сообразности поэтапного формирования и разработки обоснованного алгоритма разработки корпоративной бизнес-стратегии функционирования и развития. В связи с этим предложено осуществлять разработку стратегии развития поэтапно, по мере привлечения и реализации инвестиций, исходя из возможности реструктуризации производства, труда и управления, выбора ассортимента продукции, пользующейся наибольшим спросом, способной обеспечить рост прибыли, повышение уровня конкурентоспособности и качества продукции, выбора эффективных каналов товародвижения.
Библиографический список
1. Абалкин Л.И. Россия: поиск самоопределения / Л.И. Абалкин. - М.: Наука, 2011.
2. Ансофф И. Стратегическое управление / И. Ансофф; сокр. пер. с англ. науч. ред. и авт. предисловия Л.И. Евенко. - М.: Экономика, 2011.
3. Гусев В.В. Система государственного регулирования агропромышленного комплекса России / В.В. Гусев, А.С. Чижик. - М.: Издательский комплекс МГУТУ, 2011.
4. Классики менеджмента. - СПб.: Питер, 2012.
5. Леонтьев В.Э. Межотраслевая экономика / В.Э. Леонтьев. - М.: Экономика, 2011.
6. Минаева Е.В. Управление ресурсосбережением в организациях: монография / Е.В. Минаева, З.Б. Проскурина. - М.: Науком, 2012.
7. Павлюкова А.В. Основные направления воздействия макроэкономического уровня на развитие компаний // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2010. -№ 26.
8. Проскурина З.Б. Выбор приоритетных направлений развития предприятий пищевой промышленности // Микроэкономика. - 2009. - № 3.
9. Рябова Т.Ф. Сущность экономического роста в условиях несовершенной конкуренции. В сб научн. статей «Теория и практика управления развитием социально-экономической системы»: Вып. 2. Ч. 2. - М.: ГУМФ, 2012.
10. Рябова Т.Ф. Теоретическая целесообразность реформирования методов государственного регулирования // Экономические науки, 2011. - № 9.
11. Рябова Т.Ф. Научно-методические основы управления бизнес-процессами / Т.Ф. Рябова, В. Д. Баранов. - М.: Проспект, 2009.
12. Рябова Т.Ф., Панчук Н.А. Тенденции экономической деятельности организаций по производству продовольствия // Мир агробизнеса. - 2012. - № 1.
И.В. Никитенко
УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ОТРАСЛЕЙ
Ключевые слова: инновации, инновационное развитие, технологический уклад, высокотехнологичные отрасли, система общегосударственного планирования.
В последнее время мы все чаще слышим высказывания различных ученых и политиков о том, что российской экономике нужно встать на новый путь развития, осуществить всестороннюю, крупномасштабную модернизацию. Так, например, указом Президента от 7 мая
© Никитенко И.В., 2013
2012 года «О долгосрочной государственной экономической политике» [3] определены следующие целевые показатели социально-экономического развития:
- создание и модернизация 25 млн высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году;
- увеличение объема инвестиций не менее чем до 25 процентов внутреннего валового продукта к 2015 году и до 27 процентов - к 2018 году;
- увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в валовом внутреннем продукте к 2018 году в 1,3 раза относительно уровня 2011 года;
- увеличение производительности труда к 2018 году в 1,5 раза относительно уровня 2011 года;
- повышение позиции Российской Федерации в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса со 120-й в 2011 году до 50-й - в 2015 году и до 20-й - в 2018 году [3].
Реализовать данные цели возможно лишь путем инновационного развития имеющихся отраслей, институтов, инфраструктур. Следовательно, инновации рассматриваются как движущая сила развития и модернизации нашего государства [1].
Исследования свидетельствуют о том, что для перехода на инновационный путь развития, экономике нашего государства необходим сильный рывок, позволяющий мобилизовать имеющие ресурсы и технологический потенциал на перспективных направлениях нового технологического уклада. По мнению экспертов, базовые отрасли этого технологического уклада - атомная промышленность, электроэнергетика, космические технологии, нанотехно-логии, молекулярная биология, генная инженерия. В данных экономических сферах есть определенные заделы (как доставшиеся нам по наследству с советского периода, так и приобретенные в последние годы), которые дают России реальные возможности для опережающего развития зарождающегося технологического уклада и шансы на лидирующие позиции в соответствующих направлениях формирования новой длинной волны экономического роста. При их реализации необходимо учитывать, что особенностью базовых отраслей нового технологического уклада является их высокая интегрированность, что требует комплексной политики их развития, в связи с чем мы предлагаем создание системы управления высокотехнологичных отраслей государства на основе общегосударственного планирования, учитывающей национальные интересы страны [2].
