ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)
Экономическая политика государства
НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РОССИИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА
Ольга Валерьевна НИКУЛИНА^, Александр Андреевич КУЗНЕЦОВ"
1 доктор экономических наук, профессор кафедры мировой экономики и менеджмента, Кубанский государственный университет, Краснодар, Российская Федерация [email protected]
ь студент магистратуры кафедры мировой экономики и менеджмента, Кубанский государственный университет, Краснодар, Российская Федерация [email protected]
• Ответственный автор
История статьи:
Принята 24.03.2016 Принята в доработанном виде 30.04.2016 Одобрена 30.05.2016
УДК 339.9:336.2:001.895(470+571) JEL: G38, Н21, L51, 031, 038
Ключевые слова:
международное налоговое регулирование, промышленные предприятия, налоговые льготы, стимулирование инноваций
Аннотация
Предмет. На современном этапе развития международных экономических отношений высокотехнологичные предприятия промышленного сектора экономики нуждаются в действенных мерах поддержки и стимулирования инновационных исследований, разработок для повышения своей конкурентоспособности на мировом рынке и эффективного участия в развитии инновационного потенциала экономики страны. В связи с этим приобретает особую актуальность решение проблем в сфере налогового стимулирования инновационных промышленных предприятий, осуществляющих свою деятельность на международной арене. Цели. Разработка механизма налогообложения и практических рекомендаций по совершенствованию системы налогообложения для промышленных компаний РФ, осуществляющих свою деятельность на международной арене.
Методология. В статье на основе статистического анализа показана эффективность применения инструментов налогового стимулирования деятельности инновационных промышленных предприятий. На основе сравнительного анализа дана характеристика налоговых льгот, используемых зарубежными странами. Применение аналитического метода позволило сформировать и дать обоснование оптимальной схемы налогообложения для промышленных предприятий сферы международного бизнеса.
Результаты. Предложены практические рекомендации по выявлению наиболее приемлемой схемы налогообложения для международных промышленных компаний РФ, позволяющие увеличить эффективность финансирования НИОКР и повысить инновационный потенциал предприятий. Разработан механизм налогообложения промышленных компаний РФ с целью активизации их инновационной деятельности.
Выводы. Важнейшим механизмом развития инновационной экономики являются меры поддержки, оказываемые государством предприятиям высокотехнологичной сферы производства, выраженные в снижении налогового бремени путем установления налоговых вычетов и льгот. Сочетание различных инструментов налогового стимулирования положительно отражается на инвестициях высокотехнологичных предприятий в инновационные исследования и разработки, что в свою очередь формирует инновационный климат страны.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016
В современных условиях развития процесса глобализации, интернационализации производства, международного разделения труда государство выступает субъектом поддержки и стимулирования инновационных процессов, протекающих в экономике. В Российской Федерации одним из основных источников стимулирования инновационного сектора промышленности является государственное финансирование. Государством фиксируются наиболее перспективные векторы развития технологий, позволяющие обеспечить
эффективный рост инновационного потенциала отрасли, осуществляется контроль за
эффективностью реализации инновационных проектов промышленных компаний, развивающих свою деятельность на международной арене.
На сегодняшний день по сравнению с ведущими зарубежными странами в российской экономике наблюдается разрыв во взаимодействии научного и промышленного секторов. Создание
благоприятных условий для стимулирования частного сектора к инвестициям в отечественные научные исследования и разработки, к международному сотрудничеству и кооперации, трансферу технологий является необходимым ус ло в ие м для эф ф е ктив но го
развития инновационного климата в Российской Федерации1. Однако на пути взаимодействия инновационных отечественных компаний с зарубежными партнерами существует ряд проблем, касающихся, в частности, налогового регулирования инновационного развития предприятий. В связи с этим приобретает особую актуальность решение проблем в сфере налогового стимулирования инновационных промышленных предприятий, осуществляющих свою деятельность на международной арене.
Среди отечественных и зарубежных ученых-экономистов, посвятивших свои работы проблеме регулирования налогообложения, следует выделить таких авторов, как В.С. Занадворов2, А.В. Брызгалин [1], Ф. Мишкин3, А. Лаффер и Дж. Сеймур4. Вопросы, касающиеся проблем уклонения от уплаты налогов с использованием налоговых льгот, были освещены в трудах российского социолога-экономиста В.В. Радаева [2]. Несмотря на множество научных работ в области теории и практики налогового стимулирования инновационной активности современных компаний, остаются недостаточно разработанными практические механизмы стимулирования инновационного развития промышленных предприятий, способных стать локомотивом инновационного развития национальной экономики, что и обусловило актуальность настоящего исследования, постановку его цели и задач.
