Воронин С.А.
д.э.н., гл.н.с. Института прогнозирования и макроэкономических исследований, г. Ташкент
НАЛОГОВЫЙ МЕХАНИЗМ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИЙ И НЕОБХОДИМОСТЬ
ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В УЗБЕКИСТАНЕ
Ключевые слова: инновационная деятельность, налоговое стимулирование инноваций, налоговые льготы, национальная инновационная система.
Keywords: innovation, tax incentives for innovation, tax incentives, national innovation system, the competitiveness of products.
В настоящее время в экономике Республики Узбекистан осуществляются глубокие структурные преобразования и реализуются важные стратегические цели, среди которых - модернизация созданного потенциала и повышение его конкурентоспособности на основе инновационного развития. Поэтапный переход экономики на инновационный путь, несомненно, является предпосылкой роста конкурентоспособности любой страны. По мнению авторитетных специалистов, «в решении всего спектра стратегически важных проблем различных стран в XXI веке ключевая роль отводится инновациям, инновационной деятельности и основанной на знаниях экономике или инновационной экономике. Уровень технологического развития является одним из важнейших факторов, определяющих степень социально-экономического развития государства, его экономической и политической независимости ,..»1 Известно, что переход на путь устойчивого развития достигается в основном за счет масштабной активизации инновационных процессов. Главным фактором эффективности инноваций является наличие хозяйственного механизма, названного К. Фри-меном «Национальной инновационной системой»2. Именно на ее формирование нацелена в последние годы деятельность правительств ряда государств, намеревающихся достичь значительных успехов на мировых рынках в условиях нестабильности и ужесточения конкурентной борьбы.
В Узбекистане, как и в ряде других стран, инновационная деятельность также поддерживается государством. Это осуществляется при помощи нормативно-правовой системы, государственных и ведомственных фондов, крупных проектов и инвестиционных программ, налогообложения, а также других инструментов. Одними из первых после достижения независимости нормативными документами в сфере развития науки и инноваций являются Указ Президента Узбекистана «О государственной поддержке науки и развитии инновационной деятельности» от 8 июля 1992 г. и постановление Кабинета Министров «О мерах по государственной поддержке развития науки и инновационной деятельности» от 21 июля 1992 г. В соответствии с постановлением Президента Узбекистана «О мерах по совершенствованию координации и управления развитием науки и технологий» от 7 августа 2006 г. были продолжены реформы в области государственного регулирования управления и финансирования отечественной науки, сосредоточения ее усилий на приоритетных для страны направлениях. Важное место для развития науки и инноваций имеет постановление Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по стимулированию внедрения инновационных проектов и технологий в производство» от 15 июля 2008 г., в соответствии с которым были проведены структурные реформы в системе управления научными исследованиями.
В соответствии с принятыми правовыми актами ответственность за реализацию инновационных проектов по приоритетным государственным программам была возложена на Комитет по координации развития науки и технологий при Кабинете Министров, а продвижение наукоемких технологий в производство - на Министерство экономики. Патентную защиту отечественных инноваций осуществляет Узбекское агентство по интеллектуальной собственности. Экспортным инновационным поставкам и привлечению инвестиций в национальную экономику содействует Министерство внешнеэкономических связей, инвестиций и торговли и Фонд поддержки экспорта, созданный в 2015 г. при Национальном банке Республики Узбекистан.
Принятые за годы независимости меры по формированию инновационной экономики способствовали росту уровня производительных сил за счет более глубокого и эффективного использования интеллектуальных ресурсов и результатов фундаментальных и прикладных работ. Прикладные исследования и инновационные разработки, прежде всего, интенсивно развиваются в системе институтов Академии наук. При этом результаты исследований ориентированы в основном на нужды базовых отраслей экономики республики. За последние годы становится все больше примеров тесной связи академической науки с реальным сектором экономики. Академия наук внедрила в производство многие крупные инновационные разработки.