Мы считаем необходимым вернуться к системе вертикального планирования, с постановкой директивных целей/задач, критериев оценки результатов, санкций за невыполнение и несоответствия фактических значений целевым показателям. Введение данной системы управления высокотехнологичными отраслями позволит выстроить принципы развития данных отраслей в соответствии с целями инновационного развития всей экономики России. Считаем также целесообразным вовлеченность данных отраслей в среднесрочное и долгосрочное планирование социально-экономического и инновационного развития нашего государства.
По нашему мнению, необходимо вменить выполнение плановых показателей (ключевые показатели эффективности, далее - КПЭ) каждой компании, входящей в периметр консолидации, каждому руководителю в виде карты индивидуальных целей. Под КПЭ мы подразумеваем совокупность ключевых показателей эффективности работников высокотехноло-
гичных отраслей и ее организаций, устанавливаемых на год, принципов установки этих показателей и методов оценки их достижения. Данные показатели (цели) разрабатываются на основе директивного плана, спускаемого правительством РФ. Цель системы КПЭ - более эффективное достижение целей данных отраслей, за счет постановки работникам целей; обеспечения взаимосвязи между целями отрасли, ее организаций, структурных подразделений и отдельных работников; мотивирования работников на достижение поставленных КПЭ.
Основные принципы построения системы общегосударственного планирования:
- Правительством РФ устанавливаются целевые показатели деятельности высокотехнологичным отраслям на заданный период планирования (1 год, 5 лет, 15 лет);
- КПЭ устанавливаются на заданный период организациям, вошедшим в периметр консолидации;
- типы и веса КПЭ определяются исходя из уровня должности и уровня ЦФО. Под ЦФО понимается иерархичные центры финансовой ответственности;
- выполнение КПЭ нижестоящих руководителей должно обеспечивать выполнение КПЭ вышестоящих руководителей (механизм декомпозиции КПЭ);
- руководителям ЦФО каждого следующего уровня устанавливаются КПЭ руководителя ЦФО предыдущего уровня в виде агрегированного индекса, чтобы обеспечить выполнение общих целей той или иной отрасли.
Для определения лимитов весов:
- КПЭ высокотехнологической отрасли - правительство РФ устанавливают КПЭ генеральному директору управляющей компании отрасли;
- отдельные КПЭ отрасли по направлениям - КПЭ, которые связаны с целями, стоящими в рамках бизнес-функций определенных направлений развития отрасли;
- декомпозированные КПЭ Дивизиона - КПЭ, которые обеспечивают выполнение КПЭ высокотехнологической отрасли в целом, они устанавливаются руководителям организаций входящих в периметр отрасли;
- КПЭ бизнес-единицы/предприятия - это КПЭ, которые связаны с целями, стоящими в рамках бизнес-функций и устанавливаются руководителям организаций ЦФО более низкого уровня;
- функциональные КПЭ - КПЭ, связанные с целями стоящими в рамках государственных или общекорпоративных функций;
- проектные КПЭ - КПЭ, связанные с выполнением проектов в рамках всей отрасли или ее организаций;
- КПЭ «Оценка руководителя» - КПЭ, который отражает степень удовлетворенности непосредственного руководителя тем, как сотрудник выполнял поставленные перед ним задачи в течение года. Фактический уровень выполнения данного КПЭ определяется по результатам достижения индивидуальных целей (на основе процедуры ежегодной оценки работников);
- агрегированный индекс КПЭ высокотехнологической отрасли - процент выполнения всех КПЭ, включенных в карту КПЭ генерального директора отрасли;
- агрегированный индекс КПЭ Дивизиона - процент выполнения КПЭ, включенных в карту КПЭ руководителя организации ЦФО более низкого уровня;
- агрегированный индекс КПЭ предприятия - процент выполнения КПЭ, включенных в карту КПЭ руководителя организации ЦФО более низкого уровня.
