Библиографический список
1. Araj K.J., Khdairi G. 2006. А Mechanism to Foster Innovation in Jordan // 4th Conference on Scientific Research Outlook and Technology Development in the Arab World (SROIV). Damascus, Syria, 11-14 Dec.
2. Сергеев В.М. Инновация как политическая проблема // Полития. - № 21. - 2008.
Е.В. Минаева
ИННОВАЦИОННОЕ ФОРМИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ БИЗНЕС-СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ
Ключевые слова: инновационное преобразование, корпоративная бизнес-стратегия, реагирование на изменения, особенности создания условий, системный подход.
Современные условия хозяйствования требуют от предприятий быстрого реагирования на изменения рыночной ситуации, инновационного преобразования, подчинения производства потребностям рынка [10]. Необходимость реализации такого рода проблем обусловливает разработку инновационных бизнес-стратегий развития, реструктуризации ее ассортимента, способствующих повышению уровня конкурентоспособности продукции, поскольку среда, в которой работают нынешние организации, становится все более нестабильной и неопределенной.
Особенность создания инновационных стратегий функционирования и развития предприятий вызывает необходимость инновационного преобразования, определяется несоответствием объемов производства и масштабов потребления выпускаемой продукции. В этой связи при формировании стратегий функционирования и развития важно учитывать динамику изменения потребительского спроса, возможности его удовлетворения на основе мониторинга и изучения тенденций конъюнктуры рынка [4]. Наряду с этим существенной особенностью разработки инновационных бизнес-стратегий функционирования и развития предприятий является неравномерность, неравнозначность и различный состав деятельности, предваряющий их реализацию, включающий исследование потребительского спроса, научно-технический уровень производства, хранения, переработки, продажи товара конечному потребителю в соответствии с его потребностями и запросами [11].
Недостаточный уровень учета воздействующих факторов даже в одном звене цепочки продвижения конечной продукции к потребителю, как признают некоторые ученые, приводит к неудовлетворительному результату и существенно снижает эффективность бизнеса. Например, довольно сложно своевременно реагировать на перспективу изменения спроса потребителей на этапе разработки производственной программы, так как процесс разработки новых видов техники и технологий, проведения научных исследований и период их претворения в производство сельскохозяйственной продукции по продолжительности значительно превышают сроки возникновения новых потребительских предпочтений [9].
© Минаева Е.В., 2013
Алгоритм разработки инновационных преобразований бизнес-стратегий функционирования и развития предприятий должен предусматривать формирование наиболее приемлемых их видов, максимально адаптированных к внешней среде предприятия. Вместе с тем целесообразно в полной мере использование рыночных возможностей: усиление объективной и аналитической обоснованности; повышение уровня эффективности принимаемых управленческих решений; обеспечение согласованности, взаимодополняемости и системности на различных уровнях преобразования и планирования деятельности; осуществление своевременной корректировки стратегий функционирования и развития, способствующей достижению генеральных целей развития предприятия [5].
В связи с этим предложен следующий алгоритм генезиса разработки корпоративной бизнес-стратегии функционирования и развития предприятия, предусматривающий выполнение следующих этапов реализации. Исследование рыночной среды: ниша рынка по каждому виду продукции; объем предложения; цена; качество; конкуренты их сильные и слабые стороны. Выявление масштабных предпочтений потребителей: объем спроса; ранжирование спроса по ассортименту; выделение элитной продукции; выявление предпочтений потребителей в продукции по ассортиментному ряду; ниша и сегмент предприятия. Разработка адаптированных направлений реорганизации деятельности предприятия на основе инновационных преобразований вызывает необходимость обоснования и привлечения дополнительных инвестиций для инновационной деятельности. Строительство и ввод цехов по производству новой продукции, пользующейся потребительским спросом. Расширение выбора и ассортимента продукции, пользующейся наибольшим спросом. Формирование требований к качеству продукции и тары. Планирование и прогнозирование объемов производства прибыли. Выбор методов управления производственно-экономической политикой. Оптимизация и контроль финансовых потоков, реструктуризация дебиторской и кредиторской задолженности. Эффективное распределение чистой прибыли, выполнение принятых обязательств перед государственными органами, партнерами по бизнесу, акционерами, коллективом [7].
