и процедур инструментально обеспечивающих прогнозируемый и диагностируемый результат в изменяющихся условиях процесса [2];

• совокупность форм, методов, приемов и средств передачи социального опыта, а также технологическое оснащение этого процесса [3];

• приемы, порядок, регламент выполнения процесса [4].

Все приведенные определения отражают уров-невый подход. С одной стороны, технология рассмат-

ривается на уровне средств передачи социального опыта, с другой — на уровне научного процесса.

В ходе исследования автор предлагает мотивационную технологию профессионального становления специалиста как совокупность условий, принципов, средств, методик и способов взаимодействия, направленных на формирование мотивационного потенциала процесса становления, который представляет собой вероятность удовлетворения потребности личности в самореализации через формирование ее самостоятельности.

Следует отметить ее перспективный уровень, отражающийся, прежде всего, в перспективной цели становления специалиста и в строгой преемственности в наращивании потенциалов личности при ее стремлении к самостоятельности. Кроме того, такая технология обеспечивает глубокое усвоение теоретических знаний, практических умений, сформиро-ванность основ индивидуального стиля деятельности и ценностных ориентаций личности. Ее можно считать эффективной, потому что она определяет развитие личности в сторону усложнения: к более труднодоступным личным целям, более разнообразному содержанию деятельности, более значимым отношениям, более развернутым связям.

Реальное разнообразие условий деятельности и людей, занятых ею, приводит к необходимости формировать специфический мотивационный механизм их профессионального становления.

119

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.