Орзибеков К.У.
старший преподаватель Налоговой академии Республики Узбекистан
НАЛОГОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Важным стимулом для перехода на высокотехнологическое производство на основе внедрения современных технологий и технологического перевооружения собственного производства, оснащения его современным высокопроизводительным оборудованием, обеспечивающим увеличение выпуска высококачественной, конкурентоспособной, экс-портоориентированной продукции является предоставление хозяйствующим субъектам налоговых льгот.
Приоритетными направлениями развития науки и технологий в Республике Узбекистан на 2012-2020 годы являются:1
■ духовно-нравственное и культурное развитие демократического и правового общества, формирование инновационной экономики;
■ энергетика, энерго-ресурсосбережение;
■ развитие использования возобновляемых источников энергии;
■ развитие информатизации и информационно-коммуникационных технологий;
■ сельское хозяйство, биотехнология, экология и охрана окружающей среды;
■ медицина и фармакология;
■ химические технологии и нанотехноло-гии;
■ науки о земле (геология, геофизика, сейсмология и переработка минерального сырья).
При этом в условиях диверсификации экономики одним из приоритетных направлений для нашей страны является осуществление широкомасштабной модернизации, технического и технологического обновления промышленных производств, оснащение
1 Данные Комитета по координации развития науки и технологий при Кабинете Министров Республики Узбекистан, сайт http://uzscience.uz
их самым современным высокотехнологичным оборудованием, ускоренное внедрение в отраслях промышленности современных научных достижений и прогрессивных инновационных технологий, расширение подготовки высококвалифицированных кадров для промышленности2.
В целях ускоренного развития новых экс-портоориентированных отраслей промышленности, осуществления модернизации, технического и технологического обновления производств законодательство предоставляет широкий спектр инвестиционных льгот хозяйствующим субъектам по налогам на прибыль и имущество, по единому налоговому платежу и по таможенным платежам.
Для обеспечения более тесной связи науки и производства организации, выполняющие научно-технические и инновационные проекты за счет бюджетных средств, освобождены от уплаты НДС. Кроме этого в соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан №ПП-916 от 15 июля 2008 года «О дополнительных мерах по стимулированию внедрения инновационных проектов и технологий в производство» ис-
2 Постановление Президента Республики Узбекистан №ПП-1442 от 15.12.2010 г. «О приоритетах развития промышленности Республики Узбекистан в 2011-2015 годах».
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2013, 11
ключительно во всех хозяйствующих субъектах, модернизирующих процесс производства товаров (работ, услуг) с использованием достижений прикладных научных разработок и инновационных технологий создается фонд модернизации и новых технологий органов хозяйственного управления и предприятий. Средства Фонда направляются на финансирование:
■ научных прикладных исследований;
■ разработки инновационных проектов;
■ опытно-конструкторских работ и их внедрения в производственный процесс.
Также при определении налогооблагаемой базы налога на прибыль юридических лиц, расходы, связанные с приобретением права на использование программ для электронно-вычислительных машин и баз данных, платежи за пользование правами на результат интеллектуальной деятельности, расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИ-ОКР), на изобретательство и проведение опытно-экспериментальных работ подлежат к вычету из налогооблагаемой прибыли.
Не подлежат налогообложению следующие виды доходов физических лиц:
- сумма дохода, полученная физическим лицом, являющимся обладателем патента (лицензии) на объекты промышленной собственности и патента на селекционное достижение, при продаже патента (лицензии) в пределах срока их действия, но не более нижеуказанного периода со дня начала использования:
■ изобретения и селекционного достижения - в течение пяти лет;
■ промышленного образца - в течение трех лет;
■ полезной модели - в течение двух лет;
- сумма гранта, полученного от международных и зарубежных организаций и фондов, а также в рамках международных договоров Республики Узбекистан в области научно-технического сотрудничества непосредственно физическим лицом от грантодателя или от юридического лица - грантополучателя при наличии заключения уполномоченного Кабинетом Министров Республики Узбекистан органа по координации развития науки и технологий.
Согласно статье 282 Налогового кодекса земельные участки сельскохозяйственного назначения и лесного фонда научных организаций, опытных, экспериментальных и учебно-опытных хозяйств научно-исследовательских организаций и учебных заведений сельскохозяйственного и лесохо-зяйственного профиля, используемые непосредственно для научных и учебных целей не подлежат налогообложению.
Постановлением Президента Республики Узбекистан № ПП-1631 от 26 октября 2011 года, при содействии Минвуза и Академии наук Республики Узбекистан создан учебно-экспериментальный Центр высоких технологий в г.Ташкенте с участием Кембриджского университета Великобритании, который освобожден сроком до 1 января 2017 года от всех налогов, а также обязательных отчислений в государственные целевые фонды, и внебюджетный Фонд реконструкции, капитального ремонта и оснащения образовательных и медицинских учреждений при Министерстве финансов Республики Узбекистан.