Формирование корпоративной стратегии функционирования и развития необходимо предварять изучением ниши рынка, основными элементами которой являются объем предложения, цена, качество, конкуренты, сильные и слабые стороны. Указанные составляющие исследуются по отношению к каждому виду продукции, выпускаемой предприятием, что повышает значимость полученных результатов. С позиций некоторых авторов, в условиях современного управления рыночная среда рассматривается как совокупность сил и факторов, которые оказывают влияние на инновационное преобразование, развитие и получение высоких финансовых результатов деятельности компании [6]. В этой связи ее исследование является необходимой задачей для формирования обоснованной корпоративной стратегии функционирования и развития.
При изучении рыночной среды должен выполняться ряд важных функций с точки зрения стратегического управления обеспечивается учет наиболее значимых факторов рыночной среды, влияющих на развитие организации. С целью развития политики управления осуществляется учет рыночных факторов, способствующих формированию благоприятного имиджа предприятия и его конкурентных преимуществ. Для повышения эффективности опе-
ративного управления организацией управленческий персонал обеспечивается необходимой информацией, способствующей принятию эффективных решений [8]. Изучение показало, что без наличия и обработки данных о состоянии рынка практически невозможно разрабатывать и принимать эффективные управленческие решения по таким проблемам, как выбор профильного рынка, определение потребительского спроса, прогнозирование объема продукции в ассортиментном разрезе.
Поскольку объектом рыночных исследований в данном случае являются процессы изучения спроса и предложения, механизмов ценообразования, показателей качества, а также выявление достоинств и недостатков, слабых и сильных сторон конкурентов, то основной задачей является инновационное преобразование. Наряду с этим важное значение имеет поиск информации, реализация мероприятий по обеспечению конкурентных преимуществ в сфере рынка, изыскание возможностей для выгодного сотрудничества с потребителями и потенциальными конкурентами аналогичной продукции [12]. Необходимо учитывать особенности и характеристики производственной деятельности организаций-конкурентов, их инновационный, научно-технический, организационный, трудовой и финансовый потенциал. Следует отметить, что при исследовании товара одновременно необходимо изучать поведение потребителей, их желания, предпочтения, степень удовлетворения их качеством, ассортиментом данной продукции. Наряду с этим определяется возможность замещения сырья и используемых компонентов товарами-аналогами, выявляется характер реакции потребителей на новые товары, ассортимент, надежность и качество упаковки, уровень сервисного обслуживания, перспективные запросы потребителей по улучшению этих показателей и появлению новых видов продукции.
Полученные результаты позволяют предприятиям выработать:
- направления по расширению ассортиментного ряда с учетом покупательского спроса; повышению уровня конкурентоспособности продукции, по разработке технологий производства новых товаров;
- осуществить мероприятия по модификации существующих продуктов и улучшить их качество;
- повысить объективность, улучшить содержание информации на упаковках товаров;
- осуществить инновационные преобразования.
Дифференцированное исследование механизма ценообразования предоставляет возможность определить уровень и соотношение стоимостных эквивалентов, которые позволяют максимизировать финансовые возможности фирмы. Основными объектами исследования внутренней среды организации являются уровень инновационного развития, затраты на создание, производство и сбыт продукции, реакция потребителей на цены товара, влияние конкуренции со стороны других фирм и их товаров, сопоставительный анализ параметров их качества. Все это позволяет выбрать наиболее выгодные соотношения между затратами и ценой, ценой и прибылью.
На основе результатов исследования рыночной среды предприятие получает необходимую информационную базу для формирования ассортиментной политики, соответствующей предпочтениям потребителей и проведения инновационных преобразований. Управление ас-
сортиментом позволяет сделать правильный выбор в отношении состава и видов наименований продукции, объема производства и цены продажи, что позволит существенно повысить экономическую и финансовую эффективность деятельности предприятия, способствующую внедрению инновационных технологий. Рыночная среда имеет исключительное значение для организации, так как она выступает в качестве первичной информации, сбор, систематизация и учет которой обеспечивает согласованность внутренних возможностей компании с предъявляемыми требованиями для инновационного преобразования, получения наилучшего финансового результата и дальнейшего развития ее деятельности.