Целью настоящего исследования является разработка механизма налогообложения и практических рекомендаций по
совершенствованию системы налогообложения для промышленных компаний РФ, осуществляющих свою деятельность на международной арене.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) раскрыть особенности налогообложения инновационной деятельности промышленных предприятий сферы международного бизнеса;
1 Савина О.Н. Современное состояние налогового стимулирования инновационной деятельности в России // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2011. № 37. С. 31-42.
2 Занадворов В. С. Теория налогообложения // Экономический журнал ВШЭ. 2004. № 3. С. 420-452.
3 Mishkin F.S. The Economics of Money, Banking and Financial Markets, 1999.
4 Laffer A.B., Seymour J.P. The Economics of the tax revolt,
1979.
2) провести анализ существующих налоговых льгот для инновационных компаний в зарубежных странах;
3) разработать практические рекомендации по выявлению наиболее приемлемой схемы налогообложения для промышленных компаний РФ, осуществляющих свою деятельность на международной арене;
4) сформировать механизм налогообложения промышленных предприятий РФ в целях активизации их инновационной деятельности.
На макроэкономическом уровне благодаря грамотной и эффективной политике в сфере налогообложения формируются благоприятные условия для инвестиций в НИОКР предприятий и отраслей экономики, возникают источники пополнения государственного бюджета за счет увеличения налогов уплачиваемых эффективными инновационными предприятиями. Факторами, отражающими неэффективность налогово-бюджетной политики, являются ухудшение экономического роста отраслей промышленности, возрастание социальной напряженности, усиление структурных диспропорций в экономике5.
Налоговая нагрузка в России составляет 33% и входит в состав 8 стран с самой высокой налоговой нагрузкой (рис. 1).
На микроэкономическом уровне эффективная налоговая политика проявляется в увеличении финансовых результатов деятельности
инновационных предприятий, что является немаловажным при планировании
инвестиционных стратегий предприятия.
Управление налоговой политикой предприятия и формирование налогового бюджета являются эффективными и законными методами ослабления налогового бремени на промышленные предприятия. Налоговые вычеты и льготы позволяют сформировать дополнительные источники финансирования инновационной деятельности, дают возможность осуществлять инвестирование инновационных проектов. Кроме того, налоговые эффекты инвестиционного стимулирования позволяют направлять
сэкономленные денежные средства на НИОКР, что в дальнейшем способствует увеличению финансовых результатов предприятия и развитию инновационной деятельности [3].
5 Яковлева Е.А., Варшавская В.В., Бучаева С.А. Налоговое регулирование инвестиционной деятельности предприятия // Инновации и инвестиции. 2015. № 74. С. 25-29.
Государство осуществляет как прямое стимулирование инновационной деятельности промышленных предприятий, так и косвенное. Прямыми методами стимулирования являются финансирование особо важных инновационных проектов из средств бюджета, формирование элементов инновационной инфраструктуры, регулирование правовой основы взаимоотношений участников инновационного процесса.
К косвенным методам относят налоговое регулирование промышленных предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, создание инновационного климата для научно-технического развития, формирование
благоприятных условий для роста инновационного потенциала6.
Важно понимать, что из-за особенностей российской экономики спрос на результаты интеллектуальной деятельности в стране ограничен. Частный бизнес не нацелен на долгосрочные, высокорисковые вложения. Для решения проблемы повышения инновационной составляющей российской экономики необходим комплексный подход, при котором прямые и косвенные методы стимулирования инновационной деятельности промышленных предприятий будут иметь целевой характер. Одним из положительных факторов государственной поддержки исследований предприятий в области инноваций является стимулирование спроса на результаты интеллектуального труда [4]. Стимулирование спроса влечет за собой стимулирование инвестиций в наукоемкий сектор
промышленности, что в свою очередь решает ряд перспективных задач по развитию инновационной экономики и росту конкурентоспособности товаров на международном рынке [5].
Взаимодействие элементов налогового
регулирования в процессе стимулирования инновационной деятельности промышленных предприятий, осуществляющих свою деятельность на международной арене, приведено на рис. 2.
