Научная статья на тему 'Подходы к оценке эффективности предприятий'

Подходы к оценке эффективности предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
155
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ФАКТОРЫ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / УРОВЕНЬ УПРАВЛЕНИЯ / МОБИЛЬНОСТЬ / КОНТРОЛЛИНГ / АНАЛИЗ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подходы к оценке эффективности предприятий»

Рассмотрим промежуточный узел 5. Поставим ему в соответствие индикаторную переменную S5 и получим логическое ограничение:

Применяя преобразования переменных, получим:

S'e > S5, (12)

S£ > S5. (13)

Рассмотрим узел 1 (вершина). Так как узлы 2 и 5 уже обработаны, то для обработки узла 1 достаточно добавить ограничение:

S^+S5 = 1. (14)

Шаг 6. Все узлы обработаны - завершение процедуры. Окончательное представление логического ограничения ^ в виде системы линейных ограничений задается набором ограничений (4)-(14).

Библиографический список

1. Блинов О.Е. Статические имитационные модели прогнозирования / О.Е. Блинов. - М.: ГАУ, 1991. - 71 с.

2. Писарева О.М. Сценарное моделирование в управлении разработкой системы крупномасштабных инвестиционных программ // Управление развитием крупномасштабных систем. -М.: ИПУ РАН, 2011.

3. Писарева О.М. Базовая интегрированная модель согласованного тактического планирования в управлении многоуровневой организационной системой // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2012. - № 12. - С. 285-300.

4. Williams H. P. Logic and integer programming. - London: Springer, 2009. - 167 p.

А.В. Павлюкова

ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

Ключевые слова: внешняя и внутренняя среда, эффективность, факторы, результативность, уровень управления, мобильность, контроллинг, анализ.

В последние годы формирования рыночных отношений предприятия осуществили ряд мер по адаптации систем управления к изменениям внешней среды. Изучение показало, что эффективность деятельности предприятий зависит от прямых и косвенных факторов состояния внешней среды. Поскольку от уровня управления зависит выживание предприятия, то необходимо выявить существенные факторы внешней среды, которые влияют на результативность его деятельности. В этих условиях главной задачей управления является выработка эффективных способов реагирования внутренней системы на внешние воздействия [1].

Внешняя среда воздействует на предприятие целым комплексом факторов. Носителями факторов, на которые предприятие вынуждено реагировать, являются: оплата счетов за продукцию, контакты с участниками по бизнесу, законодательство, частое перезаключение договоров, наличие местных заинтересованных групп экономического влияния, многочисленные решения местных органов управления, налоговых инспекций, правоохранительных ор-

© Павлюкова А.В., 2013

ганов, конкуренты, ускоренные технологические и др. изменения. К факторам прямого воздействия автор относит: количество поставщиков сырья и потребителей продукции, число кредиторов и инвесторов, качество трудовых ресурсов, обоснованность законов и институтов государственного регулирования, уровень развития инфраструктуры рыночной среды, методы взаимодействия с партнерами по бизнесу и конкурентами. Факторы косвенного воздействия также не оказывают непосредственного воздействия на эффективность предприятия. К системе данного вида относятся: качество жизни и платежеспособность населения, состояние экономики страны, уровень технологичности производства и инновационности, изменения в политической сфере и социальная структура страны [4].

Для повышения эффективности систем управления большое значение имеет реализация функций управленческого учета. В развитых странах мира существуют разные подходы к ведению такого вида учета, там созданы специальные планы счетов, называемые счета-экраны.

Мобильность внешней среды - это скорость, с которой происходят изменения в экономическом окружении предприятия. Однако, несмотря на то, что эта тенденция является общей, предприятия, у которых имеется значительное число поставщиков сырья и потребителей продукции, функционируют в особенно подвижной внешней среде. Кроме того, мобильность внешней среды по-разному влияет на работу структурных подразделений. К примеру, отдел реализации продукции сталкивается с высокой подвижностью внешней среды. В то же время производственный отдел может слабо ощущать воздействие относительно медленно изменяющейся окружающей среды, характеризующейся стабильным использованием сырья, средств труда и трудовых ресурсов. Учитывая комплексность влияния и сложность функционирования в условиях высокомобильной внешней среды, предприятие и его подразделения должны принимать эффективные управленческие решения относительно своих внутренних переменных на основе разнообразной точной информации и ведения управленческого учета [3].