1 Кадыров А.А. Основные направления формирования Национальной инновационной системы Узбекистана. - http://www. innovation.uz/docs/FORMING_NIS.pdf
2 Freeman C. Technology Policy and Economic Performance. - L.: Pinter Publishers, 1987.
Академией наук, Комитетом по координации развития науки и технологий сформирован Банк инновационных проектов. В этом Банке все инновационные проекты включены в две отдельные группы: «требующие проведения опытных испытании» (группа №1, состоящая из 56 проектов) и «предлагаемые для внедрения в отраслях экономики» (группа № 2 из 131 проекта)1. Любое физическое или юридическое лицо может принять участие в продвижении инновационного проекта на любом этапе.
Реформирование системы управления наукой, проведенное в последние годы, позволило создать действенный механизм продвижения исследований от фундаментальных и прикладных разработок до инновационных работ, направленных на их практическое применение. Одним из важных инструментов внедрения, а также коммерциализации результатов исследований, обеспечения более тесной связи науки и производства, производителей инновационной продукции и ее потребителей стали ежегодные республиканские ярмарки инновационных идей, технологий и проектов. В ходе ярмарок 2008-2016 гг. было продемонстрировано более 4,0 тыс. инновационных идей и разработок, технологий, было подписано свыше 3 тысяч договоров общей стоимостью более 110 млрд. сумов. В результате было произведено новой продукции более чем на 1,0 трлн. сумов2.
Другим эффективным инструментом привлечения инвестиций в инновационную сферу является проведение международных инвестиционных форумов. Так, в ноябре 2015 г. в Ташкенте прошел форум, в котором приняли участие свыше 560 представителей авторитетных компаний из 33 развитых стран, а также руководители ведущих международных финансовых институтов. По итогам форума был подписан пакет инвестиционных соглашений более чем на 12 млрд. долл. США, включающий реализацию ряда важных инновационных проектов3. Благодаря принятым мерам в 2015 г. доля инновационной продукции в общем объеме промышленного производства составила около 9,0%.
В настоящее время в научно-исследовательских институтах и университетах Узбекистана имеется ряд готовых к применению наукоемких технологий, которые в том числе требует своего завершения в форме опытно-промышленных испытаний, оформления нормативной документации, бизнес-планов и других, и которые должны финансироваться либо из Государственного бюджета, а по большей части - заинтересованными базовыми отраслями экономики и ведущими предприятиями4. Для внедрения и коммерческой реализации данных проектов следует создавать малые посреднические фирмы, усилить стимулирующую роль налоговых инструментов, а также принять другие необходимые меры.
Механизм налоговых льгот для стимулирования инновационной деятельности широко используется во многих развитых странах мира. При этом особое внимание уделяется льготам, обеспечивающим развитие возобновляемых источников энергии и разработку «зелёных технологий». Так, доля налоговых льгот в ВВП колебалась от 0,06% в Великобритании до 0,22% - в Канаде, 0,19% - Южной Корее. Срок действия многих льгот был продлен до 2012 и 2013 гг., а в некоторых странах - до 2019 г. В США две трети финансирования НИОКР приходится на бизнес, а фундаментальные исследования обеспечиваются преимущественно за счет Федерального бюджета, в том числе - за счет предоставления льгот5. Таким образом, налоговые льготы и государственные инвестиции являются важным инструментом формирования инновационной экономики во многих успешных странах.
Во Франции с 2002 г. для новых предприятий появилась возможность приобретения статуса У1С, что позволило им воспользоваться налоговыми льготами и другими преференциями, предоставляемыми государством. Впервые этот статус был применен для стимулирования деятельности биотехнологических компаний. В 2004 г. после приобретения данного статуса в этих компаниях экономия на фонде заработной платы за счет предоставленных льгот составила в среднем 20% или около 40 млн. евро. В результате снижения операционных издержек у предприятий появилась возможность направлять сэкономленные средства на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. Это позволило фирмам начать реализацию новых инновационных проектов за счет средств отечественных и иностранных инвесторов. Установление статуса У1С позволило значительно упростить порядок субсидирования частных предприятий (в первые годы их существования), использовать различные налоговые и прочие льготы независимо от сектора экономики.