Государство стимулирует спрос на результаты инновационной деятельности: технологии, изобретения, опытно-конструкторские разработки, исследования в области высоких технологий. Для поддержки высокотехнологичных предприятий государство проводит политику по реализации налоговых льгот, позволяя предприятиям
6 Александрова А.И. Налоговое стимулирование участия государства и субъектов Российской Федерации в инновационном развитии // Вестник Российской академии естественных наук (Санкт-Петербург). 2013. № 3. С. 5-7.
http://fin-izdat.r
осуществлять модернизацию производства, накапливать необходимый для НИОКР капитал, осуществлять инвестиции в инновационные проекты. Реализация этих мер будет эффективна в том случае, если полученные выгоды будут направлены на достижение общественных стратегически важных целей, а не индивидуальных потребностей предприятий7.
Перспективной считается та практика, при которой налоговые льготы предоставляются предприятиям, чья инновационная деятельность осуществляется в рамках выбранной государством стратегии развития и направлена на развитие научно-технического прогресса, экспорта высоких технологий и активности среднего и крупного инновационного бизнеса8.
Данная практика оказалась более эффективным способом поддержки науки и инноваций, нежели прямые субсидии, и обеспечила значительный приток частных инвестиций в исследования и разработки (ИиР). Наиболее эффективные и популярные меры налогового стимулирования, используемые в мировой практике налогообложения в настоящее время, представлены в табл. 1.
В налоговом законодательстве существует общемировая практика списания текущих расходов на инновационные исследования и разработки предприятий в периоды их проведения. В Германии и Франции применяется система, согласно которой расходы, появившиеся в результате ИиР, могут быть отнесены на следующий или уже прошедший период, или же могут быть распределены на учетный период, временной промежуток которого не определен. Такая система является очень эффективной, поскольку деятельность высокотехнологичных предприятий связана с рисками, и компании могут компенсировать свои убытки за счет прошлой или будущей прибыли. В Великобритании, Дании, Венгрии, Австрии и Австралии существует инструмент налоговой политики, позволяющий инновационным предприятиям снижать налогооблагаемую базу в большем размере, чем их расходы на инновационные ИиР. Предприятия могут использовать этот инструмент, если представят отчет о наличии расходов на ИиР [7].
7 Левитанская И.Г. Налоговое стимулирование инновационной деятельности и развитие предприятий // Виттевские чтения. 2013. № 1. С. 95-96.
8 Кулагин А.С., Леонтьев Л.И. О стимулировании инновационной деятельности // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2011. № 1. С 32-38.
>игпа1/пайопа1/ 77
Основной целью налогового исследовательского кредита является рост общего объема расходов на ИиР, а также их перераспределения между отдельными статьями расходов. Еще одной задачей налогового исследовательского кредита является создание рабочих мест для научных сотрудников и стимулирование экспорта. Ставка налогового кредита определяет часть затрат на ИиР, которые предприятие может вычесть из налога на прибыль. Механизмы применения данной меры налогового стимулирования различны в разных странах, но главными ее особенностями являются процентная ставка кредита и базовый размер расходов компании на ИиР. Размер расходов определяют либо как всю сумму расходов в базовом в году (тогда этот инструмент называется полнообъемным налоговым научно-исследовательским кредитом), либо как прирост расходов на инновации и развитие в отношении к базовому уровню расходов за период 2, 3, 5 лет - данный инструмент называется приростным налоговым научно-исследовательским кредитом [8].
Анализ инструментов налоговой политики, направленных на поддержку и стимулирование инновационной деятельности предприятий высокотехнологичной сферы производства в различных странах, представлен в табл. 2.
Таким образом, сочетание различных мер налогового стимулирования во многих странах дает существенный эффект при инвестировании в ИиР на предприятиях высокотехнологичной сферы производства и служит эффективным стимулом для развития инновационной деятельности.
Показатели налогового стимулирования ИиР в странах - лидерах по использованию перечисленных методов государственной поддержки науки и инноваций представлены на рис. 3.