Уровень неопределенности внешнего окружения зависит от объективности и полноты информации, которой владеет предприятие по поводу использования конкретного фактора производства. Если информации недостаточно и она не адаптирована к рыночной экономике или не соответствует действительности, то внутренняя среда подвергается непредвиденным ситуациям, рискам, которые трудно устранить. Бизнес в условиях рынка становится превалирующим видом деятельности населения, требующим все большего количества разнообразной информации, однако уровень ее точности снижается. Эта тенденция усугубляется с увеличением зависимости от действий иностранных партнеров по бизнесу, из-за низкого уровня инновационности и технологичности производства и других факторов. В условиях неопределенного внешнего окружения предприятию становится труднее принимать эффективные управленческие решения [7].

С точки зрения системного подхода предприятие может рассматриваться в качестве механизма, преобразовывающего ввод информации в вывод. Основные разновидности ввода -это сырье, материалы, оборудование, энергия, финансы, трудовые ресурсы и др. Взаимосвязь между предприятием и сетью поставщиков, обеспечивающих его ресурсами, является одним из примеров прямого воздействия внешней среды на успешную деятельность предприятия.

Преобразованным выводом являются эффективные каналы товародвижения готовой продукции, которые выступают связующим звеном между предприятием и потребителями.

Потребители, осуществляя выбор необходимых и желательных товаров и услуг, оказывают прямое воздействие на результаты деятельности предприятия. Так, процесс удовлетворения потребностей покупателей влияет на взаимодействия предприятия с поставщиками зерна, топлива, электроэнергии и других материалов. Этот сложный процесс взаимодействия внутренней и внешней среды предприятия реализуется через управленческий учет или систему контроллинга [6].

Контроллинг - система выживаемости и развития компании в краткосрочном длительном периоде, нацеленная на оптимизацию прибыли, в долгосрочном плане на поддержание гармонических отношений с окружающей средой. Контроллинг - это образец мышления менеджера, нацеленный на будущее. В системе контроллинга должно уделяться внимание контролю результатов коммерческой деятельности. Чтобы результаты контроля можно было оценить наиболее эффективно, конечные цели, ключевые результаты должны быть четко определены.

В то же время управленческий учет служит необходимой информационной базой для менеджеров, главной целью которых является предоставление руководству достоверной информации о ходе и результатах деятельности фирмы, которая принимается за основу при принятии многовариантных управленческих решений при взаимодействии с внешней средой [5]. Важнейшими задачами такого учета признаны сбор, обработка, систематизация и анализ информации о результатах производственно-хозяйственной деятельности, создание объективной информационной базы для взаимодействия с внешней средой и развитием хозяйственных связей. На практике различают три вида хозяйственного учета: управленческий, статистический и бухгалтерский.

При управленческом учете осуществляется сбор текущей информации (учет явок на работу, времени простоев оборудования, наличие запасов зерна, поступления средств за продукцию и оплаты счетов за покупку ресурсов и т.д.). Эти данные используются для текущего управления фирмой и принятия оперативных управленческих решений. Статистический учет означает анализ, систематизацию и контроль с помощью экономико-статистических и математических методов для контроля за созданием, распределением и использованием новой потребительной стоимости. Этот метод обеспечивает предприятия данными о поступлении и движении сырья и продукции, состоянии производственных фондов, динамике формирования себестоимости, прибыли и рентабельности.

Бухгалтерский учет - это непрерывный процесс достоверного учета результатов деятельности, охватывающий все направления и структурные подразделения. Анализ хозяйственной деятельности предприятия обеспечивает взаимосвязь между контролем и планированием, между управленческим и бухгалтерским учетом. В практической непрерывной коммерческой деятельности эти два вида учета и анализа неразделимы. На основе результатов исследования автор пришел к выводу, что анализ результатов хозяйственной деятельности компании целесообразно осуществлять параллельным или последовательным способом по предлагаемому алгоритму [8].