Необходимо отметить, что в Европейском Союзе с 2007 г. введены новые правила предоставления государственной помощи инновационным предприятиям, которые позволяют странам сообщества расширить поддержку исследований и разработок исходя из национальных приоритетов. В условиях действия данных правил значительно повышен «предел» помощи, которую каждое государство может предоставлять предприятиям без одобрения руководящих органов ЕС. Смягчение условий государственной помощи проведению исследовательских работ нацелено на достижение Лиссабонского 3% ориентира (общий объем работ от ВВП), а также на повышение эффективности государственной помощи частному бизнесу. Данные правила характеризуются строгостью и ответственностью в силу проведения правительством жесткой конкурентной и антимонопольной политики. Эти меры нацелены на поддержку инноваций с особым акцентом на поддержку малого бизнеса.
Налоговые льготы, стимулирующие инновационную деятельность, обычно рассматриваются в двух группах: объемные, т.е. пропорциональные размеру понесенных затрат, и приростные, рассчитываемые в зависимости от при-
1 www.uzscience.uz/ru/bank/index
2 Салихов Ш. В Узбекистане развивается эффективный механизм внедрения научных разработок в реальный сектор экономики. - http://uzscience.uz/ru/linkpages/view/id/2
3 Секрет успеха - в инновациях // Правда Востока. 2015. - 10 декабря. - www.pv.uz
4 Салихов Ш. В Узбекистане развивается эффективный механизм внедрения научных разработок в реальный сектор экономики. - http://uzscience.uz/ru/linkpages/view/id/2
5 Гимранова О.Б. Налоговые стимулы активизации инновационной деятельности. 30.11.2015.| - http://www.biznes-daily.uz/ru/biгjaexpert/35120-nalogovi-stimulo-aktivizatsii-innovatsionnoy-dyatlnosti
роста затрат на НИОКР по сравнению с базовым годом или средним уровнем за определенный период1. Наиболее значительные объемные скидки применяются в Австралии (150%) и Сингапуре (200%). В данном случае из налогооблагаемого дохода вычитаются суммы, в 1,5-2 раза превышающие затраты на НИОКР. В Голландии скидку применяют к сумме заработной платы научных работников и технических специалистов, осуществляющих НИОКР. Скидка предоставляется исходя из достигнутого компанией роста затрат на НИОКР по сравнению с уровнем базового года или среднего за какой-то период.
Такие страны, как Франция, Канада, США и Тайвань используют приростную схему расчета налоговых льгот. Наибольший уровень данной ставки используется во Франции (50%), а также в Канаде, США, Японии и на Тайване, где она составляет 20%. Отдельные страны используют одновременно обе системы, но для различных видов расходов. Так, в США приростная скидка дополнена объемной скидкой в размере 20%. Она используется для расходов частного предпринимательства, осуществленных в сфере фундаментальных исследований.
В некоторых странах принят предельный уровень расходов для списания налоговых платежей по скидкам на проведение научно-исследовательских работ. Так, в Японии и Республике Корея верхний «потолок» не должен быть выше 10% от суммы корпоративного налога (для мелких и средних предприятий, функционирующих в Японии -15%), Испании - 35%, Канаде - 75%, на Тайване - 50%. Предельный уровень налоговой скидки установлен также с таких странах, как Австралия, Франция, Италия и Нидерланды.
В США фирма не имеет права удваивать затраты на НИОКР в течение одного года, а коэффициент средней наукоемкости (соотношение затрат на НИОКР и стоимости продаж) не может быть выше 16%. Данные финансовые ограничения применяются в целях недопущения существенных колебаний суммы налоговых платежей и исключения возможности манипулирования отчетностью фирм в целях получения необоснованно высоких налоговых льгот и преференций2.