Учитывая практику использования налоговых льгот зарубежными странами, в целях повышения инновационного потенциала промышленных предприятий, а также для инновационного развития всей экономики России, можно предложить следующие мероприятия,
направленные на совершенствование системы налогообложения:
• снижение налоговой нагрузки на высокотехнологичные предприятия путем снижения ставки налога на прибыль до 10-13%. Ставка устанавливается в зависимости от
величины расходов на инновационное развитие. Целесообразно установить налоговую скидку в размере 30% на прибыль для всех компаний, осуществляющих инвестиции в инновации и в развитие высокотехнологичного производства;
• полное или частичное освобождение вновь создаваемых инновационных предприятий от уплаты отдельных видов налогов (предоставление налоговых каникул и освобождений). Возможно снижение ставки до 10% для малого инновационного бизнеса в течение первых пяти лет. Данный срок целесообразно увеличить на более длительный период (10 лет и больше), поскольку период окупаемости инноваций имеет долгосрочный характер и не ограничивается сроком 10 лет;
• внедрение в международную практику предоставления инновационным промышленным предприятиям инвестиционного налогового кредита с отменой уплаты процентов за его использование, продление сроков предоставления и отмену существующих пределов текущих платежей. Необходимо упрощение процедуры получения инвестиционного кредита, а также следует предусмотреть возможность его получения малыми инновационными предприятиями, применяющими специальные налоговые режимы;
• введение ставки ускоренной амортизации с повышением коэффициента ускоренной амортизации по группам инновационного оборудования;
• изменение порядка отнесения затрат на НИОКР, а именно - возможность учитывать их в том отчетном периоде, когда они реально произведены;
• предоставление льгот по налогу на имущество и земельному налогу организациям, занимающимся научно-исследовательской деятельностью, как это сделано во многих передовых странах, причем данный вопрос необходимо четко прописать в законодательных актах и отнести к компетенциям региональных органов власти.
Для реализации предложенных мер необходимо внести изменения в существующее налоговое законодательство РФ и разработать новую долгосрочную и краткосрочную инвестиционную стратегию, направленную на инновационное развитие экономики страны. Положительный опыт
экономически развитых зарубежных стран показывает, что государство способно осуществлять политику ослабления налогового давления на инновационные предприятия, если данная процедура осуществляется в рамках государственной программы и инвестиционной политики [9].
Следует отметить, что несмотря на высокую эффективность косвенного метода
государственного стимулирования инновационной деятельности предприятий, существует ряд сложностей. В результате реализации методов налогового стимулирования и внедрения их в существующую налоговую систему велика вероятность появления проблем из-за наличия различных инструментов расчета налоговых баз, дифференцированных ставок, налоговых кредитов и вычетов9. Внедрение методов налоговых льгот в существующее налоговое законодательство уже привело к усложнению налоговых систем и утрате ими главного свойства — прозрачности. Также не всегда удается минимизировать разногласия по выбору определенных налоговых стимулов.
Кроме того, в России имеет место одна из главных проблем, мешающих эффективному развитию инновационной экономики, - недостаточный уровень развития нормативно-правовой базы10. В этих условиях поддержка инновационных предприятий методом налоговых скидок может оказаться неэффективной, поскольку наряду с предприятиями, осуществляющими
инновационную деятельность в интересах страны и государства, налоговыми льготами могут воспользоваться фирмы, использующие льготы только в своих интересах [10]. Именно поэтому, по нашему мнению, для стран с недостаточно развитой нормативно-правовой базой самыми эффективными являются отраслевые налоговые льготы, доступные для высокотехнологичных компаний из наиболее инновационно восприимчивых отраслей промышленности, таких как машиностроение, авиастроение, химическая и фармацевтическая промышленность,
космический и нанотехнологический секторы.
Данная практика существует в передовых зарубежных странах и может являться основой для развития нормативно-правовой базы в области
9 Бурова Л.В. Уклонение от уплаты налогов: теория и практика // Вестник Бурятского государственного университета. 2014. № 2. С. 95-97.
10 Егорова Е.Н. Налоговое стимулирование инновационной деятельности в России // Финансовый контроль. 2012. № 11. С. 112-123.
http://fin-izdat.r
налогового стимулирования инновационно активных предприятий в РФ. В Великобритании для предприятий фармацевтической
промышленности, занимающихся разработкой жизненно необходимых лекарств и вакцин от смертельных болезней, применяется особый инвестиционный кредит, позволяющий
перераспределять расходы на инновационные исследования в размере 50%. В США действует принцип отраслевого распределения налогового кредита, при котором более 75% его суммы отводится предприятиям особых отраслей промышленности: химической, транспортной, информационной, и именно в эти отрасли поступает наибольший объем частных инвестиций в научные исследования
и разработки [11].
Проведенный анализ зарубежной практики налогового стимулирования инновационного развития промышленных предприятий
в зарубежных странах позволяет выделить особенности налогового регулирования инновационной активности промышленных компаний, которые следует применить для формирования эффективного механизма налогообложения промышленных предприятий в РФ.
Механизм налогообложения промышленных компаний России в целях активизации их инновационной деятельности схематически представлен на рис. 4.