1. Выбор цели учета, выявление имущественного и финансового состояния и уровня доходов, диагностика состояния фирмы.

2. Формирование общего представления об объекте анализа, изучение публикаций о фирме и ее производственной программе.

3. Анализ эффективности работы с поставщиками и потребителями, количество хозяйственных связей, оценка их эффективности.

4. Изучение деятельности конкурентов в рыночной инфраструктуре, анализ их финансового состояния, качества и объемов поставляемой ими продукции.

5. Сбор исходной информации, в качестве которой используются годовые отчеты, счета прибылей и убытков, отчеты собраний акционеров, балансы и др.

6. Оценка внешних и внутренних факторов деятельности фирмы.

7. Распределение итоговых данных о деятельности фирмы по источника их образования.

8. Систематизация и мониторинг данных за ретроспективный период.

9. Анализ исходной информации.

10. Оценка сводного баланса движения имущества и капитала.

11. Изучение причин преимуществ и недостатков полученного в балансе результата.

12. Разработка прогноза развития предприятий на перспективном периоде, в том числе ожидаемых изменений, ограничений; интересов клиентуры, персонала, руководства, собственников, государственной власти, участников рыночной инфраструктуры. В результате анализа исходной информации должны быть сделаны выводы, как достигнуть поставленных на перспективу целей и прогнозных показателей, как использовать имеющиеся возможности, предотвратить опасности и риски, укрепить и использовать сильные стороны, ликвидировать слабые места.

Практика работы предприятий показала, что концепцию развития бизнеса целесообразно разрабатывать на основе использования для построения контроллинга и положений управленческого учета, с помощью методов стоимостного и функционального мониторинга, а также комплексного подхода к управлению и организации производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности. Это обосновано тем, что деятельность предприятий в рыночной среде характеризуется усилением конкурентной борьбы, увеличением видов и расширением ассортимента продукции, ростом уровня конкурентоспособности предприятий и выпускаемой готовой продукции, сокращением ее жизненного цикла, а также времени выхода на рынок, необходимостью быстрого обновления техники, технологий и каналов товародвижения продукции, что приводит к увеличению накладных расходов. Предприятия пытаются снизить доминирующую часть косвенных расходов, соответственно увеличить прибыль. Быстрая смена рыночной ситуации, ее сложность и многообразие вызывают необходимость замены традиционных методов взаимоотношений с внешней средой. Решение данной проблемы осложняется тем, что традиционные системы затрат основаны на недостоверных данных.

Важнейшими факторами, способствующими росту потребительной стоимости, являются: стимулирование и привлечение сотрудников к управлению стратегическими изменениями, максимальное использование мощностей, комплексное управление качеством, развитие

взаимосвязей с поставщиками и клиентами. В настоящее время анализ затрат все более сдвигается в направлении функциональных факторов, так как стратегия, построенная на использовании структурных факторов в динамично меняющемся пространстве современного бизнеса, вызывает необходимость частого обновления тактических мероприятий [6].

Для предприятий важно выработать собственную методологию определения цены продукции, скорость ее продвижения на рынок, необходимые для принятия эффективных управленческих решений. Изучение показало, что наиболее сложным процессом на предприятиях является обоснование данных по определению трудоемкости функций, распределению их по функциям и определению стоимости выпуска единицы продукции. Поэтому функционально-стоимостный анализ требует комбинированного применения процессного и структурного подходов к выделению отдельных бизнес-процессов и моделированию процессов управления экономикой предприятия [4]. В данном исследовании бизнес-процесс понимается как комплекс направлений деятельности, которые способствуют получению высокого дохода и обеспечивают выпуск определенной продукции, имеющей ценность для потребителей. На предприятиях целесообразно выделять следующие виды бизнес-процессов: базовые бизнес-процессы, способствующие инновационному развитию производства и обновлению основных производственных фондов, обеспечивающие высокую конкурентоспособность и качество продукции; стратегические бизнес-процессы предприятия, ориентированные на развитие видов производства, его реструктуризацию и диверсификацию; вспомогательные бизнес-процессы, целенаправленные на обслуживание процессов организации и управления деятельностью предприятия [10].