Для большинства отечественных предприятий основным резервом оптимизации ассортиментного ряда является значительное его сокращение и консолидация финансовых ресурсов на продвижение профильных видов продукции. Широкий ассортимент выпуска продукции снижает эффективность работы за счет низко рентабельного дифференцированного товародвижения небольших партий изделий данной компании клиентам, что приводит к сужению внимания конечных потребителей [3]. Установлено, что экономическая целесообразность сокращения числа наименований выпускаемой продукции может наступать при следующих условиях:
- при отрицательной рентабельности, падающем спросе на данный ассортиментный ряд продукции;
- при отрицательной рентабельности, высоких издержках и низком спросе;
- при отсутствии возможности самостоятельно расширять спрос на данные изделия, используя внутренние инструменты, которые не способны повысить объем реализации до точки безубыточности.
Кроме того, для обеспечения оптимальности ассортимента необходимо учитывать имеющиеся возможности и учесть ограничения по использованию производственных мощностей и оборотных средств, связанные с потребительским спросом на данный товар. Только рассмотрение всех факторов производственно-экономической системы позволит принять обоснованное решение о возможностях расширения ассортимента продукции и других преобразованиях. По нашему мнению, при обсуждении магистральных аспектов инновационного развития компании можно учесть мнение оптовых клиентов, используя, например, результаты опросов об их потребностях, масштабах и видах продукции.
Установлено, что процесс формирования конкурентоспособности является ключевой предпосылкой инновационного преобразования, поэтому, в первую очередь, специалистам необходимо начинать процесс принятия решения о повышении качества предполагаемой к выпуску продукции [3]. Само решение есть результат рефлексии руководства фирмы в отношении своих целей, с одной стороны, и представлений о характере и особенностях потребителя, с другой. Обоснование этих решений также должно основываться на результатах исследованиях рынка и выявлении предпочтений потребителей.
Известно, что с момента определения вида выпускаемого товара до момента передачи потребителю в эксплуатацию заказанного готового изделия проходит определенный промежуток времени, длительность которого варьируется в зависимости от его параметров, характера, сложности, назначения и ряда других условий. За это время требования потребителя
могут изменяться, а рынок пополнится новыми аналогичными изделиями. Выявлено, что потенциал бизнеса по приросту прибыли зависит от получаемой массы, условий товародвижения, то есть системы, обеспечивающей доставку товаров к месту продажи в точно определенное договорными условиями время и с максимально высоким уровнем обслуживания покупателей. При выборе и обосновании каналов товародвижения до потребителей основным требованием является их доступность для предприятия-изготовителя. Эта задача реально эффективна только на основе использования стратегического корпоративного реинжиниринга, теоретические и практические аспекты которого необходимо освоить руководству и управленческому составу компании.
Однако для достижения коммерческого успеха при использовании того или иного канала товародвижения нужно тщательно проанализировать имеющиеся и потенциальные финансовые возможности. Необходимо провести сравнительную характеристику затрат предприятия при товародвижении продукции по различным возможным каналам сбыта [1]. В состав затрат могут включаться: расходы на подбор и обучение персонала; административные расходы; затраты на рекламу и стимулирование сбыта, на организацию товародвижения, включая расходы на транспортировку, складское хозяйство; комиссионные выплаты. Выявлено, что на начальной стадии работы предприятия совокупность издержек по реализации и товародвижению возрастают, но они не носят постоянного характера.
Сравнительная оценка стоимости отдельных каналов сбыта товаров должна быть тесно взаимоувязана с процессами перспективного роста объемов их реализации. При этом выбор канала товародвижения обычно связан с заключением долгосрочных соглашений между контрагентами. Доказано, что неправильный выбор канала распределения может вызвать аннулирование юридических соглашений, что, естественно, скажется на результатах работы предприятия и участвующих в этом соглашении посредников.