Таким образом, в результате проведенного исследования налогового стимулирования инновационного развития промышленных предприятий России на основе международного опыта были сделаны следующие выводы.
1. Важнейшим инструментом развития инновационной экономики являются меры государственной поддержки, оказываемые предприятиям высокотехнологичной сферы производства, выраженные в снижении налогового бремени путем установления налоговых вычетов и льгот. Важно, чтобы данные меры поддержки предприятий были использованы не только в индивидуальных целях, а были направлены на стимулирование общего научно-технического прогресса страны путем развития и создания критических технологий.
2. Для стимулирования инвестиций в инновационные разработки высокотехнологичных предприятий необходимо комплексное внедрение в
)игпа1/пайопа1/ 79
налоговую систему различных инструментов налогового стимулирования, таких как:
— налоговый исследовательский кредит, позволяющий предприятиям увеличивать размер и темп роста инвестиций в исследования и разработки;
— инвестиционный налоговый кредит, который может быть использован для модернизации производства и технического переоснащения инновационной компании;
— налоговые вычеты на прибыль от продажи акций, способствующие формированию финансовых средств для развития диффузии инноваций и стимулирования финансирования инновационных проектов;
— налоговые льготы на доходы иностранного источника, увеличивающие объем трансфера технологий;
— списание расходов на исследования и разработки, имеющее положительный эффект в виде увеличения размера инвестиций в инновационные исследования;
— специальные режимы амортизации основных фондов, позволяющие инновационным компаниям приобретать высокотехнологичную технику и оборудование для инновационных исследований.
Перечисленные меры налогового стимулирования позволяют предприятиям более эффективно использовать свой инновационный потенциал для создания инновационных товаров и технологий, что в свою очередь повышает инновационный климат экономики.
3. В условиях кризиса необходимо особое внимание уделять разработке и применению действенных мер налогового стимулирования инновационной активности промышленных компаний, способных разрабатывать и внедрять инновации, обеспечивающие экономический рост национальной экономики. Важно, чтобы налоговые льготы были направлены на поддержку инновационного развития тех предприятий, чья деятельность соответствует критерию
инновационной компании.
Для внедрения методов налогового стимулирования инновационных промышленных предприятий, осуществляющих свою деятельность на международной арене, в целях совершенствования системы налогообложения предприятий высокотехнологичной сферы производства необходимо создание нормативно-правовой базы. Она позволит придать методам налоговой поддержки целевой и адресный характер и направить их для высокотехнологичных компаний из наиболее инновационно восприимчивых отраслей промышленности, таких как космический сектор, химическая и фармацевтическая промышленность, авиастроение, нанотехнологический сектор, машиностроение. Это позволит более успешно и эффективно содействовать инновационному процессу в наиболее перспективных отраслях промышленности. Перечисленные предложения позволят достичь более высоких результатов в развитии инновационной деятельности промышленного сектора экономики и будут способствовать наращиванию инновационного потенциала российской экономики.
Таблица 1
Меры налогового стимулирования инновационной деятельности
Table 1
Innovation tax incentive measures
Меры налогового стимулирования Объект налогового стимулирования
Налоговый исследовательский кредит Размер и темп роста инвестиций в исследования и разработки, взаимодействие научного сектора и сектора бизнеса
Налоговые льготы на доход из иностранного источника Объем трансфера технологий
Инвестиционный налоговый кредит Модернизация производства и техническое переоснащение
Списание расходов на исследования и разработки Размер инвестиций в инновационные проекты
Налоговые вычеты на прибыль от продажи акций Диффузия инноваций, финансирование в инновационные проекты
Налоговый зарплатный кредит Человеческий капитал
Специальные режимы амортизации основных фондов Высокотехнологичная техника и оборудование для инновационных исследований
Источник: составлено авторами на основании данных [6]
Source: Authoring, based on [6]
80 http://fin-izdat.ru/journal/national/
Таблица 2
Анализ специальных налоговых льгот для инновационных предприятий в различных странах Table 2
Analysis of special tax incentives for innovative enterprises in various countries
Мера налогового стимулирования Страна Содержание специальных налоговых льгот в рамках мер налогового стимулирования
1. Списание расходов на ИиР Великобритания Для предприятий крупного бизнеса предусмотрено освобождение прибыли от уплаты налогов в размере 130%, для малого — 175%
2. Амортизация основных фондов (свободная и ускоренная) США, Великобритания, Ирландия, Испания На практике применяются 2 вида режимов амортизации основных фондов, связанных с проведением научных исследований и разработок: свободная амортизация и ускоренная амортизация. В первом режиме не устанавливается определенный механизм списания, в первый год либо в любой другой период возможно единовременное полное списание всех капитальных расходов, направленных на проведение инновационных исследований
3. Амортизация основных фондов (ускоренная) Австрия, Бельгия, Дания, Италия, Португалия, Швеция, Финляндия Ускоренная амортизация предоставляет предприятиям возможность списывать большие суммы в первые годы использования оборудования и сокращает сроки его списания по сравнению со сроком фактического использования