Кроме этого в соответствии с принятым постановлением Президента Республики Узбекистан №ПП-2042 от 20.09.2013 г. «О мерах по дальнейшему усилению стимулирования отечественных разработчиков программного обеспечения» разработчики программных обеспечений, включенных в Национальный реестр отныне сроком до 1 января 2017 года освобождены от уплаты всех видов налогов и обязательных отчислений в Республиканский дорожный фонд и внебюджетный Фонд реконструкции, капитального ремонта и оснащения образовательных и медицинских учреждений при Министерстве финансов Республики Узбекистан.
Также предприятиям и организациям республики предоставлено право уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль и единому налоговому платежу, как это предусмотрено статьями 159 и 356 Налогового кодекса, на сумму средств, направляемых на приобретение нового программного обеспечения отечественного производства.
Следует отметить, что согласно внесенным изменениям в Налоговый кодекс Республики Узбекистан в 2013 году, нематериаль-
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2013, 11
ные активы отныне исключены из объекта обложения налогом на имущество. В связи с исключением из объекта налогообложения нематериальных активов право пользования ими отныне не рассматривается в качестве объекта налогообложения. Данная мера стимулирует процесс трансфера технологий и внедрения инновационных разработок в производство.
Для разработки и внедрения эффективных налоговых механизмов стимулирования инновационной деятельности, по нашему мнению, целесообразно обратиться к опыту промышленно-развитых стран.
Например, признанный мировой лидер в сфере инноваций, Япония, традиционно использует следующие методы стимулирования инновационного развития:
- возможность применения ускоренной амортизации для научно-исследовательского оборудования;
- налоговые скидки по расходам на инновационные разработки;
- налоговые льготы по затратам на приобретение зарубежных прогрессивных технологий;
- налоговую льготу на научно-исследовательские затраты.
Если, рассмотреть опыт Китая, то в сфере стимулирования инновационной деятельности можно отметить много различных налоговых льгот и преференций. В частности:
- китайским компаниям предоставлен выбор вычета из налогооблагаемой прибыли сумму затрат понесенных на НИОКР в 0,5-кратном размере или на 150 процентов. При этом убытки и потери от безрезультатных научно-исследовательских и инновационных разработок могут вычиты-ваться в будущем на протяжении пяти лет. В отношении оборудования, используемого в процессе проведения НИОКР, также может начисляться ускоренная амортизация;
- для высокотехнологичных производственных компаний промышленности установлена льготная ставка налога с корпораций (15%). В тоже время для предприятий других отраслей экономики ставка корпоративного налога составляет 25 процентов;
- доходы физических лиц, полученные за счет грантов Фонда высоких и новых техно-
логий (ФВНТ) облагаются подоходным налогом по сниженной (льготной) ставке в размере 15 процентов;
- первая полученная прибыль предприятий, специализированных на разработке компьютерных и программных обеспечений в размере 5 миллионов Китайских юаней освобождена от налогообложения (не облагается налогом на доходы с предприятий);
- любой доход, полученный от трансфера технологий свыше 5 миллионов Китайских юаней подлежит налогообложению на доходы с предприятий по сниженной ставке в два раза или на 50 процентов;
- вновь созданным предприятиям софтверной индустрии часто предоставляются налоговые каникулы;
- для иностранного капитала, вложенного в НИОКР, могут предоставляться льготы в виде освобождения от уплаты госпошлины и НДС на импорт;
- научно-исследовательские учреждения не уплачивают НДС при покупке отечественного китайского оборудования;
- вновь созданным высокотехнологичным предприятиям в специальных свободных экономических зонах предоставляются налоговые каникулы.
В Российской Федерации организациям, осуществляющим внедренческую или инновационную деятельность предоставляется инвестиционный налоговый кредит. Он представляет собой форму отсрочки уплаты налога на прибыль (а также региональных и местных налогов) сроком до пяти лет на условиях возврата предоставленного кредита и начисленных процентов (по ставке не более 3/4 ставки рефинансирования Центрального банка РФ) (ст. 67 НК РФ).
К странам, в которых развита система налогового стимулирования можно отнести также Сингапур, Малайзию, Израиль, Республику Корея, Францию, США и другие государства.
По нашему мнению, в настоящее время для нашей республики наиболее актуальна система налоговых льгот, направленная не только на стимулирование научно-исследовательских программ, но и поощряющая начало инновационной деятельности.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2013, 11
Таблица № 1
Динамика регистрации договоров по объектам интеллектуальной собственности1
Объекты интеллектуальной собственности 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2012 к 2011
Изобретения 21 25 12 9 8 8 16 100%
Полезные модели 2 5 2 2 2 1 5 500%
Промышленные образцы 3 7 6 4 4 9 5 -44%
Товарные знаки 86 110 95 115 160 146 164 12%
Программы для ЭВМ и баз данных 3 2 - 1 3 - 4
Всего 115 149 115 131 177 164 194 18%
Осуществляемая политика по снижению ставки налога на прибыль и единого налогового платежа, или предоставление льгот для модернизации и технологического перевооружения производства, несмотря на их определенные преимущества, все же являются не достаточно эффективными механизмами стимулирования инновационной деятельности и процесса трансфера технологий. Данные Агентства по интеллектуальной собственности Республики Узбекистан показывают, что рост количества регистрации договоров по объектам интеллектуальной собственности в
2012 году составил - 18 % по сравнению с 2011 годом (таблица 1), из них слабо развивается регистрация договоров по промышленным образцам и программам для ЭВМ и баз данных.