- По методологии расчета коэффициента выплат КПЭ-премии:
- отсекающие КПЭ, при невыполнении которого КПЭ-премия не выплачивается;
- непрерывные - КПЭ, по которым уровень достижения КПЭ рассчитывается как отношение фактического уровня выполнения КПЭ к целевому уровню выполнения. Уровень достижения КПЭ может быть равен любому значению, находящемуся в пределах диапазона допустимых уровней выполнения КПЭ (для расчета необходим верхний и нижний уровень выполнения КПЭ);
- дискретные - КПЭ, по которому уровень достижения КПЭ может соответствовать лишь трем значениям: нижнему, целевому или верхнему уровням выполнения КПЭ.
- По способу измерения:
- количественные - могут быть измерены количественно (прибыль, производительность труда и т.д.).
- качественные - не могут быть измерены количественно, а выражаются в качественных показателях (внедрение проекта, оценка руководителя, наличие/отсутствие нарушений); верхний и нижний уровни выполнения могут не устанавливаться.
- По способу формирования и оценки:
- бюджетные - оценка фактического уровня выполнения может быть получена из бюджетной системы (так как каждая компания отраслей формирует бюджеты на один год, бюджеты в рамках ССП (среднесрочного планирования на пять лет);
- небюджетные - все прочие КПЭ.
- Система общегосударственного планирования и все целевые планы, спускаемые Правительством вниз, должны отвечать принципам SMART [2]:
- быть конкретными (S - Specific), т.е. необходимо четко сформулировать, что должно быть достигнуто, цель должна быть однозначной и всем понятной;
- быть измеримыми (M - Measurable), т.е. планируемый результат должен быть измерим в цифрах или определяем конкретными качественными показателями;
- быть достижимыми (A - Achievable), т.е. должна быть возможность достичь целей в срок, но в то же время цели должны быть достаточно сложны, чтобы было необходимо приложить значительные усилия для их достижения;
- быть согласованными (R - Relevant), т.е. цель должна соотноситься с другими целями более высокого уровня, а также со стратегическими целями высокотехнологичных корпораций и способствовать их достижению;
- быть определенными во времени (Т - Т1шеЬоипф, т.е. должны быть установлены временные рамки выполнения цели, и они должны быть определены как для конечного, так и промежуточного результата.
- В процессе разработки, согласования и утверждения карт КПЭ считаем возможным создать наблюдательный совет. Также считаем необходимым возложить на наблюдательный совет обязанности по мониторингу выполнения КПЭ, поставленных Правительством РФ.
Принципы организации мониторинга КПЭ:
- мониторинг достижения КПЭ проводится в течение года и заключается в оценке уровня достижения промежуточных и целевых значений КПЭ;
- цель проведения мониторинга - своевременное выявление и устранение рисков невыполнения КПЭ.
Оценить эффективность выполнения целей, поставленных системой общегосударственного планирования, считаем возможным по следующей формуле:
Агрегированный индекс КПЭ высокотехнологичных отраслей = £ вес п х факт п,
где вес п - вес КПЭ в карте КПЭ генерального директора головной компании отрасли; факт п -фактический уровень выполнения КПЭ, выраженный в процентах.
Считаем возможным по результатам выполнения или невыполнения целевых показателей системы управления общегосударственным планированием осуществлять в конце финансового года пересмотр заработных плат и организационной структуры компаний, входящих в периметр консолидации, применять меры административного и финансового контроля.
Библиографический список
1. Институциональные резервы инновационного развития экономики России: монография / П.С. Толкачев, А.А. Сычев, А. С. Савостицкий, Е.В. Зайцева // Государственный университет управления. - М.: ГУУ, 2009. - 214 с.
2. Кэмпенер Р. Государство на борьбе с «провалами рынка» // Инновационные тренды. - 2011. -№ 5. - С. 3-5.
3. Указ Президента № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» от 07.05.2012.
Т.Ф. Рябова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ
Ключевые слова: инновационная политика, преобразование, инвестиционные вложения, преимущества, этапы, критерии.
Практический опыт ведения хозяйственной деятельности показал неподготовленность многих российских предприятий к ведению эффективной работы. Об этом свидетельствуют
© Рябова Т.Ф., 2013