- быть определенными во времени (Т - Т1шеЬоипф, т.е. должны быть установлены временные рамки выполнения цели, и они должны быть определены как для конечного, так и промежуточного результата.
- В процессе разработки, согласования и утверждения карт КПЭ считаем возможным создать наблюдательный совет. Также считаем необходимым возложить на наблюдательный совет обязанности по мониторингу выполнения КПЭ, поставленных Правительством РФ.
Принципы организации мониторинга КПЭ:
- мониторинг достижения КПЭ проводится в течение года и заключается в оценке уровня достижения промежуточных и целевых значений КПЭ;
- цель проведения мониторинга - своевременное выявление и устранение рисков невыполнения КПЭ.
Оценить эффективность выполнения целей, поставленных системой общегосударственного планирования, считаем возможным по следующей формуле:
Агрегированный индекс КПЭ высокотехнологичных отраслей = £ вес п х факт п,
где вес п - вес КПЭ в карте КПЭ генерального директора головной компании отрасли; факт п -фактический уровень выполнения КПЭ, выраженный в процентах.
Считаем возможным по результатам выполнения или невыполнения целевых показателей системы управления общегосударственным планированием осуществлять в конце финансового года пересмотр заработных плат и организационной структуры компаний, входящих в периметр консолидации, применять меры административного и финансового контроля.
Библиографический список
1. Институциональные резервы инновационного развития экономики России: монография / П.С. Толкачев, А.А. Сычев, А. С. Савостицкий, Е.В. Зайцева // Государственный университет управления. - М.: ГУУ, 2009. - 214 с.
2. Кэмпенер Р. Государство на борьбе с «провалами рынка» // Инновационные тренды. - 2011. -№ 5. - С. 3-5.
3. Указ Президента № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» от 07.05.2012.
Т.Ф. Рябова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ
Ключевые слова: инновационная политика, преобразование, инвестиционные вложения, преимущества, этапы, критерии.
Практический опыт ведения хозяйственной деятельности показал неподготовленность многих российских предприятий к ведению эффективной работы. Об этом свидетельствуют
© Рябова Т.Ф., 2013
темпы спада практически во всех сферах экономики как в масштабе страны, так и в разрезе отдельных регионов и на уровне предприятий. Поэтому экономический рост хозяйствующих субъектов непременно должен основываться на изменениях в структуре их производства, привлечении инвестиций для внедрения нового оборудования и других средств, применяемых в сфере организации, труда и управления [6; 7].
В зависимости от отраслевой ориентации каждое предприятие имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при внедрении инновационных процессов и реструктуризации их деятельности. В первую очередь, это касается использования инвестиционных вложений, характера и структуры выпускаемой продукции, специфики каналов товародвижения, закупки сырья и других условий [3; 4]. При этом различия могут появляться как в методическом подходе к этому процессу, так и в сроках осуществления поставленных задач и других особенностях. Вместе с тем независимо от выделенных отличий необходимо принимать во внимание выработанные в последнее время научные подходы к реализации инноваций, который включает типовой цикл реструктуризации и изменений внутренней сферы деятельности предприятий и отражает наиболее общие условия их осуществления.
Однако изучение показало, что некоторые положения подходов не могут быть приняты на предприятиях различных отраслей промышленности. Об этом свидетельствует опыт некоторых предприятий, руководство которых прибегло к услугам западных компаний, вложив значительные инвестиции в инновационные проекты [9; 10]. Предприятиям удалось добиться улучшения деятельности в течение некоторого краткосрочного периода, после которого наступил спад объемов производства и сокращение сегмента продукции на рынке продажи продукции. Одной из причин создавшегося положения является то, что специалисты-разработчики учли специфику деятельности предприятий, организации производственных процессов и особенностей формирования рынка.
Цикл проведения инновационных преобразований предприятий должен включать три последовательных этапа. На первом этапе определяется емкость рынка региона на текущий момент времени и на перспективу, проводится его сегментация, устанавливаются объемы производства, объем ввоза и вывоза выработанных товаров. Предусматривается сбор общих сведений о каждом субъекте рынка, уточняются место и роль отдельного предприятия на региональном рынке, включая наличие и уровень использования производственных мощностей [2; 12]. Для выполнения этих работ потребуется статистическая информация об объемах потребления продукции по региону и за его пределами, объему товарооборота в разрезе поставщиков сырья и ее потребителей, преимуществах и недостатках главных предприятий-конкурентов, включая уровень цен, конкурентоспособности и качество товара [8].