4. Налоговый исследовательский кредит США Снижение налогооблагаемой базы на 20%, которая рассчитывается исходя из следующих показателей: величина расходов на исследования и разработки по отношению к доходам, сфера деятельности предприятия, базовый расчетный период. Американская налоговая система использует налоговый исследовательский кредит как меру поощрения и стимулирования сотрудничества промышленного сектора с научным. Предприятие, осуществляющее инновационные исследования на базе научных организаций, может рассчитывать на налоговый исследовательский кредит в размере 20% от текущих затрат на разработки
Франция Полнообъемный механизм, использующий дифференцированную ставку. Ставка устанавливается исходя их суммы ежегодных расходов на фундаментальные исследования. На первые 100 млн евро устанавливается ставка в размере 30%, для суммы, превышающей данное значение, ставка равна 5%. В качестве исключения налоговое законодательство Франции предусматривает ставку в 50% на налоговый исследовательский кредит для предприятий, которые в первый раз используют данную меру налогового стимулирования
Норвегия Налоговое законодательство Норвегии устанавливает ставку налогового исследовательского кредита в 18% для крупного бизнеса и в 20% - для остального. Граница для возможности использования данной меры налогового стимулирования установлена на сумме расходов на инновационные исследования в 8 млн крон. Также для возможности использования налогового исследовательского кредита необходимо, чтобы инновационный проект предприятия был одобрен на Научном совете Норвегии до подачи соответствующей заявки на кредит компанией
Канада Отличительной чертой налогового исследовательского кредита в Канаде является установление ставки кредита в зависимости от формы собственности предприятия. Для предприятий - резидентов страны ставка равна 35%, для иностранных компаний ставка налогового исследовательского кредита устанавливается на отметке в 20%. Одновременно с федеральной ставкой налогового исследовательского кредита отдельные провинции вправе предоставлять региональный кредит со ставками от 10 до 20%. При расчете налога к расходам на инновационные исследования и разработки относят как текущие исследовательские расходы, так и расходы на оборудование и вычитают из общей суммы прямые государственные субсидии на инновационное развитие
5. Инвестиционный налоговый кредит Страны ЕС и США Мера, позволяющая списывать большую часть стоимости машин и оборудования в первый год его использования, понизить размер инвестиций на новое техническое оснащение, стимулирующая предприятие к высокотехнологичному производству
6. Налоговые льготы на доходы иностранного источника США Страны-партнеры для устранения двойного налогообложения заключают двусторонние соглашения по урегулированию налогообложения. Подобные соглашения влияют на величину количественных показателей предприятия, таких как объем осуществляемых предприятием инновационных исследований и размер доходов за пределами своей страны,
воплощающихся в дальнейшем в роялти. Правительство Соединенных Штатов располагает двусторонними соглашениями с 50 странами, по которым для американских предприятий, действующих на территории зарубежной страны, и для иностранных компаний, осуществляющих деятельность на территории США, устанавливаются одинаковые ставки на различные типы доходов, в том числе роялти. Ставки варьируются от нулевого значения до 10%
7. Налоговые льготы на прибыль от продажи акций США По налогу от продаж акций и других ценных бумаг, находящихся в собственности более года, устанавливаются налоговые льготы. Налог на доход от продажи ценной бумаги, находящейся в собственности более 5 лет, равен 18%
8. Налоговый зарплатный кредит Нидерланды Мера налогового стимулирования позволяет компенсировать расходы предприятия на оплату труда научных сотрудников. Ставка устанавливается в зависимости от следующих факторов: размер предприятия, сумма затрат на инновационные разработки, инновационный климат предприятия, частота инновационных исследований
Источник: составлено авторами на основании данных [6] Source: Authoring, based on [6]
Рисунок 1
Налоговая нагрузка в некоторых странах мира в 2015 г., % ВВП Figure 1
The tax burden in some countries of the world in 2015, % of GDP
Источник: составлено авторами по данным: OECD Statistics. URL: http://oecdru.org/statistic.html Source: Authoring, based on the OECD Statistics. Available at: http://oecdru.org/statistic.html
Рисунок 2
Взаимодействие элементов налогового регулирования в процессе стимулирования инновационной деятельности промышленных предприятий в сфере международного бизнеса
Figure 2
Interaction of the elements of tax regulation in stimulating the innovation of industrial enterprises operating internationally
Источник: составлено авторами Source: Authoring
Рисунок 3
Лидеры налогового стимулирования частных затрат на ИиР для больших компаний в странах ОЭСР по данным 2015 г., на 1 долл. США
Figure 3
Leaders of tax incentives for private R&D costs for large companies in OECD countries, according to 2015, per one USD
Источник: составлено авторами по данным: OECD (ОЭСР). URL: http://oecdru.org Source: Authoring, based on the OECD data. Available at: http://oecdru.org
Рисунок 4
Механизм налогообложения промышленных предприятий в целях повышения их инновационной деятельности Figure 4
Taxation mechanism of industrial enterprises to improve the innovation
Государственная политика в сфере стимулирования инновационного развития экономики
Меры стимулирования инновационной активности компаний
Экономические
Неэкономические (организационного характера)
CS о
I S
° s
L. Cl
0 С
1 g
я S
- I
>1 о
s &
и ее
2 Я Z О
II
I S.
