Научная статья на тему 'Инновацион фаолиятни солиқлар воситасида рағбатлантириш'

Инновацион фаолиятни солиқлар воситасида рағбатлантириш Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
130
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновация / инновацион фаолият / ихтиро / фойдали модель / саноат намунаси / товар белгиси / селекция ютуғи / номоддий актив / патент / солиқ чегирмаси / технологиялар трансфери / интеллектуал мулк / грант / илмий-тадқиқот ва тажриба-конструкторлик ишланмалари (ИТТКИ) / innovation / innovation activity / invention / utility model / industrial design / trademark / selection achievement / intangible assets / patent / tax deduction / technology transfer / intellectual property / grand / research and development (R & D).

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Орзибеков К. У.

Мазкур мақолада солиқ қонунчилигида инновацион фаолиятни рағбатлантириш учун яратилган солиқ имтиёзлари келтирилган. Унда инновацион фаолиятни ҳамда илмий-тадқиқот ва тажриба-конструкторлик ишларини янада рағбатлантириш борасида илмий таклифлар ва тавсиялар берилган.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Орзибеков К. У.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX STIMULATION OF INNOVATION ACTIVITY

The article is devoted to tax incentives issues to stimulation of innovation activity, through improvement of tax legislation of the Republic of Uzbekistan. As well are described experiences of some foreign countries. There are given some proposals and recommendations to improve tax stimulation of R & D and also innovation activity.

Текст научной работы на тему «Инновацион фаолиятни солиқлар воситасида рағбатлантириш»

Орзибеков К.У.

старший преподаватель Налоговой академии Республики Узбекистан

НАЛОГОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Важным стимулом для перехода на высокотехнологическое производство на основе внедрения современных технологий и технологического перевооружения собственного производства, оснащения его современным высокопроизводительным оборудованием, обеспечивающим увеличение выпуска высококачественной, конкурентоспособной, экс-портоориентированной продукции является предоставление хозяйствующим субъектам налоговых льгот.

Приоритетными направлениями развития науки и технологий в Республике Узбекистан на 2012-2020 годы являются:1

■ духовно-нравственное и культурное развитие демократического и правового общества, формирование инновационной экономики;

■ энергетика, энерго-ресурсосбережение;

■ развитие использования возобновляемых источников энергии;

■ развитие информатизации и информационно-коммуникационных технологий;

■ сельское хозяйство, биотехнология, экология и охрана окружающей среды;

■ медицина и фармакология;

■ химические технологии и нанотехноло-гии;

■ науки о земле (геология, геофизика, сейсмология и переработка минерального сырья).

При этом в условиях диверсификации экономики одним из приоритетных направлений для нашей страны является осуществление широкомасштабной модернизации, технического и технологического обновления промышленных производств, оснащение

1 Данные Комитета по координации развития науки и технологий при Кабинете Министров Республики Узбекистан, сайт http://uzscience.uz

их самым современным высокотехнологичным оборудованием, ускоренное внедрение в отраслях промышленности современных научных достижений и прогрессивных инновационных технологий, расширение подготовки высококвалифицированных кадров для промышленности2.

В целях ускоренного развития новых экс-портоориентированных отраслей промышленности, осуществления модернизации, технического и технологического обновления производств законодательство предоставляет широкий спектр инвестиционных льгот хозяйствующим субъектам по налогам на прибыль и имущество, по единому налоговому платежу и по таможенным платежам.

Для обеспечения более тесной связи науки и производства организации, выполняющие научно-технические и инновационные проекты за счет бюджетных средств, освобождены от уплаты НДС. Кроме этого в соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан №ПП-916 от 15 июля 2008 года «О дополнительных мерах по стимулированию внедрения инновационных проектов и технологий в производство» ис-

2 Постановление Президента Республики Узбекистан №ПП-1442 от 15.12.2010 г. «О приоритетах развития промышленности Республики Узбекистан в 2011-2015 годах».

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2013, 11

ключительно во всех хозяйствующих субъектах, модернизирующих процесс производства товаров (работ, услуг) с использованием достижений прикладных научных разработок и инновационных технологий создается фонд модернизации и новых технологий органов хозяйственного управления и предприятий. Средства Фонда направляются на финансирование:

■ научных прикладных исследований;

■ разработки инновационных проектов;

■ опытно-конструкторских работ и их внедрения в производственный процесс.