В процессе исследования установлено, что предприятиям необходимо не только регулярно пересматривать свои позиции в отношении рынка, приоритетности формирования инновационных стратегий функционирования и развития, направленных на активное воздействие на деятельность, но и адаптировать принципы, формы и методы управления, организации производства и труда персонала к требованиям внешней среды [2]. Завершающим этапом формирования инновационных стратегий функционирования и развития предприятия должна стать разработка адаптированных к современным требованиям потребителей практических направлений деятельности, способных увеличить массу прибыли. В свою очередь, последний этап формирования корпоративной стратегии функционирования и развития должен содержать разработку и реализацию системы мониторинга основных показателей, которая позволит достигнуть эффективности деятельности всего предприятия.
Следовательно, разработка корпоративной стратегии функционирования и развития -это сложный системный подход к преобразованию организационных, производственно-экономических и финансовых направлений деятельности, учитывающих особенности рыночной среды, основанных на положениях научно-обоснованной теории и практики развития предприятия, обеспечивающих постоянный приток финансовых ресурсов и развитие бизнеса [6]. Таким образом, теоретическое изучение позволило сделать обоснованный вывод о целе-
сообразности поэтапного формирования и разработки обоснованного алгоритма разработки корпоративной бизнес-стратегии функционирования и развития. В связи с этим предложено осуществлять разработку стратегии развития поэтапно, по мере привлечения и реализации инвестиций, исходя из возможности реструктуризации производства, труда и управления, выбора ассортимента продукции, пользующейся наибольшим спросом, способной обеспечить рост прибыли, повышение уровня конкурентоспособности и качества продукции, выбора эффективных каналов товародвижения.
Библиографический список
1. Абалкин Л.И. Россия: поиск самоопределения / Л.И. Абалкин. - М.: Наука, 2011.
2. Ансофф И. Стратегическое управление / И. Ансофф; сокр. пер. с англ. науч. ред. и авт. предисловия Л.И. Евенко. - М.: Экономика, 2011.
3. Гусев В.В. Система государственного регулирования агропромышленного комплекса России / В.В. Гусев, А.С. Чижик. - М.: Издательский комплекс МГУТУ, 2011.
4. Классики менеджмента. - СПб.: Питер, 2012.
5. Леонтьев В.Э. Межотраслевая экономика / В.Э. Леонтьев. - М.: Экономика, 2011.
6. Минаева Е.В. Управление ресурсосбережением в организациях: монография / Е.В. Минаева, З.Б. Проскурина. - М.: Науком, 2012.
7. Павлюкова А.В. Основные направления воздействия макроэкономического уровня на развитие компаний // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2010. -№ 26.
8. Проскурина З.Б. Выбор приоритетных направлений развития предприятий пищевой промышленности // Микроэкономика. - 2009. - № 3.
9. Рябова Т.Ф. Сущность экономического роста в условиях несовершенной конкуренции. В сб научн. статей «Теория и практика управления развитием социально-экономической системы»: Вып. 2. Ч. 2. - М.: ГУМФ, 2012.
10. Рябова Т.Ф. Теоретическая целесообразность реформирования методов государственного регулирования // Экономические науки, 2011. - № 9.
11. Рябова Т.Ф. Научно-методические основы управления бизнес-процессами / Т.Ф. Рябова, В. Д. Баранов. - М.: Проспект, 2009.
12. Рябова Т.Ф., Панчук Н.А. Тенденции экономической деятельности организаций по производству продовольствия // Мир агробизнеса. - 2012. - № 1.
И.В. Никитенко
УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ОТРАСЛЕЙ
Ключевые слова: инновации, инновационное развитие, технологический уклад, высокотехнологичные отрасли, система общегосударственного планирования.
В последнее время мы все чаще слышим высказывания различных ученых и политиков о том, что российской экономике нужно встать на новый путь развития, осуществить всестороннюю, крупномасштабную модернизацию. Так, например, указом Президента от 7 мая
© Никитенко И.В., 2013