S ce
5 g
g- Ë1 » =
M У
ID
U
о
El К ч Z 2
S S 9
5 « g
Sag
6 Ci Cl О U QJ
u о X
£ S к
с О es
as S В
ч F 2
с s о
X
— ш о a S- с и Ы S
* m a Q. В I
S T
z
H
e
a.
z
I
s =
£
z z
U S
z
et
S
О
и
Инновационное промышленное предприятие как объект управления заинтересовано в применении следующих мер налогового стимулирования инновационной деятельности
О ^ О
Применение налоговых льгот в виде снижения ставок по налогу на прибыль, на имущество, использованное
для развития инновационной деятельности
Снижение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль в части затрат на НИОКР
Применение налогового ннв естипио иного кредита для модернизации промышленного производства на основе
приобретения высокотехнологичного оборудования
Применение налоговых льгот на доходы из иностранного источника для стиму лир о в а ния трансфера технологий
РЕЗУЛЬТАТЫ
Создание инновационных продуктов и технологий, эффективное использование инновационного потенциала промышленного сектора, рост инновационной активности промышленных предприятий
сферы международного бизнеса
Источник: составлено авторами Source: Authoring
Список литературы
1. Брызгалин А.В., Головкин А.Н. Налоговая оптимизация недобросовестных контрагентов. М.: Налоги и финансовое право, Омега-Л, 2010. 144 с.
2. Радаев В.В. Деформализация правил и уход от налогов в российской хозяйственной деятельности // Вопросы экономики. 2001. № 6. С. 60-79.
3. Яковлева Е.А. Вопросы измерения налоговых эффектов в инвестиционной деятельности предприятия // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2014. № 2. С. 138-148.
4. Попов М.В. Налоговые инструменты стимулирования инвестиций в инновационное развитие экономики // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2012. № 2. С.208-218.
5. Попова Е.В. Основные направления налоговой политики государства в целях стимулирования инновационного развития // Инновации. 2006. № 7. С. 13-18.
6. Ратнер С.В., Дира Д.В. Налоговое регулирование инновационного развития экономики: зарубежный опыт и перспективы для России: материалы XII Международной научной конференции «Модернизация России: ключевые проблемы и решения». М.: ИНИОН РАН, 2011. С. 1-11.
7. Шелюбская Н.В. Политика ЕС по стимулированию инновационной деятельности частного бизнеса // Наука. Инновации. Образование. 2010. № 9. С. 120-130.
8. Егорова Е.Н. Актуальные вопросы налогового регулирования в современных условиях (теоретический аспект) // Сервис plus. 2011. № 4. С. 64-70.
9. Гудова С.В. Налоговое стимулирование деятельности как источник инновационного развития экономики // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. 2007. № 5. С. 274-277.
10. Забалуева М.А. Налоговое стимулирование инвестиций в инновационное развитие экономики России // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2010. № 3. С.106-109.
11. Гринкевич А.М. Налоговое стимулирование инновационной деятельности: сравнительный анализ российского и зарубежного законодательства // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 2. С. 81-86.