Функционально-стоимостной анализ способствует реализации комплекса таких проблем предприятий, как концентрация усилий на стратегических, базовых и вспомогательных бизнес-процессах, связанных с оперативным и точным выполнением обязательств и функций деятельности, с целью повышения эффективности предприятия; формализация технологий и создание единого алгоритма выполнения бизнес-процессов в каждом структурном подразделении, способствующих экономии затрат, сокращению потерь и брака продукции; проведение сравнительного анализа и оценки эффективности выполнения бизнес-процессов структурных подразделений, контактирующих с внешней средой и разрабатывающих меры по повышению их конкурентоспособности; использование единой методологии стимулирования персонала, оптовых поставщиков и постоянных потребителей, разработка эффективных механизмов ценообразования и распределения прибыли; снижение временных и стоимостных затрат, связанных с выполнением бизнес-процессов и функций предприятия за счет устранения узких мест; привлечение большего контингента партнеров по бизнесу и установления длительных коммерческих связей; оптимальное распределение функций между подразделениями и сотрудниками для увеличения ниши и сегмента рынка продаж продукции; использование стратегий маркетинга, нацеленных на изучение потребностей отдельных групп населения; изучение спроса потребителей на продукцию и осуществление адаптации предприятия к требованиям рыночной среды [9].

Осуществление оценки результативности бизнес-процессов предприятия на основе применения имеющейся базы информации проводилось на примере крупного предприятия Москвы. При этом были выделены следующие основные бизнес-процессы: осуществление мониторинга и анализа информации; планирование и прогнозирование продаж; емкость рынка и ассортимент муки и крупы; проведение операций по движению финансовых резуль-

татов; снабжение предприятия зерном необходимого качества и другими материалами; реализация муки через коммерческий отдел и собственные торговые подразделения. Сопоставление показало, что в основном затраты относятся на сферу реализации товаров. При этом не учитывается, что для подготовки продукции к реализации на самом деле необходимо провести мониторинг деятельности, тщательно спланировать бизнес-процесс реализации, установив контакты с потребителями и укрепить хозяйственные связи с ними. Оценка распределения трудозатрат по бизнес-процессам специалистами данного предприятия показала его состоятельность и объективность. 87 % работников всех экономических служб предприятия согласились с таким распределением трудозатрат.

В результате использования традиционного и функционально-стоимостного методов выполнены и сопоставлены расчеты себестоимости единицы продукции и стоимости бизнес-процессов, анализ которых позволил выявить некоторые недостатки традиционной системы учета затрат: констатация определенного уровня прибыли без выявления видов продукции, за счет которых он достигнут, что не позволяет расширять сферу рынка; необоснованное распределение затрат на продукты или бизнес-процессы, что приводит к завышению цен, а следовательно, к неточному определению доли каждого продукта в суммарной прибыли предприятия. Кроме того, была проведена производственная проверка этого метода на показателях работы. На основе выработанных оценок сделано предложение о целесообразности определения интегрального показателя эффективности микросреды предприятий, который может определяться произведением рассчитанных индексов. Таким образом, на основании данных сделан вывод, что предприятие номер один, по которому интегральный коэффициент равен 4,3, развивается ускоренными темпами, имеет эффективные хозяйственные связи по сравнению со вторым, у которого интегральный показатель составляет 2,7. Следовательно, предложенный комплексный метод приемлем для оценки результативности функционирования внутренней среды предприятия и роста доходов.

Библиографический список

1. Ансофф И. Стратегическое управление; сокр. пер. с англ. / Науч. ред. и авт. предисловия Л.И. Евенко. - М.: Экономика, 1989.