Второй этап касается непосредственно обследования предприятий, включая его подробную диагностику. В число задач, решаемых на этом этапе, должны входить: мониторинг и анализ производственных, технических, экономических и финансовых показателей деятельности предприятия, показателей дебиторской и кредиторской задолженности, оценка действующей структуры производства продукции, изыскание новых источников привлечения инвестиций для экономического роста. Методика обследования должна базироваться на анализе показателей за последние три года (объем производства в натуральном и стоимост-
ном выражении, объем реализации, запасы продукции, сравнение объемов выработки и объемов реализации продукции в разрезе месяцев по потребителям и т.д.). При мониторинге информации наряду с вышеуказанными показателями должны быть изучены: структура себестоимости продукции; источники дохода; величина и структура прибыли; состояние основных фондов; уровень использования трудовых ресурсов и другие [7; 8]. На данном этапе выявляются участки, нуждающиеся в обновлении оборудования и других средств производства, повышении квалификации, улучшении условий труда по структурным подразделениям предприятия.
Диагностика финансового состояния предприятия должна включать анализ активов и пассивов предприятия с расчетами коэффициентов ликвидности, наличия и динамики оборотных средств с установлением оборачиваемости и размера необходимых инвестиций для развития производства. Проводится оценка собственных финансовых возможностей, необходимых для приобретения средств производства, осуществления реструктуризации и диверсификации, создания новых рабочих мест. Определяется недостаток финансовых ресурсов и делается расчет возможностей привлечения инвестиций со стороны, вырабатываются условия их получения и возврата [11].
Третий этап включает работы по обобщению полученной информации, ее анализу, проведению сравнения различных показателей, поиску источников инвестиций для развития собственных и заемных средств, необходимых для внедрения инновационных процессов, осуществления реструктуризации и диверсификации производственных мощностей и ассортиментной политики предприятия. Результаты проведенного исследования, а также выполненные расчеты подтвердили вывод о том, что для обеспечения эффективного функционирования и устойчивого развития предприятия необходимо наметить основные направления эффективного привлечения инвестиционных ресурсов, способствующие быстрой их окупаемости на основе наращивания объемов производства продукции широкого ассортимента. Инновационное развитие производства предприятий может быть достигнуто путем реализации текущих мероприятий по научно-техническому, экономическому и социальному направлений [9; 10].
Таким образом, экономический рост производства может быть обеспечен путем реализации таких направлений, как законодательное, инновационное, научно-технического, инвестиционное, экономическое, социальное, охрана окружающей среды. Особое значение при инновационном развитии должно уделяться созданию стабильной рыночной законодательной базы, обеспечивающей защиту интересов отечественных производителей, ограничение вывоза товаров, которые могут выпускаться в стране, запрет вывоза стратегического сырья и дефицитных продуктов питания населения страны [5].
Инновационно-инвестиционная политика государства должна предусматривать разработку соответствующих программ, стимулирование высокоэффективных технологий силами отечественных научных организаций, увеличение доли бюджетных и внебюджетных средств, выделяемых на реализацию индивидуальных инновационных программ. Значимым условием инновационного преобразования является стимулирование организаций различными способами, в том числе налоговыми скидками, выделением беспроцентных инвестиций
из средств крупных государственных компаний по профилю деятельности. Инновационно-инвестиционная политика государства должна отражаться на обновлении материально-технической базы отечественных машиностроительных предприятий по выпуску высококачественной техники и внедрению прогрессивных, экологически чистых технологий, преобразовании инфраструктуры, ускоренном обновлении основных производственных фондов, увеличении удельного веса выпуска высококачественной продукции.
Научно-техническое направление включает: изменение выхода продукции на основе развития технологического процесса и замены ведущего оборудования на агрегаты нового поколения; повышение конкурентоспособности продукции и выработка высококачественных ее видов, использование новых технологий; выявление резервов производства путем углубленной переработки сырья; выделение побочных продуктов и использование их в качестве самостоятельных видов сырья при выработке продукции; внедрение технологий, позволяющих расширять ассортимент продукции [5].
Инвестиционное развитие предполагает эффективное использование собственных инвестиций, привлечение зарубежных инвесторов на условиях, выгодных для развития экономического потенциала страны, направления инвестиций, в первую очередь, на возрождение научно-технического потенциала материального производства, интеллектуального и человеческого капитала [12].
Экономическое направление должно учитывать формирование эффективных финансово-денежных систем. Оно означает усиленное внимание к использованию трудовых ресурсов, создание дополнительных рабочих мест за счет диверсификации производства, реструктуризации производственных мощностей, удовлетворения потребности населения в товарах народного потребления, роста отечественного производства, роста объемов производства высококачественной конкурентоспособной продукции, достаточного для обеспечения продовольственной безопасности страны [1].