Национальные интересы: National Interests:
приоритеты и безопасность 9 (2016) 75-88 Priorities and Security
ISSN 2311-875X (Online) Economic Policy of the State
ISSN 2073-2872 (Print)
TAX INCENTIVES FOR INNOVATION DEVELOPMENT OF INDUSTRIAL ENTERPRISES OF RUSSIA ON THE BASIS OF INTERNATIONAL EXPERIENCE
Ol'ga V. NIKULINAa,% Aleksandr A. KUZNETSOVb
a Kuban State University, Krasnodar, Krasnodar Krai, Russian Federation [email protected]
b Kuban State University, Krasnodar, Krasnodar Krai, Russian Federation [email protected]
• Corresponding author
Article history:
Received 24 March 2016 Received in revised form 30 April 2016 Accepted 30 May 2016
JEL classification: G38, H21, L51, O31, O38
Keywords: international fiscal regulation, industrial enterprise, tax concessions, stimulation, innovation
Abstract
Subject The article deals with the problems in the sphere of tax incentives for innovative industrial companies operating internationally.
Objectives The article aims to develop a taxation mechanism and practical recommendations to improve the system of taxation for Russian industrial companies operating internationally. Methods For the study, we used the methods of statistical analysis, comparative analysis, and an analytical method.
Results Our paper presents certain practical recommendations to identify the most acceptable tax scheme for international industrial companies of the Russian Federation, to increase the effectiveness of funding research and development and enhance the innovative capacity of enterprises. We propose a developed taxation mechanism of industrial companies of the Russian Federation to enhance their innovation.
Conclusions Support measures in lowering the tax burden by establishing tax deductions and incentives, and provided by the State to high-tech manufacturing enterprises, are an essential mechanism for the development of an innovative economy. The combination of various tax incentive tools generates a positive innovation climate.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016
References
1. Bryzgalin A.V., Golovkin A.N. Nalogovaya optimizatsiya nedobrosovestnyh kontragentov [Tax optimization of unfair contractors]. Moscow, Nalogi i finansovoe pravo, Omega-L Publ., 2010, 144 p.
2. Radaev V.V. [Adjustment of rules and the tax evasion in the Russian economic activity]. Voprosy Ekonomiki, 2001, no. 6, pp. 60-79. (In Russ.)
3. Yakovleva E.A. [Issues of measurement of tax effects in the investment activity of the enterprise].
Nauchno-tehnicheskie vedomosti SPbGPU. Ekonomicheskie nauki = Scientific and Technical Sheets of St. Petersburg State Polytechnical University. Economic Sciences, 2014, no. 2, pp. 138-148. (In Russ.)
4. Popov M.V. [Tax instruments of stimulation of investment in innovative development of the economy].
Voprosy sovremennoi nauki i praktiki. Universitet im. V.I. Vernadskogo = Questions of Modern Science and Practice. University of VI. Vernadsky, 2012, no. 2, pp. 208-218. (In Russ.)
5. Popova E.V. [The main directions of tax policy of the State for stimulation of the innovative development]. Innovatsii = Innovation, 2006, no. 7, pp. 13-18. (In Russ.)
6. Ratner S.V., Dira D.V. [Fiscal regulation of innovative development of the economy: foreign experience and the prospects for Russia]. Modernizatsiya Rossii: klyuchevye problemy i resheniya - materialy XII Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii [Proc. 12th Int. Sci. Conf. Modernization of Russia: Key Problems and Solutions]. Moscow, INION RAS Publ., 2011, pp. 1-11.
7. Shelyubskaya N.V. [Policy of the EU on stimulation of innovative activity of private business]. Nauka. Innovatsii. Obrazovanie = Science. Innovation. Education, 2010, no. 9, pp. 120-130. (In Russ.)
8. Egorova E.N. [Topical issues of fiscal regulation in modern conditions: a theoretical aspect]. Servisplyus = Service Plus, 2011, no. 4, pp. 64-70. (In Russ.)
9. Gudova S.V. [Tax incentives of activity as a source of innovative development of the economy]. Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta = Bulletin of Krasnoyarsk State Agricultural University, 2007, no. 5, pp. 274-277. (In Russ.)
10. Zabalueva M.A. [Tax incentives of investment in innovative development of the economy of Russia].
Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo sotsial'no-ekonomicheskogo universiteta = Bulletin of Saratov State Social and Economic University, 2010, no. 3, pp. 106-109. (In Russ.)
11. Grinkevich A.M. [Tax incentives of innovative activity: a comparative analysis of the Russian and foreign legislation]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Tomsk State University, 2012, no. 2, pp. 81-86. (In Russ.)