2. Аристова М.Д. Реструктуризация предприятий: вопросы управления. Стратегии, координация структурных параметров, снижение сопротивления преобразования / М.Д. Аристова. - М.: Издательство «Экономика», 2002.

3. Гусев В.В. Новая парадигма устойчивого развития России / В.В. Гусев. - М.: Пищепромиздат, 2005.

4. Гусев В.В. Элементы классификации развития научно-технического прогресса на пищевых и перерабатывающих предприятиях / В.В. Гусев // Актуальные проблемы развития пищевой промышленности и стандартизации пищевых продуктов. - М.: МГТА, 2009. - Вып. № 7.

5. Классики менеджмента. - СПб.: Питер, 2006.

6. Глобальная экономика. Энциклопедия / Минаева Е.В. [и др.]. - М.: Финансы и статистика, 2012.

7. Минаева Е.В.Эффективность использования бренда в пищевой промышленности (теория и практика): монография / Е.В. Минаева. - Уфа, Мелеуз: ГУП РБ РИК «Конгэк», 2009.

8. Рябова Т.Ф. Оценка экономического потенциала предприятий АПК: теория, методология и практика: монография / Т.Ф. Рябова. - Уфа: ГУП РБ РИК «Конгэк», 2009.

9. Рябова Т.Ф. Теоретические аспекты развития предприятий: монография / Т.Ф. Рябова. - М.: ООО НИПКЦ «Восход-А», 2010.

10. Рябова Т.Ф., Павлюкова А.В. Проблемы управления экономическим развитием предприятий пищевой промышленности: монография / Т.Ф. Рябова, А.В. Павлюкова. - Ростов н/Д.: Издательство Ростовского государственного университета, 2010.

Х. Реза

СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ

Ключевые слова: миграция, иммиграця, внешняя трудовая миграция, массовая международная миграция, последствия иммиграция.

Международная трудовая миграция стала неотъемлемой частью современной мировой экономики. Место отдельных государств в процессах международной миграции определяется их экономическим статусом. Люди выезжают на временную работу из бедных стран в экономически более благополучные - и это нормальный процесс. Во второй половине XX в. трудовая миграция начинает играть все большую роль в мире по сравнению, например, с периодом индустриализации, когда преобладали перемещения на постоянное жительство в основном в традиционные страны-реципиенты (США, Австралия, Канада, Новая Зеландия). Сегодня в миграционный трудовой обмен вовлечены практически все страны. Можно утверждать, что общая численность международных мигрантов увеличивается год от года ускоренными темпами, а характер и направление потоков в различных регионах мира значительно меняются. Так, к концу XX в. вследствие международной миграции населения к традиционным центрам притяжения мигрантов США, Канады и Австралии добавились новые мировые рынки трудовых ресурсов. Это страны Западной Европы, Азиатско-Тихоокеанского региона, нефтедобывающие страны Ближнего Востока, Аргентина и Венесуэла в Латинской Америке, а также наиболее богатые африканские государства. Согласно оценкам ООН в 2005 г. число международных мигрантов - лиц, проживающих за пределами стран происхождения, достигло в мире 191 млн увеличившись с 1960 г. более чем в 2,5 раза. За минувшие почти полвека доля пришлых жителей более развитых регионов мира в их общей численности на планете возросла с 43 до 61 %, а их удельный вес в населении этих регионов повысился с 3,4 до 9,5 %. Приблизительно одна пятая этого роста - результат преобразования внутренних мигрантов в международных мигрантов посредством распада государств, таких как СССР, Югославия, Чехословакия [9].

Что касается России, то она только начинает завоевывать свое место на международном рынке труда. По отношению к основным западным странам, а также к другим государствам с динамично развивающейся экономикой, Россия играет роль страны-донора, поставляющей трудовые ресурсы на рынки принимающих стран. По отношению к странам СНГ и некоторым соседним азиатским странам Россия - это страна-импортер труда, то есть принимающая страна. Географическое положение России также делает ее удобной для транзита из стран Азии в Европу.

© Реза Х., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.