Финансовое направление обеспечивает увеличение собственных финансовых средств предприятия, ускорение оборачиваемости продукции, повышение финансовой устойчивости предприятия, уменьшение задолженности всякого рода и т.д.
Как свидетельствует изучение, наряду с этим экономическое развитие предприятий во многом определяется направлениями, общими для всех отраслей экономики, к которым в процессе исследования на основе использования экспертного метода отнесены:
- повышение плодородия почв в России в зависимости от природно-климатических особенностей с целью повышения урожайности сельскохозяйственных культур и развития сырьевой базы для полного удовлетворения потребностей населения в высококачественных видах отечественного продовольствия;
- улучшение экологический среды функционирования промышленных и других видов предприятий;
- расширение возможностей использования местных видов природных ресурсов с целью развития и существенного расширения качественных видов национальных товаров, продвижения их на мировой рынок на основе развития экспортно-импортной политики страны;
- разработка многоуровневой программы создания национальной технологической базы для производства отечественных конкурентоспособных технологических процессов и оборудования, характеризуемых низкой материало-, энерготрудоемкостью и высокой производительностью;
- повышение удельного веса высококачественных престижных видов продуктов товаров в общем их объеме;
- ускоренное обновление средств производства, труда и управления предприятий в территориальном разрезе с целью повышения и выравнивания их научно-технического и организационно-экономического уровня развития;
- расширение практики государственного и территориального инвестиционного кредитования производств, выпускающих высококачественную продукцию, имеющую стратегическое значение для населения, на возвратной основе и взаимовыгодных интересах государства, федеральных образований и предприятий;
- устранение таможенных льгот на экологически чистые технологии, оборудование, контрольно-измерительные приборы определения показателей качества продукции и другие средства производства, соответствующие современному мировому уровню, поступающие из других стран;
- снижение таможенных льгот на экспорт отечественных товаров, объем производства которых превышает спрос и потребность населения России;
- замена налога на прибыль единым налогом на общий объем реализованной продукции (услуг) и внереализационные доходы всеми без исключения участниками рыночного хозяйства, способствующая увеличению поступлений средств в государственный бюджет;
- разработка и реализация на государственном уровне дифференцированных ставок налога на объем реализованной продукции (услуг);
- введение обязательного государственного налога на объем реализованной продукции от всех видов банков, бирж, организаций, предоставляющих услуги по развлечениям различного рода (игорным домам, казино, ресторанам, мюзиклам, концертным залам и т. д.) предприятиям, использующих ресурсы недра земли, и других организаций, созданных ранее и выкупленных собственниками в процессе первого и последующих этапов приватизации;
- финансирование важнейших фундаментальных и прикладных исследований в области инноваций за счет экономического роста производства высококачественных стратегических видов продовольствия;
- создание единого фонда науки и техники за счет поступлений от всех без исключения участников рыночной экономики, необходимого для повышения уровня технологической оснащенности отечественных предприятий, распределение и контроль за использованием этих средств;
- принятие государственного закона о возмещении ущерба от банкротства предприятий, снижения их научно-технического уровня, спада производства и других организационно-технических и хозяйственно-экономических причин за счет средств собственников этих предприятий без оказания помощи государством за исключением случаев утраты ресурсов в результате стихийных бедствий, диверсий и военных конфликтов;
- внесение изменений в закон о предприятии, предусматривающих обеспечение работников всех видов хозяйствующих субъектов заработной платой, условиями труда, превышающими ежегодные их показатели на 20-25 % или соответствующие уровню передовых предприятий данного федерального округа;
- принятие на государственном уровне закона о введении штрафных санкций для первых руководителей предприятий (организаций) или основных их собственников за низкое обеспечение работников материальными благами (заработной платой, выплатами из фондов потребления), а также несоответствующими условиями труда, неразвитость инфраструктуры, неблагоприятное содержание территорий и др. нарушения.
Основанием для привлекательности инвестиционных ресурсов в различные сферы предприятий данного вида промышленности по сравнению с другими являются следующие три обстоятельства: сравнительно низкая стоимость новых основных фондов - зданий, сооружений, оборудования, машин, быстрое освоение прогрессивных технологий, возможность в короткие сроки вводить в действие производственные объекты, меньшая площадь под размещение предприятий, компактность расположения средств труда, комплексная переработка сырья, приближение предприятий к сырьевым рынкам, возможность быстрого переустройства технологий на выпуск других видов продукции; быстрая окупаемость затрат, возможность использования дифференцированные объемы капитальных вложений - от значительных до малых величин.