Также при определении налогооблагаемой базы налога на прибыль юридических лиц, расходы, связанные с приобретением права на использование программ для электронно-вычислительных машин и баз данных, платежи за пользование правами на результат интеллектуальной деятельности, расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИ-ОКР), на изобретательство и проведение опытно-экспериментальных работ подлежат к вычету из налогооблагаемой прибыли.

Не подлежат налогообложению следующие виды доходов физических лиц:

- сумма дохода, полученная физическим лицом, являющимся обладателем патента (лицензии) на объекты промышленной собственности и патента на селекционное достижение, при продаже патента (лицензии) в пределах срока их действия, но не более нижеуказанного периода со дня начала использования:

■ изобретения и селекционного достижения - в течение пяти лет;

■ промышленного образца - в течение трех лет;

■ полезной модели - в течение двух лет;

- сумма гранта, полученного от международных и зарубежных организаций и фондов, а также в рамках международных договоров Республики Узбекистан в области научно-технического сотрудничества непосредственно физическим лицом от грантодателя или от юридического лица - грантополучателя при наличии заключения уполномоченного Кабинетом Министров Республики Узбекистан органа по координации развития науки и технологий.

Согласно статье 282 Налогового кодекса земельные участки сельскохозяйственного назначения и лесного фонда научных организаций, опытных, экспериментальных и учебно-опытных хозяйств научно-исследовательских организаций и учебных заведений сельскохозяйственного и лесохо-зяйственного профиля, используемые непосредственно для научных и учебных целей не подлежат налогообложению.

Постановлением Президента Республики Узбекистан № ПП-1631 от 26 октября 2011 года, при содействии Минвуза и Академии наук Республики Узбекистан создан учебно-экспериментальный Центр высоких технологий в г.Ташкенте с участием Кембриджского университета Великобритании, который освобожден сроком до 1 января 2017 года от всех налогов, а также обязательных отчислений в государственные целевые фонды, и внебюджетный Фонд реконструкции, капитального ремонта и оснащения образовательных и медицинских учреждений при Министерстве финансов Республики Узбекистан.

Кроме этого в соответствии с принятым постановлением Президента Республики Узбекистан №ПП-2042 от 20.09.2013 г. «О мерах по дальнейшему усилению стимулирования отечественных разработчиков программного обеспечения» разработчики программных обеспечений, включенных в Национальный реестр отныне сроком до 1 января 2017 года освобождены от уплаты всех видов налогов и обязательных отчислений в Республиканский дорожный фонд и внебюджетный Фонд реконструкции, капитального ремонта и оснащения образовательных и медицинских учреждений при Министерстве финансов Республики Узбекистан.

Также предприятиям и организациям республики предоставлено право уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль и единому налоговому платежу, как это предусмотрено статьями 159 и 356 Налогового кодекса, на сумму средств, направляемых на приобретение нового программного обеспечения отечественного производства.

Следует отметить, что согласно внесенным изменениям в Налоговый кодекс Республики Узбекистан в 2013 году, нематериаль-

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2013, 11

ные активы отныне исключены из объекта обложения налогом на имущество. В связи с исключением из объекта налогообложения нематериальных активов право пользования ими отныне не рассматривается в качестве объекта налогообложения. Данная мера стимулирует процесс трансфера технологий и внедрения инновационных разработок в производство.

Для разработки и внедрения эффективных налоговых механизмов стимулирования инновационной деятельности, по нашему мнению, целесообразно обратиться к опыту промышленно-развитых стран.

Например, признанный мировой лидер в сфере инноваций, Япония, традиционно использует следующие методы стимулирования инновационного развития:

- возможность применения ускоренной амортизации для научно-исследовательского оборудования;

- налоговые скидки по расходам на инновационные разработки;

- налоговые льготы по затратам на приобретение зарубежных прогрессивных технологий;

- налоговую льготу на научно-исследовательские затраты.