Использование налоговых льгот в качестве механизма стимулирования инновационной деятельности нередко обосновывается тем, что опосредованное стимулирование требует значительно меньших бюджетных затрат, по сравнению с прямым финансированием, и в то же время им может быть охвачен гораздо больший круг инновационных
„ 3
предприятий и выпускаемой ими продукции .
В экономике Узбекистана налоговые поступления являются главным источником формирования средств Государственного бюджета, а также действенным инструментом воздействия на инвестиционно-инновационную деятельность. В настоящее время в национальной экономике в соответствии с Налоговым кодексом действует 10 видов налогов, 5 других обязательных платежей, а также применяются упрощенные режимы налогообложения для малых предприятий, микрофирм, торговых организаций, фермерских хозяйств, и фиксированный налог по отдельным видам деятельности. По некоторым из них государство установило льготы, стимулирующие инновации (табл. 1).
Таблица 1
Действующие механизмы налогового стимулирования инновационной деятельности
и рекомендации по их расширению
Принятые меры налогового стимулирования по Налоговому кодексу РУз Рекомендации по усилению действия налоговых стимулов
Налоговые льготы по налогу на прибыль: - выплаты физическим лицам за рационализаторские предложения вычитаются из дохода, облагаемого налогом на прибыль предприятий; - прочие расходы, вычитаемые из дохода, облагаемого налогом на прибыль, включают в себя и расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, связанные с деятельностью (кроме расходов на приобретение основных средств, их установку и других расходов капитального характера); - расходы на изобретательство, рационализацию производственного характера, проведение опытно-экспериментальных работ, изготовление и испытание моделей и образцов по изобретениям и рационализаторским предложениям, организацию выставок, смотров, конкурсов, а также на другие мероприятия по изобретательству и рационализаторству, на выплату авторского вознаграждения, создание новых и совершенствование промышленных технологий, создание новых видов сырья и материалов, переоснащение производства вычитаются из дохода, облагаемого налогом на прибыль предприятий; - налогооблагаемая прибыль юридических лиц уменьшается на сумму средств, направляемых на модернизацию, техническое и технологическое перевооружение производства, приобретение нового технологического оборудования, расширение производства в форме нового строительства, реконструкцию зданий и сооружений, используемых для производственных нужд, но не более 30% налогооблагаемой прибыли. В целях создания благоприятных налоговых условий для активизации инновационной деятельности целесообразно: - установить льготы для банковско-кредитных учреждений, стимулирующих НИОКР и инновации (освобождение части прибыли, полученной ими в результате предоставления долгосрочных кредитов под конкретные инновационные проекты); - ввести льготы по налогу на доходы физических лиц (снижение налоговой базы на величину дохода, полученную за счет изобретательства, рационализаторства, владения патентом или промышленным образцом); - расходы предприятий на освоение новых производств, новых видов серийной и массовой продукции и технологических процессов, комплексное апробирование оборудования и установок следует вычитать из налоговой базы по налогу на прибыль. Следует предоставить налоговые льготы промышленным предприятиям, научным учреждениям, малым и другим фирмам не только по налогу на прибыль и НДС, но и по другим налоговым платежам (единый налоговый платеж, единый земельный налог, налог на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры).
Источник: Составлена автором на основе Налогового кодекса Республики Узбекистан.
1 Киселева В.В., Колосницына М.Г. Государственное регулирование инновационной сферы: Учеб. пособие для вузов / Высшая школа экономики. - М.: ГУ ВШЭ, 2008. - С. 402.
2 Рюмина Ю.А. Зарубежный опыт налогового стимулирования инновационной деятельности // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2012. - № 3.
3 Инновационный менеджмент: теория и практика / Под ред. Казанцева А.К., Миндели Л.Э. 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2004. - С. 518.
До 2013 г. значительная часть налоговых льгот действовала в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 15 июля 2008 г. «О дополнительных мерах по стимулированию внедрения инновационных проектов и технологий в производство», а также Налоговым кодексом Республики Узбекистан1. В сфере деятельности научных учреждений средства, направляемые на инновационную деятельность, были освобождены от уплаты практически всех видов налогов, кроме единого социального платежа2. Однако в конце 2012 г. срок их действия завершился, а на новый период они не были продлены. Это сказалось на инновационной активности научных учреждений и других организаций, которые ранее использовали данные льготы.