При наличии больших масштабов инвестиций могут быть введены в строй крупные предприятия по выпуску широкого ассортимента продукции, при наличии средних объемов могут вводиться в строй средние предприятия или отдельные цеха на действующих предприятиях. Когда концентрируются небольшие объемы средств, могут быть введены в строй цеха или отдельные линии по производству одного вида продукции.
Для некоторых предприятий характерны:
- длительные контакты с банками, быстрый возврат кредита, ускоренный процесс оборота средств в деньги за счет того, что продукция пользуется постоянным спросом населения и быстро находит своего потребителя, значительное число потребителей продукции и огромная ниша рынка, ввод в действие предприятий с различными производственными мощностями, обозначенными параметрами - от малых до крупных, расширенные возможности интеграции производства, быстрая концентрация капитала родственных предприятий на взаимовыгодных началах. Одной из причин повышенной привлекательности инвестиционных ресурсов являются возрастающие неограниченные потребности населения, значительная плотность родственных предприятий, расположенных по территориальному принципу и др.;
- наличие трудовых ресурсов, более благоприятные условия и режим труда, широкое использование материальных стимулов к труду, возможность приобретения персоналом продукции предприятий по себестоимости, быстрое освоение профессий, взаимозаменяемость и овладение широким спектром профессий, сплоченность трудовых коллективов и др.
Эффективность инновационного развития предприятий обеспечивается, на наш взгляд, системой управления, созданной на основе применения новых методов, форм и механизмов, апробированных в мировом пространстве на крупных предприятиях. Как показано исследо-
вание, управление инвестиционными вложениями целесообразно осуществлять в соответствии со следующим алгоритмом, по трем ключевым направлениям развития: инновационному, социальному, финансово-экономическому [12].
Инновационное: сравнительно меньшая стоимость средств производства; возможность быстрого ввода в действие производственных объектов; приближение к рынкам сырьевых ресурсов; возможность быстрого изменения технологических процессов; комплексная переработка сырья; незначительные площади под застройку; ввод в действие производственных мощностей различных параметрических рядов; расширенная возможность интеграционных процессов; быстрая концентрация капитала.
Социальное: наличие трудовых ресурсов; благоприятные условия и режим труда; наличие материальных стимулов; возможность приобретения собственной продукции по себестоимости; сплоченность трудового коллектива; быстрое освоение профессий; взаимозаменяемость и овладение широким профилем профессий.
Финансово-экономическое: высокий имидж и контакты с банковскими структурами; быстрая окупаемость вложений и возврат средств; возможность использования дифференцированной потребности капитала; ускоренный оборот продукции; значительная плотность родственных предприятий; расширенная ниша рынка; растущие потребности покупателей.
Библиографический список
1. Гусев В.В. Новая парадигма устойчивого развития России / В.В. Гусев. - М.: Пищепромиздат, 2005.
2. Гусев В.В. Прогнозирование инновационного развития пивоваренных предприятий России: монография / В.В. Гусев, А.В. Павлюкова, Л.Л. Яровенко. - М.: ООО «НИПКЦ Восход-А», 2010.
3. Гусев В.В., Хачатуров Г.В. Развитие экономической политики корпоративных структур // Социально-экономические и правовые проблемы современной молодежи. - Волоколамск: филиал МГУТУ, 2010.
4. Гусев В.В. Модернизация средств производства - магистральное направление развития малого предпринимательства России // Вопросы питания в современном обществе. - Нижний Нов-город,2011.
5. Мащенко В.Е. Системное корпоративное управление / В.Е. Мащенко. - М.: СИРИН, 2012.
6. Минаева Е.В. Проблемы управления ресурсосбережением в организациях: монография / Е.В. Минаева, З.Б. Проскурина. - М.: ООО «НИПКЦ «Восход-А», 2013.
7. Минаева Е.В. Бизнес-стратегия крупных компаний (теория, методология, практика): монография / Е.В. Минаева, Е.Н. Мельникова. - М.: Знание, 2012.
8. Минаева Е.В., Проскурина З.Б. Системообразующие факторы роста конкурентоспособности предприятий // Технологии 21 века в легкой промышленности. - 2011.
9. Минаева Е.В. Ж. Теория реструктуризации в условиях инновационного экономического роста // Экономические науки. - 2011. - № 9.
10. Минаева Е.В. Роль продовольственной политики в обеспечении национальной независимости. // Совершенствование финансовых и кредитных отношений в условиях ускоренной модернизации экономики республики Казахстан. - Ж.: Казахский национальный аграрный университет «Исследования, результаты», 2011. - № 1.
11. Портер М. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран / М. Портер. -М.: Международные отношения, 2013.
12. Рябова Т.Ф. Инновационное развитие обрабатывающих предприятий России: монография / Т.Ф. Рябова. - М.: Дашков и Ко, 2012.