В связи с этим, можно выделить следующие дополнительные меры налогового стимулирования осуществления инновационной деятельности:
Во-первых, предлагается освободить от налогообложения прибыль патентовладельцев (лицензиаров) и лицензиатов (лиц, получивших право на использование предмета лицензионного договора) от использования в собственном производстве объектов промышленной собственности и патентов на селекционное достижение, а также при продаже патентовладельцев (лицензиаров) патентов (лицензий) в пределах срока их действия, но не более пяти лет.
1 Ибрагимов У. Материалы семинара на тему: «Правовые основы заключения лицензионных соглашений на передачу объектов интеллектуальной собственности».
2013 год 19 февраля.
В аналогичном порядке освободить от уплаты единого налогового платежа доходы микрофирм и малых предприятий, полученных от использования в производстве собственных результатов интеллектуальной деятельности в течение срока действия исключительных прав, но не более трех лет.
Во-вторых, считаем целесообразным установить для предприятий отраслей промышленности порядок уплаты налога на прибыль и единого налогового платежа (для микрофирм и малых предприятий) в зависимости от доли затрат, понесенных на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в общем объеме расходов:
при объеме расходов на НИОКР от 5 до 15 процентов - установленные ставки налога на прибыль и единого налогового платежа снижаются на 25 процентов;
при объеме расходов на НИОКР свыше 15 процентов - установленные ставки налога на прибыль и единого налогового платежа снижаются на 50 процентов.
Это позволит стимулировать активизацию инновационной деятельности и внедрения инновационных проектов на промышленных предприятиях.
В-третьих, целесообразно установить льготную ставку налога на доходы физических лиц, в частности, облагать налогом по минимальной ставке доходы физических лиц, полученные в рамках ежегодно утверждаемых Программ фундаментальных и прикладных исследований, исходя из уровня качества и эффективности инновационных разработок, а также результативности их внедрения в отраслях экономики.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2013, 11
Принятие такой меры будет способствовать поддержке молодых ученых, исследователей, осуществляющих инновационную деятельность.
В-четвертых, освободить от налога на добавленную стоимость оборот по реализации научно-исследовательских и инновационных работ, выполняемых в рамках Программ фундаментальных и прикладных исследований, а также ежегодно проводимых ярмарок ин-
новационных идей, технологий и проектов, утверждаемых решениями Правительства Республики Узбекистан.
Это позволит стимулировать коммерциализацию научных и (или) научно-технических результатов, а также ускорение процесса передачи новых технологий и иной инновационной технологической продукции хозяйствующим субъектам (трансфер технологий).
Литература:
1. Налоговый кодекс Республики Узбекистан (старая редакция до 2008 года и новая редакция с 2008 года).
2. Национальная инновационная система Узбекистана. Оценка потенциала и результативности, 2011. www.inno.uz.
3. Tax incentives regarding research & development in Turkey (Ankara 2009).
4. Мильчакова Н. Налоговые механизмы стимулирования инноваций. Международный опыт. Партнер, PricewaterhouseCoopers, 2010.
5. Appendix II - Tax incentives to promote innovation (Report) www.pwc.com/my 29 April 2011.
6. Налоговое стимулирование инновационной деятельности в России и за рубежом // Журнал "Труды молодых исследователей по сравнительному праву". - М.: № 3(12).
7. Инновационная система Франции // Журнал "Инновационные тренды" - М.: 2001, № 11.
8. 2012 Global Survey of R&D Tax Incentives. Deloitte. February 2012.
9. Promoting innovation by tax incentives. A review of strategies and their importance to biotech growth. Supported by the European Commission Specific Support Action, 6th Framework Programme 9.
10. Tax Incentives for R&D in Switzerland. KPMG International Corporate Tax Partner Badenerstrasse 172 8026 Zurich;
11. Отчет по выработке предложений по стимулированию инноваций и технологий, в том числе по вопросам налогового стимулирования инновационной деятельности в рамках совершенствования действующего законодательства Республики Казахстан. АО «Национальный инновационный фонд». Центр аналитического сопровождения инновационных процессов 2001 год.
12. Industry Specific Tax Incentives In Singapore;
13. Tax Incentives for Innovation in the United States. USA Innovation Tax Incentives (BHH Draft) 15 January 2001.
14. Правовые аспекты создания фонда финансирования инноваций в Республике Узбекистан, 2012. Презентация проекта «Поддержка в сфере инновационной политики и трансфера технологий», 2012.
15. Incentives for innovation and r&d. www.investincotedazur.com.
16. Зейнолла С.Ж. Теоретическое определение понятия малое инновационное предпринимательство.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2013, 11