Вместе с тем в настоящее время продолжают действовать отдельные льготы, предоставленные Налоговым кодексом. Так, в соответствии с Налоговым Кодексом предусматривается, что отдельные расходы предприятий не вычитаются при исчислении налогооблагаемой прибыли в момент их возникновения в текущем отчетном периоде, но подлежат вычету в последующих периодах, в течение срока, установленного учетной политикой налогоплательщика, но не более 10 лет. К данным расходам относятся расходы на освоение новых производств, цехов, агрегатов, а также производство новых видов серийной и массовой продукции и технологических процессов; комплексное апробирование (вхолостую) всех видов оборудования и технических установок с целью проверки качества и их монтажа3.
В соответствии со статьей 208 Налогового кодекса освобождаются от НДС обороты по научно-исследовательской деятельности и инновационным работам, выполняемым предприятиями и организациями за счет средств Госбюджета (при наличии заключения финансового органа о выделении средств из бюджета), если иное не предусмотрено статьей 212 Кодекса4. Однако было бы более обоснованным, если бы данная льгота действовала не только для научных работ, реализуемых за счет средств Госбюджета, но и за счет средств частных инвесторов. Это будет не только способствовать развитию конкуренции на рынках инноваций, но и стимулировать повышение их качества.
Большинство предоставленных государством налоговых льгот, стимулирующих НИОКР и инновационное развитие, связано со снижением налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. Однако в настоящее время данный налог в Узбекистане исчисляется по сравнительно низкой ставке в размере 7,5% (обычная) и является наименее обременительным для предприятий. В Госбюджете республики поступления по данному налогу занимают сравнительно небольшой удельный вес (3,5% от доходов Госбюджета). Поэтому, предоставленные льготы по этому налогу не дают промышленным предприятиям существенного эффекта для стимулирования НИОКР и инноваций.
Анализ нормативно-правовой базы налогообложения доходов физических лиц показывает, что налоговых стимулов для активизации инновационной деятельности изобретателей, рационализаторов, новаторов производства также явно недостаточно (в особенности, занятых в сфере промышленности). Так, в соответствии с Налоговым кодексом, выплаты физическому лицу за реализацию рационализаторских предложений являются частью дохода, облагаемого налогом на доходы физических лиц5.
Таким образом, исследование существующей в Узбекистане практики налогообложения юридических и физических лиц показывает, что в настоящее время имеются существенные резервы для усиления налоговых стимулов в инновационной сфере экономики. Действие налоговых льгот во многом зависит от приоритетов социально-экономического развития страны. Главным ориентиром для развития Узбекистана в ближайшей перспективе является поэтапное увеличение глубины переработки отечественных сырьевых ресурсов минерального и растительного происхождения, расширение объемов и номенклатуры производства продукции с высокой добавленной стоимостью6. Однако в настоящее время имеются отдельные проблемы, которые сдерживают инновационное развитие в высокотехнологических отраслях экономики. Так, сложился разрыв между завершенной научной частью НИОКР и спросом на инновации со стороны крупного промышленного производства. В связи с этим уже в краткосрочной перспективе в условиях ужесточения конкурентной борьбы на внутренних и мировых рынках, усиления действия внешних рисков следует расширить спектр действия налоговых льгот для стимулирования инновационной деятельности в секторах, в которых производится продукция с высокой степенью обработки.