Если, рассмотреть опыт Китая, то в сфере стимулирования инновационной деятельности можно отметить много различных налоговых льгот и преференций. В частности:

- китайским компаниям предоставлен выбор вычета из налогооблагаемой прибыли сумму затрат понесенных на НИОКР в 0,5-кратном размере или на 150 процентов. При этом убытки и потери от безрезультатных научно-исследовательских и инновационных разработок могут вычиты-ваться в будущем на протяжении пяти лет. В отношении оборудования, используемого в процессе проведения НИОКР, также может начисляться ускоренная амортизация;

- для высокотехнологичных производственных компаний промышленности установлена льготная ставка налога с корпораций (15%). В тоже время для предприятий других отраслей экономики ставка корпоративного налога составляет 25 процентов;

- доходы физических лиц, полученные за счет грантов Фонда высоких и новых техно-

логий (ФВНТ) облагаются подоходным налогом по сниженной (льготной) ставке в размере 15 процентов;

- первая полученная прибыль предприятий, специализированных на разработке компьютерных и программных обеспечений в размере 5 миллионов Китайских юаней освобождена от налогообложения (не облагается налогом на доходы с предприятий);

- любой доход, полученный от трансфера технологий свыше 5 миллионов Китайских юаней подлежит налогообложению на доходы с предприятий по сниженной ставке в два раза или на 50 процентов;

- вновь созданным предприятиям софтверной индустрии часто предоставляются налоговые каникулы;

- для иностранного капитала, вложенного в НИОКР, могут предоставляться льготы в виде освобождения от уплаты госпошлины и НДС на импорт;

- научно-исследовательские учреждения не уплачивают НДС при покупке отечественного китайского оборудования;

- вновь созданным высокотехнологичным предприятиям в специальных свободных экономических зонах предоставляются налоговые каникулы.

В Российской Федерации организациям, осуществляющим внедренческую или инновационную деятельность предоставляется инвестиционный налоговый кредит. Он представляет собой форму отсрочки уплаты налога на прибыль (а также региональных и местных налогов) сроком до пяти лет на условиях возврата предоставленного кредита и начисленных процентов (по ставке не более 3/4 ставки рефинансирования Центрального банка РФ) (ст. 67 НК РФ).

К странам, в которых развита система налогового стимулирования можно отнести также Сингапур, Малайзию, Израиль, Республику Корея, Францию, США и другие государства.

По нашему мнению, в настоящее время для нашей республики наиболее актуальна система налоговых льгот, направленная не только на стимулирование научно-исследовательских программ, но и поощряющая начало инновационной деятельности.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2013, 11

Таблица № 1

Динамика регистрации договоров по объектам интеллектуальной собственности1

Объекты интеллектуальной собственности 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2012 к 2011

Изобретения 21 25 12 9 8 8 16 100%

Полезные модели 2 5 2 2 2 1 5 500%

Промышленные образцы 3 7 6 4 4 9 5 -44%

Товарные знаки 86 110 95 115 160 146 164 12%

Программы для ЭВМ и баз данных 3 2 - 1 3 - 4

Всего 115 149 115 131 177 164 194 18%

Осуществляемая политика по снижению ставки налога на прибыль и единого налогового платежа, или предоставление льгот для модернизации и технологического перевооружения производства, несмотря на их определенные преимущества, все же являются не достаточно эффективными механизмами стимулирования инновационной деятельности и процесса трансфера технологий. Данные Агентства по интеллектуальной собственности Республики Узбекистан показывают, что рост количества регистрации договоров по объектам интеллектуальной собственности в

2012 году составил - 18 % по сравнению с 2011 годом (таблица 1), из них слабо развивается регистрация договоров по промышленным образцам и программам для ЭВМ и баз данных.

В связи с этим, можно выделить следующие дополнительные меры налогового стимулирования осуществления инновационной деятельности:

Во-первых, предлагается освободить от налогообложения прибыль патентовладельцев (лицензиаров) и лицензиатов (лиц, получивших право на использование предмета лицензионного договора) от использования в собственном производстве объектов промышленной собственности и патентов на селекционное достижение, а также при продаже патентовладельцев (лицензиаров) патентов (лицензий) в пределах срока их действия, но не более пяти лет.