В целях создания благоприятных условий для активизации инновационной деятельности в краткосрочной перспективе некоторые экономисты предлагают реализовать следующие меры: снизить налоговые ставки на прибыль, используемую на финансирование НИОКР, приобретение высокотехнологичного оборудования и другие цели, связанные с инновационной деятельностью; рассмотреть вопрос уменьшения налогооблагаемой базы на величину расходов, направленных на проведение НИОКР; разработать порядок предоставления налогового кредита по налоговым платежам из прибыли, используемой на инновационные цели; включить затраты на НИОКР в себестоимость продукции; предусмотреть налоговые каникулы на прибыль, полученную от внедрения инновационных проектов, предоставляемые на несколько лет; установить льготы по налогообложению прибыли, полученной в результате использования запатентованных изобретений, ноу-хау и других объектов интеллектуальной собственности; уменьшить налогооблагаемую прибыль на суммы взносов в фонды, используемые для инновационной деятельности, на приобретение приборов и оборудования, передаваемого в научно-исследовательскую и инновационную сферы7. На наш взгляд, выше-
1 Налоговый кодекс Республики Узбекистан. - www.soliq.uz/upload
2 Инновационная деятельность Академии наук Республики Узбекистан. - http://www.academy.uz/ru/activities/part_5.php
3
П.1 и П.2 Статьи 146 Налогового Кодекса Республики Узбекистан.
4 Статья 208 Налогового Кодекса Республики Узбекистан.
5 Статья 173 Налогового Кодекса Республики Узбекистан.
6 www.gov.uz/ru/news/view/4238
7 Гимранова О.Б. Налоговые стимулы активизации инновационной деятельности. 30.11.2015. - http://www.biznes-daily.uz/ru/ biгjaexpert/35120-nalogovi-stimulo-aktivizatsii-innovatsionnoy-dyatlnosti
перечисленные меры могут успешно использоваться и в экономике Узбекистана, Российской Федерации и других странах СНГ для развития инновационной сферы.
В целях стимулирования инноваций важным фактором является снижение совокупного налогового бремени на деятельность инновационных коммерческих и некоммерческих структур. Регулятору (правительству) необходимо создать эффективный механизм перераспределения налоговых поступлений государства в пользу развития инновационной сферы, улучшить существующую систему банковского кредитного и фондового финансирования инноваций на базе венчурной системы, усилить мотивации к творчеству в научно-технической сфере.
В целях стимулирования инноваций для юридических лиц целесообразно использовать налоговые льготы не только по налогу на прибыль, но и по таким налоговым платежам, как единый налоговый платеж (ЕНП) для малых предприятий и микрофирм, налог на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры, единый земельный налог (ЕЗН) для сельскохозяйственных товаропроизводителей (если они занимаются созданием, продвижением, коммерциализацией и использованием инноваций).
В части льгот по налогу на прибыль следует установить правило, что расходы хозяйствующих субъектов на освоение новых производств, цехов, производство новых видов серийной и массовой продукции и технологических процессов, комплексное апробирование всех видов оборудования и технологических установок с целью проверки качества и их монтажа следует вычитать из налогооблагаемой базы налога на прибыль не только в будущих периодах, но и в момент их возникновения в отчетном периоде.
Следует вернуться к практике, когда доходы физических лиц от продажи патента (лицензии), полученные дивиденды или проценты от наличия прав на новшества в пределах срока их действия не облагаются налогом на доходы с физических лиц. Необходимо ускорить разработку нормативно-правовых документов, предусматривающих существенные льготы для новаторов, изобретателей, рационализаторов, а также - обеспечение параллельного финансирования как исследования научных институтов и центров, так и промышленных предприятий (особенно на начальном этапе создания или трансфера новых технологий). Это позволит существенно повысить материальную заинтересованность новаторов (ученых, работников предприятий и др. организаций), а также юридических лиц в активизации инновационного процесса.
Таким образом, на основе развития механизмов налогообложения и реализации других необходимых мер следует создавать условия, способствующие повышению конкурентоспособности продукции с высокой степенью обработки и добавленной стоимостью. Рост доходности у юридических и физических лиц от создания и внедрения инноваций будет способствовать активизации инновационной деятельности и на этой основе - повышению конкурентоспособности экономики и достижения установленных приоритетов в среднесрочной и долгосрочной перспективе.