1 Ибрагимов У. Материалы семинара на тему: «Правовые основы заключения лицензионных соглашений на передачу объектов интеллектуальной собственности».

2013 год 19 февраля.

В аналогичном порядке освободить от уплаты единого налогового платежа доходы микрофирм и малых предприятий, полученных от использования в производстве собственных результатов интеллектуальной деятельности в течение срока действия исключительных прав, но не более трех лет.

Во-вторых, считаем целесообразным установить для предприятий отраслей промышленности порядок уплаты налога на прибыль и единого налогового платежа (для микрофирм и малых предприятий) в зависимости от доли затрат, понесенных на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в общем объеме расходов:

при объеме расходов на НИОКР от 5 до 15 процентов - установленные ставки налога на прибыль и единого налогового платежа снижаются на 25 процентов;

при объеме расходов на НИОКР свыше 15 процентов - установленные ставки налога на прибыль и единого налогового платежа снижаются на 50 процентов.

Это позволит стимулировать активизацию инновационной деятельности и внедрения инновационных проектов на промышленных предприятиях.

В-третьих, целесообразно установить льготную ставку налога на доходы физических лиц, в частности, облагать налогом по минимальной ставке доходы физических лиц, полученные в рамках ежегодно утверждаемых Программ фундаментальных и прикладных исследований, исходя из уровня качества и эффективности инновационных разработок, а также результативности их внедрения в отраслях экономики.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2013, 11

Принятие такой меры будет способствовать поддержке молодых ученых, исследователей, осуществляющих инновационную деятельность.

В-четвертых, освободить от налога на добавленную стоимость оборот по реализации научно-исследовательских и инновационных работ, выполняемых в рамках Программ фундаментальных и прикладных исследований, а также ежегодно проводимых ярмарок ин-

новационных идей, технологий и проектов, утверждаемых решениями Правительства Республики Узбекистан.

Это позволит стимулировать коммерциализацию научных и (или) научно-технических результатов, а также ускорение процесса передачи новых технологий и иной инновационной технологической продукции хозяйствующим субъектам (трансфер технологий).

Литература:

1. Налоговый кодекс Республики Узбекистан (старая редакция до 2008 года и новая редакция с 2008 года).

2. Национальная инновационная система Узбекистана. Оценка потенциала и результативности, 2011. www.inno.uz.

3. Tax incentives regarding research & development in Turkey (Ankara 2009).

4. Мильчакова Н. Налоговые механизмы стимулирования инноваций. Международный опыт. Партнер, PricewaterhouseCoopers, 2010.

5. Appendix II - Tax incentives to promote innovation (Report) www.pwc.com/my 29 April 2011.

6. Налоговое стимулирование инновационной деятельности в России и за рубежом // Журнал "Труды молодых исследователей по сравнительному праву". - М.: № 3(12).

7. Инновационная система Франции // Журнал "Инновационные тренды" - М.: 2001, № 11.

8. 2012 Global Survey of R&D Tax Incentives. Deloitte. February 2012.

9. Promoting innovation by tax incentives. A review of strategies and their importance to biotech growth. Supported by the European Commission Specific Support Action, 6th Framework Programme 9.

10. Tax Incentives for R&D in Switzerland. KPMG International Corporate Tax Partner Badenerstrasse 172 8026 Zurich;

11. Отчет по выработке предложений по стимулированию инноваций и технологий, в том числе по вопросам налогового стимулирования инновационной деятельности в рамках совершенствования действующего законодательства Республики Казахстан. АО «Национальный инновационный фонд». Центр аналитического сопровождения инновационных процессов 2001 год.

12. Industry Specific Tax Incentives In Singapore;

13. Tax Incentives for Innovation in the United States. USA Innovation Tax Incentives (BHH Draft) 15 January 2001.

14. Правовые аспекты создания фонда финансирования инноваций в Республике Узбекистан, 2012. Презентация проекта «Поддержка в сфере инновационной политики и трансфера технологий», 2012.

15. Incentives for innovation and r&d. www.investincotedazur.com.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Зейнолла С.Ж. Теоретическое определение понятия малое инновационное предпринимательство.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2013, 11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.